Оценка научных достижений. Оценка результатов научных исследований

Разрешительные документы, к которым относится разрешение на приобретение гражданского оружия, а также лицензия на его хранение и ношение необходимо получать в отделе лицензирования, предварительно собрав пакет документов, пройдя медосмотр и закончив специальные курсы.

Аннулирование разрешения на оружие – это процедура, практически всегда происходящая не по инициативе владельца. Интернет просторы переполнены форумами, на которых граждане пытаются найти справедливость, так как, по их мнению, лишены они были безосновательно.

Повод для лишения лицензии

Аннулирование лицензии на оружие находится в компетенции органа исполнительной власти, который эту лицензию выдавал. Вопросы разрешительной работы возложены на региональное Управление Росгвардии, под ведомством которого были образованы отделы лицензионно-разрешительной работы.

Регламент статьи 26 ФЗ «Об оружии» устанавливает порядок аннулирования и указывает все возможные причины и основания. Параллельно с этим документом необходимо рассматривать КоАП от 30.12.2001 г., Правительственное постановление от 21.07.1998 года, а также приказ МВД №646, который также является регламентом.

  • Аннулировать лицензию могут при изъявлении добровольного желания владельца оружия. Примером может служить ситуация, когда гражданин на определенный срок решил прекратить охотничью деятельность. Чтобы не платить взносы он подает заявление об аннулировании.
  • Автоматически лицензия аннулируется после смерти владельца оружия.
  • Разрешительные документы могут быть оформлены на юридическое лицо. При ликвидации юрлица аннулируется и разрешение.
  • Сотрудники ОЛРР могут лишить лицензии на оружие по судебному решению.
  • Также процедуре аннулирования способствуют прочие обстоятельства, которые являлись объективной причиной отказа в выдаче этого разрешения.
  • Последнее основание – аннулирование охотбилета.


Теперь рассмотрим возможные нюансы, возникающие по каждому основанию. Именно эти нюансы становятся причиной бесконечных споров, ведь лишение лицензии чревато тем, что гражданину запрещено не только хранить, но и покупать оружие.

Добровольное аннулирование

С первого взгляда данная ситуация покажется нереальной. Действительно, кто захочет по собственному желанию расстаться с лицензией, когда для ее получения были предприняты невероятные усилия, затрачено время и средства. Одну из ситуаций мы уже привели, но существует еще ряд случаев такого порядка ликвидации разрешительного документа.

  • Поломка и повреждение оружия, при условии, что оно не подлежит ремонту и восстановлению.
  • Решение о полном прекращении владения оружия, то есть, гражданин решил сдать оружие совсем.
  • Отчуждение оружия. Некоторые наказания предусматривают изъятие оружия, но не ликвидацию лицензии.

Зачастую случается так, что люди обращаются с заявлением в отдел на аннулирование лицензии по той причине, что охотничье ружье устарело или сломалось, а приобретать новое не планируется. Само оружие должно быть сдано на утилизацию. Ситуация с оружием случается много, в том числе и нестандартных.


Если гражданину не хочется утилизировать ружье и продать он его по каким-либо причинам не смог, то лицензия аннулируется, а оружие передается в отдел. Передача оружия в ОЛРР подтверждается документально, и этот документ выдается бывшему владельцу на руки.

Необходимо учесть, что продать или передать оружие другому лицу настоящий владелец имеет права только с разрешения ОЛРР. Отчужденное оружие может быть продано, но для этого продавец и покупатель должны посетить отдел. Оружие поступает на экспертизу, где устанавливается его соответствие основным техническим характеристикам.

Дарение или продажу будет осуществлять владелец, сотрудников отдела это не беспокоит. В их задачу входит документальное сопровождение сделки. Через определенное время новый владелец заберет оружие вместе с соответствующими разрешительными документами.

На момент совершения сделки продавец должен обладать еще действующей лицензией, а у покупателя должно быть разрешение на приобретение. В противном случае их действия будут расцениваться, как преступление, за что нарушителей могут лишить имеющихся документов, а оружие конфисковать.

