Описание алеши из произведения детство. Алеша Пешков - главный герой образ по повести Детство (Горький Максим)


Трилогия М. Горького, в которой он рассказывает о своей нелегкой жизни, состоит из трех частей: “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”. Повествование о детстве Алеши Пешкова, который прошел через множество испытаний, вызывает особое чувство теплоты и сопереживания по отношению к герою.

Много людей окружало мальчика, но особенно ярким является образ бабушки Акулины Ивановны. Пожалуй, это один из наиболее возвышенных женских образов в русской литературе. Читая эту книгу, мы знакомимся с жизнью людей в России в дореволюционный период. В первой части трилогии - “Детство” – автор передает видение мира ребенком, создается впечатление, что он запомнил все, что происходило с ним в детстве, детально.

Перед Алешей открывается окружающий мир не целиком, во всем его многообразии, а отдельными сценами, которые мало связаны между собой. Он еще не способен оценить их смысл. В жизни мальчика происходят трагические события: умирает отец, рядом с гробом - рожающая мать. Таковы первые страницы произведения. С них начинается жизненная правда – страшная и достоверная. Эта правда жизни не может не привлечь читателя к этой книге, ведь здесь описание слишком реально, чтобы ему не верить. Этой реальности часто недостает жизнеописаниям других авторов. Горький сознательно избегает в своем произведении взрослого понимания образов, людей, событий, не говорит он и о своем личном житейском опыте.

В авторском повествовании нет даже множества литературных приемов. Все события, характеристики людей подаются просто, с точки зрения ребенка. Интересно, что, прочитав книгу, мы не получаем ответы на многие вопросы: по какой причине состояние деда становится хуже, почему исчезает время от времени мать, зачем требуется переезжать в другой дом. Многое нам становится ясно из рассказов бабушки, но часть эпизодов остается за кадром. Однако подобная ограниченность позволяет видеть мир глазами Алеши Пешкова.

В жизни мальчика большое значение имели книги. Посредством них он познавал красоту и величественность мира. У Алеши можно учиться вдумчивому чтению книг. Он умел отличать хорошую литературу от плохих книг. Научился мальчик этому путем повторного прочтения. Герой Горького учился тренировать свой ум, у него не было школьных авторитетов. Например, он сам почувствовал гениальность Пушкина, для этого ему не потребовалась ничья подсказка. По словам героя, Пушкин настолько поразил его простотой и музыкальностью стиха, что в течение долгого времени проза казалась ему неестественной, даже читать ее было как-то неловко. В этом, конечно же, большая заслуга бабушки Алеши. Именно она научила его любить поэзию и видеть красоту родного языка. С детских лет мальчик слушал ее песни и сказки, проникался любовью к родной земле, природе и слову.

Сегодня ровесники горьковского героя не любят читать. А ведь именно книга научила Алешу Пешкова стойкости, умению справляться с любым испытанием, умению искать смысл жизни. Герой Горького искал путь в жизни, он считал, что каждый человек должен посвятить свою жизнь значительному делу. Мне кажется, что Алеша нашел свой путь.

Обновлено: 2012-05-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

/ / Алеша Пешков

Главным героем автобиографической повести Максима Горького был Алеша Пешков. После смерти своего отца, Алеша переехал в дом к своему деду и бабушке. Дом деда был пропитан мрачной, угрюмой атмосферой и именно в этом доме начал формироваться характер мальчика. Сразу хочется отметить, что эта неприятная атмосфера, царившая в дедовском доме, практически не отразилась на сознании Алеши.

Переехав к деду, маленький Алеша столкнулся с жадностью, беспощадностью, алчностью, самолюбием своих родственников. Деда он невзлюбил с первых дней, потому что не понимал его злости и жестокости. Также Алеша испытывал негативные эмоции к своим дядьям.

Кроме них, в доме деда, жил мастер Григорий. Это был старый и уже слепой человек. Так вот, дедовские сыновья и дядья часто издевались над слепым стариком, а затем тихонько наблюдали, как том мучается. Мальчику такие занятия были не по душе. Он относился к Григорию с сожалением и никогда не потешался над ним. Алеша даже иногда пытался поговорить со стариком, хотя тот не особо любил это дело.

