Озарение в психологии. Четыре этапа работы с задачей

Инсайт Просветление или внезапное осознание в ходе сильного внутреннего переживания.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Инсайт

(от англ. insight) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное проблемы.

Понятие И. введено гештальтпсихологией . В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см. ) представлению о постепенном и «слепом» научении , осуществляющемся методом проб и ошибок , а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие И. приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества . В этом контексте И. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (Wallas G. The art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения . И. представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания . Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией . Наиболее яркие примеры И. дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см. ).

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Инсайт Этимология.

Происходит от англ. insight - проницательность, проникновение в суть.

Автор.

Понятие введено в гештальтпсихологию В.Келером в 1925 г.

Категория.

Познавательный процесс.

Специфика.

Внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось К.Дункером и М.Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, когда решение достигается не в результате анализа, а путем постижения целого.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНСАЙТ

(от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное , «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи . Научение путем И. открыто В . Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта , состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией , в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также , ).

Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок ). Понятие И. стало одним из ключевых для гештальт-психологии . К. Дункер и М . Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.

Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «И.» применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса , который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также , , Мышление продуктивное , . (И. А. Мещерякова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Инсайт

   ИНСАЙТ (с. 265) (от англ. insight) - внезапное понимание существующих отношений и структуры целостной ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. В большинстве справочных источников указывается, что данное понятие было введено в гештальтпсихологии в первой четверти XX в. Это, безусловно, справедливо, если только иметь в виду, что явления, описываемые этим термином, отмечались еще в античных источниках. В конце концов, знаменитое архимедово «Эврика!» - не что иное, как констатация инсайта.

Приоритет в описании этого явления (без употребления самого термина) по праву следовало бы отдать французскому математику и теоретику научного творчества Анри Пуанкаре (его очерки о науке и научных открытиях поражают психологической глубиной, редкой даже для «титульных» психологических трудов). Еще в конце XX в. Пуанкаре сделал перед Парижским психологическим обществом доклад «Математическое творчество», в котором проанализировал специфику математических способностей и описал на собственном примере особенности возникновения научных открытий.

По признанию Пуанкаре, многие оригинальные идеи, впоследствии выдвинувшие его в ряды выдающихся математиков, пришли к нему вовсе не в ходе целенаправленной умственной деятельности за письменным столом, а в совершенно неожиданных обстоятельствах: одна - на подножке автобуса, другая - во время прогулки по берегу моря, третья - на бульваре. Однако появлению каждой новаторской идеи предшествовал долгий этап подготовительной работы - как сознательной, так и бессознательной. Пуанкаре рассказывал: «То, что вас удивит прежде всего, это видимость внутреннего озарения, являющаяся результатом длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом изобретении кажется мне несомненной. Часто, когда работают над трудным вопросом, с первого раза не удается ничего хорошего, затем наступает более или менее длительный период отдыха, и потом снова принимаются за дело. В течение первого получаса дело вновь не двигается, а затем вдруг нужная идея приходит в голову».

Пуанкаре делает предположение, что отдых - лишь видимый, на самом деле этот «отдых» заполнен бессознательной работой. Последняя же, по мнению ученого, приносит плоды, лишь когда ей предшествует период сознательной работы. Вдохновение - не дар небес, а результат труда, и порой огромного, но не всегда видимого и даже осознаваемого.

Зачем нужен второй период сознательной работы после озарения? «Нужно использовать результаты этого озарения, вывести из них непосредственные следствия, - объясняет Пуанкаре, - привести в порядок доказательство. Но особенно необходимо их проверить. Я уже говорил о чувстве абсолютной уверенности, которое сопровождает озарение; в рассказанных случаях оно не было ошибочным, но следует опасаться уверенности, что это правило без исключения; часто это чувство нас обманывает, не становясь при этом менее ярким, и заметить это можно лишь при попытке строго сознательно провести доказательство». С современных позиций к этому можно было бы добавить, что ученый чувствует правильные и неправильные комбинации идей, тогда как искусственный интеллект способен лишь перебиратые и другие. Самый совершенный компьютер - это лишь аналог логической части нашего сознания, а логика бесчувственна. Чувства ученого таятся в его подсознании и подсказывают правильное решение.

   «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!» Получается, что полезные комбинации - те, которые больше всего воздействуют на это врожденное чувство математической красоты. Можно ли развить это чувство? По сей день психология не может дать ответа на этот вопрос.