По причине смерти

Вооружение, в том числе и боеприпасы к оружию, наследуются вместе с прочими ценностями и объектами недвижимого имущества на общих основаниях. Сразу после смерти гражданина принадлежавшие ему патроны и оружие подлежат изъятию силами сотрудников ОЛРР. Изъятое оружие хранится в отделе, пока наследники не оформят документально права наследования.


Срок хранения составляет один год. Чтобы вернуть оружие, новый владелец должен предъявить документ, подтверждающий право на наследование, а также лицензию на приобретение. За ним закрепляется право продажи оружия.

По причине ликвидации юрлица

На практике владельцами оружия служат не только физические лица, но и целые компании. В случае ликвидации компании, как юридического лица, лицензия аннулируется, а все вооружение поступает на временное хранение в отдел ЛРО.

Передача оружия происходит строго по протоколу, в котором указывается дата. Процедура передачи оружия в отдел в точности такая же, как и процедура передачи физическим лицом.

В связи с принятием судебного решения

Правонарушения, которые допускают граждане в отношении оборота оружия, является веским поводом для ликвидации лицензии. Необходимо подчеркнуть, что по статистике данное основание наиболее часто встречается в судебной практике. Глава 20 КоАП посвящена вопросам, когда именно могут отбирать разрешение с конфискацией или без конфискации самого оружия.


  • Для оформления разрешительных документов регламентированы основные сроки. Если гражданин в эти сроки не укладывается, то суд, мотивируя его деятельность статьей 20.8. По этой статье, помимо штрафа, предусмотрено лишение лицензии на оружие за административное правонарушение, связанное с несоблюдением сроков регистрации.
  • Статья 20.9 кодекса предусматривает подобное наказание в случае, если владелец гражданского или даже служебного оружия устанавливает дополнительно глушитель или прибор ночного видения.
  • Самодельное пневматическое оружие и его продажа также считается нарушением закона с вытекающими последствиями. Об этом говорится в статье 20.10.
  • После приобретения оружия владелец обязан явиться в отдел максимум через две недели. Просрочка чревата аннулированием разрешения. Наказание определено пунктом 20.11.
  • К транспортировке оружия применимы установленные требования. Несоблюдение этих требований рассматривается, как административное нарушение по статье 20.12.
  • За нарушение правил охоты, связанные со стрельбой в неустановленном месте, суд может не только отобрать РОХА, но и саму лицензию на хранение оружие. Хотя в некоторых случаях само изъятие охотничьего билета уже автоматически ведет к аннулированию разрешительных документов.

Несмотря на то, что законом определено аннулирование тем органом исполнительной власти, которое производило выдачу документа, в большинстве случаев именно судебное решение считается основанием. Но непосредственно изымает оружие и ликвидирует лицензию именно ОЛРР.

Прочие обстоятельства

Для рассмотрения этого вопроса необходимо обратиться к требованиям, которые предъявляются гражданину при подаче заявления на получение лицензии. Если уже лицензия была выдана, то одна из причин отказа в выдаче является прямым основанием для ликвидации ранее выданного документа.

Напомним, что это может быть несоответствие медицинским показателям, наличие судимости, наличие административных наказаний за нарушение общественного порядка. Но остановимся на этих причинах подробнее.

