Отличайте наречие от краткого причастия. Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия

«Причастие 7 класс» - Развеш…нные на стенах ковры. – Развеш…нные в магазине товары. Причастие. Замеш…нное тесто. – Замеш…нный в преступлении. Н и НН в суффиксах страдательных причастий. Так же, как и глаголы, причастия бывают I и II спряжения. Не с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Фактологический диктант «Лови ошибку!».

«Причастие» - Прошедшее время. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Причастный оборот. Страдательные причастия прошедшего времени. Искры,|ярко пылающие|, были похожи на звёзды. Настоящие время. Действительное причастие. Несовершенный вид. Причастие – самостоятельная часть речи. Действительные причастия настоящего времени.

«Правописание наречий» - Правописание наречий. Вспомним: наречие, как часть речи. Совет хорош вовремя. Направ.. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра. Классная работа. Тезис. Дай срок, будет и прок. Всякий познается у дела своего. Налев.. От дела не бегай. Словарная работа. Издавн..., занов..., запрост…, начист…, сначал….

«Наречие 6 класс» - Близко. ЕХАТЬ - ласково, глупо, Верхом, Специально. Наречия заблудились. Спокойно, Здесь, рядом, впереди. Изречение. Сама не глотает, другим не даёт. Окончания. Говорить -. С перепугу, со страха. Наречие никогда. Говорить спокойно, вежливо, внятно, вслух. Петь замечательно, втроём, вместе. Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

«Урок 7 класс Причастие» - Расставьте недостающие знаки препинания, объясните орфограммы, изученные в теме «Причастие». Вот и закончилось повторение темы. Тишина осени А.К. Толстого. Урок русского языка в 7 классе. По вертикали: Прилагательное (м.р., п.п.) из названия сказки А.С. Пушкина. В сказке четверо школьников, не дороживших своим временем, стали стариками и старухами.

«Причастие 10 класс» - Страдательные. Действительные. Укажите правильную характеристику слова ЗАЛИТАЯ из предложения Б. 10 класс. Урок русского языка. Словарный диктант задание: вставить пропущенные буквы. Задания по тексту. Образование причастий. ПРИЧАСТИЕ –особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

Наречие и причастие выполняют в языке разные функции. Их морфологические характеристики также различны. Чтобы разобраться в понятиях, выясним, чем отличается наречие от причастия.

Общая информация

Наречия – это категория слов, имеющих значение признака. Чаще всего эти слова относятся к глаголам, обозначая в таких случаях признак действия (двигаться стремительно ). Если наречие примыкает к другому наречию, прилагательному или причастию, то оно выражает признак признака (красиво оформленный зал). Наречия сочетаются лишь с немногими существительными, обозначая в таких сочетаниях признак предмета (чтение вслух ). Часть наречий прямо не называют признак. Эти особые слова именуются местоименными наречиями. Их примеры: здесь, куда-то, почему, никогда .

Причастие тоже выражает признак. Но это, в отличие от наречий, исключительно признак предмета. Самостоятельной частью речи причастие не признается. И хотя некоторые лингвисты пытаются оспаривать эту точку зрения, большинство из них отводит причастию статус формы глагола по способу образования от его корня. Слова этой группы также обладают свойствами прилагательного, наделенные его окончанием. Словосочетание с причастием: пылающий костер.

Сравнение

Перечислим основные моменты, помогающие выявить отличие наречия от причастия:

  1. Образование. Наречия производятся от многих частей речи: от существительных (утром ), прилагательных (весело ), глаголов (молча ) и других. Причастия образуются только от глаголов (растущий – от глагола расти ).
  2. Задаваемый вопрос. Слово можно отнести к наречиям, если оно отвечает на вопросы: где? (близко ), когда? (вчера ), куда? (вперед ), откуда? (издалека ), почему? (поневоле ), зачем? (назло ), как? (по-приятельски ). Причастию соответствуют вопросы: какой? (испеченный ), что делающий? (рисующий ), что сделавший? (связавший ).
  3. Свойство изменяться. Абсолютное большинство наречий не изменяется. То есть они не характеризуются такими категориями, как склонение и спряжение, не имеют рода и числа. Исключение составляют слова, произошедшие от качественных прилагательных. У таких наречий образуются степени сравнения (глубоко-глубже ) и формы оценки (тихо-тихонько ).Причастие согласуется с другими словами и изменяется. Имея тесную связь с глаголом и прилагательным, оно перенимает на себя признаки этих частей речи. У причастия, к примеру, определяется род (поющая девочка – ж. р.), число (мерцающие звезды – мн. ч.), вид (выполненное задание – сов. в.). В отличие от наречий, причастия могут быть краткими.
  4. Зависимые слова. Наречия их не имеют. Они лишь примыкают к другим словам. Причастия же используются как без зависимых слов, так и с ними. В последнем варианте образуется причастный оборот (лес, укутанный снегом ).
  5. Синтаксическая роль. Наречие в предложении преимущественно является обстоятельством. Реже оно выступает в роли других членов. Во многих случаях смысл предложения не нарушается, если изъять из него наречие.

