Осознание человека. Процесс осознания проблемы

Сегодня поговорим об осознанности. Это, пожалуй, ключевое понятие в духовном развитии. Какую бы практику, предлагающую действенный путь для духовного роста мы не взяли, все сводится к повышению осознанности. По сути, разные практики различаются лишь методами. Что же такое – осознанность? У этого слова имеется несколько значений.

Осознанность – это способность наблюдать, не нуждаясь в этот момент в мыслях. Человек устроен таким образом, что он автоматически маркирует и обозначает в своем уме все, что видит вокруг и «смешивает» все это в своих мыслях. В дальнейшем Вы поймете, что можете следить за своими мыслями и чувствами в качестве наблюдателя без осуждения, каких-либо интерпретаций.

Осознание – это роль наблюдателя. Мысли создают интерпретации, чувства создают эмоции, события созданы мыслями в уме – но все это может наблюдаться в форме чистой осознанности.

ОСОЗНАНИЕ имеет несколько уровней понимания. Это слово связано с самим знанием: О – объединение, СО – соединение и в итоге мы получаем, что О-СО-ЗНАНИЕ – это есть объединенные соединенные в месте знания.

Таким образом, понятие ОСОЗНАНИЕ означает, что мы знаем и понимаем, почему и как происходит все вокруг нас и не только вокруг, но и внутри нас. И чем больше вещей, происходящих снаружи и внутри нас, соотнося их друг с другом, мы понимаем, тем шире наше осознание, тем больше сторон нашей жизни мы понимаем, тем глубже мы проникаем в суть различных сфер нашего бытия.

Также следует отметить, что ОСОЗНАНИЕ – это есть способ взаимодействия с реальностью, при котором мы наблюдаем за своей умственной и физической деятельностью. Мы просто наблюдаем за своими мыслями, чувствами, ощущениями и действиями в процессе повседневной жизни, не оценивая их и не деля на правильные и неправильные, тем самым мы видим всю картину в целом.

«Значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы их создали».

Сознание есть часть человеческой души, посредством которой мы воспринимаем мир. Осознание - это понимание. Осознанность – степень понимания природы вещей и процессов их взаимодействия.

Когда человек осознан, то он:

— понимает подлинные причины своих действий, и потому свободен выбирать, как ему поступать;

— предвидит следствия своих действий, отличается развитым чувством ответственности;

— способен понять её истинную природу проблемы и «растворить» её, применив наиболее подходящее действие для разрешения проблемы;

— более глубоко ощущает красоту. Все, что разум считает окрашенным в один цвет, при достаточной осознанности, как под под лучами солнца приобретает тысячи оттенков! Конечно, проще использовать свою логику и сказать — это белое, это тёмно-синее, это светло-синее. Но что если выключить логику и включить сознание? Что ты увидишь тогда?

Пути и способы приобретения осознанности.

Ключом к осознанности является внимание и то, каким образом вы его направляете. Поощряя проявление внимания во всём, ты с каждым разом становишься всё более сознательным человеком.

Ошо, тремя основными этапами развития осознанности выделяет осознание посредством наблюдения тела, за тем, желаний и эмоций, и только после этого сферы мысли. Тогда три этих слоя образуют предельную осознанность.

Гурджиев, описывая свой путь развития осознанности, говорил, что первым шагом было осознание процесса ходьбы. Это то, что большинство из нас имеет радость делать каждый день. Проследите за тем, как вы ходите, и тогда каждый ваш шаг по жизни, от простого к сложному, будет развивать способность к пониманию мира.

Нахождение в моменте «Здесь и сейчас» даёт самое эффективное состояние для реакции на внешние события. Отсутствие « внутреннего диалога » освобождает дополнительную энергию для импульса действия. В боевых искусствах и йоге учителя ставят своей основной целью научить учеников действовать из этого состояния, а потом и жить в нём. Действие из этого состояние происходит целостно и максимально эффективно, без задержек.

