Открытый урок «Нашествие персидских войск на Элладу».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нашествие персидских войск на Элладу

План: 1. Подготовка эллинов к новой войне. 2. Вторжение персов в Элладу. 3. Бой в Ф ермопильском ущелье. 4. Саламинское сражение.

Фемистокл, годы жизни 524-459 гг. до н. э., - афинский государственный и военный деятель, поддерживал идею создания большого военного флота, что позволило Афинам превратиться в мощную морскую державу. 1. Подготовка эллинов к новой войне.

Фемистокл убеждал афинян незамедлительно строить корабли. Он уговорил сограждан все серебро, добываемое Афинским государством, не делить между собой, а отдать на строительство кораблей. Афиняне за короткий срок построили 200 триер. Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсел.

Триера –мелкосидящий корабль с тремя рядами вёсел.Паруса –выполняли вспомогательную роль: перед боем их убирали. Благодаря 180 гребцам, триера могла развивать скорость до 80 км. в час.

Тридцать эллинских государств, благодаря усилиям Фемистокла, создали военный союз, для борьбы с персами.

2 . Вторжение персов в Элладу. После смерти Дария во главе персидского государства встал его сын Ксеркс.

В 480 году до н.э. Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Большая часть его войск состояла из покорённых народов. Рассмотрите карту и определите, на какие две части пролив разделяет Евразию.

Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное персидское войско. Оно подошло к проливу Геллеспонт (Дарданеллы). По приказу Ксеркса был построен мост длиною более километра, но буря разрушила мост. За это Ксеркс приказал казнить строителей, а море стегать кнутами. И был выстроен новый мост.

360 кораблей поставили вплотную друг к другу на якорях и связали между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

3. Бой в Фермопильском ущелье. Единственным путём, ведущим из Северной Греции в Среднюю, был узкий Фермопильский проход. Его было легко защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки построили оборонительные стены и башни.

Объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида три дня сдерживали войска персов, но на третий день предатель показал как пройти по горным тропам в тыл к грекам. Леонид приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался прикрыть отступление греческих войск.

«О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».

4. Саламинское сражение.

По решению народного собрания жители Афин перебрались на о-в Саламин под защиту флота. Мужчины, способные носить оружие вступили на корабли.

Памятник на острове Саламин.

Самостоятельная работа. Прочитайте статью, рассмотрите карту Саламинского сражения. Составьте план сражения. Подготовьте рассказ о сражении.

Закрепление изученного материала. Продолжаем таблицу «Греко-персидские войны». Какие последствия имели победы греков над персами? Д.З. параграф – 35 отвечать на вопросы в конце параграфа.


Между тем персидский царь Дарий в течение трех лет после Марафонской битвы готовился к новой войне. Вся Персидская держава пришла в движение. Бесчисленные племена и народы, подвластные персам, должны были выставить свои отборные отряды в армию "великого царя"; финикийцы, сирийцы, эллины - жители ионийских островов собрали и построили для персов 1200 триер. Численность сухопутной армии персов, по словам историков, достигала 800 тыс. человек пехоты и 80 тыс. конницы с огромным обозом, верблюдами и боевыми колесницами; другие писатели называют еще большие цифры. Для снабжения этой огромной армии были устроены продовольственные склады в Малой Азии и во Фракии. По плану персов их войска должны были одновременно напасть на Элладу с моря и с суши.

Во время приготовлений к небывалому походу внезапно умер царь Дарий. После его смерти вспыхнули восстания в Персии, Вавилоне и, наконец, в Египте, которые с трудом удалось подавить наследнику Дария, Ксерксу. Но через 9 лет после Марафонской битвы персы смогли бросить свои огромные силы против Эллады, и в первую очередь против Афин.

Перед началом похода Ксеркс послал в Грецию послов с требованием "земли и воды" (т. е. безусловной покорности). Сигналом же к началу войны было прорытие персами Афонского канала. Царь хотел избежать таким образом катастрофы, которая постигла в прошлую войну персидский флот, когда он огибал Афонский перешеек. Для переправы сухопутной армии из Азии в Европу Ксеркс приказал построить мост через Геллеспонт (Дарданеллы). Однако внезапная буря разрушила мост, возведенный с величайшими трудами. Тогда Ксеркс, как передают греческие историки, велел казнить строителей моста, а море приказал бичевать и опустить на дно его цепи, в знак того, что и Геллеспонт станет теперь рабом "великого царя".

В 481 г. до н. э. состоялся конгресс 30 древнегреческих государств, на котором было принято решение сообща отражать предстоящее вторжение персов Геродот. История. VII. 145. В данном союзе наибольшей военной мощью обладали Афины и Спарта. При этом спартанцы имели сильное сухопутное войско, а афиняне морской флот, созданный вследствие проведённых ранее Фемистоклом реформ и нововведений. Коринф и Эгина, другие греческие государства с сильным флотом, отказались передавать его под командование афинян. В качестве компромисса командование над морскими силами было возложено на Спарту и её военачальника Еврибиада.

