Основная мысль басни коты и мыши.

Кот и повар рисунок

Басня Кот и повар читать текст

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Кот и повар

Мораль сей басни такова: не стоит быть слишком пылким на речи и ругать кого-то в то время, когда стоит действительно показать свою власть, а не мелочиться с речами. Всегда стоит помнить, что слово - это слово, а дело - это дело.

Слова - это только слова, и не всегда они могут помочь. В связи с этим нужно почаще проявлять свою власть, а не тратить силы на слова, поскольку они могут быть просто бесполезными.

Анализ басни Кот и повар

В данном случае Повар допустил ошибку уже в том, что оставил кота сторожить съестное, ведь логично было предположить, что тот может его просто-напросто уничтожить. Как только он вернулся, увидел то, что и следовало увидеть: хитрый Кот съел весь торт и сидя в углу уже завершал поедание его остатков. В данной ситуации самым подходящим действием стало бы отбирание у Кота последних кусков торта и его наказание, но Повар не стал тратить на это силы. Возможно, он был просто глуп и не понимал, что это нужно сделать. Но скорее всего Повар просто не хотел утруждаться. Он сделал вид, что возмущён и просто помолол языком, не сделав, по сути, ничего нужного для возмещения съеденного Котом торта. Стоит отметить, что он отлучился именно из поварни, поэтому торт был не его личным, а значит, он не так сильно переживал, как если бы это был его торт.

Сам Кот же в этой ситуации оказался самым хитрым и самым довольным, ведь он получил всё, что хотел, наелся торта, а при этом ещё и не получил никакого наказания. Слова для Кота не возымели должного эффекта, поэтому он смело продолжал есть казённый торт, в то время, когда Повар пытался высказать ему своё возмущение. Васька просто слушал грозные речи Повара, при этом не отрываясь от пищи. Всё дошло до того, что когда Повар закончил свою ругань, Кот закончил поедание остатков еды.

Повар решил сходить в кабак. И чтобы мыши не съели еду, оставил кота за ней приглядывать. Но, вернувшись, видит, что кот поедает съесное. Повар начинает ругать кота. И не понимает, что нельзя было оставлять такого "охранника".

Герои басни (персонажи)

  • Кот - сторожит еду
  • Повар - допускает ошибку

Слушать Басню Крылова Кот и повар

По мотивам басен «Коты и мыши», «Сорока-наушница».

Первая басня «Коты и мыши» о коте Василии, работающем на складе. Однажды, он праздновал свой День рождения и принимал от гостей подарки. Скромный и добродушный кот Тимофей принёс имениннику в подарок мышь. Поморщился кот Василий и сказал, что теперь он мышей не ест, а кушает сметану, масло, колбасу, даже такую, что не продают. Оказалось что он работает на складе и жрёт то, что должен был стеречь.

Вторая басня «Сорока-наушница» о сороке-наушнице. Сорока запросто к орлу домой ходила, что само по себе странно, но сорока была подругой юности сестры жены орла. Орёл в облаках над прочими парил и в силу этого от жизни оторвался. С сорокой он общался по прихоти жены. А сорока рада рассказывать и о соловье, который своими концертами перебивает кваканье милых лягушек, и о скворце, который каждую весну скворечницу меняет, и о дрозде который как осень, так глядит в заморские края. Так сорока трещит без умолку, а орёл о птицах формирует мнение.

Союзмультфильм
1966 год
Продолжительность: 09:05

Смотреть · YouTube

Кот Тимофей — открытая душа, Коту Василию принёс в зубах мыша: Кот Васька отмечал день своего рожденья И принимал преподношенья... Увидев дичь, что гость ему принёс, Хозяин проурчал, брезгливо морща нос: “Спасибо, брат! Но только зря старался! Давно прошли те дни, Когда мышами я питался... Уж ты меня, дружище, извини!” Смущённый гость был удивлён безмерно: Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно! Хотел переспросить, но... подали обед: Сметану, масло, сыр, печёнку и паштет, Колбасы всех сортов и даже Такую колбасу, которой нет в продаже!.. К столу всё новые закуски подносили. Тимошка-кот наелся до ушей. “Вот так, брат, и живём... — мурлыкал кот Василий, — Обходимся, как видишь, без мышей!” . . . Когда бы у меня читатели спросили, О чём завел я в этой басне речь, Я им ответил бы, что данный кот Василий Жрал то, что должен был стеречь! А этаких котов, не ловящих мышей, Из кладовых пора бы гнать взашей!

Сорока запросто к Орлу домой ходила (Что уж само собой довольно странно было, Хотя не нам судить О том, как Жить орлам, с кем дружбу им водить, Но в данном случае Сорока та была Подругой юности сестры жены Орла...). Орёл, что в облаках над прочими парил И в силу этого от жизни оторвался, По прихоти жены с Сорокою общался, Ей лично лапку жал и с нею говорил. Сорока верещит, Сорока в курсе дел: Тот — свил себе гнездо, а этот — улетел... Орёл в два уха слушает Сороку, А у неё любое лыко в строку: “Я слышала на днях, как Соловей поёт. Подумать только, с кем концерты он даёт: Как ночью на пруду заквакают лягушки, Он начинает вторить им с опушки...” — “Ну, а Скворец?” — “Ах, это ли певец! Сказать по совести, он только то и знает, Что каждую весну скворечники меняет...” — “Что скажешь про Дрозда?” — “Признаюсь, не тая, Как осень, так глядит в заморские края...” Сорока верещит без всякого стесненья — Орёл о птицах формирует мненье... . . . Иной, что мнит себя на должности Орлом, Таких наушниц держит под крылом!