Правда повышает сознательность, ложь понижает её. Каждый раз, когда ты принимаешь правду, поощряешь правду, говоришь правду — ты повышаешь свою осознанность.

Ускорившееся время требует от нас еще большей осознанности, чем раньше. Эго всё еще желает вернуть свою власть и будет тянуть назад и подставлять подножки. И потому очень важно повышать свой уровень сознания, очищать и исцелять его, уметь наблюдать за собой и своими реакциями для того, чтобы развиваться, творить свою реальность, строить гармоничные отношения и жить счастливой и радостной жизнью.

По материалам сайтов:
http://www.psychologos.ru, http://naturalworld.ru, http://rodovid.mi/blog

Приветствую Вас, мой читатель.

Сегодня речь пойдет с первого взгляда не о простой теме.

Прошу Вас сконцентрироваться и тогда многие вопросы разрешатся.

Статья пишется, как ответ на очень серьезные и глубокие вопросы.

Дело в том, что на пути одного активного и успешного человека очень остро встал вопрос осознания самого себя.

Философы предлагают огромное разнообразие ответов на данный вопрос, однако как-то от этого не становится легче.

Давайте вместе разберемся.

Тема « хоть и не простая, но так или иначе внутри каждого человека есть неосознанное движение в эту сторону.

Ведь мы не рождены, как говорит Фриман для того чтобы: «жрать, срать, ржать».

Переходим к разбору темы:

Сознание строит нам некую картину мира. И у каждого из нас она разная.

Почему так?

Популярная психология с пеной у рта начинает говорить о позитивном и негативном мышлении, кто-то начинает утверждать, что все зависит от того, как мы воспитаны и так далее… Точек зрения на самом деле множество.

Для того, чтобы разобраться, давайте рассмотрим функциональную структуру человека.

Подчеркиваю – функциональную, а не биологическую. Как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Итак, как мы воспринимаем мир?

Ведь от того, как мы воспринимаем окружающий мир, зависит то, какую картину мира мы себе нарисуем, а как следствие, используя ее, как карту, будем действовать.

Итак, в первую очередь на первом месте у нас органы чувств.

Мы их все хорошо знаем: это слух, зрения, обаяние, осязание, вкус.

Чувства работаю в независимости от нашей воли, мы не можем управлять этим процессом.

В этом мы схожи с животными. Так как у любого живого организма, даже самого простейшего есть чувства.

И если человек опускает на данную платформу свое осознание, то его жизнедеятельность сводится к: еде, сну, совокуплению.

Все наше тело состоит из органов чувств, и мы стремимся наполнить их, это называют удовлетворение.

Но если бы наше функциональное тело состояло только из чувств и постоянного удовлетворения их, мы ничем не отличались от животных.

Однако различие колоссальное.

Так как у нас есть еще ум.

Очень многие школы и направления относят ум также к органу чувств. Но он скрыт от нас, то есть находится не на поверхности, как к примеру слух.

Ум любого человека занят сбором информации из органов зрения, слуха, осязания и так далее.

То есть глаза только – видят, уши – слышат… и вся эта информация как бы собирается в уме.

Что с ней делает ум?

Он все ощущает и хранит в себе, находясь постоянно в движение, так органы чувств раздражаются постоянно.

И у ума всего две функции, это принимать то, что нравится чувствам и отвергать все то, что не нравится. Он работает для разделения на нравится - не нравится, люблю - не люблю во вкусе, звуке, зрении.

Чувства, как бы постоянно давят на ум, а приятное он не может отвергнуть.

Если сознание помещается в ум, то человек не может отказаться к примеру от выпивки, несмотря на то, что это может быть вредным для его здоровья.

Ум формирует в жизни определенную зависимость от ощущений и удовольствия. Ум очень мощный механизм и если его оставить без контроля, то люди были бы похожи на мышек из эксперимента, которым к центру удовольствия подключили слабый ток, и нажимая на педаль, раздражался центр удовольствия. В итоге этим мышки преставали есть, пить и размножатся, а бесконечно долбили по педальке, чтобы получить серию удовольствия, пока не умирали.

