Образование нато и овд. Красное нато

В год Юбилея нашей страны в Великой Отечественной войне вспоминаем послевоенные страницы истории. Сегодня вполне подходящий случай: ровно 60 лет назад на карте мира появился советский военный блок, который сегодня можно называть "красным НАТО", сменщиком которой сегодня является ОДКБ — Организация Договора Коллективной Безопасности. Организация Варшавского Договора (сокращенно — ОВД) — о ней сегодня и пойдет речь.

Прежде чем мы перейдем к рассказу о нашем первом военном блоке, давайте обратимся к истории. Итак, год 1945-ый. Европа приходит в себя после 6 лет войны. Кругом руины, груды мусора и трупы как солдат, так и мирных граждан. Такую картину можно было наблюдать в послевоенных Германии и Австрии. На улицах вместо мужчин работают женщины. Они разгребают завалы, перевозят строительный шлам. Некоторые не выдерживают тяжелого физического труда и падают без сил на асфальт. Позже, в историографии их назовут Trümmerfrauen, память которых позже увековечут. Не своими силами восстанавливалась Европа. Британия, к тому моменту формально одержав победу, больше не играет роль первой скрипки в мире. Империя рухнула, а в Европе столкнулись интересы двух новых держав: СССР и США. Лондон примкнул к Вашингтону как то и ожидалось, а СССР вел свою внешнюю независимую политику. Вся Западная Европа, как и после Первой мировой войны, была загнана в финансовую каббалу США: "план Дауэса" сменил "план Маршалла". Предлагали американцы свою помощь и Советскому Союзу, однако власти Советского Кремля отказались от нее, чем вызвали негодование американцев. Советский дипломат В. Молотов вспоминал: "Раз мы отказались присоединиться к "плану Маршалла", значит мы правильно сделали". Обе стороны помогали Европе вставать на ноги: СССР занимался Восточной Европой, в которую входили Болгария, Югославия, Албания, Румыния, Венгрия, Чехословакия и Польша и которые присоединятся к ОВД 10 лет спустя, а США в свою очередь помогали своему главному союзнику в Европе — Британии, Франции, Италии, БеНиЛюксу и остальным, кроме Испании и Португалии, занимавших позицию нейтралитета. Германией и Австрией обе стороны занимались вместе, наряду с Англией и Францией, поделив 2 (во время войны — одно) государство на 4 части. И если Австрии удалось обрести нейтральный статус и вывести войска 4-х держав через 10 лет после оккупации, то Германии такой участи избежать не удалось. Послевоенная Германия стала ареной противостояния двух систем, расколовшись на ГДР (советская зона) и ФРГ (американская зона).


Флаг Германии первых послевоенных лет (временный), символизирующий разделение страны. 1946-49 гг.

Появление конкурента на Востоке американцам явно было не нужно и они старались всеми силами сдержать его. В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу «Западноевропейского союза» (WEU). Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. В 1946-ом Черчиль произносит свою "Фултонскую речь", положившую начало "холодной войне". 18 августа 1948 г. был принят "план Даллеса", а 4 апреля, ровно через 10 лет после окончания гражданской войны в Испании, на карте появился новый военный блок — НАТО, олицетворяющего сегодня злобного зверя, который в скором времени может и сам прекратить свое существование, ибо признаки загнивания этого блока налицо, а к большой войне НАТО просто-напросто не готово, да и рост антиамериканских настроений с каждым годом и днем все выше. В этом году блок отметил 66 лет своего агрессивного существования.

Однако у НАТОвцев все начиналось не так гладко, как хотелось. Исландия — единственное бельмо блока, у которого нет собственной армии, в связи с чем в стране вспыхнула акция протеста.

Инициаторами беспорядков считается Единая социалистическая партия Исландии, преемница Коммунистической партии Исландии. Группа протестующих утром 30 марта 1949 года собралась за школой в центре Рейкьявика и направилась к парку Аустурволлюр (исл. Austurvöllur) перед зданием альтинга. Там уже находилась другая группа протестующих, которая требовала от альтинга немедленно отменить решение о вступлении в НАТО. Изначально акция проходила мирно, однако затем один из протестующих, член Социалистической партии Исландии закричал в мегафон, что лидера партии захватили в заложники. Это был сигнал к началу: завязалась потасовка.

Альтинг проигнорировал выступления протестующих и подтвердил вступление страны в НАТО, но это привело к тому, что по всей стране начались массовые антинатовские выступления. С 18 по 21 мая 1951 года проходила крупнейшая в истории страны всеобщая забастовка рабочих, протестовавших против исландско-американского соглашения об обороне от 5 мая 1951 года, который считали неравноправным. В течение всех следующих лет не раз звучали лозунги «Исландию убрать из НАТО, а армию распустить!» (исл. Ísland úr NATO og herinn burt!). На выборы 50-х и 60-х годов левые партии шли с обещанием денонсации двустороннего исландско-американского оборонного соглашения, но, попадая в правительственную коалицию, были вынуждены отказаться от этого обещания.

Протестующие стали швыряться камнями и кирпичами в здание парламента и разбили все окна. Один камень чуть не угодил в голову главе альтинга. В дело вмешались полиция, а на защиту альтинга встали члены Партии независимости. Полицейские избивали протестующих дубинками и разгоняли их при помощи слезоточивого газа. Число участвовавших составляло несколько тысяч, данные о погибших и раненых неизвестны. В конце концов, в 2006 году части вооружённых сил США вынуждены были покинуть базу в Кеблавике, хотя Исландия осталась членом НАТО (высокопоставленный исландский дипломат Эйнар Бенедиктссон пишет, что решение о выводе частей из Исландии было принято в США задолго до этого, и окончательный шаг был отложен как минимум на десятилетие из-за настояний исландского правительства).


Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР 31 марта 1954 года направил ноту с предложением рассмотреть «совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре», однако эта инициатива была отклонена в ответной ноте утверждением, что организация является «больше чем военной» и такое предложение «противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств».В 1954 г. Запад ратифицировал Парижские соглашения 1954 г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, провел ремилитаризацию Западной Германии и включение ФРГ в НАТО.


Но и СССР не сидел сложа руки. Еще в 1949-ом. г. Советский Союз успел создать свою первую организацию — СЭВ, носившую характер экономической интеграции. В 1952 году в американский блок вошли Греция и Турция («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»). Над Советским Союзом и Восточной Европой нависла новая угроза. Руководители Кремля пошли на ответный шаг. Еще до момента создания ОВД, Сталин говорил, что "коммунизм подходит Польше, как кобыле седло", ведь Польша была краеугольным камнем Европы. 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе соответствующий документ был подписан, закрепив вплоть до окончания 1991 г. биполярный мир. Так на карте Европы появился новый блок, представлявший альтернативу НАТО. ОВД — Организация Варшавского Договора.


