Открыть левое меню троя. Где находится Троя и чем заменит древний город

В один прекрасный солнечный день, во время своего путешествия по Западной Турции я переправился на бодро пыхтящем автомобильно-пассажирском паромчике через знаменитый пролив Дарданеллы и под восторженные крики чаек высадился в городке Чанаккале, центре одноимённой провинции. Хотя сам по себе это довольно старый город со своей историей, содержащий внутри себя османскую крепость XV-го века и кое-какие другие достопримечательности более поздних времён - не они были главной целью моего прибытия на материковую землю.

Место, которое давно интересовало и притягивало меня, находилось всего в 30 км к югу от Чанаккале. Я специально ничего не читал "факультативно" и не смотрел современные фотографии этого места, чтобы не зависеть от чужих мнений и составить своё собственное суждение от встречи "тет-а-тет". Ведь это была легендарная Троя, которую все мы знаем из древнегреческих мифов, воспетая Гомером в его бессмертных поэмах "Илиада" и "Одиссей"; седой город-крепость, овеянный славными подвигами античных героев и ставший ареной одной из самых знаменитых войн в мировой истории...

Долгие 27 веков и быстрые 27 километров до Трои

Как уже было упомянуто выше, от Чанаккале до поворота на Трою - примерно 27 км по отличной трассе-автобану Е-87. Если вы умеете и любите перемещаться по земле автостопом, вам не составит труда быстро проскочить столь небольшой отрезок дороги. К тому же на выезде из Чанаккале в нужную сторону есть удобная позиция для стопа, кольцевое движение автомобилей и светофор - так что скорее всего вы уедете достаточно скоро.

Дорожный знак на выезде из Чанаккале

Вот и я дошёл до позиции, и через несколько минут, скрипнув тормозами, около меня остановился новёхонький Mercedes Axor, шедший куда-то в сторону южного побережья. Я даже не успел как следует рассказать о себе и своём путешествии, а 25 километров пролетели, как одно мгновение - и вот я уже десантировался на повороте в сторону самой Трои.

До легендарного города осталось всего 5 км

До финиша оставался ещё пяток километров - и я уже хотел было неспешно попасть туда "своим ходом", но, не успел я пройти и километр, как меня догнала легковая машинка с двумя весёлыми турками, на коей за 5 минут мы и добрались до цели. Уже вечерело, солнечный диск неторопливо клонился к горизонту; через полтора часа парк закрывался, а посему посетителей почти не было - так что у меня появилась возможность остаться тет-а-тет с Историей...

Они были первыми

Ещё в 1822-м году шотландец Чарлз Макларен, редактор Британской энциклопедии, указал на холм Гиссарлык как возможное местонахождение мифической Трои. Спустя 25 лет разделявший это предположение английский археолог-любитель Фрэнк Калверт (служивший в то время британским консулом в Османской империи), решил проверить догадку Макларена в указанной тем местности. Это стало тем более возможным, что в 1847-м брат Фрэнка, Фредерик, приобрёл ферму площадью 8 км?, территория которой включала часть холма Гиссарлык.

Наряду с дипломатической работой Фрэнк Калверт в течение целого ряда лет проводил раскопки на своём участке Гиссарлыкского холма, где, по его расчётам, должна была находиться гомеровская Троя. К сожалению, сколько он ни копал, ничего существенного в подтверждение своей теории ему найти так и не удалось. Тем не менее, Калверт продолжал верить, что следы гомеровской Трои находятся совсем рядом, и после окончания Крымской войны он поделился своими соображениями с только что прибывшим коллегой, которому, по иронии судьбы, и суждено было открыть ту самую, знаменитую Трою, которую мы знаем и поныне. Кому же выпала такая удача?

Генрих Шлиман. Человек, превративший детскую мечту в грандиозное открытие

На свете было очень немного отчаянных людей, способных уже в немолодом возрасте круто повернуть свою жизнь и посвятить её остаток служению своей мечте. Ещё меньше тех, кому на этом поприще удаётся достичь успеха. Генрих Шлиман был таким редким исключением.

Ещё в раннем детстве его отец часто пересказывал сыну разные легенды, отчего в Шлимане-младшем проснулся серьёзный интерес к истории. Гибель Помпеи во время извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого будоражили воображение ребёнка. Да и вся его последовавшая бурная жизнь могла бы стать отличным сюжетом для авантюрно-приключенческого романа.

Начав свою трудовую карьеру в 14 лет в качестве скромного приказчика в бакалейной лавке в Пруссии, он через пять лет становится представителем крупной торговой компании, обнаруживает прекрасные способности к языкам (менее чем за три года ухитрился освоить голландский, английский, французский, итальянский, португальский - а затем и русский), после чего компания принимает решение направить молодого и многообещающего сотрудника в Санкт-Петербург. В январе 1846-го года 24-летний Шлиман отбыл в Россию.

Именно здесь его поджидала госпожа Удача, которую он сумел вовремя ухватить за хвост. Уже на следующий год Шлиман основал собственную торговую компанию и быстро добился коммерческого успеха. Он хватался за любую возможность, торговал селитрой, редкой краской индиго, резиной, сахаром и многим другим... Шлиман нажил огромное состояние на продаже золотого песка во время знаменитой Золотой Лихорадки в Калифорнии, умудрился заработать миллионы и на Крымской войне в России, и на Гражданской - в Америке. Умение пользоваться такого рода ситуациями было у него в крови.

Генрих Шлиман: удачливый авантюрист-миллионер и археолог-любитель

Добившись всего и полностью удовлетворив свои коммерческие амбиции, Шлиман уже в солидном возрасте решил вернуться к своей детской мечте и без помех заняться путешествиями, историей и археологией. Для начала он в совершенстве изучил весьма трудный древнегреческий язык, придерживаясь давно выработанного и проверенного метода: много читал вслух и заучивал наизусть. Естественно, он учился по оригинальным текстам "Илиады" и "Одиссеи". Совершив двухлетнее кругосветное путешествие, в июле 1868-го Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на археологическом поприще.

Новоиспечённый археолог

Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий гомеровской "Одиссеи" - там находился дом главного героя, - и Шлиман начал искать доказательства историчности поэмы. Первый археологический опыт вчерашнего дельца длился два дня. Разумеется, ничего серьёзного он не нашёл, но успел заявить, что несколько найденных в земле артефактов имеют прямое отношение к "Одиссее". Эта скоропалительность выводов впоследствии станет всем известной чертой Шлимана, а также исходной точкой для критики в его адрес.

Один из найденных артефактов

Затем он отправился к упомянутой в "Илиаде" равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман сравнил свои открытия с описаниями "Илиады" и стал склоняться к мнению, что нужно вести раскопки холма Гиссарлык. Убедительными доводами этой версии для него послужило само название места, по-турецки означавшее «крепость», а также общение с уже упоминавшимся выше Фрэнком Калвертом, который долгое время до Шлимана раскапывал этот холм.

Мир Гомера найден?

Шлиман понял: единственный способ доказать свою правоту - собственными силами найти Трою. Он начал планировать раскопки Гиссарлыка. Более года ушло на получение разрешения турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман приступил к осуществлению задуманного.

Раскопки Трои во время Первой экспедиции

Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям многих скептиков, увенчались ошеломляющим успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоёв, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая архаической и классической эпохам.

Однако сильнейшее порицание заслужил шлимановский способ ведения раскопок. Его стремление во что бы то ни стало отыскать Трою и нежелание видеть всё остальное привело в конечном счёте к трагедии: Шлиман фактически уничтожил Трою как археологический памятник. Он копал сквозь «неинтересные» - по его мнению! - слои и бездумно уничтожал всё «негомеровское».

