Обучение грамоте дошкольников. С чего начинается подготовка старших дошкольников к обучению грамоте? Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.

Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.

Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры, задания, упражнения:

Игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия)

Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко ("Специальные символы")

Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных - и согласных звуков)

Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»

Игра «Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков)

Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)

Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)

«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)

Пальчиковые и логоритмические упражнения.

Игра «Подбери схему слова к картинке»

Игра «Веселый поезд», "Домики" (деление слов на слоги)

Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)

Задание «Нарисуй ниточкой букву»

Задание «Звуковой анализ слов»

Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)

Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)

Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте

Обучение дошкольников грамоте

Актуальность

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.

Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка»

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание основ грамотности при письме, умственное развитие.

Ведя работу по обучению дошкольников грамоте, за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания, овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом, не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.

Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются). Приведу пример: воспитатель объясняет, что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат: ветер, вода, птичка и тп.

В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .

В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.

В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты, дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.

Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря»- это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-gramoteika_v4tc6.ppt | 5516,5 Кб | Скачан: 54

www.maam.ru

Обучение дошкольников грамоте | Скачать бесплатно

Данная серия книг для обучения чтению дошкольников построена на авторской методике. В учебных пособиях также содержится дидактический материал и огромное количество интересных развивающих заданий.

Описание учебника “Обучение дошкольников грамоте”:

Каждая книга серии “Обучение дошкольников грамоте” представляет собой логическое продолжение предыдущей. Заниматься с этими учебниками можно уже с пятилетнего возраста. В учебных пособиях много ярких красивых иллюстраций, что привлекает малышей и вызывает их интерес.

Данная методика обучения грамоте дошкольников позволит маленьким ученикам легко и быстро освоить начальные навыки чтения, подготовиться к школьным занятиям по этому предмету и сделает книги лучшими друзьями Вашего малыша.

В данной раздаче представлены следующие книги:

  • От звука к букве (введение в мир звуков) ;
  • От слова к звуку (учимся правильно выговаривать звуки, а также различать их на слух) ;
  • Поиграем в слова (изучение гласных букв и правил их написания) ;
  • Читаем сами (учит детей слитному осмысленному чтению) .

Издательство : Школьная ПрессаСерия : Дошкольное воспитание и обучениеАвтор : Дурова Н. В.Количество страниц : 23+23+23+34Язык : Русский

Подробней на сайте www.vse-dlya-detey.ru

«Кто сказал?».

2 этап. Основной. На втором этапе происходит знакомство с речевыми звуками. На этом этапе главное - формирование фонематических процессов. Вот как происходит знакомствос гласными звуками.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И.

Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ) . Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем квадрат красного цвета) . Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки. Например, найди звук

В ряду других звуков: а, у, и, а, о

В ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

В ряду слов: аист, усы, артист, осы

В тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.

Слайд 14 Знакомство с согласными звуками.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика.

Дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук - звонкий (используем символ – колокольчик) . Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Практикуем индивидуальное повторение звука ребенком, совместноеповторение (воспитателя и ребенка или двух детей) , а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Знакомство с буквами.

На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву называем как звук: «ш», а не «ша»; «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги.

Знакомим детей с правилом:«Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка, опираясь на свойственное ему наглядно – образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко) . По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания.

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы

Покатилось колесо, превратилось в букву О;

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

“Вот какая буква “Ц”

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Изучая литературу мы пришли к выводу, что при обучении грамоте необходимо включать все анализаторы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. В этом и заключается инновационный подход в обучении грамоте.

Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

На основном этапе работы, кроме наглядных и практических методов используем и словесные методы, направленные на работу с художественным словом, для закрепления используется метод беседы.

После усвоения гласных, согласных звуков, переходимк заключительному этапу – звуко-буквенный анализ

  • определение порядка звуков в слове;
  • выделение отдельных звуков
  • различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие) .

Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут нам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.

