Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне

    Вводная лекция - знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой будущей работы специалиста. Рассказ об общей методике работы над курсом, требования к экзамену. Обзор литературы.

    Обзорно -повторительная лекция - читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

    Обзорная лекция – Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также трудные вопросы экзаменационных билетов.

    Классическая лекция - читается в высоком темпе (с листа). Студенты записывают основное (что успеют). Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей). Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то, что успели записать.

    Лекция -объяснение – Это лекция информационного типа, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагаетчтение лекции в умеренном темпе, за диктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций, структуры, факторов, особенностей и др..), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы студентов по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями.

    Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

    Интерактивная лекция – предполагает постоянный диалог со студентами, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях студенты очень хорошо запоминают материал.

    Лекция – дискуссия – это комбинированный вариант проблемной и интерактивой лекций. Предполагает активное включение студентов в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит студентов к верному выводу.

    Лекция -визуализация – возникла как результат поиска реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованиемной техники, ТСО (компьютер, видео- или кинопроекторов, графопроектора, эпидиоскопа, диапроектора и др.

Основным видом лекции-визуализации является кино-лекция.

Варианты ее проведения различны : А) теория, а потом демонстрация визуальных средств; Б) Кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация или постановка проблемных вопросов; В)Чередование теории и демонстрации; Г)Демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаем лекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у студентов ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Визуальные материалы на лекции-визуализации должны :

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

Усвоение новой информации;

Создание и разрешение проблемных ситуаций;

Подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть :

натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.), символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы), изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны : определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

Важно, чтобы:

Диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

Втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции :

    актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);

    создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;

    наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;

    вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

У преподавателей должна быть психологическая совместимость;

Развитые коммуникативные умения и толерантность;

Они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

11. Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

    в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;

    в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

    в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

12. Интроспективная лекция – вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

Слайд 51

Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей.

Слайд 52

В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Слайд 53

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования.

Слайд 54

Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории.

Каковы средства, помогающие конспектированию? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией,

Слайд 55

Повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Слайд 56

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB - "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции.

Тест 7

Структура лекции не зависит от содержания и характера излагаемого материала?

Слайд 57

способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Слайд 58

При посещении и обсуждении лекции преподавателя коллегами возникает необходимость оценить ее качество.

Можно назвать узловые критерии оценки качества. Это содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Слайд 59

Раскроем смысл каждого из них.

Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения.

Слайд 60

Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков.

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания - риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.

Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

Слайд 61

РАЗВИТИЕ ЛЕКЦИОННОЙ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 62

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция - пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элементы традиционной формы на части занятия (полпары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Попытаемся кратко охарактеризовать новые варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств Обучаемых.

Слайд 63

Проблемная лекция.

Слайд 64

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию,

на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Слайд 65

Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание.

Обзорная лекция

по ЛИТУРГИКЕ для 3 курса

Московской Духовной Семинарии.

Введение.

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Своё название эта наука получила от слова "литургия", что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово "литургия" употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т. е. всего богослужения или отдельных его видов.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.

В настоящем курсе литургики изучается богослужение годового круга (двунадесятые праздники, службы Постной и Цветной Триоди).

Общие понятия о двунадесятых праздниках.

Церковные годовые службы, т. е. совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям. Они подразделяются на праздничные и великопостные. Двенадцать из великих праздников, обозначающихся в богослужебных книгах знаком красного креста в круге , установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресвятой Богородицы. Одни из них называются Господскими, а другие Богородичными двунадесятыми праздниками. Они подразделяются на переходящие и непереходящие. Служба первым совершается в строго определённый день года, а служба другим устанавливается в зависимости от даты Пасхи. Все Богородичные двунадесятые праздники относятся к непереходящим (Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне, Успение). К числу Господских непереходящих праздников относятся праздник Рождества Христова, Богоявления, Преображения Господня и Воздвижения Креста Господня.

Двунадесятыми подвижными праздниками являются господские праздники: Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. Праздник Пасхи, как "праздников праздник", имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых.

Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящаются исключительно празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения (чтениях, молитвословиях, песнопениях).

Праздники в честь Пресвятой Богородицы.

Христиане с первых времён обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Её праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках:

1. Рождество Пресвятой Богородицы.

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы.

4. Успение Пресвятой Богородицы.

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (напр., в творениях блаж. Иеронима, Епифания Кипрского и др.). Указание на праздник имеется уже в IV веке.

Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 48 под 8 сентября. Если праздник приходится на день седмичный, то служба совершается только празднику. Если же праздник прилучится в день воскресный, то служба праздника будет совершаться вместе со службой воскресного дня (см. Типикон, гл. 48, 8 сентября, "1-ая Марковая глава") 1 . Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. В отдание вся служба совершается только празднику. Богослужебные особенности находятся в Типиконе, гл. 48, под 12 сентября. Здесь же в "Марковой главе" находятся богослужебные особенности отдания в воскресный день.

О празднуемом событии известно из древнего церковного предания, которое отражено в церковных песнопениях. О введении Пресвятой Девы во храм по достижению Ею трёхлетнего возраста упоминают в частности, антиохийский еп. Еводий (I в.), блаж. Иероним (IV в.), св. Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил широкое распространение уже в VIII - IX вв.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 21 ноября, и во многом схожи с богослужебными особенностями праздника Рождества Пресвятой Богородицы, за исключением Отдания.

Праздник имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства.

Праздник посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (1, 26-38). У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, начало Искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII в. ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.

О праздновании его известно уже в III в. Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 25 марта. Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).

Имеет 1 день предпразднства и 1 день попразднства или отдание праздника.

Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием, иногда великой вечерней, а иногда - утреней.

Часы бывают в праздник или вседневные, или великопостные, или Великие, или Пасхальные.

Литургия всегда совершается в праздник или св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого.

Праздник Сретения известен на Востоке с IV века, а на Западе - с V века. В 543 г. при имп. Юстиниане установлено праздновать его с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. Празднование отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля есть сороковой день от Рождества Христова (25 декабря).

По своим богослужебным особенностям (см. Типикон, гл. 48, 2 февраля) причислен к двунадесятым, но не Господским, а к Богородичным праздникам. Кроме совпадения с воскресным днём, праздник может иметь ещё свои особенности в зависимости от совпадения с днями приготовительных недель Великого поста (2 февраля "1-6 я Марковые главы"). Предпразднство 1 день, попразднство 7 дней и меньше, в зависимости от близости к Великому посту.

О празднике упоминается в творениях блаж. Иеронима, Августина и свт. Григория, еп. Турского. В IV в. повсеместно праздновался в Византии. При имп. Маврикии, одержавшем 15 августа победу над персами, день Успения Богоматери сделался праздником общецерковным.

Особенности богослужения праздника находятся в Типиконе, гл. 48, под 15 августа. К достойному празднованию верующие подготавливаются двухнедельным постом, именующимся Успенским, установленным из подражания Божией Матери, которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве.

В некоторых местах в виде особого чествования праздника Успения совершается служба погребения Богоматери, особо торжественно совершающаяся в Иерусалиме, в Гефсимании.

Праздник Успения Божией Матери имеет один день предпразднства и восемь дней попразднства.

Господские праздники.

Установлен в первые века христианства и праздновался в один день с праздником Крещения Господня (6 января). На 25 декабря был перенесён в Римской Церкви при папе Юлии (первая полов. IV в.), в противовес языческому культу солнца. Из Рима обычай праздновать Рождество Христово отдельно от Крещения распространился в Константинополь (377 г.) и в др. Церкви.

Считая Рождество Христово второй Пасхой, церковный Устав назначает перед праздником сорокадневный пост, называемый "Малой Четыредесятницей" (Типикон, гл. 48, 14 ноября). Праздник имеет пять дней предпразднства (20 - 24 декабря) и шесть дней попразднства. Канун праздника, 24 декабря, называется ещё навечерием праздника.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) называются святками, святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

Начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нём упоминается в "Постановлениях Апостольских" (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II в. на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III в. свои беседы на Богоявление составляли сщмч. Ипполит Римский, и св. Григорий Неокесарийский. Свв. Отцы IV в.: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в праздник Богоявления.