Новые результаты шлимановских поисков Трои вызвали шквал критики со стороны профессиональных археологов. Видный учёный Эрнст Курциус, руководитель другой немецкой группы, работавшей на территории Олимпии, крайне неодобрительно высказался о неаккуратном способе шлимановских раскопок и его желании во что бы то ни стало доказать свою теорию и объявлять всё, что он извлек из земли, - остатками гомеровского мира. Многое из того, что не относилось к предполагаемой Троянской войне, бывший предприниматель прагматично игнорировал, а кое-что даже небрежно уничтожил. Культурные слои оказались сильно им повреждены, и сегодня профессионалам приходится восстанавливать картину, изучая то, что осталось после раскопок Шлимана.

Что же можно увидеть сегодня на месте легендарного города?
Приглашаю совершить фото-экскурсию по Трое

Святилище (Sanctuary)

В греческие и римские времена Троя была важным религиозным центром, как мы знаем из древних источников и из результатов раскопок.

Святилище перед вами, возможно, было основано еще в седьмом веке до нашей эры. Эти архаические развалины, как представляется, включали в себя алтари, большие участки стен и несколько зданий, возможно, храмов.

Наружные стены святилища были почти четыре метра высотой, что позволяет предположить, что это место было связано с некоторыми тайными обрядами, для исполнения коих приносимые жертвы на алтарях были отгорожены от непосвящённых. Святилище серьезно пострадали в уничтожении Илиона римским наместником Флавием Фимбрием, в 85-м году до н.э.

Сад Pithos

Такие сосуды служили служили в первую очередь как средство для сохранения оливкового масла, вина и хлеба, но также являлись отличными контейнерами для перевозки на морских торговых кораблях более мелкой и дорогой керамики. Эти чаны-амфоры делались нередко в человеческий рост и имели очень толстые стены - обычно их врывали в землю и использовали в домашнем хозяйстве как своеобразные холодильники.

Водопроводные трубы

Ещё древнеримский автор и архитектор Витрувий в своей книге "De Architectura" утверждал, что в то время существовали три основных типа водопроводных систем: каменные каналы, свинцовые и терракотовые трубы. Он считал терракотовые трубы наилучшим выбором, поскольку они были проще и экономичнее, чем возведение каменных каналов, и менее вредными для здоровья, чем свинцовые трубы. Эти толстые терракотовые трубы, найденные в Трое, вполне соответствуют описанию Витрувия, а также другим аналогичным находкам из многочисленных мест раскопок в Римской империи.

Главный въезд (The Ramp)

Здесь можно видеть остатки укреплённых стен Трои II, и здесь же, скорее всего, располагались главные, Восточные ворота цитадели, для въезда в которые был вымощен из плоских камней специальный наклонный пандус. Именно здесь, слева от ворот, Шлиман нашёл легендарный "Клад царя Приама".

Траншея Шлимана (The Schliemann Trench)

В течение первых трех лет раскопок под руководством Шлимана по центру кургана была вырыта огромная траншея, шириной в сорок и глубиной в 17 метров. Она была задумана как тест-траншея, с её помощью Шлиман надеялся найти ответ на вопрос, на какой глубине располагалась "Цитадель Приама".

Вид с холма Гиссарлык на "траншею Шлимана", лежащую за ним равнину и Эгейское море, которое несёт свои волны в 6 км отсюда

К сожалению, в ходе этой грубой операции множество важных в историческом, архитекурном и археологическом плане более поздних слоёв и построек были им частично или полностью разрушены. Плачевный результат - перед вашими глазами. :(

Восточная стена

Теперь вы смотрите на остатки наружной стены и укреплений периода Трои VIII - IX (третье столетие до нашей эры - ок. 500 н.э.)

За стеной лежал Нижний город, который мы знаем как греческий и римский Илион. Далее на север находится пролив Дарданеллы, на запад - равнина и одноимённая река под древним названием Scamander.

Театр Одеон (Odeion)

А сейчас вы находитесь перед римским античным театром (Odeion), который, среди прочего, был предназначен для презентации музыкальных спектаклей. Сзади него находятся развалины частично раскопанных терм (бань), которые также были построены во время Римской империи.

Одеон, бани и близлежащий Bouleuterion (здание для заседаний городского совета) располагались на краю агоры, рыночной площади, где была сосредоточена общественная жизнь Трои. Одеон имеет полукруглую сцену, со специальным углублением, в котором стояла прижизненная статуя императора Адриана (117-138 н.э.), выполненная в натуральный рост.

Троянский конь

На входе в музей под открытым небом в 90-х годах установлен макет знаменитого Троянского коня, проникнуть с помощью которого внутрь Трои придумал хитроумный Одиссей, а построил его один из самых известных ахейских воинов Эпей. По разным данным, внутри него спрятались от 30 до 50 храбрейших воинов греков, во главе с Менелаем, Одиссеем, Диомедом и Неоптолемом.

Кадр из фильма "Троя" - радостные троянцы празднуют свою мнимую победу над греками. Они ещё не знают, что их ждёт следующей ночью...

В этот же, современный конёк-горбунёк:) с удовольствием залезают многочисленные туристические дети (да и взрослые тоже), кои ежедневно приезжают на экскурсии из Стамбула, Измира и всего прочего мира. Видимо, им весьма лестно хоть на несколько минут почувствовать себя античными героями и таким образом прикоснуться к седой старине. Подобная же лошадка (которая принимала участие в съёмках фильма) также установлена на одной из площадей в Чанаккале.

Троянский конь ходит буквой Г и выигрывает

Троянский слоёный пирог

Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: от Трои-I до Трои-IX.

Историческая схема Трои: век за веком, тысячелетие за тысячелетием...

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Древнейшие артефакты

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
Это поселение сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м, а окружающая город стена местами достигала четырёхметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами - Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые Гомером) и Восточные. Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
Троя снова достигла утраченного величия. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города. Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Весьма изящный кувшинчик работы древних мастеров

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало семи тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу.

Реконструкция: примерно так могла выглядеть Троя в эпоху, описываемую великим Гомером

Троя-VIII, он же Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

Серебряная тетрадрахма из Трои, эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.

После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IХ, он же Илион/Илиум (около 85 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. Однако позже, без поддержки Рима Троя постепенно начала пустеть и погружаться в небытие. В VI веке н.э. на холме Гиссарлык опустели последние здания, и город канул в Лету...

Знаменитые посетители Трои

Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 году до н.э. город посетил персидский царь Ксеркс , а в 334 году до н.э. - Александр Македонский . Он принёс в дар духу Приама свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптолема (от руки этого героя пал царь Трои Приам), от которого вёл свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание.

Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины.

Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней - сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города.

Федерико Бароччи, "Бегство Энея из Трои"
(Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)


Асканий считается прародителем римских патрициев, а от его сына, Юла, и пошёл знаменитый род Юлиев. Другой римский император, Константин Великий , выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византии, ставшей впоследствии центром новой империи. С падением «великой и могучей» Римской империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвалились мосты и акведуки...

Клад царя Приама

31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить богатейшее собрание медных и золотых украшений, которое он в подтверждение своей теории немедленно назвал "Кладом царя Приама". Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности.

Тот самый шлимановский "Клад царя Приама"

Знаменитый "Клад Приама" (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений), предметы из которого ошибочно были приняты Шлиманом за сокровища мифического владыки, археолог нашел только во время своей второй экспедиции. Дальнейшая история этого клада похожа на сюжет приключенческого романа.

Согласно разрешению на раскопки, полученному археологом от турецких властей, он должен был оставлять половину любых ценных находок Турции. Но Шлиман поступил иначе - он тайно, контрабандными методами, вывез найденные сокровища в Грецию. Археолог-любитель руководствовался не желанием обогатиться, продав "Клад Приама" (его состояние и так было огромным), он считал, что этот клад должен принадлежать одной из европейских стран, а не Османской империи. Шлиман предлагал сокровища в подарок греческому королю, но тот по вполне понятным причинам отказался. Лувр тоже не заинтересовался предложением принять в дар ценные экспонаты.

