Живопись и поэзия. Сочинение на тему: "Поэзия и живопись". Каллиграфия — живопись

Не касаясь здесь вопроса о том, насколько может удаться поэту изображение телесной красоты, можно, однако, считать неоспоримой истиной следующее положение. Так как поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства, то внешняя, наружная оболочка, при наличии которой совершенство становится в ваянии красотой, может быть для него разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам. Часто поэт совсем не дает изображения внешнего облика героя, будучи уверен, что когда его герой успевает привлечь наше расположение, благородные черты его характера настолько занимают нас, что мы даже и не думаем о его внешнем виде или сами придаем ему невольно если не красивую, то, по крайней мере, не противную наружность. Всего менее будет он прибегать к помощи зрительных образов во всех тех местах своего описания, которые не предназначены непосредственно для глаза. Когда Лаокоон у Вергилия кричит, то кому придет в голову, что для крика нужно широко раскрывать рот и что это некрасиво? Достаточно, что выражение: «к светилам возносит ужасные крики» создает должное впечатление для слуха, и нам безразлично, чем оно может быть для зрения. На того, кто требует здесь красивого зрительного образа, поэт не произвел никакого впечатления.
<...>
...Надо ограничить установившееся мнение, будто хорошее поэтическое описание всегда может послужить сюжетом для хорошей картины и что описание поэта хорошо лишь в той мере, в какой художник может в точности воспроизвести его. Необходимость такого ограничения представляется, впрочем, сама собой еще прежде, чем примеры придут на помощь воображению. Стоит только подумать о более широкой сфере поэзии, о неограниченном поле деятельности нашего воображения, о невещественности его образов, которые могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями, заключенными в телесные границы пространства и времени.
<...>
У Гомера встречается два вида существ и действий: видимые и невидимые. Этого различия живопись допустить не может: для нее видимо все, и видимо одинаковым образом. .<...>
..".Если справедливо, что живопись в своих подражаниях действительности употребляет средства и знаки, совершенно отличные от средств и знаков поэзии, а именно: живопись - тела и краски, взятые в пространстве, поэзия - членораздельные звуки, воспринимаемые во времени,- если бесспорно, что средства выражения должны находиться в тесной связи с выражением, - то отсюда следует, что знаки выражения, располагаемые друг подле друга, должны обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются расположенными друг подле друга; наоборот, знаки выражения, следующие друг за другом, могут обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются нам во временной последовательности.
Предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами. Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи.
Предметы, которые сами по себе или части которых следуют одни за другими, называются действиями. Итак, действия составляют предмет поэзии.
Но все тела существуют не только в пространстве, но и во времени. Существование их длится, и в каждое мгновение своего бытия они могут являться в том или ином виде и в тех или иных сочетаниях. Каждая из этих мгновенных форм и каждое из сочетаний есть следствие предшествующих и в свою очередь может сделаться причиной последующих перемен, а значит, и стать как бы центром действия. Таким образом, живопись может изображать также и действия, но только опосредованно, при помощи тел.
С другой стороны, действия не могут совершаться сами по себе, а должны исходить от каких-либо существ. Итак, поскольку эти существа - действительные тела, или их следует рассматривать как таковые, поэзия должна изображать также и тела, но лишь опосредованно, при помощи действий.
В произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты.
Точно так же поэзия, где все дается лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, вызывающие такое чувственное представление о теле, какое ей в данном случае нужно.
Отсюда вытекает правило о единстве живописных эпитетов и о скупости в описаниях материальных предметов.
Но я бы слишком доверился этой сухой цепи умозаключений, если бы не нашел в самом Гомере полного их оправдания или, вернее, если бы сам Гомер не навел меня на них. Только по ним и можно вполне понять все величие творческой манеры греческого поэта, и только они могут выставить в настоящем свете противоположные приемы многих новейших поэтов, которые вступают в борьбу
с живописцами там, где живописцы неизбежно должны остаться победителями.
Я нахожу, что Гомер не изображает ничего, кроме последовательных действий, и все отдельные предметы он рисует лишь в меру участия их в действии, притом обыкновенно не более как одной чертой. Что же удивительного, если живописец видит мало или совсем не видит для себя дела там, где живописует Гомер? <...>
<...>
Для характеристики каждой вещи, как я сказал, Гомер употребляет лишь одну черту. Корабль для него - или черный корабль, или полный корабль, или быстрый корабль, или - самое большое - хорошо оснащенный черный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения, изображения, из которого живописец должен был сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести на свое полотно это изображение.
