Переход от количества к качеству примеры человек. Качество и количество

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как идет развитие. Он раскрывает механизм изменения, показывает, в каких формах эти изменения происходят. Согласно этому закону развитие осуществляется в результате перехода из одного качественного состояния с присущими ему количественными характеристиками в другое качественное состояние с новыми количественными характеристиками. Прежде чем раскрыть содержание данного закона, рассмотрим понятие "качества"; "количества" и "меры". Качество, количество, мера, а также скачок - основные категории, которые входят в определение данного закона.

Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предмета, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество - это единство моментов числа и величины. Для того, чтобы найти количественную определенность предмета, надо сравнить его свойства с однородными свойствами некоторого другого предмета, принятого за эталон или отправную величину для измерения.

Мера - это определенный количественный интервал значений свойств, в рамках которого может существовать данное качество. Т.е. переломные пункты, начиная с которых дальнейшие количественные изменения приводят к коренным качественным изменениям, называются границами меры. Границы меры не всегда имеют точные, фиксированные значения. Мера точно определена, если изменения качества зависят от одного-двух определяющих параметров, как это имеет место во многих явлениях неорганической природы. Но мера может быть подвижной и изменчивой, если изменения качества зависят от большого количества параметров, как это имеет место в биологии и общественных явлениях.

Количество и качество взаимосвязаны и взаимосвязь эта представляет собой единство противоположностей (количество постоянно изменяется, качество относительно устойчиво, остается неизменным, пока количественные изменения не достигнут определенного предела, не выйдут за границы меры. Выход количественных изменений за рамки меры обусловливает изменения качества, его преобразования в другое качество. Но с появлением нового качества изменяются и количественные характеристики, появляется новая количественная определенность).

Предметы могут изменять свое качество:

1) путем количественного прибавления или уменьшения вещества, энергии и информации в результате взаимодействия предмета с окружающей средой;

2) путем перераспределения вещества и энергии в рамках данной структуры (мутации внутри хромосомы, происходящие путем перемещения участков хромосомы);

З) путем замещения хотя бы одного из элементов структуры качественно иным элементом;

4) путем изменения качества хотя бы одного из элементов, составляющих данную структуру предмета;

5) в результате увеличения или уменьшения времени существования объекта или в силу изменения мощности множества событий, благодаря чему маловероятные события превращаются в весьма вероятные и наоборот.

Переход от старого качества к новому качеству всегда связан со скачком.

Скачок представляет собой период или фазу коренного изменения качественного состояния, когда новые условия и внутренние связи становятся несовместимыми со старой формой их организации и последняя подвергается ломке. В ходе скачка происходит перестройка внутренних связей, разрыв старых связей и установление новых.

Скачки подразделяются на:

1) механические, физические, химические, биологические, социальные

(исходя из форм движения материи);

2)быстрые и медленные (исходя из времени протекания);

3)одинарные и комплексные (исходя из их масштаба);

4) коренные и некоренные (исходя из характера преобразований);

5)прогрессивные, регрессивные, одноуровневые (исходя из их роли);

Метафизическое истолкование данного закона состоит в абсолютизации либо количественных, либо качественных изменений.

· Понятии о законах диалектики

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количества в качество часть 1

· Закон перехода количества в качество часть 2

· Закон отрицания часть 1

· Закон отрицания часть 2

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.



2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:

5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

10. Метафизическое отрицание – отрицание, как простое уничтожение.

11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал: «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

16. 1.оно есть условие и момент развития;

17. 2.оно есть момент связи нового со старым.

18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям, но и сохраняет положительное, содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития.Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:

1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:

1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания, т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон (круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности (змей – Горыныч, баба Яга).

Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей)

Законы диалектики.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить эту тождественность. Противоречие, борьба между едиными -тождественностью и отличием - приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Скачок присущ любой материальной системе – это переход системы от одного качества в другое. Скачок – это момент или стадия. Различают скачки:

По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

По времени протекания – скачок-взрыв и постепенный скачок, свойственный системам с гибкой структурой;

Одинарные и комплексные;

Коренные и некоренные скачки;

Глобальные и локальные;

Необходимые и случайные;

Прогрессивные, регрессивные и одноуровневые.

Закон единства и борьбы противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Изменение качества в своей основе – это прибавление или убавление вещества, энергии. Но существует и обратный процесс: качество в количество. При этом качество:

1. определяет характер и направление количественных изменений,



2. оказывает существенное влияние на скорость протекания количественных изменений,

3. определяет меру данного явления.