Над фильмом работали:
Автор сценария:
Режиссёр: Фаина Епифанова
Художник-постановщик: Гражина Брашишките
Композитор: В. Дашкевич
Оператор: Б. Котов
Звукооператор: Б. Фильчиков
Художники-мультипликаторы: И. Подгорский, К. Чикин, В. Арбеков, Г. Баринова, Е. Комова, В. Зарубин, В. Долгих
Ассистенты режиссёра: Н. Сумарокова, А. Буравлев, М. Трусова
Роли озвучивали: А. Консовский , Е. Понсова
Редактор: Р. Фричинская
Директор картины: Г. Кругликов

Цель: расширить представления детей о басне, познакомить с термином «эзоповский язык»; развивать внимание, мышление, воображение, речь; прививать любовь к классической литературе.

Учитель . Ребята, расшифруйте, пожалуйста, как звучит тема сегодняшнего нашего разговора. (Запись на доске.)

Ответ. О БАСНЕ.

Понятие «басня» у нас неразрывно связано с именем Ивана Андреевича Крылова, популярнейшего русского баснописца, хотя басни пробовали писать и другие авторы. Можете ли вы назвать кого-нибудь из них? (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. В. Михалков).

Имеете ли вы представление о том, что такое басня?

Ответы детей.

А сможете ли отличить басню от другого жанра? Попробуйте.

После чтения каждого произведения учитель просит высказать свое мнение и попробовать обосновать его.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».

(Басня. Л.Н. Толстой — «Два товарища».)

Кот Тимофей — открытая душа,

Коту Василию принес в зубах мыша:

Кот Васька отмечал день своего рожденья

И принимал преподношенья.

Увидев дичь, что гость ему принес,

Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:

«Спасибо, брат! Но только зря старался!

Давно прошли те дни,

Когда мышами я питался...

Уж ты меня, дружище, извини!»

Смущенный гость был удивлен безмерно:

Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!

Хотел переспросить, но... подали обед:

Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,

Колбасы всех сортов и даже

Такую колбасу, которой нет в продаже!..

К столу все новые закуски подносили.

Тимошка-кот наелся до ушей.

«Вот так, брат, и живем... — мурлыкал кот Василий, —

Обходимся, как видишь, без мышей!»

Когда бы у меня читатели спросили,

О чем завел я в этой басне речь,

Я им ответил бы, что данный кот Василий

Жрал то, что должен был стеречь!

А этаких котов, не ловящих мышей,

Из кладовых пора бы гнать взашей!

(Басня. С. Михалков — «Коты и мыши».)

Если где-то нет кого-то,

Значит, кто-то где-то есть.

Только где же этот кто-то

И куда он мог залезть?

(В. Берестов — «Искалочка».)

Кит — самый большой зверь на свете. Он живет в море, плавает в воде, как рыба.

Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.

Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.

(Е. Чарушин — «Кит».)

Лиса, не видя сроду Льва,

С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.

Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,

Но уж не так ей страшен показался.

А третий раз потом

Лиса и в разговор пустилася со Львом.

Иного так же мы боимся,

Поколь к нему не приглядимся.

(Басня. И. Крылов — «Лев и Лисица».)

БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах. Героями басни становятся не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. В начале, или в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль. Она называется... Прочтите, как она называется. (Рисунок на доске.)

Ответ. МОРАЛЬ.

Постарайтесь вспомнить названия басен И. А. Крылова, мораль из которых я назову.

. «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)

. «А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить». («Кот и Повар»)

. «Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)

. «За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он кукушку». («Кукушка и Петух»)

. «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)

Способ, с помощью которого выражена главная мысль в басне, называется эзоповским языком.

Что же это за язык такой? Эзоп — самый известный древнегреческий баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на разные языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих писателей последующих эпох. Эзоп — полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Известно, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений. Считается, что именно он первым начал сочинять басни, проявляя удивительное остроумие и находчивость и открыв язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намеками. Басни Эзопа были написаны прозой — ярко, ясно и просто. Они составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть.

В России же всех баснописцев XVIII—XIX веков затмил, как вы уже догадались, Иван Андреевич Крылов. Эзоповским языком он овладел в совершенстве. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду, о которой хотел поведать читателям, но которую нельзя было сказать напрямик, чтобы не навлечь на себя гнев правителей.

Напомню вам басню «Мартышка и очки».

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

В этой басне под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен «невежда познатней», который гонит все полезное, в том числе и науку. Наука делает человека более зорким и дальновидным — как очки; но мартышки, кривляющиеся у трона, могут разбить эти очки.

В баснях «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак» автор осмеял Государственный совет и его руководителей за их неспособность к полезным политическим действиям.

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»,

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Со времени написания крыловских басен прошло очень много лет. И пусть мы не всегда знаем, по какому поводу они были сочинены, кого хотел осмеять, ославить автор, но, тем не менее, его произведения нам интересны, они остроумны и поучительны, мы с удовольствием их читаем и знаем многих их героев.

Герою из левого столбика найдите пару среди героев правого столбика.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!