Если же особые обстоятельства и заставляют иногда Гомера останавливать более длительно наше внимание на каком-нибудь материальном предмете, то из этого еще не получается картины, которую живописец мог бы воспроизвести своею кистью; напротив, при помощи бесчисленных приемов он умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде, между тем как живописец должен дожидаться последнего из этих моментов, чтобы показать уже в законченном виде то, возникновение чего мы видели у поэта. Так, например, если Гомер хочет показать нам колесницу Юноны, он заставляет Гебу составлять эту колесницу по частям на наших глазах. <...>
<...>
Хочет ли Гомер рассказать, как одет был Агамемнон, он заставляет его надевать на наших глазах одну за другой части убора: мягкий хитон, широкий плащ, красивые сандалии, меч. Лишь одевшись, царь берет уже скипетр. <...>
<...> ...Вместо изображения скипетра он рассказывает нам его историю. Сначала мы видим его в мастерской Вулкана; потом он блестит в руках Юпитера, далее он является знаком достоинства Меркурия; затем он служит начальственным жезлом в руках воинственного Пелопса, пастушеским посохом у миролюбивого Атрея и т.д. <...>
Таким образом я знакомлюсь, наконец, с этим скипетром лучше, нежели если бы поэт положил его перед моими глазами или сам Вулкан вручил бы мне его. <...>
<...>
<...> ...Так как словесные обозначения - обозначения произвольные, то мы можем посредством их перечислить последовательна все части какого-либо предмета, которые в действительности предстают перед нами в пространстве. Но такое свойство есть только одно из свойств, принадлежащих вообще речи и употребляемым ею обозначениям, из чего еще не следует, чтобы оно было особенно пригодным для нужд поэзии. Поэт заботится не только о том, чтобы быть понятным, изображения его должны быть не только ясны и отчетливы,-этим удовлетворяется и прозаик. Поэт хочет ^сделать идеи, которые он возбуждает в нас^.дастолька-живйми, чтобы мы воображали, будто получаем действительно чувственное представление об изображаемых предметах, и в то же время совершенно забывали об употребленном для этого средстве - слове. В этом смысле и раскрывали мы выше понятие поэтической картины. Но поэт должен живописать постоянно. Посмотрим же, насколько годятся для поэтического живописания тела в их пространственных соотношениях.
Каким образом достигаем мы постоянного представления о какой-либо вещи, существующей в пространстве? Сначала мы рассматриваем порознь ее части, потом связь этих частей и, наконец, целое. Чувства наши совершают эти различные операции с такой удивительной быстротой, что операции эти сливаются для нас как бы в одну, и эта быстрота безусловно необходима для того, чтобы мы могли составить себе понятие о целом, которое есть не что иное, как результат представления об отдельных частях и их взаимной связи. Допустим, что поэт может в самом стройном порядке вести нас от одной части к другой; допустим, что он сумеет с предельной ясностью показать нам связь этих частей, - сколько же времени потребуется ему? То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, по частям, и нередко случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой. А между тем лишь по этим частям мы должны составлять себе представление о целом. Для глаза рассматриваемые части остаются постоянно на виду, и он может не раз обозревать их снова и снова; для слуха же раз прослушанное уже исчезает, если только не сохранится в памяти. Но допустим, что прослушанное удержалось в памяти полностью. Какой труд, какое напряжение нужны для того, что снова вызвать в воображении в прежнем порядке все слуховые впечатления, перечувствовать их, хотя бы и не так быстро, как раньше, и, наконец, добиться приблизительного представления о целом?
<...>
...Я нисколько не отрицаю за речью вообще способности изображать какое-либо материальное целое по частям; речь имеет к тому возможности, ибо хотя речевые знаки и могут располагаться лишь во временной последовательности, они являются, однако,
<...>
знаками произвольными; но я отрицаю эту способность за речью как за средством поэзии, ибо всякое изображение материальных предметов при помощи слова нарушает ту иллюзию, создание тсоторой составляет одну из главных задач поэзии. Эта иллюзия, повторяю, ЛГарущаетс^ тём,_чтр сопоставление""тел в"пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени. Правда, соединение пространственных отношений"»: последовательно-временными облегчает нам разложение целого на его составные части, но окончательное восстановление из частей целого становится несравненно более трудной и часто даже невыполнимой задачей.
Описания материальных предметов, исключенные из области поэзии, вполне уместны поэтому там, где нет и речи о поэтической иллюзии, где писатель обращается лишь к рассудку читателей и имеет дело лишь с ясными и по возможности полными понятиями. Ими может пользоваться с большим успехом не только прозаик, но и поэт-дидактик, ибо там, где он занимается дидактикой, он уже не поэт. Вергилий в своих «Георгиках» так изображает, например, корову, годную для приплода:

