Живопись в русской поэзии. Поэзия и живопись слились

Не касаясь здесь вопроса о том, насколько может удаться поэту изображение телесной красоты, можно, однако, считать неоспоримой истиной следующее положение. Так как поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства, то внешняя, наружная оболочка, при наличии которой совершенство становится в ваянии красотой, может быть для него разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам. Часто поэт совсем не дает изображения внешнего облика героя, будучи уверен, что когда его герой успевает привлечь наше расположение, благородные черты его характера настолько занимают нас, что мы даже и не думаем о его внешнем виде или сами придаем ему невольно если не красивую, то, по крайней мере, не противную наружность. Всего менее будет он прибегать к помощи зрительных образов во всех тех местах своего описания, которые не предназначены непосредственно для глаза. Когда Лаокоон у Вергилия кричит, то кому придет в голову, что для крика нужно широко раскрывать рот и что это некрасиво? Достаточно, что выражение: «к светилам возносит ужасные крики» создает должное впечатление для слуха, и нам безразлично, чем оно может быть для зрения. На того, кто требует здесь красивого зрительного образа, поэт не произвел никакого впечатления.
<...>
...Надо ограничить установившееся мнение, будто хорошее поэтическое описание всегда может послужить сюжетом для хорошей картины и что описание поэта хорошо лишь в той мере, в какой художник может в точности воспроизвести его. Необходимость такого ограничения представляется, впрочем, сама собой еще прежде, чем примеры придут на помощь воображению. Стоит только подумать о более широкой сфере поэзии, о неограниченном поле деятельности нашего воображения, о невещественности его образов, которые могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями, заключенными в телесные границы пространства и времени.
<...>
У Гомера встречается два вида существ и действий: видимые и невидимые. Этого различия живопись допустить не может: для нее видимо все, и видимо одинаковым образом. .<...>
..".Если справедливо, что живопись в своих подражаниях действительности употребляет средства и знаки, совершенно отличные от средств и знаков поэзии, а именно: живопись - тела и краски, взятые в пространстве, поэзия - членораздельные звуки, воспринимаемые во времени,- если бесспорно, что средства выражения должны находиться в тесной связи с выражением, - то отсюда следует, что знаки выражения, располагаемые друг подле друга, должны обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются расположенными друг подле друга; наоборот, знаки выражения, следующие друг за другом, могут обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются нам во временной последовательности.
Предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами. Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи.
Предметы, которые сами по себе или части которых следуют одни за другими, называются действиями. Итак, действия составляют предмет поэзии.
Но все тела существуют не только в пространстве, но и во времени. Существование их длится, и в каждое мгновение своего бытия они могут являться в том или ином виде и в тех или иных сочетаниях. Каждая из этих мгновенных форм и каждое из сочетаний есть следствие предшествующих и в свою очередь может сделаться причиной последующих перемен, а значит, и стать как бы центром действия. Таким образом, живопись может изображать также и действия, но только опосредованно, при помощи тел.
С другой стороны, действия не могут совершаться сами по себе, а должны исходить от каких-либо существ. Итак, поскольку эти существа - действительные тела, или их следует рассматривать как таковые, поэзия должна изображать также и тела, но лишь опосредованно, при помощи действий.
В произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты.
Точно так же поэзия, где все дается лишь в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойства, вызывающие такое чувственное представление о теле, какое ей в данном случае нужно.
Отсюда вытекает правило о единстве живописных эпитетов и о скупости в описаниях материальных предметов.
Но я бы слишком доверился этой сухой цепи умозаключений, если бы не нашел в самом Гомере полного их оправдания или, вернее, если бы сам Гомер не навел меня на них. Только по ним и можно вполне понять все величие творческой манеры греческого поэта, и только они могут выставить в настоящем свете противоположные приемы многих новейших поэтов, которые вступают в борьбу
с живописцами там, где живописцы неизбежно должны остаться победителями.
Я нахожу, что Гомер не изображает ничего, кроме последовательных действий, и все отдельные предметы он рисует лишь в меру участия их в действии, притом обыкновенно не более как одной чертой. Что же удивительного, если живописец видит мало или совсем не видит для себя дела там, где живописует Гомер? <...>
<...>
Для характеристики каждой вещи, как я сказал, Гомер употребляет лишь одну черту. Корабль для него - или черный корабль, или полный корабль, или быстрый корабль, или - самое большое - хорошо оснащенный черный корабль. В дальнейшее описание корабля Гомер не входит. Напротив, самое плавание, отплытие, причаливание корабля составляют у него предмет подробного изображения, изображения, из которого живописец должен был сделать пять, шесть или более отдельных картин, если бы захотел перенести на свое полотно это изображение.