Это ум без контролера.

Что же является контролером?

Это разум.

Разум, также как и ум имеет две функции, он принимает все то, что полезно и отвергает все то, что вредно.

И только разум может проконтролировать ум. Это высокая ступень развития.

По наблюдениям со стороны очень многие просветленные, гуру, учителя жизни говорят и учат с позиции сознания находящегося в разуме, однако люди, которые сове сознание держат на уровне чувств или ума просто не слышат их.

Они кивают башкой, понимают, что «да – так оно и есть и это истина», но идут и делают всё наоборот в своей жизни.

Но только разум, может заставит делать ум то, что ему не приятно делать.

Самый бытовой пример:

Когда с утра охота поваляться и понежиться, и уж точно не охота заниматься в течение часа физкультурой или бегать, это проявление ума. Однако разум может заставить ум заткнуться, и для поставленных целей достижения оптимальной физической формы и здоровья, с утра заняться зарядкой, бегом, обливанием, обтиранием.

И так со временем это входит в привычку.

На данном примере привычка – это перестраивание ума сопротивляться делать НУЖНЫЕ действия.

Таким образом, существует три позиции сознания. Оно находится или на уровне чувств, или на уровне ума, или на уровне разума.

Наше сознание очень гибко и может перемещаться по этим трем уровням.

К примеру, когда художник пишет свою картину, он концентрируется на уровне чувств – сосредотачивается только на форме и цвете.

Когда человек погружен в размышления (сознание в уме), то вокруг него по ощущениям перестает существовать время и пространства. Называется «ушел в себя надолго, вернусь не скоро».

Когда сознание на уровне разума, мы близки к максимальной эффективности и просветлению. Это движение ввысь.

Не люблю слова в духе просветления и тому подобные, ибо они ограничивают понимание данного уровня шаблонами образа неких гуру в балахонах вещающих истину. Однако иных слов подобрать не могу…

Это просто примеры для понимания.

Человек устроен так, что его тянет нестерпимо вниз в уровень чувств из-за удовольствий, а также в ввысь – на уровень высшего знания и просветления… Нас как бы разрывает на части. Отсюда масса заморочек и непонимания.

Поэтому мудрые люди говорят, что счастливы только полные идиоты и глупцы, это когда осознание себя, как человека на уровне чувств или мудрецы и святые, то есть осознание себя, как человека, на уровне разума.

Теперь не удивительно, что человек постоянно сталкивается с кучей проблем, которые его внутренние затыки мешают ему решить.

Мы рассмотрели с Вами кратко основные позиции. Можно сказать, провели теоретический ликбез.

Ведь осознание сознания слишком важно, так как от него зависит, сумеет ли человек развить Осознанность или так и дальше будет спотыкаться.

Ибо осознанность, это цель любого саморазвития и личностного роста.

Приветствуются от Вас вопросы и размышления на данную тему.

Предлагаю писать их ниже в комментариях, так как то, что Вы пишите мне в личку на самом деле очень часто бывает важно и интересно для иных читателей сайта.

Осознание

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я, или как то, что Томас Нагель называл существованием «чего-то что есть подобие» бытия этого что-то. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Другие попытки определить сознание

Философские теории сознания

Дуализм

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Логический бихевиоризм

Идеализм

Материализм

Функционализм

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы , Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Эмерджентная теория

Индуизм

К определению термина

Термин сознание является одним из самых трудных для точного формального определения. Весьма спорны параметры и критерии, по которым можно судить, обладает ли то или иное существо тем, что подразумевается в том или ином определении. Например, обладает ли сознанием (в смысле осознавания своего тела, предугадывания последствий своих телодвижений) новорождённый или играющий со своим собственным хвостом щенок? С развитием животного происходит изучение закономерностей, характерных для своего тела. Взрослые собаки уже не гоняются за своим хвостом.