  • Нарушение общественного порядка влечет за собой наложение административного взыскания. Если такое в течение года повторится, то гражданина лишат лицензии. Следует заметить, что не каждое правонарушение подходит к этому пункту. К примеру, нарушение правил ПДД тоже приводит к административной ответственности, но это нарушение не может квалифицироваться, как посягательство на спокойствие граждан. Если же владелец оружия по пьянке начинает демонстрировать пистолет, да еще и в людном месте, а также устроил стрельбу, то при повторном подобном деянии суд, помимо основного штрафа, вынесет решение об аннулировании лицензии.
  • Правонарушения в области применения или распространения наркотиков влекут за собой даже уголовную ответственность. Достаточно одного такого нарушения для лишения документов на оружие.
  • Возникшие проблемы с психикой не позволят гражданину получить соответствующую справку при прохождении медосмотра. К сожалению, выявляется это только при оформлении документов на пролонгацию разрешения.
  • Продолжая тему здоровья, необходимо отметить еще некоторые заболевания, способствующие дальнейшему изъятия лицензии, это, прежде всего, болезни органов зрения, травма конечностей, повреждение кистей рук.
  • Лишение свободы или осуждение за убийство автоматически ведет к аннулированию разрешения на оружие.
  • Последний пункт, который мы рассмотрим, является наиболее спорным. По закону гражданин при оформлении лицензии обязан предоставить паспорт и показать регистрацию. Это значит, что владелец оружия должен иметь при себе главный документ, а также быть прописан на ПМЖ. Не только снятие с регистрации становится причиной аннулирования лицензии, но и порча личного документа.


Решение суда – это еще не само аннулирование. Это решение должно поступить в отдел ЛРР и юридически быть оформленным. На официальном бланке гражданину высылается письменное уведомление с указанием причин аннулирования.

У гражданина есть шанс отменить такое решение в вышестоящем суде. Для этого он должен подать соответствующую петицию. Причем 10 дней отсчитываются не с момента получения уведомления из ОЛРР, а с момента принятия судом решения.

Травматические пистолеты сдают в утиль. Отказываться от лицензий на ношение стволов людей заставляют поправки в Федеральный закон «Об оружии». В полиции приводят статистику: за последний год более полутора тысяч жителей Иркутской области предпочли избавиться от огнестрельного оружия ограниченного поражения. Причина кроется в нежелании проходить дополнительные проверки и медкомиссии, а также сдавать практические экзамены, ставшие обязательными в августе прошлого года для тех, кто впервые обращается за получением лицензии.

Ещё несколько лет назад количество обладателей травматических пистолетов в Иркутской области постоянно росло. По состоянию на июнь 2011 года, в регионе насчитывались 17021 владелец огнестрельного оружия ограниченного поражения (ОООП). В июне 2012 года их было больше уже на 886 человек. Однако ещё через год количество обладателей «травматики» сократилось более чем на полторы тысячи. По данным Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД по Иркутской области, к июню нынешнего года зарегистрировано 16286 владельцев травматических пистолетов. Резкий спад в полиции связывают с ужесточением требований к получению или продлению лицензии на покупку оружия.

С августа прошлого года для желающих приобрести травматический пистолет стало обязательным практическое обучение обращению с оружием. «Некоторые люди просто боятся сбора лишних справок и отказываются от идеи получения лицензии, хотя обучение не слишком длительное и сложное. Кроме того, на данный момент пройти обязательный курс можно только в двух негосударственных образовательных учреждениях, расположенных в Иркутске, что неудобно для жителей области», – говорят в Центре лицензионно-разрешительной работы. Многие владельцы лицензии с истекающим сроком, узнав, что для продления права на ношение оружия им необходимо пройти дополнительные проверки в полиции и медкомиссию, тоже предпочитают сдать пистолеты в ОВД по месту жительства или пытаются реализовать их через магазины, имеющие разрешение на торговлю оружием.

В негосударственном образовательном учреждении «Выстрел» рассказывают, что с введением обязательного обучения у молодых людей, желающих купить пистолет, появилась ещё одна проблема. «Информацию обо всех учениках мы подаём в военкомат. Бывали случаи, когда так находили уклонистов, – уточняет директор НОУ Александр Короткий. – Всем, кто к нам приходит, мы говорим о том, что оружие – это не только средство самообороны, но и ответственность». Однако за год работы с гражданским населением в «Выстреле» после беседы с психологом отказались от идеи покупки «травматики» только десять человек. По подсчётам директора НОУ, ещё порядка 20–30% прошедших обучение не покупают пистолеты из-за высокой цены. В Центре лицензионно-разрешительной работы поясняют: самая дешёвая модель стоит от 25 тысяч рублей.

