Панорама Северо-Западный тоннель. Виртуальный тур Северо-Западный тоннель

Что такое тоннель? Это подземное сооружение, у которого длина значительно больше ширины и высоты. В мире их построено много - пешеходные и велосипедные, для перемещения транспорта, воды, прокладки кабелей и прочих нужд человека. В статье рассказывается про самый длинный тоннель в Москве.

Предназначение

Тоннели нужны для того, чтобы можно было преодолевать различного рода препятствия, например горы или реки (в некоторых местах возвести мост через водоем проблематично с инженерной точки зрения или он мешает прохождению судов). С их помощью можно значительно сократить путь и время в дроге, также тоннели помогают разгрузить потоки транспорта или избежать их пересечения.

Краткая история

Данное сооружение - одно из самых древних. Более десяти тысяч лет назад люди уже вырубали проходы в горах, шахты рудников, катакомбы и каменоломни. Греки, римляне, египтяне и жители Вавилона задолго до новой эры проводили подземные работы для добычи железной руды, угля, сооружения храмов и гробниц, пещерных городов, проведения водопровода, позже - для прохождения транспорта.

В Средневековье было построено немало тоннелей для военных целей, в более позднее время их стали строить как водные пути сообщения.

Первый тоннель для передвижения поездов был построен в 1826-1830 годах для сообщения между Ливерпулем и Манчестером, в России же первое такое сооружение появилось чуть позже - 1862 году.

В 1927 году в США под Гудзоном проложен первый в мире тоннель для В СССР подобное сооружение возникло в 1959 году в Москве на Кутузовском проспекте. На сегодняшний день подземных дорог в столице существует много. Далее узнаем, какой самый длинный автомобильный тоннель в Москве. Его название и описание, интересные факты представлены ниже.

Самый длинный тоннель в Москве: название, описание

В столице РФ лидером по километражу является Его длина - 3 километра 246 метров, он является одним из самых больших в Европе. Открылся в декабре 2003 года. Находится в юго-восточной части города, проходит под и речкой Яузой, входит в состав 3-го транспортного кольца.

Здесь есть всего 7 полос движения транспорта: 3 из них идут в северном направлении, а 4 - в южном. Ширина каждой полосы составляет 3,5 метра.

Самый длинный тоннель в Москве лежит на глубине 30 метров, что необходимо для шумо- и вибропоглощения огромного транспортного потока. Также он оснащен необходимыми системами жизнеобеспечения и безопасности: хорошей вентиляцией, дренажной и противопожарной системами. По всей длине подземной дороги установлены видеокамеры и таксофоны, ловится радиосигнал. За работой всех коммуникаций следит специальный диспетчерский пункт.

"Тоннель смерти" - незаслуженное прозвище

Средняя пропускная способность Лефортовского подземного сооружения составляет 3500 единиц автотранспорта в час. Но в часы пик интенсивность потока увеличивается до 7-8 тысяч машин в час, и с такой нагрузкой тоннелю справиться трудно, поэтому здесь часто происходят аварии, в которых иногда погибают люди. Согласно статистическим данным, этот самый длинный тоннель в Москве - один из наиболее рискованных дорожных участков. За это в народе его прозвали "тоннелем смерти".

Однако основными причинами всех ДТП, как известно, является нарушение правил дорожного движения. Так и в Лефортовской автомобильной подземке: при максимально разрешенной скорости 60 км/ч ни одна машина не едет медленнее, чем 75-80 км/ч. Рекорд скорости - 236 км/ч! Нарушения подтверждают видеозаписи многих аварий.

Еще один рекордсмен

После Лефортовского самый длинный тоннель в Москве - это Серебряноборский. Открыт он был в конце 2007 года. Его общая длина составляет 3 километра 126 метров, глубина залегания - чуть более 40 метров.

Этот второй самый длинный тоннель в Москве состоит из трех "рукавов", составляет часть Краснопресненского пр-та, стройка которого продолжается по сегодняшний день. Данная автомобильная подземная дорога расположена под охраняемой государством природной зоной Серебряный бор. Она берет начало в районе пересечения улиц Осенней и Крылатской и заканчивается на западе Москвы в Троице-Лыково.

Теперь вы знаете, какой самый длинный тоннель в Москве.

Начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыково . Тоннель является частью Краснопресненского проспекта . Тоннель открыт 27 декабря 2007 года .