Остаётся открытым вопрос, должно ли входить в признаки сознания возможность прогнозирования только собственных, или обязательна возможность прогнозирования и собственных, и несобственных действий.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Сознание (Психологический словарь)
  • Сознание на ресурсе Национальная психологическая энциклопедия
  • Лорен Грэхэм . Глава V. Физиология и психология: Проблема определения понятия «сознание» // Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе

Литература

  • Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Дели М. М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева . - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 312-315. - («Мыслители», выпуск 12).
  • Книгин А. Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ​Томского ун-та, 1999. - 338 с.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: 1994.
  • Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии : Моногр. - М.: Высш. шк., 1998 - 144 с
  • Пенроуз Р. Тени разума. В поисках науки о сознании. М.: Ижевск, 2005.
  • Спирова Э. М. Идолы сознания на пути к пониманию // Знание. Понимание. Умение . - 2006. - № 1. - С. 48-53.
  • Шенцев М. В. Информационная модель памяти. СПб.: 2005.
  • Tart Ch. T. States of Consciousness. N.Y.: 1975.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Запрос на осознанную жизнь рождается только у развитого человека, который начинает чувствовать свой внутренний мир и обращать внимание на свои переживания, эмоции, мысли, желания и начинает прослеживать необъяснимую взаимосвязь между своим внутренним состоянием и своими результатами во внешнем мире. Это запрос человека, который не просто хочет удовлетворить свои базовые потребности выживания, но и хочет развиваться и получать истинную радость и удовольствие от жизни, от реализации себя, от взаимодействия с другими людьми.

Осознанность позволяет действовать эффективно и при этом получать удовольствие от жизни, реализуя свой потенциал, замечая проблемы на стадии их возникновения и быстро и эффективно разрешая. Управлять можно только тем, что осознаешь. Поэтому осознанность - это ключ к управлению своей жизнью! Осознанность позволяет управлять своим телом, эмоциями, мыслями, своим отношением к людям и своей жизнью.

Что это такое осознанность?

Осознанность - это тотальное и безоценочное погружение внимания в процессы, происходящие в нашей жизни (физические, ментальные и психологические) и их осознание. Осознание - это прожектор внимания, направленный внутрь себя, который освещает проблему или какой-то процесс, делает его ясным, видимым и понятным. В этот момент мы не осуждаем и не даем оценки явлению, человеку, чувству, действию, а просто наблюдаем. Осознанная жизнь - это настоящая жизнь, жизнь вне условностей, навязанных ценностей, желаний и образов поведения. Быть осознанным - это значить видеть себя и окружающий мир такими, какие они есть в действительности.

Что вы получаете, практикуя осознанность в жизни:

  • Оздоровление. Осознанное отношение к телу поможет предотвратить болезни и прийти к оздоровлению, т.к слушая свое тело, мы начинаем давать ему именно то, что для него необходимо.
  • Внутренний баланс и гармония. Осознанное отношение к своим эмоциям позволяет ими управлять.
  • Реализация своего потенциала. Осознавая свои желания, со временем мы учимся различать истинные желания от навязанных. А реализуя истинные желания, мы начинаем раскрывать свою суть и свою уникальность.
  • Свобода быть собой. Осознавая свои мысли, желания, чувства и поступки, со временем мы становимся свободными от вложенных программ, шаблонов, негативных установок и становимся успешнее и счастливее.
  • Улучшение отношений с окружающими. Осознанность позволяет видеть человека таким, какой он есть, а не взаимодействовать с придуманным образом.
  • Открытие интуиции. Осознанное отношение к своему внутреннему миру открывает интуицию. Часто тело и нервная система дают нам сигналы, предупреждая нас о возможных последствиях.
  • Улучшение уровня жизни. Осознанное отношение к своим мыслям поможет сформировать позитивные изменения в жизни, поскольку осознанные мысли рождают осознанные действия.
  • Яркость и интерес к жизни. Осознанность делает жизнь интересной, а не скучной и обыденной. Ведь каждое мгновение уникально и красиво, но не замечая красоты вокруг, мы погружаемся в череду бесконечно тянущихся серых будней с мечтами об отпуске.
  • Повышение уровня энергии. Возвращая свое внимание в настоящий момент, мы возвращаем себе свою энергию, которую раньше растрачивали на прокручивание мыслей, ситуаций и переживаний из прошлого или страхов за будущее.

