Одесская опг. Аркадий красильщиков: воры одессы

Недавно в Одессе произошли два ЧП, напрямую связанные с «законниками». Именно так именуют их, не докторов юриспруденции, прокуроров либо судей, а элиту криминального мира – воров в законе.

В основе — «кодекс чести» Япончика

В середине апреля сотрудники СБУ вместе с коллегами из Нацполиции «взяли» влиятельного грузинского «авторитета» по кличке Хуту.

В пресс-службе управления СБУ в Одесской области сообщили, что он с фиктивными документами, нелегально прибыл в Украину. Задержанный, один из лидеров сухумского воровского клана, относится к сорока влиятельнейшим ворам в законе, действующим на территории постсоветского пространства. По информации спецслужбы, Хуту прибыл в Украину для контроля за деятельностью криминальных кругов Одесской области и перераспределения доходов противоправного бизнеса.

— Правоохранители задержали его с украинскими документами на имя другого лица. По материалам спецслужбы злоумышленник принудительно выдворен с территории Украины с последующим запретом въезда, - добавили в пресс-службе.

Как удалось выяснить, 37-летний Ираклий Хуту (в обычной жизни - Ираклий Каличава) – наследный вор в законе. Он — сын одиозного криминального авторитета, ставшего прототипом одного из основных героев фильма «Воры в законе», снятого в советские времена по мотивам рассказов писателя Фазиля Искандера.

А в конце апреля одесские правоохранители задержали группу мужчин, подозреваемых в умышленном убийстве иностранца-проповедника. Его тело обнаружили в арендованном доме, где он жил. Несколько человек из задержанных - выходцы с Кавказа. Как выяснилось позже, злоумышленники приняли канадского пастора корейского происхождения за вьетнамского валютного менялу. Утверждают, что убили по ошибке…

По данным осведомленного источника, один из подозреваемых – родственник известного в Украине Антимоса Кухилавы. Он – из основных криминальных «кураторов» Одессы.

Эти и другие случаи подтверждают: «законники» не перевелись. Обладая сильным влиянием, они продолжают «править», унаследовав, видоизменив и «усовершенствовав» традиции «сообщества», уходящие корнями в почти вековую историю.

И в этом плане именно Одесса стала «законодательницей моды». Легендарного Мишку Япончика (Моисея Винницкого) принято считать «отцом» зарождавшегося более ста лет назад нового криминального сообщества. Он – «благородный бандит»: не нападал на бедных, применял оружие исключительно в целях самообороны. Именно «кодекс чести» Япончика был положен в основу «кодекса» воровских понятий.

Впервые Моисей Винницкий был сослан в Сибирь еще в 1897 году. Возвратившись в Одессу под кличкой Мишка Япончик, он вполне успешно занимался своей основной «профессиональной» деятельностью. Вновь отправился на каторгу в 1908 году по политической статье и освободился только в 1917-м. Бывший идейный анархист вернулся в Одессу «воровским Иваном». Таких позже и стали именовать «законниками».
Новая власть сулила Япончику небывалые возможности «перераспределения» материальных благ. Вдохновленный перспективами Япончик создал стрелковый полк из каторжников и головорезов, успел повоевать за советскую власть. Однако гражданская война закончилась, и такие герои, как Япончик со своим законом, стали больше не нужны. Моисея Винницкого расстреляли по приказу советской власти…

Воры заботятся о формировании своего «кадрового состава»

Воры в законе — это массовое явление для «олигархов» криминального мира. Не каждый «авторитет» может претендовать на это звание. Однако каждый вор в законе — состоявшийся криминальный авторитет.

Сегодня многие, в том числе высокопоставленные сотрудники МВД, утверждают, что воры в законе утратили могущество и влияние. С этим сложно согласиться. Испокон веков именно «авторитеты» контролировали тюрьмы, лагеря. И тенденция сохраняется до сих пор. Ведь именно упомянутые заведения – «кузница кадров» преступного мира. Там «законники» имеют исключительную власть и влияние, могут вербовать новых подопечных и плести паутину связей, которая охватывает все слои общества. Более того, если ворам случается угодить в казенный дом, то и оттуда они руководят всем происходящим на свободе.

На уголовном жаргоне словом «вор» называют исключительно вора в законе, а не любого совершившего кражу. Он — представитель элиты преступного мира, хранитель преступных традиций. Воры заботятся о формировании «кадрового состава» не только в зонах, но и на воле. Например, организуют «воспитательные» лагеря для беспризорников и «трудных» подростков. Финансируют различные «качалки», детские спортивные секции и клубы. И не только для подготовки новых «криминальных» кадров, но и для обеспечения лояльного отношения подростков к криминальным авторитетам в целом.
Неизменными остаются сферы влияния, контролируемые «законниками» и питающие их сообщество: игорный бизнес, проституция, наркотики, автосервис, гостиничный и ресторанный бизнес. Активы общаков сравнимы с активами крупнейших банков.

Изначально общак (воры употребляют термин «общее») — это воровская касса для грева (поддержки) карцеров, пересылок, СИЗО. Воры в законе облагали данью всех зеков. Платили деньгами, папиросами, спиртом, хлебом. Однако это было давно. Нынче же…

Миллион долларов – на манную кашу

В сентябре прошлого года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявлял об изъятии в Одессе воровского общака — более 1 миллиона долларов. Позднее появилась информация: «очень серьезные люди» пытаются деньги вернуть.

