Обучение планеристов. ТОП лучших двухместных планеров для обучения полетам

Опыт полетов на планере многое дает пилоту, вырабатывает:

  • Навык управления в безмоторном полете - это может помочь в полетах на самолете при отказе двигателя.
  • Умение правильно оценивать погодные условия - предугадывать опасные явления в атмосфере - сильные восходящие и нисходящие потоки, шквальный ветер, грозу.
  • Знание, как подбирать площадки и безопасно садиться «в поле» с любой точки траектории полета.

В первый год летного обучения планеристы проходят программу первоначального обучения — полеты на буксире за самолетом и в зону, самостоятельные полеты по кругу. После этого они снова садятся за учебный курс и осваивают теорию парящих полетов, что-бы весной выйти на аэродром и продолжить учебу уже по спортивной программе.

Парящие полеты — это основа основ спортивного пла-неризма, это творческий процесс, требую-щий постоянной и напряженной работы мысли. Приступившему к парению молодому спортсмену-планеристу оказывают все больше доверия, предоставляя все больше са-мостоятельности и свободы действия, разрешая все дальше отлетать от аэродрома.

Такая последовательность подготовки позволяет по мере накопления летного опыта освоить парение и полеты на планере по маршруту. После освоения маршрутных полетов на учебном планере Л-13 «Бланик», планерист пересаживается на спортивный планер «Янтарь-стандарт». На «Янтаре» уже можно принимать участие в серьезных соревнованиях вплоть до Чемпионата России.

Заниматься в нашем Аэроклубе можно с 15 лет (допуск на полеты с 16 лет), курсанты в возрасте до 20 лет учатся летать БЕСПЛАТНО. Чтобы получить допуск к занятиям необходимо написать заявление и заполнить анкету в учебном отделе аэроклуба по адресу г. Казань, ул. П.Лумумбы, д.4. 6 этаж. Время работы 8.00 - 17.00 .

Подготовку планеристов в аэроклубах ДОСААФ проводят по Курсу учебно-летной подготовки - КУЛП-ПСБ-2013.

Первый этап подготовки планериста - теоретическая подготовка по основным дисциплинам:

  • Эксплуатация серийных планеров

Занятия по теоретической подготовке проводится с декабря по апрель месяц в учебном центре ЦАК РТ по адресу г. Казань, ул. П.Лумумбы, д.4. 7 этаж . Лекции проходят с понедельника по пятницу с 18.00 до 20.00 . После сдачи зачетов по всем дисциплинам курсанты получают направление на прохождение Врачебно-летной комиссии - ВЛЭК .

Курсантов, успешно прошедших ВЛЭК допускают к наземной подготовке, которая проходит на аэродроме Балтаси в начале мая. Полеты начинаются с середины мая и заканчиваются в середине октября. Летные дни с четверга по воскресенье. В среду проводится парковый день и предварительная подготовка к полетам .

При летном обучении следует особое внимание уделять предварительной подготовке к полету. Перед каждым полетом проводить розыгрыш "пеший по-лётному". При этом необходимо разобраться в технике выполнения каждого элемента полета, а после полета разобраться в причинах допущенных ошибок.

Как мы с вами уже заметили, во время прогулки по залам ангарам авиационного музея в Вантаа, финны чтят свою авиационную историю. Более того, они имеют свою, хоть и небольшую, но собственную авиационную промышленность, сейчас правда сборочную по лицензии, но все же опыт есть. Подготовка же авиационных летных кадров, а сейчас этот вопрос весьма актуален в нашей стране, и, как показывает мировой опыт, неразрывно связан с планеризмом. Конечно же планеризм - это прерогатива энтузиастов, но! Практический опыт безмоторных полетов способствует формированию настоящих пилотов. Этому уделяли внимание и в Советском Союзе, помните: от модели - к планеру… Возвращаясь к истории Второй Мировой: немецкие ассы имели не просто практический опыт безмоторных полетов, а учились на них летать и имели большой налет. Курсанты Академии ВВС США в Колорадо Спрингс учатся летать, в том числе, и на чешских «Бланиках». Вот поэтому в ангарах финского музея авиации было весьма неудивительно увидеть, в большинстве случаев подвешенных непосредственно под силовыми строительными конструкциями крыши, целую стаю безмоторных летательных аппаратов…

Когда я смотрю на Schneider Grunau Baby IIb, то не удивляюсь почему более 6000 аппаратов было выпущено в 20 странах: лаконичные формы и простая, доступная конструкция, прекрасная аэродинамика, для своего времени и вес пустого - всего 170 кг!


