Образовательный портал. Урок русского языка на тему "История развития письменности

Урок для учащихся 10 класса по истории развития письменности

Тема: Кириллица. Метаморфозы в составе Кириллицы.

Цели: 1. Выяснить, как образовался русский алфавит, рассказать об истории становления и исчезновения некоторых старославянских букв.

2. Развивать интерес к глубокому изучению языка как на уроках, так и во внеурочное время, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

3.Воспитать у учащихся бережное отношение к родному языку.

Ход занятия:

1. Слово учителя:

Письмо, как и язык, представляет собой внешние символы нации. Именно поэтому многие завоеватели уничтожали письменные памятники покоренных народов. Испанцы, завоевав Мексику в 1520 году, сожгли книги ацтеков: ведь они напоминали бы туземцам об их былом величии. По этой же причине нацисты, стремившиеся уничтожить идеологии, враждебные их собственной, сжигали книги своих противников.

Алфавит и Азбука.

Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом, или азбукой.

Вопрос к учащимся:

А знаете ли вы, как, откуда пришли слова алфавит и азбука ?

Слово алфавит происходит от названия первых двух букв греческого алфавита: альфа и бета (по-новогречески вита ). Слово азбука – калька со слова алфавит – это слившиеся названия двух первых букв древнего славянского алфавита кириллицы: аз и буки .

Итак, алфавит – это система букв, передающих звуки, или фонемы, языка.

Кириллица, в сущности, – это греческий алфавит с дополнительными знаками для славянских звуков, которых нет в греческом языке. Потому в кириллице есть несколько ненужных для славянского языка букв вроде «кси» и «пси». Сочетания соответствующих звуков можно передавать сочетаниями других букв, например, вместо «кси» использовать сочетание «како» и «слово». Вообще дублетные буквы и буквенные сочетания, которых позднее стало еще больше из-за исчезновения в языке некоторых звуков, были постоянной проблемой для «грамотеев»: какой из двух вариантов выбрать? Отсюда многочисленные изменения в кириллице, исчезновение букв. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились только три буквы – й, ё и э , а исчезло намного больше.

Кириллица – древнерусская азбука – связана близким родством с латиницей. Они, хотя и появились в разное время, восходят к греческому алфавиту: латиница – к западно-греческому, а кириллица – к восточному, классическому греческому.

Когда алфавит, созданный для одного языка, начинает использоваться для другого, обычно возникают некоторые неудобства. Звуковой состав языков в большей или меньшей степени не совпадает, поэтому при заимствовании алфавита, во-первых, появляются лишние буквы (передающие не существующие в данном языке звуки), а, во-вторых, некоторые звуки, специфичные для данного языка, остаются «не обслуженными» алфавитом.

К 24 буквам греческого письма были добавлены 19 букв для обозначения особых славянских фонем. Как и в греческом алфавите, каждая буква имела свое название. Большинство этих названий были реальными словами со своими языковыми значениями.

    Объявляется конкурс :

1) «Кто больше?» (кто больше вспомнит названий букв кириллицы).

(Аз, Веди, Буки, Живете, Земля, Зело, Покой, Добро, Глагол, Слово…)

(см. Приложение «Кириллица»)

2) Назовите несколько букв, которые были добавлены к 24 существовавшим в греческом алфавите для передачи особых славянских звуков.

(Червь, Люди, Цы, Буки, Юс Малый, Живете, Зело, Юс Большой, Мыслете, Ша, Ю)

    Выступления учащихся с сообщениями об изменениях в составе Кириллицы:

1)Современный русский алфавит восходит к кириллице, которая отличалась от него составом букв, их начертанием и названиями. Первоначально кириллица включала 43 буквы. Некоторые из них с самого начала были дублетными, обозначали одни и те же фонемы. Другие буквы становились дублетными в связи с изменениями в фонетической системе.

Из русского алфавита исчезли многие буквы: Фита, Ять, Ижица, Зело, Пси, Кси, Омега, Юс Малый, Юс Большой.

Дублетные буквы – это буквы, которые использовались для записи одного и того же звука. Так, буквы о – «он», и – «омега» передавали в греческом языке разницу между кратким [о] и долгим [о], но в славянских диалектах эти звуки не различались. Одна из двух букв, «омега», являлась избыточной. В южнославянских текстах буква «юс малый» соответствовала особому носовому звуку, у восточных славян такого звука не было. В результате тоже появились дублетные буквы.
В южнославянских текстах буква «юс большой» также соотносилась с другим особым носовым звуком, восточные славяне приспособили ее для передачи звука [у], и она вступила в дублетные отношения с буквой
оу – «ук» (диграф – сочетание двух букв, передающее один звук).

2) В кириллице существовало еще несколько рядов дублирующих друг друга букв, например: «зело» и «земля»; «иже», «и» и «ижица»; «он», «омега» и « о звательное»; со временем в этот же ряд попали буквы «есть», «е» и «ять»; «фита» и «ферт». Кроме того, были буквы, которые передавали сочетание звуков, например: «от», «кси», «пси». Эти буквы дублировали написание звуковых сочетаний при помощи отдельных букв (о + т, к + с, п + с) . На первый взгляд может показаться, что дублетные буквы не затруднят того, кто взялся пользоваться таким перегруженным алфавитом. Ведь одну из букв можно просто не использовать, нужно только выбрать какую... Однако не стоит забывать, что в восточнославянских землях кириллица появилась вместе с христианством, т.е. с текстами, передающими основы христианского учения, и была воспринята как священный алфавит.