Так или иначе, эстетическое чувство играет роль своеобразного фильтра, отсеивающего неправильные комбинации идей.

Если такого фильтра нет, то математические задачи не могут решаться, и человек не способен стать математиком-творцом.

В известном смысле математическое творчество сходно с поэтическим. Стихотворение не приходит в голову поэта целиком, чаще всего - это лишь строчка, возникшая словно из подсознания. Потом один за другим следуют периоды сознательной и бессознательной работы, пока поэтический фильтр не отсеет неправильные (некрасивые) комбинации слов и на бумагу не лягут нетленные строки. Впрочем, у математиков на сей счет особое мнение. Показательны слова известного математика Давида Гильберта об одном из своих учеников: «Он стал поэтом - для математики у него не хватило воображения».

Что же касается собственно инсайта, то в психологический лексикон его действительно ввел один из представителей гештальтпсихологии - Вольфганг Кёлер. В его классической работе «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» (1927) понятие инсайта было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок. Впоследствии представителями той же школы М.Вертгеймером и К.Дункером данное понятие было применено также к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставляемый другим интеллектуальным операциям. Следует также отметить, что Кёлер и вслед за ним его коллеги оперировали немецким термином Einsicht , которому в английском языке имеется созвучный аналог, утвердившийся в международном психологическом лексиконе. В весьма приблизительном переводе это слово в обоих языках означает постижение, проникновение в суть ситуации.

В опытах Кёлера инсайт был описан как внезапное постижение взаимосвязей между кажущимися не связанными между собою элементами перцептивного поля, построение из них некоей «хорошей формы». Типичным примером является эксперимент по усмотрению шимпанзе целостной ситуации, способствующей продуктивному решению. Животное помещалось в клетку, за пределами которой на недоступном расстоянии располагался соблазнительный банан. Дотянуться до него лапой было невозможно. Но это становилось возможно проделать с использованием орудия - палки. Задача решалась легко, если палка помещалась за пределами клетки неподалеку от банана в досягаемости для обезьяны. Помещение такой же палки внутрь клетки усложняло задачу - палка долго не рассматривалась как элемент, принадлежащий целостной ситуации. Но в итоге посредством инсайта и эта задача находила решение. Животным удавалось решать и еще более сложную задачу, в которой орудие требовалось создать - дотянувшись до одной палки, с ее помощью достать другую, а потом скомбинировать их в одно длинное орудие. Для достижения результата животным необходимо было усмотреть новый вид взаимосвязи двух коротких палок. Согласно отчетам Кёлера, и эта задача оказывалась для шимпанзе выполнима.

Разумеется, проблемы, стоящие перед человеком, неизмеримо сложнее, и для их успешного решения требуется усмотрение гораздо более тонких взаимосвязей. Однако, по мнению гештальтистов, в целом механизм усмотрения тот же самый - выбор «красивой» (вспомним чувственный опыт Пуанкаре) структуры, отвечающей требованиям задачи. Такой выбор осуществляется безотчетно, осознается внезапно и производит впечатление беспричинного и случайного просветления, озарения.

Понятно, что этот принцип может быть распространен не только на сугубо когнитивную сферу. В психотерапии он был активно подхвачен. По мнению представителей самых разных психотерапевтических школ, в результате инсайта происходит постижение неосознанных мотивов и причин патологического поведения, что признается важным шагом к выздоровлению. Понятно, что термин нашел широкое применение и в такой сфере, как психоанализ (ныне он фигурирует в большинстве психоаналитических словарей в сугубо специфическом значении). Здесь состояние инсайта соотносится со своего рода прозрением, основанным на постижении смысла бессознательных процессов и сил, действующих в глубинах психики. Подобное состояние достигается в процессе аналитической терапии и позволяет пациенту радикально пересмотреть превалирующий в его жизни образ мышления и действия.

В середине XX в. в психоаналитической литературе развернулась дискуссия по вопросам инсайта, послужившая толчком к выявлению механизмов его возникновения и той роли, которую он играет в процессе аналитической терапии. Это нашло свое отражение, в частности, в статьях Дж.Рихвельда «Анализ концепции инсайта», У.Сильверберга «Отыгрывание и инсайт: проблема психоаналитической техники», Э.Криса «О проблемах достижения инсайта в психоанализе». О роли инсайта высказывались разные мнения. Одни психоаналитики (Ф.Александер, Т.Френч) полагали, что инсайт является не лечебным фактором, а признаком лечения. Другие (Э.Крис) не разделяют подобную точку зрения и считают, что инсайт не может проявляться без других динамических изменений, но без него терапия носит ограниченный характер и не имеет отношения к психоанализу.