Таким образом, к началу лета 1955 г. раздел Европы между СССР и США был окончательно закреплен. В мире воцарилось двоевластие.


Варшавский пакт — военно-политический блок, который являлся самым крупным военным образованием в мире, когда либо существовашим, площадь которого превосходила площадь сегодняшнего НАТО со всеми 28-ю его членами. Около 30 млн. кв.км суши, 22,1 из которых приходились на Советский Союз, он напоминал собой огромного колосса, поддерживать которого было сродни работе Атласа по поддержанию небосвода. Численность Вооруженных Сил составляла более 7,5 млн. солдат, 5 млн. из которых — части РККА.



С учетом того, что в суммарный военный потенциал стран Европы-участников ОВД был не сравним с военным потенциалом СССР, то суть ОВД заключалось в ядерном «зонтике» СССР над европейскими социалистическими странами и возможности советскими ВС использовать территорию союзников. Создание ОВД легитимизировало размещение советских войск в странах Центральной Европы. В середине 80-х гг. в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тыс. чел., в Польше - 40 тыс., в Чехословакии - 80 тыс., в Венгрии - около 70 тыс. военнослужащий СА. В конце 50-х гг. готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания). В рамках ОВД Министерство обороны СССР получило возможность контролировать вооруженные силы стран - участниц ОВД, перевооружать их. Был налажен обмен разведывательной информацией. В рамках ОВД производилось постоянное перевооружение войск стран Варшавского договора, в плановом режиме происходило переобучение офицерского состава. Был развернут широкий обмен воинским опытом.


По числу своих участников в ОВД было принято 8 языков, причем вместо албанского были приняты чешский и словацкий, а вся документация и командование велись на русском языке. Если НАТО был типично экспансионистским блоком, коим он и остался в наши дни, то ОВД являлось противовесом и носило сугубо оборонительный характер.

Политически руководство ОВД осуществлял Политический консультативный комитет, объединявший глав государств — членов организации. Военное руководство осуществляло Объединенное командование вооруженными силами, которое, по традиции возглавлял маршал Советского Союза. Первым командующим стал герой Великой отечественной войны маршал И.С.Конев.


В русле дипломатических усилий СССР по предотвращению глобального ядерного конфликта, ОВД позиционировался в качестве оборонительного блока, деятельность которого направлена против возможной агрессии со стороны НАТО.


В рамках ОВД решения не принимались путем консенсуса. Организация находилась под полным контролем советского руководства, в военном плане - Генерального штаба МО СССР. В рамках ОВД проводилась политика двусторонней многоуровневой комплексной военно-политической интеграции социалистических стран Центральной Европы с СССР, установления жесткого контроля над армиями стран - союзниц Советского Союза. Эффективность данной политики была продемонстрирована в 1981 году, когда вооруженные силы Польской народной республики фактически выполнили полицейские функции, избавив ОД от необходимости вмешаться во внутренние дела Польши по примеру 1968 г. в Чехословакии.

Как и НАТО, ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 г. из-за политико-идеологических разногласий между Москвой и Тираной Албания прекратила свое участие в деятельности ОВД, в 1968 г. Албания оформила выход из организации. В 1966-ом такой же демарш сделал и генерал де Голль, выведя свою страну из НАТО, сохранив лишь свои политструктуры в блоке. Лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен планирует и вовсе хлопнуть дверью от души и полностью вывести страну из НАТО, включая не только военные, но и политструктуры, в случае если одержит победу на президентских выборах 2016 г. В 70-80-е годы периодически свою особую позицию в деятельности ОВД демонстрировала Румыния. Периодически в деятельности союзников обнаруживались утечки военно-технической информации в страны-члены НАТО.

Важнейшей частью деятельности ОВД было широкое сотрудничество спецслужб и различных спецподразделений, составляющих основную опору правящих режимов в странах - участниках организации.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. Ныне не действует.
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Руководящие структуры ОВД
Политический консультативный комитет (ПКК) — высший коллективный орган организации. Создан для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.

Главкомы ОКВС:
1955—1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза,
1960—1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза,
1967—1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза,
1977—1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза,
1989—1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.

Начальники штаба:
1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии,
1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии,
1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии,
1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии,
1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии,
1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.

Декларации ОВД
На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств - участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства - участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе. Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Участники блока не бездействовали. Как и НАТО они также проводили совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1970), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).


В рамках ОВД был также создан Военный совет Объединенных вооружённых сил. Наличие ОВД обеспечило юридическое основание для участия советских войск в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1965 г. В 1968 г. воинские контингенты стран-участниц ОВД приняли участие в событиях в Чехословакии, подавив «Пражскую весну». В том же 1968 г. Участники Бухарестского совещания ОВД, а также совещания ПКК в Софии решительно осудили вооружённую интервенцию США во Вьетнаме.

Война в Афгане стала началом конца не только СССР, но и самого блока. Красная Армия воевала против моджахедов в одиночку, в то время как ее союзники попросту отсиживались в своих офисах. Сработал главный тезис Российской истории: "наши союзники — армия и флот; все остальные против нас". Возможно из-за того, что советские руководители слишком брезговали им, история их за это и наказала. 1 июля 1991 г. "Союз мира и социализма", "красный ядерный дикобраз" прекратил свое существование.


Все началось с захвата в Польше власти профсоюзом "Солидарность" под руководством Л. Валенсы. Уже ни для кого не секрет, что "Солидарность" взращивало ЦРУ и захват власти фактически символизировал передачу польского суверенитета из одних рук в другие. Помнят ли этот факт представители нынешней польской элиты — это уже вопрос к ним. Так или иначе, но Польша стала 1-ым государством после Албании, покинувшей зону ОВД. В 1993-ем г. страна вступила в НАТО, где и находится до сих пор, но под другим протекторатом.
События в Польше присутствуют в песне группы Гражданская Оборона "Новая патриотическая":

"Нам не страшны Алма-Ата и события в Польше
Ведь геройских патриотов с каждым днём всё больше
А для контры матерой вроде Леха Валенсы
Мы по-новому откроем Бухенвальд и Освенцим
На всяких анархистах проводить эксперименты
На всё у нас имеются стальные аргументы

Ведь пылающей тропой мы идём к коммунизму
Пылающей тропой мы идём к коммунизму"


"Пылающей тропой" СССР пришел в итоге не к коммунизму, а к собственному распаду, Еще одна поговорка, которую забыли советские руководители: "в чужой костел со своим уставом не ходят". Сегодня ей брезгуют уже сами американцы, заварившие всю глобальную кашу, а теперь расхлебывающие ее и воюющие с терроризмом в одиночку и без помощи союзников, и к сожалению, безуспешно, тем самым расписываясь в разжигании терроризма и наступая на те же самые грабли.