Что касается обогащениясловарного запаса, развития речи,то здесь также необходима специальная и постоянная забота, окружающих ребёнка взрослых людей (воспитателей, родителей) .

Поскольку большинство окончаний слов в русском языке являются без-ударными, то окружающим ребёнка людям следует достаточно отчётливо их проговаривать (даем речевой образец) . Только так можно дать ребёнку правильный образец согласования слов (например, «пять деревьев, а не «пять деревьях», «много оленей», а не «много оленев» и т.п.) .

Очень важно специально упражнять его в правильном употреблении отдельных грамматических форм и в правильном построении фраз.

В работе над культурой речиочень важна помощь родителей.

Чтобы родители были нашими помощниками, мы даем им, к примеру, такие советы:

ваши малыши обычно любят помогать на кухне, накрывать на стол, расставлять посуду. Спросите: что такое посуда? Потренируйтесь в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.) ,посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.) . При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.

К 6 – 7 годам при нормальном развитии ребенок хорошо различает множественное и единственное число, словарный запас составляет не менее 3000 слов знает и умеет применять на практике основные законы словообразования и словоизменения, речь из ситуативной становится развернутой и связной. В начальной школе он овладеет чтением и письменной речью, что позволяет и дальше как развивать словарный запас, так и усваивать сложные грамматические конструкции.

Сейчас издается много разнообразныхальбомов для раскрашивания(их используют не только родители, но и мы на занятиях) . Мы расширяем возможности таких альбомов: используем не только для раскрашивания, но для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия.

Используем возможности физкультурных минутокдля развития речи. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  1. нарушение понимания прочитанного.

То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем.

  1. В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, Ы. Э. В названии каждой из четырёх следующих букв (Я.Ё. Ю, Е) . Слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
  1. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше – 42, в основном за счёт мягких согласных (НЬ, ПЬ и пр.) . Они не имеют отдельного графического изображения, наряду с парными твёрдыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть – нить, мал – мял. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твёрдые) . Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака, буквы И. и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я. Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребёнок ещё не различает согласные звуки по твёрдости – мягкости.
  1. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся. В упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится сих написанием. Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками) , взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребёнку дополнительных трудностей.
  1. Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук.
  1. В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.

Основные задачи подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению грамоте.

  1. совершенствование фонематического восприятия (способности воспринимать и различать звуки речи) ;
  1. формирование правильного произношения звуков;
  1. развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза на начальных этапах работы.
  1. Выделение в словах первого гласного звука.
  1. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.
  1. Определение наличия или отсутствия в словах звука.
  1. Определение последнего гласного звука в словах.
  2. Определение первого и последнего гласного звука в словах.
  1. Выделение ударного гласного звука в словах.
  1. Определение первого согласного звука в словах.
  1. Определение позиции согласного звука в слове.
  1. Определение количества слогов в словах.
  1. Определение нескольких гласных звуков в словах и т. д.

Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Различает ли ваш ребёнок понятия «слева» и «справа»?

Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т. д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребёнок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».

Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно – пространственного анализа и синтеза. (В таком случае начните с набора из 4 кубиков.)

Очень полезны для пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами» и «строителями"

Чтобы ребёнку было легче запоминать буквы, рекомендуем следующие игры.

«Обведи букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать её.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву».

Взрослый предлагает ребёнку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

«Назови букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти какую-либо букву среди букв, перечёркнутых различными способами.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребёнку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать её и дописать недостающие элементы.

«Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребёнок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

«Узнай букву»

Ребёнок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» на руке ребёнка знакомую ему букву. Ребёнок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке.

«Чудесный

мешочек»

Взрослый кладёт в непрозрачный мешочек знакомые ребёнку объёмные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребёнок с закрытыми глазами достаёт из мешочка букву, ощупывает её двумя руками и назывет.

«Сложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась.(Карточка на которой написана знакомая ребёнку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву»

Взрослый предлагает ребёнку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков. Семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счётных палочек и толстых ниток.