— Действительно, такое было, — подтверждает начальник Одесского регионального главка Нацполиции генерал третьего ранга Дмитрий Головин.- Это касалось одного из воров в законе – Владимира Дрибного (кличка – Полтава), которому уже под 80 лет. У него изъяли общак, но поступило заявление в суд, куда предъявили некоторые бумаги, подтверждающие денежные переводы. Согласно им, никогда в жизни не работавшему криминальному авторитету средства присылали из Америки, как он выразился, на манную кашу. И суд постановил вернуть изъятое. В случае неисполнения судебного решения сотрудники полиции могут быть привлечены к ответственности…

Конкретизировал ситуацию первый заместитель начальника Национальной полиции Украины Вячеслав Аброськин:

— Кто-то очень хочет помочь вору в законе по кличке Полтава вернуть деньги, которые в течение более 30 лет своей отсидки за решеткой он «зарабатывал» себе на пенсию. Деньги были изъяты во время обыска…

«Сначала в «помощники» по возвращению ему денег подключались за вознаграждение пенсионеры — бывшие милиционеры. Теперь уровень повышается», - написал Аброськин в Fаcebook, указав, что к решению вопроса пытаются привлечь бывших и действующих сотрудников надзорного ведомства. По его словам, вознаграждение, которое предлагают за возврат Полтаве указанных денег, «достаточно велико», но полиция не продается.

Говорят, единого, сводного всеукраинского общака не существует. Эти «кассы» есть в распоряжении каждого весомого «законника». Средний ее размер – порядка полутора миллионов «зеленых».

Формируется «общак» из отчислений, которые должны вносить все, кто совершает преступления в регионе, а также из «добровольных» взносов местных бизнесменов. Кстати, бывают действительно добровольные взносы от респектабельных предпринимателей, в прошлом сидевших и чтящих «понятия», чтобы «греть зону».

«Законник» — это фигура! Его коронует сходка, она же и развенчивает провинившегося. Все они – люди по-своему неординарные со сложной судьбой и иной психологией. Впрочем, нынче стать вором в законе стало проще, а выжить – сложнее. В преступном мире, как и в обычной жизни, судьба может вознести по карьерной лестнице, а может опустить на самое дно.

Авторитетные и прочие, «случайные»

Вероятно, в силу названных обстоятельств значительно сократилась численность самих «законников». Так утверждают правоохранители.

— В Украине сейчас находится порядка 15 «воров в законе», в том числе – украинцы, — комментирует первый заместитель главы Нацполиции Вячеслав Аброськин.

По данным главного полицейского Одесчины Дмитрия Головина, на территории региона с определенной периодичностью находятся два-три «законника».

За спиной истинного короля одесских карманников 69-летнего Шарика (Валерия Шеремета) – восемь «ходок». Он — аксакал отечественного воровского мира. Попадался не только в «родных пенатах», а и за рубежом: «мотал срок» в Германии за участие в квартирных кражах. Вместе с сыном.

Дмитрий Головин отмечает, что Одесса – лакомый кусок, за который бьется ряд «законников», даже находясь за рубежом.

Помимо конкурирующих кланов, в Одессе присутствует еще несколько преступных группировок – меж- и сугубо этнических. При этом, как заявляют в полиции, то и дело здесь задерживают какую-нибудь ОПГ.

Как показывает практика, наиболее результативен сезон охоты на «случайно проходящих-проезжающих» поздней весной. Год назад в Одессе задержали двух «заезжих законников» — Пучуру (30-летний Леван Мирцхулава, «коронованный» в 2013 году в Турции) и Вову Шушарика.

— Последний — матерый злоумышленник, позиционирующий себя как «смотрящий за общаком, — пояснил Дмитрий Головин. –Только непонятно, как у «смотрящего» оказались наркотические средства, которыми он приторговывал время от времени.

Тем не менее, уже на следующий день после задержания Приморский райсуд отклонил ходатайство о содержании Шушарика в СИЗО.

Что до Пучуры, то, по данным главного в регионе полицейского, он прибыл в город нелегально с намерением «контролировать и наладить преступную деятельность этнических групп «барсеточников».

— Вопрос с выдворением Пучуры, с последующим запретом его въезда в Украину, был решен, — сказал Головин. – Но сильные мира криминального не оставляют намерений внедриться в Одессу. При этом их представители, пытающиеся здесь осесть, становятся все моложе.

«Приехал ко мне брат вора в законе…»

Вместо эпилога

Так вот, недавно задержанный в Одессе Ираклий Хуту – сын одного из прототипов фильма «Воры в законе», снятого по мотивам рассказов писателя Фазиля Искандера и вышедшего на экраны 30 лет назад. Реальное убийство в 1985 году в Сухуми отца Ираклия, Михаила Каличавы, другим вором в законе, Юрием Лакобой, и было обыграно в ленте режиссера Юрия Кары. Хотя в реальной жизни все было не совсем так, как в кино. Мотивом убийства стали неприязненные отношения между бывшими лучшими друзьями. В Абхазии Лакоба считался самым влиятельным вором-абхазом, в то время как большинство были грузинами, первый из которых - Каличава. Несмотря на вынесенный смертный приговор, воры так и не достали Лакобу до самой его кончины, в отличие от киношного Артура.