Красная Армия ушла, а СССР прекратил свое существование. Но кто знает, когда мы вернемся вновь и когда исчезнут США — это вопрос времени. Создание ОДКБ — один из важных шагов во внешней политике постсоветской России, который не предусматривает создание марионеточных правительств на евразийском пространстве, в отличие от ОВД и НАТО и является более совершенной моделью военно-политического блока с учетом всех особенностей его участников. Поэтому я хочу обратиться с вопросом к тем людям, которые хотят назад в СССР: вы действительно хотите того, чтобы в Европе появились пророссийские марионеточные правительства? Одумайтесь, на дворе XXI век — век информации и инфовойн. Никто и никогда не будет вам вылизывать задний проход за ваше желание видеть ту или иную страну в своих рядах. Время сотрудничать со здоровыми силами Европы, время находить точки соприкосновения на равных условиях. Урок советского влияния на Западе, тем не менее, но хотя бы формально, все же выучили — зачем снова подставлять свою страну под стигму оккупанта?
Как заметил испанский философ Хорхе Сантаяна: "Кто не учит историю, обречен ее повторять". Опыт показывает, что нужно учиться на чужих ошибках, чтобы впоследствии их не повторять. Пусть их повторяют американцы, но это уже не наше дело и незачем нам им в чем-то помогать. Наше дело — идти своим самостоятельным путем.


Так что, в добрый путь, и пусть небесный свет указывает вам дорогу в ясное будущее! А ОВД и по сей день останется воспоминанием. Приятным воспоминанием о славной эпохе боевого и идеологического братства!

В первое послевоенное десятилетие в мире утвердилась двухсторонняя система международных взаимоотношений. Это время, когда было начато глобальное противостояние двух сверхдержав – Соединенных Штатов Америки и Советского Союза, а также противостояние двух военно-политических организаций – Североатлантического альянса и Организации Варшавского договора.

В странах Восточной Европы был подписан Варшавский договор. Случилось это в 1955 году. Основная задача его состояла в осуществлении контроля над этим государствами, а также в обеспечении безопасности и мира в Европе. Согласно Договору, предполагалось оказание помощи странам-участницам в случае военной угрозы, проведение взаимоконсультаций в кризисных ситуациях и формирование Объединенного командования вооруженными силами.

Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи подписали Албания, Венгрия, Болгария, Польша, ГДР, Румыния, Чехословакия и СССР через 6 лет после образования НАТО. Необходимо отметить, что сотрудничество этих государств существовало задолго до подписания документа. Дело в том, что в большинстве из них после окончания войны установилась коммунистическая система управления государством, чему в немалой степени способствовали советские войска, оставшиеся на территории Восточной Европы. И до момента подписания договора все отношения между ними осуществлялись на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был сформирован Совет экономической взаимопомощи, в состав которой вошли первоначально Болгария, Советский Союз, Венгрия, Румыния, Польша и Чехословакия, а позже и другие страны.

Вместе с тем, после 1953 года в некоторых из стран Восточной Европы наметились признаки массового недовольства, вызванные неоднозначной политикой СССР. Так, в Чехословакии и Венгрии прошли массовые демонстрации и забастовки. А в ГДР они были настолько многочисленными, что советское руководство вынуждено было ввести танки для подавления выступлений рабочих, недовольных ухудшением уровня жизни. Когда в 1953 году умер И.Сталин и к власти пришли новые лидеры, ими был предпринят ряд поездок в страны социалистического лагеря. Результатом их и стало подписание Варшавского договора. В него вошли практически все восточноевропейские государства, за исключением Югославии, которая придерживалась нейтралитета. Подписание данного документа было вызвано в первую очередь возникновением военных угроз в результате ратификации Парижских соглашений 1954 года, которые предполагали создание Западноевропейского союза и присоединение Западной Германии к Североатлантическому альянсу.

Подписание вышеуказанного документа оформило создание Организации варшавского договора – военно-политической организации социалистических европейских государств. Ее создание стало своеобразной ответной мерой на формирование НАТО, которое было нацелено против социалистического лагеря.

Цели Варшавского договора предполагали обеспечение безопасности стран-участниц. Он состоял из преамбулы и одиннадцати статей. Согласно его условиям и Уставу Организации Объединенных Наций, все подписавшие документ государства обязаны были отказаться или воздержаться в международной политике от угроз или прямого применения силы, а в случае вооруженного конфликта – оказать помощь всеми доступными средствами.

Также страны-участницы были обязаны действовать в целях укрепления сотрудничества и дружеских отношений для дальнейшего развития культурных и экономических взаимосвязей, при этом уважая национальный суверенитет, и не вмешиваясь во внутреннюю политику друг друга. Но при этом необходимо также отметить, что членство в Организации не всегда было добровольным, а редкие попытки выйти из нее жестко пресекались (тому примеры Венгрии, Чехословакии и Польши).

Был создан и высший орган Организации Варшавского Договора – Политический консультативный комитет, в основные задачи которого входило проведение консультаций по спорным вопросам, которые возникали в рамках осуществления Договора.

Но деятельность ОВД была весьма противоречивой и не всегда успешной. Важно напомнить, что в ее противостоянии с НАТО было два больших кризиса, которые чуть не стали причиной Третьей мировой войны: это Берлинский и Карибский кризисы.

Причиной Берлинского кризиса 1959-1962 годов стало массовой переселение жителей Восточной Германии в Западный Берлин. Для того чтобы положить конец несанкционированному переселению, за одну ночь была выстроена знаменитая Берлинская стена, где были установлены контрольно-пропускные пункты. Но подобные действия вызвали еще большее недовольство населения, возле КПП собирались огромные толпы тех, кто хотел покинуть пределы советского Берлина. Это привело к тому, что возле Бранденбургских ворот и основных пропускных пунктов были сконцентрированы советские и американские танки. В итоге противостояние двух государств закончилось тем, что советские власти вынуждены были отвести свои танки с этих позиций.

Еще одна кризисная ситуация возникла в 1962 году в зоне Карибского бассейна, поставив мир под угрозу начала ядерной войны. А началось все с того, что американцы разместили свою ракетную базу на территории Турции. Советский Союз не мог оставить это без ответа, поэтому тайно разместили свои ракеты на острове Куба. Когда в Соединенных Штатах Америки стало об этом известно, там началась настоящая паника, поскольку действия советского руководства были восприняты как начало подготовки к войне. К счастью, закончилось все не так уж и плохо: советские войска вывели свои ракеты с Кубы, американцы – ликвидировали свою базу в Турции и дали обязательство не предпринимать каких-либо действий против Кубы.