Форд-Т знаю, Форд трактор видел, а вот Форд-планер впервые! На самом деле - тот же Baby!

Первый прототип весьма успешного и популярного планера PIK-20, разработанного в техническом университете Хельсинки. Начиная с 1973 года было построено 425 планеров различных модификаций, в зависимости от изменяющихся требований к стандартному и 15-метровому классам и даже мотопланер с убирающейся силовой установкой на базе Rotax 501.

Кстати, PIK - это: Polyteknikkojen Ilmailukerho или политехнический авиационный клуб, в котором студенты под руководством преподавателей реализовывали свои проекты планеров и легких самолетов.

PIK-12 - двухместный учебный планер взлетел в 1956-м и был построен всего в четырех экземплярах и вот почему: пока финские кураторы «от планеризма» определяли как лучше и дешевле учить летать: на 1-местных или 2-х местных планерах, производители из других европейских стран заполнили рынок двухместными безмоторными машинами.

PIK-5 имеет весьма легкий вид для деревянного планера. Было построено 34 экземпляра с 1946 года.

Линейка планеров первоначального обучения…

Harakka II или PIK-7 - финский учебный планер, 1946 год.

Пилот Grunau 9 сидел внутри, хоть и плоской фермы фюзеляжа. Были варианты и с элегантными обтекателями кабины

Легендарный SG 38 был растиражирован в десять тысяч экземпляров!

Польская Salamandra (OH-SAA): более 500 аппаратов было выпущено в 1936-1962 г.г.

О конструкции планера первоначального обучения: Harakka…

PIK-16 Vasama, 1961 год, выпущено 56 шт. Пока еще деревянный, но со стеклопластиковой носовой частью фюзеляжа. Интересна конструкция стыка крыльев.

Fibera KK-1e Utu - первый финский стеклопластиковый планер, 1964 г., построено 22 экз.

Ну и в заключение, конструкцию планера, так сказать венца деревянной конструкции можно посмотреть на этом Schleicher Ka 6: с 1955 года выпущено больше тысячи аппаратов!

А великая авиационная держава, которая сама себя так назвала и на двадцать лет забросившая собственную авиационную промышленность, только сейчас и разбирается как бы перенести Монинский музей куда-нибудь в другое место. И, вместо того, чтобы на травяных полях некоторых аэропортов столичного авиаузла создавать кладбище отечественной авиатехники и авиационных иномарок нового времени, не пора ли задуматься о Национальном авиационном музее, ведь еще столько самолетов и вертолетов можно сохранить и, даже поддерживать в летном состоянии…

В России начинают появляться люди, которые хотят, чтобы собственный планер находился близко к дому, и полеты можно было совершать не по расписанию аэроклуба или прихоти местных руководителей, а по своему желанию. Насколько эта ситуация реальна? И где лучше получать свидетельство планериста?

Воплощение мечты многих – парить, как сокол. Современный планер позволяет воплотить эту мечту в реальность и летать быстрее и выше самой быстрой птицы, использую только силу природы.

Процесс обучение полетам на планере не такой сложный и относительно безопасный, как считают некоторые. Инструктор может дать основы пилотирования планера в течение нескольких практических занятий. Но не стоит думать, что за это время вы станете опытным планеристом. Обучение на планере – это сменяющие друг друга шаги вперед и топтание на месте. То, насколько быстро вы будете повышать свой уровень пилотирования, зависит только от вас. Некоторые планеристы предпочитают парить в районе аэродрома. Другим по душе соревновательный процесс и полеты по маршрутам. Обучение на планере по большому счету – это интересный и увлекательный процесс, где вы учитесь выжимать из своего планера максимальную производительность за счет маневренности, правильного расчета и летной практики.

