Ом презентация на тему как мы дышим. Памятка для чего и как мы спим

ДЛЯ ЧЕГО И КАК МЫ ДЫШИМ
Цель: сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях
органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации «Строение дыхательной системы».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы.
Без пищи и без воды человек может жить несколько дней, а без воздуха никто
не может жить даже 10 минут. Объясните, почему без воздуха, без дыхания
человек не может жить?
Гипотезы: Без кислорода погибают клетки; клетки используют кислород для
дыхания, то есть разрушения органических веществ и получения из них энергии.
Актуализация.
Учитель. Назовите основные отличия живых организмов от неживых тел.
Дети. Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену
веществ, способностью реагировать на внешние раздражители, ростом и
размножением.
Учитель. Какое значение имеет кислород в жизни организма?
Дети. Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток,
которые используют кислород для дыхания.
Работа с учебником.
Учащиеся читают диалог Лены и Миши на с. 28 и объясняют, в чем
ошиблась Лена.
Дети. Воздух, который мы выдыхаем, содержит меньше кислорода и больше
углекислого газа, чем воздух вокруг нас.
Ученики определяют тему урока.
Дети. На уроке мы будем знакомиться с очень важной для жизни человека
системой органов – дыхательной.
III. Совместное открытие знаний.

Учитель. В чем заключается роль органов дыхания?
Дети. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но
и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.
Работа по рисунку на с. 28.
Учащиеся рассматривают рисунок и перечисляют этапы пути кислорода,
проникающего в наш организм.
Работа с текстом (с. 28–29).
Дети читают текст и называют путь кислорода, поступающего в
организм.
Дети. Воздух через ноздри попадает в носовую полость, затем в гортань, из
гортани воздух попадает в трахею, трахея разветвляется на две трубки – бронхи,
они ведут в легкие.
После работы с текстом учащиеся дают разумный совет.
Разумный совет. Не смейся, не говори, когда во рту еда.
Учитель. Какие органы дыхания и пищеварения участвуют в формировании
звуков?
Дети. Голосовые связки, носовая полость, язык, зубы и губы.
Учитель. Где происходит обмен газов?
Дети. В легких.
Вопрос: Как же мы дышим?
Учитель вместе с учениками проделывает опыт, показывает работу
диафрагмы на модели.
С помощью этого опыта мы можем увидеть изменения объема пузыря
(«легкое»).
Учитель. Какие признаки появляются при простуде?
Дети. Чихание, кашель.
Учитель. Какова роль чихания и кашля?
Учащиеся самостоятельно читают текст учебника на с. 31.
Дети. При чихании прочищается носовая полость, при кашле – трахея,
бронхи и легкие.
После прочтения текста на с. 31 дети самостоятельно дают разумные
советы, как можно избежать заболевания.
«Заболел – сиди дома», «Сними мокрую одежду», «Не стой на сквозняке»,
«Одевайся по погоде».

IV. Самостоятельное применение знаний.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Задание 1 посвящено болезням дыхательных путей и их локализации.
Дети соединяют стрелочками насморк с носовой полостью, трахеит – с
трахеей, воспаление легких – с легкими, ангину – с глоткой и гортанью,
бронхит – с бронхами.
Задание 2 позволяет убедиться в том, что частота дыхания
увеличивается по мере увеличения физической нагрузки.
V. Подведение итогов.
Учитель. В чем важность системы органов дыхания?
Дети. Важность определяется необходимостью ежеминутно доставлять
кислород в каждую клетку тела для ее нормальной жизнедеятельности.
Домашнее задание. Тема 6, вопросы (на выбор).

Человек рождается, делает свой первый вдох и уже не останавливается.

Что такое дыхание? (Это вдох – выдох.)

Работа в парах.

Опыт 1.

Возьмите портновский сантиметр. Измерьте им грудную клетку при вдохе и выдохе.

Что происходит при вдохе и выдохе? (Изменяется объём грудной клетки.)

Вывод: наш организм постоянно обменивается воздухом с окружающей средой.

Работа в парах.

Опыт 2.

Включите секундомер и задержите дыхание. Остановите время на секундомере, когда возникнет необходимость выдоха.

Через сколько секунд потребовалось сделать выдох? (Ответы детей.)

Почему возникает такая потребность?

Почему человеку для жизни необходим воздух? (Ответы детей.)

Работа в учебнике на стр. 30.

Не зря говорят о чём-то очень важном: «Нужен как воздух».

Как воздух попадает к нам в организм?

Как происходит процесс дыхания?

Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с воздухом в организм человека.

Видеофрагмент «Анатомия человека. Дыхание».

С какой системой органов связаны органы дыхания для выполнения функции газообмена? (Кровеносной системой.)

Вывод: дыхание происходит от хорошо отлаженной и взаимосвязанной работы органов дыхания.