София Энгастроменос, вторая жена Генриха Шлимана, в ожерелье и диадеме "царицы" из "Клада Приама", найденного её мужем в Трое

Руководство Британского музея непременно желало быть уверенным, что в ходе раскопок не были нарушены законы. Затем клад был предложен Эрмитажу, но и из России Шлиман тоже получил отказ, поскольку его репутация здесь была несколько подмочена (Шлиман одно время занимался, мягко говоря, недобросовестно, снабжением российской армии, имел в России семью и жену, с которой он развёлся вопреки российским законам). В конце концов уникальная находка оказалась в Берлине, в Музее древнейшей и древней истории, где и оставалась до начала Второй мировой войны.

Сокровища "исчезли" из Берлинского музея в 1939 году, в начале Второй мировой войны. Считается, что его спрятали в подземных бункерах, чтобы он не пострадал от бомбардировок. В 1945 году, во время капитуляции Германии, директор музея Вильгельм Унферцагт, опасаясь расхищения уникальной коллекции мародёрами, лично передал представителям советского военного командования три чемодана с троянскими сокровищами. Клад был увезён в Москву (преимущественно золото и серебро) и в Ленинград (керамика и бронза). С 1949-го года троянские находки по личному приказу Сталина хранились в режиме строжайшей секретности.

В Германии и Западной Европе ничего не знали о поступке профессора Унферцагта, и "клад" сочли утерянным. И лишь спустя почти полвека - после развала СССР, в 1993-м году стало официально известно, что «Клад Приама» находится в целости и сохранности - в запасниках Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Более того, в 1996-м в Москве на выставке "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" некогда секретные экспонаты были выставлены на обозрение широкой публике. Естественно, на Западе тут же поднялся шум: советскую (а заодно и её наследницу российскую) власть в очередной раз обвинили во всех смертных грехах вообще и расхищении чужих культурных ценностей в частности. Возник международный спор о том, какая именно страна - Россия, Германия, Греция или Турция - имеет право владеть ими. До сих пор консенсус так и не достигнут, а большая часть троянских сокровищ опять скрыта от людских глаз в музейных фондах.

Троя после Шлимана

После смерти Шлимана в 1890 году раскопки были продолжены его ассистентом Вильгельмом Дёрпфельдом . Дёрпфельд ещё при жизни своего старшего коллеги первым предположил, что слой, где нашли "клад Приама", на самом деле древнее, чем времена Троянской войны. Когда он высказал свою догадку Шлиману, тот помрачнел, ушёл к себе в палатку и молчал там четыре дня. Потом он признал, что Дёрпфельд прав. В последующие годы тот доказал, что Троя времен Приама находилась тремя слоями выше той, которую боготворил его предшественник.

Таким образом, попытка Шлимана убедить ученых, что события эпоса Гомера - не миф, а исторический факт, провалилась. Да, он сделал удивительные открытия, но они никак не связаны с тем, что он искал.

После Дёрпфельда археологические изыскания были прекращены почти на 35 лет. В Первую мировую войну в битве за Дарданеллы английский военный флот снарядами нанес холму Гиссарлык немалый урон; находки пригоршнями подбирали со дна воронок.

Вторая мировая война снова надолго прервала работу археологов; раскопки возобновились только в 70-х годах XX века и ведутся по настоящее время. Со второй половины XX века Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесённого сеткой музея-заповедника под открытым небом, и примыкающий к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Связь времён оказалась утерянной...

Троя и "Троя": Homer vs Hollywood

Новая волна интереса к истории "давно минувших дней" прокатилась по всему миру в 2004-м году, когда свет увидел одноимённый эпический фильм Вольфганга Петерсена, с целым собранием звёзд в главных ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Роуз Бирн, Питер О"Тул и других.

Смотреть этот фильм можно и нужно, однако, разумеется, не стоит рассчитывать, что это буквальная экранизация Гомера. Как выразился товарищ Алекс Экслер в своей рецензии - "это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно - да и смотрится, в общем, достаточно эффектно".

Естественно, в экранизации не обошлось без неточностей и ляпов, перечислять которые было бы слишком долго, поэтому ограничусь только своей любимой цифрой 7:

1. Ахилл погибает, не спасая свою возлюбленную Брисеиду во время штурма внутри Трои (как это показано в фильме), а во время боя, причём за стенами города и ещё до его падения - разгневав бога Аполлона, который и направляет стрелу Париса в пятку Ахилла.
2. Жену Гектора Андромаху взял в плен сын Ахилла, Неоптолем (кстати, тоже не показанный в фильме), а её ребёнка убили. В фильме вообще не называют её имени, а сама она со своим ребёнком спасается из Трои.
3. Первым на берег Трои сошел не Ахилл, а Одиссей. (В оригинале было предание, что первый, кто сойдет на троянскую землю, будет убит, поэтому никто не спешил прыгать с кораблей, а Одиссей прыгнул на свой щит.)
4. Согласно мифу, Менелай после войны увозит обратно на родину свою жену Елену, а Парис погибает. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой (классический американский хэппи-энд, кто бы сомневался).

Орландо Блум в роли Париса и Дайан Крюгер в роли Елены Прекрасной

5. В фильме по полю лавой скачет конница. Но во времена троянской войны греки не знали верховой езды, а лошадей только запрягали в колесницы. Также показано, как Елена зашивает раны Париса после схватки с Менелаем. На самом деле накладывание швов не было известно древнегреческой медицине и вошло в практику только через тысячу лет.
6. В оригинале Ахилл сам разрешает Патроклу вступить в бой с троянцами вместо него и даёт ему свои доспехи. В фильме нет сцен боя мирмидонян с амазонками и эхейцами, где Ахилл совершил самые великие подвиги. Также в фильме нет знаменитой Кассандры - вещей сестры Париса, которая предсказала гибель Трои из-за своего непутёвого брата.
7. И, наконец, самое главное расхождение фильма с оригиналом - отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. Также в фильме вообще не упоминается один из храбрейших героев - Диомед, чьи деяния играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражался с олимпийскими богами и даже ранил Афродиту и Ареса, а описание его подвигов занимает почти всю V книгу эпоса. Совместно с Одиссеем именно Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Кроме того, в оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война длилась чуть больше двух недель.

Иоганн Георг Траутман, "Падение Трои"
(Johann Georg Trautmann (1713–1769): Blick auf das brennende Troja)


В заключение - моё ИМХО

Так что если вам, господа читатели, доведётся побывать в описанных мной местах - вы можете при желании заехать в Трою, чтобы, так сказать, "отметиться" - вот, мол, и я побывал в столь легендарном месте, вслед за древними героями и вереницей царей и императоров. :) Поскольку самые интересные артефакты и ценные сокровища давно расползлись по музеям мира, а сама Троя после "экспедиций" Шлимана ныне представляет собой, как метко выразился один из учёных, "руины руин". Вся надежда на будущие открытия археологов, которые продолжают рыть вширь и вглубь, и, как известно, частенько преподносят весьма неожиданные, а иногда даже сенсационные сюрпризы...

Техническая информация

Историко-культурный парк "Троя" открыт с 8.30 до 19 часов; вход на территорию на время моего посещения стоил 15 лир (сейчас, возможно, дороже), для особо умудрённых личностей с разными солидными ксивами - по договорённости с контролёрами, вплоть до бесплатности:)

Если вы припёрлись туда с серьёзным рюкзаком (как я, например в своё время:)), его можно оставить (по договорённости) на попечение охранников-привратников; камеры хранения я там вроде не заметил. Хотя, возможно, она и есть.

