О горе злочастии читать. «Повесть о горе и злочастии

ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ».

ПОВЕСТЬ ОБ АЗОВСКОМ ОСАДНОМ СИДЕНИИ ДОНСКИХ КАЗАКОВʼʼ.

Возникла в казачьей среде, показала самоотверженный подвиг смельчаков, которые

захватили в 1637 турецкую крепость Азов и сумели отстоять её в 1641 от превосходивших сил

Жанру деловой письменности он придал яркое поэт. звучание: широкое использование

казачьего фольклора, а также правдивое и точное описание самих событий.

Прощание казаков - самое поэтическое место повести.

Религиозная фантастика служит здесь лишь средством возвеличения патриотического

подвига защитников Азова.

ʼʼПовести о взятии Царьградаʼʼ, сочетаются с обильным введением в повествование

казачьего фольклора.

В повести выражено стремление создать образ массы, передать ее чувства, мысли и

настроения.

В конце 17 века сюжет превращается в сказочную ʼʼ Историю об Азовском взятии и осадном

сидении от туркского царя Брагима донских казаковʼʼ.

Особенности жанра бытовой повести. "Повесть о Горе-Злосчастии".

Процесс побуждения сознания личности находит отражение в новом жанре - бытовой

повести(2-я половина 17 века).

Новый тип героя, заявившего о себе как в жизни, так и в лит-ре.

Здесь- борьба старины и новизны, кот пронизывала всœе сферы общественной и личной

Стиль. Устно-поэтическая стихия окрашивает собой ʼʼПовестьʼʼ. Полное тождество

метрического строя повести со строем былинного стиха. Обращают на себя внимание

былинные общие места (приход на пир). Прием повторения отдельных слов (ʼʼнадейся,

надейся на меня, брата названоваʼʼ). Прием тавтологии сочетаний (ʼʼкручиноват, скорбен,

нерадостенʼʼ, ʼʼукрасти-ограбитиʼʼ, ʼʼисти-кушатиʼʼ, род-племяʼʼ). Употребление постоянных

эпитетов (ʼʼбуйны ветрыʼʼ, ʼʼбуйна головаʼʼ, ʼʼбыстра рекаʼʼ, ʼʼзелœено виноʼʼ, ʼʼдубовый столʼʼ).

Явственно дает о себе знать книжная традиция. Обнаруживается она во вступлении к

повести, излагающим происхождение греха. Присутствует она и в последних строках повести.

Вступление и заключение сближают ее с произведениями житийного жанра

Центр.
Размещено на реф.рф
тема повествования- трагическая судьба молодого поколения, старающегося порвать

со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

Вступление- библейский сюжет об Адаме и Еве в новой трактовке: причина преступления ч-

ком заповеди и смирения в нём самом, а не в потусторонних сил.

В литературу на смену исторической личности приходит вымышленный герой, в характере

которого типизированы черты целого поколения переходной эпохи.

Это светская бытовая биографическая повесть.

Образ Горя олицетворяет трагическую участь, судьбу, долю человека, одновременно

символизирует внешнюю, враждебную человеку силу и внутренне состояние человека, его

душевную опустошенность.

Краткий смысл. Молодец пренебрег старинным укладом жизни и морали, вздумал жить

как хочется, и отсюда пошли всœе беды. Когда возомнил о себе многое, завладело им

неотвязное Горе, сломившее его непокорство, превратившее в ничтожество. Он находит

спасение в монастыре, где нельзя проявлять самостоятельность. Такова расплата за отступ от

заветов отцов.

2 миропонимания: 1)родителœей и ʼʼ добрых людейʼʼ- большинство, придерж. домостройной

морали 2)Молодец- стремление нового поколения к свободе.

Новый герой в "Повести о Савве Грудцыне".

Примыкает к ʼʼ Горю И Злосчастиюʼʼ(70-е годы). В ней также рассказывается о

взаимоотношениях двух поколений, противопоставляются 2 типа отношений к жизни.

Основа сюжета - жизнь купеческого сына Саввы Грудцына.

Здесь упомянуты ист. личности: царь Михаил Фёдорович, воевода Шеин, сотник Шилов, сам

герой - истинное лицо.

Главное место в повести занимают картины частной жизни.

Центральное место отводится любовной интриге, первые попытки изобразить любовные

переживания человека.

Идейно-художественная функция беса в произведениии такая же, что и Горя. Он выступает

воплощением судьбы героя и внутренней смятённости его молодой и порывистой души.

Образ беса близок народной сказки.

Победа Саввы над вражескими богатырями изображена в героическом былинном стиле. А

его победа в поединке с вражескимиʼʼ исполинамиʼʼ поднимается до значения

национального подвига.

Царская служба рассматривается бесом как средство достижения Саввы перехода в

повестей.

Новаторство состоит в попытке изобразить обыкновенный человеческий характер в

обыденной бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера,

показать значение любви в жизни человека.

"Повесть о Фроле Скобееве". Реалистические тенденции, язык повести, характер героя.

Герой - бедный дворянин, удачно устраивает свое материальное благополучие,

женившись обманом на дочери богатого стольника Нардина-Нащокина – Аннушке.

Фрол подкупает мамку Аннушки и в девичьем уборе попадает к Аннушке на вечеринку,

во время которой, при помощи той же мамки, уединяется с девкой и, соблазняет ее

неопытную. Этот приносит ему материальную выгоду: Аннушка, отпуская Фрола, дарит ему

несколько червонцев. Фрол думает жениться на Аннушке, которую в это время родители

вызывают из их новгородской вотчины в Москву для сватания. Он спешит туда твердо решив

добиться своего. Вновь через няньку он завязывает отношения с Аннушкой, от которой

получает 20 р.
Размещено на реф.рф
За Аннушкой должна была быть прислана карета͵ чтобы везти ее в гости к

тетке в монастырь. Он обманом раздобывает у своего покровителя, стольника Ловчикова,

карету, спаивает кучера и увозит Аннушку к себе и женится на ней.

По распоряжению царя сделана публикация о пропаже дочери Нардина-Нащокина и

велœено было похитителю вернуть ее под страхом казни. Фрол просит заступничества

Ловчикова, угрожая его в противном случае впутать в свое дело (содействие в

преступлении). Ловчиков выручает Фрола, для чего устраивает ему в своем присутствии

встречу с отцом Аннушки. Со смелостью авантюриста Фрол объявляет Нардину-Нащокину о

похищении его дочери и просит прощения. От жалобы на похитителя царю Скобеева спасает

Родительское сердце смягчается, и Нащокин не только не жалуется царю на Фрола, но и

просит царя отпустить вину своему зятю.

Фрол умело пользуется жалостью родителœей к дочери, заставляет ее притвориться

смертельно больной, когда слуга Нащокина отправляется навестить ее. Плуту Фролу

неизменно сопутствует удача. Родители Аннушки снабжают молодоженов обильным

провиантом, чтобы ʼʼворʼʼ, ʼʼсобакаʼʼ Скобеев не заморил голодом их дочь. И зажил плут

Характер.
Размещено на реф.рф
Фрол – сочетание наглости, цинизма, авантюризма, угодливо-рассчитанной

деликатности. В доме своего тестя он безропотно и покорно выслушивает его оскорбления и

смиренно отвечает на обидные клички.

