Отклонение языка от средней линии. О чём расскажет ваш язык? Диагностика заболеваний по языку

Врач просит пациента высунуть язык и его осматривает. В норме больной легко показывает язык; при высовывании он располагается по средней линии, хотя возможна и легкая девиация. Парез мышц одной половины языка приводит к его отклонению в слабую сторону (поскольку при высовывании языка m. genioglossus здоровой стороны выталкивает язык в сторону паре-тичных мышц).

Язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, вне зависимости от того, является ли слабость мышцы языка следствием надъядерного либо ядерного поражения. Следует убедиться, что девиация языка является истинной, а не мнимой. Ложное впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, обусловленной односторонней слабостью мимических мышц (для определения положения средней линии лица при помощи своих большого и указательного пальцев отмечаем середину носа и подбородка пациента).
Врач просит пациента выполнить быстрые движения языком из стороны в сторону. Если слабость языка не вполне очевидна, просим пациента надавить языком на внутреннюю поверхность щеки и оцениваем силу языка, противодействуя этому движению. Сила давления языка на внутреннюю поверхность правой щеки отражает силу левой m. genioglossus, и наоборот.
Затем просим пациента произнести переднеязычные звуки например, «ла-ла-ла». При слабости мышцы языка пациент не может отчетливо выговорить их. Для выявления легкой дизартрии (нарушения артикуляции) просим пациента повторить сложные фразы, например, «административный эксперимент», «эпизодический ассистент», «на горе Арарат зреет крупный красный виноград» и др.
Сочетанное поражение ядер, корешков или стволов IX, X, XI, XII черепных нервов приводит к развитию бульварного паралича или пареза (бульбарный - так как продолговатый мозг, содержащий ядра этих нервов, называется «мозговой луковицей», или «bulbus cerebri»). Клиническими проявлениями бульбарного паралича служат: дисфагия (расстройство глотания и поперхивание при приеме пищи из-за пареза мышц глотки и надгортанника); назолалия (гнусавый оттенок голоса, связанный с парезом мышц небной занавески); дисфония (утрата звучности голоса вследствие пареза мышц, участвующих в сужении/расширении голосовой щели и напряжении/расслаблении голосовой связки); дизартрия (парез мышц, обеспечивающих правильную артикуляцию); атрофия и фасцикуляции мышц языка; угасание небного, глоточного и кашлевого рефлексов; дыхательные и сердечно-сосудистые расстройства; иногда вялый парез грудино-ключично-сосцевидной и трапециевидной мышц.
IX, X и XI нервы вместе выходят из полости черепа через яремное отверстие. Поэтому односторонний бульбарный паралич наблюдается обычно при поражении черепных нервов опухолью.
Двустороннее поражение бульбарных нервов вызывается полиомиелитом, другой нейроинфекцией, а также при боковом амио-трофическом склерозе, бульбоспинальной амиотрофии Кеннеди или токсической полиневропатии (дифтерийной, паранеопласти-ческой, при синдроме Гийена-Барре-Штроля и др.). Поражение нервно-мышечных синапсов при миастении или патология мышц при некоторых формах миопатий могут приводить к тем же нарушениям бульбарных двигательных функций, которые наблюдаются и при бульбарном параличе.
От бульбарного паралича, при котором страдает нижний мотонейрон (ядра черепных нервов или их волокна), следует отличать псевдобульбарный паралич, который развивается при двустороннем поражении верхнего мотонейрона корково-ядерных трактов. Псевдобульбарный паралич – это сочетанное нарушение функции IX, X, XII черепных нервов, обусловленное двусторонним поражением идущих к их ядрам корково-ядерных трактов. Клиника напоминает проявления бульбарного синдрома и включает дисфагию, назола-лию, дисфонию и дизартрию.
При псевдобульбарном синдроме, в отличие от бульбарного, повышены глоточный, небный, кашлевой и нижнечелюстной рефлексы; выражены рефлексы орального автоматизма; наблюдаются насильственный плач или смех (неконтролируемые эмоциональные реакции) и отсутствуют гипотрофия и фасцикуляции мышц языка.
При псевдобульбарном параличе пациент не может выполнять быстрые движения языком либо, в тяжелых случаях, - открыть рот и высунуть язык.