Утверждение Миро о том, что поэты вдохновляли его больше, чем художников, следует понимать буквально, так как это влияние может быть расшифровано непосредственно в его произведениях. Орттруд Вестхайдер также смог продемонстрировать, что Мир был менее вдохновлен сюрреалистами, но, наоборот, его работы оказали влияние на художников вокруг Андре Бретона.

Малоизвестная часть: книги художника Миро. В последней лекции дня Мэрион Акерманн обошла книги, созданные Миро, которые представляют собой важную, но малоизвестную часть его художественной работы. Вместе с самыми важными авторами и издательствами своего времени Миро выпустил более 260 книг, некоторые из которых являются одними из самых красивых книг живописцев этой техники, очень экспериментальными и инновационными, Миро не только иллюстрировал работы поэтов, но и сделал свой художественный вклад на основе совершенно бесплатных интерпретаций текст.

Дикая стать, с головой безобразной, с могучею выей, Если до самых колен из-под морды подгрудок свисает. Меры не знают бока; в ней все огромно: и ноги, И подле гнутых рогов большие шершавые уши. Очень мне по душе и пятнистая с белой звездою или та, что ярму упрямым противится рогом, схожая мордой с волом, и та крутобокой породы, что хвостом на ходу следы на земле заметает.
Так же изображает Вергилий и красивого жеребенка:
...С головою красивой, С шеей крутой, с животом коротким и крупом тяжелым;
Мышцами крепкая грудь кичится.
Кто не видит, что поэт заботится здесь больше об изображении частностей, чем о целостном впечатлении? Он хочет перечислить нам признаки хорошего жеребенка или хорошей коровы для того, чтобы дать возможность самим судить о достоинстве этих животных, если бы пришлось делать выбор; но ему нет дела до того, сочетаются ли эти признаки в живой образ или нет.
Все остальные случаи описания материальных предметов (если только не употреблен указанный выше прием Гомера, при помощи которого сосуществующее превращается в последовательно образующееся), по мнению лучших знатоков всех времен, являются пустой забавой, для чего совсем не нужно таланта или требуется талант очень незначительный. «Когда плохой поэт, - говорит Гораций, -

Типография и графика влияют друг на друга на страницах книги - иногда текстовая последовательность дает изображения их размещения, но иногда также преобладают астрономические и растительные формы Миро. Таким образом, можно было показать, как Миро стал живописным автором в своих книгах, а в книгах он также нашел свой спрос на слияние имиджа и поэзии.

С вопросом о конце эпохи книги великих живописцев симпозиум завершился несколько задумчиво, но ни в коем случае не ушел в отставку, книги Мироза - прекрасные примеры периода цветения этого жанра. В 20 веке постмодернистские и компьютерные инновации стали фундаментальной проблемой среда книги и средства ее медиации. Создаются новые, все более скульптурные книжные объекты, в которых речь идет не о совместном производстве сложных заказов между автором, художником и издателем, а полным самопроизводством из рук художника.

Не в силах ничего сделать, он начинает описывать рощи, жертвенник, ручей, вьющийся по прекрасным лугам, шумящий поток, радугу,
Алтарь Дианы и рощу,
Или теченье реки торопливой по нивам прелестным,
Или же Рейнв струи и радугу живописует».
В пору своей зрелости Поп весьма презрительно смотрел на описательные опыты своей поэтической юности. Он высказывал тогда требования, чтобы тот, кто хочет с полным правом носить имя поэта, отказался как можно скорее от стремления к описаниям, и сравнивал стихотворения, не заключающие в себе ничего, кроме описаний, с обедом, приготовленных из одних соусов.

Однако, несмотря на мрачные прогнозы, книга, тем не менее, сохранилась, каталог выставок, который также был включен в повестку дня нашего пребывания в Гамбурге, может быть засвидетельствован не в последнюю очередь. Картина как поэзия состоялась на. Хотя сюрреализм долгое время был большим интересом искусствоведа, она в настоящее время так интенсивно посвящает себя работе Джоан Миро. Глядя на якобы известного Миро, она чувствует себя особенно захватывающе. Для них, как и для всех ученых, симпозиум был идеальным форумом для обмена информацией о многогранных дискуссиях художника с литературой.

Поэзия – невидимая, но звучащая живопись,

а живопись – немая, но зримая поэзия.

Цель проекта: развивать себя эстетически и нравственно.

Учиться самостоятельности в учебной деятельности;

Формировать интерес к поэзии, развивать эстетический вкус;

Учиться отличать красоту подлинную от красоты внешней;

Расширять объём знаний и представлений об искусстве живописи.

Для многочисленных посетителей, которые также участвовали в этом мероприятии, это была уже интенсивная адаптация к предстоящей выставке. Поэзия, чувственность, цвет, свет - Венеция была вибрирующим центром великих художественных инноваций в веке. Новые цветные пигменты позволили художникам посвятить себя новым темам в доселе неизвестных, поэтических и чувственных отношениях. До сих пор ее виртуозный подход к цвету увлекает ее аллегорические представления, мифологические сцены, эротически заряженные женские идеальные портреты и мужские портреты.

    Введение.

    Мои «поэтические пятиминутки».

    «Живопись в русской поэзии».

    Исследование: Леонардо да Винчи «Джоконда» - Марк Лисянский «Улыбка Джоконды».

    Поэты – экскурсоводы о картинах:

*Карл Брюллов «Всадница»;

*В. Серов «Девочка с персиками»;

*А. Венецианов «Жнецы».

6. Заключение. «Любите живопись, поэты!»

Париж Бордоне, до сих пор упускавший из виду великого соперника и ученика Тициана, является одним из самых важных представителей этой венецианской живописи первой половины века. Откройте для себя многогранную работу Бордетти в контексте его современников.

Поместите галерею настоящего, кузницу поэта. Д-р Сандра Писот Помощник: Джудит Раузер. Его живая и разнообразная культура охватывала приток иностранных художников, мастеров и интеллектуалов из материковой и северной горных регионов. Расцветная венесуэльская книгоиздательская индустрия, в частности, обеспечивала импульсы для художественных тем.

Введение.