Северо-Западный тоннель (Серебряноборские тоннели)
Северо-Западный тоннель

Въезд в тоннель со стороны области
Область применения автомобильный, метро
Пролегает под Москва , Серебряный Бор
Место Москва
Тип Глубокого залегания
Конструкция двухъярусные тоннели, два основных + один сервисный
Общая длина 3 126 метра, включая рамповую часть длиной 360 метров
Диаметр тоннеля основные - 13,75 метров, сервисный - 6 метров
Дата открытия 27 декабря 2007 года (для поездов метро - 7 января 2008 года)
Северо-Западный тоннель (Серебряноборские тоннели) на Викискладе

Конструкция

Особенностью данных тоннелей является их конструкция - тоннели двухъярусные. Нижний ярус предназначен для движения поездов Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена , верхний - для автотранспорта. В верхнем своде тоннеля размещаются металлические короба вентиляции и дымоудаления . Для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружён малый сервисный тоннель диаметром 6,2 м, соединённый межтоннельными эвакуационными сбойками. Тоннель оборудован современными автоматическими системами диспетчеризации , видеонаблюдения , газоанализа, пожаротушения , газоочистки, радарного контроля скорости движения.

Автотранспортный уровень тоннелей имеет три полосы для движения автотранспорта и две служебные пешеходные банкетки: крайние левые полосы шириной 3,25 метра и габаритом 4,2 метра, для движения легковых автомобилей, средняя и крайняя правая полоса шириной 3,5 метра и габаритом 4,5 метра, для движения остальных транспортных средств. Высотный габарит тоннеля - 3,9 м обеспечивается на въездах в тоннель двумя типами габаритных ворот - «мягкими» и «останавливающими». Попадание в тоннель негабаритного транспорта приводит к серьёзным разрушениям инженерных систем, размещённых в своде тоннелей . Невнимательные к дорожным знакам водители нередко попадают под габаритные ворота .

Длина основных тоннелей - 3126 метров, включая рамповую часть длиной 360 м. Диаметр тоннелей 13,75 метров. Максимальная глубина залегания 44 метра.

История

Первый и второй тоннели строились проходческим щитом Правительства Москвы производства фирмы Herrenknecht весом 150 тонн и диаметром 14,2 метра. Общая протяжённость работ проходческим щитом при прокладке каждого тоннеля 3010 метров. Генеральный подрядчик строительства - Мосметрострой , заказчик ООО «Организатор», проектировщик ОАО «Метрогипротранс », головные подрядчики «Тоннель-2001», СМУ-1 Метростроя, СМУ-3 Метростроя. Цена объекта, включающего также Живописный мост , дороги, подземные пешеходные переходы, здания и коммуникации, - более 36 млрд рублей.

  • 18 марта 2005 года - завершена проходка первого (левого) тоннеля.
  • 30 октября 2005 года - завершена проходка сервисного (малого) тоннеля.
  • 12 октября 2006 года - завершена проходка второго (правого) тоннеля.

Се́веро-За́падный тонне́ль (Серебрянобо́рские тонне́ли) - тоннель глубокого (до 27 м) заложения на северо-западе Москвы, состоящий из трёх «ниток». Расположен под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества, начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыково. Тоннель является частью Краснопресненского проспекта. Тоннель открыт 27 декабря 2007 года. Особенностью данных тоннелей является их конструкция - тоннели двухъярусные. Нижний ярус предназначен для движения поездов Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, верхний - для автотранспорта. В верхнем своде тоннеля размещаются металлические короба вентиляции и дымоудаления. Для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружён малый сервисный тоннель диаметром 6,2 м, соединённый межтоннельными эвакуационными сбойками. Тоннель оборудован современными автоматическими системами диспетчеризации, видеонаблюдения, газоанализа, пожаротушения, газоочистки, радарного контроля скорости движения. Автотранспортный уровень тоннелей имеет три полосы для движения автотранспорта и две служебные пешеходные банкетки: крайние левые полосы шириной 3,25 метра и габаритом 4,2 метра, для движения легковых автомобилей, средняя и крайняя правая полоса шириной 3,5 метра и габаритом 4,5 метра, для движения остальных транспортных средств. Высотный габарит тоннеля - 3,9 м обеспечивается на въездах в тоннель двумя типами габаритных ворот - «мягкими» и «останавливающими». Попадание в тоннель негабаритного транспорта приводит к серьёзным разрушениям инженерных систем, размещённых в своде тоннелей. Невнимательные к дорожным знакам водители нередко попадают под габаритные ворота. Длина основных тоннелей - 3126 метров, включая рамповую часть длиной 360 м. Диаметр тоннелей 13,75 метров. Максимальная глубина залегания 44 метра. Первый и второй тоннели строились проходческим щитом Правительства Москвы производства фирмы Herrenknecht весом 150 тонн и диаметром 14,2 метра. Общая протяжённость работ проходческим щитом при прокладке каждого тоннеля 3010 метров. Генеральный подрядчик строительства - Мосметрострой, заказчик ООО «Организатор», проектировщик ОАО «Метрогипротранс», головные подрядчики «Тоннель-2001», СМУ-1 Метростроя, СМУ-3 Метростроя. Цена объекта, включающего также Живописный мост, дороги, подземные пешеходные переходы, здания и коммуникации, - более 36 млрд рублей. 18 марта 2005 года - завершена проходка первого (левого) тоннеля. 30 октября 2005 года - завершена проходка сервисного (малого) тоннеля. 12 октября 2006 года - завершена проходка второго (правого) тоннеля. 27 декабря 2007 - тоннель открыт для автомобилей. 7 января 2008 года - тоннель открыт для метропоездов.

