Паровая установка судна типа либерти. Израиль хладнокровно уничтожил американский корабль Либерти во время «Шестидневной войны

September 27th, 2015

USS Liberty (AGTR-5)- корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Мы уже с вами обсуждали и и даже . Вот вам еще одна история...

«Либерти» - корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно Simmons Victory, одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. Simmons Victory было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США.

В феврале 1963 года Simmons Victory было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в «Либерти» и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5.

В феврале 1965 года «Либерти» совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США.

В июне 1965 года «Либерти» отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике.

В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье.

День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской «шестидневной войны». Но на палубе американского разведывательного корабля «Либерти», медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие «Либерти» на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно – американское.

Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в «случае чего» на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев.

Капитан «Либерти» в своей каюте после атаки.

Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над «Либерти» израильских самолетов внезапно спикировал на судно.

Выпущенные «Миражем» неуправляемые авиационные ракеты – НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго «Миража». Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены.

Развернувшись «Миражи» открыли по «Либерти» огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики «Супер-Мистер» сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым.

Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал «SOS». Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Позже станет известно, что поднятые на помощь «Либерти» самолеты были отозваны назад с полпути по приказу из Вашингтона.

Тем временем ситуация для «Либерти» приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера – те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо.

Израильские торпедные катера.

Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил «Либерти» из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10 градусов.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт.

«Либерти» уворачивается от торпеды.

По свидетельству членов экипажа, катера подходили к «Либерти» на дистанцию до 15 метров (!) и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название – USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу – GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам.
Хотя на «Либерти» имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении.

Атака на «Либерти» продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к «Либерти» вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: «Нуждаетесь ли вы в помощи?». В ответ с «Либерти» просигналили: «Убирайтесь к черту!».

Пробоина от торпеды в корпусе «Либерти»

Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзнички намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно.

Утром 9 июня к «Либерти» наконец подошел эсминец ВМС США «Дэвис». Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки «Либерти», переправленные на корабли 6-го флота.

Так началась операция сокрытия правды об инциденте. «Либерти» была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом.

Высадка спасателей на повреждённый «Либерти»

Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи.

Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 г. был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой «Медалью почета» Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с «Либерти».

Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 г. была создана «Ассоциацию ветеранов «Либерти», провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов.

Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов «Либерти» постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения.

Флагман 6-го флота ВМС США «USS Little Rock» возле «Либерти».

За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о «Либерти», в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов «Либерти» и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки «Либерти» якобы не несла американского флага и двигалась с «характерной для боевых кораблей» скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали «Либерти» – довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом «Аль-Кусейр» водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей (!!!). Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку?

В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на «Либерти». Наиболее распространенная -это так называемая «голанская версия». Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту «Либерти» позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон.

Малоизвестный до сих пор факт: «Либерти», формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США – сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить «Либерти», израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке.

В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат и в гогюяе Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 г. Вот он якобы и отдал приказ «убрать» нежелательного свидетеля израильских военных преступлений.

Однако помимо причин нападения израильских военных на «Либерти», в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги «Нападение на «Либерти», в опубликованной недавно в газете «Нейви тайме» статье назвал это «актом предательства на море».

Некоторые ветераны «Либерти», которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца «Америка», рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с «Либерти», он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон.

После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца «Саратога», ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на «Либерти», Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: «Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение».

Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии «Либерти», обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.

Какие доказательства того, что Израиль сознательно атаковал американский военный корабль?

На “Либерти” был поднят огромный, размером 1,5х2,5 м амерканский флаг. Погодные условия были идельными для наблюдения - ясно, солнечно, при этом небольшой ветерок постоянно развевал флаг. После того, как огнём авиации флаг был сбит, американские моряки подняли новый флаг размерами 2х4 м, который оставался на мачте до конца нападения.

“Либерти”, как разведывательный корабль имел уникальный силуэт за счёт больших антенн (в виде тарелок, мачт и надстроек), количество которых было больше, чем у какого-либо другого корабля в мире.

“Либерти” был раскрашен, как американский военный корабль, и на его фронтальной части был нарисован его идентификационный номер, определяющий его принадлежность к ВМФ США.

«Либерти» в порту - 1966 г. Хорошо виден номер и американский флаг.

Израильские лётчики сначала вывели из строя коммуникационное оборудование и, используя средства РЭБ, заглушили сигнал бедствия, передаваемый «Либерти» для 6-го флота на специальной частоте. Корабли други стран и флотов используют для передачи сигналов бедствия другие частоты, на которые израильтяне не глушили.

Участвовавшие в нападении израильские катера и самолёты не имели идентификационных знаков.

В недавно рассекреченных радиопереговорах израильских лётчиков с землей, еврейский пилот по крайней мере трижды называет корабль «американский» и переспрашивает центр управления, уверены ли они в том, что его надо атаковать. С земли отвечают, да, атакуйте корабль.

Израильские торпедные катера методично уничтожили все спасательные плоты с «Либерти» один за одним - это является военным преступлением.

Раненые моряки с «Либерти»

«Либерти» не был потоплен только потому, что одному из американских моряков удалось скрепить изолентой поврежденную антенну (при этом он был несколько раз ранен), что позволило передадть сигнал СОС Шестому флоту США.

Израиль позже объявил, что принял «Либерти» за египетское судно «Эль Кусейр», постройки 1920х годов, вчетверо меньших размеров, невооружённое и имевшего совершенно отличный от «Либерти» силуэт.

Зачем было соверешно нападение?

По одной из версий, Израиль хотел втянуть США в войну против Египта, и это почти получилось. Президент США Линдон Джонсон отдал приказ о ядерной бомбардировке Каира, который вскоре отменил, когда поступающие данные убедили его, что «Либерти» был атакован Израилем, а не Египтом.

Двойные стандарты давно стали фирменным знаком американской политической жизни. К тому же, как в свое время заметил по поводу дела «Либерти» бывший начальник штаба ВМС США адмирал Томас Мурер: «Не вызывает сомнения, что израильское лобби в этой стране чрезвычайно могущественно».

источники

http://ship.bsu.by/ship/103215

http://russdenver.www6.50megs.com/po_halatnosti.html

http://nedoblog.ru/ataka-na-libery/

Вот еще несколько военно-морских происшествий: вот например . Вот еще взрывы на кораблях: вот он знаменитый а вот и . Вот кстати и вот такая еще была интересная история про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Вооружение

Артиллерия

  • 1 - 127-мм орудие на корме для защиты от ПЛ;
  • 1 - 76-мм орудие на баке;
  • 8 - 20-мм зенитных автоматов.

Транспорты типа Liberty - огромная серия транспортных судов, построенная в США во время Второй мировой войны для перевозки военных грузов и компенсации потерь, причиненных торговому флоту подводными лодками Германии. Эти суда обеспечили как массовые военные перевозки, так и поставки по ленд-лизу из США в Великобританию и СССР. Постройка 2710 судов с 1941 по 1945 годы стала одним из символов индустриальной мощи США.

История создания

Идея запуска в массовую серию стандартного грузового судна возникла еще в Первую мировую войну , когда Германия объявила о начале неограниченной подводной войны. Тогда были заказаны 180 судов по проектам 1022 и 1024 , из которых закончили 122, правда уже после окончания войны. Начиная с 1936-го года американский бюджет предусматривал постройку 50 транспортных судов ежегодно, для обеспечения "плавучего тыла флота". В 1939-м этот план был удвоен, и еще раз удвоен в 1940-м, предполагая, таким образом, постройку 200 судов в год. Тем не менее, по этим планам было построено относительно немного кораблей, в силу низкого приоритета программы и дефицита материалов (прежде всего, судовых паровых турбин).

Наконец, в 1940-м году Великобритания, которая вновь начала массово терять корабли от действий немецких подводных лодок, заказывает в США постройку 60-и грузовых судов типа Ocean . «Океаны» имели грузоподъемность в 7 174 тоннs и представляли собой суда весьма консервативного проекта (нельзя сказать "устаревшего", потому что облик грузового судна практически не менялся на протяжении всей первой половины XX-го века). В движение их приводили паровые машины тройного расширения, пар вырабатывали три огнетрубных котла "шотландского" или "паровозного" типа, работавшие на угле. Силовая установка выглядела архаично, но необходимо помнить, что на Британских островах уголь имелся в достатке, а месторождений нефти не было вовсе.