Причастие, одиночное или в структуре оборота, в большинстве случаев является определением. Вместе с другими словами оно составляет основной смысл предложения, и изъять его без ущерба для всей конструкции нельзя.

Следует отметить, что наречия и краткие причастия иногда бывают очень похожи. Например, в этом случае: Братья встревоженно переглянулись. Село было встревожено громкими звуками. Безошибочно ориентироваться в такой ситуации помогут знания о том, в чем разница между наречием и причастием, употребленным в краткой форме.

Здесь снова поможет постановка вопроса. В указанном примере слово из первого предложения «встревоженно» отвечает на вопрос «как?». Это вопрос наречия. К слову из второго предложения «встревожено» можно поставить вопрос «каково?». Это вопрос краткого причастия.

Также для распознания части речи следует попытаться заменить слово, находящееся под сомнением, глаголом. В первом случае сделать это не получится, что говорит о принадлежности слова «встревоженно» к наречиям. Во втором предложении такая замена допустима: Село встревожили громкие звуки. Это характерно для краткого причастия.

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме:

«Слова на «о»: наречие, краткое прилагательное, краткое причастие, слова категории состояния».

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Учитель: Прочитайте тему урока. Вам знакомы эти понятия?

Ученики: Да. Мы их знаем.

Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и отвечает на вопросы где? когда? куда? почему? откуда? каким образом? как?

Краткое прилагательное – качественное прилагательное, имеющее нулевое окончание в единственном числе мужского рода, окончание –а (-я) и –о (-е) соответственно в единственном числе женского и среднего рода, -ы (-и) во множественном числе, всех родов. Отвечает на вопросы: каково? какова? каков? каковы?

Учитель: Чем различаются эти части речи в предложении? Какую роль каждая из этих частей речи выполняет в предложениях? Сразу сформулировать сложно. Давайте разбираться. С чего начнем?

Ученики: Будем, как всегда, наблюдать за словами.

Учитель открывает часть доски с материалом для наблюдения:

  1. Мне грустно и легко ;
  2. Чу, за белой, дымной тучей глухо прокатился гром;
  3. Лицо старшины непроницаемо ;
  4. Войско разъединено на отряды.

Учитель: Запишите предложения в тетради, выделите все члены предложения, обращая внимание на слова, оканчивающиеся на «о».

Учитель: Каждое предложение рассмотрим в отдельности. Итак, каким по составу является предложение 1?

Ученики: Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) – предложение односоставное (в нем один главный член предложения – сказуемое, подлежащее отсутствует); безличное (называет действие, которое происходит без участия грамматического субъекта).

Ученики: Слова грустно и весело выражают состояние и настроение человека, поэтому эти слова мы можем отнести к словам категории состояния. В предложении выступают в роли сказуемого.

Предложение 2 - двусоставное, а слово глухо является наречием, поскольку относится к глаголу: прокатился (как?) глухо (наречие образа и способа действия).

Предложение 3 – двусоставное, в котором слово непроницаемо является кратким прилагательным (непроницаемый - непроницаемо). В предложении выступает в роли сказуемого. Лицо (каково?) непроницаемо .

Предложение 4 – двусоставное, в котором слово на разъединено является кратким причастием (разъединять разъединенный разъединено ). В предложении выступает в роли сказуемого. Войско (что сделано?) разъединено .

Учитель: Ребята, теперь попробуем разобраться, как различать наречия и слова категории состояния?

Ученики: Проанализировав предложения 1 и 2, мы пришли к выводу о том, что слова категории состояния являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях, а наречие относится к глаголу (от глагола задается вопрос), в предложении выступает в роли обстоятельства .