Если же особые обстоятельства и заставляют иногда Гомера останавливать более длительно наше внимание на каком-нибудь материальном предмете, то из этого еще не получается картины, которую живописец мог бы воспроизвести своею кистью; напротив, при помощи бесчисленных приемов он умеет разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде, между тем как живописец должен дожидаться последнего из этих моментов, чтобы показать уже в законченном виде то, возникновение чего мы видели у поэта. Так, например, если Гомер хочет показать нам колесницу Юноны, он заставляет Гебу составлять эту колесницу по частям на наших глазах. <...>
<...>
Хочет ли Гомер рассказать, как одет был Агамемнон, он заставляет его надевать на наших глазах одну за другой части убора: мягкий хитон, широкий плащ, красивые сандалии, меч. Лишь одевшись, царь берет уже скипетр. <...>
<...> ...Вместо изображения скипетра он рассказывает нам его историю. Сначала мы видим его в мастерской Вулкана; потом он блестит в руках Юпитера, далее он является знаком достоинства Меркурия; затем он служит начальственным жезлом в руках воинственного Пелопса, пастушеским посохом у миролюбивого Атрея и т.д. <...>
Таким образом я знакомлюсь, наконец, с этим скипетром лучше, нежели если бы поэт положил его перед моими глазами или сам Вулкан вручил бы мне его. <...>
<...>
<...> ...Так как словесные обозначения - обозначения произвольные, то мы можем посредством их перечислить последовательна все части какого-либо предмета, которые в действительности предстают перед нами в пространстве. Но такое свойство есть только одно из свойств, принадлежащих вообще речи и употребляемым ею обозначениям, из чего еще не следует, чтобы оно было особенно пригодным для нужд поэзии. Поэт заботится не только о том, чтобы быть понятным, изображения его должны быть не только ясны и отчетливы,-этим удовлетворяется и прозаик. Поэт хочет ^сделать идеи, которые он возбуждает в нас^.дастолька-живйми, чтобы мы воображали, будто получаем действительно чувственное представление об изображаемых предметах, и в то же время совершенно забывали об употребленном для этого средстве - слове. В этом смысле и раскрывали мы выше понятие поэтической картины. Но поэт должен живописать постоянно. Посмотрим же, насколько годятся для поэтического живописания тела в их пространственных соотношениях.
Каким образом достигаем мы постоянного представления о какой-либо вещи, существующей в пространстве? Сначала мы рассматриваем порознь ее части, потом связь этих частей и, наконец, целое. Чувства наши совершают эти различные операции с такой удивительной быстротой, что операции эти сливаются для нас как бы в одну, и эта быстрота безусловно необходима для того, чтобы мы могли составить себе понятие о целом, которое есть не что иное, как результат представления об отдельных частях и их взаимной связи. Допустим, что поэт может в самом стройном порядке вести нас от одной части к другой; допустим, что он сумеет с предельной ясностью показать нам связь этих частей, - сколько же времени потребуется ему? То, что глаз охватывает сразу, поэт должен показывать нам медленно, по частям, и нередко случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой. А между тем лишь по этим частям мы должны составлять себе представление о целом. Для глаза рассматриваемые части остаются постоянно на виду, и он может не раз обозревать их снова и снова; для слуха же раз прослушанное уже исчезает, если только не сохранится в памяти. Но допустим, что прослушанное удержалось в памяти полностью. Какой труд, какое напряжение нужны для того, что снова вызвать в воображении в прежнем порядке все слуховые впечатления, перечувствовать их, хотя бы и не так быстро, как раньше, и, наконец, добиться приблизительного представления о целом?
<...>
...Я нисколько не отрицаю за речью вообще способности изображать какое-либо материальное целое по частям; речь имеет к тому возможности, ибо хотя речевые знаки и могут располагаться лишь во временной последовательности, они являются, однако,
<...>
знаками произвольными; но я отрицаю эту способность за речью как за средством поэзии, ибо всякое изображение материальных предметов при помощи слова нарушает ту иллюзию, создание тсоторой составляет одну из главных задач поэзии. Эта иллюзия, повторяю, ЛГарущаетс^ тём,_чтр сопоставление""тел в"пространстве сталкивается здесь с последовательностью речи во времени. Правда, соединение пространственных отношений"»: последовательно-временными облегчает нам разложение целого на его составные части, но окончательное восстановление из частей целого становится несравненно более трудной и часто даже невыполнимой задачей.
Описания материальных предметов, исключенные из области поэзии, вполне уместны поэтому там, где нет и речи о поэтической иллюзии, где писатель обращается лишь к рассудку читателей и имеет дело лишь с ясными и по возможности полными понятиями. Ими может пользоваться с большим успехом не только прозаик, но и поэт-дидактик, ибо там, где он занимается дидактикой, он уже не поэт. Вергилий в своих «Георгиках» так изображает, например, корову, годную для приплода:

