Особенности композиции выхожу один я на дорогу. Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю

Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки. Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты. Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.

Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.

Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.

Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий. Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как - бы его завещанием, написанным в стихах. Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.

Лермонтов - Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения

Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.

Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.

Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: "кремнистый путь", "сияньи голубом".

Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.

Контраст - один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.

Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.

У него осталось одно желание:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.

«Я б желал навеки так заснуть», - с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.

Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.

Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу

Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.

Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.

В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так - без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.

Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны - небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.

“Выхожу один я на дорогу” – одно из последних стихотворений Лермонтова, который, будто предчувствуя свою смерть, высказал все, что было у него на душе. Предлагаемый краткий анализ “Выхожу один я на дорогу” по плану поможет понять всю глубину и значимость этого произведения. Его можно использовать на уроке литературы в 6 классе в качестве основного материала.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Тема

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Жанр

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

  • эпитеты – “ кремнистый путь” , “ холодный сон” , “ тихий голос “, “темны дуб”;
  • инверсия – “ сиянье голубое “;
  • олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда со звездою говорит “;
  • оксюморон – “ светлая печаль”.

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

Поэт Михаил Лермонтов вошел в истории русской литературы как автор многочисленных лирических стихотворений, романтических поэм и даже прозаических текстов. Предлагаем познакомиться с анализом «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова, одним из наиболее популярных стихотворений поэта.

План анализа

Чтобы проанализировать поэтический текст со всех сторон, следует придерживаться следующего плана:

  • Название произведения и автор.
  • История создания, интересные факты о стихотворении.
  • Ключевые темы поэтического текста.
  • Идея и основная мысль. Раскрывая этот пункт плана, следует указать, что именно автор хотел донести до своих читателей, иначе, с какой целью создан текст.
  • Основные художественные приемы, используемые поэтом: тропы, особенности построения предложений, риторические вопросы.
  • Композиция. Следует ответить на вопросы, какие структурные части имеются в поэтическом тексте, как автору удается добиться целостности и единства. Подчинено ли композиционное построение стихотворения выражению авторской мысли.
  • Образ лирического героя.
  • В качестве итога следует указать, принадлежит ли текст определенному направлению в литературе и почему, какой его жанр, какие черты указывают на принадлежность определенному жанру.

Именно этот план поможет провести глубокий анализ «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова и любого другого поэтического текста. При необходимости пункты можно менять местами.

Основные сведения

Анализ «Выхожу 1 я на дорогу» Лермонтова начнем с краткого описания истории создания. Поэтический текст был написан в 1841 году, незадолго до смерти автора и представляет собой итог его исканий и размышлений. Первая публикация в журнале «Отечественные записки» двумя годами позже. Известен факт - Одоевский преподнес в дар Лермонтову записную книжку, чтобы он полностью заполнил ее стихами. После смерти поэта данный блокнот был обнаружен, среди прочих в нем содержалось рассматриваемое стихотворение.

Тематика

Продолжить анализ текста М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» следует определением темы, то есть того, о чем говорится в нем. На первый взгляд, все просто - лирический герой наслаждается великолепием ночной природы, небом и звездами, и это наводит его на невеселые размышления. Он сам задает себе вопросы и не может найти ответа на них, ему хорошо наедине с миром природы и совсем не хочется возвращаться в общество людей. Герой разочарован и не ждет «от жизни ничего».

Идея и основная мысль

При анализе «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова обязательно необходимо рассмотреть, какие идеи затрагивал поэт. Прежде всего, это одиночество, в целом присущее лирике автора, вот почему в тексте появляется образ пустыни. Именно в данном произведении мотив грусти звучит особенно сильно. Лирический герой устал от вечной борьбы, жаждет «свободы и покоя», он чувствует свою близость к природе.

Звучит в стихотворении и тема судьбы. Так, лирический герой уверен, что его жизненный путь уже предопределен. Можно отметить и отголоски темы неизвестности, именно поэтому дорога, на которую вышел герой, покрыта туманом - персонаж не знает, что ожидает его впереди.