Праздник первоначально праздновался с Рождеством Христовым. Имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением.

Богослужебные особенности праздника во многом схожи с особенностями праздника Рождества Христова (см. Типикон, гл. 48, 6 января). В навечерие и в самой день праздника Крещения Господня совершается великое освящение воды (см. Требник).

О празднике известно, что существовал он уже в IV веке, о чём свидетельствуют поучения св. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста. Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства.

Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48, под 6 августа. К особенностям праздника относится то, что в этот день совершается освящение плодов (см. Требник).

Праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV в. равноапостольной царицей Еленой. В VII в. к этому основному воспоминанию присоединилось другое - о возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.

Праздник имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Особенности богослужения находятся в Типиконе, гл. 48, под 14 сентября. Суббота и неделя предшествующие празднику, называются субботой и неделей пред Воздвижением, а суббота и неделя следущие за праздником - субботой и неделей по Воздвижении. "Отступка" и "приступка" (см. Типикон, гл. 48, 7 января; богослужебное Евангелие).

Богослужение великопостное (период пения Постной Триоди ).

Пост св. Четыредесятницы называется Великим по особой важности его значения. Древние христианские писатели свидетельствовали единогласно, что пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх. 34 гл.), Илии (3 Цар. 19 гл.), а главным образом - посту, совершенным Господом Иисусом Христом в Иудейской пустыне (Мф. 4, 2). О том, что пост есть установление апостольское свидетельствует 69 правило Апостолов. Кроме того, на апостольское установление поста и соблюдение его всей первенствующей Церковью указывают отцы Церкви I - IV веков: св. Игнатий Богоносец (I в.), Виктор еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский, Ориген (III в.), блаж. Иероним, Кирилл Александрийский (IV в.) и многие другие.

С глубокой древности был определён и самый образ соблюдения поста св. Четыредесятницы (см. Типикон, гл. 32). Службы Великого поста, а также подготовительных к нему недель (начиная с недели о мытаре и фарисее и кончая Великой Субботой) помещены в Триоди Постной.

Уставные особенности служб подготовительных недель к Великому посту, самого Великого поста и Страстной седмицы находятся в Типиконе, гл. 49.

В дни св. Четыредесятницы совершаются следующие основные виды служб: 1. Великое повечерие; 2. Утреня; 3. Часы с чином Изобразительных; 4. Вечерня; 5. Литургия Преждеосвященных Даров, а также Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого. Последование служб (1 - 4) изложено в Часослове, Божественной Литургии (5) в служебнике.

Под именем Литургии Преждеосвященных Даров разумеется литургия, на которой верующим предлагаются Св. Дары, освящённые прежде на предшествующей полной литургии и сохраняющиеся на св. Престоле в дарохранительнице. Начало этой литургии восходит к первым векам христианства, о чём свидетельствуют св. Симеон Солунский, патр. Константинопольский Михаил Керулларий. О причащении Преждеосвященными Дарами в своё время свидетельствовали св. Иустин Мученик, свт. Киприан Карфагенский, св. Григорий Богослов, св. Василий Великий.

Как имеющая апостольскую основу и являющаяся творением апостольской Церкви, Литургия Преждеосвященных Даров не надписывалась чьим-нибудь именем.

Что касается присвоения авторства св. Григорию Двоеслову (+ 604), то оно относится к позднейшему времени и возникло на почве глубокого почитания, с каким Православный Восток относится к имени этого св. мужа, восстановившего в Римской Церкви некоторые из древних обрядов, забытые там и сохранившиеся лишь на Востоке, в том числе и Литургию Преждеосвященных Даров.

У нас в Росси, когда господствовал Студийский Устав (XI - XIII вв.), Литургия Преждеосвященных Даров совершалась во все седмичные дни Великого поста (кроме субботы и воскресения). Но со времени введения Иерусалимского Устава (XIV - XV вв) и до нашего времени эта литургия совершается только по средам и пятницам Великого поста и в дни некоторых праздников.