Психотерапевты иных ориентации также используют понятие инсайта в своих теоретических построениях. В рационально-эмоциональной и когнитивной терапии инсайт рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое клиент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям. Даже по мнению сторонников личностно ориентированной психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие инсайта, нового понимания прежде не осознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения.

Как видим, только из трактовок одного этого понятия можно построить обширный очерк психологической науки, охгатывающий практически все ее важнейшие направления и школы. Как это часто бывает в истории науки, термин оказался подхвачен столь разными теоретиками и практиками, что сегодня трудно отыскать двух психологов, которые понимали бы его одинаково. Или хотя бы просто понимали. Хотя постараться стоит. Получится, наверное, не сразу, понадобится какой-то этап «инкубации». А там, глядишь, и наступит... правильно, инсайт!


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "инсайт" в других словарях:

    ИНСАЙТ - (англ. insight проницательность, понимание), в интуитивистской теории познания акт нелосредств. постижения, «озарения» и т. п. (см. Интуиция); одно из осн. понятий гештальтпсихологии, означавшее в противовес представлению бихевиоризма о… … Философская энциклопедия

    ИНСАЙТ - (от лат. insight понимание), в зоопсихологии акт непосредственного постижения, внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных хаотических попыток достичь желаемого результата. Инсайт был впервые описан у… … Экологический словарь

Инсайт – это полисемантичный термин, который дословно может означать прозорливость, проникновение в суть, осознание, озарение, прозрение. Широко используется в психологии, психоаналитической терапии и психиатрии, а также в области зоопсихологии. Понятие инсайт описывает сложносоставной интеллектуальный феномен, суть которого заключается во внезапном прорыве, частично интуитивном, к пониманию поставленной задачи и «неожиданном» нахождении ее решения.

Явление инсайт открыто в исследовании поведенческого реагирования шимпанзе в разнообразных проблемных ситуациях В. Келером. Результаты его экспериментов поставили под сомнение концепцию сторонников и теории «слепого» научения, которое происходит путем беспорядочных проб и промахов.

Понятие инсайт является одним из стержневых в гештальтпсихологии. Основатели гештальтпсихологии использовали описываемое понятие для описания того типа мыслительной деятельности человека, при котором решение является не следствием восприятия отдельных частей (анализа), а посредством мысленного познания целого.

Инсайт что это такое

В стандартном обиходе явление инсайт представляет собой всякое самопознание, а также предчувствие либо интуитивное понимание внутреннего устройства или природы чего-либо. Кроме перечисленных имеется ряд более специализированных определений.

В психотерапевтической практике инсайт подразумевает способность пациента отчётливо осознавать, что нарушения собственного интеллекта и чувств, существующие у него, не только субъективны, но и объективны, а значит, свидетельствуют о факте болезни. Инсайт это один из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта присуща для психоза, а его наличие свидетельствует скорее о неврозе.

Интеллектуальный инсайт рассматривается в качестве разновидности теоретического осознания чьего-то состояния или базисом психодинамики чьих-то действий, которые все еще остаются отчужденными от , а эмоциональный инсайт – в качестве истинного глубокого понимания. Так, например, классический , расценивает интеллектуальное озарение в качестве защитного механизма, а эмоциональное осознание – в качестве основного элемента эффективной терапии.

Также инсайтом именуют новое, навязчивое осознание верности чего-то, которое возникло без открытого обращения к прошлому опыту.

Гештальтпсихология рассматривает описываемое понятие в качестве процесса, при помощи которого разрешаются проблемы.

Инсайт, в этом смысле, характеризует неожиданное преобразование модели или значения ситуации, позволяющее индивиду осознать связи, сопоставляемые с решением. Он представляет собой разновидность научения и обуславливается принципом все либо ничего.

Творческий инсайт является одной из ключевых стадий индивидуальной творческой мыслительной деятельности. Сам процесс творчества состоит из стадии подготовки, инкубации, инсайта или озарения и проверки полученного решения. Наличие в структуре процесса творчества стадии инсайта расценивается как одно из основных доказательств тесной связи бессознательной мыслительной деятельности с творчеством.