— Фильм поставлен по мотивам двух рассказов Искандера: «Бармен Адгур» и «Чегемская Кармен». Тогда меня очень критиковали. Дескать, события нереальные, такого не могло быть. Когда прочитал рассказы, отправился в Сухуми на выбор натуры. Там к своему ужасу понял: все написанное живет! Сюжет, действительно, имеет реальную основу. Девушку на самом деле, за непотребное поведение застрелил отец. Все остальные персонажи также существовали: милиционер работал, вор сидел в тюрьме. Я даже попросил тогда, чтобы мне разрешили на допросе присутствовать. Звали его Юра Лакоба, по папе он был Шихманом. Его дедушка по маминой линии - основатель милиции Абхазии! Представьте, Лакобу вводят в наручниках в кабинет следователя, и здесь же, на стене, - портрет дедушки.
Он меня потряс - человек умнейший, но совершенно с вывернутой моралью. Держал в кулаке местную власть, правоохранителей… Раскаленный утюг на животе, стрельба, разборки, убийства - все было. Мне захотелось рассказать правду о том, что происходит в стране. Мы ничего не придумали, поставили, можно сказать, документальный фильм. Более того, на самом деле происходили невероятные вещи, которые были и в рассказе Искандера.
- ?!
- Вот одна подлинная история. В суде слушается дело по Лакобе, объявляют перерыв. Вора в законе отводят в специальную комнату. В это время Кармен сует деньги охраннику и умоляет пустить ее проститься с Лакобой. Девушку пропускают. Оказалось, в спецпомещении есть вторая дверь, ведущая на улицу. Они выходят, садятся в машину и уезжают. Если бы я такое снял, то сказали бы, что я придумал ерунду. А вот в жизни все так и было.
Когда местные власти узнали, что мы собираемся снимать о Лакобе фильм, то нас сразу выдворили из города. Сказали: «Да вы что! Этот вор у нас настолько популярен среди молодежи, что после кино его только первым секретарем обкома назначать!».
Пришлось на натуру уехать в Крым и снимать фильм в Ялте под названием «Чегемские рассказы». После выхода фильма в прокат в Абхазии его показ запретили. Невозможно было увидеть ленту ни в Ялте, ни в Москве.
Помнится, позвонил мне Искандер: «Ко мне приехали родственники с Кавказа и не могут попасть на картину». Я поехал в кинотеатр «Октябрь», где тогда уже шли «Воры в законе». Народа - тьма. Пришлось заграждения преодолевать со своим паспортом «наперевес». Наконец-то, пропустили к директрисе, она продала мне десять билетов на мой же фильм (смеется).
…В одной из сцен Артур должен стрелять, а Гафт брал оружие двумя пальчиками - как-то слишком изысканно. Я не выдержал: «Валентин Иосифович, вы как интеллигент, еще бы ножом и вилкой его взяли!». Гафт: «Плохо?!». Хватает пистолет, бежит и при этом дико кричит! Происходило все это в гостинице «Ялта». Гафт, ростом под два метра, накачанный крепкий мужик, выскакивает из гостиницы с кольтом в руке, а навстречу ему - три дамочки в шляпках. Увидев орущего Гафта со «стволом», они… рухнули с обрыва. Их потом оттуда долго вытаскивали!
- Как на «Воров…» отреагировал криминальный мир?
- Я получил огромное количество писем от воров в законе. Причем большая их часть - критические. Была и такая история. Приехал ко мне брат вора в законе, прототипа Артура. Пригласил в гости, сказал, что к ресторану, где гулять будем, все дороги помыли с порошком, на улице ждет «Мерседес». А в моем номере - ящики с вином и коробка от телевизора, полная фруктов. Думаю: «Так… Все будут говорить, что я иду на поводу у воров». И никуда не поехал.

Природа хитра. Чтобы животный мир развивался гармонично, она придумала «санитаров леса», а именно, волков, избавляющих животный мир от слабых особей. Так вот одесситы то ли у природы чему-то научились, то ли сочли, что они не менее хитры, чем природа, и придумали своих санитаров, только «санитаров бизнеса», а если проще, без научных понтов - просто воров. В Одессе эту популяцию всегда считали полезной, неотъемлемой частью одесской жизни.

Благородные, но, увы, жулики

Чтобы не разбазаривать ценнейший генофонд одесского жулья, его надо было где-то заботливо хранить. И тогда по приказу Ланжерона военный комендант Одессы Томас Кобле призвал на помощь одного из лучших архитекторов города Франца Боффо. Боффо задачей проникся, даже воскликнул:
- Меня, чёрт побери, угораздило родиться не в том веке. С детства мечтал строить замки, а мне подсовывали заказы на всякие дворцы. Но уж теперь своего шанса я не упущу!
И Боффо построил в Одессе замок. А специфика заказа дала его творению конкретное название «Тюремный замок». Расположился он в очень престижном месте: там, где сегодня улица Лейтенанта Шмидта пересекается с Пантелеймоновской и Итальянским бульваром. Творение Боффо настолько понравилось одесситам, что площадь перед замком назвали Тюремной (да, Привокзальной она стала только в 1894 году, когда тюрьму перенесли на Люстдорфскую дорогу). Каждый третий одессит считал за честь провести от трёх до пяти лет в том замке, при этом чувствовал себя там (об этом даже пелось в песне), «как король на именинах».
Вор - профессия почётная и древняя, ещё в Десяти заповедях упомянутая. Но вы-то понимаете, что одесские мазурики, живя в колоритном городе, не могли не расцветить свою профессию одесскими красками.
Федька Бык, обладая слабым зрением, не стал красть у первого попавшегося лоха карманные часы, а просто увёл большие вокзальные часы. О том поведал В. Козачинский в повести «Зелёный фургон». Правда, вскоре Федька понял, что носить часы в кармане много удобнее, чем на своём горбу, уподобившись одесскому атланту, и, в конце концов, сбыл те часы за три галицийских талера какому-то иностранцу, но обмыть сделку ему так и не судилось, потому что через два часа в Одессе поменялась власть (шла Гражданская война), и за те три талера уже можно было купить только перезвон тех часов.
Если послушать рассказы знатоков одесской старины, в частности Р. Александрова, то нетривиальных воровских приёмов в Одессе уж было изобретено превеликое множество. К примеру, некие Фукс и Гладштейн прямо с утра как на работу являлись ко входу в канцелярию градоначальника Зеленого на Дерибасовской, 4, и предлагали всем посетителям оставлять у них портфели, саквояжи, кейсы, сидоры и сумки, чтобы, боже упаси, никто не подумал, что в них посетитель несёт градоначальнику взятку. И что интересно, все были уверены, что таково предписание начальства, решившего искоренить коррупцию. Даже сам градоначальник купился на это. И только много часов спустя, не найдя своего портфеля, а заодно и Фукса с Гладштейном на «рабочем» месте, его осенило: «С чего бы это я сам себе стал давать взятку?!». А ведь идея хороша и нисколько не устарела: сегодня ни суд, ни прокуратура пока не могут побороть коррупцию в Украине, а Фукс и Гладштейн в Одессе эту проблему решили элегантно и сразу.