Конгресс собрался вновь весной 480 года до н. э. Представители из Фессалии предложили грекам сделать попытку остановить войско Ксеркса в узком ущелье Темпе на границе Фессалии и Македонии. В Фессалию морем было направлено 10 тысяч гоплитов для защиты ущелья. Симпатизировавший грекам Александр, царь Македонии, которая до этого признала верховную власть персидского царя, предупредил войско греков о наличии обходного пути. Через несколько дней греки отплыли обратно. Вскоре после этого Ксеркс со своей армией переправился через Геллеспонт. Снова был построен мост, на этот раз более прочный, и по нему персидская армия в течение семи дней беспрерывным потоком переправлялась на европейский берег. Флот персов благополучно прошел Афонский канал и направился к берегам Фессалии. Фессалийцы открыто перешли на сторону персов, а Беотия и Аргос изъявили царю покорность.

Ужас объял эллинов. Население многих городов с приближением персов садилось на корабли и отплывало в Италию, оставляя свои города на разорение персам, только бы избавиться от рабства.

После этого афинским стратегом Фемистоклом был предложен другой план действий. Путь в южную Грецию (Беотию, Аттику и Пелопоннес) проходил через узкое Фермопильское ущелье. В нём греческое войско могло удерживать превосходящие по численности силы противника. Для предотвращения обхода ущелья с моря афинским и союзным кораблям следовало контролировать узкий пролив между островом Эвбея и материковой Грецией (впоследствии, практически одновременно с Фермопильским сражением, там состоялась морская битва при Артемисии). Данная стратегия была одобрена общегреческим конгрессом, хотя представители некоторых пелопоннесских городов были не согласны с таким решением. Они считали, что лучшим будет все силы направить на защиту коринфского перешейка, соединяющего Пелопоннесский полуостров с материком. Женщин и детей из оставленных Афин они предлагали эвакуировать в другие городаГеродот. История VIII. 40.

Греческий союзный флот находился у острова Эвбеи для поддержки сухопутной армии. Первое морское сражение с персами произошло у северного берега Эвбеи, при мысе Артемисия. Согласно Геродоту, в проливе между островом Эвбея и материком, около мыса Артемисий, собралось более 200 греческих кораблей Геродот. История. VIII. 1. Во время этой битвы погодные условия для греков оказались крайне благоприятными. На пути к мысу персидский флот попал в сильный шторм, во время которого разбилось много кораблей, однако по-прежнему он оставался очень мощным. Когда эллины увидели огромный флот противника, то они устрашились и решили бежать. Фемистокл выступил резко против этого предложения. Он сумел убедить эллинов поступить следующим образом. Жители острова Эвбея просили подождать с отплытием, так как им было необходимо переправить женщин и детей в безопасное место. Отплытие же греческого флота означало скорое разграбление острова персами. Фемистокл взял у них 30 талантов, из которых отдал Еврибиаду 5, а военачальнику коринфян Адиманту 3. Плутарх упоминает также об 1 таланте, выданном триерарху (капитану) одного из афинских судов, требовавшего немедленного отплытия. Остальные деньги Фемистокл оставил себе Геродот. История. VIII. 5.

Видя перед собой небольшой греческий флот, персы считали свою победу неоспоримой. Для того, чтобы не допустить бегство греков, они решили отправить 200 кораблей в обход Эвбеи. Планы персов стали известны грекам от перебежчика. Не дожидаясь окружения, союзный флот эллинов неожиданно для персов напал на их основные силы и нанёс им существенный урон. С наступлением темноты начался шторм, в результате которого находившиеся в открытом море 200 персидских кораблей, плывших для окружения греков, разбились о прибрежные скалы.

Греки продолжали 2 дня успешно атаковать персидский флот, пока не получили сообщение о гибели царя Леонида и 300 спартанцев в Фермопильском сражении. Решающего значения это сражение, однако, не имело, так как греческому флоту не удалось выполнить основной задачи - прийти на помощь сухопутной армии в Фессалии. Весть о героическом, подвиге спартанцев воодушевила эллинов. Узнав о занятии Фермопил, греческий флот двинулся от мыса Артемисия на прикрытие берегов Аттики Плутарх. Фемистокл. 9. После начала отступления Фемистокл предпринял следующую хитрость, направленную на то, чтобы либо отколоть от персидского войска родственных афинянам ионян, либо посеять к ним недоверие со стороны персов. Он во время отступления на быстроходном корабле заходил во все бухты, где была пресная вода, и оставлял на камнях надписи: «Ионяне! Вы поступаете несправедливо, идя войной на своих предков и помогая поработить Элладу. Переходите скорей на нашу сторону! Если же это невозможно, то по крайней мере хоть сами не сражайтесь против нас и упросите карийцев поступить так же. А если не можете сделать ни того, ни другого, если вы скованы слишком тяжёлой цепью принуждения и не можете её сбросить, то сражайтесь как трусы, когда дело дойдёт до битвы. Не забывайте никогда, что вы произошли от нас и что из-за вас первоначально пошла у нас вражда с персидским царём» Геродот. История VIII. 22.

