Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста.

Методы репродуктивный, творческое чтение.

Цель:изучить творчество Пушкина, выявить основные мотивы.

Задачи:

1) Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина

2) Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

3) Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;

4) Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одина­ково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворе­ния?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идея­ми декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепо­стничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть за­креплена в законе (конституции).

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политиче­скими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочаро­вание, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объяс­ните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже "Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение "Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

«Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявля­ются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Ми­хайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных приме­рах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музы­кальных творений известных русских композиторов и воп­лотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композито­ров. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сде­лали возможным их.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. Мотив свободы: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный», «Арион». Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Слова «свобода», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

2. Тема назначения поэта и поэзии: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Творчество должно служить высшему идеалу. Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов.

4. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье», «я вас любил», «на холмах Грузии», «Признание», «Мадонна». Основные черты любовной лирики Пушкина – благородство, искренность чувств, способность самоотречения, бескорыстное восхищение красотой. Любовь – источник вдохновения.

5. Философская тема: «Три ключа, «Элегия»(1830), «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Пора, мой друг, пора…», Странник». Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мира.

Тема 1.3 Поэма «Медный всадник» .

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

Герои поэмы

В «Медном всаднике» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой –Петр - самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности.

Евгений - «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами личности.


"И всплыл Петрополь, как Тритон, "Где же дом?"
По пояс в воду погружен".

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье..."

Иллюстрации художника А.Бенуа

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование.

С 1827 года Лермонтов живёт в Москве, обучается в Благородном пансионе Московского университета, позднее в Московском университете на нравственно- политическом, а затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты свидетельствуют об увлечении романтической литературой. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.Сушковой, Н.Ивановой, В. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов. Одновременно идёт работа над романтическими поэмами «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Демон», «Исповедь».

Оставив университет, Лермонтов в 1832 г. переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом гусарского полка в 1834 году.

К началу 1837 года у него нет литературного статуса: многочисленные стихотворения и поэмы в печать не отданы, романы не закончены.

Слава к Лермонтову приходит со стихотворением «Смерть поэта»(1837). Стихотворение вызвало гнев Николая I, Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком на Кавказ. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки.

С 1838 по 1840 год служит в гусарском полку, завоёвывая большой свет и мир литературы. В это время написан роман «Герой нашего времени».

После дуэли с сыном французского посла Лермонтов был переведён на Кавказ. Весной 1841 года, возвращаясь из отпуска, поэт задерживается в Пятигорске. Случайная ссора с Н.Мартыновым приводит к дуэли и гибели Лермонтова.

Лермонтов начинал писать как романтик. В атмосфере 30-х годов, характеризующихся наступлением реакции, Лермонтов переживал общественные противоречия России как всемирные противоречия. Центральной темой его поэзии стал конфликт между сильной личностью и существующей действительностью. Героическая личность, несущая в себе все противоречия мироздания - вот лирический герой Лермонтова. Стремление к абсолютной внутренней свободе, внутренний разлад героя, отражающий дисгармонию Вселенной, борьба в человеческой душе добра и зла, мотивы странничества, одиночества являются основными в лирике поэта.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1828- 1836) и зрелый (1837 - 1841).

· Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

· В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.


Тема 1.5 Н.В. Гоголь (1809-1852). Сведения из биографии.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил Гоголь из семьи небогатых помещиков. В 1818 - 1819 годах Николай Васильевич учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 годы - в Нежинской гимназии высших наук. К этому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя в прозе и в стихах.
Окончив гимназию, он в декабре 1828 года переехал в Петербург. В 1829 году Гоголь опубликовал первый литературный труд – «Ганс Кюхельгартен», однако это произведение не имело успеха. Гоголь уезжает в Германию, однако вскоре возвращается. В 1831 году Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, что оказало положительное влияние на дальнейшее творчество Гоголя. В 1831 - 1832 годах Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; это произведение делает его знаменитым. А после публикации сборников «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835) В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
В 1836 году в Александринском театре был поставлен «Ревизор» Гоголя, однако эта постановка разочаровала писателя, так как из острой социальной комедии превратилась в водевиль.
Летом 1836 года Гоголь уезжает в Италию, в Рим. Там он начинает работу над романом «Мертвые души», который был напечатан в 1842 году, работа над вторым томом, который был начат еще в 1840 году, продвигалась трудно и мучительно.
Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где была и повесть «Шинель», воплотившая в себя тему униженности «маленького человека».
Летом 1845 года Гоголь, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Весной 1848 года Гоголь окончательно вернулся в Россию (совершив впоследствии лишь две непродолжительные поездки за границу), в Москву, продолжив работу над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1852 года новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 года, в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Через несколько дней, 21 февраля, он умер. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.