Моторика

ОБЩАЯ МОТОРИКА . Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК . Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате и нарушена моторика артикуляционного аппарата. Это проявляется:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУКОПРОИЗН0ШЕНИЕ.
При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследовании звукопроизношения выявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выявляется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

дети со стертой дизартрией - это неоднородная группа. В зависимости от уровня развития языковых средств дети направляются в специализированные группы:

С фонетическими нарушениями;

С фонетико-фонематическим недоразвитием;

С общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Глоссарий.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий др. людей.

Синкинезии - (греч. syn- вместе kinēsis движение; синоним: ассоциированные движения, содружественные движения) - непроизвольные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту.

Кинестетический оральный праксис - Термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела. Следовательно, в первую очередь имеются в виду ощущения, связанные с движением в пространстве.
Кинетический оральный праксис - Простые движения губ и языка: высунуть язык, надуть щеки, поместить язык между зубами и нижней губой. Сложные движения губ и языка: посвистеть, «задуть» горящую свечу, сплюнуть, поцеловать и т. д.
Гиперкинез - непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз.
Саливация - слюнотечение, слюноотделение.

Дистонией называют синдром, при котором происходит постоянное либо спазматическое сокращение мышц, затрагивающее как мышцу-агонист, так и антагонистичную ей мышцу. Спазмы мышц часто непредсказуемы, они изменяют нормальное положение тела.
Гипомимия - Нарушение мимики, характеризующееся ее бедностью, застывшим, маскообразным выражением лица. Улыбка, гримаса плача при эмоциях возникает с запозданием...
Девиация - отклонение параметров от нормы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика нарушений моторного развития
1. Обследование общей произвольной моторики
Инструкции:
а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

Г) «Походи на одном месте».

Д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».

Критерии оценки:

5 баллов

4 балла

3 балла - задания выполняются недостаточно точно, ребенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

2 балла - плохо удерживает равновесие, стоя на одной ноге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

1 балл - задание не выполняется.
2. Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре рисунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?»

Критерии оценки:

5 баллов - задания выполняются правильно;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

1 балл - задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур

3. Исследование зрительно-пространственной организации движений
Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - правильно выполняются задания, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла - эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

1 балл - стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

4. Исследования развития кинестетической основы движений руки

Инструкция:

1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».

2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».

3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».

4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».

Критерии оценки:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;

2 балла - задания выполняются с помощью взрослого;

1 балл - задания не выполняются.

5. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)

Исследование точности движений.

Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки»

Критерии оценки:

5 баллов - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;

4 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;
3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;

2 балла - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;

1 балл - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.

«Дорожки»
Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки .

Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.

6. Обследование кинестетического орального праксиса
1. Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»

А - ?

И - ?

О - ? У - ?

2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»

3. Инструкция : «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»

5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»

Критерии оценки:

5 баллов - правильный ответ;

4 балла - самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

3 балла - поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;

2 балла - неточный ответ, неточное выполнение задания;

1 балл - отсутствие ответа.

Процедура обследования .

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательность выполнения всех упражнений: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и т.д.

Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.

1. Инструкция

Широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам - «парус», зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

2. Инструкция :

Язык «лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7 секунд).

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «окно» - рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).

Оценивается:

Длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);

Симметричность;

Критерии оценки:

5 баллов - правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;

3 балла - время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;

1 бал л - невыполнение движения.

8 Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования.

Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»: - высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения 4-5 раз .

5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.