Работа в группах.

Каждой группе нужно собрать материал из научных статей, словарей и материалов учебника об одном из органов дыхания.

1 группа . О носовой полости.

2 группа. О гортани.

3 группа. О трахеи.

4 группа. О бронхах.

Отчеты групп.

(Каждая группа ставит карточку с названием органа в нужное место на плакате.)

Все органы, о которых вы рассказали - это проводники воздуха. Главный орган дыхания – лёгкие. В них происходит газообмен. Из них воздух кровью разносится по всему организму.

(Учитель показывает поролоновые губки.)

Лёгкие похожи на эти губки, но только больше. Они состоят из бесчисленного множества пузырьков - альвеол и тоненьких кровеносных сосудов. Поступая в лёгкие, свежий воздух наполняет лёгочные пузырьки кислородом, а при выдохе углекислый газ выходит, совершая обратный путь.

Этот парный орган дыхания на латинском звучит как «пульмо» Отсюда название направления медицины - пульмонология. А по-гречески - «пневмо». Отсюда название заболевания - пневмония.

Какой возникает вопрос?

Почему же «лёгкие» ? Откуда такое название этого органа дыхания? (Раздельщики тушь животных заметили, что орган не тонет в воде, всплывет, и назвали его «легким».)

Работа в группах.

Рассмотрите в микроскоп «ткань лёгкого».

Ткань лёгкого нежная, мягкая и пористая. Её легко повредить. Особенно опасны токсины. Они разрушают клетки лёгкого.

Рассмотрите фото с лёгкими здорового человека и лёгкими курильщика.

Почему лёгкие курильщика почернели? (Ответы детей).

Перед вами модель нашей дыхательной системы. Пластиковые бутылки – это лёгкие. Две трубочки, идущие от лёгких - бронхи. Трубочка, идущая от бронх – трахея. На примере данной модели я продемонстрирую, какой вред нашим лёгким наносит всего одна сигарета.

Видеофрагмент «Опыт с моделью дыхательной системы».

(Учитель демонстрирует почерневшие ватные диски, находившиеся под крышками бутылочек - «лёгких».)

Что ещё может грозить органам дыхания? (Вирусы, бактерии.)

Почему мы чихаем и кашляем, когда болеем?

Работа с учебником на стр. 30.

Проверьте наши предположения.

Работа в рабочей тетради на стр. 11, № 1.

Урок 6. Для чего и как мы дышим

Цели:

Сформулировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях, гигиене органов дыхания.

Ход урока:

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Вопрос 1. Назови основные отличия живых организмов от неживых тел.

Живые организмы отличаются от неживых тел способностью к обмену веществ (питание, дыхание, выделение), способностью реагировать на внешнюю среду, расти и размножаться.

Вопрос 2. Какое значение имеет кислород в жизни организма?

Кислород нужен организму для жизнедеятельности его клеток: он использует кислород для дыхания.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: "Когда я ем, я глух и нем"

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.

А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Задание 1. Рабочая тетрадь стр.11

Задание посвящено заболеваниям дыхательных путей. Учащийся должен соединить названия болезней с органами, которые они поражают. Большинство болезней получили своё название оп органу, в котором они локализуются.

Задание 2. Рабочая тетрадь стр.11

Задание 3. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 4. Рабочая тетрадь стр.12

"У пылесоса внутри шланга вставлены металлические кольца. Они делают шланг прочным и не дают ему сжиматься, когда воздух всасывается. Объясни, почему внутри стенок трахеи расположены прочные хрящевые кольца."

Это задание объясняет наличие в стенках трахеи хрящевых колец: они придают стенкам трахеи прочность. Расширение объема грудной клетки и вслед за тем лёгких приводит к отрицательному давлению в дыхательном тракте, что и обеспечивает всасывание воздуха. Однако если бы стенки трахеи были мягкими, то они могли бы просто сплющиться за счет этого отрицательного давления. По той же причине инженеры вставили металлические кольца в шланг, чтобы не дать ему сжаться, когда воздух всасывается. "Чтобы при вдыхании воздуха стенки трахеи не сжимались, они укреплены хрящевыми кольцами" .

Задание 5. Рабочая тетрадь стр.12

Задание 6. Рабочая тетрадь стр.12

"Посчитай, сколько вдохов ты делаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов в минуту после этого. Сравни результаты и сделай вывод. Объясни, почему изменилась частота дыхания".

Задание основано на проведении опыта, в результате которого учащиеся удостоверятся в том, что частота дыхания возрастает по мере увеличения физической нагрузки. "При физической нагрузке клеткам требуется больше кислорода, поэтому частота вдохов возрастает".