Творческий инсайт и интуиция считаются иррациональными понятиями, так как являются сверхчувственным способом познания истины. При этом рациональные рассуждения не могут создать новое знание. Другими словами, инсайт наступает тогда, когда индивид находит решение, не осознавая процесса, приведшего к этому решению.

Таким образом инсайт являет собой попадание ответа, найденного в процессе бессознательного мыслительного функционирования, в фокус сознания, которое обычно в этот момент отвлечено от решаемой задачи, его направленность, в основном, с ориентацией бессознательного ответа не совпадает, вследствие чего найденное ответное решение выплывает в сознании неожиданно, сопровождаясь интуитивной убежденностью в его истинности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркими примерами описываемого феномена можно считать открытия Архимеда, и Ньютона.

Инсайт проходит четыре стадии на пути возникновения. Вначале индивид, пытаясь отыскать решение, производить интенсивную умственную работу. Так для сочинителя это может быть поиск поэтического образа, для композитора нахождение мелодии, для математика установление верного решения, для любого индивида поиск выхода из сложной житейской ситуации.

Затем человеку становится очевидным невозможность получения результата при помощи логического анализа, интеллектуального напряжения или посредством ранее известных приемов. Такую ситуацию можно рассматривать как тупиковую, имеющую взаимоисключающие предпосылки либо характеризующуюся бесконечным числом стратегий. В сложившихся обстоятельствах ум справляется с поставленными задачами до определенного предела, после чего пасует.

На третьем этапе наступает неожиданное озарение. Человек получает готовые ответ, а непосредственно процесс решения проследить невозможно. Довольно часто ответ приходит, когда индивид пребывает в стадии измененного сознания, на которой происходит снижение умственной работоспособности. Например, во время сна, полудремы, отдыха и релаксации. Большинство великих личностей полагали, что вдохновение их озаряло во время прогулок, различных спортивных игр, езды за рулем, просмотра кинофильма. Другими словами, прозрение наступает в моменты, когда человек полностью забывает о проблеме и отвлекается от насущного. Поэтому, людям, которых интересует, как достичь инсайт, можно посоветовать не зацикливаться на незамедлительном нахождении решения, отложить поиск ответов и пойти гулять или заняться уборкой в доме.

Внезапному озарению сопутствует бессознательная убежденность в верности, истинности и бесспорности результата, невероятная простота решения, выраженное чувство удовлетворения и облегчение.

Инсайт это в психологии

Описываемое понятие берет свое начало из гештальтпсихологии. Означает оно внезапное озарение, понимание сущности проблемной ситуации, нахождение совершенно нового подхода или решения.

Инсайт в психиатрии является неотделимой частью гештальтпсихологии. Впервые его ввел В. Келер в 1925 году. Проводя эксперименты с человекообразными обезьянами, он отметил, что животные после нескольких безуспешных попыток решить поставленную задачу прекращали всякие активные действия и принимались разглядывать окружающие предметы, после чего довольно быстро находили правильное решение.

В дальнейшем понятие инсайт в психологии стали использовать К. Дункер и М. Вертгеймер – основатели . Они применяли описываемое понятие в качестве характеристики мышления человека. Ученые утверждали, что решение достигается посредством умозрительного освоения целого, а не при помощи досконального анализа.

Кроме того, рассматриваемое понятие употребляется психологами с целью описания такого феномена, при котором личность испытывает озарение, которое больше относится к разновидности воспоминаний, при этом отличается от них тем, что образуется не только мысленный образ, но и разнообразные ощущения всевозможных модальностей, свойственных конкретному воспоминанию. Также под описываемым термином может подразумеваться вне логическое прозрение.

Как достичь инсайт? Многих интересует, как найти верное и наиболее оптимальное решение, увидеть суть проблемы. Для достижения озарения нужно научиться отвлекаться и отпускать мысли, крутящиеся вокруг проблемного вопроса. Если постоянно размышлять о задаче, требующей решения, то озарение вряд ли наступит. Поэтому необходимо переключить внимание, например, заняться чтением либо просмотром интересного фильма.

Инсайт сегодня широко применяется в практической психологии. Большинство психологов используют прием, основанный на достижении озарения. Они накапливают информацию о клиенте при помощи получения ответов на поставленные вопросы, каждый из которых вытекает из предыдущего, постепенно подводя человека к самостоятельному обнаружению проблемы. Данный процесс обычно занимает продолжительный период времени и много сил, требует огромного терпения и последовательности, как от психолога, так и от самого клиента. Зато данный метод считается довольно действенным. Поскольку только при самостоятельном обнаружении проблемы клиентом, понимании ее сути, можно продолжать дальнейшую работу по ее разрешению.