Ученики: Мы уже выяснили, что наречия относятся к глаголам. Прилагательные относятся к существительному, поскольку это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Наречия от кратких прилагательных можно отличать по вопросам: наречие – как?; краткое прилагательное – каково?

Краткие прилагательные от кратких наречий можно отличать по вопросам: краткое прилагательное – каково?; краткое причастие – что сделано?

Учитель: Ребята, для того, чтобы закрепить то, о чем мы сегодня говорили, воспользуемся приемом «Фишбоун» от англ. «рыбья косточка». Суть приема состоит в постановке проблемы, в определении и нахождении аргументов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.

Учитель: Попробуем применить прием «Фишбоун» к проблеме нашего урока. Итак, рисуем голову «рыбы» - формулируем тему урока, далее позвоночник в виде полоски и четыре ребра; хвост, в котором формулируется проблема. Над верхними ребрами необходимо записать условие, при котором определяется выбор той или иной части речи, а под нижними – части речи.

Как работает этот прием?

Ученики: Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в односоставном предложении, оно является словом категории состояния.

Если слово на «о» выполняет роль обстоятельства в предложении, оно является наречием.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (каково?), оно является кратким прилагательным.

Если слово на «о» выполняет роль сказуемого в двусоставном предложении, отвечает на вопрос (что сделано?), оно является кратким причастием.

Учитель: Для проверки ваших выводов дома выполните следующее задание. Задание. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы. Укажите, каким членом предложения является каждое выделенное слово.

  1. Небо черно и чисто , зеленовато г(а,о)рят ре (д,т)кие мелкие звезды.
  2. Открытие это мучительно , я вовсе не был трусом.
  3. Экскурсия прошла организова(н, нн)о .
  4. Было морозно и ветре (н, нн)о , с крыш падал снег.
  5. Как румя (н,нн)о и пышно это небо цветет.
  6. Участники экспедиции взволнова(н,нн)о рассказывали о ее результатах.
  7. Направ (о,а) и налев (о,а) по длинным скатам тихо зыблется зеленая рожь.

Иногда части речи очень похожи друг с другом по большому числу признаков. Чаще всего можно запутаться в определении причастий и прилагательных, ведь обе эти части речи способны отвечать на вопрос «какой?» и имеют похожее значение в виде члена предложения. При этом очень важно определять прилагательное и причастное слово на письме, так как это позволяет наиболее точно изложить свои мысли в тексте. Чтобы понять, чем же отличаются эти части речи, нужно их разобрать и найти их особенности.

Прилагательное – это часть речи , которая обозначает свойство, принадлежность либо признак другой части речи, например, имени существительного, не обозначая при этом признак какого-либо действия. Оно является зависимой частью, принадлежащей имени существительному, поэтому в большинстве случае оно копирует его особенности и определение. Так, прилагательное может образовывать целых три рода: мужской, средний и женский, может иметь единственное либо множественное число, а также менять свой падеж, который будет зависеть от главного существительного, с которым оно связано. В основном прилагательное способно отвечать на вопросы «какой?» или «чей?».

Причастие – это особенная форма глагола , которая обозначает действие существительного, но представляет это действие в виде признака. Оно обладает особенностями как глаголов, так и прилагательных. Способно, как и прилагательное, отвечать на вопрос «какой?», но основными вопросами в значении причастия являются: «что делающий?», «что сделавший?» и «что делавший?».

В чём сходство прилагательных и причастий

Для определения основных отличий двух частей речи можно взять два примера: красивый и украшающий . Для начала выявим особые признаки двух слов.

  • Обе части речи можно просклонять по родам.

Красивое платье, красивый цвет.

Украшающий декор, украшающая шляпа.

  • Обе части речи склоняются по числам.

Красивые платья и украшающие шляпы.

  • Также части речи склоняются по падежам.

Красивого платья – Р. п.

Украшающей шляпой – Тв. п.

  • Причастие может находиться в краткой форме так же, как и прилагательное. Например, создан (от созданный) – это причастие и бел (от белый) – это прилагательное.
  • Как члены предложения и причастие, и прилагательное выступают в роли определения.

Основные различия частей речи

Далее, рассмотрим на примерах отличительные черты данных частей речи , которые свидетельствуют о наличии у причастий признаков.

Также в русском языке имеются прилагательные, которые созданы из причастий. Их называют отглагольными прилагательными , второе название – адъективно образованные.

