Образ русской женщины в поэме Некрасова «Русские женщины. Женские образы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова - сочинение по Литературе

Сочинения по литературе: Женский образ в поэме Н. А. Некрасова "Кому на руси жить хорошо" Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение "женского вопроса" должно связываться "не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем Экономическом и общественном устройстве!". И не случайно "певцом печальной женской Доли, высоких подвигов и жен, и дочерей" именовали русские женщины своего поэта в Многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила Радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, А далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает Читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене: А роденька-то Как набросится! Деверек ее - Расточихою, А золовушка- Щеголихою, Свекор-батюшка- Тот медведицей, А свекровушка - Людоедицей. Кто неряхою, Кто непряхою... Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что Родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: "семья Была большущая", в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости Управляющего. ...Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить, - Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке.

Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: Ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все Горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: "За них горой стояла я..." И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии: Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай. Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание Сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных Сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших Родителях. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и Страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное Равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

Самой яркой представительницей женских образов вступает Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка, которой посвящена третья часть поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Уже ее описание вызывает неподдельный интерес к образу, восхищение ее силой и стойкостью: «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-и. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди опрошенных крестьян ее называют счастливицей. Но жизнь ее далека от идеала. Мужикам-странникам Матрена обрисовывает свою жизнь. Некрасов изображает само повествование жизнеописания героини посредством плачей и песен. Так автор утверждает типичность образа для крестьянок того времени. Сама Матрена уверена, что среди женщин русских вообще не стоит пытаться найти счастливых.

Жизнеописание Матрены Тимофеевны

До замужества Матрена жила спокойно и счастливо: в ее семье было непринято пить и ругаться. Переехав в дом мужа Филиппа Корчагина, она оказалась в аду. Ей приходилось работать за всех, она подвергалась несправедливым нападкам свекрови, в то время как муж был далеко на заработках и не мог защитить ее.

Тягости жизни Матрены Корчагиной

Только дед Савелий был добр с ней – помогал, чем мог – то словом, то действием. Много горя повидала на своем веку Матрена Тимофеевна: приставания управляющего, гибель двухлетнего первенца Демушки, которого из-за невнимательности Савелия, сгрызли свиньи. У нее не получилось даже похоронить сына по христианским традициям – прямо на глазах женщины местный врач провел вскрытие маленького тельца, чтобы освидетельствовать причину смерти мальчика.

Спустя годы, Матрена Тимофеевна понесла наказание розгами вместо своего восьмилетнего сына Федота. В голодное время вне очереди забирают на службу мужа Матрены – главного кормильца их семьи.

Отчаявшись, Матрена отправляется в город и бросается в ноги губернаторше. Она помогает Матрене, став крестной матерью для ее новорожденного сына Лиодора. Несчастья продолжали преследовать женщину – забирают в солдаты одного из сыновей, изба из горела дважды, три раза гостьей в доме была сибирская язва.

Заключение

Заканчивается повесть утверждением, что ключи от женского счастья потеряны Богом. Тема женской доли характерна для творчества Н.А. Некрасова. Он искренне сочувствует судьбе русской крестьянки и надеется на ее скорейшее улучшение. Думаю, Матрена Тимофеевна – идеал женщины-крестьянки для Некрасова.



ЖЕНСКИЙ
ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ
ЖИТЬ ХОРОШО”



Тот сердца
в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.



Н.А.
Некрасов



Н.А.
Некрасов справедливо считается первым
певцом русской крестьянки, изобразившим
трагизм ее положения и воспевавшим борьбу
за ее освобождение. Громко и ясно говорил он
о том, что решение “женского вопроса”
должно связываться “не с частными
реформами, не с сознательностью сильных
мира сего, а с преобразованием во всем
экономическом и общественном устройстве!”.
И не случайно “певцом печальной женской
доли, высоких подвигов и жен, и дочерей”
именовали русские женщины своего поэта в
многочисленных письмах, посылавшихся ему в
период тяжелой болезни.


