Ольга леонидовна голубева основы композиции. Организация композиции

Ольга Леонидовна Голубева

Основы композиции. Учебное пособие

Ольга Леонидовна Голубева

«Основы композиции. Учебное пособие»: Изобразительное искусство; Москва; 2001

Аннотация

В книге системно изложены теоретические основы композиции, а также впервые предложена методика практического обучения ее основам. Издание содержит более 100 иллюстраций. Книга будет полезна всем, кто занимается творческой деятельностью в области изобразительного искусства, а также тем, кто обучается в различных художественных заведениях.

О. Л. Голубева

Основы композиции

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс «Основы композиции»

Москва 2001 «Изобразительное искусство»

Федеральная программа книгоиздания России

Рецензент: доктор искусствоведения Н.К. Соловьев

ISBN 5-85200-045-0

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.

Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.

В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.

Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Данная книга последовательно познакомит вас с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой каждого вида. Все новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются на системах упражнений, в основе которых лежит апробированная методика преподавания теории основ композиции. Во многих случаях упражнения проиллюстрированы студенческими работами, которые являются не столько образцами для подражания, сколько стимулом в творческих поисках. Выполняя предложенные упражнения, вы тем самым углубляете свои знания и нарабатываете необходимые приемы для самостоятельного творчества.



Автор не ставит перед собой цели сделать вас художником, а видит свою роль в том, чтобы помочь разобраться в сложных проблемах композиции, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства их решения. Собственное художественное видение, знание законов композиции, высокий профессиональный исполнительский уровень – вот три непременных качества, которыми должен обладать художник для создания своих произведений.

Автор выражает благодарность рецензентам за советы по дальнейшему улучшению книги, а также различным учебным заведениям, которые в свое время знакомили автора со своими методиками преподавания художественных дисциплин.

В лесу близ Твери обнаружено тело молодой девушки-танцовщицы. Расследованием занимаются подполковник полиции Сабуров и капитан Левушкин. Следствие приводит их в закрытый мужской клуб, с которым связаны многочисленные преступления – вымогательства, шантаж, грабежи и даже жестокие убийства. В городе орудует целый преступный картель, и добраться до его верхушки очень сложно. Кто стоит во главе беззакония? Мэрия? Городская администрация? А может, загадочный Человек в Черном, который скрывает свое лицо под маской?

Михаил Март
Глухая стена

Глава первая

1

Никаких следов, хоть ты тресни. Труп женщины лежал метрах в тридцати от шоссе на спуске к реке. Чуть дальше, шагах в десяти, стояла очень симпатичная беседка, а за ней шел высокий обрыв. Волны реки омывали камни. Упади с такого утеса вниз, косточек не соберешь. Место, безусловно, красивое: кругом кусты дикой сирени. Аромат. Беседку здесь построили не зря. Из нее прекрасно был виден закат. Одним словом, место для романтиков и влюбленных.

Все портил дождь. Мелкий, колючий и напористый. Черное небо закрыло весь горизонт.

Девушка лежала рядом с тропинкой, ведущей в беседку. Никаких признаков насилия.

Подполковник Сабуров стоял неподвижно в плащ-палатке и молча взирал на работающих экспертов. Рядом скучал капитан Левушкин, он тоже бездельничал. Обычно Сабуров бывал очень активен. Не зря его считали лучшим сыщиком города.

– Что думаешь, Валера? – обратился Сабуров к капитану.

– Вряд ли это убийство. Пусть моя идея покажется вам бредовой, но, по-моему, парочка просто приехала полюбоваться закатом. Дождь начался в начале четвертого утра, до этого небо было чистым. Я-то знаю, ночью дежурил по управлению. Вдруг девушке стало плохо с сердцем. Ну, скажем, обширный инфаркт. Она тут же умерла. Парень испугался и удрал. Может, еще одумается и придет с повинной?

– Как все просто… Вызывай следователя из прокуратуры. Трупы – их привилегия. Наше дело искать убийцу. Вот только зацепиться не за что. Никаких следов.

– Если следы и были, то их смыло. И по тропинке целая река течет.

– А с чего ты решил, капитан, что смерть наступила случайно?

– Во-первых, нет следов насилия. Во-вторых, до обрыва меньше пятидесяти метров. Не проще ли ее скинуть на камни с десятиметровой высоты? Разбилась бы в лепешку.

– Не согласен. У края обрыва глина. Он оставил следы борьбы в любом случае, только вот дождик их смыл еще до нашего приезда. И труп уже холодный. Он хотел побыстрее от нее избавиться. К тому же она этого не ждала. Лицо спокойное. Ужаса и страха девушка не испытывала. С ней был близкий человек.

К офицерам подошел медэксперт и, обратившись к подполковнику, сказал:

– Выводов пока сделать не могу, Сергей Натанович. Смерть наступила от часа ночи до двух. Ее пора везти в морг.