Школа № 54, в которой я учусь, - старейшее учебное заведение города Новосибирска, школа с углублённым изучением предметов социально-гуманитарного цикла. Педагоги стараются, чтобы школьная жизнь наша была познавательной, творческой, интересной. В школе недавно прошла акция «Чтение с удовольствием!», мне особенно понравилось то, что в школьную библиотеку в этот день можно было прийти поздно вечером и почитать что-нибудь интересное при свечах… В декабре все ученики 5-9 классов приняли участие в Открытом (публичном) экзамене по русской поэзии. Мы сильно волновались, потому что всё было как на настоящем экзамене: билеты, комиссия, чтение стихов. Ещё мне очень нравятся «поэтические пятиминутки», которые мы проводим на уроках литературы, словесности. Нужно выбрать стихотворение какого-нибудь поэта, объяснить, чем оно тебе понравилось, какой след оставило в душе, какие интересные эпитеты, сравнения, метафоры использовал автор. Ребята моего класса старательно готовятся к «пятиминуткам». Это своеобразный « театр одного актёра». Любой из нас может заслужить аплодисменты одноклассников, и неважно, как ты учишься по другим предметам. В классе горят свечи, звучит музыка, создаётся праздничная атмосфера, особенно зимой, когда за окном темно и медленно падает снег.

Мифологические сюжеты и аллегории приобрели повышенное значение в венецианской живописи века. Их клиенты и коллекционеры были среди дворян, богатых патрициев и образованных граждан города. Венецианские художники искали вдохновения для своих живописных мотивов в древней, буколической поэзии Феокрита и Вергилия, но они не просто трансформировали древние тексты в картины, но и интерпретировали литературную модель.

Мотив наклонного женского акта утвердился в первой половине века в Венеции и по-прежнему занят художниками. Успех живописной темы тесно связан с появлением рынка современного искусства и соответствующего спроса. Мотивом его знаменитости были, в частности, картины Джорджионов и Тицианов, в которых обсуждались такие темы, как идеальная женская красота, любовь, эротика и сексуальность. В ходе исследования были предприняты различные попытки интерпретации для соответствующих работ, начиная от ранних современных пин-ап изображений, посредством визуализации литературных концепций, презентаций куртизанок и свадебных фотографий.

«Поэтические пятиминутки».

Вот какую «пятиминутку» я провела в 5 классе.

« Из воспоминаний Цыбина Кузьмы Васильевича, друга детства С. Есенина: «И ещё вспоминаю, очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».На «пятиминутку» я принесла букет цветов. Посмотрите, какой он красивый! В нём есть васильки, левкой, колокольчики, резеда. Это редкий букет, потому что составлен из любимых цветов поэта С. Есенина. А узнала я об этом из поэмы «Цветы» и выучила наизусть отрывки из неё, которые мне особенно понравились:

Удивительно, но только со второй половины века можно найти только изолированные изображения дочерей дожей. Несколько портретов венецианских благородных женщин были компенсированы негативным представлением идеальных изображений красивых женщин, часто изображаемых с открытым сердцем декольте, частично с обнаженным сундуком и соблазнительным видом, с туалетом с макияжем или в интерьере.

В качестве атрибута самопознания зеркало также относится к аллегории благоразумия, одного из четырех кардиналов, к истине, но также и в отрицательном смысле, как символ пороков к персонификации высокомерия, сладострастия, тщеславия и скоротечности. Противоречивые интерпретации аллегорических представлений доказывают двойственность мотивов. Таким образом, в женских идеальных изображениях венецианских живописцев века традиционными интерпретациями занимают их место. Красота женщины празднуется растущей эротикой содержания изображения.

… Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми левкой и резеда.

…Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами.

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Но работы также связывают предупреждение: молодежь только недолговечна, красота исчезает в старости. Благодаря сознанию вездесущей темы Ванитаса над чувственной красотой закладывается меланхолическая завеса скоротечности. В некоторых работах его обширного творчества Бордоне интенсивно посвящал себя архитектуре. Пристрастие Бордо к театральным пейзажам отличалось его адаптацией архитектурных деталей Серлия к его изображениям ветхозаветных тем Давида и Вирсавии, сцен прокламации и крупномасштабной живописи тибетской сивиллы.

Ведущие венецианские художники века разработали новый, интеллектуализированный портрет, в котором подчеркивался характер и индивидуальность изображаемого. Таким образом, мужской портрет имел особое значение. Портреты, изображенные Тизианом и Пламой иль Веккио, часто раскрывают свою душевную жизнь с новой интенсивностью и возвращают свое внутреннее существо к внешней. Их меланхоличные взгляды блуждают вдалеке, отчасти они также фиксируют зрителя напрямую и дают представление о своем душевном состоянии.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василёк.

Эти стихи помогли мне понять душу поэта. Мне он кажется простым, искренним, любящим природу, ведь он так нежно говорит о полевых скромных цветах, и они – его друзья.Есенин сам похож на тот северный василёк, который врос корнями в родную землю. Значит, поэт любил не только цветы, но и родную землю, свою родину».