Между тем, Армия Ксеркса, пройдя Фермопилы, медленно приближалась к пределам Аттики, грабя и сжигая города. Афиняне пытались убедить союзников дать решительное сражение персам в Беотии, чтобы спасти Афины. Однако союзники и слышать не хотели об этом. Они решили сосредоточить все силы на Коринфском перешейке. Здесь уже начали строить стену, чтобы остановить персов и защитить южную часть Греции - Пелопоннес. Афины в то время еще не имели стен, соединявших город с гаванью; персы могли осадить Афины и с моря, и с суши.

Фемистокл принял героическое решение убедить народ, твердо положившись на свой флот, покинуть Афины и переселиться на соседний остров Саламин и в город Трезену (в Сароническом заливе). Большинство народа вначале не хотело и слышать об этом. Люди считали, что если придется покинуть храмы богов и могилы предков, то и победа, и спасение не к чему.

Тогда Фемистокл решил принять крайние меры - подействовать на народ иначе. В одном из храмов в Афинах пропала священная змея богини Афины, покровительницы города. Жрецы, по наущению Фемистокла, объявили, что богиня покинула город и зовет с собой афинян к морю. Знаменитый дельфийский оракул советовал афинянам "спасаться за деревянными стенами". Фемистокл истолковал загадочные слова оракула так, что "деревянные стены" - это корабли, сев на которые афиняне одержат победу в морском бою Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 167-168. Народ решился покинуть Афины, оставив врагу на разорение цветущие виноградники и сады, прекрасные здания, храмы богов и могилы предков. Только немногие старцы не захотели покинуть священный город Афины, и все они потом погибли от рук разъяренных персов. Вскоре персы опустошили Аттику и сожгли Афины.

При посадке афинян на корабли происходили печальные сцены прощания женщин и детей с мужьями и отцами. Город был наполнен плачем и воплями женщин и детей, ревом и жалобным воем домашних животных, метавшихся по опустевшему городу. В 1960 году была найдена и опубликована табличка с декретами Фемистокла. Её содержание во многом совпадает с записями античных классиков. В ней говорится о мобилизации всего мужского населения, об эвакуации женщин, стариков и детей на остров Саламин и в Трезен, о возвращении изгнанных из Афин граждан для общей борьбы.

Переселением и устройством граждан на новых местах руководил ареопаг. Фемистокл же раздобыл деньги, необходимые для содержания флота и войска. Направляясь из города к гавани Пирей, чтобы сесть на корабли, афиняне увидели, что статуя богини Афины, высившаяся на акрополе, стоит без золотого щита. "Куда пропал сверкающий щит грозной богини?" - спрашивали недоуменно люди. Фемистокл принялся за поиски пропавшего щита. Он не нашел его, так как щит, видимо, был спрятан по его приказу, но наткнулся на запрятанные богачами сокровища. Эти ценности были взяты в казну по распоряжению Фемистокла, и ими выплачивалось жалованье экипажам кораблей Плутарх. Фемистокл. 10

В такой тяжелый для родины момент следовало забыть о гражданских несогласиях, и Фемистокл предложил народу вернуть из изгнания Аристида и вождей аристократов Суриков И. Е. Фемистокл: Homo novus в кругу старой знати. стр. 168-170. Он хотел дать и им возможность бороться за свободу Греции. Мысль о спасении родины воодушевляла теперь всех жителей Афин: и аристократы, и ремесленники, и крестьяне - все думали только о том, как победить персов и изгнать их из родной страны.

Когда сухопутная армия персов заняла Афины, персидский флот подошел к городу и стал на якорь в фалерской гавани. Греческий союзный флот, состоявший примерно из 380 кораблей, из которых примерно180 было афинских, остановился у берегов острова Саламин.

Плутарх весьма подробно описывает колебания греков за несколько дней до битвы. Еврибиад хотел сняться с якоря и плыть к Коринфскому перешейку, на котором находилось сухопутное войско пелопоннесцев. Фемистокл понимал, что узкие проливы нивелируют численное превосходство флота Ксеркса, поэтому он возражал командующему флотом. Спартанец увидел в возражении Фемистокла неповиновение начальнику; схватив палку, он замахнулся на Фемистокла. "Бей, но выслушай!" Плутарх. Фемистокл. 11 - сказал ему Фемистокл, и вспыльчивый спартанец смутился. Другой стратег язвительно заметил Фемистоклу, что ему, афинянину, утратившему родину, не подобает побуждать тех, у кого она еще есть, оставить на произвол судьбы свое отечество. Фемистокл резко ответил: "Негодяй! Мы, афиняне, покинули жилища и стены, не желая стать рабами ради бездушных вещей. Но есть город, величайший из городов Эллады - вот эти двести афинских кораблей перед нами, готовые помочь вам спастись, если вы этого желаете. А если вы уйдете, снова предав нас, то мы, афиняне, также оставим вас и отплывем в Южную Италию. Там мы воздвигнем новый город!" Гордый ответ Фемистокла заставил замолчать малодушных.

