Обычаи запорожской сечи. Описание степи в повести «Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош. По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы. Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков.

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене. Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.



Запорожская Сечь

Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.


Общественный строй Запорожской Сечи


Боевые искусства казаков Запорожской Сечии

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни. От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра.

По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры. На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!»


Совет

Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Поэтому стоит ее прочесть.

Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь. В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках.

Чем занимались казаки вне войны

Традиционным занятием казаков являлось землепашество. Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом. Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.


Вывод:

До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства. В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики. Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша. Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.


Запорожская Сечь со своими традициями


Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном художественном творении навсегда воссоздал ее духовный образ». «Тарас Бульба» - часть книги «Миргород», в которую также вошли «Старосветские помешики» (описание старинной помещичьей жизни), «Ресницы» (фантастическая история) и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (быт и обычаи судейства). В сборнике «Миргород», как в зеркале, отражена давняя украинская жизнь с ее идеалами и неурядицами. В повести «Тарас Бульба» Гоголь выразил идеал казацкой жизни, народное стремление к национальной и социальной свободе. Он называет казачество незаурядным явлением русской силы, которое вышло из народа под огнем беды. Изображая Запорожье и жизнь казаков на Сечи, Гоголь описывает жестокий мужской быт казачества, знаменитого воинства. Он не идеализирует грозные казацкие поселения и куренях, которые возникли для обороны перед общей бедой.

Тарас родственный со своими товарищами-казаками не по крови, а душой. Он любит обоих свои сыновей, гордится обоими, но требует от них жить по-казацки. «Добрый будет казак!» - говорит он о каждом из своих сыновей. Тарас надеется в боях воспитать сыновей, а не в семинарии. Чистое поле и добрый конь - вот воспитатели для его детей. «Видите вот эту саблю?» - спрашивает он у сыновей, - вот ваша мать!» Он считает воспитание в академиях за «невесть что» - все эти книжки, буквари и философию. Суровый и бескомпромиссный, Тарас ведет казаков на Польшу, чтобы отомстить за зло и поругание над верой и казацкой славой. Избранный кошевым атаманом, он объясняет свои суровые требования: не брать много одежды и пищи, а в бою приказывает брать только оружие, червонцы и серебро. Поведение Тараса в бою - это пример для всех казаков. Его ненависть к ляхам, которые прельстили Андрея, доходит до того, что он возвращается за колыбелью, которую потерял в битве: «Не хочу, чтобы колыбель досталась проклятым ляхам!»

Тарас страдает, но морально поддерживает своего сына Остапа во время его гибели. Он отказывается от сына-предателя Андрея, который полюбил прекрасную дочь польского воеводы и ради нее предал своих товарищей и веру. «Я тебя породил, я тебя и убью», - говорит Тарас и стреляет в младшего сына, которым недавно так гордился. Гоголь, в отличие от казака Бульбы, жалеет Андрея, проговаривая: «И гибнет казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видеть ему больше Запорожья, родительских хуторов своих, церкви Божьей! Украине не видеть, найхрабрейшего из своих детей, которые взялись защищать ее…»
Бульба гибнет. Его подвергли наказанию ляхи, сожгли на костре за то, что погуляв по Польше, сжег восемнадцать городков, около сорока костелов, грабил богатейшие земли и замки и в результате было потеряно много шляхты. Но старый казак не боится смерти. И его последние слова - к нам, читателям, к нашему сердцу: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы боялся казак? Подождите, придет время и вы узнаете, что такое православная русская вера!». Бескомпромиссный богатырь Бульба, всегда готов к новым победам, походам, делам, для защиты веры православной и казацкого общества. Он может стать образцом для тех, кто воспитывает в себе любовь к отчизне и мечтает о подвиге. Прислушайтесь, и вы услышите громовой голос Тараса: «Есть ли еще порох в пороховницах? Не затупились ли сабли? Не устала ли казацкая сила?…»

Гоголь изображает быт разнообразных слоев казаков, которые приходили в войско, когда их звали «приобретать казацкую славу». Не связанные друг с другом, казаки могли за восемь дней собрать такое войско, которое не мог собрать польский король через рекрутские наборы. После похода казаки снова становились теми, кем были, - рыбачили, варили пиво, торговали или работали на земле. «Не было работы, которой бы не знал казак», - утверждает Гоголь. Смастерить телеги, сделать порох, выполнить кузнечную или слесарную работу - все это было для казаков знакомыми делами. Умели казаки и отдыхать: гуляли, пили так, «как может один только русский».