Этот проект и был взят Комиссией по мореходству при Правительстве США (англ. United States Maritime Commission за основу для будущего стандартного транспорта. Корабль был максимально адаптирован для американских условий производства и эксплуатации: везде, где возможно, клепка была заменена на сварку, вместо угольных котлов стали устанавливать нефтяные водотрубные и пр.

Описание конструкции

Продольный разрез транспорта типа Liberty

Проект был разработан Американской комиссией по мореходству на основе британского типа Ocean, главной целью доработок было получить максимально дешевое и приспособленное к массовому производству судно. Например, для упрощения отказались от деревянного палубного настила даже в жилых помещениях, повсеместно заменив его на мастику и линолеум. Проект имел обозначение "EC2-S-C1" : "EC" (Emergency Cargo) - чрезвычайная программа судостроения, "2" означала длину корпуса от 400 до 450 ft. (от 120 до 140 м), "S" - использование паровых машин, а "C1" было собственно индексом проекта.

Корпус транспорта имел типичную для торгового судна 30-х годов компоновку. Судно имело пять грузовых трюмов, в нос от надстройки размещались три грузовых трюма и еще два находились в кормовой половине корпуса. "Либерти" был твиндечным судном , то есть грузовые трюмы разделялись на верхнюю и нижнюю половину палубой твиндека. Верхняя палуба была сделана максимально более свободной от механизмов, чтобы иметь возможность принимать грузы и на нее. Для разгрузки в порту на палубе устанавливались три мачты с грузовыми стрелами грузоподъемностью до 50 тонн. В центральной части судна размещались котельное и машинное отделения, над ними жилые помещения для экипажа и сверху - ходовая рубка. Транспорт имел скошенный форштевень, для улучшения мореходности при довольно полных обводах носовой части, и округлую "крейсерскую" корму.

Корпус судна собирался на стапеле конвейерным методом из готовых секций, поставлявшихся другими заводами. Впервые в практике коммерческого судостроения США для ускорения производства корпус был выполнен полностью сварным, это давало примерно 30% уменьшение трудозатрат на постройку корабля. Срок службы корпуса оценивался в 5 лет, после чего считалось, что корабль дешевле списать, чем отремонтировать -- "пароход на один рейс".

Паровая машина перед отправкой на верфь

Главные механизмы состояли из 3-цилиндровой паровой машины тройного расширения, позаимствованной без изменений от типа Ocean, и двух водотрубных котлов с нефтяным отоплением. Помимо экономии топлива и упрощения бункеровки, нефтяные котлы позволили избавиться от угольных бункеров в надстройке и сделать удобные помещения для команды. Нефть для котлов размещалась в междудонном пространстве. От паровой машины к единственному винту под трюмами №4 и №5 проходил длинный валопровод. Машина обеспечивала судну ход 11 узлов, типичный для грузовых судов того времени.

Вооружение размещалось следующим образом. На возвышенном полубаке стояло 3-дм морское орудие. Далее, по сторонам от носовых грузовых стрел, были установлены два 20-мм зенитных автомата. Еще 4 20-мм автомата стояли по углам надстройки. На полуюте стояла группа из 5-дм пушки для самообороны от подводных лодок и еще двух зениток. Состав вооружения варьировался в зависимости от того, что в данный момент имелось на складах. Вместо 20-мм эрликонов могли поставить 12,7-мм зенитные пулеметы, одно или два орудия могли быть заменены на 4-дм пушки от старых эсминцев Первой мировой и так далее.

Экипаж по проекту должен был состоять из 45 моряков и 36 артиллеристов. В отличие от британского торгового флота, где матросы работали прислугой при орудиях за дополнительный шиллинг в день, моряки американского торгового флота оставались гражданскими людьми. Орудия обслуживал военный флот. Средства спасения состояли из двух 25-местных моторных катеров, двух 31-местных гребных шлюпок, четырех спасательных плотов (они хранились в хорошо заметных наклонных ящиках у мачт №2 и №3) и множества надувных спасательных плотиков.

Размерения судна:

  • Длина: 134.57 м;
  • Ширина: 17.3 м;
  • Осадка: 8.5 м;
  • Водоизмещение : 14 474 т;
  • Дедвейт :10 856 т;
  • Брутто-регистровый тоннаж : 7 176 БРТ;
  • Нетто-регистровый тоннаж : 4 380 НРТ.

Модификации

Продольный разрез танкера типа Liberty

  • Танкер Z-ET1-S-C3 .

После вступления США в войну, Кригсмарине перенесло театр неограниченной подводной войны к американским берегам и американский торговый флот начал нести огромные потери в танкерах. Для компенсации потерь был разработан проект "Либерти"-танкера. Первоначально предполагали выпускать суда, которые можно было бы конвертировать из сухогруза в танкер и обратно, но от этого варианта отказались. Силуэт корабля и размерения оставались прежними, трюм танкера вместо пяти отсеков подразделялся на 18 танков для перевозки жидкого топлива, 10 в носовой части судна и 8 в кормовой, в носовые танки можно было заливать как сырую нефть, так и бензин, в кормовые -- только нефть. На палубе устанавливались фальшивые крышки люков и грузовые стрелы, чтобы командиры подводных лодок не могли выделить танкер среди судов конвоя.

Всего было построено 62 танкера, после окончания войны практически все уцелевшие были переделаны обратно в сухогрузы.

Продольный разрез угольщика типа Liberty

  • Угольщик EC2-S-AW1 .

После начала войны выяснилось, что флот балкеров-угольщиков Восточного побережья США очень стар и не справляется с возросшими потребностями промышленности и для его усиления был применен "стандартный ответ". В отличие от танкера, который был неотличим от обычного транспорта внешне, но сильно отличался внутренне, угольщик внешне был на своего прародителя совершенно не похож. Надстройка и машинное отделение были сдвинуты в корму, в центре осталась небольшая надстройка с рулевой рубкой. Но при этом корабль собирался из тех же "кубиков", что и оригинал, машина и котлы просто "переехали" в трюм №5, а бывшее машинное отделение стало еще одним трюмом. Твиндеков, разумеется, не было, вместо них устанавливали балки, сохранявшие поперечную прочность корпуса.

Как ни странно, углевоз из всей "троицы" считался наиболее опасным кораблем при торпедной атаке. Танкер, разделенный на множество отсеков, было практически невозможно потопить, а груженый сырой нефтью -- еще и практически невозможно поджечь. А балкер, нагруженный тяжелым сыпучим грузом, при пробоине очень быстро терял плавучесть и уходил на дно в считанные минуты.

Угольщиков типа "Либерти" всего построили 24.

  • Войсковые транспорты и пассажирские суда

Как и любое твиндечное судно, обычный "Либерти" мог с минимальными переделками быть приспособлен для перевозки пассажиров. Первоначально суда потребовались для перевозки военнопленных из Северной Африки в Америку, но потом применялись и как армейские транспорта. По подсчетам армии США, можно было на палубе твиндека разместить 300 человек при подвеске коек в 3 яруса и до 550 -- при подвеске в 5 ярусов. Иногда бывало больше, например, до 900 человек принимали на борт при высадке на Новую Гвинею. Очень широко "либерти" использовались для перевозки солдат домой в США после окончания войны. Помимо "конверсии" обычных транспортов, были заказаны 33 специализированных войсковых транспорта, адаптированных к "пассажирским" перевозкам еще на верфи. Они вмещали до 1600 человек и предназначались для "коротких" рейсов на Гавайи, острова Карибского моря и Аляску. Во всех случаях, комфорт для пребывающих на борту практически отсутствовал - люди спали посменно в подвесных койках, получали горячую пищу из стоявших на палубе армейских полевых кухонь, туалеты были выгорожены у бортов и "обслуживались" пожарными гидрантами.