Даже мужчины в доспехах часто поэтичны и задуманы. В начале века итальянский ренессанс также повлиял на живопись северно-альпийских художников. Во время своих поездок в Италию они интенсивно участвовали в новых достижениях итальянских художников эпохи Возрождения. Уже со времен средневековья между Нюрнбергом и Венецией существовали тесные торговые отношения. Помимо Нюрнберга, Аугсбург также поддерживал торговые отношения с Венецией. Богатская семья банкиров Фуггера стала директором Тизяна и Бордонеса.

Но для арт-мира это может быть прибылью. Это проявляется в случае с Павлом Элуардом, чья великая любовь Гала выбрала эксцентричного Сальвадора Дали. Миро искал леса вместе в лесу и на пляжах Каталонии, как детектив, собравший доказательства на месте происшествия. Ибо Гала и Дали встретились там. Тем не менее, фанеры из мебельной фабрики его шурина также хватило. Нативный каталанский язык был гибким.

А этой осенью на свою «пятиминутку» я вновь принесла букет цветов, букет астр. Многие с пренебрежением относятся к этим цветам, а мне астры очень нравятся. Это цветы моего месяца, потому что я родилась в августе. Поэтесса XX века Марина Цветаева помогает осознать красоту этих скромных, незатейливых цветов.

Август – астры,

Август – звезды,

После более чем десяти лет работы он должен был сконцентрировать все свои силы на эксперименте: «Эта проклятая книга полностью овладела мной», пишет Мир, измотанный швейцарским издателем Геральдом Крамером. «Я надеюсь создать нечто сенсационное, самое важное в области гравюры на дереве с Гогена».

Выставка следует литературным следам Миро

На обложке книги изображена фигурка мужчины-палки, которая прилипает к шее в сосуде. Желтая звезда в небе указывает на выход из ловушки любви. Этот график является одним из около 110 картин, рисунков и книг для художников, которые должны скорректировать сильно иллюстрированную работу Мироса на выставке в Дюссельдорфе. Может ли художник без диалога с такими поэтичными коллегами, как Тристан Цара, Андре Бретон или Роберт Деснос? Какое влияние оказал их часто бессмысленный язык на концепцию живописи?

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

С новыми показаниями из космоса зрителей любимого Миро никто больше не ждет. Поэтому тем более приятно, что художественный форум Бусериуса, который задумал эту выставку, теперь следует литературным следам Миро. Вопрос о важности литературы для работы Миро необходим для позиционирования художника за пределами вездесущего мнения, что его искусство сладко. Ибо это жизненность цветов и знаков, которые теперь воспринимаются как декоративные, в которые каждый может читать что-то еще.

Круги, линии и сообщения секретного кольца

Буквы, слова или даже целые тексты, которые можно найти обильно на картинах со всех этапов творческого процесса, указывают на связь художника с литературой. Иногда тексты изображений удлиняются, как азиатские свитки. Иногда сплоченный журнал служит основой для кругов, линий и секретных сообщений.

Ливней звездных!

Вы заметили, что в этом стихотворении ключевое слово август. Что оно означает? Август, как известно, финал лета, изобилие, щедрый урожай…Анафора и тире между подлежащим и сказуемым подчеркивают всеохватность жизни. «Август – астры…» слово астра в греческом языке означает «звезда», а форма этого осеннего цветка напоминает звезду.

Джоан Миро показана в Дюссельдорфе

Сказочные названия, такие как «Капля росы, падающая с крыла птицы, пробуждает Розали, спящую в тени паутины», поиск близости к литературе. Они не оставляют сомнений в том, что художник действительно видел свое призвание в двойном существовании. Живопись как поэзия тем не менее стоит того. Любопытство слишком велико, независимо от того, действительно ли за графически игривым поставщиком плакатов скрывался неимущий интеллектуал? Хронологическое лидерство с благодарностью принято. Правильно нырять прямо в Барселону со времен до Первой мировой войны.

Август – грозди

Винограда и рябины

Какая интересная метафора – «грозди ржавой рябины»! Ржавый – желто-бурый, рыже-бурый (по В.Далю) – цвет неспелой рябины здесь обещает не погибель, а расцвет и очарование любимой Мариной Цветаевой рябины. Анжанбеман передает повышенную эмоциональную напряженность речи.

А далее уже новые открытия: «благосклонным яблоком», «яблоко имперское»… Марина Цветаева отождествляет слово август с именем римского императора Октавиана Августа (отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета). Эпитет «имперским» передаёт царственность красоты, свойственной этому месяцу.

Мир был заинтересован в обмене жанрами

В документальных фильмах камера скользит по сложным бульварам. Просто не хочу, чтобы у молодого Миро был что-нибудь для этого шумного города. Многие французские художники не могли изменить это. Они нашли убежище здесь из окопов из-за нейтралитета Испании. В то же время он сделал полезные контакты, которые способствовали его переезду в Париж в начале 1920-х годов.

Среди предметов на столе есть объем Гёте и надпись «Норд-Суд», в которой упоминается авангардный литературный период, основанный Гийомом Аполлинером, Маком Якобом и Пьером Реверди. Почему этот образ на выставке не раскрывается. Информация о выставке не указана. Вероятно, организаторы Дюссельдорфа выбрали только фотографию, потому что на ней можно увидеть стул Гобелена. И этот стул был недавно найден на крыше семьи Мир.