– Увозите на "уазике" опергруппы. Там места хватит. А команда поместится в моей машине.

– С чем пришли, с тем и уйдем, – сказал криминалист. – Ничего интересного. Есть лейбл на платье, Suzana. Платье белое, нарядное. Дождь его, конечно, подпортил. Но нижнее белье черное и чулки тоже. Почему не переоделась? Лейблы с белья я тоже переписал. Оно не заводское. Сделано на заказ в фирме "Женская гармония". Документов нет. Вероятнее всего, убийство. Она лежит в неестественной позе. Ее толкнули с тропинки. Падая, она ударилась лбом о камень. Была бы живой, без шишки не обошлось бы. Ее толкнули уже мертвой. Скорее всего, это был мужчина. Женщина не справилась бы.

– Займись лейблами. Наряд ее меня смущает, – коротко приказал Сабуров.

– Я понял. Рассчитывал найти отпечатки, но, похоже, убийца был в перчатках.

– В такую-то жару?

– Можно надеть в последнюю минуту. Особенно, если он шел позади.

Подполковник пожал плечами и пошел вверх к шоссе.

Возле полицейских остановился черный "БМВ". Из него вышли молодой человек и красивая девушка. Судя по направлению, они ехали в город.

– Что случилось? – спросил мужчина.

– Проезжали, – сказала девушка. – Часов в восемь вечера. У нас дача в десяти километрах, дальше, на берегу реки. Вот только погода испортилась. Решили вернуться домой.

– В такую рань? – спросил капитан.

– Для нас нормально, – улыбнулся молодой человек. – Мы рано ложимся спать. Телевизор сломался.

В этот момент двое санитаров вынесли накрытый простыней труп на шоссе. Носилки запихнули в "уазик" и тут же уехали.

– Мелкое происшествие, говорите? – усмехнулся молодой человек.

– Какое вам до этого дело? Езжайте, куда ехали.

– Не обижайтесь, подполковник. Мне до всего есть дело. Я писатель Арсений Коблов. Может, слышали?

– Не читал, но ваше имя мне известно. Газеты о вас пишут…

– А это моя невеста, Ксения Кайранская. И редактор по совместительству.

– Случайно не сестра адвоката Кайранского? – поинтересовался капитан.

– Она самая, – ответила девушка. – Вообще-то я работала журналисткой до нашего знакомства с Арсением. Так что известна не меньше своего брата.

– А я как раз работаю над новым сюжетом. Так что всюду сую свой нос, – вмешался писатель.

– Извините, но у нас дела, – сухо закончил беседу подполковник и направился к ожидавшей их машине.

Романтической парочке тоже пришлось уехать.

– У тебя загорелись глаза, – сказала Ксения, как только они тронулись с места.

– Я думаю, такие преступления быстро раскрываются. Тем более под руководством такого сыщика.

– Ты о нем что-то знаешь?

– Твой брат мне о нем рассказал. Кажется, они приятели.

– Значит, они сошлись в понимании несправедливости.

– А вот мне этого не понять, Ксюша. Наверно, есть разные несправедливости. У прокурора – одна, у адвоката – другая.

– Так оно и есть. Прокурор – крепкий орешек. Он строит обвинения на косвенных уликах, а судья ему потакает. А если они друзья? Подполковник Сабуров старается ходить на все судебные заседания, и сам убедился, как прокурор Тендряков за уши притягивает дело к обвинительному приговору. Иван не выиграл у него ни одного дела. И уйти никуда не может. Они работают в одном округе, и назначал их губернатор.

– А я думал, Иван только мне жалуется на вопиющую несправедливость.

– У него душа кипит. Тебя он считает большим талантом, ты слишком часто бываешь в нашем доме. Из-за меня, надеюсь. Вы уже подружились. Как же он может обойти любимую тему? А с подполковником, который у нас не бывает, они дважды в неделю встречаются у своего общего приятеля. Расписывают пулечку. Так что, не удивительно, что мы незнакомы. Сегодня он видел меня впервые.

– Раз вы уже познакомились и он друг твоего брата, надо пригласить его на свадьбу.

– Не загадывай. Еще три месяца ждать. Ты же сам хотел регистрироваться во дворце. Твой каприз выполнен, но очередь есть очередь.

– Могла бы меня переубедить.

– Только одним способом. Не ложиться в твою постель до свадьбы. Но что делать со страстью? Мы люди современные и давно уже не дети. Тебе тридцать шесть, мне тридцать. Потерпим еще три месяца.

2

Задание для капитана полиции было не очень приятным. Он привык ловить преступников, вступать в единоборство с нарушителями закона, а тут ему пришлось заниматься женским бельем да еще особого фасона.

К капитану вышла ухоженная полная женщина в черном атласном халате. Левушкин предъявил удостоверение, которое она взяла в руки и долго читала, похоже, по слогам.

– У меня все в порядке. Уже проверяли. Можешь называть меня тетей Соней. Не люблю официальных разговоров.