Оценивается:

Последовательность выполнения движений;

Возможность переключения с одного движения на другое;

Инертность движения, персеверации;

Темп движений;

Амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);

Точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);

Наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Критерии оценки:

5 баллов - сравнительно точное выполнение движений, все движения координированы;

4 балла - замедленное и напряженное выполнение переключений с одного движения на другое;

3 балла - количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;

2 балла - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;

1 балл - невыполнение движений.


9 Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Нахмурить брови

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять брови

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Наморщить лоб

4. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поочередно надуть щеки

5. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Втянуть щеки

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;

3 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;

2 балла - затруднения при выполнении движений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;

1 балл - грубо выраженная патология мышечного тонуса мимической мускулатуры, гипомимия.
10 Обследование мышечного тонуса и подвижности губ
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.

1. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Чередование «забор» - «трубочка» (до 5 раз).

3. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, повторить движения несколько раз.

Критерии оценки :

5 баллов - точное выполнение заданий, тонус в норме, губы подвижные;

4 балла - неточное выполнение движений, незначительное нарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - верхняя губа напряжена, ограничена ее подвижность;

2 балла - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;

1 балл - невыполнение заданий, грубо выраженная патология.

11. Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики
Процедура обследования: ребенку предлагается отраженно за логопедом повторить движения перед зеркалом.

1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.

2. Инструкция : «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.

3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:

- «маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.

Критерии оценки:

5 баллов - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;

4 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);

3 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;

2 балла - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);

1 балл - не выполняет задание .

Диагностика нарушений моторного развития детей со стертой дизартрией

Профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией

После завершения всего обследования составляется профиль структуры двигательного нарушения ребенка со стертой дизартрией Балльная оценка функции позволяет оценить не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности.

На графике представлена кривая, демонстрирующая состояние моторного развития (общего, ручного, артикуляционного) на момент обследования. После проведения коррекционных мероприятий на графике отражается динамика в виде второй кривой. Таким образом, на графике можно увидеть результаты коррекционной работы.


Параметры обследования:
1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование дифференциации пространственных понятий.

3. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения
4. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

5. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

6. Обследование кинестетического орального праксиса.
7. Обследование кинетического орального праксиса .

8. Обследование динамической координации артикуляционных движений.
9. Обследование мимической мускулатуры.
10. Обследование губной мускулатуры
11. Обследование язычной мускулатуры.


Выводы

1. Развитие двигательного аппарата детей является фактором, стимулирующим развитие речи.

2. Уровень развития речи детей зависит от степени развития тонких движений пальцев рук. Треть всей площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны.

3. Тонкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.

4. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

5. Моторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

6. Все двигательные патологические симптомы при стертой дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.

7. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.

8. У детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

9. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделе периферического речевого аппарата.

10. Диагностика нарушений моторного развития необходима для уточнения структуры дефекта.


- (ново лат. deviatio, от via дорога). 1) уклонение магнитной стрелки в компасе на корабле от действия на нее больших масс железа, находящихся в трюме. 2) ненужное отклонение от предназначенного направления (говорится преимущественно о кораблях).… … Словарь иностранных слов русского языка

девиация - и, ж. déviation f. спец. Отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т. п. под влиянием каких л. внешних сил, условий и т. п. Девиация хода корабля. БАС 2. В прямом смысле слова отклонение от заданного направления, в переносном резкое … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДЕВИАЦИЯ - (от позднелат. deviatio Отклонение) 1) Отклонение движущегося тела (корабля, самолета, снаряда и т. п.) от заданного направления движения (расчетной траектории) под влиянием каких либо случайных внешних причин.2) Девиация магнитного компаса… … Большой Энциклопедический словарь

Девиация - (от позднелатинского deviatio отклонение), термин, употребляемый для обозначения предметов, явлений, отклоняющихся от принятой нормы, заданного направления движения и т.п. (например, девиация снаряда, девиация стрелки компаса, девиантное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕВИАЦИЯ - компаса, франц. уклонение его, от действия чугуна или железа, на судне. Девиация корабля, торговое; произвольное уклонение шкипера от пути, заход, без нужды, в порты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