Дикая стать, с головой безобразной, с могучею выей, Если до самых колен из-под морды подгрудок свисает. Меры не знают бока; в ней все огромно: и ноги, И подле гнутых рогов большие шершавые уши. Очень мне по душе и пятнистая с белой звездою или та, что ярму упрямым противится рогом, схожая мордой с волом, и та крутобокой породы, что хвостом на ходу следы на земле заметает.
Так же изображает Вергилий и красивого жеребенка:
...С головою красивой, С шеей крутой, с животом коротким и крупом тяжелым;
Мышцами крепкая грудь кичится.
Кто не видит, что поэт заботится здесь больше об изображении частностей, чем о целостном впечатлении? Он хочет перечислить нам признаки хорошего жеребенка или хорошей коровы для того, чтобы дать возможность самим судить о достоинстве этих животных, если бы пришлось делать выбор; но ему нет дела до того, сочетаются ли эти признаки в живой образ или нет.
Все остальные случаи описания материальных предметов (если только не употреблен указанный выше прием Гомера, при помощи которого сосуществующее превращается в последовательно образующееся), по мнению лучших знатоков всех времен, являются пустой забавой, для чего совсем не нужно таланта или требуется талант очень незначительный. «Когда плохой поэт, - говорит Гораций, -

Не в силах ничего сделать, он начинает описывать рощи, жертвенник, ручей, вьющийся по прекрасным лугам, шумящий поток, радугу,
Алтарь Дианы и рощу,
Или теченье реки торопливой по нивам прелестным,
Или же Рейнв струи и радугу живописует».
В пору своей зрелости Поп весьма презрительно смотрел на описательные опыты своей поэтической юности. Он высказывал тогда требования, чтобы тот, кто хочет с полным правом носить имя поэта, отказался как можно скорее от стремления к описаниям, и сравнивал стихотворения, не заключающие в себе ничего, кроме описаний, с обедом, приготовленных из одних соусов.

Цель: Раскрыть взаимосвязь таких видов искусства, как живопись, поэзия и музыка через теорию и практику.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учащихся с произведениями искусства живописи (репродукциями картин Дирка Гальса «Концерт», Антуана Ленона «Юные музыканты» Пьетра Лонги «Концерт», поэзии (стихотворением Заболоцкого «Любите живопись поэты…») и музыки (шедеврами инструментальной музыки).

Развивающая (коррекционная): Развивать эстетический вкус, образное мышление, фантазию, чувство цвета и цветовой гармонии.

Воспитывающая : Воспитывать любовь к искусству, творчеству.

Оборудование:

Для учителя: Репродукции картин: «Концерт» Дирка Гальса, «Юные музыканты» Антуана Ленена, «Концерт» Пьетра Лонги, магнитофон, диск с записью шедевров инструментальной музыки, стихотворение Н. Заболоцкого «Любите живопись поэты...»