Притоннельное сооружение «Д»

«Притоннельное сооружение „Д“» (неофициальное название - «станция Тоннельная») - аварийный выход на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, расположенный у т. н. «точки D» перегона «Крылатское» - «Строгино» (ПК 183+00), то есть у южного портала…

МОСКВА, 27 дек — РИА Недвижимость. Двухуровневый Северо-Западный тоннель под землей обслуживает участок "синей" ветки метро, а на земле — потоки автомобилей. К десятилетию этого уникального инженерного сооружения Москвы РИА Недвижимость рассказывает о его устройстве и работе.

Под присмотром 80 "глаз"

Следить за движением автотранспорта в тоннеле, по которому в час проезжают сотни машин, непросто. Однако на помощь приходят налаженная система диспетчерской службы и установленные по всей протяженности тоннеля камеры. При этом, по словам заместителя главного инженера эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост-ТСБ" Алексея Зубкова, за изображениями с 81 камеры в диспетчерском зале наблюдают лишь три сотрудника.

"Это усиливает взаимодействие между ними. Начальник дежурной смены осуществляет оповещение спецслужб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а его заместители докладывают ему о происходящем", — говорит Зубков.

Тоннель под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества на северо-западе Москвы был открыт ровно десять лет назад. Он начинается в районе пересечения Крылатской и Осенней улиц и заканчивается в Троице-Лыкове. Тоннель является частью Краснопресненского проспекта, а уникальность объекта заключается в его сложной конструкции - он состоит из трех "ниток".

Нижний ярус тоннеля предназначен для движения поездов на участке Арбатско-Покровской линии метро, верхний - для автотранспорта. Кроме того, для коммуникаций и эвакуации людей между основными тоннелями сооружен малый сервисный тоннель.

Длина основных тоннелей составляет более 3 тысяч метров, диаметр - порядка 14 метров, а глубина залегания в отдельных местах достигает 44 метров.

Безопасность на автомате

По словам Зубкова, диспетчерская — это сердце тоннеля, но даже если бы ее не было, все инженерные системы в случае необходимости отработают в автоматическом режиме без участия человека.

"При проектировании тоннеля были предусмотрены самые современные инженерные системы, начиная от системы противопожарной автоматики, заканчивая системой вентиляции", — добавляет он.

Верхний тоннель для автотранспорта имеет три полосы движения и две служебные пешеходные банкетки. Для обеспечения тоннеля вентиляцией работает трансформаторная подстанция. Мощности трансформаторов, которые питают вентиляторы, составляют 1,6 и 2 тысячи киловатт.

Для того чтобы водителям хватало воздуха во время проезда по тоннелю, работают восемь вентиляционных камер, а на случай пожара есть система дымоудаления. Тоннель обслуживают две насосные станции пожаротушения — даже если одна из станций не сможет функционировать, вторая в силах доставить воду для тушения огня на всю протяженность тоннеля.

Половина из имеющегося оборудования нужна на случай возникновения чрезвычайной ситуации, для поддержки штатной ситуации хватило бы и меньшего числа систем, объясняет главный инженер эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост-ТСБ" Дмитрий Величкин.

"Станция Д"

Нижний подземный уровень тоннеля является частью перегона между станциями "синей" ветки метро "Крылатское" и "Строгино". Длина этого перегона составляет порядка 6 километров, и по нормам безопасности необходима специальная станция для экстренной эвакуации — аварийный выход.

Такая спецстанция сооружена у южного портала Северо-Западного тоннеля и носит неофициальное название "Тоннельная" или "Станция Д", говорит начальник эксплуатационного участка тоннелей ГБУ "Гормост- ТСБ" Федор Маху. На схеме столичного метро она не обозначена, так как по сути является притоннельным сооружением.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!