В СССР после окончания войны, аналогичную конверсию выполнили в Дальневосточонм морском пароходстве. Твиндеки 5 судов («Красногвардеец», «Брянск», «Иван Кулибин», «Каменец-Подольск», «Витебск») переоборудовали для перевозки пассажиров (до 568 взрослых и до 100 детей на судно). Их использовали, в связи с интенсивным развитием Крайнего Севера и Дальнего Востока и по причине полного отсутствия пассажирских судов большой вместимости, для перевозки в отдаленные порты как вольнонаемного персонала (вербованных лиц), так и "спец. контингента" (заключенных).

Производство

Одновременная постройка "Либерти" на верфи

Первоначально, в январе 1941, предполагалось построить 200 судов по "модифицированному английскому проекту" и для выполнения этого заказа выбрали шесть компаний, располагавшихся на Западном побережье США. Когда, со вступлением в войну, потребность в судах многократно увеличилась, список занятых в производстве фирм расширили до 18. Далеко не все из них имели опыт строительства торговых судов до привлечения к программе "Либерти". Темп производства за время войны вырос до фантастических величин -- если первое судно, SS Patrick Henry строили 244 дня, то к концу 1942-го года постройка транспорта занимала в среднем 70 дней, а в 1944-м -- 42 дня. Абсолютный рекорд скорости строительства принадлежит судну SS Robert E. Peary , которое было построено, от закладки до спуска на воду, за 4 дня и 15,5 часов.

Суда сваривались на стапелях из предварительно смонтированных на других заводах блоков и секций (т.е. например с завода на верфь поступала рулевая рубка в сборе с мостиком и со смонтированным оборудованием). Паровая машина собиралась на заводе, испытывалась, разбиралась и отправлялась на верфь для установки в корпус. Контрактная стоимость одного транспорта равнялась 2 миллионам долларов, фактическая себестоимость зависела от верфи и года и варьировалась от 1 200 до 700 тысяч долларов.

Список верфей, строивших суда типа Liberty

  • Alabama Dry Dock Co.
  • Bethlehem-Fairfield Shipyards Inc.
  • California Shipbuilding Corp.
  • Delta Shipbuilding Co.
  • J. A. Jones Construction Co. (Brunswick)
  • J. A. Jones Construction Co. (Panama City)
  • Kaiser Co.
  • Marinship Corp.
  • New England Shipbuilding Corp.
  • North Carolina Shipbuilding Co.
  • Oregon Shipbuilding Corp.
  • Permanente Metals Co
  • St. Johns River Shipbuilding Co.
  • Southeastern Shipbuilding Corp.
  • Todd Houston Shipbuilding Corp.
  • Walsh-Kaiser Co.

Список компаний, производивших паровые машины для Liberty

  • Alabama Marine Engine Company, Birmingham, AL
  • American Shipbuilding Company, Cleveland, OH
  • Canadian Allis-Chalmers Ltd., Montreal, Canada
  • Clark Bros. Company, Cleveland, OH
  • Dominion Engineering Works Ltd, Montreal, Canada
  • Ellicott Machine Corporation, Baltimore, MD
  • Filer & Stowell Company, Milwaukee, WI
  • General Machinery Corporation, Hamilton, OH
  • Hamilton Engineering Works, Brunswick, GA
  • Harrisburg Machinery Corporation, Harrisburg, PA
  • Iron Fireman Manufacturing Company, Portland, OR
  • Joshua Hendy Ironworks, Sunnyvale, CA
  • John Inglis Company Ltd, Toronto, Canada
  • National Transit Company, Oil City, PA
  • Oregon War Industries Inc., Portland, OR
  • Springfield Machine & Foundry Company, Springfield, MA
  • Toledo Shipbuilding Company Inc., Toledo, OH
  • Vulcan Iron Works, Wilkes-Barre, PA
  • Willamerte Iron & Steel Corporation, Portland, OR
  • Worthington Pump & Machinery Corporation, Harrison, NJ

Наименования судов

Сама по себе задача "придумать имена для 2500 с лишним транспортов" была крайне непростой. Общие правили были просты: "Судно получает имя в честь человека, причем обязательно в честь уже умершего". Первые "Либерти" назвали в честь тех, кто подписал Декларацию независимости США. Потом в ход пошли имена политиков, общественных деятелей, ученых и солдат, погибших на фронтах сначала Первой, а потом уже и Второй войн. Когда в США выпустили облигации военного займа, любой человек (или группа людей), купивший облигаций на 2 миллиона долларов, мог дать имя судну при сохранении общих правил. Немногими исключениями из правила стали SS Francis J O"Gara , названный в честь моряка, которого считали погибшим и который после войны "нашелся" в японском плену, SS Stage Door Canteen (в честь солдатского клуба организации USO в Нью-Йорке) и SS U.S.O. (в честь собственно United Service Organization , оплатившей постройку двух кораблей).

Среди 2 500 персон, давших свои имена кораблям, упомянуты 114 женщин и 18 чернокожих американцев.

Из числа построенных судов 200 были переданы по ленд-лизу Великобритании, там все они получили названия, начинавшиеся на "Sam..." . Как оказалось, слов на sam в английском языке не так много, поэтому в ход пошли SS Samovar, SS Samara и даже SS Samarkand . Иногда воображение отказывало совсем и появлялись SS Samhope и SS Samwater . Часть предназначенных для Британии судов сразу закладывались под британскими названиями, а часть успевали получить "строительные" американские имена в честь личностей.

Все 38 судов, переданных по ленд-лизу СССР, строились в рамках общего заказа правительства США, а русские названия получали в момент передачи Советскому Союзу.

Проблемы с хрупкостью корпуса

К сожалению, конструкция сухогруза имела один существенный дефект. Впервые разворачивая массовое производство сварных корпусов, судостроители еще не освоили особенности работы со сваркой -- в отличие от клепанного шва, сварной не может остановить распространение трещины в металле. Если от возникших напряжений в обшивке возникала трещина, то она распространялась до тех пор, пока корабль не разваливался пополам. В ходе войны разработали схему подкреплений, которая снижала вероятность критических напряжений, но увы, полностью проблему так и не решили. Многие "Либерти" кончили свою жизнь, развалившись в море в плохую погоду, и происходили такие случаи до 1970-х годов.

Из 38 "советских" судов переломились «Валерий Чкалов» (оба) , «Брянск», «Херсон», почти переломился «Жан Жорес», семь раз терпел аварию из-за трещин «Витебск», проблемы с прочностью корпуса были у многих других.

Вторая Мировая война

Невозможно оценить количество грузов, перевезенных на судах типа "Либерти" через океан во время войны. На них везли продовольствие в Британию, военную технику в СССР всеми тремя маршрутами ленд-лиза, армейское имущество для высадки в Нормандии, солдат на острова Тихого океана и так далее... В любой точке мирового океана можно было встретить характерный высокобортный грузовой пароход со скошенным носом и невысокой трубой в середине надстройки. В США во время войны выпустили рекламную брошюру, перечислявшую все военные грузы, которые эти суда могут разместить в своих трюмах. На последней странице была надпись: "...но каждый "Либерти" везет в своем трюме еще один, самый важный груз -- ПОБЕДУ!"

С 1942 по 1945 год из 2510 построенных погибли 253 транспорта (9%). Из первых 153 судов, спущенных в первой половине 1942-го года, в разгар Битвы за Атлантику , 34 погибли в течение первого года службы и еще 13 до конца войны. 31% потерь . Из моряков торгового флота США за годы войны погиб каждый 26-й, наивысший процент потерь среди всех родов войск США, не исключая морскую пехоту.

"Доблестные корабли"

За храбрость и отвагу, проявленные кораблем и его экипажем в боевых условиях, Правительство США присваивает ему почетное звание "Доблестный корабль" (англ. Gallant ship ). Семь судов типа "Либерти" удостоились этого звания во Второй мировой войне.