В ногу со временем

Одесские воры всегда шли в ногу с техническим прогрессом. Например, стоило в мире появиться электричеству, а в Одессе появиться Бельгийскому электрическому обществу, установившему в домах электрические счётчики, как некий Моисей Халкелевич, выдавая себя за бельгийца (а что, Моисей Халкелевич - типично бельгийское имя), стал ходить по домам, снимать показания счётчика и тут же взимать плату. А если кто отказывался платить, он снимал и счётчик. Это был настоящий артист, работал только в перчатках, правда, резиновых, потому что Мося боялся в жизни двух вещей: тока и жены, которая била так, как току даже не снилось.
А сколько волнений вызвало появившееся в марте 1874 году в одесских газетах сообщение, что французский аэронавт капитан Бюннель взлетит на воздушном шаре с улицы Херсонской. Мужской пол закупал бинокли, женский пол запасал голубую краску для глаз под цвет одесского неба. Десять дней Одесса жила в жутком волнении: полетит или не полетит герой - полёт почему-то всё откладывался. Ажитация нарастала. Газеты надрывались: «Аэронавт-герой в Одессе!». Но напряжение одесситов не шло ни в какое сравнение с тем, с какой тревогой ждала полёта одесская братва - разве могли настоящие профессионалы упустить такое скопление народа. И праздник оправдал ожидания - карманники поработали в толпе, форточники пошуровали в опустевших квартирах, семь налётов, было совершенно на ювелирные магазины, ибо вся полиция была брошена контролировать торжество разума и взлёт человеческого духа.
Все газеты на следующий день вышли с броскими заголовками. Правда, градус ажиотажа был слегка снижен, ибо честная одесская пресса честно писала: «С прискорбием следует сообщить, что Бюннель, увы, не герой-аэронавт, он уже попался». Стали известны подробности, из-за чего откладывался полёт, - десять дней шёл торг между братвой и покорителем стихии, из какого процента стихия будет покорена? Какое счастье, что одесситов как раз это не волновало. А волновало, что один из первых полётов воздушного шара над Россией состоялся с улицы Херсонской, а за такое и кошелька не жалко. Удачный опыт с шаром был повторен 7 августа 1887 года во время солнечного затмения. Братве затмение понравилось даже больше - солнцу отстёгивать ничего не пришлось.

Профессор в законе

Надо ли говорить, что одесских воров отличала высокая культура и подлинная элегантность. Вам нужны доказательства - ради бога. Юной девушке, почти Красной Шапочке, случилось как-то ближе к полуночи возвращаться домой от бабушки. И вдруг трах-бах, сюрприз, прямо как в сказке: на ул. Успенской ей навстречу молодой, приятной наружности Волк, который очень галантно попросил снять каракулевую шубку. Но Шапочка, сама невинность, вымолвила: «Так я же простужуся!». И тогда кавалер-волк кликнул извозчика, довёз юную непосредственность по указанному ею адресу, проводил на указанный ему этаж и уже там помог снять каракулевую шубку, а заодно и браслетик - надо же было и извозчика не обидеть.
А какую музыкальность демонстрировала простая украинская семья Шопенко, где маму Клаву радовали семь сыновей. Не радовало Клаву только то, что за одним столом собрать их всех ей удавалось крайне редко - всякий раз кто-то из её любимцев сидел не за её столом, а в другом месте и ел не её фирменный борщ, а баланду, тоже, в принципе, фирменную. Но однажды всё же все собрались в родном доме (Соборная пл., 2, флигель во дворе, 2 этаж), и только вознамерились поднять чарку и закусит базарным сальцем, как этажом выше из квартиры соседа Могилевского, профессора-правоведа Новороссийского университета, зазвучала нечеловеческая музыка, извлекаемая из недр рояля женой профессора. Очень хотелось назвать звучащее ноктюрном почти однофамильца Шопенков Фредерика Шопена, но, увы, язык не поворачивался это сделать, потому что кусок базарного сала застрял в горле. Тем более, что в те минуты весь двор (Соборная пл., 2) обратил внимание, как что-то тяжёлое ворочается на втором этаже: то ли тяжёлые мысли в головах только что вышедших на свободу братьев Шопенко, то ли то ворочался в гробу их почти однофамилец Шопен.
А вскоре профессор-законник отбыл с женой на курорт в Карловы-Вары. Дни его пребывания там ничем не были омрачены, а вот момент прибытия семьи назад как раз был омрачён: в потолке гостиной наблюдалась дыра на чердак, в точности повторяющая контуры рояля. И как профессор не крутил головой, рояль в гостиной не наблюдался. Похищение рояля через потолок долго обсуждалось в Одессе, но никем не осуждалось - Шопена в Одессе любили больше, чем музыкальность мадам Могилевской. Полиция следствие вела вяло, постоянно перечитывая записку, оставленную похитителями: «Это тебе за Шопена, артистка занюханная!».
Да уж, восьмую заповедь в Одессе хранили трепетно, но нарушали регулярно. И время мало что изменило. Остаётся вздыхать, причитать, но лучше цитировать классику, к примеру, не устаревающего Михаила Зощенко: «Что-то, граждане, воров нынче развелось. Кругом прут без разбора. Человека сейчас прямо не найти, у которого ничего не спёрли». И это Зощенко ещё в одесских маршрутках не ездил.