Также данный феномен успешно используется в психологических тренингах. Только тут он применяется при работе с целой группой. Например, может задаваться общая задача, ответ на которую необходимо найти коллективу. В процессе обсуждения обычно кто-то озвучивает.

Термин инсайт в психоанализе рассматривается в качестве способности индивида прочувствовать и полностью постигнуть суть бессознательного и его проявлений при помощи символов. Кроме того, некоторыми психоаналитиками расценивается также как цель терапии.

В более правильном и широком смысле описываемого понятия, психоанализ под озарением подразумевает способность индивида менять мотивацию своего поведения, оперативно осмысливать собственную психодинамику и постигать смыслы символического поведения.

Традиционно последователи психоаналитического ученья различают две разновидности озарения, а именно интеллектуальный инсайт и эмоциональное прозрение. Первый – рассматривается в качестве способности личности в целом правильно оценивать свое поведенческое реагирование и осознавать собственную психопатологию с позиции происхождения и динамики развития. Чаще психоаналитики относят данную разновидность озарения к области обсессивного защитного механизма личности, так как он позволяет индивиду постигать и успешно контролировать те, тревожащие его стороны собственной индивидуальности, в отношении к которым он ощущает отчуждение.

Эмоциональный инсайт расценивается психоаналитиками в качестве способности прочувствовать и адекватно осмыслить суть бессознательного и его проявлений. Эмоциональное озарение, в отличие от интеллектуальной прозорливости, является скорее доказательством свободы от отчуждения и пребывания индивида в простом контакте со своим бессознательным.

Инсайт в психоанализе является довольно существенным средством для практики психоанализа. Нередко аналитики даже саму по себе задачу психоаналитической терапии определяют как «получение нужного инсайта». При этом сам основатель психоаналитического ученья в точности не использовал подобную формулировку, предпочитая ей иную. Фрейд считал задачей психоаналитической терапии преобразование бессознательного в сознательное.

Инсайт является мощнейшим напряжением психических сил личности. Это напряжение способно привести к видоизменениям в душевном мире субъекта и к началу позитивной трансформации в целом личности. Теории, ориентированные на инсайт, помогают индивиду заниматься исследованием собственных чувств с целью успешного и умелого управления ими в будущем. Преобразовывая собственную поведенческую модель, убеждения, установки, отношение к окружающей действительности, личность постепенно приобретает способность к нестандартному реагированию на различные жизненные события и умение быть гибким в принятии решений проблемных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Инсайт не следует рассматривать в качестве выведенного понимания, исходящего из прошлого опыта.

Инсайт – это внезапно возникающее необъяснимое понимание ситуации или проблемы в целом, вследствие чего достигается осознанное верное решение проблемы. На данный момент описываемый феномен является одним из стержневых понятий в современной психологической науке. С этим понятием довольно плотно работал Г.Уоллес. Именно он вывел четыре этапа процесса озарения, а именно: подготовку, инкубацию, непосредственно инсайт и проверку. Современные научные сообщества признают феноменальность инсайта. Однако объяснить со стопроцентной достоверностью причины возникновения озарения в сознании они не в состоянии. Сегодня лишь существует множество предположений.

Феномен инсайта является фактом объективно существующей действительности, но данные о его истинном происхождении, являются загадкой по сей день.

В психологических словарях понятие инсайта трактуется как внезапное, не выводимое из имеющегося опыта понимание проблемной ситуации в целом, благодаря которому происходит решение стоящей перед человеком задачи.

«Ага-реакция» у шимпанзе

Но впервые этот термин был введен гештальт-психологом В.Келером в 1925 году при исследовании интеллекта поведение которых не вписывалось в бихевиористскую концепцию «проб и ошибок». Инсайтом он назвал новое мышление, внезапное проникновение в суть предъявляемой экспериментатором задачи.

Келер предлагал своим шимпанзе задачи по доставанию приманки необычным для них способом: нужно было догадаться использовать для этого палку, которая могла находиться в разных местах, в том числе вне животного.

Вместо того чтобы суетиться, совершая неудачные попытки, обезьяна могла долгое время ничего не предпринимать, а просто разглядывать все вокруг. И в какой-то момент до нее вдруг доходило нужное решение, которое тут же реализовывалось.