  • SS Stephen Hopkins - за бой 27 сентября 1942 с немецким рейдером Stier (1936) у берегов Африки. В ходе ожесточенного артиллерийского боя «Стивен Хопкинс» был потоплен, но и сам сумел из единственной 4-дм пушки причинить "Штиру" критические повреждения, в результате чего охваченный пожаром рейдер также был оставлен командой, которая перешла на судно снабжения Tannenfels . Большая часть экипажа "Хопкинса" погибла, часть в бою, часть потому, что немцы не стали подбирать спасавшихся на шлюпках. Через месяц плот с уцелевшими американскими моряками прибило к берегам Бразилии. В честь отважного корабля и его экипажа назвали вновь построенные "либерти": SS SS Stephen Hopkins II , SS SS Paul Buck (капитан), SS SS Richard Moczkowski (старший помощник) и SS SS Edwin Joseph O"Hara (кадет-артиллерист, последним оставшийся при орудии и ведший огонь в одиночку). В честь единственного офицера на борту, артиллериста, назвали эскортный миноносец USS Kenneth M. Willett (1944) .
  • SS Adoniram Judson - за прикрытие в течение двух дней от атак с воздуха зоны высадки в заливе Лейте, Филиппины, в октябре 1944.
  • SS Samuel Parker - за шесть месяцев службы, начиная с февраля 1943, по доставке грузов и материалов в боевых условиях на Средиземном море во время высадки в Северной Африке и на Сицилии.
  • SS William Moultrie - за то, что героически добрался до Мурманска, в то время как другие корабли погибли. Участник конвоя PQ 18 .
  • SS Marcus Daly - явился одним из первых судов, достигших высадки в заливе Лейте, Филиппины, в октябре 1944. В течение 6 дней участвовал в отражении непрерывных атак японской авиации.
  • SS Virginia Dare - за героическую доставку в Россию груза взрывчатки в составе конвоя PQ 18.
  • SS Nathaniel Greene - за участие в конвое PQ 18 и затем в обеспечении высадки в Северной Африке (23 февраля 1943 потоплен U-565 у берегов Алжира).

Причины потерь судов типа "Либерти" во Второй мировой войне

Причина потери 1942 1943 1944 1945 Всего
Торпеды подводных лодок 17 58 27 12 114
Артиллерия подводных лодок 5 4 2 0 11
Надводные корабли 2 1 3 0 6
Самолеты 2 11 14 3 30
Камикадзе 0 0 4 1 5
Мины 1 1 8 18 28
Навигационные аварии и пр. 2 14 22 21 59
Итого 29 89 80 55 253

Послевоенное использование

После войны "на руках" у Соединенных Штатов оказалось более 2000 транспортов. Причем, разумеется, с первым выстрелом победного салюта пришло понимание, что "Либерти" имеет кучу недостатков: он слишком медленный, неэкономичный, требует много ручного труда от команды и... в конце концов их слишком много. Флот они более не интересовали, транспорты типа Victory соответствовали требованиям к "конвойному судну" гораздо лучше. В результате американцы постарались распродать столько "Либерти", сколько это оказалось возможно, а остальные были законсервированы в ожидании следующей войны. Всего в коммерческое мореходство ушли 835 судов, из которых 526 купили греческие предприниматели ("либерти" заложили основы судовладельческих империй Аристотеля Онассиса и Ставроса Ниархоса, к примеру), 98 приобрели итальянцы, несколько десятков передали французской Compagnie Générale Transatlantique в компенсацию за сгоревший в Нью-Йорке лайнер SS Normandie (1932) и т.д. Разумеется, такое количество однотипных судов резко повлияло на морские перевозки. До сих пор иногда встречается термин "Liberty-sized cargo" (рус. "Груз для Либерти" ) как обозначение груза в 10 000 тонн.

Наиболее известным инцидентом с судами типа "Либерти" стал взрыв в Тексас-сити парохода SS Grandcamp , груженного амиачной селитрой, который разрушил город до основания. Об этом случае есть прекрасный рассказ Льва Скрягина "Граната в десять тысяч тонн".

"Либерти" активно эксплуатировались до конца 60-х годов, когда начали сходить со сцены из-за износа и выросших расходов на эксплуатацию. На 1970-й год в морских регистрах числились около 200 судов и еще 434 все еще стояли на консервации в Резерве ВМФ США. Сейчас остались два восстановленных до ходового состояния "либерти" -- SS Jeremiah O"Brien в Сан-Франциско и SS John W. Brown в Балтиморе. Еще один, SS Hellas Liberty , находится в Пирее в роли музея греческого мореходства, но самостоятельно двигаться не может. Впрочем, по всему миру можно найти обломки самой большой серии судов в мировой истории - в Белом море на камнях все еще можно различить силуэт лежащего на камнях «Севастополя», а где-то во Владивостокском порту еще несколько лет назад видели ржавый корпус «Одессы»...

"Либерти" в СССР

Под советским флагом в разные годы ходили 54 судна типа "Либерти". Подавляющее большинство из них (38 + 3 танкера) были получены по ленд-лизу и использовались для перевозки грузов ленд-лиза Тихоокеанским маршрутом.

Суда, полученные Дальневосточным морским пароходством по ленд-лизу в США во время Великой Отечественной войны.

Название Название (США) Верфь Стр. № Заложен
Спущен на воду
Годы службы в ММФ СССР Примечание
«Александр Невский» Henry W.Corbett 12 1616 09.03.1943 29.03.1943 1943-1973 (ДВМП) Аварий из-за трещин в корпусе: 5

В 1973 году списан, выведен из состава транспортного флота ММФ СССР и передан Владивостокскому МТП под стоечное учебно-тренажерное судно.
В 1980 году передан Владивостокской мореходной школе под плавмастерские.
В 1997 году утилизирован.

«Александр Суворов» Elijan P. Lovejoy 12 1610 25.02.1943 19.03.1943 1943-1946 (ДВМП)
1946-1968 (ММП)
1968-1978 (АМП)
«Аскольд» Henry L.Pittock 12 2036 05.06.1943 24.06.1943 1943-1946 (ДВМП)
1946-1969 (БГМП)
28.11.1969 г исключен из списка судов ММФ в связи с передачей ГУРП "Дальрыба" для использования в качестве производственно-транспортной базы. Списан в конце 1970-х и утилизирован в 1982 г.
«Баку» David Douglas 12 2047 24.06.1943 14.07.1943 1943-1975 (ДВМП)
«Валерий Чкалов» (1) Alexander Baranof 14 481 06.03.1943 04.04.1943 1943 (ДВМП) Один из первых 6 "либерти", полученных СССР.
Первый капитан: Александр Федорович Шанцберг
В декабре 1943-го разломился пополам в Беринговом море (54.22° с. ш. 164.49° в. д. ), половинки отбуксированы в Ванкувер, возвращен США. Восстановлен под прежним именем Alexander Baranof , продан на слом в 1965 из Резерва флота США.
«Валерий Чкалов» (2) Grand P. Marsh 12 2573 01.12.1943 16.12.1943 1943-1967 (ДВМП) Получен взамен разломившегося «Валерий Чкалов» (1)
5 марта 1951 году у побережья Камчатки переломился, потеряв кормовую часть. Восстановлен в г. Далянь (КНР) с использованием частей разломившегося в 1943 «Херсона».