Капитан достал из рюкзака нижнее белье жертвы.

– Для кого вы это шили, тетя Соня?

– Красиво, да? Правда, дома в таком не походишь. Это заказ Ленчика из клуба "Ожидание". Все его танцовщицы шьют у меня. Правда, я ни одной не видела. Ленчик привозит мне только их размеры. Но чье это белье, узнать не трудно. В нем девушки выходят на сцену, и все в разном. Это сделано умышленно. У Ленчика в клубе всегда аншлаг. У нас хватает богатых мужчин. Некоторые договариваются с Ленчиком, если в цене сойдутся. Клиент имен девушек не знает. Просто он хочет ту, что в розовом или в голубом.

Левушкин удивился ее болтливости.

– Так это же обычный притон!

– Я вам ничего не говорила, капитан. В стенах клуба все идеально. Никаких подсадок за столик, никаких расплат. Просто клиент отдает Ленчику ключи от машины и называет цвет и марку. Девушка в розовом заканчивает выступать и уходит домой. Клиент встречается с девушкой в своей машине. А дальше их дело. К клубу они не имеют никакого отношения.

– Как же Ленчик получает свою долю?

«Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и так далее. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено».

Популярный учебник по основам композиции, предназначенный в первую очередь для студентов художественных вузов, который будет весьма полезен начинающим операторам. В своей книге автор касается самых важных тем: способов выражения художественного образа, организации, видам и законам композиции, средствам для ее гармонизации, а также особенностям восприятия формы на плоскости. Емкое и практичное пособие снабжено огромным количеством иллюстраций и упражнений для лучшего усвоения материала.


«У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции».

Еще одно учебное пособие для студентов художественных вузов и школ. Автор не только перечисляет основные типы, формы и средства построения композиции, но и достаточно подробно объясняет различия между ними, уделяя особое внимание ассоциативной и предметной композициям, а также проводит композиционной анализ на примере натюрморта, пейзажа, портрета и сюжетных картин. Эта относительно небольшая книга идеально подойдет тем, кто только начал изучать основы композиции.


«В теории композиции, естественно, конструктивные и смысловые связи рассматриваются вместе. Первые носят более общий характер и вытекают из природы нашего восприятия искусства, вторые конкретны и содержатся в данном отдельном произведении искусства. Одни существуют для других. Если в структуре вообще элементы могут быть заменены - лишь бы сохранился тип связей, закон формообразования, - то в композиции и отдельные компоненты не могут быть заменены без ущерба для целого. Итак, композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла».

Фундаментальное исследование известного российского художника и теоретика искусства Николая Николаевича Волкова, посвящено теоретическому осмыслению композиции. Автор выводит собственное определение понятия «композиция», вычленяет и описывает основные структурные элементы и факторы композиции, опираясь на многочисленные примеры из живописи различных временных периодов и используя авторитетные искусствоведческие источники. Книга издана в двух томах: первый посвящен непосредственно теоретическим изысканиям, а во втором приводятся иллюстрации с отсылками на соответствующие страницы текста первого тома.


«В хорошо разработанном по композиции снимке, где сюжет развивается в пространстве, и фотограф достаточно убедительно выявил и передал эти пространственные характеристики объекта в целом, ясно различаются его основные глубинные зоны: зона основного объекта изображения, второй план и фон. Каждая из этих зон несет свою смысловую и изобразительную нагрузку. Главный объект изображения есть основное звено повествования. Второй план, как правило, передает среду, обстановку, которая «работает на сюжет» и обладает большой характеризующей силой. Однако в ряде случаев и в некоторых жанровых разновидностях снимков, в своеобразных композиционных решениях портрета и даже жанровых сцен второго плана в кадре может и не быть. А вот третий компонент глубинной композиции - фон - в кадре есть всегда, хотя в одних случаях он играет весьма активную роль, а в других ему отводится самое скромное место».

Одно из лучших учебных пособий по композиции, написанное известным советским кинооператором Лидией Павловной Дыко на основе ее лекций по фотокомпозиции, прочитанных на кинооператорском факультете ВГИКа. В своей книге автор перечисляет основные законы и принципы построения композиции, а также касается важных вопросов работы со светом и тональным рисунком при создании изображения. Это не единственный учебник по композиции в библиографии Лидии Павловны, необходимо также упомянуть легендарное пособие «Фотокомпозиция», соавтором которого выступил Анатолий Головня, и которое по праву считается едва ли не лучшим русскоязычным учебником по фотокомпозиции.


«Помимо укрупнения сюжетно важного объекта и его размещения на центральной оси плоскости изображения, акцент на сюжетном центре можно задать еще и с помощью тонального контраста, когда главный объект выделяется за счет контраста тонов (светлый объект на темном фоне и наоборот). Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что снимки с фронтальной точкой съемки в совокупности с центральной компоновкой сюжетного центра статичны, а объекты, размещенные таким образом, могут выглядеть застывшими. Однако, если сюжет вашего снимка повествовательный, то самое простое решение - поместить главный объект на центральной оси, делящей снимок на две равные части».