Характеры родителœей Аннушки колеблются между чувством гнева за дочь и жалостью к

ней, и в конце концов примиряющихся с ней. Показаны живо и правдоподобно.

Язык. жанр.
Размещено на реф.рф
Повесть любопытна своим реализмом и психологизмом. Персонажи

типичные. Поступки мотивируются свободными действиями персонажей. Интересна повесть

своим живым юмором. Тонко и умело передано снисходительно-пренебрежительное

отношение родовитого стольника к своему горе-зятю, показано постепенное смягчение

оскорбленного отца и нарастание в нем заботы о судьбе молодых супругов.

Язык повести обнаруживает коренное отличие от традиционного языка литературы.

Приближен к языку светских повестей петровской эпохи, обильно использует современный

канцеляро-приказной жаргон. В повесть попали модные иностранные слова, вроде

ʼʼпубликацияʼʼ, ʼʼреестрʼʼ, ʼʼквартираʼʼ, ʼʼперсонаʼʼ, ʼʼбанкетыʼʼ, вычурные выражения-

ʼʼвозыметь люблениеʼʼ, ʼʼобязательная любовьʼʼ и т.д.

Действие повести в одном из списков приурочивается к 1680 ᴦ. ʼʼПовестьʼʼ представляет

собой типичный образчик жанра плутовской новеллы. В последней четверти XVIII в.

ʼʼПовестьʼʼ подверглась литературной обработке под пером Новикова.

Сатира против судопроизводства. Повесть о Ерше Ершовиче.

Сатира, пародия, юмористическая повестушка осмеивали чаще всœего приказные порядки или

всœе, что связано с церковным бытом.

Освобождение демократических слоёв Московской Руси 17 века от старинных устоев и

воззрений.

Сатира об эксплуатации городских и деревенских масс властью.

Повесть о Ерше Ершовиче:

тема – земельная тяжба между рабами из-за владения Ростовским озером.

Лещ и Головль – крестьяне, которые издавна владели Ростовским озером. Бьют

челом рыбам-судьям. Жалуются на Ерша. Почему?

Ёрш приехал вместе с женой и детьми и притворился крестьянином, которому нужно

переночевать. Его пустили. Потом Ерш обжился в озере, потом объявил себя его хозяином, а

Леща и Головля своими крестьянами.

Ни у них, ни у Ерша не осталось документов на право владения Ростовским озером. Суд

вызывает свидетелœей (рыб Лодугу, Сига и Сльдь), которые говорят в пользу Леща и Головля,

потому что были с ними в дружеских отношениях. Суд постановляет выдать Лещу и Головлю

правую грамоту и отдать и Ерша с головой.

Тот выставляет с хвоста щетины, голова его чересчур костиста – Лещ и Головль не могут

проглотить его. Так Ерш остаётся живым. (Но его бил кнутом палач!)

таким образом, в повести берутся под защиту крестьяне, насилуемые эксплуататорами-

землевладельцами.

Антицерковная сатира. ("Калязинская челобитная", "Притча о бражнике")

антицерковная литература- 17в.

ʼʼ Калязинская челобитная ʼʼ - яркий обличительный документ, изображающий быт и нравы

монашества. Осмеивается сытая и разгульная жизнь монахов. Οʜᴎ удалились от мирской

суеты, чтобы вести неправедный образ жизни.

Калязинский мужской монастырь - объект сатирического обличения. Это позволяет автору

указать на типичные черты жизни русского монашества 17 века.

В форме слёзной челобитной жалуются монахи архиепископу Тверскому и Кашинскому

Симеону на своего нового архимандрита.

Норма жизни иноков - пьянство, чревоугодие и разврат, а не пост и молитва. По этой причине и

возмущены монахи своим архимандритом, которые круто меняет заведённые ранее

порядки и пытается внести устав правильного ведения монашеской жизни.

Он блюдёт их нравственность, запрещает винокурение и пивоварение, которым занимаются

монахи в целях добычи средств.

Монахи недовольны, что их заставляют ходить в церковь и молиться.

Жестокий, жадный и корыстолюбивый архимандрит является также объектом обличения

повести. Он вводит в монастыре систему телœесных наказаний, морит монахов голодом в

наказание.

Стиль:

Основное средство сатиры - язвительная ирония, скрытая в слёзном плаче монахов.

афористичность (насмешка часто выражена в форме народных рифмованных прибауток)

ʼʼ Притча о бражнике ʼʼ. Построена на антитезе: бражник и пребывающие в раю ʼʼсвятыеʼʼ.

Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы над ʼʼправедникамиʼʼ.

Райского блаженства удостоены:

трижды отрекавшийся от Христа апостол Пётр

убийца первомученика Стефана апостол Павел

прелюбодей царь Давид

грешник из ада царь Соломон

убийца-святитель Николай.

Им противопоставляется ʼʼбражникʼʼ, и он превосходит их в нравственном плане, он уличает

их в преступлениях, а сам он никаких преступлений не совершал.

В забавной шутке, сказочной ситуации звучит гневная сатира на церковь и церковный догмат

почитания святых.

БИЛЕТЫ №40, 41

ʼʼЖитие протопопа Аввакумаʼʼ. Автобиографизм, язык и стиль.

Проблематика и композиция ʼʼЖития протопопа Аввакумаʼʼ.

Протопоп Аввакум (1621-1682)– вождь и вдохновитель старообрядчества.

Книги с церковными обрядами современной греческой церкви не во всœем совпадали с

русской церковной практикой. По почину патриарха Никона (середина 17 века) греческие

богослужебные книги должны были заменить русские. Отсюда в 40х годах возник кружок

ʼʼревнителœей благочестияʼʼ, задачей которого являлось поднятие религиозного и

нравственного уровня русской церкви.

ʼʼЖитиеʼʼ (1672 – 1675) - Первый в русской литературе опыт автобиографии.

Родился в селœе Григорове в Нижегородской области в 1621 году. Женился на Настасье

Макаровне, которая стала его верной спутницей, одобряла в трудном жизненном пути. Был

выслан из-за строптивого характера в село Лопатицы, и там в 21 год стал дяконом, в 23 –

священником.

Снова начинаются гонения на Аввакума, и он с женой и детьми отправляется в Москву. Был

назначен протопопом в Юрьевец-Повольский. Но и там мужики и бабы избивают его.

Аввакум считает, что с ним так поступали, потому что он унимал попов и баб от ʼʼблудниʼʼ и за

чересчур строгое взыскание патриарших податей.

В 1652 году снова приходит в Москву без семьи и устраивается священником в Казанском

соборе. Не поддерживал Никона и, ступив в борьбу против него, поплатился заключением в

Андрониевском монастыре (ну и как всœегда в древнерусской литературе описываются

наказания - там его жестоко бьют, плюют в глаза и всœе такое). ССылают в Сибирь, в Тобольск.

За полтора года жизни там на него было подано пять доносов. ССылка на границу Монголии,

где жизнь была голодной и холодной, и Аввакум часто был под угрозой смерти (снова

говориться от всяческих издевательствах над ним местным воеводой Афанасием

Пашковым).

В 1663 году с целью примирить Аввакума с официальной церквью царь зовет его в Москву.