Отглагольные формы происходят из-за:

  1. Появления у предмета нового значения. Пример – движущая сила .
  2. Появление у причастия переносного смысла. Пример – блестящее выступление .
  3. Когда причастие означает описание для выполнения какого-либо действия, но потом становится постоянно сопутствующим значением для данного существительного. К примеру, сгущённое молоко . Посмотрите внимательно, ведь в этом случае изменяется даже написание слова, так как при использовании причастия правильно будет написать “сгущённое” .
  4. В случае когда часть речи обозначает возможность предмета подвергаться какому-либо воздействию. К примеру, несклоняемое прилагательное.

Способы определения

Способ определения этих частей речи достаточно лёгок . Для этого вам нужно вставить в предложение слово после выбранного причастия либо прилагательного, имеющее похожее значение. Например, предложение «Он нашёл ползущую змею» можно изменить на «Он нашёл ползущую по земле змею». Слово ползущую в этом случае будет выступать в качестве причастной формы.

А вот в таком предложении, как «Он вошёл в класс быстрым шагом», мы не можем изменить его смысла и вставить дополнительные слова, так как слово быстрым это прилагательное, которое находится в полной зависимости от существительного слова – шагом .

Следующий способ отличия двух частей речи уже не так лёгок. Он опирается на знания по образованию как причастий, так и прилагательных. В большинстве предложений причастное слово имеет двойную букву Н в своём суффиксе, а определительное слово всего одну, но оба эти правила имеют свои исключения, на которые следует обратить особое внимание.

Как найти причастие в письме

Чтобы быстро найти причастное слово среди других частей речи, следует чётко запомнить его отличительные черты. Во-первых, это наличие особой глагольной формы , которая обозначает признак и качество предмета по его действию. Во-вторых, причастное слово может образовывать сразу два признака , которые переданы ему от глагола и от прилагательного.

  1. Сразу же постарайтесь задать вопрос к предполагаемому причастному слову. Если слово будет отвечать на вопросы «какой?», «что делающий?», «что сделавший?», то эта та часть речи, которая нам нужна.
  2. Чтобы не потеряться в значениях слов, нужно не забывать, что причастные слова, в отличии прилагательных, имеют вид, время, а также к ним можно применить модальные и переходные свойства. Также запомните, что причастные слова всегда образовываются от глагольных слов, а прилагательные от существительных.
  3. Проверьте суффикс у выбранного слова. Если это действительное страдательное причастное слово, то перед вами будут суффиксы -ущ, -ющ, -ащ или -ящ. К примеру, работающий . Если причастие имеет страдательную форму и стоит в настоящем времени, то это суффиксы -ем либо -им. Например, вырабатываемый .
  4. Также научитесь находить причастные слова, стоящие в прошедшем времени. Для них существуют суффиксы -вши, -ш. К примеру, евший, уходивший. Страдательные причастия в прошедшем времени имеют суффикс -нн, -т, -енн. К примеру, украшенный, отражённый, сбитый.
  5. Полезно будет уметь найти краткое причастное слово среди целого предложения. Краткую форму создают страдательные причастные слова. Например, поклеены . Нужно помнить, что в кратких причастиях всегда используется одна буква Н.
  • знать, что такое прилагательное, причастие и наречие;
  • уметь находить их в тексте и отличать друг от друга;
  • знать правило "Н/НН в суффиксах прилагательных";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах причастий";
  • знать правило "Н/НН в суффиксах наречий".

Теория

Прилагательное, причастие, наречие: определение понятий, сходства и различия

Прилагательное - часть речи, отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". В прилагательном нет действия! Часто оно образуется от существительных.

Примеры: сонный, барабанный, туманный, хозяйственный.

Причастие - часть речи, отвечающая на те же вопросы, что и прилагательное. Но в причастии есть действие! Оно образуется он глагола. К некоторым его видам хочется задать вопрос "что делающий?". Если так, то это верный признак причастия.

Примеры: обработанный, сваренный, поющий, журчащий, видимый.

Наречие - часть речи, отвечающая на вопросы "как?", "куда?", "когда?", "где?" и др. Это признак действия. По вопросам наречие на предыдущие части речи не похоже, но похоже по смыслу, так как оно от них образуется.

Примеры: медленно, горячо, свежо, ещё, выпиюще, глухо

Краткие прилагательные от кратких причастий мы отличаем по вышеназванному признаку: есть действие или нет действия. Если есть, значит причастие, если нет - прилагательное. Вопросы у них одинаковые: "каков?", "какова?", "каково?", "каковы?".