Как добраться:

1. Если вы владеете навыками автостопа, то вам будет нетрудно проехать 30 км с севера - от Чанаккале, либо подобраться к Трое, наоборот, с юга страны по трассе E-87, она же D-550/560. ;)

2. Ну, а если вы всё же предпочитаете более цивильные виды транспортировки собственного тела, то из Чанаккале ежечасно отправляются минибасы по принципу "туда-обратно". Искать их нужно на местной локальной автобусной станции, неподалёку от моста через реку.

Троя (тур. Truva), второе название - Илион, древний город на северо-западе Малой Азии, у побережья Эгейского моря. Была известна благодаря древнегреческим эпосам, обнаружена в 1870 гг. при раскопках Г.Шлиманом холма Гиссарлык. Особую известность город приобрел, благодаря мифам о Троянской войне и событиям, описанным в поэме Гомера "Илиада", согласно которым 10 летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном - царем Микен против Трои закончилась падением города - крепости. Народ, населявший Трою, в древнегреческих источниках именуется тевкрами.

Троя - мифический город. В течение многих веков реальность существования Трои ставилась под сомнение - она существовала, как город из легенды. Но всегда находились люди, ищущие в событиях "Илиады" отражение реальной истории. Однако серьезные попытки поиска древнего города были предприняты лишь в XIX веке. В 1870 году Генрих Шлиман во время раскопок горного селения Гиссрлык на турецком побережье, наткнулся на руины древнего города. Продолжив раскопки на глубину 15 метров, он раскопал сокровища, относившиеся к древней и высокоразвитой цивилизации. Это и были руины знаменитой гомеровской Трои. Стоит отметить, что Шлиман раскопал город, который был построен раньше (за 1000 лет до троянской войны), дальнейшие исследования показали, что он просто прошел Трою насквозь, так как она был воздвигнута на руинах найденного им древнего города.

Троя и Атлантида - одно и то же. В 1992 году Эберхардом Цангером было выдвинуто предположение, что Троя и Атлантида - это один и тот же город. Он строил теорию на сходстве описания городов в древних легендах. Однако распространения и научной основы у этого предположения не было. Широкой поддержки данная гипотеза не получила.

Троянская война разгорелась из-за женщины. Согласно греческой легенде, Троянская война вспыхнула из за того, что один из 50 сыновей царя Приама - Парис, похитил прекрасную Елену - жену спартанского царя Менелая. Греки выслали войска именно для того, чтобы забрать Елену. Однако, по мнению некоторых историков, это, скорее всего, только вершина конфликта, то есть та последняя капля, которая дала предпосылку войне. До этого, предположительно, было множество торговых войн между греками и троянцами, которые контролировали торговлю на всем побережье в районе пролива Дарданеллы.

Троя продержалась 10 лет благодаря помощи из вне. Согласно имеющимся источникам, войско Агамемнона расположилось лагерем перед городом на берегу моря, не осадив крепость со всех сторон. Этим воспользовался царь Трои Приам, установивший тесные связи с Карией, Лидией и другими районами Малой Азии, которые в течение войны оказывали ему помощь. В результате война оказалась очень затяжной.

Троянский конь существовал на самом деле. Это один из немногих эпизодов той войны, который так и не нашел своего археологического и исторического подтверждения. Более того, в Илиаде о коне нет ни слова, зато Гомер его подробно описывает в своей "Одиссее". А все события, связанные с троянским конем и их подробности были описаны римским поэтом Вергилием в "Энеиде", 1 в. до н.э., т.е. почти 1200 лет спустя. Некоторые историки предполагают, что под троянским конем понималось какое-либо оружие, например, таран. Другие утверждают, что так Гомер назвал греческие морские суда. Возможно, что коня вовсе не было, а Гомер использовал его в своей поэме, как символ гибели доверчивых троянцев.

Троянский конь попал в город благодаря хитрой уловке греков. По легенде греки распространили слух, будто существует пророчество, что если деревянный конь будет стоять в стенах Трои, он сможет вечно защищать город от греческих набегов. Большинство жителей города склонялось к тому, что коня надо ввести в город. Однако были и противники. Жрец Лаокоон предлагал сжечь коня или сбросить его со скалы. Он даже метнул в коня копьем, и все услышали, что конь внутри пуст. Вскоре был пленен грек по имени Синон, рассказавший Приаму, что греки выстроили коня в честь богини Афины, чтобы искупить многолетнее кровопролитие. За этим последовали трагические события: во время жертвоприношения богу моря Посейдону из воды выплыли два огромных змея, которые задушили жреца и его сыновей. Увидев в этом предзнаменование свыше, троянцы решили вкатить коня в город. Он был так огромен, что не пролез в ворота и пришлось разобрать часть стены.

Троянский конь стал причиной падения Трои. По легенде, в ночь после того, как конь попал в город, Синон выпустил из его чрева прятавшихся внутри воинов, которые быстро перебили стражу и распахнули городские ворота. Уснувший после буйных празднеств город, даже не оказал сильного сопротивления. Несколько троянских воинов во главе с Энеем пытались спасти дворец и царя. По древнегреческим мифам, дворец пал благодаря великану Неоптолему, сыну Ахилла, который разбил парадную дверь своим топором и убил царя Приама.

Генрих Шлиман, нашедший Трою и скопивший за жизнь огромное состояние, родился в бедной семье. Он родился в 1822 году в семье сельского пастора. Его родина - небольшая немецкая деревушка возле польской границы. Мать умерла, когда ему было 9 лет. Отец был суровым, непредсказуемым и эгоцентричным человеком, очень любившим женщин (за что и лишился должности). В 14 лет Генриха разлучили с его первой любовью - девочкой Минной. Когда Генриху было 25 лет и он уже становился знаменитым бизнесменом, он, наконец, в письме попросил руки Минны у ее отца. В ответе было сказано, что Минна вышла замуж за фермера. Это сообщение окончательно разбило его сердце. Страсть к Древней Греции появилась в душе мальчика благодаря отцу, который читал "Илиаду" детям по вечерам, а после подарил сыну книгу по мировой истории с иллюстрациями. В 1840 году, после долгой и изнурительной работы в бакалейной лавке едва не стоившей ему жизни, Генрих садится на корабль отправляющийся в Венесуэлу. 12 декабря 1841 года корабль попал в шторм и Шлиман был выброшен в ледяное море, от гибели его спас бочонок, за который он держался до тех пор, пока его не спасли. За свою жизнь он выучил 17 языков и сколотил крупное состояние. Однако пиком его карьеры были раскопки великой Трои.

Раскопки Трои Генрих Шлиман предпринял из-за неустроенности в личной жизни. Это не исключено. В 1852 году Генрих Шлиман, имевший много дел в Санкт-Петербурге женился на Екатерине Лыжиной. Этот брак длился 17 лет и оказался для него абсолютно пусты. Будучи человеком страстным по натуре, он взял в жены здравомыслящую женщину, которая была к нему холодна. В результате, он чуть ни оказался на грани безумия. Несчастливая пара имела троих детей, но Шлиману это не принесло счастья. От отчаяния он сколотил еще одно состояние, продавая краску индиго. Кроме того, он вплотную занялся греческим языком. В нем появлялась неумолимая тяга к путешествиям. В 1868 году он решил поехать на Итаку и организовать свою первую экспедицию. Далее он отправился в сторону Константинополя, в те места, где по "Илиаде" находилась Троя и начал раскопки на холме Гиссарлык. Это был его первый шаг на пути в великую Трою.

Украшения Елены троянской Шлиман примерял своей второй жене. Со второй женой Генриха познакомил его старый друг, это была 17-летняя гречанка София Энгастроменос. По некоторым источникам, когда в 1873 году Шлиман нашел знаменитые сокровища Трои (10000 золотых предметов), он перенес их наверх с помощью своей второй жены, которую безмерно любил. Среди них были две роскошные диадемы. Надев одну из них на голову Софии, Генрих произнес: "Драгоценность, которую носила Елена Троянская, теперь украшает мою жену". На одной из фотографий она действительно изображена в великолепных украшениях древности.