В поэме “Кому
на Руси жить хорошо” женская тема
представлена обзором жизни Матрены
Тимофеевны - простой русской крестьянки,
которую семь странников просят рассказать
о себе. Ее жизнь - типичная жизнь
крестьянки той поры. Сначала похоронила
радость детских лет, потом быстро
промелькнуло девичество, затем замужество,
а далее - горькая участь невестки, рабыни в
мужниной семье. Некрасов показывает
читателю, как жила Матрена Тимофеевна в
семье мужа, показывает отношение его родных
к молодой жене:


А роденька-то


Как
набросится!


Деверек ее
-


Расточихою,


А золовушка
-


Щеголихою,


Свекор-батюшка
-


Тот
медведицей,


А
свекровушка -


Людоедицей.


Кто неряхою,


Кто
непряхою...


Трудности
семейной жизни, выпавшей на долю Матрены,
определялись не только тем, что
родственники мужа были сварливы, но и более
существенными обстоятельствами: “семья
была большущая”, в женщине постоянно жил
страх голода, пожара, немилости
управляющего.


Что год,
то дети: некогда


Ни думать,
ни печалиться.


Дай Бог с
работой справиться


Да лоб
перекрестить, -


так
рассказывает о своей жизни Матрена
Тимофеевна. Действительно, трудно
приходилось крестьянке. Кроме адской
работы на нее обрушились другие бедствия:
ужасная смерть первенца сына, голодный год,
гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все
это не сломило русскую женщину, она
продолжала мужественно переносить все
горести и лишения, растила детей.


Любовь к
детям стала для крестьянки основным
жизненным стимулом: “За них горой стояла я...”
И далее вспоминается случай, когда
материнская любовь проявилась в действии:


Я вырвала
Федотушку.


Да с ног
Силантья-старосту


И сбила
невзначай.


Это была
первая форма несогласия с намерением
старосты высечь подростка. Нарастание
сомнения в ее душе и даже элементов
безверия Некрасов показывает в финальных
сценах главы, где героиня в тот трудный
период своей жизни тоскует о своих умерших
родителях.


Я
потупленную голову,


Сердце
гневное ношу!.. -


говорит
многострадальная крестьянка. И все же мы
понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну
лишь собственная душевная сила. Да,
беспросветным казалось будущее женщины на
Руси. С каждым годом все трудней было жить и
содержать семью. И не случайно рассказ
Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о
потерянных ключах от женского счастья:


Ключи от
счастья женского,


От нашей
вольной волюшки


Заброшены,
потеряны


У Бога
самого!


Едва ли предвидели женщины времен
Некрасова, что кончатся наконец все муки и
страдания и появится возможность шагать в
ногу с мужчинами. Установленное
равноправие и свобода женщин создают еще
более яркий контраст между женским образом
Некрасова и образом женщины наших лет.

Задачи и тесты по теме "ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ В ПОЭМЕ НА. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО”"

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Склонение имён прилагательных женского рода - Имя прилагательное как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Текст сочинения:

В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой ҭворчества великого поэта народ. Здесь Некрасов рисует различные ҭипы крестьян, всесторонне показывает их жизнь и в горе, и в "счастии".
Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, ҭипичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черҭы всех женщин матушки-Руси с их ҭяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасовым в произведениях, написанных до поэмы "Кому на Руси жить хорошо", несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэҭ изображал крестьянку как терпеливую, забиҭую ("ҭы вся воплощенный испуг, ҭы вся вековая истома"), покорную ("до гроба рабу покоряться"), то теперь он стремиҭся показать зарождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она "сурова и смугла", "осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми". Некрасов с сердечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: "...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие..."
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волнующую повесть своей жизни. Семья у нее "была хорошая", непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.
Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлюбила, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал "весь гнев с души" матери. Успокоилась Матрена: "Что ни велят работаю, как ни бранят молчу".
Но беда не ходиҭ одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий человек, духовно близкий Матрене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни ҭягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: "Я потупленную голову, сердце гневное ношу..."
Матрена Тимофеевна достойная внучка деда Савелия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпиҭ, а действует, ищет и находиҭ выход из самых сложных сиҭуаций. Характер этой женщины новый ҭип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступаюҭ новые, ранее не свойственные народу черҭы характера. Появдяетг" ся ҭип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развиҭие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добротой, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны это во многом новый ҭип русской крестьянки.

Права на сочинение "Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!