ДЕВИАЦИЯ - (Deviation) в коммерческой терминологии отклонение судна от своего нормального направления. Это имеет место, когда судно без законного на то основания отклоняется от указанного в полисе рейса, а там, где этот рейс особо не указан, от обычного… … Морской словарь

девиация - отклонение Словарь русских синонимов. девиация сущ., кол во синонимов: 4 искривление (39) … Словарь синонимов

ДЕВИАЦИЯ - (от лат. deviatio уклонение) отклонение морского судна от установленного (договором) или обычного пути следования. Стандартные случаи Д. спасение людей, судна, оказание медицинской помощи лицам, находящимся на борту, и т.п. В англо американском… … Юридический словарь

Девиация - А. Резкое изменение курса ценных бумаг под действием непредвиденных событий, обстоятельств. Б. Изменение курса следования морского судна вследствие одной из следующих причин: спасание людей, судов и грузов, уклонение от угрожающей судну опасности … Словарь бизнес-терминов

ДЕВИАЦИЯ - ДЕВИАЦИЯ, девиации, жен. (франц. deviation Отклонение) (спец.). Отклонение стрелки компаса от магнитного меридиана под влиянием находящегося вблизи железа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ДЕВИАЦИЯ - [дэ ], и, жен. (спец.). 1. Отклонение стрелки компаса под влиянием находящихся вблизи больших масс железа, а также электромагнитных полей. 2. Отклонение (движущегося тела) от заданного направления (напр. снаряда, пули, судна) под влиянием каких н … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Купить за 1551 грн (только Украина)
  • Памфлет. Преломления современности. Искусство, политика, девиация , . XX век можно по праву считать столетием проблем. Пропитанный позитивистским разложением века XIX, он совсем скоро разразился мировой войной, полностью переформатировавшей культуру.…

(ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка

Язык — сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия ), или непомерно большой язык (макроглоссия ).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются проблемы с пищеварением, ребёнок недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии, детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и занятия с логопедом.

Макроглоссия , или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка. К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична, после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же, при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык» ). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей также должен привлечь слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус ), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет, кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус . И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто. Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых, без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» — вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» — с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», — говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», — ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры — самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.
  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».
  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».
  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.
  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители в большинстве своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке. Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия отказа от операции:

— формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

— неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

— нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

— нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

— сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор — за родителями. Если они всё же решатся на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

— клинический анализ крови с гемосиндромом;

— клинический анализ мочи.

После операции ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО должен пройти курс реабилитации у логопеда, в него будут включены специальные артикуляционные упражнения. Если их не делать, результат всех мучений будет равен нулю.

Неврогенные страдания языка

Неврогенные страдания языка делятся на моторные и трофические; сюда же входят расстройства чувствительности.

Моторные неврозы языка являются по преимуществу поражениями подъязычного нерва (n. hypogloesus). Заболевание центральных путей подъязычного нерва вызывает односторонний паралич мышечной мускулатуры, при котором акт глотания не нарушается. Ядерные поражения главным образом вызывают двусторонний паралич, ведущий к полному нарушению акта глотания, если не сохраняется добавочное ядро подъязычного нерва.



При диагностике этих поражений необходимо произвести специальное неврологическое исследование, а также определить участие других черепных нервов, пирамидных путей. Сравнительно проста диагностика при травматических повреждениях подъязычного нерва.

Двустороннее поражение ядер подъязычного нерва часто наблюдается при двустороннем бульбарном параличе. Сначала возникают расстройства движения, затем атрофия языка и язычная диелалия (поражение речи), впоследствии присоединяется нарушение глотания и движения губ. Аналогичный симптомокомплекс может возникнуть при спинной сухотке.

Подобные, но нестойкие симптомы двигательного пареза: языка могут возникнуть в результате энцефалита при явлениях псевдобуль"барного паралича. Нами наблюдался случай паралича подъязычного нерва огнестрельного происхождения.