Достоинства полета на планере и этапы обучения

Полеты на планере благоприятно влияют на навыки пилотирования, закладывают их прочный фундамент:

  1. Формируются навыки управления при отказе двигателя самолета
  2. Вырабатываются навыки правильно оценивать погодные условия, поскольку приходится собирать постоянно данные по состоянию атмосферы, месту возникновения восходящих и нисходящих потоков
  3. Происходит накопление и систематизация информации по подбору с воздуха необорудованных посадочных площадок: полей, пашен, любых других мест, пригодных для безопасной посадки

В России обучение проводится в основном в аэроклубах ДОСААФ по Курсу учебно-летной подготовки КУЛП ПАСО – 86.

В течение первого года обучения учлет (учащийся летной школы) проходит первоначальную летную подготовку. В ходе процесса обучения он осваивает навыки управления планером в различных режимах полета:

  • Координированная работа узлами управления при вхождении планера в повороты с креном 30-45°
  • Взлет на буксире за самолетом буксировщиком или с помощью механизированного старта (с помощью лебедки)
  • Расчет захода на посадку
  • Посадку при встречном и боковом ветре
  • Выполнять преднамеренный ввод планера в штопор и выход из него

Кроме практических занятий в начале курса обучения идет теоретический блок по аэродинамике, метеорологии, конструкции планера, парашютной подготовки. Общая практика такая, что только после сдачи экзамена по теории, пилота допускают до практических занятий.

Второй год обучения начинается с изучения теории парящих полетов. После сдачи экзаменов учлеты проходят сокращенную программу первого года обучения, чтобы восстановить утраченные за зиму летные навыки. Далее начинается освоение парящих полетов: задача найти восходящий поток, удержаться в нем, набрать высоту. Полеты выполняются все дальше и дальше за пределы аэродрома, при этом планерист повышает свои летные навыки и навыки наблюдения за природой, погодой и окружающей средой.

По мере накопления опыта пилоты начинают совершать маршрутные полеты, осваивают другие планера с более высокими летно-техническими качествами.

Вершина процесса обучения на планере – участие в соревновательных мероприятиях, в том числе в Чемпионате России, Европы и мира.

Обучение полетам на планере в России

Кто бы что ни говорил, а летать на планере в России можно и проходить обучение тоже. Конечно, большая часть того, что осталось – это остатки системы ДОСААФ: самолетам и планерам по много лет. Но в авиации существуют нормы, правила и процедуры, которые обеспечивают высокую безопасность полетов на планерах: все планера проходят регулярный технический осмотр и обслуживание, налет на планерах фиксируется в журнале. Поэтому можно смело выбирать понравившийся аэроклуб и ехать совершать ознакомительный полет.
Выучиться летать на планере можно в следующих аэроклубах:

  • Центральный Планерный Аэроклуб
  • 2-ой Московский Аэроклуб
  • Гатчинский авиационно-спортивный клуб
  • Планерный клуб Санкт-Петербурга
  • Новосибирский авиационно-спортивный аэроклуб
  • Центральный аэроклуб Республики Татарстан
  • Владикавказский авиационно-спортивный клуб
  • Таганрогский аэроклуб
  • ВерхнеХавский АТСК «Сапсан»(на границе Липецкой и Воронежской области, аэродром Чистоозерское)

Большинство из этих аэроклубов принадлежит к системе ДОСААФ, кроме 2-ого Московского аэроклуба. Клубы ДОСААФ выдают своим пилотам по завершению программы обучения Свидетельство пилота-планериста ДОСААФ, а 2-ой Московский аэроклуб – лицензию пилота планера гражданской авиации.