Помимо этих конфликтов, внутри самой Организации было немало других кризисных ситуаций. Основной причиной их было стремление некоторых стран к лучшей жизни и желания освободиться от влияния Советского Союза. К таким кризисам можно отнести восстание в Венгрии, которое произошло в 1956 году (операция «Вихрь»), попытки проведения реформ в Чехословакии в 1968 году («Пражская весна», операция «Дунай»). Все они решались с помощью советских танков.

Не стоит забывать и про войну в Афганистане 1979-1989 годов. В 1979 году там, вследствие военного переворота к власти пришло новое руководство, которое имело намерение построить модель социалистического государства, за образец взяв СССР. Такая политика вызвала недовольство населения, в результате чего президент Афганистана Амин был вынужден обратиться к Советскому Союзу за помощью. Что было дальше – всем известно. Введение на афганскую территорию советского ограниченного контингента, который должен был только держать ситуацию под контролем. В итоге – 10-летняя война и международная изоляция Советского Союза.

В 1985 году, в связи с истечением срока действия Варшавского Договора, он был продлен на 20 лет.

Когда в СССР началась перестройка, изменения произошли во всей внешнеполитической деятельности страны. Советское руководство не препятствовало проведению «бархатных» революций в восточноевропейских государствах 1989-1990 годов. В 1989 году пала Берлинская стена, а год спустя две Германии были объединены в единое государство. Для Союза это означало потерю верного союзника.

Толчком для начала распада военной советской империи стало подписание Будапештского договора 1991 года тремя странам – Польшей, Венгрией и Восточной Германией. Этот документ подвел черту под существованием Организации Варшавского Договора.

Сам Варшавский Договор вызывает много вопросов. Так, к примеру, что же приобрел непосредственно Советский Союз с его подписанием? В последнее время многие историки склоняются к мысли, что это был хорошо продуманный политический ход Н.Хрущева, который стремился к созданию некой совместной организации для обеспечения коллективной безопасности. Советское руководство начало понимать тот факт, что НАТО начинает угрожать военной мощи СССР и его преимуществу на европейской территории.

Однако если говорить о реально существовавшем на то время превосходстве Запада, то оно заключалось только в методах устрашения с помощью ядерного . Что же касается обычного вооружения и техники, то неоспоримое преимущество было на стороне как раз Советского Союза. Более того, это, по мнению многих экспертов стало причиной появления Североатлантического альянса.

Америка со своими союзниками сразу по окончании войны приступили к разоружению и массовому увольнению военнослужащих, а вот СССР с этим не спешил. Да и чувствовать себя в безопасности американцы могли только до 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник и, таким образом, возникла угроза вывода ядерного оружия на орбиту.

Как бы там ни было, Варшавский Договор прекратил свое существование, впрочем, точно так же, как и СССР. Но негласное противостояние между США и Россией по-прежнему сохраняется.

Североатлантический альянс НАТО возник весной 1949 года. После окончания Второй Мировой войны оборонные силы стран мира были истощены, и возникла угроза новых территориальных конфликтов.

Поэтому пять стран Западной Европы - Великобритания, Бельгия, Люксембург, Франция и Нидерланды - объединились в единый оборонительный союз. В скором времени в молодую организацию вступили также Канада и США, а 4 апреля 1949 года новый военно-политический блок насчитывал уже двенадцать стран-участниц.

История НАТО.

В 1950-х годах североатлантический альянс активно развивался и расширялся. Создавались вооруженные силы НАТО, писался устав, формировались внутренние структуры управления. В 1952 году в альянс вступили Греция и Турция.

В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено - североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. Расценив отклонение своей заявки, как угрозу безопасности, в 1955 году СССР создал собственное объединение в Восточной Европе - ОВД (Организацию Варшавского договора).

Вместе с распадом СССР распалась и ОВД, однако история НАТО продолжилась. В 1982 году к альянсу присоединилась Испания, в 1999 - Венгрия, Польша и Чехия. В 2004 и 2009 году НАТО снова пополнилось новыми государствами. В настоящий момент в союзе состоят 26 европейских государств и 2 страны Северной Америки.

Цели и задачи НАТО.

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза «миротворческие бомбардировки» стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Краткая история создания НАТО

2. Функции и состав НАТО

3. Предпосылки создания ОВД

4. Суть и цель Договора

5. Варшавский Договор

6. Деятельность ОВД

7. Распад ОВД

Заключение

Список используемой литературы

Введ ение

Создание и развитие военных блоков стало важнейшей частью той политики, которую СССР, США и западноевропейские государства (Великобритания и Франция) начали проводить впервые послевоенные годы, и которая вошла в историю международных отношений как «Холодная война». Организация Североатлантического Союза (НАТО). Началось глобальное противостояние двух сверх держав - СССР и США и противостояние двух военнно-политических блоков - Организации Варшавского Договора (ОВД) и Организации Североатлантического Договора (НАТО)

Североатлантический блок НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organization) - родное детище Холодной войны. Разгромив гитлеровские войска, Красная Армия вошла в историю, как мощнейшая военная сила, равной которой в мире в те времена не находилось, и не предвиделось в ближайшей перспективе. Бывшие страны-союзницы СССР по II Мировой войне посчитали, что такой военной машине, к тому же заполучившей атомное оружие, впору дойти и до Ла-Манша, и что именно подобные цели тайно выносит советское руководство. Даже, несмотря на то, что Союз лежал в руинах, вся страна работала на восстановление экономики, а сама идея военных действий претила государству, потерявшему в войне более 30 млн. человек, западные страны всё-таки решили создать военный блок, который должен был стать противовесом непобедимой Красной Армии.

Итак, в апреле 1949 года в Вашингтоне 12 стран - США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Исландия, Норвегия, Италия и Португалия - объявили о создании единой военной организации, которая была призвана координировать действия армий стран-участниц, и таким образом, гарантировать им поддержку в предполагаемой войне с СССР.

Кстати, официальную заявку на вступление в Организацию Североатлантического договора подавал и Советский Союз. Это было в марте 1954. И это была одна из важнейших попыток, предпринятых СССР, повернуть деятельность блока в мирное русло. Как говорилось в докладе Политбюро ЦК КПСС, при реализации этого сценария «Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира». Но НАТО указало Союзу на дверь, ответив: «…Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств…» Всё логично. При появлении Советского государства в составе Организации Североатлантического альянса, этот военный блок утратил бы свою основную сущность и цель, которую сформулировал ещё в 1949-ом первый генсек НАТО лорд Исмэй: «держать США в Европе, Германию под контролем, а Россию вне Европы».

