Основные правила ораторского искусства. Сумма баллов для каждой ситуации

Умение убедительно говорить и работать с аудиторией слушателей сегодня важно каждому. Даже тем, у кого нет необходимости ежедневно выступать на конференциях, все равно требуется правильно подавать себя – от этого зависит устройство на работу, заработная плата, продвижение по карьерной лестнице. Каким бы востребованным специалистом вы ни были, важно, чтобы вас и ваши идеи услышали.

Два способа повысить ораторские способности:

  • пойти на курсы риторики или ораторского мастерства;
  • заняться самообучением.

Главное преимущество курсов - в реальной возможности выступать перед аудиторией слушателей. Однако у курсов есть и недостатки – из-за того, что в группе много людей, преподаватель не уделяет достаточное время каждому. Таким образом, отсутствует персонализированный подход, который так важен при работе над психологическими и речевыми проблемами людей, мешающими им правильно и раскрепощенно говорить.

В случае самообучения преимущества очевидны – можно пробовать различные методики, тратить на выполнение упражнений и закрепление тех или иных навыков ровно столько времени, сколько нужно, можно заниматься по удобному графику и т. д. Уроки ораторского искусства не обязательно должны проходить под контролем преподавателя: сегодня можно найти разнообразные видео уроки в интернете, самоучитель для начинающих, а также множество советов.

Ошибки начинающих ораторов

Обучение может проходить по-разному. Большой популярностью с появлением в каждом доме интернета стали пользоваться видео уроки. Фактически они ничем не отличаются от прослушивания лекции на семинаре или тренинге для улучшения риторики – разве что нельзя задать преподавателю вопрос.

Видео могут быть бесплатными или платными. Бесплатными можно свободно находить, просматривать и скачивать в сети. На них дается информация, касающаяся риторики, рассматриваются наиболее известные упражнения по ее улучшению. Платные уроки можно найти на сайтах преподавателей риторики либо обратившись к ним лично.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

  • упражнения напротив зеркала;
  • упражнения с диктофоном;
  • самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Смотря на себя в зеркало, каждый заметит волнение и суету, которые мы сами не замечаем, но которые видны тем, кто слушает публичное выступление. Эффективно и записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге, а можно – почерпнуть из видео, на котором о них рассказывает преподаватель. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

На видео уроках в интернете рассказывается и о других приемах, которые можно и применять для того, чтобы стать опытным оратором. Путь к этому займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами, партнерами и близкими без стеснения, волнения, мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет и в бизнесе, и в учебе, и в личных отношениях.

Ораторское искусство является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло особенно важную роль. Чтобы оценить исключительное значение ораторского мастерства в ту эпоху, следует прежде всего вспомнить, что вся культура Греции и Рима - особенно по сравнению с современной - в большей степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, поэтому их было мало и многое приходилось заучивать наизусть. Люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона рассчитаны скорее не на чтение, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования писались прежде всего для громкого чтения. И наедине с собой люди читали вслух, наслаждаясь звуками речи. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие - жанр, в котором звучащее слово царило полновластно.

Античность до самого позднего времени не знала беллетристики в нашем смысле слова: художественной прозы с вымышленным занимательным сюжетом. Если читатель искал занимательности, он брался за мифологию, за историю, за описательную географию и т. д. Если же он искал художественности, он брался за поэтов, а из прозаиков - прежде всего за ораторов.

Наконец, - и это важнее всего - в общественной жизни античных государств красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в Новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и, обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

В наше время эта роль все более переходит от устных речей к печатным статьям и чаще приходится слышать с трибуны речи, написанные в форме статей и читаемые по записи; в древности же, напротив, даже если речь не предназначалась к произнесению и издавалась письменно, как памфлет, в ней бережно сохранялись все признаки устного стиля и жанра. Общественную роль играли не только речи в сенате и в народном собрании - «совещательные», по античной терминологии, - но и речи торжественные и судебные. Торжественные выступления на празднестве или чествовании очень часто выливались в декламацию политической программы, а судебные речи обычно использовались для того, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Больше всего простора для развития ораторского мастерства красноречия предоставлял демократический строй. Убеждение стало единственным средством получения поддержки со стороны простого народа, который больше не признавал наследственную власть (как при монархии) или военное принуждение (как при диктатуре). Греческий язык также сыграл заметную роль в развитии ораторского искусства и навыков убеждения благодаря его способности отражать абстрактные понятия «справедливость», «гражданская добродетель» и т. д. Риторика стала обязательной дисциплиной для всех граждан, а не только для людей, преследовавших политические цели. Например, новая афинская система правосудия требовала от индивидуумов аргументации своих позиций перед вынесением решения присяжными. Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами наивысшего подъема рабовладельческой демократии. В Греции это V-IV вв. до н.э. (в Афинах - время от Перикла до Демосфена), в Риме это I в. до н.э., время Цицерона. Афинская демократия породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла; о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям; глашатай простонародья Клеон и идеолог аристократии Ферамен оставили свои имена в истории аттического красноречия.

На протяжении всей истории античного ораторского искусства наблюдается постоянная вражда между риторикой и философией. Так, критика существовавшей в те времена риторики представлена Платоном, главным образом в «Георгии». Исходя из того что назначение риторики заключается в наставлении на истинный путь, Платон заявлял, что, убеждая людей в истинности или в справедливости каких-либо событий или явлений, оратор должен сам знать, что истинно и что ложно, а это знание доступно лишь философу. А Сократ, например, считал, что риторика вообще бесполезна, так как мнение истинное сохраняет свою силу даже без риторических убеждений, а мнение ложное даже с помощью риторики не устоит против истины.

Иногда между философией и риторикой намечалось перемирие. Эту тенденцию можно, например, отметить в IV в. до н.э. Так, Сократ соглашался, что искусство правильно говорить и правильно мыслить едино, но при этом считал, что первое (ораторское) искусство должно подводить ко второму, а не второе к первому. Он соглашался, что красноречие и добродетель должны быть неразрывны, но больше рассчитывал не на то, что добродетельный человек будет искать дополнение своему совершенству в красноречии, а на то, что красноречивый человек будет подкреплять авторитет своей речи авторитетом своих убеждений.

Следующий яркий этап развития риторики и ораторского искусства принадлежит эпохе эллинизма. Здесь наблюдается заметное отстранение от философских интересов. В эллинистических школах риторики воспевается тот тип оратора-краснобая, ремесленника слова, способного говорить обо всем, не зная ничего, который стал впоследствии очень распространенным и навлекал насмешки лучших писателей эпохи Римской империи.

Мы видим, что риторика в эти времена демонстрирует широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, самоцельной речи софистов, использующих словесные украшения, чтобы ввести в заблуждение.