Таким образом, осознанность позволяет стать человеку живым и настоящим, делать то, что идет из души, а не навязано кем-либо, следовательно, реализовывать себя и испытывать от этого подлинную радость и счастье.

Как же развивать осознанность?

На этом пути можно совершенствоваться постоянно, собирая нити внимания и со временем осознавая все больше и больше. Начать можно с самого простого, но ведь именно из маленьких, но постоянных усилий складывается большой результат.

Самые простые практики повышения осознанности

  1. Практика дыхания. Сосредоточьте внимание на вдохе и выдохе, не вмешиваясь, просто наблюдая. Эта практика успокаивает, погружает в настоящий момент, расслабляет.
  2. Осознанное принятие пищи. Принимая пищу, сосредоточьтесь на ее вкусе. Держа в руках кусочек хлеба, попробуйте осознать как он попал к вам, сколько сил и времени ушло, чтобы его приготовить, вырастить пшеницу, собрать, смолоть муку, расфасовать, выпечь, сколько сил и труда вложено в этот маленький кусочек. И какова его ценность.
  3. Сосредоточение на своих чувствах. Чтобы успеть проживать свою жизнь, а не делать все на автомате, можно каждый час или два делать погружение в настоящий момент. Можно поставить таймер на часах. И когда прозвенит звонок, оставить свои дела и погрузиться в настоящий момент, спросив себя “Что я сейчас чувствую?”, пройтись внимание по телу, расслабить напряжение, последить за дыханием 5-10 минут. Эта практика не занимает много времени и отлично восстанавливает силы среди напряженного рабочего дня, освежает.
  4. Шар осознанности. Представьте в районе груди прозрачную сферу и сосредоточьтесь на ней и спросите себя: «Что я сейчас действительно хочу и что меня порадует?». Затем начните заполнять это шар приятными образами. Это открывает доступ к истинным желаниям нашей Души. Эту же практику можно использовать, чтобы определить истинное желание или навязанное. Поместите образ желания в этот шар Души и прислушайтесь к ощущениям. Если они приятные и радостные, то исполнение желания принесет вам радость, если нет, то вероятнее всего, желание навязано кем-либо.
  5. Осознанная работа с негативными эмоциями. Если вами овладели негативные чувства, переведите свое внимание внутрь и спросите себя «Что я чувствую, где в теле я это чувствую?». Затем сконцентрируйте там свое внимание и начинайте осознанно выдыхать, пока эмоция не раствориться. Со временем вы сможете быстро растворять негативные эмоции своим осознанием.
  6. Осознание своих мыслей. Если вы склонны вовлекаться в негативные мысли и прокручивать их часами, то попробуйте простое, но эффективное упражнение «Резиночка». Оденьте на руку резиночку и как только ловите себя на том, что вовлеклись в негативные мысли, не сильно, но ощутимо оттягиваете резиночку и щелкаете себя по руке. Осознанно переключайте свое внимание с плохих мыслей, как говорила известная Скарлетт О"Хара «Я подумаю об этом завтра», но не сейчас. Помните, что мысли - это вибрации, которые формируют вокруг вас поле и то, о чем думаете, то и притягиваете к себе.
  7. Если вас раздражает какой-либо человек. Любой человек откликается внутри нас каким-то чувством или состоянием. Например, мы читаем или слушаем кого-то и ощущаем, как что-то внутри нас резонирует и находит отклик. Мы испытываем приятные чувства по отношению к человеку. Но бывает и так, что смотришь на человека, а внутри рождается что-то неприятное, раздражающее, что не находит резонанса внтури. Осознанно идя по этому ощущению, найдите и локализуйте место в теле и затем начните расслаблять это напряжение, пока оно не уйдет. В результате практики вы заметите, что отношение изменилось на нейтральное и больше вас никак не задевает. Это работает очень эффективно, а с практикой еще и очень быстро.
  8. Осознание тела. Тело всегда начинает сигналить нам о нарушениях, но мы настолько поглощены своими делами или мыслями, что часто этого не замечаем. Пока не включается самый сильный сигнал - боль, которая говорит о том, что разрушение уже серьезное. Основная причина разрушений и болезней - это сжатие пространств тела, которое чаще всего происходит во время стресса. Сжатие не позволяет энергии течь спокойно и расслабленно. Это то же самое, что постоянно ходить со сжатыми кулаками. Кровь и энергия застаивается и со временем начинаются проблемы. Очень простую практику работы с телом можно выполнять перед сном. Нужно удобно лечь и начать скользить вниманием по своему телу, находить зоны напряжения и осознанно расслаблять их, если напряжение очень сильное, то можно его продышать, представляя, как вы с дыханием наполняете эту зону светом. Это способствует хорошему сну и оздоровлению.