По повести Гоголя можно изучать историю казацких имен, которых писатель приводит очень много: Шампиньон, Долото, Густой, Ремень, Бородавка, Шило, Метелица, Закрутигуба, Вертихвост, Кукубенко, Перекати-поле, Писаренко и прочие. Высочайшая хвала им из уст Бульбы звучит так: «Добрые были казаки!» По рассказу Гоголя, Сечь представляла собой бесконечный банкет, бал, который уже начался и никак не мог закончиться. Но банкет не был толпой пьяниц, в нем Гоголь находит что-то волшебное, такую волю и общительность, которых больше нигде не было. Все казаки молились в одной церкви за одну веру и готовы были защищать Сечь до последней капли крови. Первой честью для казака считалось защитить общество, поэтому помощь пленным казакам считалась обязательной.

Сечь состояла из шестидесяти куреней. Вся власть была сосредоточена у кошевого атамана, которого называли отцом. В его руках были деньги, одежда, продовольствие. Он руководил жизнью в куренях, даже потасовками с другими куренями. В Сечи - казацкой республике, жестоко наказывались измена, мошенничество, кража. Тех, кто провинился, привязывали к столбу и клали возле него дубинку, чтобы всякий, кто проходил мимо, мог подвергнуть наказанию нарушителя. Убийц ждало наистрашнейшее наказание: убийцу живьем закапывали в землю вместе с убитым. Все должности в Сечи были выборными. Выбрав нового атамана, казаки брали в руки землю, сыпали ее на голову новоизбранного в знак его незыблемой связи с родной землей и поколениями казаков.

О наилучших добродетелях казака рассказывает Гоголь, описывая смерть казака Кукубенко. «Ты бесчестного дела не сделал, человека в беде не бросил, защищал и сохранял мою церковь», - будто говорит Христос. Такие поступки и сегодня являются важнейшими для украинца.

В «Тарасе Бульбе» главной силой исторических событий выступает прежде всего народ, а не отдельные герои. Это для писателя было вопросом принципиальной важности. Гоголь на первый план выдвигает образ героического народа, поднимающегося на борьбу за свободу, равенство и независимость. Вот что было дорого писателю, вот источник появления людей высоких моральных качеств, воспитанных в духе товарищества и братства. Целая галерея сильных и смелых людей проходит перед читателем. Это и Шило, и Кукубенко, завещавший перед смертью: «Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы» , и бесстрашный Остап, и Степан Гуска, в последнюю минуту жизни обращающийся к товарищам с пламенными словами: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля» . Больше всего места в повести уделено Тарасу Бульбе, который безраздельно предан служению товариществу, Запорожской Сечи, отчизне. Его сила в том, что он воплощает стремления всего народа, что он идет на битву не во имя какого бы то ни было своекорыстия, а только для того, чтобы не пропала даром козацкая сила. Он не может даже допустить мысли, «чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы…» . Повесть Гоголя во многом связана с традициями романтизма. Но главные герои отнюдь не возвышаются над толпой, как это было принято в романтических произведениях. Тарас, Остап, запорожцы не выделяются в повести как личности. В этом-то и заключается их величие и сила. А. Гуковский справедливо заметил, что почти о каждом запорожце можно было бы рассказать то, что рассказывается в повести о подвигах Тараса, его, мужестве и героизме. тве и героизме. Об Остапе просто написано больше, чем о Кукубенко, например, - больше, но не иначе. Разница здесь количественная, а не качественная. Но особое место в образной системе повести занимает Андрий. Он выбивается из своей простой и естественной среды. На него сильнее воздействует иная среда - польское панство. Поддавшись этой среде, Андрий приобретает черты, резко отделяющие его от других запорожцев. Они поистине свободны во всем, а он стал рабом страсти, игрушкой изнеженной польской красавицы, ради которой он предает товарищей и родину. По традиции он-то и мог бы быть полноправным романтическим героем, который презирает «толпу» , нарушает нравственные законы своей среды, отвергает кровные узы родства. Ведь даже в свой смертный час он шепчет не имя отчизны или матери, а имя прекрасной полячки. Но Гоголь последовательно ведет Андрия к гибели - не просто физической, а нравственной, и гибель его - не укор среде, как бывало, например, в ранних поэмах Лермонтова, а закономерное следствие предательства самого Андрия. Эмоционально-приподнятое повествование в «Тарасе Бульбе» ведется с использованием особенностей интонации и образов украинского фольклора. Духом народного словесно-художественного творчества проникнуты авторские отступления, лирические обращения к героям, оценка событий и характеров. Авторское начало в повести сливается с мироощущением самих запорожцев, с их переживаниями, их ценностными ориентирами. Эпическому характеру повествования соответствует стилистика «Тараса Бульбы» - широкие, развернутые поэтические сравнения, придающие рассказу о событиях и героях эмоциональность и патетическую приподнятость.