Куливар Виктор Павлович , 1949 года рождения, уроженец и житель города Одесса (проживал над магазином "Золотой ключик" на Дерибасовской), р анее дважды судимый по ст. 206 ч. 2 УК Украины. Кличка «Карабас» . Лидер преступной группы (Одесская область).

Десять лет назад в Одессе был убит киллером. Имея всего одну судимость за хулиганство, которую получил ещё в молодости, этот человек сумел держать в страхе весь криминальный мир в Одессе, не допуская типичных для середины 90-х годов кровавых бандитских разборок.

Его слово в Одессе десятилетней давности значило всё!

Он подчинял своей воле "воров в законе" и даже некоторых высоких чиновников. А на его могиле и месте гибели все 10 лет – каждый день! – живые цветы.

Виктор Куливар - авторитет по кличке «Карабас».

Спустя всего несколько месяцев после расстрела Виктора Куливара (по этому имени проходил Карабас по милицейским протоколам) Южная Пальмира погрузилась в хаос - на людном тротуаре будет нагло убит известнейший журналист, редактор газеты "Вечерняя Одесса" Борис Деревянко, людей станут похищать, убивать, город утонет в крови криминальных войн. Многие, в том числе и правоохранители, до сих пор говорят, что убийтсво Карабаса нарушило шаткое равновесие "бандитской Одессы".

Привозная оторва.

В районе "Привоза" на улице Куйбышева, где родился и долго жил Виктор Куливар, таких мальчишек, как он, было предостаточно. Отец его, военный человек, умер рано, и босоногое мальчишеское детство в 50-е годы не отличалось сытостью. Мать на хлеб себе, старшей дочке и сыну зарабатывала, убирая рынок. Обидеть безотцовщину норовил каждый. Но у Виктора этот номер не проходил – рослый и жилистый, всегда умел постоять за себя. В 108-й школе, где он окончил всего 6 классов, Витя славился разбойником и "оторвой привозной", потому как водился с опасной шантрапой. В юные годы он получил и свой первый и последний тюремный опыт - его посадили за хулиганство. Но вышел из камеры Витя Куливар другим человеком - зарекся больше попадать на нары и криминальничал либо по статьям, которых…нет в Уголовном кодексе, либо сам лично ни в чем не участвовал.

Ломщик.

Первые свои деньги Виктор, который уже тогда имел прозвище Карабас, "нарабатывал" как известный городу "ломщик". В 70-е, когда было под запретом само даже слово "валюта", имелись чековые магазины (в Советском Союзе их помнят как "Березки"). Отоваривались там в основном моряки загранплавания, с которыми и рассчитывались такими "чеками". Часто ничего не выбрав в магазине, моряки пользовались услугами тех, кто хотел скупить у них чеки. Давали скупщики, правда, за "чек" в два раза меньше, но зато ж живые деньги! Так вот эти группки перекупщиков еще умудрялись и дурить продающих чеки – так умело заламывали между пальцами "книжку" при отсчете, что самые дорогие чеки оказывались у них, а моряку возвращался "пшик".

"Я был участковым в том районе", - вспоминает полковник милиции Виктор Балан, ныне сотрудник УБОП Одесской области. - "Пришел ко мне и чуть не плачет моряк с гидрографического судна, мол, кинули его "ломщики", нечего семье оставить. Иду с ним туда, а там же и Карабас. Отдайте, говорю, лучше по-хорошему. "Федорыч, – клянутся, а они меня хорошо уже знали, – это не мы. Мы ж честно покупаем, если они хотят продать, им же лучше делаем". Прям такие хорошие! Говорю – вот человек, которого ваши тут обманули. "А ну расскажи, какой он? Сейчас поищем", – засуетился Карабас. Всех, правда, и позвал. Кроме того, кого описали. Тот уже смылся по его указке. Тогда меня, уже не зеленого мента, обманули "честные глаза" Карабаса. Потом я не раз еще с ним встречался. Так сложилось, что и на место его убийства тоже пришлось мне первому прибыть".

Десятина за крышу.