Одностороннее повреждение подъязычного нерва вызывает отклонение языка в противоположную сторону при покойном положении в полости рта. При высовывании язык обычно отклоняется в здоровую сторону.

Судороги языка могут наблюдаться при эпилепсии, столбняке, бешенстве, гемиплегии, двигательном полупараличе.

Описана профессиональная судорога языка у кларнетистов, подобно судороге пальцев писцов.

При табесе и при кортикальных очагах в центре движения может возникнуть значительное расстройство речи вследствие атаксии языка.

Трофические неврозы языка находят иногда свое выражение в ангиоспастических явлениях, в явлениях очаговой десквамации сосочков.

Чувствительные расстройства языка представляют наиболее распространенные невротические поражения его; они обычно сопровождаются аналогичными поражениями в других отделах тройничного нерва. Болевая чувствительность слизистой оболочки неодинакова в различных отделах; это необходимо иметь в виду при сравнительном исследовании отдельных участков и учитывать относительность показателей и топографию болевой чувствительности зоны физиологической гипалгезии и аналгезии. За исключением губ и кончика языка, болевые точки весьма скудно распределены в полости рта (см. таблицу).

Анестезии могут быть следствием различных заболеваний. Чаще наблюдается анестезия половины языка - при поражениях анатомического характера (мозговые и бульбарные, поражение барабанного сплетения, поражения при ушных заболеваниях) и функционального характера (истерия). Клинически такого рода анестезии протекают не всегда достаточно отчетливо, так как чувствительность в языке частично сохраняется в участках, иннервируемых другими нервами; основная часть спинки и кончика языка иннервируется язычным нервом, принадлежащим к III ветви тройничного нерва; кроме того, чувствительную иннервацию языка дает еще верхний гортанный нерв (n. Iaryngeus superior) и язычные ветви языкогло-точного нерва (n. glossopnaryngeus).

Гиперестезии языка составляют весьма важную в практическом отношении группу нарушений чувствительности языка. К этой группе относятся невралгия и глоссодиния.

Невралгия языка представляет заболевание, вызванное поражением язычного нерва, носящим характер проявлений невралгии тройничного нерва, большей частью совместно с невралгией нижнечелюстного нерва. Боли носят типичный приступообразный характер; они возникают самопроизвольно или под влиянием незначительных внешних раздражений физического (прием пищи, разговор), а иногда и психического характера.

Вследствие того что больные при невралгии язычного нерва берегут язык, стараются мало им пользоваться, при внешнем осмотре язык часто представляется обложенным серым или бурым налетом. Присутствие налета не является, понятно, объективным признаком невралгии, а должно рассматриваться как симптом, свидетельствующий о наличии причин, уменьшающих самоочищение языка. В случае жалоб на изолированные в языке боли невралгического характера без поражения нижнечелюстного нерва необходимо искать объективные признаки поражения в самом языке или у места расположения язычного нерва.

Терапия - невралгии - рентгеновское облучение, гальванизация, диатермия шейных узлов, новокаиновая блокада и впрыскивание спирта в язычный нерв или резекция язычного нерва. Последние две операции являются мало желательными, так как вызывают потерю чувствительности спинки языка, а впрыскивание спирта, кроме того, нередко сопровождается потерей чувствительности в области, иннервируемой нижним альвеолярным нервом.

Для впрыскивания в язычный нерв иногда употребляют 80" спирт, который вводят в количестве 0,5 мл. Большие количества не следует вводить из опасения повреждения нижнечелюстного нерва. Новокаин впрыскивают в 0,25% растворе в количестве 3-5 мл.