Текст и алфавит были неразделимы. Восточнославянские писцы в начале XI в. переписывали южнославянские книги, стараясь как можно точнее копировать встречающиеся там написания. Второе возможное решение проблемы дублетных букв еще проще: не ломая голову над выбором, бери наугад любую букву, которая больше нравится. Но это очень затруднит чтение и письмо, когда одно и то же слово можно написать по-разному. Постепенно дублетные буквы устраняли из алфавита. Так исчезло более 10 букв.

Буквы и («иже») и i («и»)

До XIV в. буквы и («иже») и i («и») традиционно распределялись так: буква i считалась необязательной, ее использовали в конце слов и особенно в конце строки, когда не было места и требовалось «ужать» текст. После XIV в. они распределились согласно правилу: пишем i перед гласной, а также перед й , во всех остальных случаях пиши и . Это правило дожило до XX в. и было отменено только после Октября 1917 г.

3) Буквы «фита», «кси» и «пси».

Книжник Константин Костнеческий работал при Ресавском монастыре в Сербии. Он был представителем самой авторитетной в то время Тырновской школы. Образцом для Константина Костнеческого был греческий алфавит. Поэтому он считал, что слова, заимствованные из греческого языка, нужно писать, копируя греческий образец. Так была определена роль букв «фита», «кси» и «пси». Например, имя Фома следовало писать с «фитой», имя Ксения – через «кси», слово псалом – через «пси». Вот как звучало правило употребления буквы «пси», которое усваивало не одно поколение восточнославянских книжников: «Псалом пиши псями, а не покоем. Пса пиши не псями, но покоем».

Буква «омега»

Константин Костнеческий впервые предложил общие правила распределения на письме дублетных букв. Эти правила учитывали форму слова, позицию звука, а иногда и значение слова. Так, букву – «омега» – стали писать в формах множественного числа, во всех других случаях писали букву он (о) : богы – б г въ .

    Слово учителя:

Реформа азбуки

Постепенно формировалось и критическое отношение к кириллице. В начале XVII в. ученый-филолог Мелетий Смотрицкий, автор первой подробной грамматики церковно-славянского языка, пришел к выводу, что в кириллице есть ненужные буквы. Но не во власти Мелетия Смотрицкого было запретить использовать ту или иную букву. Реформу азбуки в начале XVIII в. провел Петр I. Он своей властью попытался исключить из алфавита следующие буквы: «и десятеричное», «земля», «омега», «ук», «ферт», «ижица», «кси», «пси», «от», – а также все надстрочные знаки. Это решение встретило сопротивление ученых-книжников, оберегавших традиции русского письма.

В результате было принято компромиссное решение. Петру I удалось лишь устранить буквы «от», «омега» и «пси», он также узаконил две разновидности букв – прописные и строчные – и отменил знаки титл, которые использовались для сокращенного написания слов. Реформа 1708–1710 гг. разделила единый алфавит на два: один – традиционный (для написания церковных книг, а другой – новый, светский, гражданский). «При Петре Великом, – шутливо писал М.В. Ломоносов, – не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» (имеется в виду гражданская азбука).

Кси (Ѯ, ѯ) Ижица (Ѵ) Зело (З и Ѕ)

Четверть века спустя Российская академия наук продолжила реформирование алфавита, начатое Петром. В 1735 г. она исключила из алфавита буквы «кси» и «зело», а также «ижицу», которая, однако, позже вновь была восстановлена. Тогда же была введена в алфавит буква й . В 1797 г. Н.М. Карамзин предложил передавать звуковой комплекс (диграф) iо (jо) изобретенной им буквой ё .

До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:

А а Б б В в Г г Д д Е е Ж ж З з И и І і К к Л л М м Н н О о П п Р р С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Ѣ ѣ Э э Ю ю Я я Ѳ ѳ Ѵ ѵ

Названия букв русского дореформенного алфавита (написание современное): а, бэ, вэ, гэ, дэ, е, жэ, зэ, и, и десятери́чное, ка, эль, эм, эн, о, пэ, эр, эс, тэ, у, эф, ха, цэ, че, ша, ща, ер, еры́, ерь, ять, э, ю, я, фита́, и́жица.

В 1918 г. из азбуки было исключено несколько букв.

5. Викторина и комментарии к истории букв:

(Ответив на несколько вопросов, ты узнаешь, что это были за буквы):

1) Эту букву называли «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом». Какая это буква и почему ее так называли?

(Ответ . Это буква «ять». Она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) немало огорчений. Почему? Да потому, что буквы и е обозначали одинаковый звук. Возьмем слова: вечер и ветер . В слове вечер писали е , а в слове ветер – «ять» . Приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях).

Комментарий учащегося:

Буква

Переводчик Дмитрий Иванович Языков писал: «Буква , потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».
Зазубривать слова, в которых следовало писать
, было настоящей мукой
для учеников. Они даже сложили специальные стихи, в которых перечислялись слова, где
полагалось писать эту букву:

Б лый, бл дный, б дный б съ
Уб
жалъ, б дняга, въ л съ,
Л
шимъ по л су онъ б галъ,
Р
дькой съ хр номъ пооб далъ...

Об избавлении от буквы мечтали едва ли не так же, как об отмене крепостного права.

2) Какая буква выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут? Почему эта буква была «изгнана» из алфавита? (Ответ . Это буква «ижица» – .)