Времена греческой риторики охватили жизнь пяти поколений, что само по себе говорит о ее огромном значении в античном обществе.

Школы времен античности и Ренессанса учили множеству правил построения и произнесения речей. Марк Фабий Квинтилиан был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ученикам был очень высок. Основные требования - воспитанность и широкая образованность. Часть многочисленных искусных приемов и речевых уловок, которым обучали будущих ораторов, достойна внимания и сегодня. В наше время вряд ли актуальны речи, имеющие эстетическую самоцель (например, Протагора), или демагогический пафос (например, Гитлера или Геббельса). Фразы, построенные на самоценности риторических фигур, вычурный стиль, упор на блестящую виртуозность - все эти элементы мы должны сегодня оценить критически.

Средневековье опять привело к расцвету ораторского искусства и мастерства произнесения речи. Путь проложили нищенствующие монахи - от Савонаролы до Лютера.

В Новое время ораторская речь зазвучала в английском парламенте XVIII в. и в Конвенте после Французской революции. Любопытно отметить, что некоторые ораторы в парижском Конвенте заготавливали конспекты выступлений как правого, так и левого, противоположного направления.

На протяжении многих столетий риторика оказывала значительное влияние на поэтическое искусство. Так, например, Расин, знаменитый французский драматург, составил конспекты книги Квинтилиана «Формирование красноречия».

Но со времен Ренессанса ни в одном парламенте речь не имела и не имеет большего значения, как в английском. Под влиянием ораторов - Питта, Фокса, Шеридана, Гладстона, Ллойда Джорджа, Черчилля и Бевина - с тех пор и по сей день Англия в еще большей степени, чем Германия, - страна речей и дискуссионных клубов.

Но и немецкая парламентская история насчитывает значительное число видных ораторов. Наиболее блестящим оратором XIX в. являлся Ойген Рихтер Бисмарк. В бундестаге видными ораторами и полемистами были, например, Шумахер, Арндт, Кейнемен, Эрлер и Шмидт - от социалдемократической партии, Аденауэр, Герстенмайер, фон Гуттенберг и Штраус - от Христианско-демократического союза и Делер - от Свободной демократической партии. Если сравнивать между собой речи Бисмарка, Ллойда Джорджа, Бриана, Черчилля, то легко заметить, что каждый из них обладал собственным стилем и тем не менее все они использовали такие средства, как образность, логика, повышение интереса к речи и т. д.

Несмотря на конкуренцию со стороны письменной речи, и сегодня устная речь остается мощнейшим средством воздействия на людей.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний; с помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каждая речь воздействует на разум, чувства и желания слушателей. Речь в жизни человека является могучей силой. К примеру, полагают, что не только великие революции, но и многие религиозные движения начинались с речи. В государствах с парламентской формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. Парламентское государственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. В парламенте, если проблемы не подвергаются серьезному обсуждению, партии опускаются до механического кивания головами по фракциям. Демократический парламент в этом случае рискует стать машиной для принятия решений, определяемых волей одного человека или небольшой группы людей.

Ораторское искусство может служить добру и злу, истине и лжи. Достаточно вспомнить речи известных ораторов - политиков XX в., чтобы понять, какие возможности творить добро или зло есть у хорошего оратора. Дар речи - опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Возвращаясь к теме «наркотического» воздействия слова на людей, можно вспомнить высказывание Г. Рейбера об ораторском мастерстве Геббельса: «Геббельс – технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить более сильное воздействие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи при всей резкости и выразительности был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были предельно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба».

Можно выделить те элементы, которые определяют речь оратора как технически правильно построенную, имеющую форму, которая четко соотносится с содержанием. Как правило, выделяют следующие десять основных элементов, характеризующих хорошую речь: объективность, лаконизм, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания к ее концу, повторение как средство для усвоения, неожиданность, смысловую насыщенность, комические эффекты.

Объективность означает прежде всего максимально возможную степень правдивости и непредвзятости, подразумевает глубоко согласованное, обусловленное существом дела соединение содержания и формулировок речи, что не исключает элегантной отделки. Кроме того, объективность характеризует сведения, которые оратор доносит до слушателей: что именно является констатацией фактов и взаимосвязей, а что - личным мнением и оценкой.

Цицерон идеальным считал оратора, который «о малом сможет говорить скромно, о среднем - умеренно, о великом - важно».

Следующий фактор, определяющий хорошо построенную речь, - лаконизм . Вольтер сказал: «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все». Поэтому не следует в одном докладе исчерпывать всю тему, иначе оратор рискует исчерпать терпение слушающих. Сегодня в некоторых странах практикуются усыпляюще длинные речи. Так, на партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Морд говорил в течение шести часов, а австрийский депутат Ленер в рейхстаге на земле прекрасной Вены держал речь «без точек и запятых» в течение четырнадцати часов.

Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - следствие недостаточной подготовки. Речь бывает слишком длинной, так как оратору просто не хватило времени сделать ее короче.

«Если краткость - сестра таланта, то ясность есть воплощение убедительности», - сказал бы удачливый оратор. Это совершенно очевидно, ведь никого не «тронет» то послание, которое невозможно понять. Старое правило утверждает: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Все великие ораторы придерживались максимы: ясность мысли - ясность речи - ясность общественного интереса , сформулированной еще Аристотелем.

Ясность должна стать правилом при разработке риторической стратегии, особенно в условиях перемен. Изменения могут поставить в тупик даже при наилучшем стечении обстоятельств, и поэтому руководители должны уделять особенно много внимания ясности текста при подготовке посланий по поводу нововведений. Единственный путь сделать свои мысли достаточно понятными - это изложить их на самом простом языке.

Продюсер одного из лучших зарубежных варьете Ф. Зигфилд сказал однажды, что «если новая идея не может быть написана на оборотной стороне визитной карточки, то у нее нет шансов на существование». Это особенно уместно в наши дни, когда временной интервал готовности людей воспринимать информацию уменьшился, как иногда шутят, до длины звука. Поэтому политики, руководители компаний, адвокаты, педагоги и др., если они хотят убедить других в чем-либо, должны уметь иногда урезать свою речь до нескольких броских фраз, которые «являются как бы призывом к бою для людей всех уровней в организации».

Люди, особенно адаптирующиеся к переменам, сильно нуждаются в информации, в частности о всеобщей картине изменений в мире. Чем больше подобной информации они получают, тем больше они начинают действовать в духе инициативы реформирования. Наоборот, чем меньше информации будет содержаться в сообщении руководителя, тем скорее люди будут стремиться ограничить свои усилия лишь точным исполнением предписаний или же мучить себя догадками, что именно начальник имел в виду. Когда возникает такого рода ситуация, напоминающая саботаж, руководитель должен отвергнуть побуждение уволить своих работников, а вместо этого поработать с ними, дать им дополнительную информацию и еще раз попытаться объяснить все так, чтоб они поняли. Какого типа сведения сообщает менеджер и в какой форме, зависит от ситуации.