«Смастери букву»

Взрослый предлагает ребёнку изготовить знакомую ему букву из пластелина, проволоки или бумаги (сначала по образцу, а потом самостоятельно) .

«Волшебный карандаш»

Взрослый предлагает ребёнку обвести знакомую ему букву по контуру, заштриховать её определённым образом или закрасить.

«Напиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Взрослый предлагает ребёнку рассказать, из каких элементов состоит знакомая ему буква и как они расположены. Например, буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребёнку выложить из счётных палочек или согнутьиз счётных палочек или согнуть из проволоки какую-то какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» её в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» её в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» её в букву П и т.д.

Ребус – это загадка, в которой какое-то слово или фраза зашифрованы комбинацией букв, фигур или знаков. В ребусе скрыта определённая тайна, и ребёнок с его стремлением к познанию мира с большим желанием старается разгадать предложенную загадку.

При разгадывании ребуса решаются многие задачи: развитие фонематического, слогового анализа и синтеза; закрепление знаний звукобуквенных обозначений; развитие важнейших психических процессов – внимания, памяти, понятийного мышления. Дети учатся видеть, слышать, рассуждать.

Ребусы предлагаются по принципу «от простого к сложному». Ребёнок постепенно учится разгадывать ребусы, ведь для того, чтобы прочитать зашифрованное слово, необходимо сначала разгадать ребусный шифр и следовать определённым правилам:

  1. из названия каждого предмета следует выделять первый звук (букву) и затем соединять их в новое слово: арфа + индюк + сова + трубка = АИСТ
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок: «М + арка», ВО +рот»
  1. к букве или буквосочетанию добавляют рисунок, затем снова – букву или буквосочетание: «Г + усы+ Ня», «РИ+ сова+ НИЕ».
  1. если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько) , то первые буквы этого слова не читаются;
  2. если запятые стоят после рисунка, не читаются последние буквы: «зубы, Р».
  1. Те части слова, которые напоминают предлоги (приставки) : по, под, на, в ребусах показаны графической схемой (расположением объекта по отношению к предмету) :
  1. перечёркнутая буква около изображённого предмета обозначает, что эту букву читать нельзя, её надо исключить из названия предмета;
  2. если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы;
  1. если приведена запись – одна буква равна другой, значит, при чтении ребуса одну букву заменяем другой « мак луна У=И»;
  1. если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой: «40 А» - сорока, « 100 Л» - стол.

После разгадывания ребуса ребёнку предлагается составить предложения с данным словом, что способствует уточнению лексического значения слова и развитию связной речи.

По теме:

Источник nsportal.ru

Статьи | По слогам | Бегло читаем | Начало |

В данной статье мы предлагаем вам конспекты занятий по обучению грамоте. Данные конспекты помогут Вашему ребенку грамотно обучиться читать. Данные конспекты рассчитаны на дошкольный и школьный возраст.

Чем раньше вы будете обучать своего ребенку грамоте, тем легче ему будет учиться в школе.

Обучение грамоте дошкольников конспекты занятий

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дошкольников испытывают трудности в овладении грамотой, причем эти трудности возникают не только у детей-логопатов, но и у детей с чистой речью.

Следуя рекомендациям известного психолога Л. С. Выготского – обучение грамоте надо начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 4-6 лет, так называемый период "языковой одаренности" особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для дошкольного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

Обучение детей дошкольного возраста необходимо потому что:

1. Требования начальной школы стали выше и многие родители искренне должны быть заинтересованы в обучении детей грамоте;

2. Появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

3. Не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;

4. Обучение грамоте в дошкольном учреждении является пропедевтикой дислексии, дисграфии и поможет ребенку избежать специфических ошибок;

5. Занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень последующего систематического изучения языка в школе.

Логопеды и психологи, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но – и это главное – имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящих, знать, из каких звуков состоит слово, т. е. умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Работа по обучению грамоте дошкольников проводится в несколько этапов:

1 этап – учим и запоминаем буквы;

3 этап - читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

4 этап - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого словосочетания, предложения, текста.