Алеша Пешков не любил ходить на улицу и резвиться там с соседской ребятней. Дворовый мальчишки постоянно обсуждали драки, которые происходили в дедовском доме и смеялись над Алешей.

До переезда к деду, Алеша никогда не знал, что детей можно бить. Теперь он частенько и сам получал за малейшую шалость. Дед любил такой метод воспитания. Первое время Алеша пытался сопротивляться деду, но потом начал воспринимать это, как должное. Больше всего мальчику раздражали моменты, когда дед избивал бабушку. Алеша пытался заступиться за нее, но это приводило деда в еще большую ярость.

Единственным близким и родным человеком для мальчика была его бабушка. После того, как умер отец Алеши, бабушка заменила его. А когда уехала мама мальчика, бабушка полностью заменила ему родителей. Бабушка была очень образованным и мудрым человеком. Она знала множество историй, сказок и стихотворений, которые не редко рассказывала мальчику. Давала ценные советы, которыми всегда пользовался Алеша.

Алеша Пешков рос очень добрым и отзывчивым мальчиком. Он помогал нуждающимся, сочувствовал обиженным, в злых людях пытался найти что-то доброе и светлое. Внутренний голос мальчика всегда подсказывал ему, какие люди по-настоящему добрые, а какие злые.

Только двух людей, которых мальчик повстречал за время жизни у бабушки и деда, Алеша частенько вспоминал. Это были сказочный герой Цыганок и старый человек Хорошее Дело. Именно эти два персонажа научили мальчика разбираться в людях и дали Алеше много нужных советов, которыми мальчик вскоре воспользовался.

Образ Алеши Пешкова – это образ доброго и чистого человека, умеющего творить добрые дела. Среди жадности, злости, самолюбия он умел отыскать доброту и любовь.

Описание Алеши как описание Горьким самого себя в повести "Детство"

"Детство" М. Горького - это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек.

Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка - жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.

Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые,с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.

Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.

Повесть «Детство» - это автобио-графическое произведение М. Горь-кого, главный герой которой - Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и ба-бушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировал-ся характер Алеши. Хотя нужно ска-зать, что она почти не повлияла на ми-ровоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрю-мые, жадные, самолюбивые. Маль-чик сразу же не полюбил деда, кото-рый показался ему злым и даже не-много жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновья-ми подшучивали над ним, насмеха-ясь над его слепотой. Они шутки ра-ди могли обидеть мастера и спокой-но смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих «свинцовых мерзостях», он не прини-мал таких шуток. Мальчик иногда го-ворил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, по-тому что встречал там ребят, кото-рые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод по-смеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следую-щий раз его уже не пускали за воро-та. До того как Алеша стал жить в до-ме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед нака-зывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротив-лялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабуш-ку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил свое-му деду об этом, но тот злился еще больше. Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смер-ти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рас-сказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хоро-шие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездо-ленным людям, а среди злых старал-ся найти хороших и искренних. Маль-чик тянулся к людям и каким-то неве-домым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За вре-мя жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-на-стоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привя-зан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цы-ганок был сказочным героем, а Хоро-шее Дело всегда давал ценные сове-ты, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молча-ли, думая о чем-то своем. Хотя Хоро-шее Дело никто не любил и Алеше за-прещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спо-койно мог все рассказать ему, поде-литься своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в ка-кой-то мере научил его жить и пони-мать других людей.

Мне понравился этот мальчик, по-тому что у него доброе и чуткое серд-це, потому что он выделяется из тол-пы мрачных, нежизнерадостных лю-дей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не час-то. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолю-бивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

Главный герой автобиографической повести «Детство». Мальчик со сложной судьбой, на долю которого выпала масса несчастий, бедности и насилия после смерти отца.