Условия обучения в России

Большинство из учебных планеров – Бланик Л13. Конструкция планера 60-х годов 20-ого века, этакий динозавр, но при всем этом этот планер заслужил звание проверенной и надежной учебной парты, с которой делали свой первый шаг в небо тысячи будущих летчиков и пилотов СССР и России.

После прохождения начальной программы обучения вы пересаживаетесь на «белую матчасть». В качестве продвинутой планерной техники выступают планера SZD-48-2 Янтарь Стандарт 2 и SZD-48-3 Янтарь Стандарт 3.

Требования к пилотам планеристам в России

Масса тела не превышает 110 кг. Условие связано с тем, что самый распространенный учебный планер в России – Бланик, а у него именно такие ограничения по весу пилота. Кроме того, нужно иметь достаточное здоровье для прохождения медицинского осмотра.

Стоимость года обучения в России от 85000 рублей: за каждый подъем для полета по кругу вы будете в среднем платить по 1000 рублей, при полете в зону 1000 рублей плюс 30-40 рублей за каждую минуту. Если же вы просто собираетесь совершить ознакомительный полет, то его стоимость в Российских аэроклубах от 3500 до 5000 рублей.

В целом для Российских аэроклубов характерно сильно затянутое время обучения, поскольку полеты проводятся часто только по выходным. Но труднодоступность планерных полетов в России не может остановить тех, кто искренне мечтает о полете. Так на профильных форумах озвучивают возможность прохождения программы первого года обучения за 8 дней. Но такая активность полетов может быть экономически оправдана, если количество учащихся не меньше 4 человек. Ведь, кроме инструктора в организации полетов принимает участие еще руководитель полетов, врач, инженер, пилот самолета-буксировщика, а в случае использования буксировочной лебедки, еще и оператор.

В последнее время вопрос с организацией обучения и возможностью выполнения полетов в любое удобное время решается в аэроклубах в лучшую сторону. Так на профильном форуме курсант ВерхнеХавского АТСК рассказывает, что вся программа первого года обучения была пройдена им в течение 15 дней.

Обучение за границей

В последнее время немало человек принимает решение пройти обучение полетам на планере заграницей. Среди иностранных мест для занятий планеризмом выбирают Германию, Украину.

Условия обучения в Германии

Самая планерная нация в мире – это Германия. В этой стране планеризмом занимаются в той или иной степени около 8000 человек (в России порядка 250). Аэроклубы оснащены современной материальной частью, обучение проходит по гибкому графику. Лицензия планериста в Германии называется GPL, с наличием такой лицензии можно летать в США и в Европе, а также там, где действует Международная система ICAO.

Популярные планерные аэроклубы: Вассеркуп и Дассу
В интернете есть несколько отчетов о прохождении обучения в этих школах.

Для начала обучения в планерной школе вас попросят пройти медицинский осмотр: в целом это отнимет у вас 3 часа времени и примерно 65 евро, не включая стоимость анализов и некоторых специалистов (окулист).
Далее вам нужно будет пройти курс теоретической подготовки по следующим предметам: техника, аэродинамика, человеческий фактор, особые случаи в полете, воздушное право, навигация, метеорология, радиообмен. Теория сдается в несколько этапов в виде теста.

Экзамен по радиообмену на английском языке необходимо пересдавать один раз в 5 лет. На немецком языке экзамен второй раз пересдавать не нужно.

При подготовке к сдаче теоретического экзамена можно воспользоваться специальной программой Petersoftware (она платная, есть английская версия)

Основные плюсы обучения в Германии:

  1. Примерно за 2500 евро вы сможете пройти весь курс обучения и получить лицензию пилота планера международного стандарта
  2. В качестве учебного планера вы будете летать на ASK-13 с аэродинамическим качеством 27
  3. В аэроклубах есть возможность летать на мотопланерах, стартовать с лебедки
  4. После получения лицензии вы сможете арендовать планер в любом аэроклубе Европы, где действует Международная система ICAO, и совершать полеты для удовольствия. При желании можно участвовать в соревнованиях