Комментарий учащегося:

Ижица ѵ

Возьмем три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «Вселенная» и миро – «душистое вещество». В данных словах один и тот же звук [и] обозначался тремя различными буквами. В первом слове писали и (мир) , во втором – i (мiр) , в третьем «ижицу» ро) . Так как буква «ижица» напоминала перевернутый кнут, то пошло выражение прописать ижицу , что означало «выпороть, выдрать», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй».

А.С. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала «Вестник Европы» М.Т. Каченовского, восстанавливающего во всех текстах «ижицу», которую, по мнению многих, давно пора выкинуть из русского алфавита!

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный «Вестник» свой
Прыскал мертвою водою,
Прыскал «ижицу» живой.

Однако «ижица» просуществовала до реформы 1918 года.

3) Как вы думаете, почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Федоров были помещены в двух совершенно различных местах?

(Ответ . Фамилия Федоров могла писаться двояко: и через ф («ферт»), и через «фиту». Буквы ф («ферт») и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а обозначали один и тот же звук).

Комментарий учащегося:

Ф и Фита(ѳ)

Еще в 1748 году В.К. Тредиаковский в статье «Разговор о правописании» писал: «На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать “фиту” и где ф ? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах».

4) Какую букву называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» и другими подобными словами? Почему эта буква была самой дорогой буквой мира?

(Ответ . Буква «ер» (ъ) , так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной корня (съезд, объявление, взъерошенный) . А до реформы 1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ . Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги).

Гужова Валентина Владимировна , СОШ № 25 г. Владимира.

1. Элективный курс по русскому языку «Из истории русского языка» (для учащихся 8 – 9 классов)

Пояснительная записка

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний; национальной духовной и культурной ценностью.

Поэтому изучение современного русского языка совершенно невозможно представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к его истории.

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны».

Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально–культурном феномене, отражающем духовно–нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Предлагаемый элективный курс «Из истории русского языка» может помочь в решении поставленной задачи.

Его цель : познакомить учащихся с историей развития языка.

Задачи :

Углубить и расширить знания школьников о родном языке;

Познакомить учащихся с некоторыми языковыми явлениями, вызывающими орфографические затруднения, через их исторический анализ;

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

Повышать речевую культуру учащихся;

Познакомить учащихся с историей жизни великих лингвистов;

Повышать интерес к языку как составной части истории народа, воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 8 – 9 классов, является практико ориентированным и рассчитан на 16 часов.

По завершении курса учащиеся должны выполнить практическое задание, которое может представлять собой творческий проект (индивидуальный или групповой), защиту реферата по истории языка (для рефератов могут быть выбраны темы, обсуждаемые на занятиях элективного курса, а также самостоятельно выбранные школьником).

Возможно создание лекторской группы, члены которой будут выступать с устным журналом «Из истории русского языка» на школьном празднике «Дни славянской письменности и культуры», в течение Недели русского языка и литературы, а также при проведении Единого Дня чтения.

Тематическое планирование

1.Родословное древо нашего языка. Генеалогическая схема развития важнейших систем письма, возникших на греческой основе.(Рассказ учителя. Коллективная форма работы с генеалогической схемой. 1 час.)

2.Славянско–кирилловское письмо. Подвиг солунских братьев. Кирилл и Мефодий. 24 мая – День славянской письменности и культуры.(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

3.История русского алфавита. (Реформа Петра I, гражданская азбука). Реформа 1918 года.(Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах с древними текстами.1 час.)

4.Этимология – наука о происхождении слов. Этимологический словарь.(Рассказ учителя. Групповая работа с этимологическими словарями. 1 час.)

5.Собирал человек слова. В.И.Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка».(Индивидуальные сообщения учащихся. Групповая работа. 1 час.)

6.Что такое просинец , сечень , сухий , березозол , травень , изок , червень , зарев , рюин , листопад , груден , студен ? Однокоренные ли слова календарь и коляда ?(Работа в парах. 1 час.)

7.Исторические изменения в фонетике. Изменения в области гласных. История носовых («гнусавых») и редуцированных гласных.(Рассказ учителя. Работа в парах. Индивидуальные задания. 1 час.)

8.Чередование звуков. Беглые гласные.(Индивидуальное сообщение учащегося. Индивидуальные задания. 1 час.)

9.Буква «ЯТЬ» - самая «страшная» буква. Буква – страшилище, буква – пугало.(Индивидуальное сообщение учащегося. Беседа. 1 час.)

11.Изменения в области согласных. Почему после твёрдых согласных Ж,Ш надо писать И, а не Ы?(Рассказ учителя. Работа в парах. 1 час.)

12.Почему существуют в орфографическом правиле «Правописание И-Ы после Ц» слова–исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыкнуть, цыц? (Рассказ учителя. Работа в парах.1 час.)

13.Что означает выражение «ходить фертом»,или история буквы «ферт».(Индивидуальные сообщения учащихся. Беседа. 1 час.)

14.Семь падежей древнерусского языка. (Рассказ учителя. Беседа.1 час)

15 - 16.Проект «Из истории языка».Групповая и индивидуальная работа по созданию проекта и его защита: представление проектных работ учащихся – плакаты, рисунки, мини – сочинения, рефераты (2 часа).

2. Устный журнал «Юный лингвист».

Пояснительная записка

Предметом изучения в средней школе является современный русский литературный язык. Однако углубленное, сознательное освоение современного русского языка совершенно невозможно себе представить без исторического освещения фактов языка, без обращения к истории. В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны». Цель филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной образованной личности, патриота. Исходя из сказанного, важнейшей из задач, стоящих перед филологическим образованием, является формирование культуроведческой компетенции (сведения о русском языке как национально – культурном феномене, отражающем духовно – нравственный опыт народа). Поэтому необходимо, «чтобы каждый учитель, которому вверяется преподавание родного языка, мог видеть современный литературный язык в свете исторического развития» (Р.Гильдебранд).

Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элемента занимательности в обучении. Важно путем внеклассной работы пробудить у учащихся интерес, любовь к родному языку, а также формировать потребность его изучать. Целью внеурочной деятельности по русскому языку, на наш взгляд, является повышение общей языковой культуры учащихся. Предлагаемые материалы под общим названием - устный журнал «Юный лингвист» - служат для решения следующих задач:

Познакомить учащихся с историей происхождения русского языка; - формировать навыки грамотного письма через этимологический анализ слова; - развивать речь и обогащать словарь учащихся; - воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Данные материалы рассчитаны на учащихся 5 – 7 классов и могут быть использованы при проведении в школе Дней славянской письменности и культуры, Недель по русскому языку, на факультативных, кружковых занятиях.

Ход занятия

В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие и будущие поколения народа в одно историческое живое целое. К.Д.Ушинский

1.Актуализация мыслительной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом.

Прочитайте строки замечательного русского педагога. Какие слова в этой записи показались вам самыми значимыми (ключевыми)? О чём может рассказать эпиграф вдумчивому читателю?

2.Этап целеполагания (формулирование целей занятия учащимися самостоятельно).

О чём мы сегодня поразмышляем на занятии? (Учитель вносит необходимые коррективы в ответы детей, сообщает цель работы.)

3.Устный журнал «Из истории русского языка».

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с устным журналом «Из истории русского языка», который посвящён Празднику славянской письменности и культуры. Помогут нам в этом знатоки родного языка (это могут быть заранее подготовленные учащиеся 8 – 9 классов). Давайте отправимся в путешествие по страницам журнала. Будьте внимательными слушателями, потому что в конце пути вас ждут интересные задания.

1 знаток - 1 страница «Создатели славянского алфавита».

Ежегодно 24 мая в славянских странах (Болгарии, Сербии, России и т.д.) отмечают Праздник славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов. Византия, 9 век.

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сегодня Солоники). Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Младшего брата очень удивляло, почему учителя в школе говорят только по-гречески, хотя в лавке прекрасно беседуют по-славянски. Узнав, что у славян нет своих книг и что даже такого простого слова как ДОМ написать нельзя, так как нет соответствующих букв, мальчик твёрдо сказал: «Вот я вырасту и придумаю славянам буквы!» Старшего брата звали Мефодий, младшего – Кирилл. Через много лет братья встретились. Кирилл попросил Мефодия отправиться вместе с ним на север, чтобы учить славян, перевести с греческого языка книги и создать славянский алфавит. Мефодий согласился помочь брату. Братья работали с раннего утра до позднего вечера: усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, открывали свои школы. К концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке. (Демонстрация славянского алфавита)

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством. В знак уважения к подвигу великих братьев нашу азбуку назвали кириллицей. Наша азбука удивительна. И сейчас она поражает нас простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

2 знаток – 2 страница «Буквицы древнерусского письма».

Древнерусские рукописные книги очень красиво оформлены. Это настоящие произведения искусства. Начертания буквиц славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Древнерусский книжник не просто украшал буквицу орнаментом, он прежде всего старался красиво передать мысль. В начертаниях буквиц можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, извивы рек. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом.

Посмотрите на эти буквицы и попробуйте догадаться, что они обозначали, какие стороны мира отражали (в презентации показано изображение сло’ва «слова’»).

Конечно, буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни, послужив верой и правдой, исчезали, другие возникали, третьи и по сей день являются предметом споров и обсуждений. О судьбах некоторых таких букв размышляет писатель Ф.Кривин.

Чтец. Песенка о буквах, вышедших из употребления:

В любой старинной книжице Ты можешь прочитать: Жила на свете Ижица, А с нею буква Ять. Но время быстро движется, И жизнь уже не та. Где нынче буква Ижица? Где Ять? И где Фита? Без них правописание Сумело обойтись. Новейшие издания Без них вступают в жизнь. Уж так на свете водится. Как говорил мудрец: Когда без нас обходятся, То значит, нам конец.

Следующая страница журнала расскажет нам об интересных буквах, которых сегодня нет в нашем алфавите.

3 знаток - 3страница «Биография звуков, букв, слов и выражений».

Сколько гласных звуков в русском языке? Шесть. А вот тысячу лет назад их было почти вдвое больше. Было два гласных звука, которые произносились « в нос» - носовые звуки – О носовое и Е носовое, которые в азбуке обозначались с помощью специальных букв –«ЮСОВ»: «юс большой» - Ѫ, Ѭ, «юс малый» - Ѧ, Ѩ. Сейчас такие звуки есть в польском языке, что доказывает, что у нас общий праязык. Было два гласных звука – ЕРЪ – [ъ] и ЕРЬ – [ь]. Употреблялись они почти в каждом слове, во всех его частях: ДЬНЬ, СЪНЪ, КОУСЪКЪ, СЪБЬРАТИ. Был ещё особый гласный звук, который по-разному произносился в разных русских землях: как звук, близкий к Е или И или ИЕ. Для его обозначения была особая буква «ЯТЬ» - ђ: ХЛђБЪ, Сђ НО, ЛђСЪ. Таким образом, в древности в русском языке было 11 гласных звуков.