Спустя год в мае 1955 г. под эгидой Советского Союза была создана Организация Варшавского договора (ОВД), которая объединила все страны Центральной и Восточной Европы (в состав ОВД не вошла только Югославия). Варшавский блок был образован исключительно в противовес НАТО, и это был вынужденный оборонительный шаг. ОВД вместе с ранее организованным Советом экономической взаимопомощи, в который входили страны-союзницы СССР, а также некоторые азиатские государства и Куба, составили второй полюс биполярной системы мира.

Вплоть до конца 80-ых, когда великая империя Советский Союз стала трещать по швам, соперничество между НАТО и ОВД было достаточно ровным. Альянс наращивал гонку вооружений, Советам приходилось делать то же самое, чтобы сдерживать агрессию военного блока и обеспечивать безопасность страны и дружественных государств. СССР и США стали монополистами по количеству накопленных и усовершенствованных ядерных вооружений. Весь период Холодной войны отношения между сверхдержавами характеризовались чередованием стадий ухудшения и улучшения отношений. Ухудшения приводили к ряду региональных конфликтов, но, в общем, биполярная система эволюционировала к большей безопасности, о чём свидетельствовало создание Организации Объединённых наций, а также серия советско-американских договоров по ограничению стратегических вооружений.

1. Краткая история создания НАТО

Военно -- политические предпосылки этого союза в Европе были очерчены в «доктрине Трумэна», провозглашенной американским президентом 12 марта 1947 года. Тогда, в своём специальном послании Конгрессу, Г. Трумэн выступил с идеей «антикоммунизма», согласно которой предусматривалось путём наступления против социализма распространить «американский образ жизни» на весь мир и установить «гегемонию американского империализма».

Ряд событий в 1947-49 гг. обострили международную обстановку. К ним относятся угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции, переворот в 1948 г. в Чехословакии и блокада Западного Берлина. Подписав в марте 1948 г. Брюссельский договор, пять западноевропейских стран - Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция - создали общую систему обороны.

Доктрина Трумэна отражала эволюцию американского экспансионизма от формулы «Америка для американцев» («доктрина Монро») к формуле «Не только Америка, но и весь мир для американцев» («доктрина Трумэна»). Сенатор Вандерберг прямо заявил после выступления Трумэна, что помощь Греции и Турции открывает "«новую эру"» в области внешних отношений США, знаменуют переход к новой американской политике во всём мире.

Экономические основы для создания блока НАТО были заложены «планом Маршалла», который называли «первым шагом в строительстве Североатлантического сообщества». 5 июня 1947 года государственный секретарь США Дж. Маршалл произнёс речь перед студентами Гарвардского университета, в которой, не фиксируя никаких конкретных обязательств США, обещал «дружественную помощь», странам Европы, если они совместными усилиями разработают план «взаимопомощи» и представят его на утверждение Соединенным Штатам.

Появление плана было непосредственно обусловлено экономической ситуацией, с которой столкнулись Соединенные Штаты после второй мировой войны. Рост внешнеторговой экспансии США в Западной Европе и в других капиталистических странах, особенно усилившийся вследствие устранения германской и японской конкуренции и общего ослабления других капиталистических стран, привёл к резкому превышению экспорта США над импортом. В течение трёх послевоенных лет золотые и долларовые запасы 16 европейских стран, включенных впоследствии в орбиту «плана Маршалла», уменьшились более чем на 3 млрд. $. В результате возникла реальная угроза резкого спада американской внешней торговли, что могло привести к ухудшению общего экономического положения США и приближало назревание экономического кризиса: «Американский экспорт в Европу резко сократится... если Конгресс не поддержит новую правительственную программу финансовой помощи». Лейбористское правительство Великобритании и социалистическое правительство во Франции решительно поддержали этот американский план.

В 1952 г. к Североатлантическому договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика Германия вступила в союз в 1955 г., а в 1982 г. членом НАТО стала также Испания. В 1999 г. в НАТО вступили Чешская Республика, Венгрия и Польша. 2004 г. - Болгария, Латвия, Литва,

Эстония, Румыния, Словения, Словакия. В 1967 г. в результате внутреннего кризиса по поводу создания Ядерного Директората НАТО Франция вышла из военной организации Альянса, оставаясь при этом полноправным членом НАТО. Таким образом, на сегодня Альянс насчитывает 26 членов.

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

Служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

Осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

Способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

Содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

2. Функции и состав НАТО

НАТО -- это межправительственная организация, не имеющая наднациональных функций. Она может делать только то, против чего не возражает ни один ее член. Как межправительственная структура, она имеет в своем распоряжении очень небольшое число военного и гражданского персонала -- примерно 12 тыс. человек. Это меньше общего количества дипломатических работников в национальных миссиях при НАТО. По уровню административной нагрузки, то есть, соотношению количества людей, работающих на НАТО как организацию, и количества людей, определяющей деятельность НАТО в национальных правительствах и дипломатических миссиях, НАТО -- очень эффективная организация. Для сравнения: в центральных органах ЕС только число переводчиков составляет порядка 10 тыс. человек.

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Это и есть ядро Альянса как международного клуба. Работа межнациональных комитетов поддерживается гражданским персоналом (международными чиновниками), которые подчинены Генеральному Секретарю, и интегрированной командной структурой, которая управляется Военным Комитетом НАТО. Довольно точным является определение НАТО как международного клуба с военными инструментами. При этом доля военных сил, которые в случае войны должны передаваться под общее командование, значительно уступает количеству сил, остающихся под национальным контролем. В мирное же время число военных сил, подчиненных центральному командованию ничтожно мало -- всего несколько тысяч военных. То же самое можно сказать об общих бюджетах -- они мизерны по сравнению с суммарным объемом военных расходов стран-членов.

Как и любой клуб, НАТО не имеет политики, а только лишь правила членства. То, что воспринимается как политика НАТО, -- не более, чем равнодействующая политик стран-членов. Анализировать и предсказывать эту условную политику без анализа и прогноза политики отдельных членов Альянса не имеет никакого практического смысла.

Ниже приведена информация об основных структурных элементах НАТО.

Североатлантический совет (САС) обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Постоянные представители действуют согласно инструкциям из столиц своих стран, сообщая и разъясняя своим коллегам по Совету НАТО взгляды и политические решения своих правительств. Кроме того, они докладывают руководству своих стран о точках зрения и позициях других правительств, сообщают о новых событиях, процессе формирования консенсуса по тем или иным важным вопросам или расхождениях в позициях отдельных стран в каких-то областях.