Залогом хорошего, облегченного восприятия речи является ее образность . Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп. «Необходимо создавать свое понятие, сообразуясь с чувственным ощущением, то есть в наглядном представлении соотносить понятие предмету, а это значит приблизить образное представление к понятию» (Кант). Как правило, речь развивают от наглядного представления (образ, сравнение, рассказ и т. д.) к обобщению. Абстрактные понятия без фундамента образов редко остаются в памяти. С помощью выразительных средств динамичным и жизненным предстает самый сухой материал. И здесь приходит на ум рецепт Вольтера, который можно перефразировать следующим образом: «хороший» оратор «даже из самой жесткой подошвы приготовит вкуснейшее блюдо».

Хороший оратор должен постоянно думать о том, каким путем достичь главного пункта. Каждая речь, а особенно речь с выражением своего мнения, достигает кульминации в небольшом числе выражений, содержащих основные мысли. Другими словами, речь оратора должна характеризоваться такой деталью, как целенаправленность . Формулировки целевых и ключевых предложений должны легко запоминаться. Иначе оратор рискует услышать следующий диалог после своего доклада:

Как долго говорил оратор?

Два часа.

И о чем он говорил?

Этого он не сказал...

Одним из первых форматирующих параметров речи является повышение напряжения . Оратор не просто сообщает факт за фактом, одну фразу сменяет другой, но настраивает речь на повышение напряжения, причем последнее должно быть не внешним и рассчитанным на успех приемом, а внутренне обусловленным и органичным.

Признаком искусного в психологическом отношении стиля является оправданная по смыслу, но неожиданная и нетрадиционная связь деталей. Неожиданность является фактором, повышающим внимание, а последнее, как мы уже убедились, - немаловажный прием для сохранения интереса слушателей на протяжении всей речи.

Следующее важное правило ораторского искусства, которое необходимо знать каждому человеку, выступающему перед аудиторией, гласит: сложные понятия нельзя давать концентрированно . Материал, нелегкий для понимания, «спрессованный» в тесном временном отрезке, не воспринимается слушающими. Смысловая насыщенность речи в разных ее частях должна быть различной.

Одним из существенных элементов многих хороших речей является комический элемент , «смешное». Юмор и шутки бывают особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади. В древние времена считали, что вызывать смех для оратора очень желательно «либо потому, что веселая шутка сама вызывает расположение к тому, кто шутит, либо потому, что каждого восхищает острота, заключенная порой в одном-единственном слове, обычно при отпоре, но иной раз и при нападении, либо потому, что такая острота разбивает, подавляет, унижает и запугивает противника или показывает самого оратора человеком изящным, образованным, тонким; но главным образом потому, что она разгоняет печаль, смягчает суровость, а часто и разрешает шуткой и смехом такие досадные неприятности, какие нелегко распутать доказательствами» (Цицерон).

Действительно, острота подчас освещает проблему глубже, чем трагическая серьезность. Но, используя приемы комического, оратору не следует забывать, что для разных целей предназначены и разные виды смешного. Так, «острота доказывает не более чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности», «острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (В. Пиндер). А вот едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм вообще не всегда применимы. Да, такие фразы, как: «Господин министр, я только что прослушал вашу речь, однако теперь шутки в сторону...», конечно же вызывают смех друзей и бешенство противников, но порой они легко уводят от конструктивных предложений.

Еще одним важным моментом ораторского искусства является стиль речи . Общий стиль речи - выбор слов, построение предложений - должен быть по возможности ясным, обозримым, гибким и «адекватным». Хороший стилист не стремится к литературным высотам, но и не срывается в бездну вульгаризма. Под словом «адекватный» следует понимать следующее: стиль речи должен соответствовать реальному содержанию.

Есть еще один важный момент, о котором должен помнить любой выступающий, стремящийся быть хорошим оратором: следует избегать неопределенности ; оратор, который сам не определился и с чрезмерной осторожностью оперирует словами «возможно», «желательно», может вызвать недоверие.

Еще одно часто применяемое средство воздействия - мыслительная цепь . В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена в цепи мыслей.

Для того чтобы возбудить любопытство слушателей, оратору следует использовать «прием промедления », т. е. не сразу выкладывать все козыри, не сразу распутывать все узлы, а откладывать это на более поздний момент, т. е. уметь создавать словесную интригу.

Очень эффектным риторическим средством является игра слов , которая всегда остроумна и смешна, но при этом она не должна стать самоцелью, так как это уместно лишь для конферансье. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями.

Важным риторическим средством, обостряющим высказывание, является намек . Оратор дает понять слушателю, что он знает нечто, о чем сообщать не будет, тем самым заинтересовывая аудиторию и привлекая ее на свою сторону. Предмет этого знания может быть либо вообще не упомянут, либо более или менее раскрыт вплоть до узнавания в зависимости от целей автора. В последнем случае говорят о прозрачном намеке. Примеры непрозрачного намека: «Вы знаете, к чему я клоню» или «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...»

Для того чтобы приобщить слушателя к тому или иному высказыванию, можно воспользоваться «вставкой », которая выглядит как замечание, которое делается мимоходом: «Однако подумаем, что является следствием этого».

Все перечисленные риторические средства связаны друг с другом, и одно бывает встроено в другое. Но они не должны применяться слишком кучно: их действие притупляется.

Далеко не все из нас когда-нибудь слышали безупречных ораторов, которые пробуждали в аудитории энтузиазм, поражали нас своими голосом, дикцией, непринужденной манерой и иногда остроумной шуткой. О замечательном русском адвокате Ф.Н. Плевако, обладавшем удивительным даром речи, другой великий русский юрист, А.Ф. Кони, писал: «Сквозь внешнее обличив защитника выступал трибун, для которого дело было лишь мешала ограда конкретного случая, стеснявшая взмах его крыльев со всей присущей им силой». Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти.

Однако после таких речей само содержание, как и цель, может быть вытеснено на второй план впечатлением от внешних эффектов, примененных оратором. Сегодня зачастую техника речи и развлекательная ее сторона ценятся более всего; но это лишь косметика на субстанции. Очень мало ораторов действительно увлекают своих слушателей содержательной стороной выступления и заставляют относиться к тезисам серьезно. Это в полной мере относится и к политическим лидерам, включая отечественных.

