«О, как убийственно мы любим…» Ф. Тютчев

Стихотворение Тютчева «О, как убийственно мы любим» посвящалось позднему чувству поэта к молодой выпускнице Института благородных девиц Елене Денисьевой, с которой у него была любовная связь и трое незаконнорожденных детей. Эта, длившаяся более 14 лет любовная запутанная история, принесла немало горя и страданий и поэту, и его законной жене Эрнестине, и осуждаемой всеми и изгнанной из общества Денисьевой.

Главная тема стихотворения

Чувственную, проникновенную и пронзительно печальную лирическую поэзию «О, как убийственно мы любим» Тютчев создал в тот момент, когда Елена ждала от него ребенка, и из-за этого в обществе разгорелся нешуточный скандал (1851 год). Стихотворение полно раскаяния и сожаления о том, что он сломал судьбу бедной Денисьевой, ставшей, по мнению питерского дворянства, падшей женщиной, не смог защитить её от нападок пуританского общества. Поэт не отказывается от своей любви и пытается всеми силами поддержать свою любимую женщину, пожертвовавшей ради него своей репутацией и положением в обществе.

Здесь же встречаются строки, где поэт грустно задается вопросом: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Денисьева, пережившая в жизни большие моральные потрясения, униженная и презираемая обществом, действительно преждевременно постарела: «все опалили слезы, выпалили горючей влагою своей» и приобрела нервные расстройства и болезни, со временем вогнавшие её в могилу в возрасте 38 лет.

Строки стихотворения полны сожаления и боли, автор раскаивается за причиненные им страданья, которые изувечили и сломали судьбу любимого человека, и за свою любовь, ведь «незаслуженным позором на жизнь её она легла». Единственным утешением для влюбленных являются памятные моменты о давно прошедших беззаботных днях радости и счастья, совсем недолговечных, ведь они были растоптаны безжалостной толпой «в грязь втоптала то, что в душе ее цвело». Теперь душа лирической героини произведения полна только боли и отчаянья: «злая боль ожесточенья, боль без отрады и без слез».

Свои чувства к молодой девушке поэт ассоциирует с убийственной любовью, ведь именно из-за неё была разрушена её жизнь, заказан путь в приличное петербургское общество. Всю свою недолгую жизнь она посвятила воспитанию их общих с Тютчевым детей, а тот, разрываясь на два дома, взял на себя полное содержание своей второй семьи. Его законная жена Эрнестина, искренне любившая мужа всей душой, благородно все прощала и даже позволила его незаконнорожденным детям дать его фамилию, за все это Тютчев был ей безмерно благодарен и относился с большим уважением и благоговейным трепетом. Именно эта женщина поддержала Тютчева в его безутешном горе (трагическая смерть Денисьевой и их детей от чахотки), а тот до конца жизни терзал свою душу и сердце, обвиняя себя в том, что сделал свою любимую несчастной и не смог защитить её от унижений и боли.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение разделено на три части: в первой автор задает вопросы и придается воспоминаниям, во второй дает ответы и рассказывает, как это все произошло, в третьей дает объяснение к чему это привело.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» - третье по счету из Денисьевского цикла (всего в него входит 15 стихотворений) при его написании Тютчев использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифму. Они придают произведению особую плавность, благодаря которой эти десяти строф (для Тютчева это количество считается весьма большим) читаются очень легко, практически на одном дыхании. Как данность одической традиции используются древнерусские архаизмы (очи, отрада, ланиты, взор), а также присутствующее в начальной строфе междометие «о», придающие стихотворению величавости и торжественного пафоса. Эмоциональность произведения и свои искренние страдания автор передает с помощью большого количества восклицательных знаков, многоточий и также применяя в начале и в конце две повторяющиеся строфы.

Стихотворения Тютчева Денисьевского цикла, посвященные его безвременно ушедшей из жизни любимой женщине, пропитаны болью, печалью и тоской, для него любовь становится не только счастьем, а еще и убийственным ядом, приносящим в жизнь людей муки и переживания, которые испытал на себе Тютчев и две любящие его вопреки общественному мнению и другим предрассудкам женщины.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. (первое стихотворение датировано 1849 г.).

Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рождённым в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но всё-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь, виноватой оказалась женщина. Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.

Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение – это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении противопоставлена толпе.

Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюблённых несчастными; особенно страдает женщина.

Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура – риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приёму, чтобы подчеркнуть важность строфы. В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.

В основной части чередуются строфы, посвящённые внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений – изменение внешности возлюбленной – возлюбленная в прошлые, счастливые для неё времена – рассуждение о быстротечности времени – попытка проанализировать изменения к худшему – рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви (метафора) очень волнует лирического героя.

Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты . Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признаёт свою вину. Это стихотворение – диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.

Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.

В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок (метафора розы ланит). Вторая половина строфы – это метафора, содержащая оксюморон: слёзы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.

Четвёртая строфа возвращает память о первой встрече роковой (эпитет). Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой (эпитеты).

Пятая строфа – это взгляд в прошлое из настоящего. В трёх предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном (метафора), а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолётным гостем.

Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором (метафора). Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать (олицетворение «изменили воспоминанья»).

Когда ушло очарование любви (олицетворение), героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь (метафоры).

Грязи толпы противопоставлено то, что цветёт в душе (метафора).

Мученье сжигает душу человека, то, что остаётся, подобно пеплу, а остаётся только злая боль (эпитет) ожесточенья, которую не облегчают даже слёзы.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Другие тексты песен "Ф.И.Тютчев"

Другие названия этого текста

  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - «О, как убийственно мы любим...»
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - О, как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев / читает А.Петров - О, как убийственно мы любим
  • М. П. Мусоргский - "Заброшенный замок" - (Картинки с выставки) "О, как убийственно мы любим" - Ф. Тютчев
  • Ф.И.Тютчев - "О, как убийственно мы любим"
  • Пономарева Екатерина - О как убийственно мы любим
  • Endy Seven - O, kak ubiistvenni mi lubim
  • Ф. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • А.Аксенов - О как убийственно мы любим
  • Ghost-of-Rose - Стихотворение Ф. И. Тютчева "О, как убийственно мы любим" на музыку Бетховена "Тишина"
  • Yirima (+стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Михаил Козаков - Ф.И.Тютчев "О, как убийственно мы любим"
  • Федор Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Creat by BN - О как убийственно мы любим
  • Виталина Майская - "О как убийственно мы любим" (на стих Ф.Тютчев)
  • Ф.И. Тютчев - О, как убийственно мы любим...
  • Федор Тютчев - стихи - О, как убийственно мы любим
  • Стих учу ёпта - ...сложна
  • Ф.И. Тютчев - О как убийственно мы любим.
  • Ф.И.Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.И.Тютчев - М.Мусоргский - О, как убийственно мы любим(..как в буйной слепоте страстей.Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!..)
  • UlyssesX - Ф.Тютчев "О как убийственно мы любим"
  • Зима (Музыка Yiruma, стихи Тютчева) - О как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусоргский (Старый замок) - О, как убийственно мы любим
  • Тютчев - Мусорский - О, как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О как убийственно мы любим...
  • Ф.И.Тютчев - О,как убийственно мы любим
  • Ф. Тютчев - О как убийственно мы любим
  • Ф.Тютчев (чит.М.Козаков) - О,как убийственно мы любим
  • Федор Иванович Тютчев - О, как убийственно мы любим...

В стихотворении «О, как убийственно мы любим...» Тютчев вновь касается того глубинного парадокса, который он открыл в стихотворении «Предопределение»,-- почему мы сами, по своей воле «то всего вернее губим,/Что сердцу нашему милей!..»? Казалось бы, женщина не обделена любовью и нежностью со стороны мужчины, и все-таки его вина безмерна. Прошел всего год, а поблекли ланиты, исчезли блеск очей, улыбка уст, «Ее волшебный взор, и речи,/И смех младенчески живой...». Мужчина принес женщине вместе со своей любовью роковые испытания. Она была вынуждена, сама того не ожидая, вступить в поединок с судьбой. Любовь обернулась «незаслуженным позором» и привела к отречению от света, от родных, к одиночеству и замкнутости. Мораль общества была беспощадна: «Толпа, нахлынув, в грязь втоптала/То, что в душе ее цвело». Тютчев, конечно, знает, что любовь ни с его стороны, ни со стороны любимой женщины не исчезла, что виноват свет с его казенной, косной моралью, но эта мораль оказалась примененной к его подруге вследствие того, что они полюбили друг друга. Следовательно, главным виновником он все-таки называет себя, решившегося на «беззаконную» любовь и увлекшего на эту дорогу свою возлюбленную. С глубокой горечью он видит, что его нежность принесла женщине неисчислимые страдания и вместо расцвета души у нее осталась одна «злая боль ожесточенья». Принимая ответственность на себя, Тютчев поступает в духе лучших традиций русской любовной лирики. Женщина для него остается чистым, страдающим и жертвенным существом, безоглядно отдавшим себя своей страсти. Так, в конкретной любовной ситуации Тютчев снова касается темы любви и смерти. Любовь вновь ведет к неизбежной гибели. И этот бесчеловечный но своему смыслу парадокс углубляет наше представление о сложности жизни и вместе с тем бросает тень на те роковые обстоятельства, в которых состоялась любовь двух сердец. Вывод же Тютчева:

    О, как убийственно мы любим!
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!..-