Однако, несмотря на ужесточение законодательства, недостатка в учениках у «Выстрела» нет. «В сотрудничестве с Центром лицензионно-разрешительной работы мы принимаем экзамены один раз в неделю, по понедельникам. Так вот каждый раз на обучение или сдачу экзамена приходят до 40 человек. Если приблизительно подсчитать, то в среднем за месяц к нам обращаются 160 человек. Ужасно много вооружающихся людей», – констатирует Александр Короткий. По данным полиции, к июню нынешнего года в Иркутске насчитывается 5535 владельцев огнестрельного оружия ограниченного поражения, в Ангарске – 2845, в Братске – 1263.

Эксперты говорят, что в Иркутской области сложился собирательный портрет человека, впервые обращающегося за получением лицензии на покупку «травматики». В основном это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, которым «папа купил машину». При этом 25-летних среди них мало, а основная масса курсантов едва достигает 23-летнего возраста. Мотивация у будущих владельцев пистолетов, как правило, размыта. «У всех мы спрашиваем: «Зачем вам оружие?» Ответить они в большинстве своём не могут, говорят, «чтобы было». Мы объясняем, что в нашем тире после покупки оружия можно пройти дополнительные занятия, чтобы усовершенствовать навыки практической стрельбы. Люди соглашаются, но никто не приходит», – говорит Александр Короткий.

Каков порядок получения лицензии на оружие ограниченного поражения?

Для получения лицензии (при первичном приобретении оружия) заявитель представляет паспорт гражданина Российской Федерации и заявление (приложение N 2 к Административному регламенту). К заявлению прилагаются:

Медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией;

документы о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Заявители, которые в соответствии со статьей 13 Закона "Об оружии" не проходят соответствующую подготовку и (или) проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, представляют документ, подтверждающий наличие у них соответствующего статуса.

Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Основанием для отказа в приеме документов являются неверно указанные в заявлении сведения или отсутствие сведений и документов, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента, о чем сообщается заявителю на приеме.

Материалы возвращаются заявителю, который расписывается в экземпляре (копии) описи документов, представляемых для получения лицензии.

В случае отказа в приеме заявления, в том числе в электронной форме с использованием Единого портала, заявителю предлагается устранить выявленные недостатки и подать заявление повторно.

Заявление в электронной форме, направленное с использованием Единого портала, к рассмотрению не принимается, если:

не заполнены все пункты заявления;

в заявлении указаны неверные сведения.

Каковы тенденции развития законодательства об обороте оружия?

В последнее время законодательно ужесточены правила оборота оружия. В частности:

Запрещено ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий,

Ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения, а также ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия,

Нахождение в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций.

Расширены ограничения, устанавливаемые на оборот оружия. Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины.

Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Каковы меры ответственности за нарушение правил оборота оружия?

Существует два типа ответственности, которую несут граждане за нарушение правил оборота оружия - административная и уголовная.

Так, Кодекс об административных правонарушениях содержит ряд статей (20.8 - 20.14), предусматривающих ответственность в данной сфере. Среди таковых следует выделить:

статьи 20.8 «Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием»,

статью 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет». Указанные статьи предусматривают наложение санкций на лиц, которые своими действиями нарушили правила оборота оружия, в случае если за данные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Основным видом наказания за указанные правонарушения является штраф, в размере, определяемом законодательством.

Уголовная ответственность наступает в случаях, когда в действиях лица присутствует состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.

УК РФ содержит 7 составов преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ (статьи с 222 по 226 УК РФ).