Такую «ага-реакцию» исследователь интерпретировал как интеллектуальное действие по «переструктурированию» поля восприятия под поставленную задачу, когда нейтральный объект (палка) притягивает к себе внимание в качестве средства для достижения результата («удлинение» руки).

Что такое инсайт?

Впоследствии этот термин стал использоваться психологами самых разных направлений при попытках объяснить феномен осознавания, озарения, внезапного понимания. В особенности - при изучении творчества.

Г. Уоллес выделил в процессе решения творческой задачи четыре стадии:

1. Подготовительная работа.

2. Вынашивание.

3. Внезапное озарение.

4. Практическое подтверждение.

Эта схема никем не оспаривается, но все сходятся на том, что она носит, скорее, описательный характер и не может объяснить, что такое инсайт на самом деле.

Трудность вопроса заключается в том, что решение формируется на бессознательном уровне, до поры не попадая в фокус сознания. Интересно что сознание на 2-ой стадии обычно занято деятельностью, напрямую не связанной с решаемой проблемой. Именно поэтому и возникает эффект внезапности, когда решение вдруг появляется в сознании как луч света на фоне серых будней.

Действительно, из истории науки известно, что фундаментальные открытия совершались великими учеными, начиная с Архимеда (прокричавшего через века свое знаменитое: «Эврика!») до математика Пуанкаре и еще многих других, в самых неожиданных ситуациях. Например, при погружении в ванну, под яблоней в саду или на подножке движущегося автобуса.

- красота

В мемуарах Анри Пуанкаре можно наглядно увидеть, что такое инсайт в творческом процессе. Когда ученый наяву не занят размышлениями над стоящей перед ним проблемой (2-ая стадия), в его бессознательном продолжается интенсивная работа, результаты которой зависят от степени его вовлечения в решение задачи на 1-ом этапе.

Когда инсайт случился, необходимо подвести под него доказательную базу, включив логику и математические вычисления. Главное на этом 3-ем этапе - проверка своих внезапных озарений. Даже несмотря на абсолютную уверенность в правильности своей догадки, ученый должен это доказать себе и другим.

Самым интересным здесь является то, что движение к правильному решению сопровождается сильными чувствами, по которым и ориентируется ученый, полностью сконцентрированный на своей задаче. Чувства, проявляясь из глубины бессознательного, направляют творца к нужному решению. Пуанкаре говорит, что он испытал настоящий экстаз при созерцании красоты своих математических построений.

Другими словами, чувство красоты и гармонии является своего рода фильтром, который не пропускает ошибочные идеи. И если он отсутствует, то человек не может решать математические задачи. То есть инсайт - это в понятие, тесно связанное с красотой формы.

В принципе, тот же механизм был описан и Келером, изучавшим творческие решения шимпанзе. «Гештальт» и переводится как хорошая, красивая, законченная форма относительно соединения предметов в поле восприятия. Выбирая эту «хорошую форму» как единственно верную, обезьяна решала задачу и получала вознаграждение.

Интуиция или логика?

Наш соотечественник психолог Я.А. Пономарев придерживается мнения, что мышление человека - это всегда соотношение интуиции и логики. В разные моменты жизни преобладает то одно, то другое. Интуитивный поиск запускается самой постановкой задачи, появлением потребности ее решить. Основной процесс проходит за порогом сознания, и только когда решение созревает, оно внезапно появляется в его фокусе. Вот что такое инсайт в данном контексте.

Когда человек сталкивается с новой задачей, зачастую ему недостает логических знаний, и тогда процесс решения опускается на нижний, бессознательно-интуитивный уровень. В этой, непознанной пока сфере, опыт кажется безграничным. И тем, кто умеет входить с ним в контакт, удается взглянуть на проблемную ситуацию с правильной стороны. Информация приходит в тот момент, когда сознание чем-то отвлечено, или во сне.

Получив принципиальный ответ, нужно постараться его обосновать. Только тогда интуитивное решение получит право на существование.

Не спрашивайте сороконожку, как она переставляет лапки!

Однажды Пономарев провел такой эксперимент: он предложил испытуемым решить задачу, в которой требовалось найти алгоритм надевания планок на специальную панель. Когда они обучились выполнять это задание, им предложили найти путь в лабиринте, форма которого была идентична конфигурации планок на панели в предыдущей задаче.