Есть и минусы:

  1. Теоретические экзамены нужно сдавать на английском языке
  2. Лицензия планериста действительна в течение 2 лет, за это время для ее поддержания вам нужно сделать как минимум 25 взлетов и посадок, в том числе 5 с буксиром, 5 с лебедкой и 5 с мотором, если вы не укладываетесь – лицензию аннулируют. Для того, чтобы восстановить нужно отлетать недостающие часы под присмотром инструктора
  3. На теорию нельзя «забивать», поскольку после нее выдается справка, с которой вас допускают до экзаменов
  4. Для прохождения обучения необходимо предоставить справку об отсутствии судимости (внизу на второй странице)
  5. Информации по вопросу валидации европейской лицензии в российскую лицензию в интернете практически нет. Возможно, вы станете первым.

Обучение полетам на планерах на Украине

На Украине пройти обучение на планере можно в следующих аэроклубах:

  • Планерный клуб аэродром «Бузовая» в Киеве
  • Ровенском авиационно-спортивном клубе
  • Винницком авиационно-спортивном клубе

Еще есть несколько мест, где можно полетать совершить ознакомительный полет или взять в аренду планер.
Обучают по КУЛП-86, документы по окончанию — летная книжка с подписанными полетами. По стоимости на середину 2013 года ознакомительный полет стоит примерно 1600 руб (400-500 гривен). По стоимость обучения ситуация примерно такая:

  • При обучении с инструктором и самостоятельно 3,75 долларов минута буксировки (125 рублей) плюс 10 долларов часовая аренда планера
  • Есть вариант безлимитных полетов: за сумму в 4200-4300 долларов вы будете летать без ограничений весь летный год. Только бы была погода

Полеты проходят только по выходным и по праздникам. Кроме того, нет необходимости совершать прыжок с парашютом. Летная техника — учебные Бланики и Янтари для продолжающих.

Дорога в небо не такая длинная, как это может показаться с первого взгляда! Летайте и воплощайте в жизнь ваши мечты о небе!

В современном авиаклубе, кроме самолетов, вертолетов и парашютных прыжков, также можно научиться летать на планере. Планерные полеты прививают правильное отношение к навыкам пилотирования воздушного транспорта, закладывают надежный фундамент для летной профессии. А пилоты любители могут по-новому взглянуть на свободу полета: мотора ведь нет, шума тоже, а для увеличения продолжительности полета нужно чувствовать воздушные потоки. Какие бывают глайдеры: классы и виды, их стоимость и характеристики.

Для нормальной организации планерного аэроклуба необходимо иметь в авиапарке следующие виды глайдеров: двухместные планера, одноместные для спортсменов и сверхлегкие одноместные для любителей. Аппараты для обучения должны быть надежные, прощать ошибки и по приемлемой стоимости, остальные группы для тех, кому нужен качественный продукт или услуга аренды по приемлемой стоимости.

Потребительские свойства глайдеров

Планера бывают разные: деревянные, металлические, стеклопластиковые. Еще они могут быть сверхлегкими и обычными, а также одноместными, двухместными и даже трехместными. Наиболее подходящей классификацией в данном случае является разделение парящих судов по стоимости: категория до 10000$, до 25000$ и выше.

О чем может думать планерист, когда делает покупку? Обычно обращают внимание на аэродинамическое качество, наличие и марку маршевого двигателя, новизну приборной панели и бортового компьютера. Ценители могут иметь повышенные запросы: качество под 60 единиц, углеводородные лонжероны в крыльях, фюзеляж из кевлара и наклейку на борту: «На этом планере летает чемпион мира»

На что нужно обращать внимание при покупке летательного аппарата? Если вы выбрали подходящую для вас категорию, то вот список вопросов, ответы на которые помогут вам выбрать подходящую модель:

