Основная мысль как неожиданно и ярко. Анализ стихотворения тютчева как неожиданно и ярко

Весь жизненный путь Фёдора Ивановича Тютчева представляет собой особенный образец любви и преданности к своему Отечеству. Что касается личных отношений, которые вдохновляли и оказывали огромное влияние на его творчество, то все они были настоящими.

Да, поэт был любвеобильным человеком, его жизнь была запутана и многогранна. Но каждая его любовь была искренней, откровенной, душевной. Всё это находило своё место в стихах. Многие лирические произведения автора имеют сокровенный философский смысл, хотя сразу может показаться, что они просто о природе. Именно таким стихотворением является «Как неожиданно и ярко».

Особенности творчества Федора Ивановича

Фёдор Иванович за время своего творчества создал множество разноплановых литературных произведений с лирическим направлением. Такие шедевры в значительной степени смогли обогатить русскую литературу и украсить ее с учетом всевозможных изысков. Многие критики прошлого и современного века считают Тютчева достоянием России.


Поэты во все времена искали вдохновения из разных источников. Это и разносторонние личности, и природные ландшафты, отличающиеся особенной натуральностью, и рассуждения на тему бытия с философским подтекстом, и, конечно, отношения, завязанные на любви.

Женщины, изменившие судьбу автора

Фёдор Иванович Тютчев за время своей жизни был женат дважды. Находясь в браке во второй раз, он встретил весьма красивую и привлекательную девушку. Звали ее Еленой Денисьевой. Именно она больше других пленила сердце лирического творца и вдохновила его на создание многочисленных произведений.

Поздняя любовь взбудоражила внутренний мир Фёдора Ивановича. Он душой и телом отдался завязавшемуся новому роману. Ему уже совершенно было не важно, что на самом деле происходит в его семье, что о нем думает супруга, как заговорит общественность. Одновременно с этим автор многих произведений сохранял частичку любви, относящейся к своей жене.

Для возлюбленной Фёдора Ивановича – Лены Денисьевой – данная любовь стала настоящим испытанием. Роман, который возник между ними, привел к ссоре практически со всеми родственниками. Отец девушки от нее отказался, ранее близкие друзья и любимые родственники перестали общаться, а окружающие, посторонние ей люди, осуждали. Этот союз принес много боли Денисьевой, которая постоянно страдала от таких отношений, но выбрала любовь, вместо общественного признания.

Это была непросто страсть. Влюбленные люди провели вместе порядка четырнадцати лет. Следует отметить, что все это время Фёдор Иванович был женат, и расходится не собирался, а положение Елены всегда было сомнительным. Более того, дипломат обманул свою возлюбленную, сказав, что он женат в третий раз, а значит церковь не разрешит ему жениться в четвёртый раз. В XIX веке закон религии разрешал только три брака.

Конечно, Фёдор Иванович понимал всю двусмысленность их отношений, это тяготило его. Он один за другим писал своей любимой стихи и собирался выпустить их в одном сборнике. Правда, Елена не дожила до этого. Позже эти стихи будут объединены в так называемый «Денисьевский цикл».

Когда умерла последняя любовь поэта, он был надломлен как никогда. Такой удар буквально выбросил дипломата на обочину жизни, которая подготовила один за другим новые удары судьбы - в тот же год умирают два ребёнка Фёдора Ивановича от Елены.

Стихи, написанные Тютчевым, после смерти Денисьевой, переполнены болью и тоской по любимой. Стих «Как неожиданно и ярко…» написан сразу же после годовщины смерти любимого человека. Здесь отслеживается резкая смена настроения, которая произошла спустя время. С этого момента поэт начал совершенно по-иному воспринимать жизнь и в строках старается максимально точно передать данные перемены в его внутреннем мире.

Анализ стихотворения «Как неожиданно и ярко…»

Произведение весьма чувственно передает читателю картину неба. Здесь отслеживается особенная философская мысль. Лирический герой смотрит в небеса, так как именно им противопоставлена жизнь на земле. Он дает понять, что жизненный путь – это временное явление, а небеса способны скрывать вечность.

Фёдор Иванович дает читателю понять, что не каждая земная личность, получившая покой, способна попасть именно в Царство Небесное. У каждого имеются свои грехи, которые влияют на расположение души после смерти. Строки в произведении сочетают в себе противопоставление земли и небес.

В произведении имеется огромное количество всяческих исключительных образов, которые позволяют максимально качественно соединить два различных мира. Ярким примером такого образа является радуга, которая начинается на земле и заканчивается где-то глубоко в небесах. Данное тщательно описанное явление воспринимается как автором, так и читателями в виде моста, который появляется после угрюмого дождя. Для Тютчева радуга – это благоволение, направленное к человечеству. Автор также отмечает, что данное явление быстротечно и ему предоставлен слишком короткий промежуток времени, а хотелось бы больше. Автор описывает время появления радуги как мгновение, своеобразный миг, направленный в бесконечность. Если вы уловили этот миг, а также почувствовали его – вы стали свидетелем вечной красоты и данная вечность останется в вашей душе надолго в виде некого отпечатка…

Радуга – это мимолетное природное явление, определенная частица небесного простора. Именно с её помощью автор старается передать читателю, что люди точно так же временны и бренны. Рано или поздно все заканчивается, как бы ни суетился и что бы из себя не представлял человек. Автор в стихотворении пишет, что время ушло, как и дыхание, и жизнь.