Своими доводами Фемистокл смог на несколько дней отсрочить отплытие союзного флота. Однако, когда неприятельский флот подошёл к Фалерской гавани, а на берегу появилось громадное персидское войско, греки решили бежать. Фемистокл, недовольный тем, что эллины упустят возможность воспользоваться выгодами местоположения и узких проливов, решился на беспрецедентную для мировой истории хитрость. Он отправил одного из своих доверенных рабов, Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу с сообщением: «Афинский военачальник Фемистокл переходит на сторону царя, первый извещает его о том, что эллины хотят бежать, и советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они находятся в тревоге по случаю отсутствия сухопутного войска, и уничтожить их морские силы» Плутарх. Фемистокл. 12.

Ксеркс повелел созвать военный совет и обсудить планы дальнейшего завоевания Греции. Большинство военачальников советовало дать грекам сражение в узких проливах около Саламина. Лишь сопровождавшая войско персов царица Артемисия советовала отказаться от сражения. Согласно Геродоту, приводимые ею доводы были весьма схожими со словами Фемистокла. Она просила передать Ксерксу, что, согласно её мнению, греческий флот долго сопротивляться не сможет, и эллины вскоре разбегутся по своим городам. Продвижение в сторону Пелопоннеса и Коринфского перешейка принесёт армии персов безоговорочную победу. Ксеркс решил последовать мнению большинства военачальников и навязать эллинам сражение Геродот. История VIII. 68. Пока военачальники эллинов продолжали жаркий спор, персы начали их окружение. Во время этих споров с Эгины прибыл Аристид, с трудом избежав преследования персидских сторожевых кораблей. Фемистокл знал благородную душу Аристида, хотя и не любил его. Он рассказал Аристиду о том, как послал к персам доверенного человека, и изложил свой план. Зная, как популярен Аристид у союзников, он просил вождя аристократов использовать свое влияние, чтобы убедить союзников отважиться на сражение.

Минул еще один день, и наступило утро Саламинской битвы. Эллины вновь увидели флот персов в боевом порядке. В отдалении на холме под золоченым балдахином, на золотом троне сидел Ксеркс. Вокруг царя расположились приближенные и множество писцов, которые должны были описать великую победу персов.

Афинский флот состоял из 180 быстроходных кораблей. На палубе каждого корабля находилось 14 тяжеловооруженных воинов (гоплитов) и 4 стрелка из лука. По свидетельству участника сражения, знаменитого поэта Эсхила, у персов было до 1000 больших кораблей, из них быстроходных 207. Согласно Плутарху, перед сражением один из жрецов потребовал от Фемистокла принесения человеческих жертв. В жертву Дионису Оместу были принесены трое персидских пленных юношей Плутарх. Фемистокл. 13.

Для начала сражения Фемистокл выбрал момент, когда дует свежий ветер с моря. Ветер не вредил плоским с низкими бортами судам эллинов; тяжелые же корабли персов с высоко поднятой кормой испытывали сильную качку.

Взоры всех эллинов были направлены на Фемистокла. С огромного корабля персов брат царя Ксеркса, опытный флотоводец Ариамен, заметил Фемистокла и повелел метать в него стрелы и копья. Тогда корабль афинян, плывший рядом с триерой Фемистокла, ударил носом в триеру Ариамена. Корабли противников сцепились. Ариамен во главе своих воинов пытался вскочить на афинский корабль. Закипел беспощадный рукопашный бой. Афиняне храбро сражались, и персидский флотоводец пал мертвым. Нападающие персы были перебиты и их тела брошены в море. Смерть командира расстроила ряды персов и лишила их мужества. Греки же воодушевились и сражались с небывалой храбростью, они понимали, что им остается победить или умереть.

Афинянин Ликомед первым захватил вражеский корабль, затем афиняне захватили и потопили множество персидских кораблей. Персы храбро сражались, но их огромные корабли не могли противостоять нападавшим на них с обоих бортов проворным кораблям эллинов.

Бой длился целый день. К вечеру персидский флот не выдержал и обратился в бегство. В честь этой победы было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать петушиные бои в театре Клавдий Элиан. Пестрые рассказы. Книга II; 28.

Битва при Саламине стала поворотным событием в греко-персидских войнах. Многие историки называют битву при Саламине одним из самых важных сражений истории. Греки, ранее уступавшие персам как в сухопутных, так и морских силах, получили преимущество на море. Согласно Геродоту, Ксеркс испугался, что греческие корабли поплывут к Геллеспонту и преградят ему путь обратно. Согласно Плутарху, после сражения между греческими военачальниками состоялся совет. Фемистокл предложил разрушить мосты в Геллеспонте, чтобы «захватить Азию в Европе» Плутарх. Фемистокл. 16. Аристид, которому Фемистокл сообщил свой план, не согласился с ним. Он говорил, что не следует доводить персов до крайности, потому что они будут сражаться тогда с мужеством отчаяния. "Наоборот, - сказал Аристид, - мы не только не должны разрушать мост, но, если бы была возможность, следует построить еще и другой мост, чтобы как можно скорее изгнать персов", Фемистокл согласился с ним.