Переданные по Ленд-лизу во время Великой Отечественной войны

  1. «Витебск» (John Minto), 1943-1971
  2. «Войков» (Samuel P.Langley), 1943-1974
  3. «Декабрист» (E.H.Harriman), 1943-1972
  4. «Душанбе» (Willis C. Hawley, Сталинабад), 1943-1946
  5. «Емельян Пугачев» (2) (Lauis Agossiz), 1943-1977
  6. «Ереван» (Joseph Watt), 1943-1975
  7. «Жан Жорес» (Thomas Nast), 1943-1948
  8. «Иван Кулибин» (Gouverner Morris, Леннинград), 1943-1974
  9. «Иван Ползунов» (Charles. E.Duyea, Орел), 1943-1949
  10. «Колхозник» (2) (Charles Wilkes), 1943-1950
  11. «Красногвардеец» (Charles S. Fairchild), 1943-1973
  12. «Кубань» (William G.T. Vault), 1943-1946
  13. «Михаил Кутузов» (Graham Taylor), 1943-1973
  14. «Находка» (1) (Irving W.Pratt), 1943-1970
  15. «Новороссийск» (Edward Eggleston), 1943-1974
  16. «Одесса» (Mary Cossat), 1943-1978
  17. «Партизанск» (Jose Sepulveda, «Сучан»), 1943-1979
  18. «Псков» (1) (George L. Shoup), 1943-1946
  19. «Севастополь» (De Witt Clinton), 1943-1947
  20. «Советская гавань» (Samuel A. Worcester), 1943-1969
  21. «Степан Разин» (Cass Gilbert), 1943-1973
  22. «Тунгус» (Sieur Duluth), 1943-1946
  23. «Уэлен» (2) (Pleasant Armstrong, «Владивосток»), 1943-1976
  24. «Херсон» (Joseph C.Avery), 1943
  25. «Брянск» (William E.Ritter), 1944-1974
  26. «Волгоград» (Thomas F.Flaherty, «Cталинград» (2)), 1944-1978
  27. «Генерал Ватутин» (Jey Cooke), 1944-1950
  28. «Генерал Панфилов» (George E. Goodfellow), 1944-1976
  29. «Каменец-Подольск» (2) (Robert S. Abbot), 1944-1970
  30. «Миклухо-Маклай» (Emmet D.Bogle, «Ингул»), 1944-1947
  31. «Родина» (2) (Henry I. Waters), 1944-1973
  32. «Сухона» (2) (George Coggeshall), 1944-1946

Также по Ленд-лизу было получено 3 танкера в корпусах “Либерти”. В 1948 году все три возвращены США по требованию американских властей (Быков).

  1. «Апшерон» (2) (Charlotte P. Gilmar), 1944-1949
  2. «Белгород» (Paul Dunbar), 1943-1947
  3. «Майкоп» (2) (Thomas H. Gallaudet), 1943-1948

В счёт репараций после раздела итальянского флота были переданы 2 судна

  1. «Тбилиси» (John Langdon)
  2. «Сергей Киров» (Charles Gordon Curtis)

После войны был восстановлен пароход, поврежденный торпедой в одном из конвоев и стоявший на мели в п. Териберка.

  1. «Памяти Кирова» (Horace Bushnell) 1950- 1978

И, наконец, в 1963-м году, в рамках контракта по закупке Италией угля из Донбасса, были приобретены еще 10 пароходов для Черноморского морского пароходства:

  1. «Авача» (ROBERT G. COUSINS, с 1947 MONGINEVRO), 1963-1973
  2. «Алатау» (JAMES ROLPH, с 1947 SPIGA) , 1963-1970
  3. «Бештау» (J. C. OSGOOD, с 1947 BIANCA CORRADO), 1963-1970
  4. «Дарьял» (WHITEFIELD, с 1957 ORATA), 1963-1985
  5. Галерея

О жестокости, беспощадности и характере боевых действий в ходе так называемой "Шестидневной войны" лучше всего говорит факт израильской атаки на американский корабль радиоэлектронной разведки Либерти (USS Liberty). На первый взгляд, уничтожение Израилем судна Военно-морских сил ближайшего союзника выглядит недоразумением, но это только на первый взгляд.

Отрывок из главы 5, "Шестидневная война - это акт терроризма?" книжки "Торжество Израиля и смерть Палестины".

Корабль Либерти был атакован 8 июня 1967 года самолётами израильских ВВС и торпедными катерами, причём, находился он в международных водах Средиземного моря в 24 километрах к северу от Синайского полуострова , а наблюдение за ним велось восемь часов.

В результате нападения убито 34 моряка или более 10% экипажа, ранения различной степени тяжести получили 171 человек, в общей сложности, потери команды составили 70%. Либерти получил тяжёлые повреждения - было уничтожено оборудование, а в корпусе судна появилась дыра размером примерно 12 на 12 метров, но всё таки судно удержалось на плаву и в сопровождении кораблей Шестого флота США покинуло место инцидента своим ходом. Израильтяне не потопили корабль с оставшимися в живых только потому, что удалось восстановить повреждённую антенну и послать сигнал SOS Шестому флоту.

Не могу не обратить внимание на один любопытный момент. Русская версия популярной интернет-энциклопедии Википедия однозначно трактует эту атаку как "ошибочную", при этом, даётся ссылка на статью размещённую на сайте израильского русскоязычного телеканала "9 канал". То есть, редактора энциклопедии считают возможным в сложной теме пользоваться источником заинтересованной стороны. Справедливости ради отмечу, что англоязычная версия Википедии отображает альтернативную версию, ссылаясь в том числе на выживших американских моряков.

И такого много, когда речь заходит о большой политике и неоднозначных, спорных событий истории, на "русскую" Википедию полагаться не стоит. Благодаря таким вот умалчиваниям, неискушённый потребитель информации попросту вводится в заблуждение.

"Когда атака, казалось бы, завершилась, экипаж USS Liberty спустил на воду три спасательных плота, чтобы спасти тяжело раненных. Однако израильские торпедные катера вернулись и буквально изрешетили плоты пулеметами. Параллельно с этим рядом с кораблем зависли два десантных вертолета израильской армии, заполненных вооруженными спецназовцами, державшими ранцы со взрывчаткой. Через несколько минут десантники улетели, не предприняв никаких попыток вступить в переговоры. Израильтяне явно знали, что перед ними американский корабль, и собирались потопить его вполне намеренно, попытавшись позже оправдаться тем, что приняли USS Liberty за египетское судно. И тому есть подтверждение", - Вашингтон блог*.

Основные доказательства преднамеренного нападения:

1. Над Либерти реял американский флаг больших размеров - полтора на два с половиной метра. После того как израильтяне изрешетили флаг, команда водрузила новый, еще больших размеров - два на четыре метра.

2. Корабль можно было опознать по уникальному номеру и цвету.

3. Из недавно рассекреченных переговоров между израильскими пилотами атаковавшими Либерти и командованием, следует, что как минимум один лётчик истребителя, по меньшей мере, трижды идентифицировал корабль как американский и уточнял у руководства, следует ли наносить удар, при этом, он получил утвердительный приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Это американский корабль. Вы всё ещё хотите атаковать?

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Да, выполняйте приказ.

- Израильский пилот командному пункту ЦАХАЛ: Но сэр, это американский корабль - я вижу флаг!

- Командный пункт ЦАХАЛ израильскому пилоту: Неважно, бей"**.

4. Торпедные катера ВМФ Израиля последовательно уничтожили все спасательные плоты, что является военным преступлением .

5. О том, что нападение было преднамеренным говорил тогдашний президент США Линдон Джонсон.

Повреждение от торпеды

Повреждение корпуса

Среди версий которые могли бы объяснить атаку, присутствует то, что потопив американский корабль Израиль намеревался втянуть в войну США. Либерти атаковали катера и самолёты без опознавательных знаков, израильтяне убивали всех кто пытался спастись, а вина за это должна была пасть на Египет. Исследователи отмечают, что Линдон Джонсон приказал сбросить ядерные бомбы на Каир , но бомбардировщики были отозваны в последний момент, когда президент понял, что за нападением стоял не Египет, а Израиль***.

В контексте ядерного оружия и Шестидневной войны, интересен израильский секретный план, о котором стало известно совсем недавно - благодаря тому, что США рассекретили закрытую информацию. Так, 5 июня 2017 года агентство "Россия сегодня" сообщило, что согласно публикации Международного центра имени Вудро Вильсона, Израиль располагал секретным планом по использованию ядерной бомбы против Египта в случае поражения в войне.

Отдельные публицисты полагают, что по вопросу перекладывания вины за нападение на Либерти, возможно, Израиль и США сотрудничали на уровне специальных служб или по другим тайным каналам.

Другой жизнеспособной версией можно назвать предотвращение утечки компрометирующей и секретной информации, о которой не должен знать никто, даже главный союзник и покровитель. Уничтожая разведывательный американский корабль, израильтяне намеревались скрыть факты военных преступлений (массовые расстрелы военнопленных) и планы по вторжению в Сирию. Примечательно также, что одной из задач Либерти было отслеживание применения ядерного и химического оружия.