Интегрированный урок русской литературы и истории в 7Б классе.

Тема: Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цели: 1. Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»; дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя.

2. Помочь ученикам выявить основную идею повести Гоголя; её патриотический пафос; совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи, выразительного чтения, навыки выборочного пересказа.

3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:


  • тексты повести Гоголя «Тарас Бульба»;

  • иллюстрации учащихся к прочитанной повести;

  • методические рекомендации к уроку;

  • карта «Российское государство в 17 – начале 18 века;

  • иллюстрации «Запорожские казаки», «Богдан Хмельницкий»; репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; плакаты с датами;

  • слова для словарной работы.

План-конспект урока


  1. Приветствие.
- Добрый день, ребята! Сегодня на уроке литературы мы продолжим изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о героизме, самоотверженности, о верности боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (запись в тетрадях)

Вы прочитали повесть, но это лишь начало знакомства с произведением и его знаменитым героем. Гоголь писал об эпохе, которую отделяло от него несколько веков. Почему писатель обратился к столь давним временам? Действительно ли происходили события, описанные Гоголем? Кто такие запорожские казаки? Давайте обратимся сначала к древней истории нашей страны.


  1. Историческая справка.
1). Выступление учителя истории Нурмихаметовой И. И.

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьёзного увлечения Н. В. Гоголя историей. Он использовал в своей повести реальные исторические события. Обратимся к древней истории нашей страны.

Монгольское нашествие в середине 13 века, о котором мы говорили в прошлом году, привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году в результате Люблинской унии (союза) Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

С тех пор положение восточнославянского населения на этих землях сильно изменилось. Государственным языком Речи Посполитой был польский, религией – католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Со временем польские дворяне (шляхтичи) обзавелись на Украине земельными владениями, а украинские крестьяне стали их крепостными.

В 1596 году в городе Брест-Литовском была заключена уния православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть папы римского. Однако значительная часть украинского населения не признала унию, начались преследования. Таким образом, украинцы находились и под крепостным, и под религиозным, и под национальным гнётом. Всё это приводило к частым восстаниям, главной силой которых были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь возникло вольное казачье братство. В Сечи жилось вольготно. Запорожские казаки занимались охотой, рыбной ловлей, а больше всего любили отправляться военными походами на соседей – крымцев, турок, а то и поляков. Казаки сами выбирали и сами снимали своих начальников – кошевых и куренных атаманов. По сути, эта вольница была казачьей республикой. Казаки не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали походы, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Запорожцы и возглавили дело борьбы украинцев с Речью Посполитой.

В 1648 году гетман украинского казачества Богдан Михайлович Хмельницкий поднял казаков на восстание, они выступили из Запорожской Сечи, в первых же сражениях разгромили польскую армию гетмана Потоцкого. Понимая, что казакам одним не справиться, Хмельницкий обратился за помощью к России. В 1654 году Переяславская Рада (Совет) провозгласила переход Украины в подданство русского царя и принесла ему присягу на верность. Произошло воссоединение Украины с Россией.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – это не фантазия автора, потому что в то время украинцы называли себя «русскими», также называли свой язык и веру. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянских народов.

В наши дни отношения между государствами испортились, украинцы забыли свою многовековую дружбу с русскими и переориентировали внешнюю политику.