В столь небольшом произведении поэт сумел раскрыть важнейшие темы, которые волновали его всю жизнь. Это ли не образец подлинного мастерства.

Поэтика текста

Следующий шаг при анализе стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» - определение тех приемов, которые помогают писателю выразить свои идеи:

  • Яркие образные эпитеты: «кремнистый путь», «темный дуб», «холодный сон могилы».
  • Олицетворения и метафоры: «пустыня внемлет богу», «звезда говорит», «спит земля».
  • Риторические вопросы. Герой на фоне потрясающего великолепия природы задается вопросами, ответы на которые дать он не в состоянии.
  • Анафора: одинаковое начало строк словами «я», «чтоб» - это усиливает содержание.
  • Обилие восклицательных предложений говорит о душевном надрыве лирического персонажа, который с болью говорит о своем состоянии.

Поэт обращается к символу дороги, которая в тексте - не только непосредственно тропа, но и жизненный путь лирического персонажа, по которой он бредет.

Музыкальность и плавность текста достигается использованием перекрестной рифмы: АВАВ. Размер стиха - пятистопный хорей, женские и мужские рифмы чередуются.

Особенности композиции

Композиция стихотворения достаточно стройная и подчинена единой логике:

Начало текста - возвышенная лексика, используя которую, автор описывает открывшееся взору лирического героя великолепие ночи. Интонации в этой части также торжественные.

Мотив обреченности и одиночества возрастает за счет риторических вопросов, которые звучат во второй части второй строфы. Состояние лирического героя - угнетенное, подавленное - противопоставляется окружающей его природе, в которой царит гармония. Именно поэтому для описания персонажа выбраны по большей части вопросительные предложения, а говоря о природе, поэт использует повествование.

Следующая часть «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова - попытка лирического героя разобраться в собственном внутреннем мире, он сам дает ответ на свои вопросы и формулирует жизненную позицию. Он хочет избавиться от внутреннего конфликта и насладиться свободой и покоем. При этом мотива смерти в тексте нет, герой жаждет жизни, но совершенно иной.

Наконец, последние строфы произведения - формулировка идеальной, с точки зрения поэта, жизни - в единении с природой и подальше от мирской суеты.

Во многих стихотворениях Лермонтова — «Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» — звучат мотивы грусти и одиночества. Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу».

Перед отъездом поэта в Пятигорск В. Ф. Одоевский подарил ему записную книжку с пожеланием исписать ее всю. После смерти Лермонтова эта книжка была обнаружена, среди других стихотворений там было и «Выхожу один я на дорогу».

Тон поэта с самого начала поражает своей возвышенностью, даже какой-то торжественностью. Взору нашему открывается ночной пейзаж, простой — и одновременно величественный.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Эта возвышенная интонация поэта намекает на глубинный смысл данного пейзажа. Дорога здесь — это еще и жизненный путь героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Каждому предназначена своя судьба, и лишь сам человек может исполнить то, что ему суждено. И уже в первом четверостишии возникает пока еще едва заметный настораживающий, тревожный мотив неизвестности, неопределенности: герой видит свой «путь» «сквозь туман», жизненная дорога его трудна («кремнистый путь»).

Затем этот мотив в стихотворении нарастает, начинает звучать четче и определеннее: в природе царят тишина и умиротворение, в душе же лирического героя — хаос, смутная, неясная тоска. Ему «больно» и «трудно», но в чувствах и мыслях его — все та же неопределенность, «туман», герой не может понять причины своего состояния:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Он связывает свои чувства с сожалениями о прошлом («Жалею ли о чем?») и тревожным предчувствием будущего («Жду ль чего?»). Жизнь лирического героя как бы фокусирует эту живую связь времен в виде его чувств. Разум же героя расторгает эту временную связь:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой хочет уйти от реальности в мир «свободы и покоя». Он хотел бы «забыться и заснуть». Здесь представляется очень важным мотив забвения, проходящий через все творчество Лермонтова. Как замечает Д. П. Овсянико-Куликовский, подобно Печорину, который «ничего не забывает и вечно находится под гнетом своего прошлого», поэт тоже „все помнит", и все пережитое так болезненно отзывается в его душе, что он не видит иного успокоения, как только в смерти».