А ведь каждый политик de jure является профессиональным оратором, так как основная его задача - формировать точку зрения своих избирателей (в чем, как мы все убедились, они крайне неумелы). A de facto он никогда и нигде, за редким исключением, не обучался ни основам риторики, ни стилистике, ни публичному речевому поведению. Это, в свою очередь, наводит на мысль о необходимости скорейшей перестройки российской образовательной системы, из которой 80 с лишним лет назад были выведены курсы риторики и ораторского мастерства; и это легко понять: ведь они формируют умение логически мыслить, анализировать и пропагандировать собственные идеи. Это умение подавляется любым тоталитарным режимом, который исключает как наличие, так и в особенности пропаганду плюралистических позиций. Носители наиболее стойкого интеллекта (а интеллект свободен по самой своей природе - ему ничего нельзя навязать) отправляются такими режимами на эшафот или в изгнание. История нашей Родины XX в. - трагическое тому подтверждение.

Анализ речей определенной части современной российской политической элиты наводит на мысль об отсутствии стилистически нормированной среды, которая формируется только у образованных людей.

Конечно же нелегко предложить высокому должностному лицу брать уроки по обучению навыкам выступления перед аудиторией, однако следует попытаться добиться этого косвенными методами. Например, можно предложить политику пройти определенный курс подготовки, поскольку ему может понадобиться выступить по телевидению, а это требует присутствия духа и уверенности. Можно также упомянуть тот факт, что во всем мире политических деятелей обучают навыкам публичного выступления. Другой метод - запись выступления в ходе репетиции. Прослушав запись, должностное лицо может убедиться в пользе специальной подготовки для повышения ораторского мастерства. Необходимость в обучении выступать перед аудиторией ничем не отличается от необходимости обучения игре в теннис или в гольф.

Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. М., 2002.

Основные правила ораторского искусства

Удачна или неудачна ваша речь, зависит от ежедневных упражнений. Если, конечно, вы их выполняете. Каждый успешный оратор постоянно шлифовал и совершенствовал свой голос, беспрестанно расширял свой словарный запас, умножал свои знания, вновь и вновь испытывал свою находчивость и присутствие духа, непрерывно облагораживал свой язык. Чтобы поупражняться и приобрести свободу речи, он использует любые возможности, которые в изобилии ежедневно предоставляются каждому человеку, и, таким образом, шаг за шагом развивает свое дремлющее мастерство.

Тем же путем идет и ученик Школы жизни. Осваивая искусство говорить, он обращает особое внимание на дыхание, упражняется в том, чтобы, вдохнув, выдыхать как можно медленнее, чтобы без передышек, мешающих восприятию, на одном дыхании в полный голос выговорить даже длинную фразу. Ни одна фраза не должна прерываться.

Можно сделать свой язык благозвучным и голос гибким и эластичным, если некоторое время упражняться в том, чтобы – лежа и расслабившись – говорить громко и осознанно. Лежа, мы наверняка научимся правильно дышать, когда говорим. И тут в нашу речь едва ли закрадутся ошибки. Позже мы будем выполнять те же упражнения стоя, без какого бы то ни было напряжения в теле.

Основой для таких упражнений поначалу послужат стихи, которые мы будем читать вслух, медленно и с выражением. При этом надо живо передавать дух сказанного. Затем последуют «сухие» материалы из всевозможных областей знаний. При этом необходимо чувствовать, как воспринимаются ваши слова на слух. То есть вначале со всей тщательностью отработайте правильное произношение. Ваша речь должна быть столь же решительной, сколь и вызывающей симпатию, должна выражать в одинаковой степени как вашу внутреннюю решительность, так и вашу душевную гармонию. То есть надо отдавать должное и целесообразности, и чувству прекрасного своих слушателей. Этого мы сможем добиться, придерживаясь следующих правил.

1) Будем говорить медленно и спокойно, и тем размереннее, чем больше помещение, в котором мы произносим речь. При медленной речи ничего не потеряешь; вас хорошо поймут и те, кто плохо слышит, и у слушателей будет время полностью воспринять то, что они услышали. В то время как при столь широко распространенной «ораторской гонке» запыхавшиеся слушатели безуспешно пытаются догнать оратора, теряют с ним связь, а потом и желание его слушать.

2) Будем говорить не тихо, а в полный голос. Это не означает, что, уподобляясь некоторым «народным ораторам», скудость ума мы компенсируем громким, как орган, голосом. Все решает не мощность звуковых волн, но сила мыслей. Можно говорить звучно, не подавляя тем не менее слушателей пустыми фразами и разными слоганами. Вопли демагогов отталкивают думающих людей и вызывают реакцию отторжения.

3) Будем говорить четко и правильно . Большинство людей ленятся говорить, проглатывают половину звуков, предоставляя слушателям додумывать остальное. Говорить четко и ясно значит говорить понятно и внятно. Если мы говорим четко и ясно, наши мысли становятся значительными и объяснимыми. Говорить четко, значит звучно выговаривать гласные, а согласные – чисто и с некоторой резкостью. Каждый звук должен быть хорошо слышен. Небрежность в выговоре выдает неряшливость мышления, вызывая в слушателях равнодушие. Нужно четко выговаривать каждый слог.

4) Будем говорить, сознательно подчеркивая отдельные фразы . Тот, кто все – важное и второстепенное – проговаривает, не меняя тона, утомляет своих слушателей и убивает их интерес к себе. Тембр, сила голоса и его выразительность должны изменяться в соответствии с содержанием сказанного. Также надо, чтобы слушатели ощущали внутренние движения оратора. Нужно говорить проникновенно и образно, следить за ритмом речи, потому что четкий ритм снимает напряжение и возбуждает положительные эмоции.

5) Ваш голос должен быть привлекательным выражением вашей личности, являть миру волшебство вашей сущности. И ваш голос способен на это, если вы сознательно вкладываете в него свою симпатию, свое расположение к слушателям, если, сменяя акценты , придаете ему мелодичность и следите за тем, чтобы он в разных тонах звучал с одинаковой полнотой. Вы найдете верный тон, если всеми фибрами своей души будете его искать. От того, насколько эмоциональны ваши представления о предстоящей речи, зависит богатство красок, нюансов вашего голоса и степень его воздействия на слушателей. Пестрые перипетии окружающей действительности должны непременно отзываться живым эхом в вашей речи.

6) Вы должны учиться владеть своим голосом. Большинство людей повышают голос, говоря о чем-то самом важном. А вот у действительно успешных людей мы замечаем, что они в таких случаях говорят тихо – верный признак самообладания и сознания собственной силы. Здесь вступает в действие закон взаимодействия тела и души: чем лучше человек владеет своим голосом, тем легче задает сам себе то или иное настроение, перенося его, созданное собственной волей, на души своих слушателей.