Если принять довольно обоснованную версию о спланированном и намеренном нападении, то ЦАХАЛ и Израиль тех времён предстаёт в новом цвете немыслимого цинизма и античеловечности. Как на самом деле израильские солдаты относились к "врагами" в Шестидневной войне остаётся только догадываться или ждать очередного рассекречивания неуничтоженных ещё документов.

За массовое убийство американцев и ранения, а также за уничтожение корабля Израиль выплатил денежную компенсацию общей суммой в $ 13 млн, что в пересчёте на доллары 2017 г. составляет $ 65 млн (47,2 - семьям убитых и раненым, 17,8 - за корабль).

* Зачем Израиль атаковал Америку (https://www.pravda.ru/world/asia/middleeast/23-02-2015/1249650-izrael-0)

** Haaretz - "‘But Sir, It‘s an American Ship.‘ ‘Never Mind, Hit Her!‘ When Israel Attacked USS Liberty" (http://www.haaretz.com/us-news/1.800584)

*** Israel Murdered U.S. Sailors and Tried to Sink Their Ship… A Failed False Flag Attack Against the United States (http://www.washingtonsblog.com/2015/02/attack-uss-liberty-failed-false-f...)

Прошу уважаемое сообщество оценить. Сей перл изящной словестности принадлежит мне (часть статьи посвященной "Штиру") . Просьба табуретками сильно не кидаться. Вариант пока черновой.

Надо сказать, что конец сентября 1942 г. выдался в центральной части Южной Атлантики дождливым и ветреным. Море было довольно бурным, часто налетали дождевые шквалы, и видимость составляла всего несколько миль. И вот наступила развязка. 27 сентября ничто не вызывало тревогу. Команды занимались очисткой бортов, покраской и текущими делами. Внезапно из тумана всего на расстоянии 2-х миль выскочило большое судно. Это оказался недавно построенный (14.04.1942 г.) американский сухогруз «Stephen Hopkins» водоизмещение 8500 брт типа «либерти» компании «Luckenbach Steamship Co», который после рейса из Южной Африки к берегам Австралии и Новой Зеландии шел в балласте из Кейптауна в Байю (Бразилия) и затем в Парамарибо (Голландская Гвинея) за грузом бокситов.

В 8:52, когда транспорт вышел из полосы очередного дождевого шквала, 3-й помощник Вальтер Ниберг (Walter Nyberg) обнаружил перед собой 2 судна и сразу же вызвал на мостик капитана Пола Бака (Paul Buck). Когда же неизвестные суда подняли германские военно-морские флаги и прожектором отдали приказать остановиться и не пользоваться радио, то ни у кого не осталось сомнений – перед ними находились рейдеры. Следуя инструкциям «Stephen Hopkins» немедленно развернулся к ним кормой и дал полный ход, подавая по радио сигналы о нападении, которые, правда, тут же успешно начали глушиться немцами, имевшими более мощные радиостанции. В том, что удастся уйти, шансов было ничтожно мало – «либерти» давал 10-11 узлов хода против 14-ти «Штира». Капитан Бак объявил, что он собирается принять бой несмотря ни на что. Энсин Военно-морского резерва США Кеннет М. Уиллет (Kenneth M. Willett, USNR, Armed Guard) и его четырнадцать артиллеристов заняли места согласно боевому расписанию. Правда, рейдер оказался один – «Штир», но вскоре и «Танненфельс», видя бедственное положение того, ввязался в бой, открыв огонь из своих зенитных автоматов и пулеметов.

Герлах приказал немедленно дать полный ход и уже через 6 минут, после того как противники увидели друг друга, открыл огонь по торговцу, который начал отвечать из единственного кормового 102-мм орудия. Начавшийся бой походил на дуэль «Сиднея» с «Кормораном», только наоборот. Германским 6 х 150-мм, 2 х 37 мм, 4 х 20 мм орудиям американцы смогли противопоставить только одно кормовое 102-мм, два носовых 37-мм и шесть пулеметов (4 х 50-го и 2 х 30-го калибров). Однако за это время «либерти» успел стать на невыгодный для рейдера курсовой угол и приготовиться к бою.

Немцы уже третьим залпом накрыли сухогруз, при этом тяжелое ранение в живот получил Уиллет, который мужественно остался на своем посту до самого конца, продолжая руководить огнем 102-мм орудия. Но практически нулевая дистанция свела на нет преимущество немецкой системы управления огнем, и уже рейдеру пришлось сражаться за свою жизнь. Два первых снаряда с американского судна нанесли серьезные повреждения «Штиру». Один, взорвавшись в носовом трюме, перебил трубу соединяющую топливные танки с дизелями, отчего вспыхнул пожар, который не был потушен до конца боя, другой заклинил руль на правый борт. Затем была повреждена электрическая подача боезапаса, из-за чего снаряды пришлось подавать вручную. Но силы были слишком не равны. Огневое превосходство «Штира», к которому присоединился и «Танненфельс», начало сказываться. 150-мм снаряды дырявили борта торговца, автоматические пушки огненным ливнем поливали палубу и надстройки, выкашивая команду. Вскоре немецкий снаряд разметал боевой расчет 102-мм орудия. К этому времени уже были уничтожены носовые 37-мм орудия, при этом погиб командовавший ими второй помощник Джозеф Лауман (Joseph Layman), и «Stephen Hopkins» остался практически без защиты. Но тут артиллеристам на помощь пришел самый юный член команды, кадет Академии торгового флота США (U.S. Merchant Marine Academy) Эдвин Джон О’Хара (Edwin John O’Hara). Приписанный к машинному отделению, он, тем не менее, практически все свое свободное время проводил в тренировках у орудия. Как оказалось, все это было ненапрасным. Под руководством смертельно раненного Уиллета О’Хара сумел сделать еще несколько выстрелов.

В 9:18 Герлах приказал прекратить огонь. Оба корабля охваченные пожаром раскачивались на волнах без движения неподалеку друг от друга. Всего бой продлился около 20 минут. Однако повреждения нанесенные противниками друг другу оказались фатальными для обоих.

Всего в течение боя американцы добились около 35 (!) попаданий в «Штир». Он потерял ход, пожар подбирался к трюму № 2, где еще оставалось 19 торпед, грозя взрывом. Затоплением пороховых погребов эту проблему удалось решить лишь частично, так как в ходе боя была выведена из строя система пожаротушения. В 10:14 на рейдере удалось дать ход, но уже через 10 минут из-за разгоравшегося пожара машинное отделение пришлось оставить и «Штир» остановился навсегда. После того как в 10:58 доложили, что пожар в машинном отделении вышел из-под контроля, Герлах дал приказ оставить корабль и перейти на «Танненфельс». Всего в ходе боя на вспомогательном крейсере было убито 4 (по другим источникам – трое), среди них главный врач, и ранено 33 человека. В 11:47 горящий «Штир» взорвался и затонул. Его команда была благополучно доставлена «Танненфельсом» в Бордо 8 ноября 1942 г. Так закончилась несчастливой одиссеи Хорста Герлаха и его команды.

«Stephen Hopkins» за время сражения получил большие повреждения. Оставшись без хода и, будучи охваченным огнем, он дрейфовал неподалеку от рейдера. В ходе боя погибли капитан Пол Бак, старший помощник Ричард Можковски (два варианта написания фамилии Richard Mocskowski / Moczowski), второй и третий помощники Джозеф Лауман и Вальтер Ниберг, радист Хадсон Хевей (Hudson Hewey). Второй механик и стюард смогли спустить спасательную шлюпку, на которую перешли 19 оставшихся в живых из 56 (в других источниках 61) человек команды американского транспорта. Пятеро из них было тяжело ранено. Около 10:00 они оставили «Stephen Hopkins», который вскоре затонул. Воспользовавшись дождевым шквалом, шлюпке удалось уйти незамеченной для наблюдателей «Танненфельса». Отважных моряков ждало изнурительное 1800-мильное путешествие без каких-либо навигационных приборов, которое закончилось через месяц 27 октября на побережье Бразилии в небольшой рыбацкой деревушке Барра-да-Страбапоана в 22 километрах от Рио-де-Жанейро. Четверо из них умерло в ходе плавания.