Власти просят Аввакума только о том, чтобы он молчал, суля ему почетные должности и

отдавая деньги пачками. Аввакум сдерживался полгода, но потом послал письмо царю с

просьбой ʼʼвзыскать старое благочестиеʼʼ. Аввакума с семьёй ссылают на север в Мезень.

Когда вопрос о борьбе со старообрядцами встал очень остро (1666 =О год) привезли в

Москву и полтора года, чередуя физические меры с увещеваниями, пытались победить его

упорство. Но ничто не сломило Аввакума. Его снова отправляют в ссылку, на крайний север, в

Пустозёёрск (1667), где он и его последователи энергично продолжают борьбу за старую

веру. Там и началась его литературная деятельность, несмотря на ужасные условия

Фэдором ʼʼза великия на царский дом хулыʼʼ.

В ʼʼЖитииʼʼ Аввакум неоднократно указывает на чудеса ʼʼбожьей силыʼʼ, которая его

поддерживала: он и его семья не тонут в воде, ангел насыщает его вкусными вещами, лёд

расступается по его молитве и д.

Стиль, Язык:

Новаторство – традиционное житие Аввакум трансформирует в полемически заостренную

автобиографию, в повествование не о каком-либо постороннем угоднике, а о самом себе.

Старые книжники воспитывались в пренебрежении к собственной личности, произведение

Аввакума они посчитали бы гордыней.

- ʼʼЖитиеʼʼ поучительное и полимическое, обращено к широкой аудитории

единомышленников.

Аввакум смело пользуется живой речью, вводит в неё диалектические особенности своего

родного григоровского говора (н/р постопозитивный член – указательное местоимение

после существительного).

Начинает ʼʼЖитиеʼʼ чистой церковнославянской речью, меняет потом на живую русскую,

изредка цитирую ʼʼсвященное писаниеʼʼ.

Контрастируют с ними вульгаризмы, бранные эпитеты в адрес противников (н/р Никон у

него ʼʼносатый и брюхатый борзой кобельʼʼ, ʼʼлисʼʼ, ʼʼадов пёсʼʼ (одно семейство собачих.

Конечно, это же Я делаю билет!)

· К лицам особо уважаемым и страдальцам за веру Аввакум иногда посылает обращения в

торжественно-витиеватой церковнославянской форме.

· Для оживления речи Аввакум вводит в неё оговорки, присловья и пословицы (н/р ʼʼИз

моря напился, а крошкою подавилсяʼʼ

В ʼʼЖитиеʼʼ большое количество диалогов

· Всё это – черты реалистического письма.

Переводные повести XVII в. ("Повесть о Бове Королевиче")

В 17 в. (2-я половина) идет приток западной литературы(польша и чехия). Большая часть ее -

светской, меньшая- церковной идеологии.

1)- рыцарские повести("История семи мудрецов"), анекдоты, новеллы, басни.

2)- сборники нравоучительных рассказов("Великое Зерцало", "Звезда Пресветлая")

Основа большинства переводных повестей- сюжеты, имевшие широкое хождение на западе

и востоке, приходили так же из Византии.

Переводчики - ученые монахи, служащие Посольского приказа.

"Повесть о Бове Королевиче"

В 1693 г она упоминается в числе "потешных книг" царевича Алексея Петровича. В 18 веке в

дворянской среде "Повесть о Бове" принимает черты авантюрно-галантной "гистории". Во 2-

ой половинœе 18 в. она в той же среде превращается в рыцарско-богатырскую сказку, в

которую иногда попадают намеки на политические события эпохи. С начала 18 в. "Повесть"-

широко известная русская народная сказка. Ряд вариантов этой сказки начиная с 1850 до

1918 насыщены элементами мещанской семейной повести.

Характерные особенности:

занимательный авантюрный сюжет

сюжет близок к волшебной сказке

образ главного героя близок к образам народного героического эпоса (Бова храбр, честен,

он поборник правды и справедливости, борется за православную христианскую веру с

царём Салтаном. Обладает огромной физической силой и красотой подобно русским

Противник Бовы Лукопер характеризуется теми же чертами врага, что и в народной

эпической поэзии.

Много сказочных мотивов

В повествовании много элементов чисто русского быта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, западноевропейский роман при переводе утратил черты своего оригинала и

стал достоянием древнерусской литературы и устного народного творчества.

Знать пересказ самой повести.

Симеон Полоцкий- поэт, издатель, драматурᴦ. "комедия притчи о блудном сыне".

Деятельность он посвятил борьбе за просвещение.

Одно из любимых занятий Симеона было ʼʼрифмотворениеʼʼ , поэт. литературная

деятельность.

Начало его литиратурной деятельности- пребывания в академии. Там он пишет элегии,

сатирическую поэму, направленную против шведского короля Густава-Адольфа, пишет на

украинском, белорусском, польском языках.

В Москве только по-русски- наивысший расцвет.

СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ Полоцкого формировался под воздействием польского и

украинского стиха.

Он выступает в качестве 1-го придворного поэта͵ создателя панегирических торжественных

стихов, явившихся прообразом оды.

В центре пан виршей- образ идеально просвещённого монарха.

Сюда он включает имена античных богов и героев: Феб златой, лоно Зевса и т д.

Особенности стиля Полоцкого - типичное проявление литературного барокко. Все

панегирические вирши (800 стихов), стихи на различные случаи придворной жизни были

объединœены им в ʼʼ Рифмологионʼʼ.1679-1680.

2957 виршей различных жанров: подобия, образы, присловия, толкования и т д.

Ставит вопросы моральные, стараясь дать обобщенные образы девы(ʼʼ Деваʼʼ), (ʼʼВдовствоʼʼ),

рассматривает вопросы женитьбы, достоинства, чести.

САТИРА ОБЛИЧЕНИЯ - носит обобщённо-моралистический характер, абстрактный.

"Комедия"

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне

часть имения . И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё,

пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё,

настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителœей

страны той, а тот послал его на поля свои пасти свинœей; и он рад был наполнить чрево свое рожками,

которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца

моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему:

отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими

меня в число наемников твоих .

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав,

пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и

уже недостоин называться сыном твоим . А отец сказал рабам своим: принœесите лучшую одежду и

оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телœенка,

и заколите; станем есть и веселиться! ибо данный сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся .

И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и

ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое ? Он сказал ему: брат твой пришел, и

отец твой заколол откормленного телœенка, потому что принял его здоровым . Он осœердился и не

хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе

и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне

повеселиться с друзьями моими; а когда данный сын твой, расточивший имение своё с блудницами,

пришел, ты заколол для него откормленного телœенка . Он же сказал ему: сын мой! ты всœегда со

мною, и всё мое твое, а о том нужнобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был

мертв и ожил, пропадал и нашелся .

Притча о блудном сыне - одна из притч Иисуса Христа͵ приводимая в Евангелии от Луки.

Она учит добродетелям покаяния и прощения. Митрополит Сурожского Антония- данная

притча ʼʼлежит в самой сердцевинœе христианской духовности и нашей жизни во Христе ʼʼ.