Он придумал средство заставить персидского царя уйти из Эллады. Фемистокл послал одного из знатных персидских пленников к царю с сообщением, что эллины намерены разрушить мост на Геллеспонте Плутарх. Фемистокл. 16. Испуганный Ксеркс стал поспешно отступать. Он оставил в Элладе только часть войска под командой полководца Мардония. Вскоре его армия потерпела решительное поражение при Платеях, и остатки ее покинули Элладу. Так Эллада была спасена от страшной опасности.

Урок истории в 5 классе

Цели: завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Подготовка устного ответа по карточке № 33.

КАРТОЧКА № 33

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

— Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

— Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого?

— Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

— Как повели себя жители Спарты?

— Какую помощь оказали жители города Платеи?

— Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне?

Примерный ответ учащегося

В начале V в. до н. э. царь Дарий Первый решил подчинить себе Элладу, так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям, богатствам. Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария. Только афиняне и спартанцы решили встретить врага. На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное дело. Спартанцы не отказывали в помощи, но и не выступили сразу. Лишь жители города Платеи прислали тысячу воинов. Мильтиад преградил путь врагам в Афины. Персы решили обогнуть Аттику и высадиться в Афинах. Тогда греки решили принять бой на Марафонской равнине. Они построились фалангой и сражались как обезумевшие. Персы прорвали боевую линию греков в центре, но края устояли. Воины, стоявшие по краям, замкнули кольцо. Персам пришлось отступать. Таким образом, впервые над персами была одержана победа.

2. Работа с классом.

а) Подготовка к контрольно-обобщающему уроку.

— Дайте определения понятиям «классы», «государство», «эксплуатация», «полис», «демократия», «реформы», «религия», «олигархия».

— Что обозначают слова: ареопаг, архонты, илоты, граждане, Народное собрание, стратег, колония?

б) Проверка умений показывать на карте исторические объекты.

— На какие части разделена Греция? (Южная, Средняя и Северная.)

— Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес.)

— Где находится город Афины. (В Аттике.)

— Где находится Спарта? (На полуострове Пелопоннес, в местечке Лакония.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 33 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами. Но опасность нового нападения противника исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей». Это понимали немногие афиняне. Среди них был и Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

— В каких крупных сражениях с персами смогли победить греки благодаря тщательной подготовке?

IV. Изучение новой темы

План

1) Подготовка эллинов к новой войне.

2) Бой в Фермопильском ущелье.

3) Саламинское сражение.

На доске: тема урока, новые слова: Фемистокл, Фермопильское ущелье, триера, о. Соломин, Ксеркс, Коринфский перешеек .

1. Рассказ учителя.

Фемистокл — вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот — опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

б) Заполнить таблицу, начатую на прошлом уроке.

«Греко-персидские войны»

3. Рассказ учителя (дополнение к тексту учебника).

а) К Фермопильскому сражению.

Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 000 человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались — в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов.

Леонид знал про обходную тропу и заранее поставил на ней отряд в 1000 воинов. Но охранявшие ее греки потеряли бдительность, так как здесь было тихо и спокойно. Поэтому, когда персы неожиданно подошли, греки, не выдержав натиска, бежали.

б) К Саламинскому сражению.

Саламинское сражение было решающим в ходе греко-персидских войн. Среди афинян нашлись 500 греков, которые заявили, что они отказываются оставлять город со всеми вместе, укрепились на акрополе и все героически погибли.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

— Почему Греция — небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств — сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

— Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

2. Проверка заполнения таблицы.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 35 Вигасина или § 29 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту по истории Греции: а) повторить § 30, 31 Вигасина, § 26, 27 Михайловского; б) повторить термины; для любознательных: у Фермопильского ущелья поставлен памятник погибшим спартанцам. Это фигура льва. Почему? (Имя Леонид в переводе с греческого означает «лев».)

1. Подготовка эллинов к новой войне. Афиняне были горды Марафонской победой. Но не все понимали, что впереди новые тяжкие бои с персами.

Одним из тех, кто предвидел вторжение в Элладу войск персидского царя, был умный и энергичный афинянин Фемистокл. Он выступал в Народном собрании, утверждая, что спасение Эллады — в создании военного флота. Фемистокл предложил афинянам незамедлительно строить боевые корабли. Так афиняне и поступили. За короткий срок они построили двести триер — военных кораблей с тремя рядами вёсел. Паруса на триерах играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали. Триера благодаря согласованным действиям ста восьмидесяти гребцов развивала скорость до восемнадцати километров в час. Гребцами на триерах служили афинские бедняки.