Для детей: Альбомные листы, акварельные краски, кисти, нитки, баночка для воды.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Объявляется тема занятия. Начинает тихо звучать музыка.

2. Основная часть.

Беседа о живописи, поэзии и музыке.

– Под музыку звучит стихотворение Заболоцкого «Любите живопись поэты…», демонстрируется портрет Струйской.

1. Любите живопись поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
2. Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана
Покрытых мглою неудач.
3. Соединенье двух загадок
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной важности припадок
Предвосхищенье смертных мук.
4. Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Музыка выключается.

– Как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение?

– О чьём портрете поэт так восхищённо писал?

– Кто написал этот портрет?

– Если кто-то был внимателен, то заметил некоторую особенность в том, как я говорю о стихотворении и о живописном произведении (оба произведения написаны ).

– Как вы думаете, взаимосвязаны живопись и поэзия? Как?

– Думаю, вы убедились во взаимосвязи живописи и поэзии. Женские образы, написанные, кистью великих художников вдохновляли поэтов. Так появлялись и строки, которые только что прозвучали. До того портреты были естественны, завораживали, и на них все хотелось смотреть и смотреть.

– А как же связаны между собой живопись и музыка, как вы думаете?

Под музыку мы можем смотреть произведения искусства, можем рисовать под музыку, можем изображать музыкальные инструменты.

– Связь живописи и музыки открыта не сегодня, а много веков назад. Ещё Леонардо да Винчи назвал музыку сестрой живописи. Эти два искусства развивались параллельно, дополняя друг друга. Музыканты и музыкальные инструменты были излюбленной темой для художников различных эпох. Например: «Концерт» Дирка Гальса, «Юные музыканты» Антуана Ленена, «Концерт» Пьетра Лонги.

Для живописи важны понятия ритма, движения, гамма, цвет. Для музыки понятия колорит, симметрия, звучание цвета, холодный и тёплый звук. Иногда музыка сопровождается гаммой цвета. Эти два вида искусства пользуются одними понятиями, чтобы, как можно выразительнее раскрыть сущность своих произведений. Синтез музыки и живописи всегда волновал людей искусства и появился в опере, балете и театре, в котором происходит синтез всех искусств.

Музыку можно не только слушать, но и изображать, иногда она даже подталкивает к созданию живописных произведений. Музыка может создавать наше настроение. Слушая грустную музыку, появляется и соответственное настроение, а если мы еще и рисуем под такую музыку, то и цвета непроизвольно выберем приглушённые, мрачноватые. Энергичная, весёлая музыка поднимает наш жизненный тонус, улучшает настроение, соответственно и жизнь мы напишем яркими, радостными красками.

Я думаю, мы с вами убедились, что живопись, поэзия и музыка взаимосвязаны. Каждый из этих видов искусств может существовать отдельно, но при случае и очень успешно дополнять друг друга.

Практическая работа.

Дорогие друзья, предлагаю вам, убедится ещё и на практике, во взаимосвязи этих прекрасных искусств. Давайте не просто рисовать под музыку, а попытаемся вслушаться в музыку, прочувствовать её, попытаться передать её настроение, изобразить её цветом и придать ей форму.

Делать мы это будем не совсем обычным способом. Для этого нам понадобится нитка десятого номера, альбомный лист, акварельные краски, баночка с водой и беличья кисть. Подумав, как, что и каким цветом вы будете изображать, покрасим нитку в соответственные цвета, предварительно разложив ее в краски. Затем выкладываем на одной половинке сложенного листа задуманную форму – образ, вызванный при прослушивании музыки. Накрываем выложенный из нитки рисунок второй половиной альбомного листа и, не снимая с него ладони, вытягиваем нить за кончик оставленный вне сложенного пополам листа.

Получились очень интересные, творческие работы, передающие не только настроение прослушанной музыки, но и ваше внутреннее настроение. Все молодцы.

3. Итог занятия.

Проводится просмотр детских работ и их анализ, сравнение с музыкой, производится выбор поэтического названия каждой работы.

– Понравилось ли вам это занятие? Чем?