История создания

Очерк, из которого впоследствии выросла повесть «Детство», назывался «Бабушка Акулина» и был опубликован в «Самарской газете» в 1895 году. Работа над повестью, тем не менее, затянулась, и закончил Горький этот текст только в декабре 1913 года в Италии.

Повесть «Детство» в 1938 году легла в основу биографического фильма «Детство Горького», который вышел на студии «Союздетфильм». Режиссером ленты стал Марк Донской, а роль Алеши Пешкова исполнил актер Алексей Лярский.


Литературоведы считают, что «автобиографическую» трилогию Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты» считать достоверным описанием жизни писателя в ранние годы нельзя. Это не художественные тексты, и реальные события здесь в значительной мере искажены воображением Горького. Повлиял на эти повести также и контекст, то, что тексты создавались в революционную эпоху с учетом новых обстоятельств и запросов общества.

Горький мифологизировал истории семейств Пешковых и Кашириных, и главный герой – Алеша Пешков – не всегда отождествляется собственно с Горьким. Кроме персонажей и событий, которые имеют под собой реальную основу и базируются на воспоминаниях Горького о детстве, в тексте много вымышленных эпизодов и героев. Считать повесть в буквальном смысле биографией писателя нельзя.


В Нижнем Новгороде во дворе Музея детства Максима Горького в 1957 году поставлен памятник «Алеше Пешкову», который изображает самого писателя в детстве с книгой в руках.

Повесть «Детство»

Имя главного героя повести «Детство» совпадает с настоящим именем самого Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. У Алеши хрупкая внешность - длинный рост при тонкой и легкой фигуре, курносый нос, заметные скулы. При этом герой ловок и силен для собственных лет.

Алеша Пешков легко учится, быстро осваивает чтение и арифметику, но терпеть не может письмо и скверно понимает грамматику. У героя цепкая память и упрямый характер.


Родители Алеши первоначально живут в Нижнем Новгороде, во флигеле, окруженном садом. Там и рождается герой. Затем маленький Алеша вместе с семьей переезжает в Астрахань. Ранняя жизнь героя наполнена беззаботностью и счастьем. Мальчику редко случается плакать, к Алеше не применяют физических наказаний. Жизнь с родителями остается ярким пятном в памяти героя.

Отец героя - один из немногих положительных образов в повести, человек веселый и добрый. Однако он рано умирает, заболев холерой. Вслед за отцом умирает и новорожденный брат Алеши. После этого мать и бабушка героя вместе с мальчиком возвращаются в Нижний Новгород.

Там Алеша Пешков живет в семье матери – в доме Кашириных, где царит враждебная атмосфера, а люди ненавидят друг друга. Родственники постоянно ссорятся и даже дерутся. Непривычный к такой обстановке Алеша страдает, но пытается скрыть это состояние, ввязываясь в драки с мальчишками на улице и озорничая. Герой часто возвращается домой с расквашенным носом.


Дед Алеши - сухой старик, агрессивный человек, склонный к домашнему насилию, владелец красильной мастерской. Дед избивает героя розгами и однажды забивает мальчика до бессознательного состояния, так что герой некоторое количество дней проводит, болея. Насилие сделало Алешу необыкновенно обидчивым и чувствительным к боли. По мере того, как герой взрослеет и становится сильнее, дед все реже поднимает на него руку, обходясь руганью. Сам герой начинает часто нарушать запреты деда.

Мать Алеши бросает сына на произвол деда и совершенно не интересуется воспитанием героя. В доме также живут дядья Алеши – взрослые мужики с семьями. Те не слишком рады появлению сестры с ребенком. Дядья Алеши - никудышные хозяева, и при этом давно мечтают разделить семейное имущество и разъехаться. Однако дед, предвидя, что это не закончится ничем хорошим, не отдает тем наследство. Единственным «положительным» человеком в доме оказывается бабушка, которая балует и защищает Алешу.