Как вы думаете, почему в конце слов РОЖЬ, НЕСЁШЬ мы пишем букву «Ь», а произносим эти конечные согласные твёрдо? До возникновения Московского царства (14 века) согласные [Ж], [Ш], [Ц] произносились только мягко, и подобное написание было оправданным. Поэтому мы пишем ЖИРЫ, ШИЛО через И (учим правило «ЖИ-ШИ пиши через «И»). Потом эти согласные отвердели, но пишем мы эти слова по-прежнему. Такое написание называется ИСТОРИЧЕСКИМ, ТРАДИЦИОННЫМ.

4 знаток – продолжение предыдущей страницы.

Знаете ли вы, какую букву называли « БУКВОЙ – СТРАШИЛИЩЕМ», «БУКВОЙ – ПУГАЛОМ»? ђ – «ЯТЬ» - она затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений: им приходилось заучивать 150 слов, в которых писалась «ЯТЬ». Для облегчения запоминания слов с буквой «ЯТЬ» составлялись специальные стишки:

Бђ ло – сђ рый бђ дный бђ съ, Убђ жалъ бђ дняга въ лђ съ, Лђ шимъ по лђ су онъ бђ галъ, Рђ дъкой съ хрђ номъ пообђ далъ И за горький тотъ обђ дъ Далъ обђ ть не дђ лать бђ дъ…

Ошибки на «ЯТЬ» считались самыми страшными. Выражение «ЗНАТЬ НА ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях.

А ещё была, ребята, в старом алфавите буква «ДАРМОЕД», «ЛОДЫРЬ», «БЕЗДЕЛЬНИК». Это буква «Ъ», которая писалась в конце слов после твёрдых согласных и "пожирала" 8% времени и бумаги. До 13 века этой букве было, что сказать, а с 13 века она замолчала. Однако она регулярно посещала собрания букв: ЖИЛЪ – БЫЛЪ КОТЪ, ОНЪ ЕЛЪ БУТЕРБРОДЪ… Ещё её называли самой дорогой буквой, так как «Ъ» занимала лишние страницы в книгах. Только реформа 1918 года отменила написание этой буквы.

5 знаток – продолжение.

Знаете ли вы, что в древнерусском языке не было звука [Ф]. Этот звук встречался лишь в «чужих» словах – из греческого языка: философ, фабрика. И сейчас все слова, в которых пишется буква «Ф», мы уверенно можем отнести к нерусским.

4.Выводы . Слово учителя.

Ребята, на этом наше занятие окончено. Но мы не прощаемся. В нашем журнале ещё много интересных страниц, которые расскажут нам об истории русского языка.

Что интересного на занятии вы узнали?

Какие страницы устного журнала понравились вам больше всего?

А теперь мы предлагаем вам викторину .

1.Почему нашу азбуку называли кириллица?

2.Когда возникла кириллица?

3.Кто из древних славянских народов ею пользуется?

4.Сколько букв в современном алфавите? В кириллице? (43)

5.Какие буквы были утрачены?

6.Какая буква, изгнанная из русской азбуки, называлась буквой – пугалом, страшилищем?

7.Какую букву называли лодырем, кровососом?

8.Как возникли слова АЗБУКА, АЛФАВИТ?

9.Почему говорят: «Сначала АЗ да БУКИ, потом другие науки?

10.Приведите примеры пословиц, поговорок, загадок, связанных с грамотой, азбукой, буквами(азбука – к мудрости ступенька, грамоте учиться – всегда пригодиться, корень учения горек, да плоды его сладки, кто грамоте горазд, тому не пропасть и т.д.).

11.Представьте, что вы древнерусский книжник. Как бы вы изобразили буквицы древнерусского письма? Попробуйте нарисовать понравившуюся вам букву.

3. Мультимедийная презентация к устному журналу.

Материалы презентации находятся в методическом хранилище ВИПКРО, на страничке


В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы и сейчас.

"При Петре Великом, - шутливо писал М. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (он имел в виду славянский старый шрифт) и нарядились в летние одежды". Под летними одеждами учёный подразумевал новую гражданскую азбуку.

В 1917-1918 годах произошла ещё одна языковая реформа - из русской азбуки исключили буквы ять, ижицу(V), фиту(Ѳ) и ер(ъ) в конце слова. Что же это были за буквы и почему их изгнали из алфавита?

Буква ЯТЬ
Буква ять по своему начертанию похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн: ℏ). Буквы ѣ и е произносились совершенно одинаково. Сравните: вечер - ветер. В слове вечер писали е, а в слове ветер - ѣ. Наверное, вы согласитесь с тем, что такие трудности приносили школьникам много огорчений. Букву ять называли "буквой-пугалом", "буквой-страшилищем". Ученикам приходилось механически заучивать правила "на ять". Ошибки "на ять" считались самыми страшными. Выражение, которое сложилось в ту пору, было известно всем: знать на ять - оно означало "знать что-либо самым наилучшим образом".

Буква ИЖИЦА
Буква ижица выглядела как римская цифра "пять" - V - и чем-то напоминала перевёрнутый кнут. Отсюда и пошло выражение прописать ижицу, что означало "выпороть, выдрать", а в более широком смысле - "устроить кому-либо головомойку, дать крепкий нагоняй". И правда, попробуйте, даже опасаясь хорошего нагоняя, определить, в каких словах какую букву написать! Вот перед вами 3 слова:

мир - "тишина, спокойствие",
мир - "вселенная",
миро - "душистое вещество".