Фемистокл убеждал греков, живших в разных городах, прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом.

В результате усилий Фемистокла тридцать эллинских государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов.

Фемистокл. Древнегреческая скульптура.

Ксеркс. Рельеф из дворца в Персеполе.

2. Вторжение персов в Элладу. После смерти Дария властителем Персидской державы стал его сын Ксеркс.

В 480 году до н. э. царь Ксеркс повёл свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покорённых народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати.

Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Палачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдёт тебя, желаешь ты того или нет!»

Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За ним следовал обоз с продовольствием, гнали стада быков. Вдоль берега шёл персидский флот, в котором было много финикийских и египетских кораблей.

3. Бой в Фермопильском ущелье. Греки решили защищать узкий Фермопильский проход между горами и морем. Это был единственный на суше путь, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию. Объединённое войско под командованием спартанского царя Леонида заняло Фермопильское ущелье и преградило путь врагам.

Когда к Фермопилам подошли главные силы персидских войск, Ксеркс послал их в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не удалось. Начальники персидских отрядов кнутами гнали воинов в теснины. Персы несли серьёзные потери. Наблюдавший за сражением Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско.

Битва в Фермопильском ущелье. План.

Все попытки персов овладеть ущельем ни к чему не приводили. На третий день к царю пришёл местный житель, готовый за награду показать обходную тропу, ведущую через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил.

Разведчики эллинов заметили идущий через горы вражеский отряд. Спасая войско, Леонид приказал всем отступать. Сам же вместе с тремястами спартанцами остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. Триста спартанцев совершили подвиг, оставшийся в веках. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья — спартанцы дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого.

На месте битвы и сегодня стоит поставленный в древности памятник со стихами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли ».

4. Саламинское сражение. Завладев Фермопилами, полчища Ксеркса хлынули в Среднюю Грецию. Грабя её области, вытаптывая поля, вырубая виноградники и оливы, захватчики приближались к Афинам.

Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы

Опасаясь, что греческий флот покинет Саламинский пролив, Фемистокл подозвал преданного раба, пленного перса по имени Сикинн: «Садись в лодку и плыви в Фалерскую бухту». — «Ты посылаешь меня к персам, господин?» — удивился Сикинн. «Да, и не медли: судьба Эллады в твоих руках!»

Раб выполнил тайное поручение, предстал перед Ксерксом и произнёс: «Владыка всех людей! Афинский стратег Фемистокл сообщает тебе: эллины объяты страхом и ночью хотят бежать. Помешай им. В разгар сражения мой господин перейдёт на твою сторону».

С радостью поверив этим словам, Ксеркс велел флоту выйти в море и запереть выходы из Саламинского пролива.

Так благодаря хитрости Фемистокла сражение стало неизбежным.

Саламинское морское сражение. План.

По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Множество женщин, стариков и детей перебрались на остров Силамин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли.

Вся Аттика опустела. Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.

Рядом, в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около четырёхсот кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов Эллады.

На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей.

Долго спорили греки, не зная, как поступить. Но на рассвете увидали, что выходы из пролива перекрыты персидским флотом. Сражение стало неизбежным.

Бой в Саламинском проливе. Рисунок нашего времени.

За его ходом, восседая на золотом троне, с высокого берега Аттики наблюдал Ксеркс. Превосходство в численности кораблей создавало уверенность в победе. Между тем поднялся сильный ветер. Он раскачивал высокопалубные суда персов, однако не был опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.

Сражение описал его участник поэт Эсхйл. «Был слышен громкий крик: «Вперёд, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жён, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь — за всё!» <...> Сперва стояло твёрдо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли и медными носами поражали своих же — все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, под кровью мёртвых — скрылась гладь морская».

Саламинская победа стала решающей в ходе грекоперсидских войн. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжёлой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Перстень Поликрата

(Предание, рассказанное Геродотом)

Лет за тридцать до начала войн с персами греческим островом Самос правил Поликрат. Был он во всём необыкновенно счастлив: какое бы дело ни предпринимал, во всяком начинании ждали его успех и удача.

У него был друг, который однажды сказал: «Меня пугает, Поликрат, что тебе везёт во всём. Знай, что боги жестоки и завистливы, они не простят тебе твоего счастья и отомстят за него». — «Что же мне делать?» — спросил встревоженный Поликрат. «Если у тебя есть вещь, которой ты очень дорожишь, то откажись от неё. Быть может, боги примут твою жертву».

Поликрат внял совету друга и приказал немедленно снарядить корабль. Выйдя в море, Поликрат снял с пальца драгоценный перстень, с которым никогда не расставался, и бросил его в волны.

Поступив так и успокоившись, он вернулся домой.

А пять или шесть дней спустя в подарок правителю какой-то рыбак принёс большую рыбу, пойманную им в море. В животе рыбы повара обнаружили перстень Поликрата.