Основа поэтической философии - идея красоты, гармонии. Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А. Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.
Теоретические понятия, которые должны быть раскрыты: ассоциативный ряд, звуковой ряд, психологизм (детальное изображение внутреннего мира лирического героя, его. настроений и чувств). См. также 9 класс, тема №32.
Тексты: «Поэтам». «Еще весны душистой нега...». «Еще майская ночь...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Шепот, робкое Ь дыханье...». «Заря прощается с ірземлею...». «Облаком волнис- I тым...». «На железной дороге». I «Это утро, радость эта...» и др. по і выбору.

41. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Н.А. НЕКРАСОВА (1821-1877)
I
\ I
Обстановка, в которой прошло детство поэта: Волга; родители - Алексей Сергеевич Некрасов (мелкопоместный дворянин, отличавшийся крутым нравом) и Елена Андреевна Закревская (по характеру добрая и чуткая). Мечта о литературной деятельности. Учеба в университете против воли отца. Встреча с Белинским и сближение с ним (1841 г.) - переломный момент в творческой биографии Некрасова. Участие Некрасова в борьбе за утверждение гоголевского направления в литературе. Деятельность Некрасова в качестве редактора «Современника», затем «Отечественных записок». Поэмы Некрасова.
42. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕМАТИКА ЛИРИКИ НЕКРАСОВА
Личностный тон, народность лирики, прозаизация поэзии, сатира Новаторство Некрасова в раскрытии традиционных тем. Связь природы с жизнью народа. Друзья - товарищи по взглядам и борьбе. Любимая - друг и помощник в трудную минуту. Самые светлые чувства - любовь матери и любовь к матери. Популярность интимной лирики в кругах разночинной интеллигенции.
Тексты: «Перед дождем», «Несжатая полоса», «В столицах шум, гремят витии. ». «Зеленый шум», «Тургеневу, «Умру я скоро. Жалкое наследство...», «Друзьям», «Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Зина», «Внимая ужасам войны...», «Затворница»

42 (А). ТЕМА НАРОДА И ТЕМА ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.А. НЕКРАСОВА
Тема народа - основная в лирике Некрасова. Новаторство Некрасова в изображении крестьян Автобиографические мотивы в лирике на народную тематику. Трагическая судьба женщин-крестьянок. Глубокое сочувствие обездоленным крестьянам. Резкое осуждение вельмож, презирающих народ. Крестьяне могут надеяться только на себя. Призыв к революционной борьбе, обращенный к крестьянству. Понятие о народности литературы. Народность - воплощение национального характера в отдельном произведении писателя или в его творчестве в целом. Как правило, «народные» произведения получают одобрение широких читательских кругов.
Тексты: «Родина», «В дороге», «Тройка», «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня», «Размышления у парадного подъезда». «Песня Еремушке», «Песни», «С работы», «Внимая ужасам войны», «В полном разгаре страда деревенская», «Псовая охота», «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860), «Свобода» (1861), «Железная дорога» (1864), «Как празднуют трусу» (1876) и др. по выбору.
I 42 (Б). ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ. . НЕКРАСОВ О БОРЦАХ ЗА НАРОДНОЕ I СЧАСТЬЕ
" Муза поэта - родная сестра | закабаленного, замученного наро- I да. Муза страданий и горя народного; поднимающая к борьбе; сми- I рения и прощения. Поэт-сатирик I - подлинный гуманист, во имя I любви к людям обличающий в них " все то, что мешает стать лучше. | Утверждение гражданственности, і патриотизма и народности поэзии.
Призывы к служению народу. I Дружба Некрасова с Белинс- I ким, Чернышевским, Добролюбо- I вым. Роль Белинского в станов- " лении Некрасова как революцион- I ного демократа и поэта Образ і Белинского в стихах Некрасова.
Образ Добролюбова. Историчес- I кое значение деятельности и лич- I ности Добролюбова, истинного і патриота России. Образ Черны- " шевского. Жизнь Чернышевского I - пример героического служения I, идеалу добра, несмотря на ясное срgt;понимание того, что служение это- I му идеалу ведет к гибели. | Тексты: «Вчерашний день, і часу в шестом.. », «Муза», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и I гражданин», «Элегия» («Я лиру по- I святил народу своему...»), «Надры- ¦ вается сердце от муки», «Душно! " без счастья и воли...», «О, Муза! j Я у двери гроба», «Памяти Белин- | ского», «В.Г. Белинский, «Медве- . жья охота», «Памяти Добролюбо- 1 ва», «Чернышевский», Не рыдай так j безумно над ним»; «Пророк» (о Н.Г і Чернышевском,); «Смолкли чест- ; ные, доблестно павшие».