Ошибки и запинки в устной речи

Нарушения устного выступления можно устранить, приказами самому себе и упорными упражнениями добиваясь осознанной речи. Заикаемся ли мы, запинаемся или шепелявим – всякий порок такого рода можно уменьшить или устранить правильным воздействием на самого себя и соответствующими упражнениями. В большинстве случаев речь идет не об органических нарушениях, а о функциональных расстройствах, доступных подсознанию. Сила, вызвавшая такой порок, сама же наверняка может его преодолеть.

Причиной заикания и запинания является – как правило – очень эмоциональная негативная мысль. Порок можно уничтожить еще более эмоциональной, но позитивной мыслью, повторяемой с непреходящим упорством. Основная мысль приказов, которые заика отдает самому себе, может быть примерно такой: «Я говорю свободно, без запинок!». Этот приказ, расслабив тело и мысли, нужно вновь и вновь проговаривать про себя, пока он не достигнет глубин подсознания. Воля не напрягается, потому что «волевые судороги» парализуют органы речи. То, что человек хочет осуществить, то есть свободная речь без запинок, он должен постоянно утверждать как данность, извлекая таким образом внутренние представления из духовной действительности в действительность реальную.

Заика, который всякий страх перебивает и уничтожает радостной уверенностью в том, что может свободно говорить без ограничений, рожденных сомнениями, будет перед аудиторией говорить без запинки. Может быть, это состояние внутренней свободы и способности беспрепятственно излагать свои мысли вслух поначалу продлится лишь минуты, а потом вновь проявится давление привычки к негативному мышлению, потому что все, что окружает заику, прямо-таки пропитано отрицательными воспоминаниями о его неумении говорить и постоянно напоминает ему о его слабости. Но теперь лед недоверия к себе треснул!

И если человек будет все более сознательно вытаскивать самого себя из прежней, неправильной, колеи мыслей, будет больше доверять себе, все с большей убежденностью утверждать свою способность свободно говорить, на все засовы закрыв душу от всех негативных воздействий, то придет день, когда он собственными силами преодолеет свою слабость.

Как только внутреннее представление о своей способности свободно говорить становится живым и доминирующим, все страхи теряют свою власть над человеком. У кого-то это происходит в течение нескольких дней, другим необходимо несколько недель самовоспитания и упорных упражнений. Но всегда побеждает тот, кто проявляет выдержку и упорство!

Не позволяйте никому вас обескуражить. Здесь главное – вера в себя самого. И если вы споткнулись, произнося речь, что может случиться с каждым, то не смущайтесь, а просто «перешагните» через эту запинку, тут же выпрямитесь и продолжайте говорить как ни в чем не бывало. Тогда и слушатели ничего не заметят.

Произнося речь, не нужно особенно бояться соблюдать чисто внешние технические детали. Важнее, чем эти детали, привычка думать самостоятельно и образно, с уверенностью в себе и ощущением своего превосходства над слушателями. Тот, кто сумел выстроить свои мысли в стройную конструкцию, уже создал предпосылку для успешной речи. Кто ясно думает, тот может все это ясно, отчетливо и доходчиво выразить в словах.

15 признаков успеха в произнесении речи

1. Говорить вдохновенно! Убеждает слушателя и решает успех речи глубокая внутренняя проникновенность оратора. Наше воодушевление трогает души слушателей и пробуждает в них интерес. Наша самоотдача дает им почувствовать, что у нас есть, что им сказать, причем что-то важное. И благодаря этой самоотдаче наши слова доходят до сердец слушателей и ведут их за собой. Вера, о которой мы свидетельствуем своими словами, становится в умах слушателей убеждением .

2. Говорить от сердца! Наша речь эффективна, когда говорит не только наш мозг, но когда – прежде всего – говорит наше сердце. Человеческое участие покоряет слушателей, потому что это касается их собственной жизни, затрагивает их чувства. Если вы говорите, пропустив слова через сердце, слушатели поймут и одобрят. Здесь вступает в свои права «золотое правило» правильной устной речи: сначала сам ощути чувства, которые ты хочешь пробудить в других! Тогда уже тон твоей речи пробудит в слушателях эмоциональные представления и волевые импульсы.

3. Говорить языком слушателя! Наше слово становится делом, когда мы говорим, исходя из точки зрения слушателя, когда мы приспосабливаемся к его мышлению и освещаем тему под тем углом, под каким ее видит слушатель. И на первый план мы выдвигаем не то, что беспокоит нас, но то, что волнует наших слушателей, исходим из их интересов и ведем их выше и выше. В фокусе нашей речи должны быть идеи, которые зажгут сердца слушателей. И интерес, который мы проявляем к ним, вернется к нам сторицею!

4. Говорить с благорасположением к слушателям! Воздействие наших слов на слушателей зависит еще и от настроения, с которым мы начинаем и заканчиваем свою речь. Настрой нашей души, опосредованный словом, передается окружающему миру. И если, произнося речь, мы пребываем в дурном настроении, то оно передастся слушателям. Если нас мучает страх или мы чем-то сбиты с толку, наши слушатели тоже забеспокоятся и станут рассеянными. Если говорить, упиваясь своим превосходством, слушатели потеряют к вам интерес и внутренне отвернутся от вас. Хороший оратор чувствует малейшее изменение в настроении слушателей, видит, надоел ли он им или нет, пробуждает ли он в них какие-то новые импульсы или, как дятел, долбит одно и то же. Соответственно он меняет тон речи, выражения, образы и примеры в своей речи. То есть нужно не только полностью владеть умением говорить, но и научиться понимать язык жестов слушателей и сознательно его учитывать.

5. Говорить четко и ясно! Наша речь должна быть однозначной и определенной, четкой и одновременно значительной! Говорить четко означает, в частности, говорить простым языком, избегая по возможности иностранных слов. Непонятные чужеродные слова пробуждают в слушателях враждебные настроения; такие слова будто лишены крови.

6. Говорить позитивно! Расположение слушателей завоевывает тот, кто всему, что он говорит, придает утвердительную форму. Не только содержание фраз, но и их форма, и то, как их выговаривают, должны дышать позитивным настроением, силой и полнотой. Говорить позитивно означает говорить хорошее. Говорить хорошее означает говорить хорошо. Существуют четыре вида неправильной речи, которых следует избегать – лгать, клеветать, говорить грубо, говорить ненужное. И четыре вида правильной речи – говорить правду, говорить дружелюбно, говорить с любовью и говорить целесообразно.