После развала Союза Карабас уходит в рекет. Причем, и до сих пор его считают одним из самых честных и авторитетнейших людей среди преступных сообществ того времени. Быть под его "крышей" считалось за счастье. У Карабаса имелись свои "железные" принципы: брать за "крышу" не более десятины дохода, не отнимая последнего. Он был противником грабежей и убийств, наркомании, его люди никогда не применяли пыток. Его "крыша" была гарантией и от "наездов" дикого рекета и часто даже от посягательств власть предержащих. Он был своеобразным городским арбитром. Сам, правда, он никогда на разбирательства не выезжал, посылал братков, вмешиваясь лично только в исключительных случаях.

"К нему шли люди сами, – рассказывает Игорь, один из немногих оставшихся в живых братков Карабаса. - Сначала срабатывало "сарафанное радио" – с улицы, где он жил, соседи, которым помогал, советовали обращаться к нему: "Витя поможет". Так и пошло. В его окружении были все судимые, он помогал им, но никогда не приближал к себе отсидевших за убийство или изнасилование". По словам Игоря, у Карабаса было около 10 ближайших помощников. Но авторитет полностью не доверял никому.

Карабас, потому что младших обижал

В Одессе существует несколько легенд о том, как получил свое прозвище авторитет Виктор Куливар. Одни говорят, что раньше жил этот человек над магазином "Золотой ключик", дескать, после этого и получил свое прозвище. Другие говорят, что его так прозвали близкие друзья за то, что Куливар, как сказочный персонаж Карабас, манипулировал людьми, как куклами, дергая их за ниточки, что был авторитет настолько искушен в интригах и умел с пользой для себя использовать любую ситуацию. По мнению третьих, прозвище Карабас закрепилось за авторитетом еще со школьной скамьи. В пользу этой легенды говорит вздорный и хулиганский характер Куливара, бившего и стращавшего младших детей в школе.

Однажды "воры в законе" предложили "короновать" Карабаса, признавая его влияние в криминальном мире. Но Куливар отказался от такой чести, рассказав товарищам, что это не для него.

"Вор в законе, он ведь как жить должен, – поясняет "Сегодня" все тот же бывший "карабасовец" Игорь. – По воровским законам: ходить в телогрейке и сапогах, женатым не должен быть, и еще много условностей выполнять. А Витя красиво одеваться любил, жену, детей любил".

Как воры перед Витей на цыпочках ходили!

Виктор Куливар и Йосиф Кобзон

Авторитет Карабаса был настолько большим, что к его слову прислушивались "воры в законе" со всего бывшего Союза. "Объяснить это невозможно, – пожимает плечами и спустя 10 лет после смерти Куливара его "групповик" Игорь. - Его уважали такие люди, которые по 10 раз были судимы, отсидели по 20 – 25 лет. А он говорил им свое слово, и они садились, как мыши… Может, поэтому и убрали, что к нему больше шли за помощью и защитой, чем к ним. Ведь рекет - самый прибыльный преступный бизнес!".

Один из очевидцев рассказал такую историю. Когда в 1994 году хоронили Василия Братицела, жестокого главаря, возможно, самой жестокой банды, мать его, говорят, попросила батюшку отпеть сына хотя бы на могиле. Настоятель храма на Втором христианском кладбище отец Семен согласился: "К Богу никогда не поздно, даже бандиту". Отпел и заспешил обратно на службу в храм. А не пробиться – братки шли и шли по узкой аллейке нецентрального 33-го участка кладбища. Когда батюшка попытался все-таки пройти, объясняя, что спешит к прихожанам, те так "надавали ему по печени"… И тут вступился Карабас. Он "негромко рявкнул", но услышали все, расступились, и Куливар лично отвел батюшку в храм.

Баня № 4 на улице Асташкина (бывшей Провиантской) – уцелевший оазис бывшего банного сервиса в Одессе. И, своего рода, историческое, знаковое место. Двухэтажный домик, в котором сегодня, кроме бани, размещаются мастерская по ремонту обуви и жилые квартиры, был построен еще в 1861-м. И попариться здесь можно было с самого начала – банные услуги оказывались при постоялом дворе с нумерами, как говаривали в старину. Строился дом из ракушечника, который выбирали на этом же месте – долгое время здесь находился вход в катакомбы.

Здешняя парилка видела немало выдающихся личностей. Скажем, постоянным клиентом был ныне живущий в США художник Люсьен Дульфан. Раньше захаживали попариться артисты комик-труппы «Маски», а Владимир Комаров до сих пор приходит. Само собой, команда КВН «Одесские джентльмены» провела здесь молодые годы, и самым рьяным парильщиком был Олег Филимонов.

А в 1999 году здесь попарился, воспользовавшись случаем, сам Виктор Черномырдин, который приезжал в Одессу по делам компании «Лукойл». А уж певцов, музыкантов – не счесть, ведь неподалеку консерватория, в районе которой проживает немало профессоров, приученных к бане со своего одесского детства…

Именно здесь в 1997-м произошло убийство легендарного криминального авторитета Карабаса – Виктора Куливара .

Говорят, мужчиной он был видным, рослым и спортивным, так что, если бы не убийца, жить ему да жить, организм был рассчитан надолго. Куливар парился здесь каждый понедельник, приезжал рано – в семь утра, а то и в шесть. Эта привычка и помогла заказчикам убийства и его исполнителю застать жертву врасплох. До сих пор на ступенях дворовой лестницы можно увидеть следы от пуль, выпущенных из автомата.