Относительно новое учебное пособие по фотокомпозиции, позиционируемое автором как «иллюстрированный самоучитель». Действительно, количество фотографий в книге зашкаливает, что делает процесс обучения более наглядным и доступным. Учебник написан лаконичным и простым языком, особое внимание автор уделят работе с фоном, визуальному восприятию цвета, а также особенностям композиции при портретной и пейзажной съемке.


«Rules of composition have been formulated to aid designers create harmonious images which are pleasing to the eye. The most common of these rules are the ‘golden section’ and the ‘rule of thirds’. The golden section is the name given to a traditional system of dividing the frame into unequal parts which dates back to the time of Ancient Greece. The rule of thirds is the simplified modern equivalent. Try to visualise the viewfinder as having a grid which divides the frame into three equal segments, both vertically and horizontally. Many photographers and artists use these lines and their intersection points as key positions to place significant elements within the picture».

Практичное англоязычное руководство по созданию фотографии, которое переведено на русский язык. Автор подробно разбирает процесс работы над художественной фотографией, подробно останавливаясь на композиции, кадрировании, расположению камеры и технических аспектах съемки. В книге приводится очень много примеров, а каждый параграф сопровождается практическими заданиями для самостоятельной работы.


«Композиция - это искусство выстраивать элементы в кадре для создания привлекательного образа. Ваша задача - выбрать объект и расположить элементы в кадре соответствующим образом. Линии и формы - важные составляющие композиции. Линии притягивают (или отталкивают) взгляд зрителя к кадру. Они задают направление, S-образные кривые линии мягко ведут к пространству кадра, завлекая зрителя все глубже, в то время как прямые более откровенны. Кривые - более мягкие; прямые производят более жесткое впечатление».

Красочное руководство, которое понравится не только фотографам, но и начинающим видеооператорам. Помимо стандартной информации о том, как нужно правильно настраивать экспозицию, работать со светом и цветом, в книге имеется множество уроков, помогающих разобраться в основах композиции, переосмыслить пространственные отношения, и нарушать усвоенные правила для выработки собственного стиля. Отдельная глава пособия посвящена особенностям построения композиции в условиях спортивной съемки.


«Один из видов дизайна кадра, в котором успех наиболее предсказуем, - схема «кадр в кадре». Как с любой композицей, проверенной формулой, эта схема несет в себе риск чрезмерного использования и появления клише, но эта опасность - лишь свидетельство того, что такая композиция работает. Просто для ее применения нужно несколько больше тщательности и воображения. Привлекательность «кадра в кадре» отчасти связана с законами композиции, но на более глубоком уровне дело здесь все зависит от восприятия. Рамки внутри рамок действуют как своего рода окна, приглашая зрителя заглянуть в них».

Перевод книги (оригинальное название «The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photos») известного британского фотографа Майкла Фримана. Первая половина учебного пособия отдана под основы композиции и визуального повествования, причем некоторые параграфы имеют довольно специфические и интригующие названия: «Сшивка и расширение», «Гештальт-восприятие», «Визуальный вес», «Окружности и прямоугольники», «Несколько пунктов» и так далее. Несмотря на претенциозный русский перевод названия, книга действительно будет полезна для широкого круга специалистов.


«Understanding lines is one of the primary requirements of photography. Virtually every photograph, of course, has lines in it. Some of these lines do more than merely divide or connect objects. They may also suggest moods and rhythm, create patterns, indicate directions and structure. The various qualities of the lines in a photograph combine to produce an overall impression, called line».

Олдскульное англоязычное издание с потрясающими черно-белыми иллюстрациями призвано развить у читателей чувство композиции и научить мыслить визуально. В основной части книги рассматриваются различные элементы композиции: линии, структуры, текстуры, перспектива, формы. В конце дается огромный комплекс упражнений, при помощи которых можно улучшить свой критический взгляд и научиться видеть мир через объектив камеры.


«Which context should support your shot selection? Before you can make a decision about where to place the camera, you need to understand exactly what should dominate the composition, what should be included and excluded from it, and what meaning will be conveyed by the shot beyond what is coon tained in the frame. One strategy is to identify the themes and ideas that lie at the heart of your story, its essence, its core ideas. What is your story really about? Effective stories have strong core ideas that add emotional depth and context, allowing the audience to connect with what you are showing them».


Это пособие, в отличие от предыдущего, предназначено не для фотографов, а исключительно для режиссеров и операторов, желающих развить свой «кинематографический глаз». На примере известных фильмов автор разбирает основные принципы построения композиции кадров и сцен, а также описывает различные ошибки, которые могут совершить начинающие кинематографисты. Название глав книги уже говорит о ее специфике: «Medium shot», «Long shot», «Extreme long shot», «Abstract shot», «Steadicam© shot» и т.д.