7. Говорить увлекательно! Наша речь должна выражать ту участливость сердца, которая принесет нам симпатию слушателей. А это, прежде всего, означает говорить интересно, не усыплять слушателей монотонной речью, быть в каждом слове самобытным и остроумным. Если слушатели устали, надо обращаться с ними как с беспокойными детьми. Особенно, когда приводишь аргументы во время речи, рекомендуется такое постепенное усиление напряжения. Оно сравнимо с тем, как забивают гвоздь, – сначала бьют осторожно, чтобы не погнуть, затем все сильнее и сильнее, и последний и самый мощный удар загоняет гвоздь по самую шляпку.

8. Говорить образно! Речь будет наглядной, если использовать красочные образы, увлекательные примеры, заставляющие слушателей то напрягаться, то расслабляться. Все, что вы говорите, вы должны внутренне представлять себе в живых движущихся картинах, высказывая это так, как это вам видится. Тогда успех будет следовать за вами как тень! Образы исполнены движения и внутренне приводят слушателей в движение. А слушатели, чьи души затронуты движением, – внимательные слушатели. Поэтому замените глубокомысленные слова понятиями, наполненными силой, жизнью и действием. Большинство людей обладают визуальной памятью; поэтому нужно заставить работать «внутреннее лицо», фантазию слушателей, дать им визуально сопережить то, что мы излагаем, как живую реальность, раскрашивая картины словами, как художник красками. Все образное всегда красиво и эффектно.

9. Говорить приятно и привлекательно! Надо обращать внимание не только на образность своей речи, но и на ее естественную красоту. Наша речь – не письмо, не чтение по бумаге, но беседа со слушателями. То, что мы говорим, мы произносим так значительно, как только возможно. Стоит всегда задумываться: а нельзя ли выразить какую-то мысль еще понятнее и так, чтобы она лучше запоминалась? Разве мы, например, не облекаем важные констатации в форму вопроса, не вызывающего сомнений, на который наши слушатели ответят точно так же, как и мы сами? Таких способов оживить речь очень много.

10. Говорить с юмором! Тот, кто в своих речах выказывает радостно-невозмутимое, независимое от происходящих событий восприятие жизни, скорее завоевывает внимание слушателей, чем сухой педант, человек, полный гнева и ненависти или фанатик. Наш юмор может вспыхнуть в каком-то эпитете, или шутливой фразе, или проявиться в акценте на какой-то особой ситуации. Это более уместно, чем пересыпать свою речь анекдотами или вымученными шутками. Добавлять в речь острые приправы нужно в меру, особенно если острая приправа – это солнечное золото крепкого утверждения жизни.

11. Говорить по делу и деловито! Хороший оратор никогда не опустится до проявления злобы или ненависти, избежит цинизма и других некрасивых вещей. Основной характер его речи – гармония. Так он избежит мешающего восприятию впечатления, будто хочет навязать слушателям свое мнение. Оратор должен не уговаривать, а убеждать. Чтобы этого добиться, не будем утверждать ничего, чего не сможем доказать или понятно объяснить.

12. Говорить кратко! Хорошо говорит тот, кто с помощью минимума слов может сказать максимально много. Тот, кто говорит слишком длинно, обнаруживает недостаточное владение искусством речи. Красноречивее всех тот, кто говорит только то, что относится к делу. Поэтому пусть наши слова ценятся на вес золота, ведь тот, кто взвешивает свои слова, придает им значимость и мощь! Никогда не обременяйте слушателей длинной речью. Речь, продолжающаяся дольше трех четвертей часа, утомляет; подсознание начинает сопротивляться, слушатели становятся беспокойными или засыпают от переизбытка слов. Хорошая речь состоит из трети того, что ты хотел бы сказать.

13. Говорить по теме! Не все, что приходит вам в голову во время речи, следует произносить; и прежде всего это касается того, что не относится к делу. Пространные теоретические рассуждения, слишком наукообразные, быстро утомляют слушателей, их место в научном докладе. Повторений следует избегать так же, как и дурной привычки говорить, «топчась на месте», то есть долго задерживаться на каком-то пункте. Не следует также сообщать исчерпывающую информацию, чтобы не исчерпать внимание слушателей.

14. Говорить просто! Фразы должны быть безыскусными и ясными, выражения – лаконичными и точными. Чем короче фразы, тем сильнее их позитивный заряд. Хорошая речь содержит больше точек, чем запятых. Придаточные предложения оратор пусть оставит пишущим. Чем яснее голова, тем проще строй предложения, тем легче тебя понимают. Все великое просто. Наше подсознание надежнее всего реагирует на утверждения, облеченные в форму кратких, однозначных фраз. Точно так же ведет себя и подсознание слушателей.

15. Говорить, делая паузы! Большинство ораторов – и не только новички – делают одну и ту же ошибку, то есть слишком быстро проговаривают речь, словно боятся опоздать на поезд. Заметив за собой такую склонность, приучите себя чаще включать в речь краткие передышки, которые для слушателей будут паузами для обдумывания сказанного. Слушателям необходимы какие-то мгновения для осознания смысла вашей речи.

Из книги Электрические методы обогащения. Правдивая история о виртуальных амебах, современном инновационном предпринимательстве и прочей ерунде типа любви и см автора Черкашин Павел Александрович

Союз науки и искусства В тот вечер Гриша зашел к Гретте еще до того, как прозвонил его будильник. Он ощущал себя загнанным в творческий тупик. Работа не продвигалась, и, казалось, вообще он сам уходил куда-то в сторону от намеченного много лет назад пути. Он сам себе

Из книги Черная риторика: Власть и магия слова автора Бредемайер Карстен

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Из книги Скорочтение с помощью тренажёра автора Мельников Илья

Основные правила слежки Для того, чтобы научиться замечать слежку, надо знать ее основные правила:– изучать объект наблюдения и его привычки;– изучать вероятные места пребывания объекта;– быть незаметным на фоне окружающей обстановки;– быть готовым уйти от

Из книги Бизнес в России: руководство по технике безопасности автора Гладкий Алексей Анатольевич

Основные правила скорочтения Даже если вы с хорошей скоростью прочитали книгу, тщательно выполняли все предложенные выше рекомендации и ваша скорость увеличилась на сто и более процентов, работа ваша над скорочтением не заканчивается. Все упражнения, что вы выучили и

Из книги Тайные знания о деньгах автора Правдина Наталия Борисовна

Основные правила системы безопасности предприятия При построении на предприятии системы безопасности следует придерживаться определенных правил, о которых мы и расскажем в данном разделе.В медицине есть такое известное изречение: «болезнь легче предупредить, чем

Из книги Влияние и власть. Беспроигрышные техники автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Произведения искусства для офисов Сегодня в роскошно отделанных корпоративных офисах можно встретить изысканные дорогостоящие произведения искусства. Однако будьте осторожны! Далеко не всегда они несут гармонию и процветание! Наша деловая удача зависит в том числе и

Из книги Прогулки по полям, или Поочерёдно двигая ногами автора Красс Наталья Александровна

Из книги Встань с дивана! Как создать свой бизнес и стать независимым автора Лысов Сергей Александрович

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Основные правила составления «Списка 100» 1. Список нужно составлять за один раз, не отвлекаясь и не прерывая практики.2. Выберите удобное место, постарайтесь избавиться от всей раздражителей и отвлекающих моментов. Не делайте перерывов, чтобы просмотреть

Из книги Достижение целей: Пошаговая система автора Аткинсон Мэрилин

Медитация на произведениях искусства Инструкция 1. В качестве объекта вы выбираете репродукцию или другой предмет искусства, который вызывает положительные эмоции. Это можно будет делать и дома, и в музее (так, кстати, появится повод погулять и выйти из дома, чтобы

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова Юрий Окунев.