Боги не приняли жертвы правителя Самоса, и гибель его была ужасна. Персы заманили Поликрата будто бы для переговоров в один из городов Малой Азии, где предательски убили.

Объясните значение слов: а «триера».

Проверьте себя. 1. Сколько полисов и с какой целью объединились благодаря призывам афинского стратега Фемистокла? 2. Как афиняне готовились к войне на море? 3. В чём состоял подвиг трёхсот спартанцев? 4. Какие стихотворные строки афинский поэт Эсхил посвятил Саламинской битве?

Поработайте с датами. 1. Что было раньше и на сколько: Саламинская или Марафонская битва? 2. Мог ли афинянин Солон участвовать в праздновании побед при Марафоне и Саламине?

Опишите по рисунку «Бой в Саламинском проливе» (см. с. 168) военные корабли греков и персов. Как происходило в древности морское сражение?

Составьте рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника этого сражения.

Подумайте. Почему персидские военачальники кнутами гнали воинов в бой?

Подведём итоги и сделаем выводы

В чём состояло главное отличие древнегреческого алфавита от финикийского?

Подтвердите фактами ту мысль, что законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Что было хорошего в воспитании спартанских мальчиков? Что может вызвать ваше осуждение?

Почему греки гордились победами над войсками персидских царей Дария и Ксеркса? Какое из сражений было решающим в ходе греко-персидских войн?



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Целевая установка:

  • Показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы.
  • Продолжить формирование умений учащихся правильно показывать на карте исторические объекты, составлять рассказ, выполнять задания индивидуально и в группе.
  • Воспитывать чувства патриотизма, интерес к личности Фемистокла и Леонида, любовь и интерес к предмету история.

Тип урока: Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала).

Средства обучения: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая “История древнего мира” параграф 35 стр. 158-163, карта “Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)”, диск “История” 5 класс, карточки с заданиями, плакаты с названием темы урока, новыми словами, таблица “Греко-персидские войны”, кроссворд, книга “Когда, где, как и почему это произошло” стр.42, проектор, экран. .

Словарная работа: Фемистокл, Фермопильский проход, триера, о. Саламин, Ксеркс, Коринфский перешеек.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Садитесь.

II. Опрос домашнего задания.

Ребята, мы сейчас закрепим ранее полученные знания по теме “Древнейшая Греция”, вспомним о Марафонской битве.

Вопросы:

  1. Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва произошла в 490г. до н.э.).
  2. Кто принимал участие в Марафонской битве? (В Марафонской битве принимали участие греки и персы).
  3. Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские послы? (Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в колодец.)
  4. К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились за помощью в Спарту и Платеи).
  5. Каков был ответ из этих городов? (Спартанцы обещали помочь попозже, из города Платеи прибыл отряд воинов).
  6. Как построились войска греков? (Войска греков построились фалангой тесными, сомкнутыми рядами).
  7. Как сражались греки? (Греки сражались мужественно, героически, организованно).
  8. Чем закончилась Марафонская битва? (Марафонская битва закончилась победой греков)
  9. Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).

III. Подготовка к повторительно обобщающему уроку.

Сейчас мы проведём игру “Кто первый?”. Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает изображение колобка с улыбкой.

  1. Что означает слово полис? (Небольшое самостоятельное государство в Греции).
  2. Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).
  3. Что такое демократия? (Власть народа).
  4. Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).
  5. Кого называли гражданами? (Свободных афинян).
  6. Кто является автором поэм “Илиада” и “Одиссея”? (Гомер).

Работа с картой.

Вам известно и не ново:
Карта – важная основа.
Битвы, действия и страны
Вам укажут неустанно.
Если есть у вас желание,
Приступаем. Все внимание.

  1. Покажите на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя, Южная Греции).
  2. Какой полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).
  3. Где находится город Афины? (В Аттике).
  4. Где находится Спарта? (В Южной Греции, область Лаконика).
  5. В каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).

А сейчас мы разгадаем кроссворд.

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд в выделенном вертикальном столбике, вы прочитаете второе название Древней Греции. (Эллада).

По горизонтали:

  1. Так называли себя греки. (Эллины).
  2. Одна из поэм Гомера. (Илиада).
  3. В 594 году до н.э. его избрали архонтом. (Солон).
  4. Область в Средней Греции. (Аттика).
  5. Простой народ в Греции. (Демос).
  6. Родина Одиссея. (Итака).

По вертикали:

  1. Второе название Греции. (Эллада).

IV. Переход к изучению новой темы.

Ребята, мы познакомились с некоторыми событиями из жизни древних греков, с Марафонской битвой. Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск.

Открываем тетради, пишем число, тему урока. (На доску вывешиваются плакаты с темой урока и с новыми словами).

Словарная работа:

  • Фемистокл – энергичный и умный афинянин, вождь демоса.
  • Фермопильский проход – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Триера – мелкосидящий греческий военный корабль с тремя рядами вёсел.
  • Остров Саламин – место сражения греков с персами в 480г. до н.э.
  • Ксеркс – властитель Персидского царства, сын Дария.
  • Коринфский перешеек – географический объект, место, куда некоторые греки предлагали перевести флот для защиты Южной Греции от персов.
  • Леонид – спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско.