И в завершении рекомендуем обратиться книг для видеооператоров, в которой представлено несколько отличных книг по композиции: Брюс Блок «Визуальное повествование», Сергей Медынский «Компонуем кинокадр» и Питер Уорд «Композиция кадра в кино и на телевидении».

Федеральное агентство по образованию РФ Омский государственный институт сервиса Кафедра дизайна, рисунка и живописи

М. С. Михальченко Э. В. Васильева Т. Н. Моисеева

Основы композиции в дизайне среды

Учебное пособие

УДК 000. 00 М 69

Михальченко, М.С.

Основы композиции в дизайне среды: учебное пособие / М. С. Михальченко, Э. В. Васильева, Т. Н. Моисеева – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2007. – с.

Цель данного пособия – систематизировать теоретический материал по основам композиции в дизайне среды.

Учебное пособие раскрывает вопросы композиционного мышления. Устанавливает единую систему терминов. Дается понятие основных категорий композиции. Рассматривает различные виды композиций (раппортную, монокомпозицию), способы формообразования, характер выразительных средств и приемов. В первой части рассматриваются специфика формальной композиции, во второй – особенности стилизации и построения объемнопространственных структур.

Пособие разработано в соответствии с действующей рабочей программой. Изложенный в программе материал соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды» для студентов специальности 052400 «Дизайн».

Данное пособие предназначено для студентов I курса, обучающихся по специальности 052400 «Дизайн», специализации 052403 «Дизайн среды».

Учебное пособие написали: М. С. Михальченко – глава 17, Э. В. Васильева – введение, главы 1-9, приложения 1-9, словарь терминов, заключение, Т. Н. Моисеева – предисловие, главы 10-16, приложения 10-16, предметноалфавитный указатель.

Библиогр.: 22 назв. Рис. . Табл. 7. Прил.16. Предм. Указ.

Рецензент секретарь СД России по Сибирскому Федеральному округу, председатель правления ОО СД России, член СД России Н. И. Ярох

Ответственный за выпуск зав. кафедрой «ДРЖ», профессор М. С. Михальченко

© Омский государственный институт сервиса, 2006

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Глава 1. Особенности построения курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды». Роль дизайнера в искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Глава 2. Понятие композиции. Виды и специфика композиционной организа-

ции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 3. Организация формальной композиции на основе образно-ассоциати-

вного мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Глава 4. Средства и законы в формальной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Глава 5. Ритм. Соотношение элементов формальной композиции по принци-

пам, нюанс, тождество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 6. Взаимосвязь пространства и элементов в композиции. . . . . . . . . . . . 29

Глава 7. Орнаментальная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 7.1. Понятие метричности, мотива, раппорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 7.2. Виды орнамента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 7.3. Принцип композиционной структуры орнамента. . . . . . . . . . . . . . . . 37

Глава 8. Визуальное восприятие формы. Выразительные графические средства в зрительных иллюзиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 8.1. Зрительное восприятие формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 8.2. Восприятие точки, линии на плоскости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 8.3. Виды оптических иллюзий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 8.4. Формообразование в модульной форме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 8.5. Выразительные графические средства в зрительных иллюзиях. . . . .46

Глава 9. Творческие источники дизайна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Глава 10. Стилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 10.1. Понятие «Стилизация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

10.2. Отличие стилизации от стилевых направлений. . . . . . . . . . . . . . . . .57 10.3. Стилизация объектов природного и предметного мира по собствен-

ному или заданному свойству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

Глава 11. Приёмы художественного обобщения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 11.1. Способы обобщения и трансформации формы. . . . . . . . . . . . . . . . . 64

11.2. Образно-ассоциативное мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 11.3. Аллегория и метафора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Глава 12. Знак, символ, пиктограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

12.1. Общие закономерности и различия в построении: знак, символ, пик-

тограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 12.2. Знак иконический. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 12.3. Знак-индекс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 12.4. Композиция знака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 12.5. Технология нанесения знаков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

12.6. Психофизиологические характеристики знаков. . . . . . . . . . . . . . . . .86 Глава 13. Объёмно-пространственная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89

13.1. Принципы структуры объёмно-пространственной композиции в графическом изображении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89

13.2. Понятие об основных видах объёмно-пространственной компози-

ции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

13.3. Визуальное выражение физических свойств условного материала.96 Глава 14. Композиция серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 14.1. Организация серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 14.1.1. Понятие: «серия графических листов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 14.1.2. Восприятие серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 14.1.3. Пространство в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . .102 14.1.4. Категория времени в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . 104 14.1.5. Развитие темы в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . 105 14.2. Композиционный строй серии графических листов. . . . . . . . . . . . 107 14.2.1. Пропорциональные отношения в серии. . . . . . . . . . . . . . . . . .107 14.2.2. Выявление акцента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109