  1. Устойчивость . Способность планера держаться в потоке, в том числе чувствовать микролифты. Если вы хотите быть в потоке, в котором держится не каждая птица, домой приходить поздно вечером на цыпочках, предвкушая повторение полета на следующий день, то выбирайте соответствующий планер.
  2. Объем кабины. Американские планеристы обычно шире европейских собратьев и не во всяком планере можно вытянуться во весь рост. Определяющим параметром является длина пространства для пилота: лучше выбрать узкую, но длинную кабину.
  3. Ремонтопригодность. Насколько трудоемко выполнить ремонт и привести аппарат в рабочее состояние. Многие считают, что стекловолокно служит вечно, но только не наружный слой фюзеляжа. Стоимость восстановления современного планера может быть выше стоимости подержанного планера.
  4. Технические характеристики. Аэродинамическое качество, низкая скорость сваливания, отсутствие провалов в техническом уровне в дополнении к устойчивости. Стоит ли каждый день выжимать из своего коня максимальные характеристики? От полета обычно нужно получать удовольствие, соревнования бывают не часто.
  5. Стоимость. Доступная. Каждому покупателю по его потребностям, в зависимости от стиля жизни и его предпочтений.
  6. Оборудование и оснащение. Мониторы с подсветкой – на вершине прогресса, как и полетные компьютеры, но не один компьютер не заменит пилота в полете. Прежде чем делать дорогую инвестицию в гаджет, прочитайте «Техника и практика парящих полетов» Гончаренко, прежде всего, необходимо чувствовать полеты пятой точкой.
  7. Способность без вреда для аппарата приземляться на неподготовленную площадку . Планер с хорошими техническими характеристиками, который может приземляться в поле, имеет большую ценность для планериста, чем планер, который имеет аэродинамическое качество под 60, но страдает от приземления вне границы посадочной полосы. Поэтому при покупке также важно смотреть на приспособленность планера к вашей посадочной полосе: возможно, стоит позаботиться о наличие убираемого шасси с надежным амортизатором, вместо жесткого костыля в передней части фюзеляжа.
  8. Автоприцеп . Возможно, самая недооцененная штука при покупке планера. Сколько усилий потребуется для монтажа – демонтажа, насколько трудоемка сборка – разборка. При этом, во время транспортировки аппарат должен находиться в безопасности.

ТОП лучших двухместных планеров для обучения полетам

Любое обучение начинается с общение и тесного контакта с инструктором, человеком, который вводит тебя в мир полетов. Чем теснее контакт, тем быстрее приходит опыт и понимание специфики воздушного полета в планере. Эту задачу решает двухместный аппарат: глайдер должен быть надежным, прощать ошибки, ремонтироваться быстрее по времени и дешевле, а еще иметь доступную цену.

1. Blanik L-13 и L-23


Самые распространенные планера с качеством 28 (32). Стоимость б/у 350000 – 570000 рублей в зависимости от года выпуска, а 10 летний Бланик Л-23 можно взять 31500$ при налете 2000 часов.
Бланик он и в Африке Бланик: устойчиво держит учлетов в потоках, достаточно вместительная кабина, вид устаревших приборов многим доставляет радость, ремонтопригодность как у советского автомобиля, в общем одни плюсы. Теперь про недостатки: достаточно тугое управление встречается довольно часто, технические характеристики на уровне 60 годов и проблемы с транспортировкой, которые выражаются в том, что нужен специальный трейлер, чтобы перевезти аппарат безопасно.
Что касается надежности полетов, то, несмотря на введение ограничения на эксплуатацию полетов планера в мире, эксплуатация спортивной версии планера Blanik L-13 AC среди планеристов считается более надежной при выполнении пилотажных полетов.

2. АC – 7. Качество 40, максимальный взлетный вес 700 кг, стоимостью 55000€

Планер российского производителя с неплохими потребительскими свойствами: невысокая стоимость является одним из достоинств, другие параметры на уровне европейских аналогов, также явный плюс в том, что разработан и продается специальный прицеп для перевозки, стоимостью 21000 €.
Есть у этого планера одна особенность, которая несколько выделяет его перед другими глайдерами: поперечное расположение пилотов в просторной кабине с широким обзором. Интересное решение для тех, кто решил влюбиться в планерные полеты надолго: инструктор сидит рядом с тобой на одном уровне, можно поговорить о красоте и безмятежности полета, но при этом сохранить внутреннюю дисциплину для наработки необходимых навыков пилотирования.