Для повышения эффективности обучению грамоте мы рекомендуем использовать различные виды занятий, стимулирующие мыслительную деятельность детей. Доказано, что наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенку то, что было ему интересно.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными. Во время обучения грамоте дети должны не просто учиться чему – либо, а самостоятельно пробовать, добывать знания.

«Вижу. Читаю. Пишу. Конспекты занятий по обучению грамоте» - одна из наиболее популярных книг с конспектами обучающих уроков. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников входят азбука и демонстрационный материал для проведения фронтальных занятий.

Пособие представляет собой конспекты занятий (которые апробированы автором) по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушением речи в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Целью данного пособия является оказание помощи начинающим логопедам в планировании и проведении занятий с дошкольниками с речевой патологией.

В книге раскрываются особенности работы по обучению детей первоначальному чтению и письму. Предложенные занятия могут проводиться как при фронтальной, так и при индивидуальной форме работы.

Они могут использоваться при обучении грамоте детей подготовительных групп массовых детских садов. Пособие предназначено для логопедов и воспитателей.

Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет скачать книгу Н. С. Варенцовой: скачать бесплатно fb2, txt, epub, pdf, rtf и без регистрации

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством (не более 20% текста) . После прочтения отрывка Вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию книги.

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "Лит Рес" (не более 20% исходного текста) . Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Процесс помогает дошкольникам избежать трудностей при поступлении в школу. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учебы.

Обучение грамоте должно иметь соответствующий фундамент, являющийся залогом продуктивного процесса:

  • ребенок должен различать звуки на слух;
  • от правильности произношения звуков зависит конечный результат;
  • малыш должен уметь анализировать буквы и слоги, знать такие основные термины, как «звук», «слог», «слово» и др.

Приняв решение познакомить ребенка с грамотой, следует придерживаться поэтапного обучения, которое включает в себя:

  1. Первый этап – подготовительный, который направлен на деление слова на слоги, определение количества слогов на слух и т. п.
  2. Второй этап – знакомство с гласными звуками.
  3. Третий этап – знакомство с согласными звуками.
  4. Четвертый этап – ознакомление с буквами.

Разнообразные рабочие тетради являются эффективным способом провести знакомство с грамотой. Приложения состоят из игр со словами и буквами, подразделенными на словесные диалоги (например, «Буквенный светофор», «Магазин», «Имена» и др.) и работу с картинками («Телевизор», «Сестрички», «Четвертый лишний», «Где спрятались домашние животные?» и прочие). Игры проводятся при участии дополнительных атрибутов, помогающих детям чувствовать себя более комфортно. Также представленные рабочие тетради помогают изучить буквы и звуки, путем раскрашивания предметов. Грамотно подобранные материалы являются залогом получения желаемого результата.

ГКООУ «Санаторная школа-интернат

им. М.С.Бароева»

Открытый урок обучение грамоте

по теме «Буквы Пп»

в 1 «А» классе

Учитель начальных классов Кубалова Анжела Казбековна

Тема, цели, оборудование урока

Урок обучения грамоте в I классе на основе учебно-методического комплекта «Перспектива»;

Обучение ведётся по учебнику «Азбука», авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.

Направление : формирование школьника как субъекта учебной деятельности.

Приоритетная цель: развитие личности ребёнка, формирование положительной мотивации учащихся.

Тема урока: «Буквы Пп»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы: фронтальные, групповые, в парах, индивидуальные.

Цели:

I Обучающие:

Познакомиться с графическим изображением звуков [п] и [п’] - буквами П, п. / Познавательные УУД/

Совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.

II Развивающие:

Развивать фонематический слух и навык проведения звукобуквенного анализа слов / Познавательные УУД/

Развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.

Развивать умение контролировать свой результат. /Регулятивные УУД/

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь/ Регулятивные УУД

II Воспитательные:

Прививать интерес и любовь к чтению.