– Что больше запомнилось?

– Что нового узнали?

– Как взаимосвязаны между собой три вида искусств, о которых шла речь на протяжении всего занятия?

Спасибо всем. Завершить занятие хочу теми же словами Н. Заболоцкого, какими и начала.

Любите живопись поэты!
Лишь, ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно…

Ноя 13 2016

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Живопись - один из древнейших видов искусства, достигший своего расцвета в эпоху Возрождения: Рафаэль и Леонардо да Винчи, а вслед за ними… Рокотов и Левицкий, Брюллов и великие французы: Ренуар, Сезанн… Разве всех перечислишь?! Это искусство, которое совершенствуется, движется вперед, собирая вокруг себя все новых и новых поклонников. Еще не понимая ничего в поэзии и живописи, я услышала стихи Заболоцкого “Любите живопись, поэты!” и рисовала в своем детском воображении прекрасный Струйской, которой посвящены эти строки.

Она мне виделась то Золушкой, то героиней сказок Пушкина. Позже копирование запрещено 2005 я увидела ее портрет в Третьяковской галерее, и мне казалось, что я увидела свою давнюю знакомую, даже родственницу, о которой много слышала, давно мечтала об этой встрече. Но как точно определил состояние этой необыкновенной женщины!

Ее глаза - Как два тумана. Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - Как два обмана, Покрытых мглою неудач. Оттенки серого цвета, в которых написан портрет, поражают своим разнообразием: от серебристого газа или тончайшего шелка, окутывающего красавицу, до почти черного блеска ее глаз и общего фона картины. Ее глаза именно “мерцают”. Лучшего слова не подобрать. Портрет написан в минорных тонах. Струйская о чем-то грустит или размышляет, и лишь глаза горят внутренним огнем, раскрывая зрителям пылкую душу, яркую натуру необыкновенной женщины.

Поэт помогает и тут понять потаенные мысли этого неземного создания. Соединенъе двух загадок, Полувосторг, полуиспуг. Безумной нежности припадок, Предвосхищенъе смертных мук. Полюбить живопись, стараться ее понять мне помог поэт Заболоцкий, который сумел передать в небольшом стихотворении красоту не просто женского лица, но художественного произведения в целом, отныне ставшего для меня эталоном красоты и совершенства. Вслед за поэтом я часто повторяю: Когда потемки наступают И приближается . Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Конечно же, есть работы известнее, совершеннее этого небольшого портрета, но благодаря стихотворению Заболоцкого Рокотов стал моим любимым художником.

Его портреты поражают меня реализмом и изысканной манерой исполнения. Они гармоничны, как сама , которую художник пытался отразить в своем . Благодаря Заболоцкому я стала интересоваться живописью. Пусть не на профессиональном уровне, но самостоятельно пыталась проникнуть в замысел художника, увидеть и понять красоту и гармонию, которые он несет людям в своем искусстве. Так поэт и художник, объединившись, несут в мир добро и красоту.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Поэзия и живопись слились . Литературные сочинения!

Поэзия и живопись считаются древнейшими видами искусства. Всех представителей этих видов искусства и не перечислишь. Живопись и поэзия до сих пор развиваются и периодически появляются новые направления и жанры. По сути эти два вида искусства схожи друг с другом. Они призваны нести в мир красоту, гармонию и умиротворение. Единственное их отличие в средствах передачи информации.

Художники используют холст, краски и кисти, чтобы передать восторг и свое восхищение каким-либо объектом. Многие живописцы писали портреты известных и никому не известных людей. Они стремились с помощью красок передать свое восприятие увиденного. Поэты же для этих целей используют слово. Они с помощью слов и речевых оборотов не только умело описывают внешний вид объекта, но и могут передать чувства и эмоции.

Бывает даже слияние поэзии и живописи, когда художник рисует чей-то портрет, а поэт, вдохновленный картиной, пишет стихи. Существует немало картин, к которым были написаны произведения. Так поэзия и живопись объединяются и гармонично отражают жизнь такой, какая она есть. Они несут добро, красоту и просветление, а человек может сразу познакомиться с двумя видами искусства и стать их почитателем.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!