3. DG – 1000. Качество 47, стоимость порядка 140000$

Отличный европейский планер для первоначального обучения полетам и закрепления существующих навыков. Интересно, что именно эти планера заменили морально устаревшие Бланики в академиях ВВС США. Что касается потребительских качеств, то все на высоте, за исключением несколько завышенной стоимости и тесноты кабины.

4. ASK – 21 Schleicher c мотором. Стоимость 135000 €. Б/у 25 лет с налетом 5000 часов можно приобрести за 42000€


Фольксваген в мире планеров: народный планер от немцев.
Немецкая надежная учебная парта для начинающих планеристов: планер пользуется большим спросом за то, что прощает многие ошибки учлетам и имеет мягкие летные характеристики. Кроме того, наличие второго носового вспомогательного колеса вместе с основным позволяет держать хорошую устойчивость во время взлета и посадки.

5. Grob 103 Twin 2. Мотопланер стоит порядка 116000 €, стоимость б/у 25 лет с налетом 4200 часов порядка 36250€


Фюзеляж из стекловолокна, предназначенный для обучения и выполнения простого пилотажа.
По сравнению с ASK – 21, Grob предъявляет большие требования к навыкам пилотирования, не прощает халатное поведение и требует более сознательного подхода к обучению. Большинство планеристов на западных форумах соглашаются с тем, что управление по курсу и тангажа у Grob хуже сбалансировано, чем у Ask.

Лучшие одноместные планера для спортсменов. Основные критерии оценки: стоимость, устойчивость и технические характеристики

1. Янтарь Стандарт 2. Аэродинамическое качество 40. Стоимость подержанного 25 лет 18340€ при налете 650 часов


Одноместный спортивный аппарат стандартного класса. В российских авиаклубах считается следующей ступенькой обучения после Бланика, распространен повсеместно. Достоинства этого планера в его надежности, ремонтопригодности, а недостатки в узкой кабине.

2. ASW – 19. Немецкий «конек – горбунок». Качество 39. Стоимость подержанного планера от 29000€ — 36250€


Резвый аппарат от немецкого производителя, следует быть с ним начеку, а еще порадует низкая стоимость и немецкая надежность, но это все для опытных планеристов. Более поздняя модель планера Asw – 28 имеет еще больше запала, но стоимость выше.

3. Discus 2b. 5 летний планер можно купить за 85000 €. Качество 46. Размах крыльев 12 метров


Хорошие технические характеристики для своей ценовой категории, а также немецкое качество и устойчивость в полете дадут возможность ощутить возможности полета на современном спортивном планере стандартного класса.

4. Rolladen Schneider LS – 8. Планер 18 метрового класса, с качеством 43, пустым весом 240 кг и стоимостью 18 летнего с налетом 2540 часов в 58800€


Планер стал коммерчески успешным проектом немецкой фирмы, на чемпионатах разного уровня одержал много побед над основными конкурентами: планерами DG и SW. Пользуется большой популярностью за счет своих летных качеств.

5. Nimbus 4. Мечта многих планеристов по ту сторону границ и океанов: песня в мире планеров c размахом крыльев в 26,5 метров


Полет этого планера напоминает полет птицы с маханием крыльями, качество глайдера под 60, крейсерская скорость 165 км/ч. Недостатки: стоимость в версии с выдвижным мотором порядка 200000€ (б/у 20 лет порядка 80000€ — 100000€), а также высокие требования к качеству обслуживания и взлет – посадка в пределах подготовленной полосы, иначе ремонт встанет в копеечку.