За что уважали Куливара? Не допускал в городе беспредела, вот за что. При нем невозможно было дом снести, а людям квартиры не дать, в горисполкоме всегда думали: а что скажет Карабас? Удивительно, но факт: есть люди, которые вроде бы вразрез с правом и законом жили, а вспоминают их добрым словом, к мемориальной доске и на могилу носят живые цветы. Вот так вышло и с Виктором Куливаром.

– Можно быть с виду законопослушным и при этом людям пакости делать, а Карабас был справедливым! - взволнованно говорит Владимир Борисович Радзилевич, директор бани на Провиантской.

Как и в любом другом крупном городе Украины или мира, новости Одессы делятся на хорошие и плохие. Криминальные новости – не то, чем мы бы хотели делиться с нашими читателями. Тем не менее, зная криминальную хронику Одессы, у каждого жителя будет возможность обезопасить себя и своих близких и не попасться в руки мошенников и преступников.

Чем полезен раздел «Криминал» на портале Odessa1?

Несмотря на негативную окраску, новости криминала также заслуживают внимания читателей портала Odessa1. Наши специалисты оперативно выезжают на место последнего происшествия, чтобы самыми первыми сообщать о громких преступлениях, делиться свежими фото и видео, рассказывать об обстановке в городе. В специальном разделе нашего сайта вы можете найти информацию не только о сегодняшних инцидентах, но и тех, что произошли вчера или несколькими днями ранее. Каждая криминальная статья сопровождается подробным очерком, видео и фотоматериалами.

Зайдя на портал Odessa1, вы найдете информацию обо всех криминальных событиях, произошедших сегодня или в любой другой день на территории города и региона. Свежие публикации можно сортировать по следующим параметрам:

  • популярности;
  • дате;
  • разделам (ограбления, убийства, мошенничество, взятка и т.д.).

Вы можете фильтровать последнюю на сегодня информацию и выбирать только те события, которые могут как-либо касаться вас и ваших близких. Это даст вам возможность предупредить членов своей семьи и друзей об опасности.

Последние новости из мира криминала не всегда носят негативный характер. В некоторых свежих публикациях мы рассказываем о том, как сегодня правоохранительным органам удалось вовремя обезвредить преступника или раскрыть громкое убийство.

Odessa1 – всегда самые важные и свежие новости

В редакции информационного портала Odessa1 работают квалифицированные специалисты, оперативно выезжающие на любое важное событие в городе или регионе. Это позволяет нам публиковать статьи о сегодняшних инцидентах раньше, чем об этом сообщают телевизионные службы. Именно поэтому вам так важно держать «руку на пульсе» и постоянно мониторить разделы портала Odessa1.

Каждый пользователь, зарегистрировавшийся на нашем портале, имеет возможность:

  • срочно сообщать о последних происшествиях, свидетелем которых он стал;
  • предлагать новости, которые могут быть важны для жителей Одессы или всей Украины;
  • делиться свежими фотографиями и видеоматериалами с мест событий;
  • обсуждать свежие публикации с другими зарегистрированными пользователями сайта;
  • изучать архивы.

Перед тем как опубликовать материал об инцидентах, случившихся вчера или сегодня, мы проверяем сведения в официальных пресс-службах. Такая всесторонняя связь позволяет нам делиться только актуальной информацией о криминальном мире.

Следите за криминальной обстановкой в Одессе вместе с информационным порталом Odessa1. Всегда будьте в курсе последних событий из жизни любимого города!

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Как Одесса стала мамой

Одесса славилась такими ворами, такими бандитами, каких свет не видывал и больше, я думаю, не увидит… Одесса была столицей воровского мира всей Российской империи - по этой причине ее ласково называли мамой, Эфраим Севела, киноповесть «Одесса-мама».

В «жемчужину у моря» Одесса начала превращаться в первой половине XIX века. После Наполеоновских войн Европа осталась в прямом смысле без хлеба.

На помощь пришла Российская империя, вскоре превратившись в крупнейшего поставщика зерна в Старый Свет. Главным перевалочным пунктом стал город-порт на Черном море - Одесса.

Появление в 1869 году Суэцкого канала открыло царской России прямой доступ к портам Южной и Восточной Азии все через ту же Одессу.

За без малого полвека грузооборот одесского порта увеличился с 37 миллионов рублей в 1862 году до 174 миллионов рублей в 1903 году. Бурное развитие и южное расположение сделали город идеальным местом для расцвета не только торговли, но и преступности.

А характерный еврейский колорит южной воровской братии обеспечила черта оседлости, не позволявшая основной массе иудеев селиться восточнее линии Псков - Харьков (см. карту).

Черта оседлости в разное время менялась и касалась разных категорий иудеев. Выведенное за рамки черты оседлости на карте Царство Польское де-факто входило в нее в полном составе

Данное обстоятельство отразилось на облике криминального мира не только Одессы, но и Киева, Варшавы, Минска, Вильно и других крупных городов западных областей. Однако именно Южную Пальмиру во многом благодаря еврейскому фактору стали величать «мамой».

Криминальный интернационал

Важно отметить, что на рубеже XIX-XX веков в Одессу потянулись уголовники из разных концов империи.

Но евреи, в том числе из местных жителей, к тому времени уже сформировали свой криминальный мир, со своими порядками, законами и табу. И приезжим приходилось с этим либо считаться, либо ловить удачу за хвост в других городах, либо проливать кровь. Свою.

Вместе с тем вольготная жизнь в богатом солнечном приморском городе влекла не одних только жуликов, шулеров и аферистов.