ТЕПЕРЬ ТЫ ГОТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Кажется, нелепый вопрос, однако даже великие люди, вся жизнь которых связана с чтением и осмыслением прочитанного, по-разному отвечают на него. Попытаемся разделить этот вопрос, ответить сначала на первую его часть: «Для чего?».
Читающие запоем скажут: «Для наслаждения. Мы наслаждаемся игрой духа, игрой интеллекта и воображения».
А большинство ответит: «Задача чтения - в облегчении и ускорении познания жизни».
Обращаясь к произведениям великих мастеров слова: Толстого и Достоевского, Гете и Гейне, Стендаля и Мопассана, Теккерея и Диккенса, мы испытываем истинное наслаждение, праздник и раскрытие души. А изучая научные законы и гипотезы, мы постигаем мир во всем его многообразии.
Гораздо сложнее ответить на вторую часть вопроса: «Как мы читаем?» и «Как мы должны читать?». Даже великие ученые прошлых веков не имели единого мнения на этот счет. Эразм Роттердамский, например, считал, что человек, читая, должен все основательно продумывать, «чтобы прочитанное впилось в плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-либо словаре».
В прочитанном мы ищем то рациональное зерно, тот опыт, который мы можем использовать или преломить так, чтобы он был полезен. При этом очень важно, чтобы полученные знания читатель не направил на зло другому, а сумел бы развивать новые полезные идеи, о какой бы области знания ни шла речь - будь то экология или медицина, правоведение или социология, экономика или техника - главное - не навредить, принести окружающим тебя людям добро и благо.
Иоганн Вольфганг Гете, подводя итог многочисленных раздумий, написал: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов, и времени стоит научиться читать. Я и сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». А как вы оцениваете свое умение читать? Как и для чего вы читаете?
Если вы никогда над этим не задумывались и не готовы сразу дать ответ, то обратитесь к вопросам наших тестов. Тесты высветят ваши глубинные представления о сути чтения, и тогда вы сможете понять, что мешает вам читать быстро, с полным пониманием и осмыслением читаемого. К результатам теста отнеситесь с юмором. Вспомните слова великого Гете. Не исключено, что через 80 лет вы скажете то же самое о себе.
ЗАДАНИЕ № 1
Ответьте на вопросы теста № 1. Будьте искренни в ваших ответах.
ВОПРОСНЫЙ ТЕСТ № 1 Обращаете ли вы внимание на документальные факты? Обращаете ли вы внимание на последовательность изложения фактов, событий, идей, действий?
3» Обращаете ли вы внимание на способ изложения, наименования фактов, идей, оценок? Обращаете ли вы внимание на противоречия, имеющиеся в тексте? Следите ли вы за логикой рассуждений автора? Обращаете ли вы внимание на то, как выстраивается доказательство? Принимаете ли вы на веру излагаемые автором факты, события, идеи? Систематизируете ли вы воспринимаемую информацию? Оцениваете ли вы воспринимаемую информацию? Можете ли вы заметить, что выбор проблемы для рассмотрения случаен и свидетельствует о неумении или нежелании автора выделить именно тот аспект, изучение которого привело бы к решению проблемы? Есть ли у вас какая-нибудь методика, чтобы оценить, предлагает автор действительное решение проблемы или мнимое?
Ответы оцениваете в пятибалльной системе: «всегда» - 5 баллов, «часто» - 4 балла, «редко» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов. В этой системе вы оцениваете ответы на первые 10 вопросов. При ответе «да» на одиннадцатый вопрос вы ставите 10 баллов. Дайте пошаговое описание Вашей методики. Проанализируйте, есть ли различия в том, как Вы читаете тексты на русском, а как на английском языках.
ЗАДАНИЕ № 2
Проведите стартовый анализ скорости чтения. Определите глубину понимания, осмысления читаемого текста. Для этого прочитайте контрольный текст № 1. Результаты контрольного чтения занесите в таблицу в вашей рабочей тетради.
При работе с контрольными текстами руководствуйтесь следующими указаниями: Читайте текст в обычном для вас темпе так, как вы привыкли читать. Затем ответьте на вопросы к тексту, не заглядывая в текст. Ответы запишите. Обязательно зафиксируйте время чтения и вычислите - скорость чтения. По ответам на вопросы определите коэффициент понимания текста. Рекомендации по определению скорости чтения и коэффициента понимания текста даны ниже. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: знакомиться с вопросами до прочтения текста, читать текст дважды! При оценке ответов помните, что восприятие всегда субъективно, а поиск ответа на вопрос - это творческий процесс. Следовательно, возможны разные варианты ответов. Важно, однако, установить, все ли ФАКТЫ или ИДЕИ отражены в ваших ответах и какова глубина осмысления текста. Коэффициент понимания, характеризующий эффективность чтения, устанавливается следующим образом: Полный и правильный ответ - коэффициент понимания равен 0,1. Отсутствие ответа или неправильный ответ - коэффициент равен 0. Если вы правильно ответили на все вопросы, то коэффициент равен 1,0 (для удобства вычисления мы даем десять вопросов). При правильном ответе на один вопрос коэффициент будет равен 0,1. При двух правильных ответах он равен 0,2 ит. д. Для определения абсолютной скорости чтения вам достаточно знать количество знаков в тексте и время чтения текста. Скорость чтения вычисляется по формуле:

где Va - абсолютная скорость чтения, Q - количество знаков в тексте, Т - время чтения. Введя в формулу коэффициент понимания К
к=--^
(Формула принимает следующий вид: Т), вы
можете вычислить относительную скорость чтения Vr. Именно относительная скорость чтения приводится в нормативных таблицах. Существуют нормативные таблицы скорости чтения. С помощью этих таблиц вы можете установить, быстро ли вы читаете. Ниже мы даем некоторые из нормативов.
Таблица № 1
Нормативные скорости чтения
Итак, вы познакомились с требованиями к контрольному чтению.
Не забудьте зафиксировать время чтения!

Продолжаем очередной интернет-урок по окружающему миру. Сегодня мы узнаем для чего и как мы дышим…

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды — несколько суток, а без воздуха — несколько минут. Каждое мгновение клетки нашего организма нуждаются в кислороде, с помощью которого они получают из органических веществ энергию, необходимую для жизни. Без неё клетки погибают.

В отличии от питательных веществ, кислород нельзя запасти впрок. Вот почему питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно. Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют от углекислого газа, который выделяется при получении энергии.

Как же мы дышим? Воздух через ноздри попадает в носовую полость .

Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в гортань — дыхательное горло. Как вы помните, пища тоже поступает в глотку. Однако во время глотания пищи отверстие в гортань всегда закрывается. Но если во время еды человек вдруг заговорит или рассмеются, пища может попасть в дыхательное горло — человек поперхнётся, закашляет (защитная реакция организма). Об этих опасностях предостерегали еще в древние времена, об этом мы узнали из известной народной мудрости — пословицы: «Когда я ем, я глух и нем «…

Из гортани воздух попадает в трахею . Это небольшая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец. Трахея разветвляется сначала на две крупные трубки — бронхи , затем на более мелкие. Они ведут в лёгкие — парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки, затем — на очень мелкие и заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые оплетены тонкостенными кровеносными сосудами. Здесь происходит обмен газов между кровью и воздухом в лёгких.


А вы знаете, что в спокойном состоянии человеку нужно около 500 литров воздуха в час. При напряженной работе или занятии спортом клетки тела расходуют в 10-20 раз больше энергии и соответственно требуют больше кислорода: человек дышит глубже и чаще.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Как же мы дышим? Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка — диафрагма — опускается. Объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При вдохе мышцы расслабляются, и объём грудной клетки уменьшается.

А вы знаете зачем человек чихает и кашляет? При вдохе вместе с воздухом в дыхательные пути попадает множество микробов. Организм в большинстве случаев с ними справляется. Но если иммунитет человека ослаблен, то человек может не осилить микробы, и тогда человек заболевает.

Иммунитет -защита организма, это невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекциям.

Когда человек болеет, он частенько чихает и кашляет. И это, как не странно, хорошо. Ведь при этом организм избавляется от ненужных частиц. При чихании, например, прочищается носовая полость, при кашле — трахея, бронхи и лёгкие. Мы чихаем, когда в нос попадают частички пыли. Кашель спасает нас, когда в дыхательное горло попадают частички пищи. А во время болезни чихание и кашель освобождает дыхательные пути от слизи.

И ещё…

Так почему же кислород так важен для нас?

Дело в том, что человек постоянно тратит энергию. Она нужна для того, чтобы работали внутренние органы, чтобы организм мог расти или заменять старые ткани новыми.


Для получения энергии нашему организму нужен кислород. При образовании энергии организм выделяет углекислый газ. Это как бензин в автомобиле – без него машина не тронется с места.

Только человек тратит энергию, даже когда не двигается – спит, например. Ведь при этом и сердце бьётся, и лёгкие работают. Даже волосы растут. Вот для постоянного получения энергии и нужен кислород. В тканях организма кислород присоединяется к веществам, богатым энергией, эта энергия высвобождается, и наше тело может использовать её для работы или строительства.

Когда богатые энергией вещества отдают энергию, образуется углекислый газ. Но он нам не нужен. Вот организм и выделяет его в кровь, которая несёт этот газ в лёгкие.

И мы его выдыхаем! Зачем с собой отходы таскать!

Смотрим фильм…

Берегите себя! Почаще бывайте на свежем воздухе! Проветривайте комнаты! Убедите ваших родителе, что курение — это самое опасное занятие для органов дыхания…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!