Оказалось, что предварительная подготовка с планками резко снижает число ошибок в лабиринте. Но если экспериментатор просил обосновать, почему совершался тот или иной выбор в лабиринте, количество ошибок сразу увеличивалось.

Получается, что работа в режиме логического осознавания мешает контакту с интуитивным опытом. И наоборот, действия в согласии с интуицией исключают их сознательный контроль.

«Чую - в этом что-то есть!»

Главное отличие человеческой интуиции от психической деятельности животных - в ее связи с сознанием. Чутье животных, по данным современной науки, к этому не способно.

Погружаясь на уровень интуиции, новое мышление человека способно ускоряться в десятки тысяч раз, причем с гораздо меньшими энергозатратами. При этом может ощущаться даже прилив новых сил, интуитивное решение приносит с собой эмоциональный подъем и ощущение «настоящей жизни». Творческие люди называют это вдохновением.

Инсайт в обыденной жизни

Не нужно думать, что озарение, инсайт, - это прерогатива ученых или художников. Обычная человеческая жизнь наполнена озарениями, прозрениями и другими неожиданными решениями. Мы все время решаем новые для себя задачи, которые далеко не сразу поддаются сознательному штурму.

Инсайт - это в психологии зона просветления, в которой находятся ответы на главные вопросы. Мы находим ее после долгих неудачных попыток, уже отчаявшись и опустив руки, окончательно сдавшись и перестав искать решение. Именно в этот момент и приходит озарение.

Нужно только отойти в сторонку и посмотреть на ситуацию по-другому, постараться охватить ее всю целиком.

Умение предвидеть

Способность к инсайту может использоваться в психологии как синоним проницательности, когда речь идет о характеристике личности. Вообще, проницательность - это способность угадывать, что из себя представляет незнакомый человек, какие им движут мотивы, чего от него ждать. По большому счету, ситуации.

Проницательного человека трудно обмануть или «подставить». Такие люди не склонны к ошибкам, и они успешны в выбранной сфере деятельности. Вот почему среди них встречается немало лидеров, способных влиять на окружающих, собирать вокруг себя команды единомышленников и творческие коллективы.

Но проницательность - это еще и способность делать точные наблюдения, замечать в окружающем самое существенное, то, что не бросается в глаза, но дает ключ к ситуации. И в этом плане ее можно развивать, постоянно тренируя свою наблюдательность. Для этого в психологии разработаны специальные методы, с которыми при желании можно ознакомиться. 

Различными используется термин инсайт, значение которого трактуется как озарение, интуитивный подход к решению трудной задачи, осознавание в широком смысле или проницательность. В существует даже понятие «потребительский инсайт». Возможно, популярность этого понятия будет содействовать реальным прозрениям в понимании сущности человека, и сделает нашу жизнь лучше.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Понятие инсайт пришло из гештальтпсихологии.

Его определение гласит, что это внезапное понимание сути проблемной ситуации, обнаружение совершенно нового решения, не связанного с предыдущим жизненным опытом. Для того чтобы лучше разобраться, что такое инсайт, можно использовать значение самого слова - английское insight переводится как проницательность, внезапная догадка, открывающая новый смысл.

Каждому из нас знакомо это явление: иногда мы долго думаем над возникшей проблемой, примеряем к ней различные известные нам решения, но ни одно из них не удовлетворяет нас в должной степени. Тогда и может произойти инсайт, причем озарение нас настигнет в самой неожиданной ситуации, зачастую вовсе не связанной с проблемой.

Так Архимед осознал суть своего закона, погрузившись в ванну, а Ньютон сделал важнейшее открытие, сидя под яблоней. Множество научных фактов связано с внезапным осознанием сути происходящего или обнаружением принципиально нового решения.

Открытие самого инсайта, как явление было сделано В. Келером во время опытов с участием человекообразных обезьян.

Животное находилось в клетке, за пределами которой лежал банан, до которого было невозможно дотянуться. Но в пределах досягаемости была палка.

После множества попыток достать банан, обезьяна их прекращала, и какое-то время просто на него смотрела. Если в этот момент в поле зрения также попадала палка, то части картинки складывались вместе, и находилось решение пододвинуть банан поближе с помощью подручного средства. После того как решение было обнаружено один раз, оно прочно закреплялось и могло быть использовано в разных ситуациях.

Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта дал в 1909 году Карл Юнг применительно к самому себе.

В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности , когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров.