Поэты, художники, музыканты и прочие служители муз облюбовали Одессу примерно в то же время. В результате к началу XX века в Южной Пальмире сформировалась та самая атмосфера, которую воспели уже в эпоху НЭПа.

Знаменитый район Молдаванка начал формироваться как центр преступного мира Одессы еще в первой половине XIX века. В то время это было городское предместье, где приют и убежище могли найти разного рода бродяги и беглецы.

В поисках лучшей доли сюда стекались евреи, русские, украинцы, поляки и молдаване. По большому счету Молдаванка была ремесленной слободой, но приток сомнительных личностей повлек за собой открытие притонов, подпольных казино и борделей. Здесь же натаскивали воров всех мастей.

«Боевое крещение» марвихеры получали на перекрестке Госпитальной и Запорожской (угол улицы Глухой).

Особым уважением в криминальном мире Одессы пользовались карманники, которые специализировались на кражах дорогих бумажников. Их называли «аристократами», они держались особняком и несколько надменно. Среди них в основном были евреи, греки и в меньшей степени поляки. Их отличительной чертой были хорошие манеры, приличная наружность и умение держать себя в обществе. Словом, уголовников в «аристократах» стороннему наблюдателю ничто не выдавало.

К началу XX века сложились семьи, где криминальное ремесло передавалось по наследству. Одни занимались непосредственно воровством, другие краденое скупали, третьи сбывали.

Само собой, в этой темной интернациональной среде сформировался свой собственный жаргон: помесь еврейских, немецких, польских и русских словечек и их производных, приправленных блатным арго из других концов империи.

За вольготную жизнь и возможность «обтяпать» любое дельце Одессу и прозвали «мамой».

Легенды одесского криминального мира

Романтический образ одесского уголовника сформировался в сознании масс благодаря литературе и позже кинематографу.

Главными персонажами этого мифа стали удалой аферист Остап Бендер и честный бандит Беня Крик. Однако нельзя не признать, что образы эти родились не на пустом месте.

Во второй половине XIX века Сонька Золотая Ручка (Софья Блювштейн, в девичестве Соломониак) проворачивала дела в крупнейших городах Российской империи и Европы, совершила три удачных и три неудачных побега. Хоть и родилась она в Царстве Польском, но стала неотъемлемой частью одесского криминального фольклора.

Мойше-Яков Винницкий, он же Мишка Япончик, послужил прототипом для Бени Крика - главного героя «Одесских рассказов» и пьесы «Закат» Исаака Бабеля.

В неполные четырнадцать лет Япончик принял участие в еврейской самообороне во время еврейских погромов 1905 года. За убийство полицмейстера Кожухаря был приговорен к смертной казни, которую заменили двенадцатью годами каторги. В тюрьме он познакомился с Гришкой Котом - легендарным Григорием Котовским.

Япончик оказался в числе уголовников, которых по амнистии отпустила на волю Февральская революция. Не теряя времени, уже к осени 1917 года Мишка стал грозой Одессы. Его лихая банда совершала дерзкие налеты: Румынский игорный клуб, магазин Гольдштейна, сахарозаводчик Гепнер - только самые громкие из дел банды.

Мишка Япончик усилиями Бабеля стал главной легендой криминального мира Одессы.

«Благородство» Япончика проявлялось в том, что на революционной волне он сколотил Еврейскую революционную дружину, якобы опасаясь возможных погромов. Под предлогом борьбы за дело Октября он призвал грабить только буржуев и офицеров. А в подкрепление своих слов застрелил бандита, который ограбил рабочего.

Леонид Утесов, тоже эксплуатировавший одесскую уголовную романтику, уверял, что Япончик покровительствовал артистам (Король!) и старался избегать убийств. Однако строптивым предпринимателям он кровь пускал без колебаний. За нежелание делиться выручкой с бандитами жизнями поплатились как минимум купцы Лейтман, Масман и Энгель.

Но на это служители Аполлона закрывали глаза, либо упоминали вскользь.

После Февральской революции одесские литераторы массово начали перебираться в Москву и Петроград. Местечковые писатели и поэты не могли рассчитывать на серьезное признание, оставаясь в Одессе.

Багрицкий написал своих «Контрабандистов» в Москве (позже Утесов положил слова на музыку), в Петрограде Бабель работал над «Одесскими рассказами», Ильф и Петров похождения Остапа Бендера сочиняли в Москве.

Созданный в эпоху НЭПа положительный образ одесского преступника прочно поселился в советском, а затем и в российском/украинском искусстве. Достаточно вспомнить Японца (герой Николая Караченцова) из советско-польского фильма «Дежа вю» или Фиму Полужида (герой Сергея Маковецкого) из сериала «Ликвидация». Впрочем, и имена бандитов реальных сегодня в Одессе эксплуатируют напропалую всевозможные экскурсионные бюро и ресторанчики.


Фима Полужид по сюжету «Ликвидации» - отошедший от дел карманник

Началом конца одесской воровской вольницы стали сталинские репрессии второй половины 1930-х, а добила ее Великая Отечественная война.

Некоторое возрождение одесский криминал пережил в 1990-е годы. Но и разгул бандитизма, и аферы жуликов теперь уже украинской Одессы померкли на фоне того, что творилось в России.

Были, конечно, в то время свои «герои»: лидеры местных ОПГ Карабас, Ангел, Стоян, Кацап, наркобарон Антик, глава карманников Шарик. Но размах был не тот, и, конечно, Одесса больше не смогла претендовать на звание «столицы воровского мира» не то что постсоветского пространства, но и отдельно взятой Украины.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!