Первый слог всех 3 слов произносится одинаково, но в зависимости от значения слова на письме обозначался 3 разными буквами. В первом слове писали букву и (мир), во втором - и с точкой (мiр), а в третьем - ижицу (мvро). И хотя сложностей и путаницы было немало, отменили ижицу очень нескоро. А. Пушкин в 1828 году напечатал эпиграмму на редактора журнала "Вестник Европы" М. Коченовского, который упорно восстанавливал ижицу во всех текстах (хотя, по мнению многих, её давно пора было исключить из русского алфавита):

Дурень, к солнцу став спиною,
Под холодный "Вестник" свой
Прыскал мёртвою водою,
Прыскал "ижицу" живой.

Но буква всё же просуществовала в алфавите вплоть до реформы 1917-1918 годов.

Буква ФИТА
Буквы ф и фита в алфавите стояли в разных местах, а произносились они совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике "Весь Петроград" люди с фамилией Фёдоров были помещены в различных местах: одни - на букву ф, другие - на фиту. Почему же? А потому, что фамилия Фёдоров могла писаться по-разному: и через ф, и через фиту.
В 1748 году В. Тредиаковский в статье "Разговор о правописании" писал: "На что без пользы мучиться и терять время для того токмо, чтоб знать, где должно писать фиту и где ф? Не все у нас учились греческому, или латинскому, или какому другому языку, без знания которых невозможно знать различия в сих буквах".

Буква ЕР
Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917-1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги.
Л. Успенский в книге "Слово о словах" пишет, что только в одном дореволюционном издании (до реформы в языке) романа Л. Толстого "Война и мир" на 2080 страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников, и если все буквы ер собрать в одно место и напечатать подряд в конце последнего тома, они заняли бы 70 с лишним страниц.
А сколько же это будет при тираже издания в 10 тысяч экземпляров? А если ещё представить, что на набор "Войны и мира" требовалось в то время примерно 100 рабочих дней, то 3,5 дня из них наборщики неведомо зачем набирали одни только твёрдые знаки.
А сколько бумаги лишней тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

Гость (10:24:35 05/03/2013):
Каково же написание буквы "фита"?

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:18:34 30/10/2013):
М-да... Если школьников учат таким образом, тогда точно... скатимся "до некуда", т.е., говоря современным языком, "в никуда". В русском языке изначально все знаки несли важную смысловую и речевую нагрузку. Взять хотя бы тот же пример со словом "мир": благодаря гласным уже на бумаге и без пояснений можно различить о каком мире идёт речь: о "мире" частном - покое, "мире" всеобщем - "вселенском", т.е. мире людей, обществе или "мире" культовом - о благовонии, к которому теперь приходится добавлять или "о" или "р", чтобы было "понятно")) Филология без логики, как и любая наука - из-мышление. В русском языке "ИЗ" означает "отживший". Например, "изгой" - это "чужой", т.е. "не наш" (евреи тут вовсе ни при чём))

любитель русской словесности и юрист-криминолог (15:47:53 30/10/2013):
По поводы буквы "фита" - обратите внимание на написание транскрипции в английском языке - там "фита" пишется и "читается" до сих пор и произносится так же)) Когда же и до филологов дойдёт очевидность того, что все языки мира произошли от одного - того, который они сами до сих пор не научились понимать, да ещё и другим вот так ис-толковывают...

??? (20:35:26 01/09/2014):
И всё же, если бы буквы, сейчас исключённые из алфавита, остались в нём, половина сегодняшних отличников ЕГЭ не сдала бы его: так много правил написания не сможет уместиться в голове обычного человека.

Маргоша (19:41:17 03/12/2014):
полностью согласно с любителем русской словесности.ещё пару реформ и мы с вами будем только мыкать и пыкать и извилины наши выпрямятся дабы нас не загружать

ЯнаR (15:30:28 19/03/2015):
"Седайте из ОБРАЗ-ного языка технический и Выъ сможiте управлять этим народом"... Ять-образ показывающий связь земного и небесного, Ижица-Образ божественного движения (Мvра - в храмах например писалась через ижицу), Фета - образ природной, высшей составляющей во всеж мирах, Яви, нави, прави и слави, и не каждое слово его несёт... Такъ что Дѣтки, оставайтесь детками с закрытыми глазами..

Екатерина (11:56:17 16/07/2015):
Хотелось бы обратиться к автору статьи. Ваш посыл - в том, что буквы ять, фита, ер и ижица не нужны. Мне кажется, что это не совсем так. Например, "ять" и "Е" в корнях похоже звучащих слов позволяют различить их смыслы. Если бы дети до сих пор писали эти слова по-разному, у них было бы более тонкое чувство языка и более глубокое его понимание. "Еръ" - не лишняя буква, отнюдь. Он обозначал полугласный звук, о-короткое. В церковном пении это до сих пор широко используется на практике: когда мы при пении в концах слов добавляем этот полугласный, то слушателям легче понять текст. Кроме того, в английском языке до сих пор имеет значение длительность гласных звуков: [i] - , [a] - , [u] - .

Струнников Михаил Евгеньевич (08:08:31 23/10/2015):
Как раз к извращенцам всякого вида и всякой ориентации приходят в башку идеи такого "возродительства". Современной орфографией пользоваться не могут, а им подавай "еры-ять, еры-юс". Шушера!