Как стать раскрепощенным в любой компании, избавиться от комплексов, научиться говорить ярко, живо, увлекательно на любую тему? Можно ли научиться убеждать и заинтересовывать? Для этого требуется совсем немного – трудолюбие и желание освоить уроки ораторского искусства для начинающих.

Начинать изучение секретов публичных выступлений лучше в команде под руководством опытного репетитора. Сейчас в каждом городе есть курсы и тренинги. Чем удобны курсы?

  • Во-первых, вам со стороны подскажут все ошибки и укажут на слабые места;
  • Во-вторых, у вас будет отличная возможность наработать практику выступлений;
  • В-третьих, комплексы легче преодолевать, когда вы видите, что и у других не все так безупречно.

Тренер поможет вам обрести красивый и уверенный голос, научит актерским приемам и выразительным жестам, подскажет, как быстро преодолеть страх. Может быть, таким непревзойденным и красноречивым оратором, как , вы и не станете, но говорить точно научитесь.

Хорошо, а если курсов ораторского мастерства поблизости от вашего дома нет, а может и есть, но расписание занятий не соответствует вашему рабочему графику? Навыки ораторского искусства можно наработать самостоятельно в домашних условиях.

Надеюсь, у вас найдется диктофон (а лучше видеокамера) и большое зеркало? Прекрасно, можно приступать. Попросите кого-нибудь из знакомых и друзей стать вашими слушателями и ассистентами. Следите за обновлениями блога, в статьях из этой серии вы найдете множество упражнений для оттачивания мастерства.

Три кита и песня

Хорошую речь можно сравнить с хорошим хитовым шлягером. Что нужно, чтобы вновь вышедшая песня пользовалась популярностью и успехом? Требуется сочетание трех вещей: приятной мелодии, удачного текста и умелого исполнителя. Правильно?

Успешное ораторское выступление также базируется на трех составляющих, то бишь стоит на трех китах:

  1. Голос оратора;
  2. Грамотный текст;
  3. Взаимодействие с залом (контакт).

Уберите из песни мелодию или слова, и песни не будет. Так же и с выступлением. Техничное владение оратором голосовыми данными, умение представить факты и услышать ответную реакцию зала обуславливают успех.

Голосовые данные

Предлагаю провести небольшой опыт. В компании друзей начните рассказывать какой-нибудь анекдот или историю из жизни, а сами потихоньку включите диктофон. Придя домой, прослушайте запись. Нравится ли вам звучание собственного голоса?

Наверно, многие из вас найдут свой голос слишком тихим, невнятным или крикливым, резким, скрипучим. В общем, приятного мало. Наше внутреннее восприятие резко отличается от того, как нас воспринимают окружающие. Задача обучения – научиться слышать себя со стороны, развить резонансное чутье.

Голос умелого оратора звучит объемно, округло и плавно, бархатистый тембр завораживает слух, увлекает внимание, магически притягивает слушателя. Обладателям приятного и звучного голоса прощается многое, даже картавость и небольшие огрехи в тексте не так бросаются в глаза.

Можно ли развить?

Каждый человек от рождения обладает определенным набором фонетических данных. Этот набор уникален. Мы не можем изменить длину голосовых связок или окружность легких. Зато мы можем научиться управлять речевым аппаратом, настраивать свой голосовой инструмент нужным образом.

  1. Обучения правильному дыханию (диафрагмальному);
  2. Раскрепощения фонетических мышц путем их расслабления;
  3. Выработки ощущения резонанса.

Четыре упражнения для развития голоса

Предлагаю проделать несложные упражнения для речевого аппарата, которые помогут вам улучшить голос:

  • Резонансная настройка . Встаньте прямо, расслабьте мышцы лица. Сделайте вдох и на выдохе тяните звук «Иииии». Внимание на макушке головы. Отдохнули. Теперь тянем звук «Ээээ», внимание на горло, стараемся ощутить вибрации голосовых связок. Далее тянем звуки «Ааааа» и «Оооо», контролируем ощущения в области грудной клетки. Завершает упражнение звук «Уууу» (низ живота). Все звуки различны по высоте, самый высокий звук «И», самый низкий «У». Данное задание помогает улучшить тембр, придает голосу красоту. Рекомендуется три подхода.
  • Рычание льва . Проговорите тихонько звук «Ррр», при этом язык должен быть расслаблен и чуть приподнят к небу. Порычите немного, как рычит собака. Затем громко произнесите несколько слов с буквой «Р», акцентируя внимание на данном звуке. Вырабатывает силу голоса.
  • Кью Икс . Вытяните губы в трубочку, произнесите звук «Кью», затем растяните широкую улыбку, скажите «Икс». Чередуйте движения, сделав не менее 15 повторовю. Упражнение снимает зажимы артикуляционного аппарата, освобождает звучание.
  • Баскетболист . Представьте себе баскетбольный мяч (можно и настоящий мяч взять, если хотите) и начните его отбивать об пол, считая от 10 до 1 по нисходящей. Каждый счет – это один выдох. Затем подбрасываем мяч вверх, считаем от 1 до 10. Упражнение тренирует ощущение тональности звучания. Бросаем вверх – голос высокий, отбиваем от пола – низкий.

Теперь возьмите любую книгу громко зачитайте несколько строк. Ощущаете, как изменился голос? Тем, кто заинтересовался методикой развития голоса, рекомендую обратить внимание на видеокурс Екатерины Пестеревой «Язык мой – друг мой» . Здесь найдете множество профессиональных упражнений для тренировки голоса и дикции.

Всем остальным предлагаю посмотреть это видео:

Текст речи – визитная карточка оратора

Да-да, самые знаменитые ораторы – это, как правило интеллектуалы во всех смыслах этого слова. Оратор должен обладать богатым словарным запасом. Оратор обязан уметь выстраивать логические цепочки, умело использовать сравнения и метафоры в своем выступлении.