Решения о каких-либо действиях принимаются на основе единства мнений и общего согласия. В НАТО нет процедур голосования или принятия решений большинством голосов. Каждая страна, представленная на заседаниях Совета НАТО или в любом из подчиненных ему комитетов, полностью сохраняет независимость и всецело несет ответственность за свои решения.

Работа Совета готовится подчиненными комитетами, отвечающими за конкретные направления политики.

Комитет военного планирования (КВП) обычно работает в составе постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом комитете представлены все государства-члены Североатлантического союза, кроме Франции. Комитет военного планирования направляет деятельность руководящих военных органов НАТО. В пределах сферы своей ответственности он выполняет те же функции и обладает такими же правами и полномочиями, что и Североатлантический совет. Работа Комитета военного планирования готовится рядом подчиненных комитетов, имеющих конкретную сферу ответственности.

Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках Группы ядерного планирования (ГЯП), где они обсуждают конкретные вопросы политики, связанной с ядерными силами. Эти совещания охватывают широкий круг вопросов политики в сфере ядерного оружия, в том числе вопросы обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, развертывания ядерных сил, а также более широких вопросов, вызывающих общую озабоченность, таких как контроль над ядерным оружием и распространение ядерного оружия. Работа Группы ядерного планирования поддерживается штабной группой ГЯП.

Работа указанных комитетов поддерживается множеством вспомогательных структур.

Постоянные представители и национальные делегации. Каждая страна НАТО представлена в Североатлантическом совете послом или постоянным представителем, который опирается в своей работе на национальную делегацию, состоящую из советников и должностных лиц, представляющих свою страну в различных комитетах НАТО. Эти делегации во многом напоминают небольшие посольства. То обстоятельство, что они находятся в одном и том же здании штаб-квартиры, позволяет им легко и быстро контактировать на официальном и неофициальном уровне друг с другом, а также с сотрудниками международных секретариатов НАТО и представителями государств-партнеров.

Генеральный секретарь НАТО является видным международным государственным деятелем, которому правительства государств-членов НАТО доверили быть председателем Североатлантического совета, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования, а также номинальным председателем других главных комитетов НАТО. Он занимает пост генерального секретаря и главного исполнительного должностного лица НАТО. Кроме того, генеральный секретарь является председателем Совета евроатлантического партнерства и Группы средиземноморского сотрудничества, сопредседателем (совместно с представителем России и представителем страны НАТО, исполняющим обязанности почетного председателя) Совместного постоянного совета НАТО-Россия. Он также является сопредседателем, совместно с представителем Украины, Комиссии НАТО-Украина.

Международный секретариат. Работа Североатлантического совета и подчиненных ему комитетов осуществляется с помощью Международного секретариата. В его состав входят сотрудники из различных государств-членов, принимаемые на работу непосредственно НАТО или командируемые правительствами соответствующих стран. Сотрудники Международного секретариата подчиняются генеральному секретарю НАТО и сохраняют верность организации в течение всего срока своего пребывания в должности.

Военный комитет отвечает за планирование коллективных военных операций и проводит регулярные заседания на уровне начальников генеральных штабов (НГШ). Исландия, у которой нет вооруженных сил, представлена на таких заседаниях гражданским должностным лицом. Франция имеет специального представителя. Комитет является высшим военным органом НАТО, работающим под общим политическим руководством Североатлантического совета, КВП и ГЯП.

Повседневная работа Военного комитета ведется военными представителями, выступающими от имени начальников своих генеральных штабов. Военные представители обладают достаточными полномочиями, позволяющими Военному комитету выполнять свои коллективные задачи и оперативно принимать решения.

Военный комитет на уровне начальников генеральных штабов (НГШ) обычно собирается на заседания три раза в год. Два из таких заседаний Военного комитета проходят в Брюсселе, а одно проводится на основе ротации в других странах НАТО.

Международный военный штаб (МВШ) возглавляется генералом или адмиралом, который отбирается Военным комитетом из числа кандидатов, выдвигаемых государствами-членами НАТО на пост начальника Международного военного штаба (МВШ). Под его руководством МВШ отвечает за планирование и оценку политики по военным вопросам и внесение соответствующих рекомендаций на рассмотрение Военного комитета. Он также следит за надлежащей практической реализацией политики и решений Военного комитета.

Командная структура. В состав новой командной структуры входят два военных командования стратегического уровня. Первое -- Объединенное оперативное командование -- Allied Command Operation (ACO), которому подчинены все оперативные командования -- располагается в штабе Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе возле г. Монс и отвечает за оперативную деятельность. Объединенное оперативное командование занимается разработкой требований относительно проведения краткосрочных операций. На оперативном уровне действуют два постоянных Объединенных командования сил (JFCs) в Италии и Нидерландах, которые формируют сухопутные штабы Многонациональных объединенных оперативно-тактических сил (МООТС). Существует также менее численный, однако высокоэффективный постоянно действующий объединенный штаб в Португалии (JHQ), на базе которого могут создаваться военно-морские штабы МООТС. На тактическому равные из тринадцати сохраняются шесть штабов, призванных осуществлять управление большими смешанными соединениями.

Второе -- командования ОВС НАТО по вопросам трансформации -- Combined Joint Task Force (АСТ), созданное вместо штаба Верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике отвечает за функциональную реорганизацию Альянса. Оно сосредоточит свое внимание на долгосрочном формировании сил. Основное внимание будет отводиться повышению взаимодействия сил НАТО и постепенному сокращению трансатлантического разрыва в потенциалах за счет обмена последними разработками и результатами исследований в сфере новых концепций ведения Военных действий. Командования НАТО по вопросам трансформации будет заниматься разработками концепций и доктрин, подготовкой и проведением экспериментов, определением требований для вооруженных сил в будущему, осуществлением контроля за военным образованием и боевой подготовкой, а также разработкой и оценкой требований относительно взаимодействия подразделов и их реорганизации. Командования по вопросам трансформации станет средством синхронизации в рамках национальных программ и развития вооруженных сил относительно создания более эффективных объединенных боевых структур и будет оказывать содействие повышению взаимодействия, которое в конечном счете может обеспечить надежное и гибкое выполнения новых задач при проведении коалиционных действий относительно противостояния новым угрозам.

3. Предпосылки образования ОВД

После Второй Мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. По мере исчезновения сплачивающей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Незавершённость и неоформленность произошедших после войны кардинальных сдвигов в расстановке сил, неустойчивость их нового баланса подталкивали великие державы к тому, чтобы склонить его на свою сторону.