Кадр из фильма "Детство Горького"

В доме также живет приемный сын Иван Цыганок, которому дед постоянно грозит отписать хозяйство целиком, чем раздражает сыновей. Цыганок - надежный молодой работник с самостоятельным характером, мастер в своем дела, и этим нравится деду героя. Алеша знакомится с Цыганком и быстро с тем сходится, однако вскоре Цыганок погибает, придавленный громадным тяжелым крестом, который переносил вместе с дядьями героя. Дядья этой смерти необыкновенно радовались.

Жизнь в дедовой семье, в доме Кашириных, мрачна, тяжела и тосклива, из-за чего героя время от времени мучают приступы депрессии, когда Алеша «жил, как в глубокой яме... слепой и полумертвый». Справиться с обстановкой герою помогают размышления о Боге. Религиозное чувство было единственным светлым и вдохновляющим чувством в жизни героя, в то время как реальная жизнь с жестокостью и грязью только возбуждала в Алеше отвращение и обиду.


Главные герои повести "Детство"

С возрастом Алеша совсем перестает опасаться деда и «отбивается от рук». Мать отдает героя в школу, где тот учится сносно, но все равно оказывается под угрозой отчисления из-за хулиганского поведения. Несмотря на равнодушие к учебе, герой любит книги. Однажды на украденные у матери деньги Алеша покупает сказки Андерсена, которые с удовольствием читает. Однако мать избивает героя и отнимает книги.

В конце концов красильная мастерская деда все-таки отходит дядьям, а Алеша с дедом и бабушкой переезжает в новый дом. На новом месте у героя появляются новые приятели, среди которых – парализованный мальчик Ленька. Парни вывозят того из дома на тележке, которую специально для этого соорудили.

Мать тем временем выходит замуж второй раз, и Алеша становится свидетелем того, как отчим бьет женщину ногами. Позже герой вместе с бабушкой ютится в кухне, в то время как мать с новым мужем живут в двух комнатах.


Жизнь Алеши и бабушки финансово обеспечивает дед, однако дела у того идут скверно. После раздела мастерской и банковского краха старик лишается средств. Дед распродает добро, нажитое за долгие годы, но этих денег не хватает на жизнь. В конце концов дед Алеши впадает в нужду и превращается в попрошайку, который перебивается случайной милостыней.

После того как дед разоряется, и самому герою, и бабушке приходится подыскивать работу, чтобы выжить. По утрам мальчик с мешком обходит дворы, собирая бумагу, тряпки, гвозди и говяжьи кости, а затем продает собранную макулатуру и тряпки ветошникам по двугривенному за пуд. Деньги эта «подработка» приносила крошечные, поэтому Алеша начал воровать дрова на лесных складах.

Герой становится уличным мальчишкой и заводит приятелей среди других таких же оборванцев. Такая жизнь куда больше по душе Алеше, чем жизнь в семье. На улице герой ощущал себя независимым и испытывал симпатию к товарищам, которым постоянно хотел «сделать что-нибудь хорошее». Мальчишки жили дружно и не дрались друг с другом. В семье же герой чувствует одиночество, недовольство, злость и называет происходящее дома «безжизненной чепухой».


Алеша Пешков (кадр из фильма "В людях")

Закончив второй класс, герой бросает школу и возвращается к уличной жизни и работе. Тем временем мать Алеши умерла из-за чахотки, и уже через пару дней после похорон дед выгнал героя из дома. Так Алеша отправился «в люди» - стал жить самостоятельно.

Единственным значимым человеком в семье для Алеши Пешкова стала бабушка - добрая и неугомонная старуха по имени Акулина, которая оставалась лучшим другом героя на протяжении жизни. В детстве герой узнал горе, но во многом благодаря бабушке смог сохранить доброе сердце.

Цитаты

«Правил у нас много, а правды нет».
«Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, все чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на все, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе».
«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».
«- Маленьких всегда бьют? - спрашивал я.
Бабушка спокойно отвечала:
«Было приятно, что она ни на кого не похожа, но грустно, что говорит она мало, а если не спрашивать ее, так она и совсем молчит».
«Долго спустя я понял, что русские люди по нищете и скудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!