Теперь несколько слов о пленных моряках с потопленных судов. Экипажи «Gemstone» и «Stanvac Calcutta» в свое время были переданы на «Шарлотту Шлиманн» и попали в Японию. А вот спасенным морякам с «Dalhousie» невольно пришлось поучаствовать в бою с «Stephen Hopkins». Перед гибелью «Штира» их перевели на «Таннефельс» и в очень тяжелых условиях, вызванных нехваткой пищи и необходимостью дышать испарениями нефтепродуктов, доставили во Франции. Тем не менее, они все остались живы, за исключением Стюарта Гроува (Steward Grove), который, надев спасательным жилетом, в 20 милях от французского побережья выпрыгнул за борт, намереваясь вплавь достичь берегов Испании. Больше никто его не видел…

Карьера «Штира» оказалась самой неудачной и быстротечной из всех девяти германских рейдеров действовавших в мировом океане. Она продолжалась 139 дней. За это время было потоплено всего 4 корабля суммарным водоизмещением 30278 брт.

Оказавшись в рейхе, Герлах ни как не мог поверить, что его противником был медлительный и слабовооруженный «либерти». Он утверждал, что принял бой со вспомогательным военным кораблем, а то и вспомогательным крейсером. Впоследствии он с сентября 1943 г. по сентябрь 1944 г. занимал должность командующего флотилией охраны побережья «Пелопоннес». После войны, как и многие, Герлах долгое время жил в нужде, работал водителем. Во время маневров НАТО призывался как офицер запаса. Он умер в 1970 г.

Его противники получили в США громкие почести. Энсин Кеннет М. Уиллет был посмертно награжден Военно-морским крестом (Navy Cross) за доблесть. В его честь был назван эскортный миноносец DE-354 «Kenneth M. Willett», вступивший в строй в 1944 г. Кроме этого его именем и именем кадета Эдвина Джона О’Хара были названы строения в Академии торгового флота США в Кингз-Пойнт Нью-Йорк (King’s Point, NY), которая единственная из всех учебных гражданских учреждений США получила право на подъем боевого флага. Имена капитана Пола Бака и старшего помощника Ричарда Можковски были присвоены транспортным судам типа «либерти». Известный английский историк флота С. Роскилл написал о команде «Stephen Hopkins»: «Личный состав судна провел бой, которым могут гордиться все военно-морские и торговые флоты союзников, и который привел к гибели одного из тяжеловооруженных и опасных немецких рейдеров».

"Либерти" — корабль радиоэлектронной разведки ВМС США. Заложен 23 февраля 1945 года в Портленде, штат Орегон как грузовое судно "Simmons Victory", одно из многочисленной серии так называемых «Судов Победы» (Victory ships), строившихся во время Второй мировой войны для трансатлантических конвоев. "Simmons Victory" было передано Морской комиссии 4 мая 1945 года и зафрахтовано Pacific Far East Line, для которой осуществляло коммерческие грузоперевозки. В 1958 году судно было возращено Управлению торгового флота Министерства торговли США для передачи в резерв ВМС США. В феврале 1963 года "Simmons Victory" было приобретено ВМС США и переоборудовано в многоцелевое вспомогательное судно. 8 июня 1963 года переименовано в "Либерти" и получило бортовой номер AG-168. 1 апреля 1964 года было переклассифицировано в корабль технической разведки с бортовым номером AGTR-5. В феврале 1965 года "Либерти" совершил переход с Западного побережья в Норфолк, штат Виргиния, где на него было установлено дополнительное оборудование, позволяющее выполнять задачи по сбору и обработке данных радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности США. В июне 1965 года "Либерти" отправился в своё первое плавание к берегам Западной Африки; затем на протяжении двух лет участвовал в других операциях ВМС США в Атлантике. В 1967 году был направлен в Средиземное море, где во время Шестидневной войны осуществлял радиоэлектронную разведку в восточном Средиземноморье. День 8 июня 1967 года у побережья Синайского полуострова выдался солнечным и ясным. Шел четвертый день арабо-израильской "шестидневной войны". Но на палубе "Либерти", медленно рассекавшего лазурную гладь Средиземного моря в 12 морских милях от берега, царила почти курортная идиллия. Свободные от вахты члены команды, натершись кремом для загара, нежились под ласковым южным солнцем. Даже не верилось, что совсем неподалеку в песках Синая и в районе Суэцкого канала идут ожесточенные танковые и воздушные сражения.

Американцы чувствовали себя в полной безопасности. Их корабль находился в международных водах, а на мачте развивался большой звездно-полосатый флаг, который не могли не заметить самолеты-разведчики ВВС Израиля, с утра 13 раз облетевшие "Либерти" на малой высоте. Моряки махали летчикам руками: ведь США и Израиль были союзниками. Операторы постов радиоперехвата ясно слышали доклады пилотов своему командованию: обнаруженное судно - американское. Только командира корабля коммандера (капитана 2 ранга) Уильяма Макгонагла терзали смутные предчувствия. Получив 5 июня приказ приблизиться к району военных действий, он просил командующего 6-м флотом США вице-адмирала Томаса Мартина придать ему эсминец в качестве эскорта. Но получил отказ. Адмирал заверил его, что в "случае чего" на помощь немедленно будут подняты палубные самолеты с авианосцев. Около 2 часов дня вахтенный радиометрист доложил о появлении на экране радара трех быстроходных надводных объектов, следовавших пересекающимся курсом. Через пять минут один из круживших над "Либерти" израильских самолетов внезапно спикировал на судно. Выпущенные "Миражем" неуправляемые авиационные ракеты - НАРы врезались в палубу и надстройки американского судна. Вслед за этим последовал еще один ракетный залп со второго "Миража". Корпус корабля содрогнулся от множества взрывов, большая часть мирно загоравших на палубе моряков были моментально убиты или покалечены. Развернувшись "Миражи" открыли по "Либерти" огонь из 30-мм пушек, а подошедшие за ними штурмовики "Супер-Мистер" сбросили напалмовые бомбы. Судно запылало сразу в нескольких местах. Уцелевшие члены экипажа под огнем израильских самолетов начали отчаянную борьбу с пожаром и пытались оказать помощь многочисленным раненым. Несмотря на то, что большинство антенн было уничтожено в ходе 20-минутного воздушного налета, радистам удалось поставить аварийную антенну и передать в эфир сигнал "SOS". Сигнал был услышан, но обещанные адмиралом Мартином авианосные самолеты так и не появились ни во время атаки, ни после нее. Тем временем ситуация для "Либерти" приняла еще более худший оборот. Едва самолеты скрылись из вида, как на сцене появились три израильских торпедных катера - те самые надводные цели, обнаруженные ранее радаром. Подойдя к американскому судну на дистанцию 200 метров, катера выпустили по нему свои торпеды. К счастью для американцев, израильские катерники оказались менее меткими, чем их коллеги из ВВС: из пяти торпед четыре прошли мимо. Зато пятая угодила прямо в середину корпуса, где находились основные посты радиоэлектронной разведки и связи. На мгновенье взрыв буквально выбросил "Либерти" из воды и моментально убил 25 человек. В правом борту образовалась 12-метровая пробоина и корабль тут же получил крен в 10°.