Эта притча также ʼʼявляет образ покаяния грешного человека и милосœердия Божия к нему ʼʼ

и ʼʼпризывает к покаянию изображением неизреченнаго милосœердия Божия ко всœем

грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу ʼʼ__

ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОВЕСТЬ О ГОРЕ И ЗЛОЧАСТИИ»." 2017, 2018.

Начинается «Повесть» с того, что автор вписывает свою историю в общебиблейский контекст и рассказывает о первом грехе человечества, грехе Адама и Евы. И вот, как Господь разгневался некогда на людей, но при этом, наказывая, приводит на путь спасения, так и родители воспитывают своих детей. Молодца родители учат жить «в разуме и беззлобии». Родители наставляют молодца не ходить «в пиры и в братчины», не пить много, не прельщаться женщинами, бояться глупых друзей, не обманывать, не брать чужого, выбирать надёжных друзей. Все наставления родителей так или иначе связаны с традиционным семейным укладом. Залогом благополучия человека, таким образом, является связь с семьёй, родом, традицией.

Молодец же пытается жить своим умом, а объясняет автор это желание тем, что молодец «был в то время се мал и глуп, не в полном разуме и несовершенен разумом». Он заводит себе друзей, причём один из них является как бы названым братом, который и зазывает молодца в кабак. Юноша внимает сладким речам «надёжного друга», много пьёт, пьянеет и засыпает прямо в кабаке.

Наутро он оказывается ограбленным - «друзья» оставляют ему только «гунку кабацкую» (рубище) и «лапотки-отопочки» (стоптанные лапти). Бедного, его уже не принимают вчерашние «друзья», никто не хочет ему помочь. Молодцу становится стыдно возвращаться к отцу и матери «и к своему роду и племени». Он уходит в дальние страны, там случайно забредает в какой-то город, находит некий двор, где идёт застолье. Хозяевам нравится, что молодец ведёт себя «по писанному учению», то есть так, как и учили его родители. Его приглашают за стол, угощают. Но молодец кручинится, а после признаётся при всех в том, что ослушался родителей, и спрашивает совета, как жить на чужой стороне. Люди добрые советуют молодцу жить по традиционным законам, то есть повторяют и дополняют наставления отца и матери.

И действительно, первое время дела у молодца идут хорошо. Он начинает «жити умеючи», наживает состояние, находит хорошую невесту. Дело идёт к свадьбе, но тут-то герой и совершает ошибку: он хвастается тем, чего достиг, перед гостями. «Всегда гнило слово похвально», - отмечает автор. В этот момент молодца подслушивает Горе-Злочастие и решает его извести. С этих пор Горе-Злочастие является непременным спутником молодца. Оно уговаривает его пропивать своё имущество в кабаке, ссылаясь на то, что «и из раю нагих, босых не выгонят». Молодец слушается Горе-Злочастие, пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника - Горя-Злочастия. Попытка броситься в реку оказалась неудачной. Горе-Злочастие уже подстерегает молодца на берегу и заставляет его полностью покориться себе.

Благодаря встрече с добрыми людьми в судьбе молодца опять намечается поворот: его пожалели, выслушали его рассказ, накормили и обогрели перевозчики через реку. Они же переправляют его через реку и советуют отправиться к родителям за благословением. Но как только молодец остаётся один, Горе-Злочастие снова начинает его преследовать. Пытаясь избавиться от Горя, молодец обращается в сокола, Горе превращается в кречета; молодец - в голубя, Горе - в ястреба; молодец - в серого волка, Горе - в стаю гончих собак; молодец - в ковыль, Горе - в косу; молодец - в рыбу, Горе идёт за ним с неводом. Молодец опять оборачивается в человека, но Горе-Злочастие не отстаёт, научая молодца убить, ограбить, чтобы молодца «за то повесили, или с камнем в воду посадили». Наконец заканчивается «Повесть» тем, что молодец идёт постригаться в монастырь, куда Горю-Злочастию уже дороги нет, и оно остаётся за воротами.

Начинается “Повесть” с того, что автор вписывает свою историю в общебиблейский контекст и рассказывает о первом грехе человечества, грехе Адама и Евы. И вот, как Господь разгневался некогда на людей, но при этом, наказывая, приводит на путь спасения, так и родители воспитывают своих детей. Молодца родители учат жить “в разуме и беззлобии”. Родители наставляют молодца не ходить “в пиры и в братчины”, не пить много, не прельщаться женщинами, бояться глупых друзей, не обманывать, не брать чужого, выбирать надежных друзей. Все наставления родителей так или иначе связаны с традиционным семейным укладом. Залогом благополучия человека, таким образом, является связь с семьей, родом, традицией.

Молодец же пытается жить своим умом, а объясняет автор это желание тем, что молодец “был в то время се мал и глуп, не в полном разуме и несовершенен разумом”. Он заводит себе друзей, причем один из них является как бы названым братом, который и зазывает молодца в кабак. Юноша внимает сладким речам “надежного друга”, много пьет, пьянеет и засыпает прямо в кабаке.

Наутро он оказывается ограбленным – “друзья” оставляют ему только “гунку кабацкую” (рубище) и “лапотки-отопочки” (стоптанные лапти). Бедного, его уже не принимают вчерашние “друзья”, никто не хочет ему помочь. Молодцу становится стыдно возвращаться к отцу и матери “и к своему роду и племени”. Он уходит в дальние страны, там случайно забредает в какой-то город, находит некий двор, где идет застолье. Хозяевам нравится, что молодец ведет себя “по писанному учению”, то есть так, как и учили его родители. Его приглашают за стол, угощают. Но молодец кручинится, а после признается при всех в том, что ослушался родителей, и спрашивает совета, как жить на чужой стороне. Люди добрые советуют молодцу жить по традиционным законам, то есть повторяют и дополняют наставления отца и матери.

И действительно, первое время дела у молодца идут хорошо. Он начинает “жити умеючи”, наживает состояние, находит хорошую невесту. Дело идет к свадьбе, но тут-то герой и совершает ошибку: он хвастается тем, чего достиг, перед гостями. “Всегда гнило слово похвально”, – отмечает автор. В этот момент молодца подслушивает Горе-Злочастие и решает его извести. С этих пор Горе-Злочастие является непременным спутником молодца. Оно уговаривает его пропивать свое имущество в кабаке, ссылаясь на то, что “и из раю нагих, босых не выгонят”. Молодец слушается Горе-Злочастие, пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника – Горя-Злочастия. Попытка броситься в реку оказалась неудачной. Горе-Злочастие уже подстерегает молодца на берегу и заставляет его полностью покориться себе.