Еще по теме 40. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А.А. ФЕТА:

  1. Раздел второй. Поэтическая лирика на волнах бытия ВЛ. СОЛОВЬЕВ. О ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского
  2. 14. виды мотивов и уровни их осознания. Осознанные мотивы и их характеристика и неосозноваеммые мотивы и их характеристика.

Главная | О нас | Обратная связь

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Вступление. Лирика А.С.Пушкина в оценках критиков философов и религиозных деятелей.

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

"Его надо сослать в Сибирь" - негодовал император. Разумеется, его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек в оде "Вольнос-ть.

О мученик ошибок славных,
За предков в шуме бурь недавних
Сложивший царскую главу.

И все же возмущала ни она, а стихи типа Сказок и посланий например - "К Ча-адаеву". Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось слу-жебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка: Пушкина удаля-ли из столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае 1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из жизни литературных кружков и сообществ. Служебными обязанностями чиновник Пушкин перегру-жен не был. В этом была относительная свобода, но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником - и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в творчестве Пушкина - расцвет романтизма.
В стихотворении "Деревня" (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное Судьбой", "неумолимого владельца".
Чтобы лучше понять идейно - образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического миро-восприятия.
Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в ней "уз-ника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ.
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла - очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье. Обратите внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному:
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. "
Романтическое стихотворение "К морю" вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два "влас-тителя дум" тогдашнего молодого поколения - Байрон и Наполеон.
В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении "Наполеон" (1821) поэт охарактеризовал его как тирана.
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность ("умчался гений"), свободолюбие ("исчез, опла-канный свободой"), неукротимый дух борца ("как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим").
Стихотворение "К морю" было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой.
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе "Евгений Онегин".
Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Та-ково, например, стихотворение "К морю" (см. выше).
В стихотворении "Осень" мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зим-ние праздники и т.п.
Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: "Из годовых времен я рад лишь ей одной".
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей "прощальной красой": она - время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; "Осень. пора моих литературных трудов", - говорил Пушкин.

Стихотворение « К Чаадаеву(1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Написанное. в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэто-му стихотворение широко распространялось.
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу.
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое вы-ражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные ме-тафоры, как "в нас горят еще желанья", "пока свободою горим, пока сердца для чести живы", "звезда пленительного счастья".
В своих "Стансах" (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются "Стансы" смелым призывом к царю быть "незлобным памятью", то есть вер-нуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и пол-ное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено мно-гими современниками, и даже друзьями Пушкина.
Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет лю-дей в крепком союзе на всю жизнь.
Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годов-щины.
Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании "19 октября 1925 года" Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзь-ям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами.
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным
. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, "братья родные по музе". Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд "пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный", и внес бодрость в душу изгнанника.
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в "свя-тое братство".
Стихотворение "И.И.Пущину" (1826) обращено к ближайшему другу Пуш-кина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренно-му к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади.
Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михай-ловского. Послание осталось незаконченным.
К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** ("Я помню чудное мгновенье. ") (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П.А.Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г. в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. "Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы "Онегина", в неразрезанных листках, между ко-торых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное мгновенье" и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове - не знаю".
Стихотворение "Мадонна" обращено к невесте, Н.Н.Гончаровой. Та же картина ("Мадонна" итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей".
В стихотворении "Пророк" Пушкин в образе пророка подразумевал поэ-та. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восхо-дит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим уг-лем в руке).
Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четы-рех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял
П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что "Пророк" Пушкин он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим")"
За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической дея-тельности, Пушкин написал стихотворение "Я памятник воздвиг себе неру-котворный. ".
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчест-ва. А также становится видно,что у Пушкина. под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех на-родов России.
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения - оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой че-ловечностью своего творчества ("чувства добрые я лирой пробуждал"); во-вторых, своей борьбой за свободу ("в мой жестокий век восславил я Свободу"); в-третьих, защитой декабристов ("и милость к падшим призы-вал").

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!