Обзор сверхлегких одноместных планеров для любителей

Полет на планере может быть отличным способом для подростков открыть себе дорогу в небо, а для любителей отличный способ отдохнуть и набраться сил и энергии. Что касается подростков, то на одноместном можно оторваться от земли и отработать первоначальные навыки удержания планера по крену и тангажу. Планеристы любители кроме экономии средств, найдут полезным в покупке отсутствие необходимости проходить регистрацию, сертификацию и получать лицензию пилота планериста. В России к классу сверхлегких планеров относятся также аппараты, имеющие ограничение веса 115 кг. Качества продукта определяются, прежде всего, возможностью быстрой сборки, дешевой транспортировки, а также устойчивостью в потоке.

1. АС — 4. «Ультралайт». Русский ответ Чемберлену стоимостью 26500 € и весом пустого планера 110 кг при качестве 30


Качественный российский продукт на мировом рынке планеризма. Первоначально планер занял второе место в конкурсе отбора модели планера для чемпионатов «мирового класса»: идея состояла в том, чтобы проводить соревнования на одной модели планера, а первое место было отдано польского PW-5 из-за отлаженного на тот момент серийного производства, хотя уступал по большинству параметров. Теперь по делу: легкий в управлении, «управляется силой мысли», поэтому рекомендуется иметь некоторый опыт полетов на учебных планерах и начальный задел навыков пилотирования. Хорошо ведет себя в узких потоках. Затягивается на парапланерной лебедке. А отсутствие необходимости в регистрации, сертификации и свидетельства планериста позволяет сэкономить. Теперь по недостаткам: низкая ремонтопригодность и плохая устойчивость в потоках.

2. Sparrowhawk. Стоимость 44500 $. Размах крыльев 11 метров. 70 кг пустой вес


Продукция американской компании Winward Performance на основе сверхсовременных дорогих материалов с высокой удельной прочностью (углепластиков). Достоинство планера в его надежности и неплохих летных характеристиках.

3. Archaeopteryx. Аэродинамическое качество 28, стоимость базовой модели 75300€, пустой планер весит 57 кг


Интересная задумка пускаемого с ног планера, с хорошими техническими характеристиками и мягким управлением. Аппарат позволит наслаждаться полетом при условии бережного соблюдения технических параметров надежности и скоростного режима: нагрузки до +4, -2 G, максимальная скорость 130 км/ч, скорость сваливания 30 км/ч.

4. Banjo MH. Чешский планер практически в единичном экземпляре, с аэродинамическим качеством 28


Устойчивость в потоке средняя, ремонт только из оригинального материала, стоимость приемлемая для многих. Название этого планера заимствовано от 4 струнной гитары банджо, а конструктора истинные любители парения и парящей техники. Может стать неплохим тренажером для наработки навыков парения. Стоимость аппарата порядка 21500€

Список планеров не является эксклюзивный, но он даст некоторое представление о том, что следует принимать в счет, кроме аэродинамического качества. Общее правило такое, «Мерседес он везде Мерседес», поэтому стоит к нему приглядеться, это то, что касается дорогих и качественных моделей. А другие – проверенные и испытанные временем планера, сделанные с любовью.

Так ли важны высокие технические характеристики?

Как это ни странно, но высокое аэродинамическое качество имеет значение только тогда, когда вы участник соревнования (Чемпионат Европы, соперничество с товарищем и т.д.). При свободных от соревнований полетах на планере по – проще, Янтарь Стандарт или Nimbus 3, вряд-ли возникнет желание оценивать качество полета. Обычно планеристы оценивают свои достижения по — другим критериям: кто выше поднялся в потоке, кто дальше пролетел. Конечно, соревнование с товарищем по тусовке имеет большое значение для авторитета, но победа над самим собой и свои собственные высоты куда важнее.

Хорошая скорость подъема в потоке, просторная кабина, короткая взлетно-посадочная полоса, ну, так и быть, аэродинамическое качество, простота буксировки и низкая себестоимость, пожалуй, все. Но идеальный планер только в мечтах, а реально летать можно только на том, что есть и за свою цену.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!