Примеры кратких прилагательных: хороша, туманна, хозяйственны, зелено.

Примеры кратких причастий: сварено, съедено, скуплены, отвоёвана, (он каков?) видим.

Сложность состоит в том, чтобы отличить краткие причастия и прилагательные среднего рода от наречий . Когда "хорошо" - это "как?" (наречие), а когда "хорошо" - это "каково?" (кр. прилагательное)?

Все просто:

  • кр. причастия и прилагательные - это признак предмета, они всегда характеризуют какой-то предмет, существительное, стоят рядом с ним, к ним задаётся вопрос от существительного, и этот вопрос - "каков/а/о/ы?" (бывают спорные моменты, но больше всего к ним хочется задать именно этот вопрос);
  • наречие - это признак действия, оно всегда стоит рядом с действием - глаголом, причастием, деепричастием - и показывает, как это действие произошло. К наречию задается вопрос от глагола, причастия или деепричастия, и этот вопрос - "как?" (наречия с другими вопросами нас не интересуют в данном задании).

Рассмотрим примеры предложений, наглядно показывающих разницу:

Утро (каково?) наполнено (кр. причастие, так как есть действие "наполнить", относится к сущ. "утро") светом и радостью.

Мы жили (как?) наполненно (наречие, относится к глаголу "жили") и ярко.

Дитя (каково?) сосредоточено (кр. причастие, есть действие "сосредоточить", относится к сущ. "дитя") на предмете.

Дитя сосредоточенно ←(как?)← смотрит на лес. Здесь "сосредоточенно" - наречие, так как оно относится к глаголу "смотрит".

Казалось, будто дерево (каково?) насторожено (кр. причастие, есть действие "насторожить", относится к сущ. "дерево"), будто оно снова ждет нападения ветра.

Казалось, будто дерево настороженно ←(как?)← покачивается на ветру. Здесь "настороженно" - наречие, так как оно относится к глаголу "покачивается".

А теперь примеры посложнее с глаголами "было" и "стало". Такие глаголы, как правило, не являются самостоятельными сказуемыми, так как не могут передать весь смысл предложения. Часто к ним подставляют краткие причастия и прилагательные, чтобы образовать составное именное сказуемое. То есть вопрос к слову, похожему на наречие, задается от глагола, но это слово оказывается не наречием, а все же кратким прилагательным или причастием. Как правило, такие предложения имеют подлежащее и в таких предложениях эти глаголы "было" и "стало" можно убрать без потери смысла.

Рагу было (каково?) сварено (кр. причастие, наречный вопрос даже не хочется задать; можем убрать слово "было", и предложение не потеряет смысл: "рагу (каково?) сварено").

Все стало (каково?) глухо кругом (кр. прилагательное, наречный вопрос сюда можно задать, однако верный признак того, что это всё же кр. прилагательное, а не наречие, - это возможность убрать слово "стало" без потери смысла: "всё (каково?) глухо кругом").

Становится (как?) прохладнее (здесь "прохладнее" - наречие, потому что: хочется задать только наречный вопрос; "становится" нельзя убрать без потери смысла; нет существительного, к которому бы относилось прохладнее, предложение с одним только сказуемым).

Правописание суффиксов прилагательных, причастий и наречий

Н/НН в прилагательных.

Н НН
  1. В суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, песчаный, льняной;
  2. В прилагательных, образованных бессуффиксным путем (как правило, это хорошо слышно, в таких прилагательных НН писать и не хочется): зеленый, красный, сазаний, фазаний, юный.
  1. В суффиксах -ОНН-, -ЕНН- (следите, чтобы они точно были суффиксами, а не попадали в корень): хозяйственный, телевизионный, лиственный, революционный;
  2. Если прил. образовано от сущ., в котором уже была Н (в основе): тумаН = тумаННый, соН = соННый, стариНа = стариННый,
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный. Исключение: ветреный (если к этому слову добавляется приставка, то оно пишется уже с НН: безветреННый, подветреННый).

В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных:

пустыННая = пустыННа, хозяйствеННые = хозяйствеННы, зелеНое = зелеНо.

Н/НН в причастиях.