Глава 15. Принципы построения двухфигурной композиции. . . . . . . . . . . . . 111 15.1. Понятие многофигурная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 15.2. Размещение элементов многофигурной композиции на плоскос-

ти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

15.3. Плановость в многофигурной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 15.4. Взаимосвязь объектов в многофигурной композиции. . . . . . . . . . .115 15.5. Плановость цвета в многофигурной композиции. . . . . . . . . . . . . . 116

Глава 16. Монокомпозиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

16.1. Принципы организации системы «монокомпозиция» . . . . . . . . . . .119 16.2. Способы ритмического объединения элементов. . . . . . . . . . . . . . . 123 16.3.Организация композиционного центра, или доминанты. . . . . . . . . 124 16.4. Построение монокомпозиции «Натюрморт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Глава 17. Обобщение информации о принципах построения различных видов композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

17.1. Композиция в контексте историко-художественного процесса. . .132

17.2. Функция композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 17.3. Способы мышления в композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 17.4. Категории композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

17.5. Контрольная работа по ассоциативным девизам с применением законов построения формальной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147 ПРИЛОЖНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Приложение 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Приложение 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155

Приложение 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Приложение 10. Стилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

Приложение 11. Знак, символ, пиктограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Приложение 12. Объемно-пространственная композиция. . . . . . . . . . . . . . . .160 Приложение 13. Серия графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Приложение 14. Двухфигурная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166

Приложение 15. Монокомпозиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Приложение 16. Контрольная работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 Предметно-алфавитный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174

Предисловие

Цель данного пособия – изложить теоретический материал лекционного курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды». Пособие разработано в соответствии с действующей рабочей программой. Изложенный в программе материал соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды» для студентов специальности 052400 «Дизайн». Может быть использовано студентами для подготовки к занятиям.

Пособие предназначено для студентов I курса, специальности 052400 «Дизайн», специализации 052403 «Дизайн среды» дневной формы обучения. Теоретический курс «Основы композиции в дизайне среды» является пропедевтической дисциплиной. Она предполагает систематическое изложение предмета в сжатой и элементарной форме, дающее представление о нём в целом.

Учебное пособие раскрывает проблемы композиционного мышления. Устанавливает единую систему терминов, дает понятие основных категорий композиции. Подвергает анализу различные виды композиций (раппортную, монокомпозицию), способы формообразования, характер выразительных средств и приемов. В первой части рассматриваются специфика формальной композиции, во второй – особенности стилизации и построения объемнопространственных структур.

Данное издание систематизирует и обобщает разрозненную информацию о композиции, её закономерностях, приемах, средствах выражения и гармонизации. Подняты актуальные проблемы для художников-дизайнеров, архитекторов – проблемы организации пространства, поиска творческого источника.

Пособие написано на основе многолетнего опыта преподавания дисциплины, а также теоретической базы и арсенала методик преподавания, вобравших в себя совокупный опыт с момента возникновения школ дизайна до сегодняшнего дня. Особенностью данного издания, является его тесная связь с программой практического курса «Основы композиции в дизайне среды», полный охват и освещение вопросов, решаемых в ходе практических занятий и подготовки к ним.

Теоретический материал представлен в семнадцати главах, которые в свою очередь, имеют подразделы. В конце каждой главы даны контрольные вопросы и задания для практического выполнения. В целях большей наглядности и систематизации информации, тексты снабжены таблицами и иллюстративным материалом, помещенным в приложении – схемы, рисунки. Пособие проиллюстрировано учебными работами студентов Омского Государственного Института Сервиса, специализации «Дизайн среды», выполненные в ходе практических занятий под руководством авторов данного издания. Пособие содержит библиографический список рекомендуемой литературы, словарь терминов и алфавитно-предметный указатель, в котором указаны основные

Учебное пособие написали: М. С. Михальченко – глава 17, Э. В. Васильева – введение, главы 1-9, заключение, словарь терминов, Т. Н. Моисеева – предисловие, главы 10-16, предметно-алфавитный указатель.

Моисеева Т. Н.

Введение

Курс дисциплины «Основы композиции в дизайне среды» предназначен для освоения студентами основных закономерностей формальной композиции. Программа ориентированна на развитие у студентов навыков владения художественно-образным языком, что позволит им в дальнейшем успешно решать творческие задачи в процессе дизайнерской деятельности. Изучение данного курса имеет межпредметные связи со специальными дисциплинами. На формирование умения свободно пользоваться законами композиции влияют профессиональные навыки, приобретенные на занятиях рисунком и живописью. Использование различных выразительных графических средств (тушь, гуашь, акварель, карандаш, цветная бумага) позволит создать авторские образно-ассоциативные композиции. Курс дисциплины построен на последовательном усложнении композиционных и графических задач, что помогает освоить основы формообразования пространственной и предметной среды.