касается общего закона, управляющего нами, и приобретает всеобщее, надличное значение, потому что наша любовь, как и все наши страсти, изначально слепа, родственна не только гармонии, порядку, светлым, но и самым темным, грозным стихиям, и потому человек не ведает, к чему может привести его любовь. Ему не дано предугадать, как отзовется его слово, скажет Тютчев в другом стихотворении. А это означает, что с возлюбленного отчасти снимается вина и перелагается на трагичность бытия в целом, на устройство мироздания, в котором все зыбко, непрочно и катастрофично. При этом жертвенный подвиг любящей женщины никогда не берется под сомнение, а ее борьба со светом и с собой всегда предстает законной, достойной уважения и поклонения. Уже после смерти Денисьевой Тютчев в стихотворении «Есть и в моем страдальческом застое...» просил у Бога вернуть его к жизни, рассеять «мертвенность» его пути и оставить ему «живую муку» - «муку-воспоминанья».

Глубоко постигнутая Тютчевым трагичность бытия не позволяет ему спасаться в идеале, в мечте о гармонии жизни или ее преображении. Тютчев отважен и смел в своем поиске философской истины. Во всей остроте перед ним встал вопрос: почему человек обречен на страдания и муки, ради чего совершается борьба? В душе поэта исподволь вызревает убеждение, что страдание человечества не должно быть эгоистичным. Иначе оно становится поистине убийственным и даже безнравственным. Не замыкаясь на себе, оно должно выразиться как подвиг во имя другого человека. «Лишь тем доступна благодать», утверждает Тютчев, кто умел страдать любя, кто

    Чужие врачевать недуги
    Своим страданием умел,
    Кто душу положил за други
    И до конца все претерпел.

Между тем в современном мире все больше дают себя знать индивидуалистическое сознание, эгоистические страсти. Личность отрывается, отпадает от мирового целого, от бытия. Это приводит к тому, что между личностью и бытием, личностью и природой нет согласия, нет гармонии. Индивидуализм означает также, что человек теряет опору, лишается веры, а эгоизм и безверие становятся источником душевных страданий и нравственных мук. Тютчев полагает, что преувеличение личностного начала, подверженного разрушительным эгоистическим страстям,- духовная болезнь века. И потому ее должно смирить ради высшего смысла человеческого существования и во имя высших, сверхличных законов мира, установленных Богом. При этом Тютчев уверен, что Запад никогда не укротит личное,эгоистическое чувство, никогда не поступится гордыней. Остается одна надежда - на Россию. Тютчев создает несколько стихотворений («О вещая душа моя!..», «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять...»), в которых образцом христианского смирения и покорности заветам Христа выступает страдающий русский народ. Тютчев чувствовал, что и сам он, человек европейской культуры, и многие его современники подвержены болезням индивидуалистического века, но, как русский, готов склонить голову перед высшими ценностями бытия и вечными заповедями учения Христа:

    Пускай страдальческую грудь
    Волнуют страсти роковые -
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

В еще большей степени самоотверженность, смирение гордыни во имя высших начал бытия свойственны русскому народу.

Одним из самых драматических моментов в жизни Тютчева был роман с Е.Денисьевой. Каждый, кто будет внимательно читать стих “О, как убийственно мы любим…” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться горечью поэта, осознавшего, к чему привела жгучая страсть.

Стихотворение было написано в 1851 г. Четырнадцатью годами ранее повторно женатый Тютчев познакомился с дворянкой Еленой Денисьевой. К тому времени она была еще институткой. Результатом их страстного романа стала беременность Денисьевой. Текст стихотворения Тютчева “О, как убийственно мы любим…”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, можно назвать лирическим. Но его строки пронизаны горечью и раскаянием. Оглядываясь назад, поэт винит себя за то, что, повинуясь “слепоте страстей”, сам того не желая погубил репутацию возлюбленной. О беременности Е.Денисьевой вскоре стало известно светскому обществу. Она была вынуждена столкнуться с враждебностью и всеобщим осуждением. Представители светского общества, втоптав в грязь “то, что в душе ее цвело”, накинулись на нее точно стервятники. Безмерно страдая, она преждевременно постарела, осунулась. Очарование юности “выжгли слезы”, исчез “младенчески живой” смех. Но любовь к Тютчеву, ради которой Денисьева и взошла на собственную Голгофу, никуда не делась. В этом произведении поэт нещадно бичует себя. Он воспринимает свою страсть как “ужасный приговор” Денисьевой. Он искренне сожалеет о том, что не смог защитить ее имя. После разрешения от бремени Елена Денисьева поселилась на съемной квартире. Путь в свет был ей заказан. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей Тютчева. После ее смерти законная супруга поэта разрешила ему дать им свою фамилию.

Скачать это стихотворение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!