Воспитывать стремление к успеху в учёбе / Личностные УУД /, умение адекватно оценивать свой труд. /Регулятивные УУД/

Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки; учить детей сотрудничать. /Коммуникативные УУД/

Оборудование:

*Набор значков для звукового анализа слов

*Лента букв.

*Мультимедийная установка

План урока

Организационный момент

I Мотивационно- ориентировочная часть

Дыхательная зарядка

Зарядка для диктора

Актуализация знаний

Целеполагание

II Операционно - исполнительная часть

Характеристика звуков

Знакомство с новой буквой

Артикуляционная зарядка.

Физкультминутка

4. Работа со схемой слова

6. Работа над текстом

Прогнозирование содержания

Нахождение и чтение трудных слов

Первичное восприятие

Жужжащее чтение

Анализ текста

Физкультминутка

7. Речевая разминка. Скороговорка. Работа в парах

8. Игра «Наборщик» Групповая работа.

III Рефлексивно- оценочная часть

Этап рефлексии

Этап оценивания

Ход урока:

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,

Их с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.

Мотивационно - ориентировочная часть

Дыхательная зарядка

- Ребята, Вы верите в чудеса?

И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении.

Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Да, действительно, к нам прилетела бабочка (появляется бабочка) / Слайд 2/

А почему чудо?

Потому что красивая. Потому что сейчас поздняя осень.

-«Греем бабочку» (упражнения для развития дыхания)

Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

2.Зарядка для диктора Слайд 3

Работать будем парами. Кто готов?

Учащиеся показывают свою готовность, соединяя ладошки вместе наверху

Ауи?- Иуа?

Оыа?- Аыо?

Уао? - Оау?

Кто хочет похвалить своего соседа?

Кто бы мог высказать какие-либо рекомендации, над чем надо ещё поработать?

Чему учились во время речевой зарядки?

Учились чётко проговаривать звуки.

Готовили речевой аппарат к работе.

Учились регулировать громкость голоса.

3. Актуализация знаний

В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда...

Пингвин

А если по- научному, по- деловому, кто такой пингвин? / Слайд 5/

Что вы про него ещё можете сказать?

Учащиеся высказывают свои мнения, сообщают всё, что они знают о пингвинах

Произносим слово и выделяем первый звук.

Первый звук [ п]

Назовём его пару по мягкости - твёрдости.

4. Целеполагание

Новые звуки появились. Что мы с ними будем делать?

Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Будем исследовать эти звуки,

Заменим их буквой, научимся читать с ними слоги и слова.

Операционно-исполнительная часть.

1.Характеристика звуков

Давайте начнём исследовать. Что вы можете сказать про эти звуки?

Что их объединяет?

- Оба звука согласные, потому что воздух встречает преграду и задерживается.

Оба звука глухие.

В чём отличие?

Звук [п ] - твёрдый, а [п’]- мягкий

Для обозначения наших звуков новая буква. Какая?

2. Введение новой буквы /Слайд 6/

Появилась буква сегодня со знакомым пингвином. Почему?

Это пингвин Пин. В его имени есть наш новый звук

/Ловушка: буква строчная одна, а заглавной нет. Учащиеся должны догадаться, что на слайде не хватает заглавной буквы П и изобразить ладошками наш условный знак «ловушка» /

Где будем использовать заглавную букву П?

В написании имён, кличек животных.

Начало предложения пишем с заглавной буквы.

Печатаем букву П,п

Учащиеся в тетради печатают заглавную и строчную буквы

3.Артикуляционная зарядка. /Слайд 7/

Чтение слогов

па пу ап пы по уп

пар роп мип рпа суп

нап пол лип воп кпу

Какие слова встретили?

Внимательные ученики называют: суп, пар, пол, по

Физкультминутка

Учащиеся, сидя за партой, в паре стараются изобразить с помощью рук букву П

4. Звуковая схема слова

Кем был наш Пин? Чем он занимался? /Слайд 8/

Пин был пилотом

А когда Пин управлял подводной лодкой?