Благодаря встрече с добрыми людьми в судьбе молодца опять намечается поворот: его пожалели, выслушали его рассказ, накормили и обогрели перевозчики через реку. Они же переправляют его через реку и советуют отправиться к родителям за благословением. Но как только молодец остается один, Горе-Злочастие снова начинает его преследовать. Пытаясь избавиться от Горя, молодец обращается в сокола, Горе превращается в кречета; молодец – в голубя, Горе – в ястреба; молодец – в серого волка, Горе – в стаю гончих собак; молодец – в ковыль, Горе – в косу; молодец – в рыбу, Горе идет за ним с неводом. Молодец опять оборачивается в человека, но Горе-Злочастие не отстает, научая молодца убить, ограбить, чтобы молодца “за то повесили, или с камнем в воду посадили”. Наконец заканчивается “Повесть” тем, что молодец идет постригаться в монастырь, куда Горю-Злочастию уже дороги нет, и оно остается за воротами.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ – стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин”). П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, Read More ......
  2. Создана в середине XVII века. Проблематика тесно связана с теми изменениями, которые произошли в русской жизни XVII века: с общим подъемом культуры, тягой к просвещению, протестом против косного домостроевского быта, интересом к человеческой личности. В начале этого тленного века человеческого Read More ......
  3. Повесть о Еруслане Лазаревиче Жил царь Киркоус, и был у него дядя Лазарь. Сын князя, Еруслан Лазаревич, в десять лет был изгнан из царства. Его недюжинная сила приносила во время игр со сверстниками одни беды: кого он возьмет за руку Read More ......
  4. Повесть о красавице Ли В стародавние времена подрастал в семье знатного сановника сын, юноша необычайных дарований. Отец гордился им. Пришла пора отправляться на государственные экзамены в столицу. Юноша въехал в Чанъань через ворота квартала увеселений и тотчас заприметил возле одного Read More ......
  5. Повесть о Фроле Скобееве Жил в Новгородском уезде бедный дворянин Фрол Скобеев. В том же уезде была вотчина стольника Нардина-Нащокина. Там жила дочь стольника, Аннушка. Задумал Фрол “возыметь любовь” с Аннушкой. Познакомился он с приказчиком этой вотчины, пошел к нему Read More ......
  6. Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове В одном из городов Ростовского уезда идет суд. Боярин Осетр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики – Судак и Щука-трепетуха рассматривают челобитную на Ерша, которую составили крестьяне Ростовского уезда, рыбы Лещ и Голавль. Read More ......
  7. Повесть о старике Такэтори Не в наши дни, а давным-давно жил старик Такэтори, бродил по горам и долам, рубил бамбук и мастерил из них корзины и клетки. И прозвали его Такэтори – тот, кто рубит бамбук. Зашел однажды старик Такэтори Read More ......
  8. Повесть о купце, купившем мертвое тело и ставшем царем В семье богобоязненного купца рождается сын-первенец. Родители любят его и постоянно молят о нем Бога. Сын вырастает и интересуется торговым делом, обнаруживая в беседах с отцом здравый ум и смекалку. Когда Read More ......
Краткое содержание Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин

Во второй половине XVII века широкое распространение получает повествовательная проза — небольшие по объему повести, истории, сказания. Эта повествовательная литература еще не имеет четких жанровых очертаний, она еще только складывается. В поисках материала авторы этих произведений чаще всего обращались непосредственно к народному творчеству, "народной старине", сказке, лирической и обрядовой песне, народному анекдоту, черпая в них не только темы и сюжеты, но нередко и саму форму их художественного воплощения. Эти повести вошли в историю литературы как ранние образцы демократической повествовательной прозы, как свидетельство поворота русской литературы к национальным истокам художественного творчества.

Сама по себе бытовая повесть характеризуется отходом от средневековой условности в изображении событий и человека, интересом к отдельной личности, проявлением признаков психологизма в ее изображении. Бытовые конфликты, расширение социальной сферы действия героя, введение бытового и этнографического материала в сюжет — все это художественные компоненты нового жанра. В то же время усиливаются и углубляются фольклорные тенденции как на уровне сюжетных источников, так и фольклорной поэтики, проявляющейся в народно-поэтической символике и образности, песенной фразеологии, в элементах фантастики и т.д.

"Повесть о Горе-Злочастии" подтверждает это. Сюжет повести крайне прост: он сводится к рассказу о том, как некий добрый Молодец (он не назван по имени) попадает в царев кабак, куда зазвал его "мил друг". Там он "упивается без памяти", а затем, ограбленный "братом названным", становится бродягой — идет по миру "в лапоточках" в надежде найти себе место в жизни, но это ему не удается, несмотря на все его усилия "жить умеючи", вернуться на "спасенный путь". Его неотступно преследует Горе-Злочастие, и никак не может он уйти от Горя. В изображении автора повести добрый Молодец — обычный человек. Стараясь дать обобщающий образ простого человека, автор сознательно не назвал его по имени и не показал условия, в которых он жил. Только по отдельным намекам в повести можно заключить, что герой из состоятельной купеческой семьи. Он персонаж не положительный, но и не отрицательный, может совершать ошибки, но может и исправиться. Все его "преступление" заключается в том, что он, пренебрегая родительской заповедью, захотел жить "как ему любо".

Автор с сочувствием следит за судьбой своего героя, так как понимает, что добрый Молодец - жертва неопытности, неустойчивости характера и неблагоприятно сложившихся обстоятельств. В повести связаны две темы — существование человека вообще и судьба русского человека в XVII веке. Следуя традиции древней литературы, автор ставит любое частное событие в соответствие с мировой историей. Не случайно повествование начинается с рассказа о грехопадении Адама и Евы, вкусивших запретного плода от "древа познания добра и зла". Адам нарушил заповедь и был изгнан из рая. История безымянного Молодца из повести как бы отголосок этих далеких событий. Адам и Ева были вынуждены покинуть рай. Добровольным изгнанником стал и Молодец, который со сраму "ушел на чужую сторону". До этого момента автор создает два параллельных ряда событий — ветхозаветных (рассказ об Адаме и Еве) и современных. То, что Молодцу суждено пережить, уже не ставится в прямую художественную связь с библейскими событиями. Молодец сам выбирает свою судьбу. Только в XVII веке утверждается в литературе идея индивидуальной судьбы, выбора самим человеком своего жизненного пути.

Молодец выбирает злую долю, злую судьбу. Она-то и воплощается в образе Горя-Злочастия. Оно является злым "духом-искусителем и двойником" Молодца.

Отчего так прилипчиво Горе? За какие грехи дана Горю власть над героем? Не только за пьянство. Ведь на чужбине Молодец снова "стал на ноги", разбогател, "присмотрел невесту". Вина Молодца в том, что он нарушил и другую заповедь: пока он был верен невесте, Горе-Злочастие было бессильно над ним. Но вот оно "излукавилось", явилось во сне к Молодцу в облике Архангела Гавриила и уговорило его бросить невесту. Так произошло окончательное падение героя.

Герой повести — человек раздвоенный, часто страдающий от собственных ошибок. Но автор считает, что он достоин сочувствия, просто потому, что это человек, пусть падший и погрязший в грехе. Такова гуманистическая идея повести. Образ героя народно-поэтического происхождения и восходит к представлению народных песен о злой доле.

"Повесть о Горе-Злочастии" пронизана фольклорной символикой и образностью. Автор широко пользуется народно-песенным языком, распространенными эпитетами и повторами (серый волк, сыра земля, удаль молодецкая).

Именно жанры народных песен и былин определили то новое, что внесла эта повесть в русскую прозу XVII века: лирическое сочувствие автора к своему герою и народно-поэтические художественные элементы.

Однако следует отметить, что бытописательный элемент в повести своеобразен. В повествовании нет точных этнографических деталей, указывающих на место действия, на географические понятия (перечень городов, рек), на время действия, герои не названы по имени, не обнаруживаются и исторические признаки времени.