Но судну опять повезло. Морякам на нижних палубах удалось задраить водонепроницаемые переборки отсеков и поступление забортной воды в корпус прекратилось. Тем не менее, коммандер Макгонагл приказал своей команде приготовиться к эвакуации. Но как только американские моряки спустили на воду три спасательных плотика, израильские катера тут же потопили два из них пулеметным огнем, а третий втащили к себе на борт. По свидетельству членов экипажа, катера подходили к "Либерти" на дистанцию до 15 метров и явно не могли не заметить на корме судна написанное большими белыми буквами его название - USS LIBERTY, a также характерный для ВМС США крупный бортовой номер на носу - GTR 5. Однако после этого еще 40 минут торпедные катера кружили вокруг искалеченного судна, методично обстреливая из крупнокалиберных пулеметов членов экипажа, тушивших пожар и оказывавших помощь своим раненым товарищам. Хотя на "Либерти" имелись четыре пулеметные установки для самообороны, воспользоваться ими ошеломленным внезапным нападением американским морякам толком не удалось. В один из моментов кто-то лишь дал короткую очередь в воздух, вызвавшую еще более ожесточенный огонь израильтян. Неожиданно катера прекратили обстрел и умчались в северном направлении. Атака на "Либерти" продолжалась 1 час 25 минут. Из 290 членов экипажа 34 моряка были убиты и 171 ранен. Чудом державшееся на воде судно сумело дать ход и стало удаляться в сторону моря, ожидая высланные с кораблей 6-го флота за ранеными санитарные вертолеты. Между тем, через час после окончания атаки к "Либерти" вновь приблизились израильские торпедные катера, на сей раз просемафорившие: "Нуждаетесь ли вы в помощи?". В ответ с "Либерти" просигналили: "Убирайтесь к черту!" Вскоре над судном завис израильский вертолет, набитый вооруженными десантниками, с которого сбросили записку с предложением помощи. Однако американцы, всерьез опасаясь, что союзники намерены добить их судно и уничтожить оставшихся в живых, решительно отказались от их услуг. Вертолет неохотно улетел. Всю ночь оставшиеся в строю моряки не смыкали глаз, ожидая новых израильских атак. Но ночь прошла спокойно. Утром 9 июня к "Либерти" наконец подошел эсминец ВМС США "Дэвис". Однако первое, что услышали от его командира члены команды разведывательного корабля, было приказание забыть все, что с ними случилось. Приказ молчать под страхом военного трибунала получили и раненые моряки "Либерти", переправленные на корабли 6-го флота. Так началась операция сокрытия правды об инциденте. "Либерти" была отбуксирована на Мальту и после спешного ремонта отправлена в США, где ее пустили на слом. Израиль принес официальные извинения США. По версии израильской стороны, американское судно якобы было ошибочно принято за египетский корабль, имевший аналогичный силуэт. Администрация тогдашнего президента Линдона Джонсона безоговорочно приняла все объяснения Израиля и постаралась как можно быстрее закрыть этот вопрос. Ведь в случае вспышки гнева американской общественности, стало бы невозможно оказание Израилю широкомасштабной военной помощи. Результаты ведомственных расследований, проведенных комиссиями ВМС США, были засекречены. Командир корабля У.Макгонагл в 1968 году был чуть ли не тайком награжден высшей американской наградой "Медалью почета" Конгресса США. Спустя несколько лет Израиль также выплатил США в общей сложности более 13 млн. долларов в качестве компенсаций за нанесенный материальный ущерб и для выплат раненым и семьям погибших моряков с "Либерти". Однако, несмотря на все усилия, властям США и Израиля не удалось предать инцидент полному забвению. В 1982 году была создана "Ассоциацию ветеранов "Либерти", провозгласившая своей целью установление всей правды о трагедии 1967 года. Требования Ассоциации к конгрессу США о проведении полного и независимого расследования поддержали весьма видные политики и военные, в частности бывший госсекретарь Дин Раек и бывшие начальники штаба ВМС США адмиралы Арли Берк и Томас Мурер, а также ряд конгрессменов. Но до сих пор официальные власти США не хотят и слышать о возобновлении следствия по этому делу. Более того, ветеранов "Либерти" постоянно обвиняют в антисемитизме и подвергают травле в контролируемых произраильским лобби США СМИ. И это несмотря на то, что среди убитых и раненых израильским ракетами и пулями моряков было немало американцев еврейского происхождения. За минувшие 35 лет в США и других странах вышло несколько книг и документальных фильмов о "Либерти", в которых излагаются разные, зачастую противоречивые версии инцидента, приводятся воспоминания очевидцев и свидетелей, как с американской, так и с израильской стороны. В Интернете существуют даже несколько сайтов, посвященных этой теме. Судя по размещенным там материалам, большинство ветеранов "Либерти" и независимых исследователей убеждены, что израильский удар по судну был преднамеренным, а официальная версия не выдерживает никакой критики.

В частности, давно уже опровергнуты утверждения израильской стороны о том, что в момент атаки "Либерти" якобы не несла американского флага и двигалась с "характерной для боевых кораблей" скоростью более 30 узлов (на самом деле 5 узлов). Абсурдно выглядит также и утверждения Израиля, что его летчики и моряки перепутали "Либерти" - довольно крупное судно водоизмещением более 10 тысяч тонн с характерным силуэтом из-за больших параболических антенн, со старым египетским транспортом "Аль-Кусейр" водоизмещением 2600 тонн, предназначенным для перевозки лошадей. Разве могла лучшая в мире израильская разведка сделать столь идиотскую ошибку? В настоящее время существуют несколько альтернативных версий причин израильской атаки на "Либерти". Наиболее распространенная -это так называемая "голанская версия". Согласно ей, генеральный штаб ВС Израиля не хотел, чтобы США преждевременно узнали о планировавшейся на 9 июня операции израильской армии по захвату у Сирии Голанских высот. Мощная аппаратура радиоразведки на борту "Либерти" позволяла прослушивать и расшифровывать все переговоры по израильским военным сетям и оперативно передавать полученные данные в Вашингтон. Малоизвестный до сих пор факт: "Либерти", формально входившая в состав ВМС США, фактически управлялась Агентством национальной безопасности (АНБ) США - сверхсекретным ведомством, отвечающим за глобальный электронный шпионаж. Таким образом, отдав приказ потопить "Либерти", израильский генштаб возможно стремился сохранить в тайне свои военные планы, ибо опасался утечек информации в Вашингтоне к советской или арабской разведке. В последнее время появились и другие версии. В частности, некоторые исследователи утверждают, что американское разведывательное судно могло перехватить переговоры израильских военных о расстреле ими свыше 1 тыс. пленных египетских солдат в Эль-Атшш на Синае. Начальником генштаба Израиля в то время был генерал Ицхак Рабин, впоследствии премьер-министр и лауреат Нобелевской премии, убитый еврейским националистом в 1995 году. Вот он якобы и отдал приказ "убрать" нежелательного свидетеля израильских военных преступлений. Однако помимо причин нападения израильских военных на "Либерти", в этом деле есть и еще один вопрос. Почему же правительство США не пришло на помощь своим морякам, зная, что их более часа безнаказанно расстреливают и убивают военные силы другого государства? Бывший офицер судна Джеймс Иннес, кстати, автор известной книги "Нападение на "Либерти", в опубликованной недавно в газете "Нейви тайме" статье назвал это "актом предательства на море". Некоторые ветераны "Либерти", которых после инцидента ранеными доставили в госпиталь авианосца Америка, рассказывают о своем конфиденциальном разговоре с контр-адмиралом Лоуренсом Рейсом, командовавшим в то время авианосными силами 6-го флота. Адмирал тогда признался, что, получив сигнал SOS с "Либерти", он доложил об этом командующему флотом и в Вашингтон. После этого он поднял в воздух ударную группу из 12 самолетов с авианосца "Саратога", ближе всего находившегося от места инцидента. Однако адмирал тут же был вызван на связь самим министром обороны Робертом Макнамарой, приказавшим немедленно вернуть самолеты. Спустя 90 минут, получив доклад о торпедной атаке на "Либерти", Гейс повторно поднял в воздух самолеты. Но последовал еще один звонок от Макнамары с приказом дать отбой спасательной операции. Когда же адмирал потребовал подтверждения приказа, он услышал в трубке голос самого президента Линдона Джонсона: "Мне плевать, если даже этот корабль утонет и все там погибнут! Я не поставлю наших союзников в неудобное положение". Был ли такой разговор на самом деле или нет, остается только гадать. В Вашингтоне и Иерусалиме сейчас мало кто желает вспоминать о трагедии "Либерти", обстоятельства которой продолжают упорно замалчиваться официальными инстанциями.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!