Целью дисциплины является развитие творческих способностей и образного мышления студентов в области средового дизайна. Цель обуславливает постановку ряда конкретных задач, определяет структуру работы:

заложить основы формообразования пространственной и предметной среды;

научить создавать гармоничные формы, объемы, объем и пространство посредством графики и цвета;

грамотно применять знания стилизации и трансформации различных объектов при создании пространственной среды;

обучить методик и организации творческого процесса;

на основе анализа учебно-экспериментальных работ научить определять набор последовательных действий в зависимости от проектных задач.

«Основы композиции в дизайне среды» является базовой дисциплиной и предполагает углубленное изучение основ композиции на основе самостоятельного изучения учебно-методической литературы и выполнения рекомендуемых в процессе обучения практических заданий.

Особенности построения курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды»

Роль дизайнера в искусстве

Дисциплина «Основы композиции в дизайне среды» является исходной базой для формирования целостной системы знаний о законах художественно-композиционного творчества в области дизайна и практического развития профессионального чувства композиции у будущего дизайнера.

Цель композиции в дизайне – создание утилитарной формы, имеющей эстетическую ценность. Дизайнер должен обладать способностью формировать образные представления, преобразовывать сложные явления действительности, осуществлять синтез образного

и логического. Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть разнообразной. Но любое произведение будет представлять художественную ценность, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

По словарю С. И. Ожегова художественный образ – это способ

и форма освоения действительности в искусстве, характеризуется неразделимым единством чувств и смысловых моментов [ 16 , с. 432]. Художественный образ – это выражение творцом своего внутреннего состояния, ощущения, личностного видения мира. В художественном образе происходит слияние и взаимопроникновение конкретного и абстрактного, частного и общего, рационального и эмоционального, необходимого и случайного, элементов и целого.

Решая различные проектные задачи, будущие специалистыдизайнеры должны научиться устанавливать меру значимости разнообразных формообразующих факторов композиции. Определение композиции исходит из того, что она главная форма произведения искусства и связана не только с задачей оформлять содержание, а так же со спецификой данного вида искусства, с его специфическими средствами и ограничениями. Структуру основ композиции дизайна среды составляют средства и законы гармонизации. Выразительность авторской идеи зависит от выбранных категорий композиции таких, как ритм, композиционный центр, контраст, тождество, статика, динамика, соподчиненность и т. д. Главные результаты в процессе обучения зависят от реально развитых способностей

студента. Будущие дизайнеры должны на собственном опыте убедиться в том, что без определенной системы невозможно создать целостное художественное произведение. Для решения поставленной учебной задачи необходимо глубокое проникновение в суть таких базовых понятий, как силовые линии, силовое поле, композиционная активность и ее направленность, доминанта, пространственная связь элементов в композиции на плоскости и др. На протяжении всей работы над заданиями по композиции важно свести до минимума вероятность субъективизма, сугубо личностных предпочтений и образных стереотипов. В общем виде творчество можно характеризовать, как процесс создания чего-то нового, ранее не существовавшего или неизвестного. Процесс обучения должен быть направлен на формирование способности к творчеству.

В процессе выполнения композиционных работ важно соединить момент эксперимента и собственную творческую идею. По словарю, идея – представление, отражающая обобщение опыта и выражающая отношение к действительности, основная, главная мысль, определяющая содержание художественного произведения . Условно выделяется, как идейный вывод, «жизненный урок», естественно вытекающий из целого постижения произведения. Чувственный процесс бытия произведения сам аккумулирует время в момент становления. Так эксперимент из движущего процесса превращается в саморазвивающийся процесс. Случайное пятно, линия, элемент могут привести к новой изобразительной версии. Важно формирование у студента навыка восприятия абстрактной формы не как вспомогательного инструмента при изображении чего- либо, а как самого предмета изображения. Желание повторить случай превращает его в художественный прием, творческий метод, становится стилевой характеристикой в творческой манере художника. В ходе обучения для экспериментальных поисковых композиций важен высокий уровень владения художественным материалом и передача с его помощью форм с различной характеристикой. В процессе работы студент осваивает «вялые», «агрессивные», «решительные» линии, «пушистые», «злые», «сонные» пятна, «изящные», «звонкие», «колючие» формы, которые начинают приобретать в композиции неизобразительных форм самостоятельную ценность, систематическая последовательность изучения композиционной грамоты, возможностей графического материала, экспериментальных вариантов приводит к целостности и гармонии образноассоциативной формы художественного произведения . В основу

методики практических заданий по композиции лежит принцип «от общего к частному».