Однако в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» этот мотив не сливается с мотивом смерти. Сон здесь не вызывает у нас ассоциаций со смертью, он не является «холодным сном могилы». Напротив, жизнь в нем кажется более сильной, могучей и радостной, чем в реальном бытии героя:

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Этот образ вечно зеленеющего могучего дуба здесь особенно знаменателен. Дуб — это символ крепости жизни, ее вечности и незыблемости. Все в этом сне говорит о жизни, а не о смерти: и «сладкий голос», поющий о любви, и тихое дыханье героя, и его чуткий слух. Здесь герой полон сил, энергии, вдохновенья, в душе его больше нет трагического разлада чувств. Б начале стихотворения он стремится «уйти от жизни», в финале «жизнь догоняет его», и он доверяется ей.

Композиционно стихотворение, написанное пятистопным хореем, делится на две части. Первая часть — это пейзаж, вторая часть — описание чувств лирического героя. Эти части противопоставлены. Однако финал стихотворения соответствует его началу — там вновь возникает гармоничная, умиротворенная картина природы, и резкость контраста смягчается. Концовка, таким образом, здесь замыкает круг.

Красота и благодать, царящие в природе, в первой части подчеркнуты эпитетами и метафорой («ночь тиха», «спит земля в сиянье голубом»), «высокой» лексикой («пустыня внемлет богу»). Одновременно другой эпитет уже здесь задает мотив душевной дисгармонии героя — «кремнистый путь» напоминает о трудностях жизненного пути. Во второй части чувства героя подчеркнуты эпитетом («холодным сном могилы»), риторическими вопросами («Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?»), инверсией («Уж не жду от жизни ничего я»), анафорой («Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!», «Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), восклицательными предложениями («Я ищу свободы и покоя!»).

Напевности стихотворения способствуют аллитерации («Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел») и ассонансы («Но не тем холодным сном могилы»). Мелодичность, ритм стихотворения определяется и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины («Ночь тиха. // Пустыня внемлет богу»). Стихотворение было положено на музыку и стало известным романсом.

Таким образом, желаемое забвение лирический герой находит в мире природы. И это черта, характерная для многих произведений поэта. Лермонтов «обращался к природе так же, как и к живому началу, ища в ней ответа на тревожные вопросы своего духа или сочувствия себе в минуты острого ощущения и сердечной тоски».

Анализ стихотворения " выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1841 году (последний год жизни писателя). Оно относится к философской лирике. В этом стихотворении автор раскрывает тему "свободы и воли". Об этом говорят строки: "я ищу свободы и покоя!"

Стихотворение состоит из пяти строф. Открывается оно картиной природы:" "Выхожу один я на дорогу;
сквозь туман кремнистый путь блестит";

Следует отметить, что лирический герой находится наедине с природой. Герой задается вопросом:

"От чего же мне так больно и так трудно?" и тут же находит ответ: " Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!"

Поэтическая мысль развивается от строфы к строфе. Лирический герой устал от жизни, он стремится на время "заснуть". Окунуться в мир полный любви и гармонии с природой. Стихотворение наполнено яркими средствами выразительности: Олицетворениями ("звезда с звездою говорит" "спит земля" "дремали жизни силы") , эпитетом ("холодный сон") , метафорой ("сон могилы"). Большим количеством олицетворений автор хочет показать, что у природы живая душа, и человек может напрямую с ней общаться.

Произведение написано хореем. Рифма в стихотворении перекрестная (женская и мужская).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!