V. Изучение новой темы.

Рассказ учителя о нашествии персидских войск на Элладу.

  1. Подготовка эллинов к новой войне.
  2. Бой в Фермипольском ущелье.
  3. Саламинское сражение.

1. Афиняне гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые

бои с персами. Это понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса. Под его руководством греки начали готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских бедняков.

Фемистокол также убедил греков в том, что для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз, чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал отрубить головы строителям моста, а сам приказал построить новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на противоположный берег. А это время греки занимались своими делами. Посмотрим сценку “Накануне войны”.

(Приложение №1)

II. Огромное персидское войско вторглось на территорию Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали. Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили идущий вражеский отряд. Царь Леонид приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.

Завладев Фермопилами, персы двинулись в Среднюю Грецию. Грабя и разрушая всё на своём пути, захватчики приблизились к Афинам. Жители Аттики в пешке покидали свои дома, и многие из них перебрались на остров Саламин под защиту флота. Аттика опустела. Персы вошли в Афины и предали его огню. Персидские корабли остановились в бухте около Афин. А рядом, в проливе между Саламином и Аттикой, находился греческий флот, который насчитывал 400 кораблей.

Ребята, посмотрите на экран.

  • Просмотр отрывка из учебного фильма “Саламинское сражение”.
  • Показ картины из книги “Когда, где, как и почему это произошло”.

Так закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага. VII. Закрепление изученного на уроке.

Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.

1. Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).

А сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили персов?

Заполнение таблицы “Греко-персидские войны” (Приложение №2)

У вас на партах имеются карточки с заданиями.

Вписать недостающие слова и даты. (Приложение №3)

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой _____________________________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой __________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс _____________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой _____________________.

VI. Итог урока.

  • Ребята, о чём мы говорили на уроке? (о греко-персидских войнах).
  • Понравился ли вам сегодняшний урок?
  • Чем он вам запомнился? (Ответы учащихся.)

VII. Домашнее задание: параграф 35 стр. 158-163.

Сегодня на уроке за активное участие, за полные ответы я ставлю следующие оценки:

  • “5” -
  • “4” -
  • “3” -

Урок окончен. До свидания.

Приложение №1

Сценка “Накануне войны”

Сидят греки Спор и Скиллий, разговаривают между собой.

Спор: Слушай, Скиллий, сколько за все эти годы ты добыл губок?

Скиллий: Не знаю.

Спор: А мне кажется, на небе меньше звёзд, чем собрали губок ты и другие ныряльщики из Скиона. Куда они делись, все эти губки? Есть у твоей дочери Гидны одна губка. Она сушит ею голову после мытья. Пять или шесть лет она обходится одной губкой. Наверное, дочери богачей один раз высушат и бросят. А ты для них спускайся на дно. Тьфу!

Скиллий: Ну и чудак ты, Спор! Разве губки нужны только для сушки волос? А что подкладывают гоплиты под шлемы, чтобы они не натирали, а при случае и смягчали силу удара? Чем в богатых домах чистят обувь? Чем моют миски и горшки? Чем вытирают пыль с дорогих сундуков и столов? Всё нашими губками. А если у кого сердце заболит, берут ту же губку, намочат её в неразведённом вине и прикладывают на грудь.

Спор: Скажи-ка.… Да она целебная.… А я её ни во что не ставил. Трава травой…

Скиллий: И не трава это вовсе, а морское животное вроде ежа или звёзды, только попроще.

Отец! Где ты?

Спор: Гидна! Что-то она сегодня рано вернулась. А ведь ей надо бы ещё серы купить.

Заходит девочка. Гидна очень взволнованна.

Скиллий: Что случилось, Гидна? Почему ты так бледна?

Гидна: Я вовсе не бледна, отец. Но на рынке никто не покупает губки. По дороге, за городскими воротами, движутся толпы варваров. В длинных пёстрых одеждах. С луками и копьями. И всадники! И колесницы! И какие-то огромные животные с двумя горбами на спине… Идут. И нет им конца…

Скиллий: Началось! Бедная Эллада! Что тебя ждёт?...

Приложение №2

Карточка №1

Заполнить таблицу “Греко-персидские войны”.

Приложение №3

Карточка №2

Вставить пропущенные слова и даты.

Главные сражения греков с персами.

1. На М____________й равнине в 490году до н.э. греками командовал стратег М___________д. Битва завершилась победой __________________.

2. В Ф_______________м ущелье в _______году до н.э. греками командовал спартанский царь Леонид. Битва завершилась победой ______________________.

3. В С___________________м проливе в _________году до н.э. афинским флотом командовал стратег Ф________________. После поражения в битве персидский царь Ксеркс____________________________.

4. Близ города П_________и в _________году до н.э. битва завершилась победой ______________________.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!