И наконец, словно вспышка вдохновения , к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки , с которой Юнг имел длительную интимную связь:

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально . Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии . Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены , и т. д. и т. д., и что он хочет всё рассказать о себе».

— Из дневника Сабины Шпильрейн , 1909 год.

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом , так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства .

Применение инсайта на практике

Инсайт широко используется в практической психологии и давно вышел за пределы гештальттерапии.

Практически все психологи, независимо от направления, в котором они работают, используют такой прием: накапливают информацию, путем получения ответов на вопросы, задают новые, вытекающие из предыдущих, и постепенно подводят клиента к моменту, когда он будет готов сам обнаружить проблему.

Обычно этот процесс занимает много времени и сил, требует значительной доли терпения и со стороны психолога и со стороны клиента. Зато он действенен - любое предположение консультанта человек может пропустить мимо ушей или начать отрицать, хотя только что сам говорил тоже самое другими словами.

Только если он сам сложил картинку, понял саму суть проблемы и обнаружил ее источник, только тогда с ними можно работать.

Используют инсайт и в такой психологической технике, как тренинг.

В этом варианте работа идет с целой группой людей.

Например, дается общая задача, решение происходит в коллективе и рано или поздно, в процессе бурного обсуждения, кто-то выдаст правильный ответ.

Как правило, момент инсайта очень ярок, напряжение, копившееся во время длительного обдумывания, получает разрядку. Человек может забыть обо всем на свете и вскочить со стула с громким заявлением «я понял!» и горящими глазами, и лишь потом осознать, что находится на важном совещании и такое поведение неуместно.

Чтобы этот момент наступил, необходимо иметь много информации о проблеме и пытаться комбинировать ее различными способами, тогда со временем решение обязательно придет.

В последнее время широкое распространение получило понятие тайм-инсайт , так сказать, время озарения или определенная точка перелома, в которой жизнь меняется кардинально. Его авторы утверждают, что, овладев определенными знаниями, человек может изменить мир вокруг себя. Идея не нова и имеет право на существования, ведь наш мир во многом такой, каким мы его хотим видеть. , а его наличие свидетельствует скорее о неврозе .

Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание , «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем Инсайт открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см . также Орудийные действия животных , Сенсомоторный интеллект).

Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок (см . Метод проб и ошибок ). Понятие Инсайт стало одним из ключевых для гештальт -психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания , осмысленности гипотез в процессе поиска решения.

Собственно механизмы Инсайт до сих пор изучены недостаточно. Инсайт - это скорее феномен, чем объяснительный принцип . Способность к Инсайт зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «Инсайт» применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса, который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См . также Ага-переживание , Интуиция , Мышление продуктивное , Эвристика . (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инсайт (от англ. insight) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие Инсайт введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см . Бихевиоризм ) представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие И. приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте и. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения.

Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркие примеры Инсайт дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см . Бессознательное ).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Инсайт

  1. Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностного инсайта.
  2. В стандартном обиходе – любое самоосознание или самопонимание .
  3. В психотерапии – освещение или понимание чьего-то психического состояния, которое прежде не поддавалось осознанию. Обратите внимание , что там имеются различия между интеллектуальным инсайтом, который является видом теоретического понимания чьего-тс состояния или основной психодинамики чьих-то действий, но все еще остающимися отчужденными от человека, и эмоциональным инсайтом, которое рассматривается как истинное, глубокое понимание . Классический психоанализ, например, расценивает интеллектуальную форму как механизм защиты, а эмоциональную форму как основной элемент успешной терапии. Два дополнительных значения относятся к ситуативному или побуждаемому окружающей средой видам инсайта.
  4. Новое, чистое, навязчивое осознание правильности чего-то, возникшего без явного обращения к памяти на прошлый опыт.
  5. В гештальтпсихологии – процесс, посредством которого решаются проблемы. В этом смысле инсайт характеризует внезапную реорганизацию или переструктурирование модели или значения событий, позволяющее человеку понять связи, соотносимые с решением. Здесь инсайт представляет собой вид научения и характеризуется принципом все – или – ничего. См . Интуиция .

предметная область термина

ИНСАЙТ (ОЗАРЕНИЕ) - внезапное понимание решения проблемы. Термин часто используется в психотерапии, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.

ИНСАЙТ ТЕСТ (англ. insight - постижение, озарение) - проективная методика исследования личности. Опубликована Е. Саржент в 1944г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций - для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация , тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку. Л.Ф. Бурлачук



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!