НН Н
  1. Есть приставка (кроме НЕ-): ПРИчесанный, РАЗложенный, ПОДписанный;
  2. Есть совершенный вид (вопрос с приставкой С-: "что Сделанный?", заложено действие в прошедшем времени): сброшенный, замаринованный, надкусанный;
  3. Есть зависимое слово: УЖЕ рассказанная НАМ история, груженная ДРОВАМИ машина, мороженная МАМОЙ зелень;
  4. Есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-: асфальтИРОВАнная дорога, маринОВАнные грибы.
  1. Нет ни приставки, ни зависимого слова, ни совершенного вида, ни суффиксов: плетеная корзина, жареная рыба;
  2. В кратких причастиях: пирожное надкусаНо, дорога асфальтироваНа, грибы высушеНы.

Исключение: раненый (тут пишется Н, несмотря на совершенный вид (что сделать? - ранить); при появлении приставки или зависимого слова это слово начинает писаться по правилу - с НН: ИЗраненный солдат, раненный В НОГУ солдат).

Исключения:невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный,желанный, жеманный, священный, чванный (тут везде пишется НН).

Н/НН в наречиях.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 20-25 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях пи­шет­ся одна буква Н».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "каков/а/о/ы?" или условный вопрос "что сделан/а/о/ы?". В нем должно быть заложено действие. В нём одна Н. Возможно, оно рядом со словом "было" или "стало".

(20)Я пришёл к По­жа­ло­сти­ным, ска­зал, в чём дело, и по­про­сил эти доски по­ка­зать. (21)Ста­руш­ка вы­но­сит доски, завёрну­тые в чи­стый руш­ник. (22)Я взгля­нул и замер. (23)Мать чест­на́я, до чего тон­кая ра­бо­та, до чего твёрдо вы­ре­за­но! (24)Осо­бен­но порт­рет Пугачёва - гля­деть долго нель­зя: ка­жет­ся, с ним самим раз­го­ва­ри­ва­ешь. (25)«Да­вай­те мне доски на хра­не­ние, иначе их на гвоз­ди пе­ре­пла­вят», - го­во­рю ей.

Правильный ответ - слово "вырезано", оно удовлетворяет всем нашим параметрам.

Пример 2.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 1-3 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

Ищем слово, которое отвечает на вопрос "как?" и относится к каком-либо слову-действию: к глаголу, причастию или деепричастию. У этого слова должен быть суффикс Н или НН.

(1)Мама, когда я ещё не учил­ся в школе, ра­бо­та­ла ин­же­не­ром и много чер­ти­ла. (2)Чер­те­жи были такие кра­си­вые, а её го­то­валь­ня с бле­стя­щи­ми шту­ка­ми была такая не­обык­но­вен­но при­тя­га­тель­ная, что я не мог прой­ти мимо. (3)Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.

Правильный ответ - слово "необыкновенно". Может показаться, что оно относится только к прилагательному "притягательная", тогда все наши прежние рассуждения рушатся. Но это не совсем так: наречие "необыкновенно" относится к сказуемому "была притягательная", состоящему из двух слов. Как сказуемое, оно выражает действие в предложении, оно цельно, просто так совпало, что его частью является прилагательное. Однако отдельно от "притягательная" к "необыкновенно" вопрос не задать, только от всего действия-сказуемого "была притягательная".

Пример 3.

За­да­ние 5. Из пред­ло­же­ний 2-7 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных с по­мо­щью суф­фик­са -Н- от су­ще­стви­тель­ных с ос­но­вой на -Н, пи­шет­ся НН».

Ищем слово с НН, в котором нет никакого действия и которое отвечает на один из вопросов прилагательного. Слово подобно "туманный", "сонный", "барабанный".

(2)Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать, как ска­зать ему, что она, Динка, по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет на раму его ве­ло­си­пе­да, не по­едет с ним ка­тать­ся. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длин­ной троп­ке среди моря ко­ло­сьев ржи. (4)Ни­че­го этого боль­ше не будет! (5)Не будет и тайн, рас­ска­зан­ных вер­но­му другу дет­ства Хо­хол­ку.

(6)Тре­вож­но на душе у Динки. (7)Она уже не ду­ма­ет о себе, она ду­ма­ет, как смяг­чить не­за­слу­жен­ную обиду, чтобы об­лег­чить удар.

Три слова на первый взгляд претендуют на ответ: "длинной", "рассказанных" и "незаслуженную". Но если вдуматься, то окажется, что в последних двух есть действия - "рассказать" и "заслужить", поэтому они нам не подходят.
Правильный ответ - слово "длинной". В нём нет действия, в нём НН, оно образовано от существительного "длиНа", в котором уже была Н.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!