Бытовой фон воссоздается указанием на житейские правила общества, через описание родительской проповеди, практической сметки торговых людей, бытовых советов, моральных наставлений. Моральные заветы добрых людей и родных создают нравственную атмосферу быта, однако, лишенную исторической конкретности.

Картину быта дополняют и отдельные этнографические детали, хотя и недостаточно многочисленные — "кабацкий двор", на который попадает добрый Молодец, "честен пир": "а в ызбе идет велик пир почестен, гости пьют, ядят, потешаются… Как будет пир на веселие, и все на пиру гости пьяны-веселы, и сидя все похваляютца" 1 . В повести называются отдельные элементы одежды: "платье гостиное", "гунка кабацкая", "дорогие порты", "чиры" (башмаки), лапотки — "отопочки". В описании же места действия нет определенной конкретности. Детали окружающего мира рисуются в духе фольклорной поэтики: "чужая страна дална, незнакома". Упоминается без уточнений о "граде", избе "с высоким теремом" на дворе. Основным же элементом в изображении жизненного уклада является стихия устной разговорной речи, которой пронизано все произведение. Она воспроизводит бытовые реалии, почерпнутые из фольклорной эстетики.

Судьба, доля человека воплощается, как в народных песнях, в образе Горя: "серо Горе-горинское, босо-наго, нет на Горе ни ниточки. Еще лычком Горе подпоясано" 2 . Из народной поэзии и такие элементы поэтики, как богатырский голос Горя: "богатырским голосом воскликало: Стой ты, Молодец, меня, Горя, не уйдешь никуды" 3 .

И в сцене погони Горя за Молодцем присутствуют постоянные элементы и эпитеты народной сказки, такие как "ясный сокол", "белый кречет", "сизый голубь", "ковыль-трава", "травонка", "вострая коса", "буйны ветры" и др. В описании передается специфическая динамика народной речи:

Полетел Молодец ясным соколом, А Горе за ним белым кречатом. Молодец полетел сизым голубем, А Горе за ним серым ястребом. Молодец пошел в поле серым волком, А Горе за ним з борзыми вежлецы. Молодец стал в поле ковыль-трава, А горе пришло с косою вострою. 4

Из народной поэзии с ее характерными повторами, подчеркивающими усиление действия, пришло и заклинание, произносимое Горем, в сцене преследования Молодца:

Быть тебе, травонка, посеченой, лежать тебе, травонка, посеченой. И буйны ветры быть тебе развеяной. 5

В духе народной поэзии даны и причитания доброго Молодца, обращенные к Горю:

Ах, ти мне, Злочастие горинское! До беды меня, Молодца, домыкало: Уморило меня, Молодца, смертью голодною. 6

Типичны для народной поэзии использованные в повести приемы, формулы, постоянные эпитеты былинного стиля. Так, например, в описании обычая, по которому Молодец приходит на пир: он "крестил лицо свое белое, поклонился чюдным образом, бил челом он добрым людям на все четыре стороны". Молодец грустит на пиру: "на пиру невесел сидит, кручиноват, скорбен, нерадостен". Как и в фольклорной поэтике, Горе первоначально является молодцу во сне, элементы перевоплощения тоже присутствуют в повести (Горе принимает облик архангела Гавриила).

В повести раскрывается и внутренний мир человека, душевная драма Молодца, доведенного до отчаяния нищетой, голодом, наготой, всевластием над ним Горя. Для произведения характерны лирическая проникновенность и драматизм.

"Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека", — отмечал Д.С. Лихачев. 7

Как мы видим на примере бытовых повестей XVII века, русская литература утрачивает связи с традиционными канонами и является благодатной почвой для развития литературы нового времени.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочтите повесть по книге "Древнерусская литература". Перескажите кратко сюжет. Постарайтесь определить тему повести. Почему ее можно считать бытовой?
  2. Как строится рассказ о судьбе молодого человека?
  3. Какие события составляют основу сюжета?
  4. Расскажите о "хождении Молодца по мукам". Как изображает его автор?
  5. Расскажите о встрече Молодца с Горем.
  6. Почему повесть, где главный герой — Молодец, называется "Горе-Злочастие"? Можно ли было ее назвать "Хождение Молодца по мукам"? На что и почему автор обращает внимание читателя уже в названии?
  7. Как рисует автор повести Горе?
  8. Как описывается Молодец, какие черты характера ему придаются? Почему порывает он с родительским домом?
  9. Как автор относится к своему герою? Сочувствует ли он ему и как показывает его трагическое положение?
  10. Укажите на связи повести с устным народным творчеством. Сравните с известными вам былинами. Как излагаются события в них и в литературном произведении?
  11. Как показаны Молодец, Горе, картины пира, преследования? Подчеркните фольклорные образы и народные художественные средства изображения.

Изволением господа бога и спаса нашего

Иисуса Христа вседержителя,

от начала века человеческаго.

А в начале века сего тленнаго

сотворил небо и землю,

сотворил бог Адама и Евву,

повелел им жити во святом раю,

дал им заповедь божественну:

не повелел вкушати плода винограднаго

от едемскаго древа великаго.

Человеческое сердце несмысленно и неуимчиво:

прелстился Адам со Еввою,

позабыли заповедь божию,

вкусили плода винограднаго

от дивнаго древа великаго;

и за преступление великое

господь бог на них разгневался,

и изгнал бог Адама со Еввою

из святаго раю из едемского,

и вселил он их на землю, на нискую,

благословил их раститися, плодитися

и от своих трудов велел им сытым быть,

от земных плодов.

Учинил бог заповедь законную:

велел он браком и женитбам быть

для рождения человеческаго и для любимых детей.

Ино зло племя человеческо:

вначале пошло непокорливо,

ко отцову учению зазорчиво,

к своей матери непокорливо

и к советному другу обманчиво.

А се роди пошли слабы, добр [е] убожливи,

а на безумие обратилися

и учели жить в суете и в [не] правде,

в ечерине великое,

а прямое смирение отринули.

И за то на них господь бог разгневался,

положил их в напасти великия,

попустил на них скорби великия,

и срамныя позоры немерныя,

безживотие злое, сопостатныя находы,

злую, немерную наготу и босоту,

и безконечную нищету, и недостатки последние,

все смиряючи нас, наказуя

и приводя нас на спасенный путь.

Тако рождение человеческое от отца и от матери.

Будет молодец уже в разуме, в беззлобии"

и возлюбили его отец и мать,

учить его учали, наказывать,

на добрыя дела наставлять:

"Милое ты наше чадо,

послушай учения родителскаго"

ты послушай пословицы

добрыя, и хитрыя, и мудрыя, -

не будет тебе нужды великия,

ты не будешь в бедности великой.

Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,

не садися ты на место болшее,

не пей, чадо, двух чар за едину!

еще, чадо, не давай очам воли,

не прелщайся, чадо, на добрых красных жен,

отеческия дочери.

Не ложися, чадо, в место заточное,

не бойся мудра, бойся глупа,

чтобы глупыя на тя не подумали,

да не сняли бы с тебя драгих порт,

не доспели бы тебе позорства и стыда великаго

и племяни укору и поносу безделнаго!