Троянские сокровища были утеряны. В этом есть доля правды. Шлиманы передали 12000 предметов в Берлинский музей. Во время Второй мировой войны, этот бесценный клад был перенесен в бункер из которого исчез в 1945 году. Часть сокровищницы неожиданно объявилась в 1993 году в Москве. До сих пор нет ответа на вопрос: "Действительно ли это было золото Трои?".

При раскопках на Гиссарлыке было обнаружено несколько слоев-городов различных времен. Архиологи определили 9 слоев, которые относятся к различным годам. Их все называют Троей. От Трои I сохранилось лишь две башни. Трою II исследовал Шлиман, считая ее истинной Троей царя Приама. Троя VI была высшей точкой развития города, ее жители выгодно торговали с греками, однако этот город, похоже, был сильно разрушен землетрясением. Современные ученые считают, что найденная Троя VII и есть истинный город Гомеровской "Илиады". По утверждению историков, город пал в 1184 г. до н.э., будучи сожженным греками. Троя VIII восстановлена греческими колонистами, они же поставили здесь храм Афины. Троя IX принадлежит уже Римской империи. Хочется отметить, что раскопки показали, что Гомеровские описания очень точно описывают город.

Археологический заповедник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Турции, на полуострове Малая Азия (его древнегреческое название - Анатолия), признанный той самой Троей, которую описал Гомер в своих поэмах «Илиада» и отчасти «Одиссея». Трою открыл в 1873 г. археолог-любитель Генрих Шлиман. Но в научном археологическом сообществе вывод Шлимана о том, что это та самая Троя, не считается бесспорным.

Руины древнего города на холме Тиссарлык. Независимо от того, подлинная ли это Троя, город, несомненно, был центром цивилизации на полуострове Малая Азия.

ОТ МИФОВ - К РЕАЛИЯМ

Сегодня Троя - это археологический комплекс на территории Турции, исторический памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из этого и будем исходить.

До 1870-х гг. Троя пребывала в статусе мифа, насыщенного массой событий, которые невозможно проверить, что есть органическое свойство всех сказаний, прошедших через многочисленные устные интерпретации. Основным источником знаний о Трое была поэма «Илиада» и отчасти «Одиссея» великого греческого поэта древности Гомера, жившего предположительно в VIII в. до н. э., хотя есть и другие гипотезы относительно его жизненного пути, вплоть до такого экстравагантного предположения, что он вполне мог быть современником Троянской войны между 1220 и 1180 гг. до н. э. (эти даты для многих историков тоже спорные). Одно несомненно - Гомер, талантливо и со страстью патриота Греции поэтизировал события той войны, в которой греки-ахейцы под водительством царя Микен Агамемнона девять лет осаждали Трою и победили. Гомер придерживался известных на его время сведений о троянских сражениях, как занесенных на папирусы, так и пересказанных в мифах и легендах, не только греческих. И нашелся человек, который безоговорочно поверил в ту канву событий, которую представил в «Илиаде» Гомер, и доказал, что уверенность его не была безосновательной.

Его звали Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), он был купец по роду занятий, археолог-любитель по увлечению и авантюрист по натуре. В 1846-1864 гг. Шлиман жил в России, принял российское гражданство, женился на русской женщине и заработал немалое состояние, в том числе на поставках во время Крымской войны 1853-1856 гг., но в основном - на золотых приисках Калифорнии. Почти все эти деньги он планировал потратить на доказательства того, что «Илиада» - исторически достоверный документ. В 1870 г. Шлиман получает от Османской империи разрешение на проведение раскопок на холме Гис-сарлык на полуострове Малая Азия: уже существовали косвенные доказательства того, что там, под многометровым слоем земли, находится крепость античных времен. Шлиман начал с того, что прорыл через весь холм ров 15 м глубиной, не задерживаясь на верхних слоях раскопа. Дойдя до руин зданий, он предположил, что одно из них - дворец царя Трои Приама. И наконец, 31 мая 1873 г. Шлиман обнаружил сокровища, названные им «кладом Приама». Среди его находок (в общей сложности более 10 000) кроме великолепных украшений было много и золотых бусин разных форм. По словам самого Шли-мана, весь «клад Приама» он нашел в одном месте, но так ли это или он собрал их в разных слоях, неизвестно. Широко известна фотография второй жены Шлимана, гречанки, в золотом уборе из «клада Приама». Она появилась после того, как Шлиман тайно вывез свои находки в Германию, и тут он проявил себя как купец, настоящий ученый вряд ли поступил бы так. Еще при жизни Шлимана было установлено, что «клад Приама» не мог принадлежать этому царю, он относится примерно к 2400-2300 гг. до н. э.

Археологический объект Троя сегодня представляет собой 46 культурных слоев, разделяемых на 9 условных эпох (также называемых слоями и датируемых в разных источниках с некоторыми отличиями). Кумтепе, или Троя 0, - неолитическое поселение; Троя I (3000-2600 гг. до н. э.) - город догреческой культуры, имел крепостную стену с бастионами; Троя II (2600-2450 гг. до н. э.) - крупный город минойской культуры; Троя III- IV-V (2450-1700 гг. до н. э.) - небольшие города; Троя VI (1700-1250 гг. до н. э.) была разрушена землетрясением; Троя VII-A (1250-1200 гг. до н. э.): период Троянской войны; Троя VII-B (1200-900 гг. до н. э.): захват полуразрушенного города фригийцами; Троя VIII (900-350 гг. до н. э.): городом владеют алеанские греки; Троя IX (350 г.дон. э. - 400 г. н. э.): значительный центр эллинистической эпохи.

По описанию Гомера и античных историков, местность, называемая Троя (Илион и т. д.), находилась в Анатолии, точнее - на западе полуострова Малая Азия, поблизости от побережья Эгейского моря и входа в Геллеспонт, это древнее название пролива Дарданеллы, соединяющего Мраморное море с Эгейским морем. Считается, что корабли ахейцев, осаждавших Трою, располагались между устьями рек Скаламандр и Симоэнт. Судя по исторической карте, там существовала небольшая бухточка, но не более километра длиной, и маловероятно, чтобы там поместились 1185 кораблей (по Гомеру). На схеме представлены основные слои археологического заповедника Троя.

ТРОЯ: «ДА», «НЕТ» И СНОВА «ДА»

С самого первого известия об открытии Шлимана не утихают споры о том, Троя это или не Троя На эту тему написаны сотни научных работ, книг, статей, и каждая новая находка археологов, связанная с Троей, сразу же становится резонансным событием в ученом мире.

«Я не иллюстрирую Гомера» - так I часто заявлял руководитель крупнейших раскопок нашего времени на Гиссарлыке, профессор университета в Тюбингене (Германия) Манфред Корфман (1942-2005 гг.), глава немецкой археологической школы. Находки его экспедиции позволили доказать, что во времена Троянской войны на холме жили не греки, а хетты. Его коллега, оппонент и соотечественник Эберхард Цангер написал в 1992 г. книгу, в которой попытался доказать, что концентрические рвы Трои аналогичны укреплениям... Атлантиды (по Платону). Корфман по этому поводу только смеялся. Но в главном выводы обоих ученых совпали: Троя возникла на местах не греческих поселений, хотя Корфман «по старинке» только копал, а Цангер. человек молодой, пользовался еще и снимками рельефа местности со спутника и радиолокационными сканами, сделанными с высоты 3000 м над землей. До 1995 г. в Трое не было найдено ни одного артефакта с греческой линейной письменностью, и вот, наконец, находка, а на ней - лувийские пиктограммы. Лувийцы - народность, родственная хеттам, сыгравшая наряду с хурритами и урартами важную роль в этногенезе армян. Возникло даже такое выражение - «армянская Троя». Было также высказано предположение, что керамика, которую находил в Трое Корф-ман, не микенская, а ее лувийские реплики. Приват-доцент Тюбингенского университета Франк Штарке в результате собственных изысканий пришел к выводу, что Троя - это хеттский город Вилуса. В 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно важное открытие. Это был грот, вытесанный в скале и определенный учеными как упоминающееся в лувийских текстах святилище бога Ка-скала Кура. Многие исследователи, однако, полагают, что греческая крито-микенская и лувийская культуры в Трое проникали друг в друга, и разделять их, а тем более противопоставлять - неверно.