2). Вывод:

Почему же Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события?

- (Он хотел показать истинных героев той исторической эпохи, бесстрашных защитников своей родины и своей веры. Но приукрашивать их он не стал и не скрыл их зачастую свирепые дела).


  1. Работа по тексту повести.
1). Рассказ о Тарасе Бульбе по первой главе.

Какие же они, гоголевские герои? Постараемся разобраться в этом. Вы должны были подготовить выборочный пересказ о Тарасе Бульбе по 1 главе (выступают 2 ученика)

2). Беседа по вопросам.

Первая глава заканчивается тем, что Бульба вместе с сыновьями отправляется в Запорожскую Сечь. Расскажите о том, каковы обычаи и законы Сечи, характер запорожцев? Что такое запорожская вольница?

- (Сечь состояла из 60 с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а ещё больше походили на школу и бурсу детей, живущих на всём готовом. Никто ничем не заводился и не держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки.

В Сечи были свои законы: 1) воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение; 2) в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина; 3) в Сечи жестоко наказывали за воровство, долги и за убийство (с.246).

Какие черты в запорожцах привлекают и отталкивают?

- (полож.: патриотизм, мужество, храбрость, отважность, любовь к Родине, преданность товарищам, единство казаков, их вера, широта натуры;

отрицат.: страшная жестокость, излишнее пьянство, неуважительное отношение к женщине, предательство Андрия, безудержность натуры)

В чём смысл подробного описания общественного устройства Сечи?

- (Гоголь стремится показать всё, что связано с Сечью. Он подробно говорит об устройстве Сечи, о занятиях казаков, знакомит нас с обычаями и законами. Казаки Запорожской Сечи предстают как единое целое. Но Гоголь не идеализирует казаков и не скрывает их зачастую свирепые дела.)

- (с. 262, 258, 243, 242, 229)

3). Анализ эпизода «Слово Бульбы о товариществе».


  1. Словарная работа: сирые – осиротевшие;
гнушаться – пренебрегать,

Стесняться;

мышиная натура – подлая, мелкая.


  1. Выразительное чтение эпизода учащимися.

  2. Беседа по вопросам.

Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек»?

- (Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека.)

Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?

- (Во-первых, он хотел избавить товарищей от уныния, а во-вторых, хотел, чтобы они достойно встретили мученическую смерть. Недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души: «Пусть же знают они всё, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»)

Каково влияние речи Тараса на запорожцев?

- (Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление: в них заговорило всё лучшее, «что бывает на сердце у человека». Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу запорожцы подтвердили слова, которые произнёс Тарас о товариществе.)

Каковы последние слова погибающих казаков?

- (Мосий Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!»

Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!»

Бовдюг: «Не жаль расставаться со светом. Дай Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

Балабан: «Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!»)

Почему так схожи последние слова казаков?

- (Их предсмертные слова похожи, потому что запорожцы составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. Поэтому в их предсмертных речах о себе нет ни слова. В этом казаки схожи с героями русского эпоса.)

Что общего между Тарасом Бульбой и героями русских былин?

- (……..)

Так же, как любому былинному герою, и Тарасу Бульбе хотелось бы посвятить былину. И наши некоторые ученики постарались это сделать.


  1. Чтение учащимися былин собственного сочинения. (читают 2 человека)

  1. Подведение итогов урока.
- Почему же Н. В. Гоголь обратился к историческому прошлому своей Родины?

- (Н. В. Гоголь был патриотом своей Родины, он описывает столь давние исторические события с целью показать героизм, мужество, верность товариществу и подвигам своего народа.

Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев – сильных, мужественных, самоотверженных, воинственных людей, презирающих тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство – то, за что Гоголь любит своих героев.)


  1. Выставление оценок. Задания на дом.
1). 1 ряд – Подготовить рассказ о жизни и гибели Тараса Бульбы по плану «Характеристика героя литературного произведения».

2 ряд – Подготовить рассказ о подвиге и гибели Остапа.

3 ряд – Подготовить рассказ о предательстве Андрия.

2). Подготовить выразительное чтение эпизодов повести: описание степи, пляска запорожцев, пир запорожцев, финал повести.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!