не ходи, чадо, х костарем и корчемникам,

не знайся, чадо, с головами кабацкими,

не дружися, чадо, с глупыми, не мудрыми,

не думай украсти-ограбити,

и обмануть-солгать и неправду учинить.

Не прелщайся, чадо, на злато и сребро,

не збирай богатства неправаго,

не буди послух лжесвидетелству,

а зла не думай на отца и матерь

и на всякого человека,

да и тебе покрыет бог от всякого зла.

Не бесчествуй, чадо, богата и убога,

и имей всех равно по единому.

А знайся, чадо, с мудрыми,

и [с] разумными водися,

и з други надежными дружися,

которыя бы тебя злу не доставили".

Молодец был в то время се мал и глуп,

не в полном разуме и несовершен разумом:

своему отцу стыдно покоритися

и матери поклонитися,

а хотел жити, как ему любо.

Наживал молодец пятьдесят рублев,

залез он себе пятьдесят другов.

Честь его яко река текла;

друговя к молотцу прибивалися,

[в] род-племя причиталися.

Еще у молотца был мил надежен друг -

назвался молодцу названой брат,

прелстил его речами прелесными,

зазвал его на кабацкой двор,

завел ево в ызбу кабацкую,

поднес ему чару зелена вина

и крушку поднес пива пьянова;

сам говорит таково слово:

"Испей ты, братец мой названой,

в радость себе, и в веселие, и во здравие!

Испей чару зелена вина,

запей ты чашею меду сладково!

Хошь и упьешься, братец, допьяна,

ино где пил, тут и спать ложися.

Надейся на меня, брата названова, -

я сяду стеречь и досматривать!

В головах у тебя, мила друга,

я поставлю крушку ишему сладково,

вскрай поставлю зелено вино,

близ тебя поставлю пиво пьяное,

зберегу я, мил друг, тебя накрепко,

сведу я тебя ко отцу твоему и матери!"

В те поры молодец понадеяся

на своего брата названого, -

не хотелося ему друга ослушатца;

принимался он за питья за пьяныя

и испивал чару зелена вина,

запивал он чашею меду слатково,

и пил он, молодец, пиво пьяное,

упился он без памяти

и где пил, тут и спать ложился:

понадеялся он на брата названого.

Как будет день уже до вечера,

а солнце на западе,

от сна молодец пробуждаетца,

в те поры молодец озирается,

а что сняты с него драгие порты,

чары и чулочки - все поснимано:

рубашка и портки - все слуплено,

и вся собина у его ограблена,

а кирпичек положен под буйну его голову,

он накинут гункою кабацкою,

в ногах у него лежат лапотки-отопочки

в головах мила друга и близко нет.

И вставал молодец на белы ноги,

учал молодец наряжатися:

обувал он лапотки,

надевал он гунку кабацкую,

покрывал он свое тело белое,

умывал он лице свое белое;

стоя молодец закручинился,

сам говорит таково слово:

"Житие мне бог дал великое, -

ясти, кушати стало нечево!

Как не стало денги, ни полу-денги, -

так не стало ни друга не полдруга:

род и племя отчитаются

все друзи прочь отпираются".

Стало срамно молотцу появитися

к своему отцу и матери,

и к своему роду и племяни,

и к своим прежним милым другом.

Пошел он на чюжу страну, далну, незнаему,

нашел двор, что град стоит:

изба на дворе, что высок терем,

а в ызбе идет велик пир почестен

гости пьют, ядят, потешаются.

Пришел молодец на честен пир,

крестил он лице свое белое,

поклонился чюдным образом,

бил челом он добрым людем

на все четыре стороны.

А что видят молотца люди добрые,

что горазд он креститися:

ведет он все по писанному учению, -

емлють его люди добрыя под руки,

посадили ево за дубовой стол,

не в болшее место, не в меншее, -

садят ево в место среднее,

где седят дети гостиные.

Как будет пир на веселие,

и все на пиру гости пьяны-веселы,

и седя, все поxваляютца.

Молодец на пиру невесел седит,

кручиноват, скорбен, нерадостен:

а не пьет, ни ест он, ни тешитца -

и нечем на пиру не хвалитца.

Говорят молотцу люди добрыя:

"Что еси ты, доброй молодец?

зачем ты на пиру невесел седишь,

кручиноват, скорбен, нерадостен?

Ни пьешь ты, ни тешышься,

да ничем ты на пиру не xвалишся.

Чара ли зелена вина до тебя не дохаживала?

или место тебе не по отчине твоеи?

или милые дети тебя изобидили?

или глупыя люди немудрыя

чем тебе молотцу насмеялися?

или дети наши к тебе неласковы?"

Говорит им, седя, доброй молодец:

"Государи вы, люди добрыя,

скажу я вам про свою нужду великую,

про свое ослушание родителское

и про питье кабацкое,

про чашу медвяную,

про лестное питие пьяное.

Яз как принялся за питье за пьяное,

ослушался яз отца своего и матери, -

благословение мне от них миновалося,

господь бог на меня разгневался

и на мою бедность великия,

многия скорби, неисцелныя,

и печали неутешныя,

скудость, и недостатки, и нищета последняя.

Укротила скудость мой речистой язык,

изсушила печаль мое лице и белое тело, -

ради того мое сердце невесело,

а белое лице унынливо,

и ясныя очи замутилися, -

все имение и взоры у мене изменилися,

отечество мое потерялося,

храбрость молодецкая от мене миновалася.

Государи вы, люди добрыя,

скажите и научите, как мне жить

на чюжей стороне, в чюжих людех

и как залести мне милых другов?"

Говорят молотцу люди добрыя:

"Доброй еси ты и разумный молодец,

не буди ты спесив на чюжей стороне,

покорися ты другу и недругу,

поклонися стару и молоду,

а чюжих ты дел не обявливай,

а что слышышь или видишь, не сказывай,

не лсти ты межь други и недруги,

не имей ты упатки вилавыя

не вейся змиею лукавою,

смирение ко всем имей!

И ты с кротостию держися истинны с правдою, -

то тебе будет честь и хваля великая:

первое тебе люди отведают

и учнуть тя чтить и жаловать

за твою правду великую,

за твое смирение и за вежество,

и будут у тебя милыя други,

названыя братья надежныя!"

И отуду пошел молодец на чюжу сторону

и учал он жити умеючи:

от великаго разума наживал он живота болшы старова;

присмотрил невесту себе по обычаю -

захотелося молотцу женитися:

средил молодец честен пир

отечеством и вежеством,

любовным своим гостем и другом бил челом.

И по грехом молотцу,

и по божию попущению,

а по действу диаволю

пред любовными своими гостьми и други

и назваными браты похвалился,

а всегда гнило слово похвалное:

похвала живет человеку пагуба!

"Наживал-де я, молодец, живота болши старова!"

Подслушало Горе-злочастие хвастанье молодецкое -

само говорит таково слово:

"Не хвались ты, молодец, своим счастием,

Не хвастай своим богатеством, -

бывали люди у меня, Горя,

и мудряя тебя и досужае, -

и я их, Горе, перемудрило:

учинися им злочастие великое:

до смерти со мною боролися,

во злом злочастии позорилися -

не могли у меня, Горя, уехати -

а сами они во гроб вселились,

от меня накрепко они землею накрылись,

босоты и наготы они избыли,

и я от них, Горе, миновалось,

а злочастие на их в могиле осталось.