На первый план выступает грамотность составления текста речи. Не буду долго задерживаться на этом моменте. Про построение публичного выступления я уже писал .

Основные требования к тексту речи:

  • Материал для речи должен быть тщательно подобран и логически увязан;
  • Речь должна иметь привлекательное и лаконичное название;
  • Выступление должно быть ориентировано на определенную аудиторию;
  • Текст речи должен быть разбит на логические части для лучшего восприятия;
  • В процессе выступления должна учитываться эргономическая составляющая – внимание слушателей. Оратор постоянно переключает внимание зала с помощью специальных .

Важность детальной работы над текстом хорошо иллюстрирует это видео. Смотрим?

Взаимодействие

Хороший оратор – это не только интеллектуал и логик, но еще и выдающийся артист, чуткий слушатель и умелый лидер. Тема выступления может нравится, а может и не нравиться залу. Конкретному оратору как личности слушатели могут симпатизировать, а могут изначально отнестись предвзято.

Мастерство оратора заключается в умении направить восприятие зала в нужное русло, которое будет выгодно самому выступающему. Оратор-профессионал обставит все таким образом, что его противники к концу речи станут сторонниками и единомышленниками.

Выступающий должен уметь:

  • Проявлять неподдельный интерес к своей аудитории, вести диалог и быть вежливым;
  • Показать слушателям, что он «сделан из того же теста», что и они. Избегать раздражающих публику факторов: неряшливости в одежде, надменности позы, суетливости.
  • Корректно отвечать на вопросы зала;
  • Быть дальновидным, уметь просчитывать реакцию публики на то или иное высказывание;
  • Управлять ходом дискуссии, возникающей по ходу выступления.

Предлагаю посмотреть еще одно видео – небольшой ролик от Владимира Соловьева, этого мастера человеческих интриг и талантливого телеведущего. Знаток публичных выступлений поведает нам об искусстве входить в контакт со слушателем.

Послесловие

Где бы вы ни изучали основы ораторского мастерства – на онлайн курсах, в ораторском клубе или самостоятельно по учебнику дома – вам придется работать над своим голосом, лидерскими качествами и содержательностью речи. Владение этими навыками позволит вам стать интересными собеседниками, сделает вас уверенными в себе и раскрепощенными на публике.

Все необходимые упражнения вы сможете найти в книге тренера публичных выступлений Евгении Шестаковой «Говори красиво и уверенно» . Теоретический материал изложен интересно и увлекательно, задания просты и доступны даже детям.

Всего доброго. Ваш Юрий Окунев.

ФОТО Getty Images

«Недавно мне попался на глаза список главных людских страхов, где страх смерти стоял лишь на третьем месте. Две верхние строчки занимали страх входить в комнату, полную незнакомых людей, и страх говорить на публике. Фантастика! А мне как раз предстояло произносить речь через несколько дней, и я определенно ощущала этот страх. Поэтому я записалась на курс бывшей ведущей BBC и коуча Хелен Фостер (Helen Foster), надеясь, что ее советы мне помогут. Я записала для вас восемь самых полезных.

1. Время

Старайтесь удержать время своего выступления в пределах 20 минут. Эксперты образовательной платформы TED Talk советуют 17-18. Почему? Потому что презентация от этого становится более плотной и более яркой: в ней остается только важная для аудитории информация. Захлестнете слушателей потоком слов – и они перестанут воспринимать вашу речь.

2. Показывайте, а не рассказывайте

Если вам все же нужно произносить более длинный спич, разбейте его на части: поговорили минут 15 – смените жанр: добавьте картинок или видео, шутку-другую, отработайте материал, о котором шла речь, в ходе какой-нибудь игры – все зависит от обстоятельств, вам решать, что уместнее в той или иной ситуации.

3. Анекдот

Анекдот, в прежнем смысле этого слова, – небольшая занятная история – великолепный способ начать речь, захватив внимание аудитории тем, что представляет общечеловеческий интерес. Необязательно, чтобы вы были участником описываемых событий, но важно, чтобы история была необычной и захватывающей – слушатели должны оторваться от смартфонов и начать наконец внимательно слушать.

4. Взаимодействие с публикой

Иногда лекцию украшают и оживляют элементы семинара: задавайте публике вопросы, предложите слушателям пару минут пообсуждать проблему между собой. К примеру, если вы рассказываете о счастье – предложите аудитории подумать над тем, когда каждый из них был в последний раз по-настоящему счастлив и почему. Обсудите несколько ответов. Такие упражнения не должны занимать больше 5 минут, иначе вы рискуете слишком отвлечься от основной темы.

5. Что это было?

Что именно должен запомнить из вашей речи слушатель? Как яснее и проще всего выразить эту мысль: картинкой, видео, афоризмом? Мы лучше всего запоминаем, что было сказано в самом конце лекции. Помните об этом и старайтесь придумать ударную концовку для своего выступления.

6. Эмоции

Предмет, о котором вы говорите, вызывает у вас сильные эмоции? Не бойтесь проявить их во время выступления. Иначе как слушатели поймут, что вам и правда интересно то, о чем вы говорите? Ведь если аудитория не уверена, что вам интересен предмет, почему она должна посвятить ему свое внимание?

«Вопрос о том, каким языком ты говоришь, – это всегда вопрос о власти, о доминирующем дискурсе, о праве быть чем-то еще кроме как «говорящим орудием», – уверена Екатерина Михайлова. – Это вопрос о праве самому выбирать «своих» и «чужих» (они, конечно же, говорят по-разному). Важный ведь выбор, и хорошо бы оценивать его последствия».

7. Искренность

Искренность никогда не подводит. Будьте собой. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом – это в любом случае лучше, чем на ходу сочинять заведомо ложный ответ. Кроме того, вы всегда можете предложить поискать ответ на интересующий слушателя вопрос. Врать – трудно, и, как правило, обман бывает заметен. Так что не утрачивайте понапрасну доверие аудитории.

8. Подготовка

Заранее запишите свое выступление в удобном для вас виде. Связный текст на бумаге, развернутый план, карточки с ключевыми словами – все что угодно, лишь бы вам было удобно. Кроме того, хотя мы почему-то упускаем эту возможность, неплохо бы заранее пару раз проговорить текст выступления, чтобы не забыть ничего существенного. Да, это требует времени, зато вы не будете запинаться и мучительно краснеть, пытаясь вспомнить: что там еще у меня было? Подготовленный оратор всегда выигрывает у неподготовленного.

Сработало ли это для меня? Вам решать – вот мое выступление на недавнем открытии лондонского Happiness Club».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!