Совершенствуясь в практике осознанности, можно выйти на новый уровень жизни. Когда осознаешь свое тело и его ощущения, понимаешь, что ты не есть тело. Когда ты осознаешь свои мысли, то понимаешь, что ты не есть мысли. Когда осознаешь свои чувства, то понимаешь, что ты не есть чувства. Когда осознанно относишься к желаниям, то начинаешь различать истинные желания Души от навязанных социумом. Когда входишь в состояние наблюдателя и начинаешь жить в настоящем, тогда ты становишься хозяином своей жизни, ума, тела, мыслей и чувств.

Я много размышлял о различиях между знанием, осознанием и сознанием, а также о том, что в них общего. Один из способов объяснить различия между данными понятиями - сконцентрировать внимание слушателей на телесной локализации связанных с ними ощущений.

Знание возникает благодаря работе органов чувств: нос сигнализирует о неприятном запахе, кожа - о том, холодно или горячо телу, а уши сообщают о том, не слишком ли тихим или громким был звук. однако такое знание не всегда приводит к действию.

Знание связано с ощущением изменения среды. С констатацией факта. Не более того. Это всего лишь извлечение данных из ощущений и впечатлений.

Осознание - другое явление. оно связано с работой мозга. Вы извлекаете данные из ощущений и обдумываете их (преобразуете их в уме), желая понять, что же они означают: стоит ли есть данную пищу, если она плохо пахнет? Надеть ли мне свитер, раз на улице похолодало?

При переходе от знания к осознанию человек от данных переходит к информации.

Данные - это воспринимаемые организмом факты; информация же несет в себе понимание того, что может из них последовать. Мы экстраполируем последствия полученных данных и систематизируем их, чтобы принять решение.

Сознание - нечто иное. Оно не является продуктом деятельности мозга, а идет от сердца, вместилища души.

Сознание сопоставляет некую абсолютную ценность с тем, как она велит нам поступить с полученной информацией, и с тем значением, которое она для нас имеет .

  • Знание возникает как отчет об изменении.
  • Осознание проявляется в понимании последствий того, о чем мы узнали.
  • Сознание - это понимание значения и ценности того, что мы осознали.

Человек может знать о чем-то, но не осознавать это знание. Так, ребенок, понимающий, что ему холодно, не осознает реальную возможность заболеть, не надев свитера.

Человек может осознавать последствия своих действий, но подходить к ним с несознательной позиции. Как менеджер компании, который осознает, что его производство загрязняет окружающую среду, но не мучается угрызениями совести, даже понимая, что при этом могут пострадать люди.