В целом, дизайн-деятельность представляет логическую триаду: осознать – прочувствовать – выразить. Современный дизайнер должен обладать профессиональной интуицией, которая развивается в процессе обучения. Конечный результат работы по данной дисциплине – это взаимосвязь чувствования и практического умения. Особенности построения курса сводятся к:

выполнению большого количества кратковременных и упрощенных упражнений, дающих возможность ознакомиться с приемами композиционной организации, познать отдельные ее закономерности, приобрести начальные навыки в использовании ху- дожественно-графических средств в решении композиционных задач;

разделению в работе над формальной композицией на отдельные задания по образноассоциативным девизам, графическим приемам, законам и средствам гармонизации композиции;

возможности обсуждения результатов промежуточных стадий работы, сравнения творческих эскизов с другими авторами, выявлению лидеров, постоянного и продуктивного диалога студента с преподавателем;

способности в ясной логичной форме построить композиционное произведение, созвучное своему времени, определить состав необходимых изобразительно-художественных средств, представить чистовой результат работы в яркой целостной художественной форме. Владение средствами композиции, доведенное до профессионального уровня, открывает путь к виртуозному исполнению дизайнерских задач.

Процесс художественно-композиционной подготовки сложен и неоднозначен. В этом процессе формируется и развивается творческая индивидуальность дизайнера, который должен развивать ху- дожественно-проектное мышление, владеть средствами формальнокомпозиционной выразительности в связи с возрастающей ролью дизайна в обществе.

Свою историю слово «дизайн» берет от итальянского «desegno»

- понятие, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты, рисунки, а так же лежащие в основе работы идеи. Сегодня дизайн – это комплексная, междисциплинарная, проектно-художественная деятельность, интегрирующая технические, гуманитарные знания,

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПОЗИЦИИ

Я. Чернихов

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание) – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Советский энциклопедический словарь

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Леонардо да Винчи

Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, в том числе и живописи, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции.

А. А. Дейнека

Композиция – закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, дает практическую основу композиции.

Е. А. Кибрик

…Композиция не есть что-то застывшее, догматичное. В науке есть четкие законы. В искусстве же любой четкий закон не может быть доведен до предельной четкости: всегда должно оставаться хоть немного места для свободного творчества.

А. К. Буров

…Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызывали в нашей душе.

П. Руссо

…Композиция есть искусство размещать декоративным образом различные элементы, которыми располагает художник для выражения своих чувств. В картине каждая часть будет видна и будет играть роль, которая ей предназначена, роль главную или второстепенную. Все, что не имеет пользы для картины, тем самым вредно. Произведение несет гармонию целого: всякая излишняя деталь займет в восприятии зрителя место другой, существенной.

Я не могу рабски копировать натуру, я вынужден ее интерпретировать и подчинять духу картины. Когда все отношения тонов найдены, то в результате должен получиться живой аккорд тонов, гармония, подобная гармонии музыкальной композиции.

Для меня все заключается в концепции, необходимо поэтому с самого начала иметь ясное представление о целом.

А. Матисс

Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композицион- ности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера.

В. А. Фаворский

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ Долгое время законы композиции считались чем-то абстрактным, выведенным из жизни, часто надуманным. Споры о том, надо ли соблюдать законы композиции при фотосъемке или можно обойтись и без них, продолжаются до сих пор.

Из книги Энциклопедия комнатных растений автора Шешко Наталья Брониславовна

ЛИНИИ В КОМПОЗИЦИИ О линиях еще древнекитайские мудрецы говорили как о «линиях силы», которые образуют абрис контуров предметов, пейзажей, фигуры человека, являются основными в композиции. Разглядывая объект издали, зритель улавливает его «линии силы», а разглядывая

Из книги Принципы и приемы анализа литературного произведения автора Есин Андрей Борисович

КООРДИНАЦИЯ И СУБОРДИНАЦИЯ ЦВЕТА В КОМПОЗИЦИИ Цветовая композиция на снимке строится в идеале по принципам субординации и координации. В первом случае какое-то цветовое пятно является доминантным, главным в кадре, а все другие цвета подчиняются ему, либо гармонируя,

Из книги Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна

Из книги Уроки искусного резчика. Вырезаем из дерева фигурки людей и животных, посуду, статуэтки автора Ильяев Михаил Давыдович

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Из книги Риторика автора Невская Марина Александровна

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

7 Анализ композиции Общее понятие композицииДетали изображенного мира и их словесные обозначения в литературном произведении располагаются определенным образом, с особым художественным смыслом. Такое расположение и составляет третью структурную сторону

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ РАВНОВЕСИЕ Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.Остановимся на композиционном равновесии. Это

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ Ритм – одно из средств, наиболее часто употребляемых для создания гармоничной композиции. Это средство отражает связь человеческой природы и деятельности, в том числе и творческой, с

Из книги автора

Композиции рельефов Рассмотрите тарелку с рельефной резьбой (фото 60). Осиновая заготовка, в диаметре 36 см, выполнена на токарном станке. Образ ромашки, с повторяющимися элементами, напоминает солнце, с надеждой, что в финале изделие будет вызывать добрые и теплые чувства.

Из книги автора

Из книги автора

30. Вступление как элемент композиции Успех выступления во многом зависит от того, как оно начато, насколько оратору удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало может свести интерес публики к нулю, рассеять их внимание. Учеными установлено, что лучше всего



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!