… Именем своим имперским:

Август! – Сердце!

Если вы прочитали бы это стихотворение в книге, то обязательно обратили бы внимание на обилие восклицательных знаков препинания, оно подчеркивает авторское открытие – вот что, оказывается, август – «Сердце!». А далее – о «жизни сердца». И, наконец, финальный аккорд:

Август! – Месяц

Ливней звёздных!

А вот и народная примета: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно обязательно исполнится.

Интересна звукопись стихотворения. Резкое, взрывное р («…грозди Винограда и рябины Ржавой…») сменяется плавными л, м, н («…полновесным, благосклонным яблоком…», «…как ладонью, гладишь сердце…»), и в финале как будто слышится приглушенный звон з, д, ц в восклицаниях радости открытия мира и восхищения им.*

Необычные стихи, странные мысли, радостные чувства…

«Живопись в русской поэзии».

В 6 классе мы учились соединять поэзию с живописью. А началось всё с картины Н. К. Рериха «Бэда- проповедник». В Новосибирском художественном музее 60 картин Рериха. Они подарены Сибири Ю. Н. Рерихом, сыном Николая Константиновича. Экскурсовод рассказала, что картина написана художником под впечатлением от одноимённого стихотворения поэта XIX века Якова Полонского, и прочла его. Всем нам сразу стало понятно то, что изображено на картине Рериха.

*См.: Корчагина Л. М. Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры…» // РЯШ. – 1998. - №3.

Оказывается, стихи помогают лучше понимать картины. Значит, существует связь живописи и поэзии. Когда читаешь именно такие стихи, то словно растворяешься в двух искусствах, возникает

ощущение, что смотришь на живопись изнутри, даже становишься её участником.

Мне нравилась картина «Джоконда» Леонардо да Винчи, и очень захотелось узнать, есть ли в русской поэзии стихи, посвящённые этой картине. И я провела своё первое исследование. Мне, конечно, помогло то, что я занимаюсь в художественной школе и изучаю «Историю искусств». Вот что у меня получилось.

Леонардо да Винчи. «Джоконда» - Марк Лисянский. «Улыбка Джоконды».

«Джоконду» воспели многие поэты. Я нашла 5 стихотворений(Голенищев-Кутузов А. «Мона-Лиза», Озеров Л. «Ещё не видно лица на портрете…», Вертинский А. «Джиоконда», Ряшенцев Ю. «Джоконда», Лисянский М. «Улыбка Джоконды»). Перед вами «Мона Лиза» («Мона» - сокращенное «Мадонна») - портрет молодой женщины, жившей за пятьсот лет до нас, этот портрет называют еще «Джоконда»». Пожалуй, это – самое знаменитое живописное полотно на Земле. Трудно в наши дни найти человека, который не знал бы об этом портрете или не видел его репродукций. Написал его около 1503г. великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Перед нами богатая горожанка, одетая по моде ХVI века, жена флорентийского купца Джокондо. В период создания портрета женщине было около 24-26 лет. Она чуть улыбается, задумчива, мечтательна, немного грустная. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый и сложный мир этой женщины, ее незаурядный ум.

Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Далекие горы, небо, реки, деревья – все слегка подернуто дымкой. Будучи непревзойденным мастером композиции, блестящим знатоком перспективы, Леонардо да Винчи впервые применил «сфумато» - прием живописи, когда предметы как бы тонут в воздушной среде и их очертания становятся неуловимыми, а все исполнение удивительно мягким. До сих пор люди просто замирают перед картиной. И загадочная улыбка Моны Лизы словно говорит зрителю, что в мире еще столько прекрасного и непознанного, столько простора для вдохновения и творчества.

Из всех названных стихотворений о «Джоконде» больше других мне нравится «Улыбка Джоконды» Марка Лисянского. Все передано в нём: и история создания портрета, и что с ним происходило, и характер Джоконды, и сведения о Леонардо… Стихотворение помогло мне лучше понять картину.

Летел в её улыбку камень,

Вонзали нож по рукоять.

Посмотрит темными зрачками -

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали. И даже

На Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты,

Пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло все,

Все притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Моны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её лице

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице

Левша, он сам сработал раму

Сам врезал в раму вензеля.

С тех пор улыбкой этой самой

Так восхищается земля.

Джоконда властна и коварна

Сквозь линзы стекол четырех

Глядит с улыбкой лучезарной

Равно на умниц и дурех.

Смеётся флейта,

Плачет скрипка –

Не расставались будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня,

Сильнее тьмы.

Джоконда, видно, что-то знает,

Чего ещё не знаем мы.

В одном из крупнейших музеев мира, Лувре, где «Джоконда» хранится уже пять веков, в каждом зале помещен указатель с краткой надписью: «К Джоконде», к главному сокровищу музея.

В чем же секрет неувядающей славы и обаяния этой картины? Почему во время демонстрации «Джоконды» в музеях самых разных стран мира многочисленные толпы зрителей шли к ней непрерывным потоком?

Мне кажется, что в облике этой прекрасной женщины перед нами словно предстает «лицо» самой эпохи Возрождения…

Летом я прочитала рассказ Р.Брэдбери «Улыбка». Его называют одним из лучших рассказов писателя-фантаста, а мне он показался очень страшным.