Техника вкола та же, что и при мандибулярной анестезии, с той разницей, что игла не должна быть доведена до нижне-челюстного отверстия. С этой целью кончик иглы отклоняют на 0,25-0,5 см к средней линии от кости. Удобнее и точнее производить впрыскивание за нижними молярами в месте перехода слизистой оболочки с боковой поверхности языка на дно рта, что соответствует месту вхождения нерва в язык. Впрыскивание производят один или несколько раз, в зависимости от наблюдающегося эффекта. В целях введения алкоголя в язычный нерв последний может быть предварительно обнажен, чтобы алкоголизацию провести под контролем глаза. Обнажение нерва дает более верные результаты. Оно производится также и для резекции или выкручивания. Техника обнажения язычного нерва такова. Язычный нерв обнажают со стороны полости рта. Нерв входит в язык между восходящей ветвью нижней челюсти и передней дужкой глотки и ложится под слизистой полости рта у больших коренных зубов в месте перехода слизистой с боковой поверхности языка на дно рта. В этом месте язычный нерв может быть обнажен из разреза слизистой оболочки.

Глоссодиния . Заболевание, носящее характер повышения и изменения чувствительности языка, но в проявлениях своих значительно отличающееся от невралгии языка (невралгия язычного нерва), носит название г л ос с о дин ни, или, по терминологии некоторых авторов, «глоссалгии». К числу глоссодиний должен быть отнесен язычный зуд (pruritus linguae) и другие сходные заболевания.

Этиология глоссодиний, или глоссалгий, различна и связана с рядом общих изменений в состоянии организма, каковы, например, заболевания желудка, сопровождающиеся нарушением секреции, болезни крови (малокровие), глистная инвазия, пониженная функция половых желез, климактерий, истерия. Местно существующая боль может активироваться раздражением каротидного синуса. Каротидная стигматизация (усиление) болевых ощущений может сопровождаться широкой реперкуссивностью, т. е. наличием отдельных болевых рефлексов, вызываемых из различных районов тела. Терапия, направленная к устранению или уменьшению проявлений одного из заболеваний типа перечисленных выше, нередко дает положительные результаты и в отношении глоссодинии.



Клинические проявления заболевания выражаются по преимуществу субъективными расстройствами. Больные жалуются на чувство жжения или покалывания в языке. Локализация этого чувства неопределенная, хотя больные нередко указывают на кончик и корень языка. Иногда больные определяют свои ощущения, как зуд или чувство неловкости в языке, отяжеление, неповоротливость, утомляемость языка. Появление этих ощущений бывает самостоятельным; иногда больные связывают его с общим утомлением, длительностью речи, приемом мясной пищи или острых пищевых веществ. В общем ощущения эти редко бывают острыми, болевыми. Длительность неприятного ощущения различна: минуты, часы, дни; чем дольше оно длится, тем менее оно выражено. Иногда ощущения эти исчезают на длительный период, не появляются в течение нескольких месяцев, а затем вновь возникают.

Большинство таких больных страдает боязнью рака (канцерофобия). Они ищут проявления рака, сами осматривают свой язык и, не зная анатомии, находят признаки, якобы подтверждающие диагноз рака: опухоль, особенно у корня языка. Нередки также случаи натрогенных заболеваний, когда лимфатические фолликулы языка врач ошибочно принимает за изъязвление, в чем и уверяет больного. Так или иначе, необходимо помнить, что у страдающих глоссодинией нередко бывает травмирована психика, что требует пристального внимания врача и особой осторожности при определении их состояния. Видимые объективные изменения при глоссодинии, или глоссалгии, обычно отсутствуют. Иногда обнаруживается гиперплазия лимфоидного аппарата языка, иногда явления атрофического глоссита. Однако у большинства больных значительных отклонений от нормального вида языка обнаружить не удается. Весьма характерна для ряда случаев манера показывать язык. Некоторые больные настолько часто осматривают какую-нибудь сторону языка, где они предполагают наличие поражения, что приучают язык при высовывании поворачиваться лишь в одну сторону. Этот «односторонний показ» языка весьма типичен для больных с глоссалгией и дает представление о психических переживаниях больного. При диференциальной диагностике следует иметь в виду артрит челюстно-височного сустава.