Если говорить о последних изменениях законодательной базы в области ответственности за незаконный оборот оружия, то следует отметить, что в Уголовном Кодексе Российской Федерации увеличен размер штрафа за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия (штраф составит до 100 тысяч рублей, ранее - до 40 тысяч). Административный штраф может быть заменен обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

То же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В последнее время наблюдается ужесточение ответственности за вождение транспортного средства в состоянии алкогольного опьянения. Существуют ли подобные тенденции в сфере оборота оружия?

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой, либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от 1 года до 2 лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Данная норма является новеллой, введенной ФЗ от 21.07.2014 года № 227-ФЗ.

Невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от одного года до двух лет с конфискацией оружия и патронов к нему или без таковой.

Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Что вы можете сказать о медицинском факторе при получении лицензии на оружие?

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.

Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии (наличии) медицинских противопоказаний к владению оружием устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Срок действия указанного медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи.

Осмотр врачом-психиатром и врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации.

Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием осуществляется за счет средств граждан.

Производится ли на данный момент добровольная сдача оружия?

Проводится практически постоянно. В Смоленской области установлены размеры вознаграждений за добровольную сдачу оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Так, за каждую единицу газового оружия гражданин получит вознаграждение в размере 500 рублей, за автомат или пулемет - 7000 рублей, за карабин - 3000 рублей, за гранатомет - 6000 рублей, за пистолет или револьвер - 3000 рублей, за снайперскую винтовку - 7000 рублей и так далее. Всего в Порядке выплат закреплено 19 видов вооружения, за которые предусматривается вознаграждение в случае его добровольной сдачи. В данном случае принцип добровольности определяющий. В случае, если сотрудники органов внутренних дел обнаруживают сами не зарегистрированное оружие у гражданина, тут ни о какой добровольной сдачи речи идти не может, в данном случае лицо будет привлечено к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Каковы основания аннулирования разрешений на хранение и ношение гражданского оружия?

Ученых в служении миру и прогрессу объединяют общие принципы познания законов природы и общества, хотя наука XX в. сильно дифференцирована. Крупнейшие достижения человеческого разума обусловлены обменом научной информацией, переносом результатов теоретических и экспериментальных исследований из одной области в другую. От сотрудничества ученых разных стран зависит прогресс не только науки и техники, но и человеческой культуры и цивилизации в целом. Феномен XX в. в том, что число ученых за всю предшествующую историю человечества составляет лишь 0,1 от работающих в науке сейчас, т. е. 90 % ученых - наши современники. И как оценить их достижения? Различные научные центры, общества и академии, многочисленные научные комитеты разных стран и различные международные организации отмечают заслуги ученых, оценивая их личный вклад в развитие науки и значение их научных достижений или открытий. Существует множество критериев для оценки важности научных работ. Конкретные работы оценивают по количеству ссылок на них в работах других авторов или по числу переводов на другие языки мира. При таком методе, который имеет много недостатков, существенную помощь оказывает компьютерная программа по ʼʼиндексам цитируемостиʼʼ. Но этот или аналогичные методы не позволяют увидеть ʼʼлеса за отдельными деревьямиʼʼ. Существует система наград - медалей, премий, почетных званий в каждой стране и в мире.

Среди самых престижных научных наград - премия, учрежденная 29 июня 1900 г. Альфредом Нобелем. По условиям ᴇᴦο завещания премии должны присуждаться 1 раз в 5 лет лицам, которые сделали в предшествующем году открытия, внесшие принципиальный вклад в прогресс человечества. Но награждать стали и за работы или открытия последних лет, важность которых была оценена недавно. Первая премия в сфере физики была присуждена В. Рентгену в 1901 г. за открытие, сделанное 5 лет назад. Первым лауреатом Нобелевской премии за исследования в сфере химической кинетики стал Я.Вант-Гофф, а в сфере физиологии и медицины - Э. Беринг, ставший известным как создатель противодифтерийной антитоксичной сыворотки.