2061-й год. Развалины городов, светящиеся от радиации поля, мертвые дороги, угрюмые лица «новых троглодитов». Их единственная потребность – зрелища. Вот и сегодня для них праздник. Огромная очередь, поглотившая мальчика Тома, выстроилась на главной площади уже в пять часов утра. «Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!..»

Сегодня праздник искусства. В центре города выставили картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» и каждый желающий может плюнуть в прекрасное лицо.

«Том замер перед картиной, глядя на неё.

    Ну, плюй же!

У мальчишки пересохло во рту.

    Том, давай! Живее!

    Но, - медленно произнёс Том, - она же красивая!»

Мало того, добрые власти разрешили жителям уничтожить картину. В мгновение ока толпа разломала раму, разодрала оплёванный холст, разорвала его на тысячи лоскутьев. Том успел схватить клочок картины и убежал домой.

Когда все уснули, он разжал пальцы и увидел на своей ладони улыбку Джоконды.

«Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: «Улыбка, чудесная улыбка…».

Я уважаю Тома за его поступок. Мне хотелось бы поступить так же. Мальчик – «человек, у которого душа лежит к красивому», и, мне думается, нам нужно брать с него пример.

Стихотворения о живописи.

Мне нравятся картины Карла Брюллова, особенно «Всадница».

Все знают, что К.Брюллов был блестящим портретистом. На знаменитом полотне «Всадница» (1832г.) изображены воспитанницы графини Ю.П.Самойловой - Джованнина и Амацилия Паччини. В центре картины на горячем скакуне - старшая сестра Джованнина. Лошадь горячится, но всадница сидит прямо и гордо, уверенная в себе. Слева от юной амазонки – балкон, на который выбежала её младшая сестра; в глубине – тенистый парк. Общий силуэт всадницы и коня образует подобие треугольника – устойчивую, издавна любимую форму построения парадного портрета (об этом нам говорили на занятии в художественной школе). Так решали многие композиции Тициан, Веласкес, Рубенс, Ван Дейк. Под кистью Брюллова старая композиционная схема истолковывается по-новому. Художник вводит в картину фигуру ребёнка. Маленькая девочка, услышав топот коня, стремительно выбежала на балкон и протянула руку через решетку. И восторг, и боязнь за наездницу выражает её лицо. Нота живого, непосредственного чувства умеряет холодную величавость портрета, придаёт ему непосредственность и человечность. Изображенный на холсте лохматый пес помогает создать впечатление того, что в картине пространство развертывается не только в глубину, но существует и перед персонажами.

«Всадница» зрелищна, эффектна. Мастер смело сочетает розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет шерсти скакуна и белое одеяние всадницы. Брюллов дает сложную гармонию розово-красных, синевато-черных и белых оттенков. Живописец как бы намеренно выбирает не сближенные, а контрастные сочетания. Брюллов добился здесь особой тональной гармонии. А в отличие от традиционных портретов герои показаны в движении.

Когда я смотрю на эту картину, мне хочется оказаться на месте Джованнины.

Описание этой картины в стихах подарил нам Всеволод Рождественский:

Ловя восторженные взгляды,

Вуаль небрежно отклоняя,

Она, царица кавалькады,

Уздою вздёрнула коня.

И вот строптиво и сердито

В сверканье бляшек и колец

Взметнул точёные копыта

Гнедой атласный жеребец.

Он весь – строфа стихотворенья,

Дань романтической мечты,

Сдержал порыв и нетерпенье,

Смиренный властью красоты.

Великий праздник светотени –

Брюлловской кисти полотно,

В нём всё условно, как на сцене,

И тайной прелести полно.

Не всё ль равно, кто был моделью

Для амазонки прежних лет,

Кому польстил, с какою целью

Волшебно созданный портрет.

Пусть переливчато струится

Отважной всадницы атлас,

А эта юность вечно длится

И веет свежестью на нас!

Картина В. А. Серова «Девочка с персиками» и стихотворение Надежды Поляковой «Девочка с персиками»?

На персиках – игра теней и света.

И девочка с курчавой головой.

К столу – на миг. И снова в парк, где лето

Зазеленит ей туфельки травой.

22-х летним юношей Серов написал картину, которая является гордостью русской живописи, украшением Третьяковской галереи, - «Девочку с персиками». В портрете Верочки Мамонтовой все естественно и непринужденно. Каждая деталь картины на своем месте, написаны все стулья зимней столовой, подсвечники на окне, даже фигурка игрушечного солдатика в глубине комнаты, на стене – фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. Ничего нельзя убрать или сдвинуть без того, чтобы не нарушить внутреннего равновесия всего полотна.

Особенно выразительно В.Серов передал свет, льющийся серебристым потоком из окна и наполняющий комнату. Девочка сидит за столом и ничем не занята, словно на миг присела, машинально взяла в руки персик и держит его, глядя на вас просто и откровенно. Но покой этот только минутный. Даже бант, как бабочка, кажется, вот-вот улетит. И как бабочка выглядит сама девочка: вспорхнула в дом на миг, с солнцем и теплым ветром, присела на краешек стула, озарив комнату улыбкой, и сейчас же улетит обратно – на улицу, где во всю сияет летний день…

А после будет музыкальный вечер

И поздний ужин. Гости до утра.