Пин ещё был капитаном

Звуковая схема слова «капитан»

Учащимися выполняется схема слова (один работает у доски, остальные в тетради)

5. Работа со словами, обозначающими профессии.

Прочитаем слова. / Слайд 9/

пилот

капитан

повар

продавец

Значения всех слов понятны?

Каким словом можно продолжить этот столбик?

Парикмахер, плотник,почтальон

Почему?

Это профессии. Во всех словах есть буква п.

6. Работа с текстом.

Прогнозирование содержания

Нахождение и чтение трудных слов /Слайд 10 /

пос-та-вил - поставил

ка-пус-та - капуста

по-ли-ла- полила

по-ста-ви-ла- поставила

Первичное восприятие. Чтение учителем

Какое настроение у вас было, когда слушали?

Жужжащее чтение

Чтение детьми.

Анализ текста

Как звали хозяйку?

Что Полина делала?

Кто клевал клубнику?

Как спасла Полина клубнику?

Физкультминутка.

7. Работа со скороговоркой. Работа в парах /Слайд 11/

У пингвина Пина из-под пилки сыплются опилки.

Прочитайте. Что это?

Это скороговорка

Поработаем над чётким произношением.

Давайте проверим, как работают наши приёмники. Выключаем звук, произносим только губами.

Учащиеся произносят скороговорку губами, шёпотом, вполголоса, громко.

Работаем над интонацией. /Слайд 12,13/

Учащиеся произносят с вопросительной интонацией, логически выделяя заданное слово.

Работаем в парах. Читаем своему соседу.

Кто хочет похвалить своего соседа?

А сейчас слушаем скороговорку и приготовились оценивать. Что можно оценить?

Можно оценить правильность и чёткость.

Можно оценить быстроту

8. Игра «Наборщик» Работа в парах /Слайд 14/

Слово «Простокваша»

Составляем из букв данного слова другие слова.

Рефлексивно-оценочная часть.

Этап рефлексии.

Если вы со мной согласны +

Если чувствуете в чём- то ловушку..

Пингвины - это птицы.

Пингвины живут на Северном полюсе.

Буква П - буква согласного звука

Звук п - согласный, звонкий, твёрдый.

Звуки [п ] и [п’] - пара по мягкости- твёрдости

Куда же мы поселим букву П?

2. Этап оценивания. /Слайд 15/

Сегодня на уроке

Я узнал, что…

Мне было интересно…

Мне было трудно

Учащиеся продолжают предложение по своему усмотрению.

Спасибо всем за работу. Отдыхайте. Здесь будет файл: /data/edu/files/j1452871462.ppt (Урок обучения грамоте в I классе)

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы - фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:


При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

  • «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.
  • «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным - руки, а не рука, кот, а не котёнок).
  • «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.
  • Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).
  • Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).
  • Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).
  • Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».

Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

  • Задания, опирающиеся на зрительную память, - в них используются изображения, разыгрываются сценки.
  • Приёмы, рассчитанные на тактильную память, - дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.
  • Использование механической памяти - малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.
  • Обращение к ассоциативной памяти - устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи :

  • сформировать умение проанализировать текст и составить предложение по заданной схеме;
  • ознакомить с понятиями «существительное», «прилагательное», «глагол», рассказать о подборе синонимов, антонимов к словам;
  • научить составлению схемы слова;
  • добиться чтения со скоростью 30–40 слов в минуту;
  • научить записи слов в тетради.

Видео: занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе по УМК «Тропинки»

Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.

Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .

Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.

«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква

Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.

Анализ занятия

Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:

  • указывается тема и цель занятия, а также основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная;
  • определяются методы и приёмы, используемые воспитателем и то, насколько они соответствуют поставленным задачам;
  • даётся оценка деятельности детей;
  • анализируется работа воспитателя во время урока;
  • предлагаются рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте

Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!