Как во многих стихотворениях Фёдора Ивановича, начинается произведение с простого наблюдения за определенным природным ландшафтом. Здесь описана природа до мелочей, а также максимально раскрыты наиболее значимые вещи. Все это позволяет создать в воображении читателя максимально красочную картину, захватывающую дух.


Постепенно смысл произведения «Как неожиданно и ярко…» переходит от обзора и описания значимости натуральной природы к человеческим личностям и значимости людей в круговороте вещей в природе. Тютчев приводит разнообразные рассуждения о том, что жизненный путь каждого человека непродолжителен и рано или поздно каждому придется вернуться к своим истокам, именно на то место, где когда-то зародилась его душа и была послана на землю.

Рассуждения такого плана, по мнению многих критиков того времени и современности, помогли справиться с проблемами, тоской и сильной болью, которые случились после потери любимого человека. Автор дает читателю понять, что люди на самом деле не умирают, а переходят в дальнейшую, по-особенному вечную жизнь.

Именно с этого момента Федор Иванович смотрит на мир совершенно по-иному. Взгляд на небо описан максимально искренне и представляет собой суждение, что человек, который попал в иной мир, получит лучшее, нежели то, что с ним было на земле. Автор прекрасно понимает, что по-другому произойти не могло и природа человека такова, что рано или поздно каждый окажется в иной реальности. Тютчев надеется на лучшее, что ждет его любимую на том свете. Следует отметить, что гнева в отношении неба совсем нет, он не описывает его с ропотом и отчаянием, а ищет особенную связь человека и единение его с природой.

В произведении «Как неожиданно и ярко…» Фёдором Ивановичем Тютчевым затронуты самые глубокие чувства, которые когда-либо может испытывать человек. Именно из-за этих чувств автор постоянно страдал и ощущал в чем-то свою вину. Многие годы потребовались поэту, чтобы полностью осознать, что мир не вечен и все хорошее рано или поздно заканчивается.

Ощущения и мысли, используемые в стихотворении «Как неожиданно и ярко…», давали вдохновение писателю каждый год. Перечитывая своё же произведение, он излагал в стихах новые мысли, чувства и ощущения.

Именно любовная лирика занимала в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева особое место, а также помогла справиться с горечью и болью в душе, которые терзали его в различных жизненных ситуациях. Автор переосмыслил свое отношение как к смерти, так и к жизни. Со временем он начал правильно оценивать свой человеческий путь, который вел его по земле и понимал, что жизнь – это просто начало.

Многие годы для Ф. И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым» . В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что- то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою! » И в этом была его драма.

Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. "Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей", - пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.

Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » и день спустя "Как неожиданно и ярко …". Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: "воздвиглась", "вонзила", "изнемогла". Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением "Накануне годовщины… ". В ней тоже много шипящих: "ушло", "дышишь", "живешь". А глагол "побледнело" коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому.

«Как неожиданно и ярко…» Фёдор Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Анализ стихотворения Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

Немолодой поэт тяжело переживал безвременную кончину Елены Денисьевой, своей трагической музы и гражданской жены. Летом 1865 г., в годовщину ее смерти, появился стихотворный текст, поражающий контрастным сочетанием светлых и трагических интонаций.

Произведение начинается с пейзажной зарисовки, главной деталью которой становится радуга. Интересно, что в тексте не встречается прямое «будничное» наименование природного явления. Вместо этого автором используются возвышенно-поэтические определения: «воздушная арка», «радужное виденье». Перечисленные метафоры поддерживаются книжной лексикой, среди которой выделяются примеры «воздвиглась» и «изнемогла». Художественные средства призваны подчеркнуть необычность и торжественность появления яркого природного образа, выделяющегося на синем небе.

Огромный размер радуги - предмет содержания следующего эпизода. Разноцветную дугу характеризуют четыре глагола: прием оживляет образ, награждая его антропоморфическими качествами и наделяя способностью к самостоятельным поступкам. Глагольный ряд демонстрирует постепенное угасание активного начала. Если в начале перечисления стоит лексема с коннотациями силы «вонзила», то завершает его слово «изнемогла», обозначающее потерю физической мощи.

Акцентируя внимание на красоте атмосферного явления, лирический субъект подчеркивает его мимолетность. Эта мысль, которая появляется в первых четырех строках, получает развитие в заключительном эпизоде. Здесь восторженные интонации, передаваемые синтаксисом, соседствуют с эмоциональными разговорными репликами. Последние идут по нарастающей, вовлекая читателя в ситуацию при помощи лирического «ты» и глаголов в повелительном наклонении: «лови», «смотри». Восхищение сменяется растерянностью, и синтаксические конструкции отражают смену настроения героя: восклицания уступают место риторическому вопросу.