Денис (11:23:44 21/11/2015):
Многие не знают почему буквы в русском алфавите идут именно в такой последовательности. Тайны русской азбуки... В первой строке: – Я Бога знаю, говорю добро, значит я существую. Во второй строке: – Жизнь обильна на Земле, когда истина вселенская в общине от Бога. В третьей строке: – Для всех мыслящих людей только Он (Бог) изрекает покой. В четвертой строке: – Слово, утвержденное свыше, призывает уверенно держаться устоев мудрости добра для завершения пути, прихода в гармонию для нового начала. В пятой строке: – Защита границ нашей земли и рост обеспечивают Божье покровительство и наше единство. В шестой строке: – Гармоничное развитие и потенциал роста моего рода и меня, как его части, зависит от Всевышнего источника и истории рода. В седьмой строке: – Смысл жизни – в стремлении совершенствовать дух и душу до полного вызревания в совершенную личность в вечности. По вертикали 1 столбик: – Моя жизнь, как мысль, облеченная в звук, стремящаяся к гармонии, мельчайшая частица разума во вселенной. 2 столбик: – Бог создает вокруг людей твердую границу и направляет их к самосовершенствованию. 3 столбик: – Знание Земли и размышление о нем призывают покой на дух нашего рода (народа). 4 столбик: – Говорить истину – наша традиция, наша защита, часть нашей души. (В чем сила брат? – В Правде!) 5 столбик: – Благо Вселенной в том, что Бог Творец уверенно и твердо творит рост всего, для полного вызревания семени. 6 столбик: – Суть бытия человеческого общества в мире, покое, равновесии, гармонии, единстве от Всевышнего Источника к совершенной душе. 7 столбик: – Существующий небесный Источник приносит в наш мир и начало всего и рост всего, и опыт людей во времени. Диагональ сверху вниз и слева направо: – Я много размышляю и основание моего творчества всевышний Источник всегда.

Случайный гость (22:52:33 19/04/2016):
С подобным враждебным отношением ко всему, что было до революции наше общество "далеко зайдёт", как же! Буквы, которыми писали наши предки - это достояние нашего языка! Как вообще можно называть их ненужными и какими-то "не такими"??? Я вообще не могу понять!!! Наш язык был таким сложным, что вызывает только уважение к его носителям!!! Славяне, кстати говоря, очень тонко чувствовали звуки, Кирилл и Мефодий не зря придумали для некоторых, на первый взгляд одинаковых звуков, несколько букв. У старых славян было различие в речи. Самый простой пример для современного человека - половина иностранцев не понимает разницу между "ш" и "щ". Вы посмотрите - какое красивое правописание было с "ять", и десятеричной и др.! А "Ъ" после согласных в конце слов делал наш язык уникальным! P.S. Считаю, только невежественные люди могут подобным образом обращаться со своим языком, с достоянием своего народа и свои предков! Стыдно!

Михаил (08:25:59 16/09/2016):
Изучали бы на русском историю языка и его видоизменения, давали все правила - пусть даже урезано без принуждения к этому запоминанию, тем кому иниересно сами бы углублялись и модно для таких факультативы организовывать. Где такие учителя? От того русский язык кто любит учить?

Анна (19:34:15 14/11/2016):
Господа! Язык - живая система, находящаяся постоянно в движении. Вполне естественно, что происходят реформы. Это обогащает языки, делает их легче для восприятия. Наш язык и без того сложен, а Вы, Михаил, не понимая специфики преподавания русского языка в школе, пытаетесь навязать свое априори неверное мнение (с точки зрения лингвистики): ни в коем случае нельзя "урезаННО" давать ничего (тем более историю языка, историческую грамматику, старославянский и т.п.)! Иначе это только отпугнет детей! Да, какие-то иллюстрации допустимы (в качестве небольших минутных примеров), но никак не повествование о системе формирования тех или иных принципов грамматики (объяснить хотя бы один из них не хватит времени урока!). Но ведь у нас все знают, как учить и лечить. Вот за что должно быть стыдно! И еще к вопросу об уникальности языка и людской невежественности. Главным образом, Случайный гость, невежественность носителей языка проявляется в их небрежном отношении к нему (что здесь в комментариях массово и наблюдается), а никак не в рациональном реформировании и упрощении сложной системы. Без естественных изменений язык начнет "хиреть" и постепенно "умирать", поскольку станет неудобным инструментом для общения. Многие, изучавшие английский, французский, согласятся, что орфографическая система этих языков нуждается в преобразованиях, иначе выходит, что пишем "Манчестер", а читаем "Ливерпуль". Стыдно за "специалистов широкого профиля", которые во всех областях найдут, куда вставить свои пять копеек.

Анастасия Юрьевна (13:26:46 12/02/2017):
Язык - трудная наука. Буквы убранные из алфавита нужны, так бы детки прочувствовали язык своего народа. Сейчас половина слов практически не имеет значения, а буквы Ижица, ерь должны вернуться в алфавит. Да и вообще я считаю, надо начать снова писать Кириллицей как было раньше.

Струнников Михаил Евгеньевич (09:10:21 17/03/2017):
Для полного счастья недостаёт написать эти учебники допетровской кириллицей.

Сварог (21:50:11 20/03/2017):
Случайный Гость! Без обид. Хотелось Вас поправить. Кирил и Мефодий ничего не придумали. Они обрезали Буковицу из 49 буков и оставили нам 44, а потом 43. Так что давайте не будем их хвалить!

Струнников Михаил Евгеньевич (08:42:18 10/04/2017):
Они, видать, испугались, что "язычник" Сварог (не Зевсыч ли по батюшке?) на сорока девяти буквах грыжу заработает. Ему бы с тридцатью тремя управиться. С той же целью Райты да Блерио одно крыло обрезали у самолёта, который "свароги" сварганили: а то он, бедный, заблудится в крыльях-то, как в трёх соснах... Можно дальше продолжить, да зачем? Сварог Перуныч накажет.