Мне кажется, что знание является предпосылкой осознания, а осознание - предусловием сознания; невозможно что-то осознать, не зная об этом, и сознательно отнестись к чему-то, не осознавая последствий своих действий .

Полагаю, что все три составляющие присущи нам от рождения, но развиваются последовательно. Сначала приходит знание. С возрастом мы учимся преобразовывать свои впечатления. Этот навык позволяет нам видеть последствия и вырабатывать ответные действия. Так развивается осознание.

Аналогично пара «знание - осведомленность» служит первым этапом развития в бизнесе. Оно начинается с обучения ведению отчетности о прибылях и убытках, извлечения из первичных документов данных об оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности.

Так накапливается знание о том, как (в общих чертах) устроен бизнес. Чтобы принимать решения в соответствии с полученными сведениями и знаниями, лидеры бизнеса должны обладать опытом. Руководители разных уровней со временем с помощью специалистов приобретают его. Вместе с опытом в них развивается осознание. (Но необязательно сознательность.)

Как и когда приходит сознательность?

Как повлиять на сознание ответственных лиц, чтобы они предотвратили загрязнение окружающей среды? Причем не из страха быть наказанными по всей строгости закона, а по велению собственной души!

Если человек хочет поступать сознательно, он должен пробудить свое сердце. Проблема образования в области менеджмента заключается в том, что мы учим будущих управленцев знаниям, пониманию тонкостей финансового анализа и результатов исследований рынка. Мы учим их осознавать последствия принимаемых решений, понимать значение информации и того, как изменится благосостояние организации, поступи они так или иначе. Мы развиваем их интеллект и умение работать с информацией. Прекрасно! Что же в отношении сознательности?

Мы не участвуем в развитии и воспитании сознания. Мы не воспитываем сердца. Мы не позволяем душам говорить.

Сердце - это мышца. Чем чаще вы его подключаете к рассуждениям, тем оно становится больше. И чем внимательнее вы к нему прислушиваетесь, тем лучше его слышите.

Мне кажется, сейчас мы делаем все наоборот. Все эти компьютерные игры, где ведется подсчет уничтоженных противников, и телевизионные программы, постоянно транслирующие убийства, разрушают нашу сознательность. Подавляют ее. Ослабляют.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров

У меня есть предложение. Включить в учебный план посещения больниц для раковых больных, путешествия в места обитания исчезающих видов животных, поездки в жилые кварталы гетто. Таким путем будущие руководители, возможно, научатся понимать, как их решения влияют на мир, в котором мы все живем. Дайте им увидеть и почувствовать жизнь, не замыкайте их в рамках изучения профессиональной литературы и анализа финансовых отчетов.

Мы должны пробудить сердца наших будущих лидеров , если хотим, чтобы они принимали лучшие решения. Нужно не только развивать интеллект, но и воспитывать их души. Воспитание сознательности - вот главная задача. Это нельзя сделать с помощью книг или дискуссий в аудиториях. Сознательность приходит с пережитым опытом.

  • Поскольку корпорации становятся все крупнее и сильнее, задумайтесь об опасности, которую несут обществу несознательные лидеры. Общество не может контролировать своими законами все. Миру грозит превратиться в тиранию. Нам нужны руководители, чьими действиями руководят их сердца, а не страх государственных штрафов.

В Бразилии у меня есть клиент, работающий в области тяжелой промышленности. Его компании предложили заказ на производство тяжелого вооружения. Он отказался, несмотря на выгодность этого предложения.

Я знаком со многими студентами, изучающими деловое администрирование, которые ни за что не станут работать на сигаретную компанию. Ни за какие деньги. И мы, специалисты Института Адизеса, не станем консультировать, а значит, оказывать помощь, компаниям, которые разрушают нашу планету. Пусть не молчит ваше сердце. Слушайте свою душу.

Адизес И.К. Новые размышления о личном развитии .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!