В 1993 г. турецкая археологическая экспедиция профессора Хайята Эрканала нашла в 300 км к югу от Трои под пятиметровой толщей наносов похожий на Трою древний город Лиман-тепе («гавань на холме» в переводе с турецкого). Но было и отличие - стены Лиман-тепе более мощные, а сам город крупнее. У него была искусственная гавань, защищенная высокой стеной. От гавани греческие и другие торговцы продвигались в глубь Анатолии по реке. А город и гавань построили лувий-цы. Эрканал отыскал остатки еще 12 древних поселений. По его мнению, гораздо больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии и в дельтах рек. Но там раскопки вести затруднительно из-за толщины наносов. На греческих островах Лемносе, Лесбосе, Мелосе, Самосе, Хиосе были раскопаны крепости, структурно напоминающие и Трою, и Лиман-тепе. Руины крепости на Самосе немецкие археологи даже назвали «новой Троей».

Одно время Троя звалась Дардани-ей, по имени Дардана, царя Верхней Ме-зии (современная Сербия), женившегося на дочери Тевкра, первого царя Трои. Но в Верхней Мезии тоже была Дардания, и существует гипотеза, что именно там располагалась настоящая Троя. Сохранились этрусские мифы об Энее - герое Троянской войны (по Гомеру). По Титу Ливию, Эней и его спутники высадились на берегу Адриатического моря, и место высадки назвали Троей. Но, по греческим мифам, никуда Эней не уплывал после Троянской войны, а остался в Трое и управлял ею. Топонимы, связанные с Троей, существуют во Франции, в Испании, а также на Сардинии и Сицилии. Некоторые из них возникли определенно до Троянской войны. Хотя, вероятнее всего, это какие-то языковые параллели, но анализ всех «троянских» топонимов вкупе с раскопками и историческими изысканиями еще ждет своего часа.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В своем дневнике Шлиман описал, как его жена София проносила самые ценные вещи из «клада Приама» в корзине с овощами. Но многие ученые считают Шлимана фальсификатором. Наибольшее подозрение у них вызывает тот факт, что самые ценные золотые предметы Шлиман нашел... в последний день своего пребывания в Турции, впрочем, он несколько раз менял даты этой находки. Было высказано предположение, что это вообще изделия парижских ювелиров, потому как на них есть следы современных инструментов. Однако более поздние экспертизы доказали, что никто во времена Шлимана не мог иметь образцов подобных вещей для создания копий.

■ «Трояны» - вредоносные компьютерные программы, запускающие вирусы, имеют общее значение с понятием «Троянский конь», в значении «хитрая ловушка». По «Одиссее» Гомера и «Энеиде» Вергилия, после безуспешной осады ахейцы (данайцы) по совету хитроумного Одиссея построили огромного деревянного коня, на боку которого написали: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Ночью воины, спрятавшиеся внутри коня, выбрались из него, перебили стражу Трои, открыли городские ворота, и в город хлынули войска ахейцев. Отсюда произошла крылатая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих».

■ Император Константин Великий (272-337 гг.) имел намерение сделать Трою новой столицей Римской империи, но, побывав там и увидев, что море отступило от города довольно далеко, столицей сделал стоящий на берегу Босфора город Византии (Константинополь, Стамбул).

■ По одной из легенд о Трое, ее основателя звали Ил (отсюда и Илион). При его сыне Лаомедонте Троя овладела всей Малой Азией и Геллеспонтом, проводила оросительные каналы, а в строительстве участвовали боги Аполлон и Посейдон - под видом простых людей. Гераклу за что-то Лаомедонт пообещал хорошего коня, но обманул его, и герой в гневе разрушил город (очевидно, так описывается землетрясение), убил царя, а его дочь Гесиону отдал своему соратнику Теламону, царю острова Саламин. Гесиона заплатила выкуп за своего маленького брата Подарка, который после этого стал зваться Приамом («Выкупленным»). Когда Приам вырос, он отстроил город заново. Гесиона родила Тевкра, будущего царя, от которого пошел народ тевкров. Тевкрами троянцев называли в своих произведениях Эсхил и Вергилий, а Трою - Троадой.

■ Первым предположил, что Троя могла находиться на холме Гиссарлык, британский археолог Чарлз Макларен (1782-1866 гг.), его поддержал Фрэнк Калверт (1828-1908 гг.) - британский и американский консул на османских землях восточного Средиземноморья, археолог-любитель, начавший раскопки на холме за семь лет до Шлимана. Для масштабных работ ему не хватило средств. От него, собственно, Шлиман и узнал о Гиссарлыке.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Руины Трои, алтарь в храме Афины и стеновые укрепления с башнями. Музей раскопок.
■ «Троянский конь» (можно побывать внутри этой современной скульптуры из дерева).
■ Сад Пифос с ирригационной системой и керамическими сосудами античной эпохи.
■ Поблизости: руины храма Аполлона (V в. до н. э.), археологический заповедник Александрия Троянская (III в. до н. э.), османский замок XVIII в. у порта Бабалекёй, городок Айваджик (базар ремесленных изделий).

Атлас. Целый мир в твоих руках №238

Одной из самых значимых достопримечательностей можно назвать Трою. Город Троя (по-турецки — Трува), стал известен во всем мире благодаря эпосам древнегреческого писателя Гомера и множеству легенд и мифов. Город Троя знаменит тем, что тут примерно в 1200 году до нашей эры проходила Троянская война.

Троянская война и Троянский конь

Троянский конь — современный крупноразмерный макет

Согласно «Илиаде» Гомера, правитель Трои, царь Приам вел войну с греками из-за похищенной Елены. Елена была женой Менелая, правителя греческого города Спарта, но она сбежала с Парисом, царевичем Трои. Поскольку Парис отказался вернуть Елену, завязалась война, которая длилась 10 лет. В другой поэме Гомера «Одиссея», он рассказывает о том, как Троя была разрушена. Троянская война произошла между коалицией ахейских племен и троянцами и знаменита тем, что ахейцы (древные греки) взяли Трою с помощью военной хитрости. Греки соорудили огромного деревянного коня и оставили его перед воротами Трои, а сами уплыли. Спрятанные в коне сидели воины, а на боку коня была надпись «Этот дар оставили богине Афине». Жители города позволили ввезти огромную статую внутрь стен, а сидевшие в ней греческие воины вышли наружу и захватили город. Троя упоминается так же и в «Энеиде» Вергилия.

Выражение «Троянский конь» теперь означает подарок, приносящий вред. Именно отсюда появилось и название вредоносных комютерных программ — «троянские кони» или просто «троянцы».

Где находится Троя сегодня?


Воспетая Гомером и Вергилием, Троя была открыта в северо-западной части современной Турции, у входа из Эгейского моря в пролив Дарданеллы (Геллеспонт). Сегодня деревняя Троя лежит приблизительно в 30 км к югу от города Чанаккале . А расстояние от до Трои 430 км (5 часов на автобусе). В продолжении многих тысячелетий через земли, где находилась Троя , проходили дороги с запада на восток и с севера на юг, а сегодня , среди полей засаженных перцем, кукурузой и помидорами, Троя выглядит более чем скромно.