Лечение глоссалгии в первую очередь требует вмешательства общего характера, в зависимости от предполагаемых заболеваний других систем. У женщин в преклимактерическом периоде или с явлениями дисменорреи хорошие результаты получаются от назначения препаратов яичников (оварин, фолликулин, синэстрол). Ваготоникам с явлениями повышенной кислотности желудочного сока иногда полезно назначать препараты атропина. Наоборот, при жалобах на сухость во рту небольшие дозы пилокарпина внутрь (1 % раствор от 4 до 8 капель два-три раза в день) оказывают благоприятное симптоматическое действие. В некоторых случаях нам удавалось таким путем добиться улучшения. Полезно, по нашим наблюдениям, назначение внутрь препаратов печени, в тех случаях, когда явления анемии не обнаружены. Психика больного также должна стать объектом терапевтического вмешательства. В ряде случаев, по нашим наблюдениям, хороший эффект дает диатермия шейных узлов.

Местная терапия языка не требуется. Лишь с психотерапевтической целью могут назначаться нейтральные вмешательства, отнюдь не раздражающего характера. Особое внимание следует уделять окружающей среде, главным образом зубам (естественным и искусственным). При оценке возможных воздействий со стороны зубов и протезов на язык следует учитывать, что при глоссодинии врач имеет дело с органом, чувствительность которого к раздражению, в частности, механическому обострена, а подчас извращена. Поэтому в первую очередь необходимо устранить в полости рта всевозможные источники механического раздражения. Несмотря на отсутствие указаний со стороны больного, следует дополнить его стертые пломбы, заменить плохо поставленные и восстановить отсутствующие. Поверхность пломб не должна иметь ни малейшей шероховатости. В полости рта не следует оставлять ни одного гниющего корня, ни одной полости, ни одного острого выступа. Такие же строгие требования должны быть предъявлены! к протезным конструкциям. Старые протезы с пористым каучуком следует немедленно устранить. Плохо прилаженные коронки с отстающими от шейки краями, с протертыми жевательными поверхностями, так называемые седловидные мосты, мосты с «палочками» и т. п. - все это должно быть в определенной последовательности удалено.

Особое внимание необходимо обратить на наличие во рту разноименных металлов (металлическая пломба - золотая коронка). Благодаря разнице потенциалов между разнородными металлами возможно возникновение электрических явлений, раздражающих повышенно восприимчивую слизистую оболочку языка. Плохо защищенные хромированием металлические протезы также должны быть расценены как источник возможных раздражений. Прогноз при глоссодинии нет оснований считать неблагоприятным в том отношении, что это заболевание не осложняется какими-либо тяжелыми расстройствами. Однако добиться излечения этого страдания иногда бывает трудно, так как не всегда могут быть устранены те общие расстройства, которые вызывают глоссодинию.

Расстройство вкуса . К числу неврозов языка относятся разнообразные расстройства вкуса. Расстройства вкусовых ощущений могут носить различный характер: агеузия (ageusia) - утрата вкуса, гипогеузия (hypogeusia)-понижение вкуса, парагеузия (parageusia)-извращение вкуса. С неврогенными расстройствами вкусовых ощущений не следует смешивать тех изменений вкуса, которые возникают в результате гнилостных процессов, имеющих место при стоматитах. В этих случаях имеется не расстройство вкуса, а возникновение источников неприятного вкуса, маскирующего или извращающего привычные вкусовые ощущения при приеме пищи.

Поражения язычного нерва вызывают нарушение вкусовых ощущений в передней части языка, поражение языкоглоточного нерва - у основания языка. Агеузия встречается при поражениях тройничного нерва (гассерова узла, язычного нерва, барабанной струны) и при центральных поражениях (табес, прогрессивный паралич). Преходящее исчезновение или понижение вкуса наблюдается при припадке эпилепсии: во время ауры, после припадка, парагеузия -иногда при истерии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!