Многие отечественные ученые также были удостоены этой престижной премии. В 1904 г. лауреатом Нобелевской премии по фи-

Зиологии и медицине стал И. П. Павлов, а в 1908 г. - И. И. Мечников. Среди отечественных Нобелевских лауреатов - академик Н.Н.Семенов (совместно с английским ученым С.Хиншельвудом) за исследования механизма цепных химических реакций (1956); физики И.Е.Тамм, И.М.Франк и П.А.Черенков - за открытие и исследование эффекта сверхсветового электрона (1958). За работы по теории конденсированных сред и жидкого гелия Нобелевская премия по физике была присуждена в 1962 г. академику Л. Д.Ландау. В 1964 г. лауреатами этой премии стали академики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (совместно с американцем Ч. Таунсом) за создание новой области науки - квантовой электроники. В 1978 г. Нобелевским лауреатом стал и академик П. Л. Капица за открытия и основополагающие изобретения в сфере низких температур.
Размещено на реф.рф
В 2000 г., как бы завершая век присуждения Нобелевских премий, академик Ж.И.Алферов (из Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе, Санкт-Петербург, Россия) и Г.Кремер (из Калифорнийского университета, США) стали Нобелевскими лауреатами за разработку полупроводниковых гетерострук-тур, используемых в высокочастотной электронике и оптоэлект-ронике.

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

основные методы научно-исследовательской деятельности.

выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию, вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач.

навыками сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; навыками выбора методов и средств решения задач исследования.

Планируемые результаты обучения*(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
ВЛАДЕТЬ: навыками анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач Успешное и систематическое применение навыков анализа методологических проблем, возникающих при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ВЛАДЕТЬ: навыками критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но не систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач. Успешное и систематическое применение технологий критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач.
a-УМЕТЬ: анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов Отсутствие умений Частично освоенное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов В целом успешно, но не систематически осуществляемые анализ альтернативных вариантов решения исследовательских и практических задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы анализ альтернативных вариантов решения исследовательских задач и оценка потенциальных выигрышей/проигрышей реализации этих вариантов Сформированное умение анализировать альтернативные варианты решения исследовательских и практических задач и оценивать потенциальные выигрыши/проигрыши реализации этих вариантов
b-УМЕТЬ: при решении исследовательских и практических задач генерировать новые идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Отсутствие умений Частично освоенное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но не систематически осуществляемое умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений Сформированное умение при решении исследовательских и практических задач генерировать идеи, поддающиеся операционализации исходя из наличных ресурсов и ограничений
ЗНАТЬ: методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях Отсутствие знаний Фрагментарные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Общие, но не структурированные знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач Сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания основных методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных Сформированные систематические знания методов критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методов генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных

УК-2: Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры должен:

основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Планируемые результаты обучения* (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций), Критерии оценивания результатов обучения
ВЛАДЕТЬ: навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития Отсутствие навыков Фрагментарное применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но не систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития Успешное и систематическое применение навыков анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развития
ВЛАДЕТЬ: технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований Отсутствие навыков Фрагментарное применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но не систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности В целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение технологий планирования в профессиональной деятельности Успешное и систематическое применение технологий планирования в профессиональной деятельности
ЗНАТЬ: методы научно-исследовательской деятельности Отсутствие знаний Фрагментарные представления о методах научно-исследовательской деятельности Неполные представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления о методах научно-исследовательской деятельности Сформированные систематические представления о методах научно-исследовательской деятельности
ЗНАТЬ: Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира Отсутствие знаний Фрагментарные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Неполные представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные, но содержащие отдельные пробелы представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира Сформированные систематические представления об основных концепциях современной философии науки, основных стадиях эволюции науки, функциях и основаниях научной картины мира

УК-5(6) Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

Тип КОПМЕТЕНЦИИ:

Универсальная компетенция выпускника программы аспирантуры.

ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся, приступивший к освоению программы аспирантуры, должен:

возможные сферы и направления профессиональной самореализации; приемы и технологии целеполагания и целереализации;пути достижения более высоких уровней профессионального и личного развития.

выявлять и формулировать проблемы собственного развития, исходя из этапов профессионального роста и требований рынка труда к специалисту; формулировать цели профессионального и личностного развития, оценивать свои возможности, реалистичность и адекватность намеченных способов и путей достижения планируемых целей.

приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности, оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач; приемами выявления и осознания своих возможностей, личностных и профессионально-значимых качеств с целью их совершенствования.

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
ВЛАДЕТЬ: приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Не владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению профессиональных задач. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, допуская ошибки при выборе приемов и технологий и их реализации. Владеет отдельными приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, давая не полностью аргументированное обоснование предлагаемого варианта решения. Владеет приемами и технологиями целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению стандартных профессиональных задач, полностью аргументируя предлагаемые варианты решения. Демонстрирует владение системой приемов и технологий целеполагания, целереализации и оценки результатов деятельности по решению нестандартных профессиональных задач, полностью аргументируя выбор предлагаемого варианта решения.
ВЛАДЕТЬ: способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Не владеет способами выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путями достижения более высокого уровня их развития. Владеет информацией о способах выявления и оценки индивидуально-личностных, профессионально-значимых качеств и путях достижения более высокого уровня их развития, допуская существенные ошибки при применении данных знаний. Владеет некоторыми способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, при этом не демонстрирует способность оценки этих качеств и выделения конкретных путей их совершенствования. Владеет отдельными способами выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, и выделяет конкретные пути самосовершенствования. Владеет системой способов выявления и оценки индивидуально-личностных и профессионально-значимых качеств, необходимых для профессиональной самореализации, и определяет адекватные пути самосовершенствования.
УМЕТЬ: формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Не умеет и не готов формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей. Имея базовые представления о тенденциях развития профессиональной деятельности и этапах профессионального роста, не способен сформулировать цели профессионального и личностного развития. При формулировке целей профессионального и личностного развития не учитывает тенденции развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности. Формулирует цели личностного и профессионального развития, исходя из тенденций развития сферы профессиональной деятельности и индивидуально-личностных особенностей, но не полностью учитывает возможные этапы профессиональной социализации. Готов и умеет формулировать цели личностного и профессионального развития и условия их достижения, исходя из тенденций развития области профессиональной деятельности, этапов профессионального роста, индивидуально-личностных особенностей.
УМЕТЬ: осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Не готов и не умеет осуществлять личностный выбор в различных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Готов осуществлять личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, но не умеет оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в конкретных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения, но не готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Осуществляет личностный выбор в стандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивает некоторые последствия принятого решения и готов нести за него ответственность перед собой и обществом. Умеет осуществлять личностный выбор в различных нестандартных профессиональных и морально-ценностных ситуациях, оценивать последствия принятого решения и нести за него ответственность перед собой и обществом.
ЗНАТЬ: содержание процесса целеполагания профессионального и личностного развития, его особенности и способы реализации при решении профессиональных задач, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда. Не имеет базовых знаний о сущности процесса целеполагания, его особенностях и способах реализации. Допускает существенные ошибки при раскрытии содержания процесса целеполагания, его особенностей и способов реализации. Демонстрирует частичные знания содержания процесса целеполагания, некоторых особенностей профессионального развития и самореализации личности, указывает способы реализации, но не может обосновать возможность их использования в конкретных ситуациях. Демонстрирует знания сущности процесса целеполагания, отдельных особенностей процесса и способов его реализации, характеристик профессионального развития личности, но не выделяет критерии выбора способов целереализации при решении профессио-нальных задач. Раскрывает полное содержание процесса целеполагания, всех его особенностей, аргументированно обосновывает критерии выбора способов профессиональной и личностной целереализации при решении профессиональных задач.

Приложение 3

«Общие проблемы истории и философии науки»

1.Взаимоотношение философии и науки: основные концепции.

2. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

3. Основные подходы к анализу науки. Философия науки. Социология науки. Науковедение.

4. Наука в системе современной цивилизации. Интернализм и экстернализм.

5. Проблема возникновения наук.

6. Проблема классификации наук.

7. Проблема рациональности научного знания.

8. Проблема оснований науки.

9. Научная картина мира, её роль в современной философии науки.

10. Индуктивно-эмпирическая модель построения научного знания: её возникновения и развития, основные достоинства и недостатки.

11.Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания: её философские основания и современное значение.

12. Основные концепции роста научного знания: классический позитивизм и эмпириокритицизм.

13.Логико-философские предпосылки логического позитивизма. Венский кружок.

14.Основные идеи позднего логического позитивизма (Р. Карнап). Основные причины развала логического позитивизма.

15.Фальсификационизм К.Поппера.

16.Концепция научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

17.Теория парадигм Т.Куна.

18. Гносеологический анархизм П.Фейерабенда.

19.Эволюционная эпистемология: основные принципы и подходы к развитию.

Экзаменационные вопросы по разделу

«Философские вопросы социально-гуманитарных наук»

(для аспирантов социо-гуманитарных направленностей)

1. Становление социально-гуманитарного знания в рамках философии.

2. Взаимодействие философского, естественнонаучного и гуманитарного знания.

3. Связь науки с обществом. Формы социальных влияний на развитие социально-гуманитарных наук.

4. Социальный контекст развития социально-гуманитарных наук в ХХ веке. Общетеоретические подходы.

5. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

6. Место социально-гуманитарного знания в структуре современного научного знания. Тождество и различие социальных и гуманитарных наук.

7. Научное познание: специфика субъект-объектных отношений в познании человека и общества.

8. Научная рациональность, особенности её проявления в социально-гуманитарных науках.

9. Идеалы и нормы социально-гуманитарного знания эпохи модерна.

10. Коммуникативная рациональность и коммуникативное действие. Коммуникативность в науках об обществе и человеке.

11. Методология постмодерна: её влияние на современное состояние социально-гуманитарных наук.

12. Язык науки: тождество и различие языка социально-гуманитарных наук и обыденного языка.

13. Общенаучные методы познания и их специфика в социально-гуманитарных науках.

14. Методы познания социально-гуманитарных наук.

15. Научные теории в науках об обществе и человека.

16. Философско-методологический анализ текста. Концепт пространства и времени в социально-гуманитарном знании.

17. Проблема истины. Соотношение истины и правды. Идеологический контекст истины: истина и справедливость.

18. Постнеклассическая наука. Новые методологии в социально-гуманитарных науках.

19. Информационная революция и её влияние на развитие социально-гуманитарных наук. Компьютерное моделирование и его возможности в изучении когнитивных процессов

20. .Информационное общество как средство построения «общества знания». Место и роль науки в обществах знания.

Экзаменационные вопросы по разделу

«Философские вопросы математических и естественных наук»

(для аспирантов естественно-математических направленностей)

1.Социокультурные концепции развития математики.

2. Тождество и различие фундаменталисткого и нефундаменталиского направлений в математике.

3. Проблема обоснования математики.

4. Эмпиризм и априоризм в истолковании математических понятий.

5. Особенности современной математизации знаний.

6. Место физики в системе естественно-научного знания.

7. Философский анализ оппозиции редукционизма и холизма.

8. Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

9. Философский анализ концепций пространства и времени.

10.Компьютерные науки и физика.

11.Соотношение физики и химии: редукция или интеграция?

12.Основные этапы физикализации химии.

13. Строение современной химической теории.

14.Соотношение истории и философии химии.

15. Место биологии в системе научного знания: исторический аспект.

16. Проблема системной организации и системный подход в биологии.

17. Роль биологического знания в формировании современной эволюционной картины мира.

18. Информатика как междисциплинарная наука.

19. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!