США и СССР приняли на вооружение теорию двухполюсного мира и стали на путь жёсткого противостояния. Влиятельный американский журналист назвал тогда конфликты между этими странами “холодной войной”. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х годов. “Холодная война” характеризовалась двумя важнейшими признаками: гонкой вооружений и расколом мира и Европы.

Варшавский договор 1955г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией (1968 г. - вышла), Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран социалистического лагеря существовало задолго до этого: после Второй Мировой войны в странах Восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после в Восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (межправительственная экономическая организация была создана в целях содействия развитию стран - членов СЭВ), в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками в Восточной Европе после марта 1953 года, в некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И.В.Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соц. стран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. Заключение Варшавского Договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижский соглашений 1954 года, предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО.

4. Суть и цели Договора

На совещании 11-14 мая 1955 года так же было принято решение о создании Объединённого Командования вооружёнными силами государств - участников Договора. В этом решении предусматривалось, что общие вопросы, относящиеся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооружённых сил (ОВС) государств - членов Договора, подлежат рассмотрению Политическим Консультативным Комитетом, который будет применять соответствующие решения. Договор состоял из преамбулы 11 и статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства - участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Срок действия Варшавского договора - 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора. концепция организация варшавский договор

ОВД чётко определила свои цели:

Координация внешнеполитических усилий в борьбе за совместное обеспечение безопасности участвующих государств, за сохранение и упрочнение мира и безопасности в Европе и во всём мире;

Сотрудничество государств - участников в области обороны для совместной защиты их суверенитета и независимости, наиболее эффективного отпора любым агрессорным попыткам империализма.

По сути Варшавский Договор узаконил присутствие советских войск в странах - членов, т.к. они практически не имели тяжёлого вооружения, а СССР тем самым обезопасил свои западные границы.

5. Варшавский Договор

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой.

Договаривающиеся Стороны,

Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,

учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,

будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,

руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,

решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:

Президиум Народного Собрания Народной Республики Албании - Махмета Шеху, Председателя Совета Министров Народной Республики Албании,

Президиум Народного Собрания Народной Республики Болгарии - Вылко Червенкова, Председателя Совета Министров Народной Республики Болгарии,

Президиум Венгерской Народной Республики - Андраша Хегедюш, Председателя Совета Министров Венгерской Народной Республики,

Президент Германской Демократической Республики - Отто Гротеволя, Премьер-министра Германской Демократической Республики,

Государственный Совет Польской Народной Республики - Юзефа Циранкевича, Председателя Польской Народной Республики,

Президиум Великого Национального Собрания Румынской Народной Республики - Георге Георгиу-Деж, Председателя Совета Министров Румынской Народной Республики,

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик - Николая Александровича Булганина, Председателя Совета Министров Союза ССР,

Президент Чехословацкой Республики - Вильяма Широкого, Премьер-министра Чехословацкой Республики,

которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 2

Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Статья 3

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

Статья 4

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 5

Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.

Статья 6

В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами - участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство - участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.

Комитет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.

Статья 7

Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.

Статья 8

Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.

Статья 9

Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств - участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.

Статья 10

Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.

Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства - участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.

Статья 11

Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.

Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.

6 . Дея тельность ОВД

Из конфликтов ОВД (СССР) с НАТО (США), следует отметить два наиболее важнейших, которые чуть не привели мир к Третьей Мировой войне: Берлинский и Карибский кризисы.

Берлинский кризис 1959-1962 года был вызван массовым бегством восточных немцев в Западный Берлин. Для прекращения этих беспорядков, всего за одну ночь, была воздвигнута Берлинская стена вокруг Западного Берлина. На границе были установлены контрольно-пропускные пункты. Строительство стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой появление толп возле этих пунктов, желающих покинуть советский сектор Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское противостояние закончилось отводом советских танков от этих границ.

Карибский кризис разразился в 1962 году и поставил мир на грань ядерной войны. Началось всё с того, что США разместили в Турции свою ракетную базу. В ответ на это, СССР тайно разместил свои ракеты средней дальности на Кубе. В США, узнав об этом, началась настоящая паника. Действия СССР были расценяты как подготовка к войне. Конфликт разрешился выводом советских ракет с Кубы, американских - из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо действиям против Кубы.

Внутри самого ОВД помимо Берлинского, были и другие кризисы, вызванные стремлением социалистических стран Восточной Европы к более лучшей жизни и освобождению от советского влияния: восстание в Венгрии (1956 год, операция “Вихрь”), подавленное советскими танками и попытки реформ в Чехословакии “Пражская весна” (1968 год, операция “Дунай”), так же подавленные введением в ЧССР войск пяти соседних социалистических государств.

Следует также отметить Афганскую войну 1979-1989 годов. В 1978 году в Афганистане в результате военного переворота к власти пришло правительство, поставившее своей целью построить в стране социализм по образцу СССР. Это вызвало массовое недовольство в стране и тогда президент Афганистана Амин попросил у СССР военной помощи. В Афганистан был введён “ограниченный контингент” советских войск. Афганская война продлилась 10 лет и закончилась провалом. Развязывание этой войны вызвало широкую волну критики. СССР оказался в международной изоляции, а внутри страны началось нарастание протестов.

7. Распад ОВД

С началом перестройки в СССР, изменилась вся внешняя политика страны. Советский Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. СССР не препятствовал мирным (“бархатным”) революциям 1989-1990 годов в странах Восточной Европы. 8 ноября 1989 года пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота. В 1990 году произошло объединение Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР - бывшего верного советского союзника.

Мотором распада советской военной империи стали три государства Центральной Европы - Польша, Венгрия и Восточная Германия. Будапештский протокол 1991г. подвел черту под существованием военной организации Варшавского Договора. Свои московские резиденции покинули представители Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии.

30 июня 1991 года прошло последнее заседание глав государств и правительств, подписавших окончательный документ о роспуске ОВД, просуществовавшей 36 лет. С 1991 по 1994 год начался постепенный вывод советских войск из Чехословакии, Венгрии, ГДР и Польши. Так в истории Варшавского договора была поставлена окончательная точка.

В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии (стран - учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и подписали документы о создании Содружества Независимых Государств. Распад СССР ознаменовал окончание “холодной войны”.

Заключение

В далёком 1946-ом в американском Фултоне премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль разразился гневной речью в адрес СССР. Тональность премьера понятна - Великобритании необходимо всесторонне укреплять отношения с ядерной державой США, дабы противостоять «красному медведю». Но особо любопытным был тот раздел, в котором Черчилль коснулся портрета потенциальных друзей будущих членов НАТО. По словам британца, Британии и Соединённым Штатам, равно, как и их союзникам, стоило развивать дружественные отношения, прежде всего, с теми странами, чьи граждане хорошо говорят на английском языке.