Финальное двустишие содержит философский вывод, навеянный прекрасным, но быстротечным видом. Он сообщает лирическому адресату о бренности земной жизни и неизбежности горьких потерь.

Двухчастное строфическое деление произведения характерно для тютчевского стиля. Структурное напряжение, которое достигается при помощи композиции и ритмико-интонационных средств, позволяет передать изменения природных картин и оттенки настроения лирического субъекта.

Сочинение

Многие годы для Ф.И. Тютчева число 15 июля было «блаженно роковым». В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву – прекрасную русскую девушку. Любовь в нем вспыхнула сразу же, как будто что-то ударило в сердце. К этому моменту Тютчев был уже дважды женат, но он отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким маленьким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!» И в этом была его драма.
Но еще в большей степени угнетало «людское суесловие» вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, Тютчев принес в жертву своей любви положение в обществе. Для Елены ситуация оказалась гораздо сложнее, ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. За те четырнадцать лет, что они прожили вместе, ей пришлось пережить многое. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. "Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей", - пишет Тютчев в одном из стихотворений, посвященных ей.
Тютчев, несмотря на все мольбы Денисьевой, не узаконил свои отношения с ней, о чем часто сожалел после ее смерти. И считал себя виновным в произошедшем. Каждую годовщину ее смерти (4 августа 1864 г.) Тютчев переносил очень тяжело. Он заново переживал боль утраты любимого человека. За день до первой годовщины ее смерти, 4 августа 1865г, он написал стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и день спустя "Как неожиданно и ярко …".
Эти стихотворения были созданы Тютчевым практически одновременно, с промежутком в два дня. Оба относятся к Денисьевскому циклу, однако совершенно не похожи друг на друга. Даже размер у них разный. Несмотря на то, что большинство стихотворений Тютчев писал ямбом, "Накануне годовщины…" написан хореем.
А обращения "друг мой милый", "ангел мой" отдаляют действие стихотворения от реального мира. Все стихотворение пропитано ожиданием чего-то необъяснимого, нереального.
Стихотворение "Как неожиданно и ярко…" имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие "н", "л" и "м":
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" делают стихотворение более ярким, красочным. Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: "воздвиглась", "вонзила", "изнемогла". Только последняя строфа имеет окраску, сходную со стихотворением "Накануне годовщины…". В ней тоже много шипящих: "ушло", "дышишь", "живешь". А глагол "побледнело" коренным образом изменяет настроение от предыдущих строф – от возвышенно-радостного к трагическому.
Различия в окраске этих стихотворений можно объяснить значением даты четвертого августа для Ф.И. Тютчева. Это был своеобразный барьер, через который ему приходилось переступать каждый год. Причем стихотворения писались по разные стороны от него.
Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней в его стихах возникла необычайная глубина, "какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти". Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Произведение Ф.Тютчева просто пестрит сочным описанием всех красок жизни. Стихотворение очень звонкое и мелодичное, его с легкостью можно положить на музыку.

Автор наполнил творение множеством эпитетов, что и делает строки яркими. Сразу можно представить красочную картину, не влюбится в это описание просто невозможно. Поэт сложил в стихи множество слов повелительного наклонения, которые предают торжественность звучанию и произношению.

Некоторые строки очень смелые не только для своего времени, но и сегодня. Критиков поразило слово «изнемогла». Это выражение показывает всю глубину чувств и в то же время не каждый осмелиться употребить его в своем изложении. Это слово усиливает выражение эмоций.

Произведение было написано после трагических событий в его личной жизни. Стихотворение навевает тоску, несмотря на прекрасные метафоры и описание. В этот период поэта мучило чувство вины, все его произведения были пронизаны тоской. Все же в творении можно уловить перемену настроения Тютчева. Со дня смерти возлюбленной прошел год, он вернулся к жизни.

Взор автора направлен к небу, он рассуждает о продолжении существования души после кончины. Поэт словно видит огромную арку, которая соединяет полнеба. Возможно это вход в Рай, а может мост, по которому можно бродить по безграничным просторам лазурной глади. Тютчев как будто наслаждается виденьем, ловит мимолетную дымку образа. Это виденье быстротечно и непостоянно, как и жизнь человека.

В стихотворении чувствуется горечь потери автора. Он подчеркивает, что все уйдет, все, чем дышишь и живешь. Такой трагизм объясняется переоценкой ценностей и четким ощущением конечности жизни.

Автора беспокоило окончание жизненного пути. Он отказывался верить в то, что уйти можно навсегда. Его возлюбленная продолжала жить в сердце, ему сложно было смириться с ее уходом. Только через год он смог найти ответы на свои вопросы, там, в небе. Этот ответ он едва разглядел. Возможно, каждый может найти свои ответы, просто для этого необходимо время.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!