Долгое время Троя оставалась городом-легендой — до тех пор, пока руины древнего поселения не обнаружил немецкий археолог Генрих Шлиман в 1870 году. Во время раскопок стало понятно, что для древнего мира этот город имел большое значение. Основная часть раскопок Трои находится на холме Гиссарлык, где для туристов заботливо были обустроены тропинки и дороги. Символом города стал знаменитый Троянский конь, макет которого находится на входе комплекса. Единственное, что вообще напоминает о легендарном городе — символ Трои — деревянный конь, расположен при входе на территорию Национального парка. Любой желающий может зайти внутрь и посмотреть на необычный способ завоевания города, который когда-то придумал Одиссей. Был ли на самом деле конь? Это можно узнать в музее раскопок. На входе недалеко от коня стоит музей раскопок, где показаны этапы нахождения города, первые найденные артефакты и модель города, какой он был при «жизни». Помимо модели здесь есть целый альбом с набросками функционирующего города. В местных ларьках его копии продаются как сувениры.

Что посмотреть в Трое


Западная стена Трои — въездная рампа

Рядом с маленьким музеем при входе находится сад, в котором располагаются настоящие глиняные горшки «Pithos» из Трои, а также водопроводные трубы и изображение системы водоснабжения города. Самой главной достопримечательностью древнего города, конечно, являются руины. Многие строения дошли до нас весьма в плохом виде, и чтобы понять, где что находится, понадобится помощь гида. В древнем мире Троя была известна как Илион, и на протяжении жизни города его много раз атаковали и крушили. Сейчас сложно понять, булыжник находится перед вами или кусок жилого дома. Фрагментов зданий немного, но археологи и художники смогли воссоздать почти все строения на бумаге.


Самыми интересными строениями считаются башни и стеновые укрепления возле алтаря храма Афины. Почему? Потому что тогда получается, что все, о чем писал Гомер в «Илиаде», правда. Недалеко от города располагаются новые раскопки, предположительно города Александрия, который находится недалеко от жилой деревни Гюльпынар. В городе Александрия уже найдены остатки храма Аполлона. В скором времени планируют присоединить город к комплексу руин Трои и открыть музей творчества Гомера. Из раскопок этого города будет понятнее то, что писал Гомер, ведь многие события «Илиады» происходили и здесь.

Мифы и легенды о Троянской войне

Суд Париса


Суд Париса — Картина Питера Пауля Рубенса (1638 г.)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей». Три богини — Афродита, Гера и Афина — тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса. Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины — Елены, жены царя СпартыМенелая. Парис отдал яблоко Афродите. А потом похитил Елену и увез ее в Трою.

Похищение Елены


Похищение Елены Парисом — Картина Г. Гамильтона, 1784 г.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон. Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города. Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом. Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину.

Многие из великих открытий в истории человечества были сделаны не учёными-подвижниками, а самоучками, удачливыми авантюристами, не имевшими академических знаний, зато готовыми идти к цели напролом.

«Маленький мальчик в детстве прочёл „Илиаду“ Гомера . Потрясенный произведением, он решил, что во чтобы то ни стало найдет Трою. Спустя десятилетия Генрих Шлиман исполнил свое обещание».

Эта красивая легенда об истории одного из самых значимых археологических открытий имеет мало общего с реальностью.

Человек, открывший миру Трою, с ранних лет был уверен в другом: рано или поздно он станет богатым и известным. Поэтому Генрих Шлиман очень щепетильно относился к своей биографии, старательно вымарывая из неё сомнительные эпизоды. «Автобиография», написанная Шлиманом, имеет столько же отношения к его реальной жизни, сколько «клад Приама» — к Трое, описанной Гомером.

Эрнст Шлиман. Фото: Commons.wikimedia.org

Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман родился 6 января 1822 года в Нойбукове, в семье, представители которой на протяжении столетий были лавочниками. Эрнст Шлиман , отец Генриха, выбился из этого ряда, став пастором. Но в духовном чине Шлиман-старший вёл себя непотребно: после смерти первой жены, родившей ему семерых детей, Эрнст закрутил роман со служанкой, из-за чего был отстранён от обязанностей пастора.

Позднее Эрнст Шлиман и вовсе покатился по наклонной, постепенно спиваясь. Разбогатевший Генрих, не питая тёплых чувств к родителю, присылал ему в подарок бочонки вина, чем, возможно, ускорил переход отца в лучший из миров.

Гражданин Российской империи

К тому времени Генрих давно не бывал в родном доме. Детей Эрнст Шлиман отправлял на воспитание к более обеспеченным родственникам. Генрих воспитывался у дяди Фридриха и продемонстрировал хорошую память и желание учиться.

Но в 14 лет учёба закончилась, и Генриха отправили работать в лавку. Ему доставалась самая чёрная работа, его рабочий день длился с 5 утра до 11 часов ночи, что сказалось на здоровье подростка. Однако одновременно выковывался характер Генриха.

Пять лет спустя Генрих отправился в Гамбург в поисках лучшей доли. Испытывая нужду, он написал дяде с просьбой о небольшой сумме взаймы. Дядя деньги прислал, но всем родственникам описал Генриха как попрошайку. Оскорблённый молодой человек дал клятву более никогда ничего не просить у родни.

Амстердам в 1845 году. Рисунок Геррита Ламбертса. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1841 году 19-летний Шлиман добрался до Амстердама, где нашёл постоянную работу. Всего за четыре года он прошёл путь от рассыльного до начальника бюро с большим жалованием и штатом, состоящим из 15 подчинённых.

Молодому бизнесмену посоветовали продолжить карьеру в России, которая тогда считалась очень перспективным местом для бизнеса. Представляя голландскую фирму в России, Шлиман за пару лет сколотил солидный капитал на продаже товаров из Европы. Его способности к языкам, проявившиеся ещё в раннем детстве, делали Шлимана идеальным партнёром для русских купцов.

Одна из немногих сохранившихся фотографий Е. П. Лыжиной. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на то, что он успел погреть руки на калифорнийской золотой лихорадке, Шлиман обосновался в России, получив подданство страны. А в 1852 году Генрих женился на дочери преуспевающего адвоката Екатерине Лыжиной .

Увлечение «Андрея Аристовича»

Крымская война, неудачная для России, оказалась чрезвычайно прибыльной для Шлимана благодаря военным заказам.

Генриха звали «Андреем Аристовичем», его дела шли превосходно, в семье родился сын.

Но Шлиман, добившись успеха в бизнесе, заскучал. В апреле 1855 года он впервые приступил к изучению новогреческого языка. Первым его учителем был студент Петербургской духовной академии Николай Паппадакис , который по вечерам работал со Шлиманом по обычной его методике: «ученик» читал вслух, «учитель» слушал, поправлял произношение и объяснял незнакомые слова.

Вместе с изучением греческого пришёл и интерес к литературе Древней Греции, особенно к «Илиаде». Генрих пытался увлечь этим и жену, но Екатерина относилась к подобным вещам отрицательно. Она открыто говорила мужу о том, что их отношения с самого начала были ошибкой, потому что интересы супругов очень далеки друг от друга. Развод же по законам Российской империи был делом чрезвычайно сложным.

Первая сохранившаяся фотография Шлимана, отправленная родственникам в Мекленбург. Около 1861 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда к неурядицам в семье добавились проблемы в бизнесе, Шлиман просто уехал из России. Полным разрывом со страной и семьёй это не было: Генрих ещё несколько раз возвращался, а в 1863 году был из нарвских купцов переведён в Санкт-Петербургское первой гильдии купечество. В начале 1864 года Шлиман получил потомственное почётное гражданство, но остаться в России не захотел.

«Уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои»

В 1866 году Шлиман приезжает в Париж. 44-летний бизнесмен горит желанием осуществить переворот в науке, но для начала считает необходимым подтянуть знания.

Записавшись в Парижский университет, он оплатил 8 курсов лекций, в том числе по египетской философии и археологии, греческой философии, греческой литературе. Так и не прослушав лекции полностью, Шлиман отправился в США, где как занимался вопросами бизнеса, так и знакомился с различными научными работами античности.

В 1868 году Шлиман, побывав в Риме, заинтересовался раскопками на Палатинском холме. Посмотрев на эти работы, он, что называется, «загорелся», решив, что на весь мир его прославит археология.

Фрэнк Калверт в 1868 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Перебравшись в Грецию, он высадился на острове Итака, где впервые приступил к практическим раскопкам, втайне надеясь найти дворец легендарного Одиссея .

Продолжая путешествия по историческим развалинам Греции, Шлиман добрался до территории Троады, в тот момент находившейся под османским владычеством.

Здесь он встретил британского дипломата Фрэнка Калверта , в течение нескольких лет занимавшегося раскопками холма Гиссарлык. Калверт следовал гипотезе учёного Чарлза Макларена , который за 40 лет до этого объявил, что под холмом Гиссарлык находятся развалины описанной Гомером Трои.

Шлиман не просто поверил в это, он «заболел» новой идеей. «В апреле следующего года я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои», — писал он родным.

Новая жена и начало раскопок

В марте 1869 года Шлиман приехал в США и подал документы на получение американского гражданства. Здесь он фактически сфабриковал развод с русской женой, представив суду подложные документы.

Свадебная фотография. Фото: Commons.wikimedia.org

Увлечённый Грецией, Шлиман попросил друзей подобрать ему невесту-гречанку. В сентябре 1869 года начинающий археолог женился на Софии Энгастромену , дочери греческого купца Георгиоса Энгастроменоса , которая было на 30 лет младше жениха. На момент свадьбы Софии было только 17 лет, она честно признавалась, что подчинилась воле родителей. Муж всячески старался заниматься её образованием, возил супругу по музеям и выставкам, пытаясь привлечь Софию к увлечению археологией. Молодая жена стала послушной спутницей и помощницей Шлимана и родила ему дочь и сына, которых погружённый в археологию отец и назвал соответственно: Андромахой и Агамемноном .

Закончив с улаживанием семейных дел, Шлиман вступил в длительную переписку для получения разрешения на раскопки от властей Османской империи. Не вытерпев, он начал их без разрешения в апреле 1870 года, но вскоре был вынужден прервать работы.

Настоящие раскопки начались только в октябре 1871 года. Набрав около сотни рабочих, Шлиман решительно приступил к делу, однако в конце ноября закрыл сезон из-за проливных дождей.

Весной 1872 года Шлиман, как когда-то обещал, стал «обнажать» Гиссарлык, однако результатов не было. Не то чтобы их не было совсем, но Шлимана интересовала исключительно гомеровская Троя, то есть то, что он был готов так интерпретировать. Полевой сезон завершился безрезультатно, незначительные находки сдали в Оттоманский музей в Стамбуле.

Равнина Троады. Вид с Гиссарлыка. По мнению Шлимана, на этом месте располагался лагерь Агамемнона. Фото: Commons.wikimedia.org / Brian Harrington Spier

«Клад Приама»

В 1873 году Шлиман уже во всеуслышание заявлял, что нашёл Трою. Развалины, раскопанные к маю, он объявил легендарным «дворцом Приама», о чём и сообщил прессе.

Вид троянских раскопок Шлимана. Гравюра XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

31 мая 1873 года, как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим перерыв, чтобы самостоятельно выкопать клад вместе со своей женой. В действительности супруга Шлимана при этом событии не присутствовала. Из-под древней стены Шлиман одним ножом откопал различные предметы из золота и серебра.

Всего в течение последующих трёх недель были обнаружены около 8000 предметов, среди которых украшения, принадлежности для совершения различных обрядов и многое другое.

Если бы Генрих Шлиман был классическим учёным, то вряд ли его открытие стало бы громкой сенсацией. Но он был опытным бизнесменом и знал толк в рекламе.

Свои находки он, нарушив договор о раскопках, вывез из Османской империи в Афины. Как пояснял сам Шлиман, сделал он это во избежание разграбления. Женские украшения, обнаруженные при раскопках, он надел на жену-гречанку, сфотографировав её в таком виде. Снимки Софии Шлиман в этих украшениях стали мировой сенсацией, как и сама находка.

Фотография «клада Приама» в целостном виде, сделанная в 1873 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Шлиман уверенно заявлял: он открыл ту самую Трою, о которой писал Гомер. Сокровища, найденные им — это клад, спрятанный царём Приамом или кем-то из его приближённых в момент взятия города. И археологу-самоучке поверили! Многие верят до сих пор.

Грехи и заслуги

У профессиональных учёных к Шлиману масса претензий. Во-первых, он, как и обещал, буквально «обнажил» холм Гиссарлык. С точки зрения современной археологии это самый настоящий вандализм.

Раскопки должны вестись путём постепенного изучения одного культурного слоя за другим. В шлимановской Трое таких слоёв девять. Однако первооткрыватель в ходе своих работ многие из них уничтожил, смешав с другими.

Во-вторых, «клад Приама» абсолютно точно не имеет отношения к Трое, описанной Гомером.

Клад, найденный Шлиманом, относится к слою, который именуется «Троя II» — это период 2600-2300 гг. до н. э. Слой, относящийся к периоду «гомеровской Трои» — «Троя VII-A». Этот слой Шлиман при раскопках прошёл, практически не обратив на него внимания. Позже сам он признал это в своих дневниках.

Фотография Софии Шлиман в украшениях из «клада Приама». Около 1874 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Но, упомянув о грехах Генриха Шлимана, нужно сказать и о том, что полезного он сделал. Сенсация, в которую он превратил своё открытие, дала мощный толчок развитию археологии в мире, обеспечила приток в эту науку не только новых энтузиастов, но, что весьма важно, финансовых средств.

Кроме того, говоря о Трое и «кладе Приама», часто забывают о других открытиях Шлимана. Продолжая упорно верить в точность «Илиады» как исторического источника, в 1876 году Шлиман начал раскопки в греческих Микенах в поисках могилы древнегреческого героя Агамемнона . Здесь археолог, набравшийся опыта, действовал гораздо аккуратнее, и открыл неизвестную к тому времени микенскую цивилизацию II тысячелетия до нашей эры. Открытие микенской культуры не было столь эффектным, зато с точки зрения науки имело куда большее значение, чем находки в Трое.

Впрочем, Шлиман был верен себе: обнаружив гробницу и золотую погребальную маску, он объявил, что нашёл могилу Агамемнона. Поэтому найденный им раритет сегодня известен как «маска Агамемнона».

Фото летних раскопок в Трое 1890 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном»

Шлиман работал до последних дней жизни, несмотря на стремительно ухудшавшееся состояние здоровья. В 1890 году он, пренебрегая предписаниями врачей, после операции поспешил в очередной раз вернуться к раскопкам. Новое обострение недуга привело к тому, что он потерял сознание прямо на улице. Генрих Шлиман скончался в Неаполе 26 декабря 1890 года.

Его похоронили в Афинах, в специально построенном мавзолее, выдержанном в стиле сооружений, в которых хоронили античных героев. «В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном, колонны храма Зевса Олимпийского, синий Саронический залив и по ту сторону моря — благоуханные горы Арголиды, за которыми лежат Микены и Тиринф», — писала вдова София Шлиман.

Генрих Шлиман мечтал о славе и всемирной известности и добился своей цели, в глазах потомков встав рядом с героями Эллады.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!