Дмитрий (11:34:27 17/02/2019):
давайте вернем конечно, всю технику переделаем - компьютеры и т.п. Мы от всего мира отстаем в развитии (не мозгом) технологически. Статью прочитал, интересно раньше было конечно... на этом считаю, что кому нужно пусть выражают мысли, как угодно! Дела вкуса! и изучают разные аллфавиты.

Дмитрий (11:41:10 17/02/2019):
В сторону поэтов, рифмоплетов и пр. Эти буквы как дополтельные бонусы... проще передавать мысль.. настоящему таланту никакие преграды не помешают и эти бонусы не нужны. Из "трех" букв напишет.

Игра составлена по принципу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером”.

Играем давно и с удовольствием.

Если игра проводится между классами, то оставляем две подсказки: 50/50 и помощь друга (класса). Если играем в классе (а чаще всего так и бывает), то используем цветные жетоны, которые потом можно обменять на оценки.

Каждый вопрос и жетон имеет “цену”. Например, зеленый -“3”, синий или три зеленых - “4”, красный или два синих - “5”. За первые два вопроса можно получить зеленый жетон, за третий и четвертый вопросы - синий, за пятый вопрос - красный жетон.

Предлагаю игру, посвященную Дню славянской письменности. Проводим ее в мае. Пре6дварительно дети получают задание подготовиться к игре, в библиотеке выставлен материал.

Вопросы для отборочного тура

  1. Расположите слова по алфавиту: календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.
  2. Расположите падежи правильно: В.п, Д.п, И.п, Р.п, П.п, Т.п.
  3. Напишите как можно больше слов с корнем -един- (на время).
  4. Вспомните как можно больше названий букв кириллицы.

Первая игра

1. Мирское имя Кирилла?

А. Варфоломей
Б. Никон
В. Константин
Г. Мефодий

2. Есть выражение ходить фертом. С какой буквой кириллицы это связано?

А.
Б. Ф
В. Ђ
Г.

3. Какой буквы не было в кириллице?

А. Покой
Б. Добро
В. твердо
Г. небо

4. Какая буква в русском алфавите самая молодая?

А. Ф
Б. Э
В. Ё
Г. Й

5. Какого числа не было в древнерусском языке?

А. Тройственного
Б. Единственного
В. множественного
Г. двойственного

Вторая игра

1. Назовите последнюю букву кириллицы?

А. Ижица
Б. Фита
В. добро
Г. ять

2. Когда была проведена первая реформа азбуки?

А. В 18 веке
Б. В 17 веке
В. в 19 веке
Г. в 20 веке

А. Ожегов С. И.
Б. Даль В. И.
В. Ушаков Д. Н.
Г. Щерба Л. В.

4. Как прозвали Кирилла в Константинополе?

А. Проповедник
Б. Священник
В. философ
Г. книжник

5. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке?

А. Беспредложный
Б. Звательный
В. местный
Г. указательный.

Третья игра

1. Кем был отец братьев?

А. Военачальник
Б. Священник
В. воин
Г. крестьянин

2. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Аз
Б. Буки
В. како
Г. омега

3. Кто провел первую реформу азбуки?

А. Михаил Романов
Б. Петр 1
В. Александр 1
Г. Николай 2

4. Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом?

А. Буки
Б. Ижица
В. ять
Г. юс малый

5. Кто изобрел букву Ё?

А. Карамзин Н.М.
Б. Ломоносов М.В.
В. Тредиаковский
Г. Пушкин А.С.

Четвертая игра

1. Какую почетную должность занимал Кирилл при церкви Папы Николая 1 Великого?

А. Военачальник
Б. Советник
В. библиотекарь
Г. священник

2. В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

А. Афины
Б. Солунь
В. Константинополь
Г. Рим

3. Сколько букв включала первоначально кириллица?

А. 43
Б. 40
В. 33
Г. 50

4. Какую букву называли “лодырем, дармоедом, бездельником”?

А. Ять
Б. Ижица
В. ер
Г. юс

5. Назовите год рождения буквы Ё?

А. 1797
Б. 1897
В. 1997
Г. 1800

Пятая игра

1. Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

2. Кого считают основоположником русского литературного языка?

А. Державина Г. Р.
Б. Пушкина А. С.
В. Ломоносова М. В.
Г. Лермонтова М. Ю.

3. Какой буквы сейчас нет в русском алфавите?

А. Живите
Б. Люди
В. слово
Г. зело

4. Когда на Русь пришла кириллица?

А. 988
Б. 862
В. 915
Г. 732

5. Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3?

А. Люди
Б. Аз
В. веди
Г. глаголь

Дополнительные вопросы

1. Когда была создана кириллица?

А. 988 г.
Б. 562 г.
В. 863 г.
Г. 735 г.

2. Когда был установлен праздник в честь Кирилла и Мефодия?

А. 855 г.
Б. 1349
В. 1412 г.
Г. 1813 г.

3. Какое числительное могло в древнерусском языке обозначаться словом полшеста?

А. 250
Б. 550
В. 350
Г. 150

Литература

1. Берштейн С.Б. Константин - философ и Мефодий.- М., 1984.

2. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.- Л., 1968.

3. Караславов С.Х. Кирилл и Мефодий. - М.: Правда,1987.

4. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф.П. - М., Сов. Энциклопедия, 1979.

5. Успенский Л. По дорогам и тропам языка. - М.: Детская литература. 1980.

6. Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. - М., 1994.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!