Но пойман миг. И вот теперь он вечен,

Как вечен миг на кончике пера.

Перед нами прямой стихотворный отклик на художественное полотно.

Подобные стихотворения помогают всем лучше понимать картины художников (В. Василенко «Троица Андрея Рублёва», В. Соколов «Грачи прилетели», Б. Пастернак «Гефсиманский сад», Я. Полонский «К портрету Лопухиной», В. Рецептер «Блудный сын», В. Рождественский «Мадонна Литта», В Шаламов «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», А. Вознесенский «Васильки Шагала» и др.).

А если бы не стихотворение Эмили Александровой «Жнецы», то я вряд ли бы обратила внимание на картины художника Венецианова Алексея Гавриловича. Рассматривая в альбоме картины Венецианова, я обратила внимание на одну деталь, меня она очень заинтересовала. Какая деталь, как вы думаете? Конечно, бабочки, мотыльки. В картине «Жнецы» на переднем плане художник изобразил крестьянку с сыном в момент отдыха, а за ними – золотое поле пшеницы. Грустны их лица. Нет в них веселья, радости…Мать о чём-то задумалась, отведя взгляд в сторону, а мальчик, крепко сжимая в руке серп, неотрывно смотрит на мотыльков. Чем они его так заинтересовали? Ответ в стихотворении Э. Александровой:

Как полдень августа медов,

Как знойный воздух густ!

Над нивой пение жнецов,

Над нивой стеблей хруст.

Звенят серпы, сверкает сталь,

И жатва входит в раж,

И в золотых опилках даль,

Как золотой мираж.

Но это там, за рамой, вне

Того, что видит глаз.

Для вечности на полотне

Лишь миг художник спас.

Ладонь натруженной руки.

На ней, как лепестки,

Как золотые угольки,

Пылают мотыльки.

И в знойном мареве хлебов,

Задумчиво, без слов

Глядят рабы на мотыльков

Не знающих оков.

Крестьяне-рабы мечтают стать свободными, как мотыльки. Первая часть стихотворения рисует картину коллективного труда: «над нивой пение жнецов», а затем поэтесса через яркую деталь («ладонь натруженной руки») приближает к нам образы крестьян. Они трудолюбивы, умеют работать, но они – рабы! Какое может быть счастье в рабстве?! Вот и завидуют свободным мотылькам. Мне жаль их…

Почему на многих картинах Венецианова изображены крестьяне, ведь известно, что он брал уроки у талантливого портретиста Боровиковского и позже за свои портреты получил звание академика живописи. И вдруг признанный художник в возрасте 43 лет оставляет портретную живопись. Что же случилось? А случилось вот что. После Отечественной войны 1812 года демократические идеи широко распространились в русском обществе. Русский крестьянин – патриот, партизан и солдат, спасший Родину от иноземного нашествия, вызывает большой интерес и симпатии со стороны лучших людей России. Именно поэтому Алексей Гаврилович избирает теперь героем своих картин крестьянина, отказавшись от писания парадных портретов.

Заключение.

Цель искусства – благотворно воздействовать на душу человека, пробудить в ней радость, эстетическое наслаждение. Именно с этим стихотворения о живописи справляются хорошо. Живопись – искусство «немое», его нелегко охватить сознанием. Стихотворения же добавляют к наслаждению, какое обычно бывает от живописи, тонкую интеллектуальную игру – анализ. Сделанный поэтом, он значительно облагораживает это восприятие, переводит его в словесный ряд, обязательный для дальнейшей духовной работы. Стихотворениям именно о живописи в русской поэзии положил начало Гавриил Романович Державин, написавший на рубеже 18-19 веков два стихотворных обращения к художникам. Много их было написано во время Серебряного века русской поэзии. Эту традицию продолжил и поэт 20 века Николай Заболоцкий:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…

Замечательные экскурсоводы – поэты ведут нас в волшебный мир живописи.

Такая исследовательская работа мне нравится. Сейчас я заинтересовалась портретом И. Н. Крамского «Неизвестная», начала собирать материал. Очень понравилось стихотворение Якова Белинского «Крамской «Неизвестная»:

Из – под берета – тёмные пряди,

брови мерцают звёздной пыльцой,

тесно, и властно, и сладко – ты рядом,

ветер и – дивное это лицо…

Своими находками я охотно поделюсь с одноклассниками, ребятами младших классов.

Список литературы (эти книги помогли мне в работе над проектом):

Фенина С. Беседы о русских художниках. - М., 1990.

Ионина Н.А. 100 великих картин. - М.,2001.

Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. - М., 1988.

Энциклопедия для детей Аванта+. - М., 1999. – Т. 7.

Юный художник. – 1982. - № 3. – С. 17.

Алленов М. М. История русского искусства(18 – 20 век), - М.,2008.

Корчагина Л. М. Стихотворение М. Цветаевой «Август – астры…» Русский язык в школе. – 1998. - №3.

Писаренко В. Н. Живопись в русской поэзии. – Одесса: Радость, 2001.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!