Состав и порядок богослужения в первую - пятую недели Великого поста совершенно сходны с составом и порядком богослужения в приготовительные к этому посту недели (см. Типикон, гл. 49).

В Первую неделю Великого поста св. Церковью воспоминается победа правой веры над ересями, поэтому этот воскресный день называется "неделей Православия".

Вторую неделю Великого поста св. Церковь называет неделей "светотворных постов". Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению с особенной силой раскрывается в воспоминании в эту неделю свт. Григория Паламы.

В службе Третьей недели Великого поста св. Церковь прославляет Крест Господень, износя его на середину храма для поклонения, отчего и самая неделя называется Крестопоклонной.

В богослужении Четвертой недели св. Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника.

В Пятую неделю св. Церковь воспоминает и прославляет подвиги св. Марии Египетской, которая по средствам покаяния, поста и молитвы взошла из глубины падения на высоту добродетелей, "всем наставница явися согрешающим".

В Шестую неделю Великого поста - св. Церковь воспоминает Вход Господень во Иерусалим . Богослужебные особенности этого великого двунадесятого праздника находятся в Типиконе, в гл. 49. Общий порядок богослужения такой же, какой имеют и другие господские двунадесятые праздники, за исключением той особенности, что после чтений Евангелия на утрени, при чтении 50-го псалма, совершается троекратное каждение ваий (верб), читается молитва и окропление св. водой.

В богослужении Страстной седмицы удерживается ещё больший покаянный характер. Каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и Литургии.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великий Четверг и в Великую Субботу - Литургия св. Василия Великого, а в Великую Пятницу, по причине глубокого сокрушения и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а также потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте - литургия не совершается. Уставные особенности богослужения Страстной седмицы находятся в 49 гл. Типикона.

Со дня св. Пасхи начинается пение Триоди Цветной - книги, по своему построению подобной Триоди Постной. Содержание Цветной Триоди в основном посвящено: Воскресению, Вознесению Господню и сошествию Св. Духа на апостолов. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь, свв. Феодору и Иосифу Студитам.

Первый Вселенский Собор (325 г.) своим определением постановил праздновать Пасху повсеместно в первое воскресение после весеннего полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской. Особенности Пасхального богослужения, с первого дня св. Пасхи и до отдания её, находятся в Типиконе, гл. 50.

В сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа совершается праздник Вознесения Господня , в воспоминание события, описанного в Евангелии от Луки (24, 50-52), Марка (16, 12-19) и в книге Деяний свв. Апостолов (1, 1-12). Этот праздник всегда приходится на четверг 6-ой седмицы по Пасхе. Совершать этот праздник предписывают уже Апостольские Постановления (кн. 5, гл. 18). Свт. Иоанн Златоуст свидетельствует о важности и значимости праздника, а блаж. Августин усвояет ему апостольское установление.

Особенности богослужения находятся в Типиконе в гл. 50. Имеет праздник один день предпразднства и восемь дней попразднства. В ближайшее после праздника воскресенье Св. Церковь совершает память 318 отцев Первого Вселенского Собора , который был созван против Ария и начался в дни Пятидесятницы. Собор проповедал Сына Божия единосущна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. Собор также вынес постановление относительно празднования дня Св. Пасхи.

В 50-ый день после праздника Воскресения Христова совершается другой великий праздник - праздник Пятидесятницы , когда прославляется сошествие Св. Духа на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2, 1-4). За день до праздника, св. Церковь совершает вселенское поминовение усопших (Троицкая родительская суббота) (см. Типикон, гл. 50, гл. 49).

Праздник св. Пятидесятницы установлен апостолами, о чём говорится в Апостольских Постановлениях (Кн. 5, гл. 20). В IV в. были составлены св. Василием Великим особые молитвы, читаемые до сих пор на вечерне. Праздник не имеет предпразднства, попразднство же длится шесть дней. Особенности богослужения - см. Типикон, гл. 50.

Неделей Всех Святых оканчивается Цветная Триодь и начинается пение Октоиха.

Постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви в 1918 году восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресение Петрова поста, т. е. после недели Всех Святых. О последнем, т. е. о посте в честь первоверховных апостолов Петра и Павла упоминается в Апостольских Постановлениях. Продолжительность его колеблется в зависимости от праздника Пасхи от восьми дней до шести недель.

1. Иоанн (Маслов), архим. Конспект по Литургике для 3-го класса. Загорск, 1984.

2. Настольная книга священнослужителя. Т. IV, 1983.

3. Булгаков С. В., Настольная книга священнослужителей. Т. I-II, М., 1993.

4. Скабалланович М., проф. Толковый Типикон. М., 1995.

5. Скабалланович М., проф. Христианские праздники. Кн. 1-6, Киев, 1915.

6. Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М.,1902.

лекций по данной тематике для ... курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, в 1950 г. окончил 4 курса Московской Духовной ...

1 . Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция - это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

6. Бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 мин.

9. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы-дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров:

Семинар – беседа – проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким выступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятию студентов по вопросам плана семинара, позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы.

Семинар – заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между учащимися и подготовку ими докладов и рефератов.

Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.

Смешанная форма семинара – это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, а также дискуссионных обсуждений.

Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. С помощью экскурсии можно установить непосредственную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках;

текущие, проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные – для повторения изученного ранее материала, систематизации знаний.

Учебная конференция – еще одна организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, однако помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. На консультациях излагаются требования, предъявляемые студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе.

Лекция, как и любой вид изложения материала, имеет несколько разновидностей

  1. Вводная – информирует о предмете и создает первоначальную ориентацию о принципах работы по учебному курсу. Задача лектора заключается в ознакомлении студентов с задачами предмета, значением и занимаемом положении среди дисциплин. Кратко излагается обзор курса, достижения в этой сфере, перспективные направления развития и называются имена ученых, которые сделали открытия в данном направлении. Эта лекция повествует об особенностях работы по заданному курсу, необходимой литературы для использования при подготовке к зачету или экзамену.
  2. Информативная – предполагает изложение материала студентам, которая необходима для конспектирования и запоминания. Классический вариант лекций, применяемый в высшей школе.
  3. Обзорная – предполагает системный подход в предоставлении информации без детализации данных. Основу теоретической базы составляет концептуальная составляющая курса или основных его разделов.
  4. Проблемная – новые знания студентами получаются через проблемную сторону вопроса или ситуацию. При этом возможен диалог между лектором и студентами, что позволяет вести лекции с применением исследовательской деятельности. Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений на этот счет и последующего анализа современных точек зрения.
  5. Визуализация данных – одна из форм подачи материала, когда используются визуальные формы восприятия с использованием аудио техники или видеовоспроизведения материала. Лекция сводится к комментированию материалов, которые воспроизводятся на экране.
  6. Бинарная – одна из форм лекции, смысл которой заключается в диалоге двух преподавателей, либо преподавателя и студента, ученого и практика.
  7. С допущением ошибок – вид лекций, который рассчитан на внимательность студентов и их стимулирование с целью постоянного контроля над получаемой информацией. Ошибка может быть как методологической, содержательной, методической. В конце лекции осуществляется анализ и разбор допущенных ошибок.
  8. Конференция – предполагает собой проведение научно-практического занятия, где заранее известна проблема, к которой студенты подготавливают доклады к выступлению на 10 минут. Каждый доклад должен содержать последовательный и логичный текст, выполненный в рамках программы, предложенной преподавателем. С помощью использования нескольких докладов на одну заданную тему, возможно, более подробно изучить материал. В конце лекции подводятся итоги, и преподаватель дополняет материал недостающей информацией, либо делает замечания, формулирует основные результаты.
  9. Консультация – может быть представлена в нескольких вариантах. Первый предполагает диалог в виде «вопрос-ответ». При этом отвечает на вопросы студентов лектор по всему курсу, либо по выбранной теме или разделу. Второй вариант заключается в схему «вопрос-ответ-дискуссия» и сочетает в себе изложение нового материала, постановку вопросов и поиск ответов на интересующие вопросы.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!