Ну что ж, сегодня Россия прекрасно говорит на английском, она готова к сотрудничеству в вопросах разоружения, вопросах борьбы с терроризмом, и многих других важных аспектах современного мира. Но к этому не готов Запад. В пентагоновском табели о рангах Россия по-прежнему числится в странах, которые Америка привыкла хлёстко называть «Осью зла». Но если посмотреть на все современные операции Североатлантического Альянса, суммировать количество погибших и пострадавших в ходе этих «миротворческих войн» мирных жителей, подсчитать количество разрушенных городов, сломанных судеб целых народов, возникает законный вопрос - а кого на самом деле сегодня можно назвать «Осью зла»? Вне всяких сомнений, это НАТО, и стоящие за агрессивно-наступательным блоком Соединённые Штаты Америки. Как говорится, ничего личного - только цифры…

Противостояние двух крупнейших военно-политических блока - НАТО и ОВД закончилось распадом Варшавского Договора. Распад был вызван не следствием военного поражения, а внутренними конфликтами и состоянием советской экономики, долгие годы поддерживающей социалистические страны и всю советскую многомиллионную армию. Внешняя политика Советского Союза в “перестроечное” время не мешала его распаду. Бывшие государства-участники ОВД поспешили вступить в НАТО и потребовали обеспечить свою защиту. Начался постепенный вывод советских войск из этих стран. Но даже сейчас вчерашние союзники по Договору и некоторые бывшие республики СССР негативно относятся к России.

Но всё же Варшавский Договор выполнил свои главные задачи - обеспечение защиты государств-участников Договора и мира в Европе. Не смотря на всю напряжённость в мировой политике второй половины 20 века, новой войны удалось избежать.

В настоящее время у НАТО нет достаточно сильного политического и военного противовеса в мире и, следовательно, она практически не ограничена в своих действиях, что ясно видно на примере Балканского кризиса, событий в Македонии и войны в Ираке.

Список используемой литературы

“Актуальные проблемы деятельности международных организаций” - А.Н. Калядин, Маркушина, Морозов. М: Международные отношения, 1982г.

“Варшавский Договор и НАТО: два курса, две политики” - С.А. Владимиров, Л. Теплов. М: Международные отношения, 1979г.

“Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе” - М: Госполитиздат, 1955г.

“История России с древнейших времён до конца 20 века” - А.С. Сенявский, А.А. Данилов, В.П. Наумов. М: Дрофа, 2002г.

“Новейшая история. 20 век” - А.А. Кредер, М: ЦГО, 1996г.

http://www.anti-nato.com/istoriya-nato/istoriya-nato.html

http://www.db.niss.gov.ua/docs/natoD/UANATO-FAQ.htm

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Международные отношения в послевоенный период. Предпосылки создания НАТО для Великобритании. "Доктрина Трумэна" и "План Маршалла". Оформление договора о НАТО. Вступление в НАТО Западной Германии. Первые годы существования НАТО.

    реферат , добавлен 26.07.2003

    Сущность, понятие, цель и структура НАТО. Его развитие после падения Варшавского договора. Особенности и перспективы отношений России и НАТО - общие вопросы развития. Расширение НАТО на восток – угроза для нас. Структура программы "Партнерство ради мира".

    курсовая работа , добавлен 24.02.2009

    История создания Северо-Атлантического Альянса. Потребность в создании структуры, которая бы защищала страны Европы от Советского Союза – основная причина создания НАТО. Международный кризис. Роль НАТО в международных отношениях после Холодной войны.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    Эволюция взаимоотношений российской дипломатии и НАТО. От конфронтации к неравному партнерству. Россия и НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов. Расширение НАТО на восток как проблема российской дипломатии.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2006

    Россия и НАТО в современных международных условиях. Эволюция взаимоотношений. НАТО: факторы пересмотра стратегических приоритетов. Расширение НАТО на восток как проблема российской безопасности. Поиск стратегии для России при расширении НАТО.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2006

    Создание НАТО на основе Североатлантического договора. Изменения в деятельности альянса с окончанием "холодной войны". Взятие курса на контакты и взаимодействие со странами, не входящими в НАТО. Особенности отношений между Российской Федерацией и НАТО.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    НАТО как военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Принципы деятельности НАТО. Вашингтонский договор 1949 г. и цели его подписания. Страны-члены НАТО. Ключевые события в период существования Североатлантического союза.

    презентация , добавлен 11.12.2016

    Нормативно–правова база відносин України і НАТО. Основи функціонування НАТО. Можливі негативні наслідки вступу України до НАТО та перешкоди. Наслідки вступу України до НАТО для взаємовідносин з Росією. Скільки коштуватиме українцеві членство в НАТО.

    реферат , добавлен 21.10.2008

    Нормативно-правовая база отношений Украины и НАТО. Мифы и правда о НАТО. Препятствия вступлению Украины в Североатлантический союз. Результат вступления в НАТО для страны. Анализ последствий вступления Украины в НАТО для взаимоотношений с Россией.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Характера и специфика деятельности Турции в рамках Североатлантического альянса. Исторические предпосылки к возникновению сотрудничества между Турцией и НАТО. Концептуально-правовая основа взаимоотношений. Формирование единой политической линии Альянса.

Североатлантический альянс (НАТО) - был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже. Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты.

Ответом СССР на создание НАТО стала Организация Варшавского договора, которая была основана в 1955 году - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 года в Восточной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет-орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Вся холодная война просто пронизана различными конфликтами, спорами и кризисами по всему миру, в которых, так или иначе, принимали участие соперничающие державы.

В 1949 году была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели, СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х годов. Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 года обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 года было подписано соглашение о перемирии.

Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой «Хрущевской оттепели» в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 года в связи с обстановкой вокруг Кубы. После революции на Кубе и установления там социализма, Советский Союз, в связи с территориальной близостью Кубы с США, разместил там атомные ракеты. В ответ на это США стянуло к острову свой флот и выдвинуло ультиматум. На начавшихся переговорах был достигнут компромисс и атомные ракеты с Кубы были выведены, что завершило Карибский кризис.

Руководителям США и СССР в ходе Карибского и Корейского кризисов, несмотря на взаимную неприязнь, удалось избежать прямого военного столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее последствиями. Западные политики использовали блоковую стратегию для опоясывания с запада, юга и востока территории СССР и дружественных ему государств в Европе и Азии цепью военно-политических союзов и баз, на которых размещались американские военно-воздушные и военно-морские силы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!