Еще возграяло я, Горе, к иным привязалось,

а мне, Горю и злочастию, не в пустеже жити -

хочю я, Горе, в людех жить

и батагом меня не выгонит[ь],

а гнездо мое и вотчина во бражниках!"

Говорит серо Горе горинское:

"как бы мне молотцу появитися?"

Ино зло то Горе излукавилось,

во сне молодцу привидялось:

"Откажи ты, молодец, невесте своей любимой:

быть тебе от невесты истравлену,

еще быть тебе от тое жены удавлену,

из злата и сребра бысть убитому!

Ты пойди, молодец, на царев кабак,

не жали ты, пропивай свои животы,

а скинь ты платье гостиное,

надежи ты на себя гунку кабацкую, -

кабаком то Горе избудетца,

да то злое Горе-злочастие останетца:

за нагим то Горе не погонитца,

да никто к нагому не привяжетца,

Тому сну молодець не поверовал.

Ино зло то Горе излукавилось -

Горе архангелом Гавриилом молотцу

попрежнему еще вновь злочастие привязалося:

"Али тебе, молодец, неведома

нагота и босота безмерная,

легота, беспроторица великая?

На себя что купить - то проторится,

а ты, удал молодець, и так живешь!

Да не бьют, не мучат нагих, босых,

и из раю нагих, босых не выгонят,

а с тово свету сюды не вытепут,

да никто к нему не привяжется -

а нагому, босому шумить розбой!"

Тому сну молодець он поверовал,

сошел он пропивать свои животы,

а скинул он платье гостиное,

надевал он гунку кабацкую,

покрывал он свое тело белое.

Стало молотцу срамно появитися

своим милым другом -

пошел молодец на чужу страну далну, незнаему.

На дороге пришла ему быстра река,

за рекою перевощики,

а просят у него перевозного.

ино дать молотцу нечево;

не везут молотца безденежно.

Седит молодец день до вечера,

миновался день до вечерни до обеднем

не едал молодець ни полу куса хлеба.

Вставал молодець на скоры ноги,

стоя, молодец закручинился,

я сам говорит таково слово:

"Ахти мне, злочастае горинское!

до беды меня, молотца, домыкало:

уморило меня, молотца, смертью голодною, -

уже три дни мне были нерадошны;

не едал я, молодец, ни полу куса хлеба!

Ино кинусь я, молодец, в быстру реку -

полощь мое тело, быстра река,

ино еште, рыбы, мое тело белое, -

ино лутчи мне жития сего позорного.

Уйду ли я у Горя злочастного?"

И в тот час у быстри реки скоча Горе из-за камени,

босо, наго, нет на Горе ни ниточки,

еще лычком Горе подпоясано,

"Стой ты, молодец; меня, Горя, не уйдеш никуды:

не мечися в быстру реку,

да не буди в горе кручиноват -

а в горе жить - некручинну быть,

а кручинну в горе погинути!

Спамятуй, молодец, житие свое первое

и как тебе отец говорил

и как тебе мати наказывала.

О чем тогда ты их не послушал?

Не захотел ты им покоритися,

постыдился им поклонитися,

а хотел ты жить, как тебе любо есть.

А хто родителей своих на добро учения не слушает,

того выучю я, Горе злочастное.

Не к любому он учнет упадывать,

и учнет он недругу покарятися!"

Говорит злочастие таково слово:

"Покорися мне, Горю нечистому,

поклонися мне, Горю, до сыры земли,

а нет меня, Горя, мудряя на сем свете!

И ты будешь перевезен за быструю реку,

напоят тя, накормят люди добрыя".

А что видит молодец [беду] неменучюю,

покорился Горю нечистому -

поклонился Горю до сыры земли.

Пошел, поскочил доброй молодец

по круту, по красну по бережку,

по желтому песочику;

идет весел, некручиноват,

утешил он Горе-злочастие,

и сам идучи думу думает:

"когда у меня нет ничево,

и тужить мне не о чем!"

Да еще молодец не кручиноват -

запел он хорошую напевочку

от великаго крепкаго разума:

"Беспечална мати меня породила,

гребешком кудерцы розчесывала,

драгими порты меня одеяла

и отшед под ручку посмотрила,

"хорошо ли мое чадо в драгих портах? -

а в драгих портах чаду и цены нет!"

Как бы до веку она так пророчила,

ино я сам знаю и ведаю,

что не класти скарлату без мастера,

не утешыти детяти без матери,

не бывать бражнику богату,

не бывать костарю в славе доброй!

Завечен я у своих родителей,

что мне быти белешенку,

а что родился головенкою!"

Услышали перевощики молодецкую напевочку,

перевезли молотца за быстру реку,

а не взели у него перевозного,

напоили, накормили люди добрыя,

сняли с него гунку кабацкую,

дали ему порты крестьянские.

Говорят молотцу люди добрыя:

"А что ты еси, доброй молодец,

ты поди на свою сторону,

к любымым честным своим родителем,

ко отцу своему и к матери любимой,

простися ты с своими родители,

отцем и материю,

возьми от них благословение родителское!

И оттуду пошел молодец на свою сторону.

Как будет молодец на чистом поле,

а что злое Горе наперед зашло,

на чистом поле молотца встретило,

учало над молодцем граяти,

что злая ворона над соколом.

Говорит Горе таково слово:

"Ты стой, не ушел, доброй молодец,

не на час я к тебе, Горе злочастное, привязалося!

хошь до смерти с тобою помучуся!

не одно я Горе - еще сродники,

а вся родня наша добрая,

все мы гладкие, умилные!

А кто в семью к нам примешается -

ино тот между нами замучится!

такова у нас участь и лутчая!

Хотя кинся во птицы воздушныя,

хотя в синее море ты пойдешь рыбою,

а я с тобою пойду под руку под правую!"

Полетел молодец ясным соколом, -

а Горе за ним белым кречатом;

молодец полетел сизым голубем, -

а Горе за ним серым ястребом;

молодец пошел в поле серым волком,

а Горе за ним з борзыми вежлецы;

молодец стал в поле ковыль трава,

а Горе пришло с косою вострою;

да еще злочастие над молотцем насмиялося:

"быть тебе, травонка, посеченой,

лежать тебе, травонка, посеченой

и буйны ветры быть тебе развеяной!"

Пошел молодец в море рыбою,

а Горе за ним с щастыми неводами -

еще Горе злочастное насмеялося:

"быти тебе, рыбонке, у бережку уловленой,

быть тебе да и съеденой,

умереть будет напрасною смертию!"

Молодец пошел пеш дорогою,

а Горе под руку под правую,

научает молотца богато жить -

убити и ограбить,

чтобы молотца за то повесили,

или с камнем в воду посадили.

Спамятует молодец спасенный путь -

и оттоле молодец в монастыр пошел постригатися,

а Горе у святых ворот оставается,

к молотцу впредь не привяжетца!

А сему житию конец мы ведаем.

Избави, господи, вечныя муки,

а дай нам, господи, светлый рай.

Во веки веков. Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!