Таким образом, закон обусловливает качественные изменения количественными и в своей определяемости количества качеством. Качество – это свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Любая материальная система обладает значительным количеством свойств. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – на феноменологическом уровне, на сущностном уровне – качество – это целостность, тождественная внутренней определённости объекта.

Качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности.

Каждая категория дополняет друг друга и понимаема в совокупности качество через количество и наоборот (количество как степень развития качества). Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Мера – как взаимосвязь количества и качества.

Всякий предмет имеет:

Меру непосредственного бытия (например, жидкое состояние воды);

Субстанциональную меру (структурная организация системы: на химическом уровне вода – Н 2 О).

Мера выражается числом (безмерность это тоже мера, но деформированная в количественное отношение). Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия


В системе основных законов диалектики закон перехода количественных изменений в качественные выполняет роль «механизма» движения и развития, т.е. показывает, как, каким образом совершается движение и развитие. Само название этого закона дает нам в общем виде ответ на данный вопрос: развитие совершается в виде перехода количественных изменений в качественные.

Прежде всего что такое качество, что такое количество? Мир един в своей материальности, но бесконечно многообразен по формам существования. Наличие этого многообразия дает возможность определить каждый объект и явление, выделить его из общего многообразия, найти в каждом предмете нечто, характерное для него. Основными и всеобщими характеристиками, по которым мы различаем предметы, и являются качество и количество. диалектический понимание учение бытие

Качество объекта - это основное, существенное в нём, что отличает его от других объектов, благодаря чему данный объект является таким, а не другим. Поэтому качество неотделимо от объекта; если изменяется качество, то это значит, что изменяется сам объект, и наоборот, если изменяется объект, то изменяется и качество его. Например, если уничтожить такие качественные характеристики капитализма, как частная собственность и эксплуатация наемного труда, то это значит уничтожить капитализм, ибо он не может существовать без указанных характеристик.

Качество объектов обнаруживается, проявляется при взаимодействии с другими объектами через свойства. Свойством тел называется проявление их качества в процессе взаимодействия. Качество объекта может проявляться через множество свойств. Например, жизнедеятельность организма как его качественная определенность проявляется в таких его свойствах, как обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость и т.д. Все эти свойства существенны для организма.

Кроме качественной определенности объекты имеют еще и количественную, т.е. они бывают различных размеров, имеют разные величины, скорости и т.д. Поэтому количественная определенность объектов выражается числом, объемом, степенью, темпом и т.д.

Количественная определенность объектов, так же как и качественная, существует объективно и в неразрывной связи с самими объектами. В природе нет количеств и качеств самих по себе, а есть объекты, обладающие качественной и количественной характеристикой. Однако роль каждой этой определенности различна в объекте. Если качество тождественно самому объекту, т.е. мы можем сказать, что качество объекта - это сам объект, то подобное мы не можем сказать о количественной характеристике объектов, ибо количество не является самим объектом, оно выражает лишь степень и величину его качеств, свойств. В отличие от качества природа количества единая во всех объектах, поэтому-то количество выражается в таких величинах, которые сравнимы между собою. Идет ли речь о молекулах или галактиках, о клетках или организмах -- количества их сравнимо и может быть выражено числом, в одних и тех же математических уравнениях. Этого нельзя сказать о качествах.

Невозможно подвести под какой-либо общий качественный показатель качественно различные объекты; общего качественного эквивалента не существует. Поэтому на практике сравнение между качественно различными объектами осуществляется в количественных показателях. При обмене товаров таким эквивалентом является их стоимость как количественное выражение общественно необходимого труда, затраченного на их производство.

Качество и количество выступает друг по отношению к другу как противоположности. Это выражается в том, что они не могут существовать раздельно. Их бытие как количества и качества проявляется только во взаимном существовании. Это значит, что качество является качеством только тогда, когда оно выражено в определенном количестве (величине), а количество существует как таковое только тогда, когда оно выражает величину, размеры какого-то качества. Противоположность количества и качества заключается также и в том, что качество выражает прерывность материи, те. дифференцированность, разделенность ее на определенные качественные предметы и явления, тогда как количество выражает непрерывность материи, ибо оно по своей природе одинаковое во всех качественно различных предметах, а поэтому может исследоваться одной и той же наукой - математикой.

Единство количества и качества в предмете называется мерой. Понятие «мера» имеет очень важное значение для понимания сути закона перехода количественных изменений в качественные. Упрощенно меру можно представлять себе как «границу» предмета, его «рамки», за пределами которых данный объект, данное его качество не существует. Например, вода как жидкость существует в диапазоне температур от нуля до ста градусов по Цельсию. Каждая элементарная частица имеет такой количественный показатель, как масса, которая строго определена. Масса электрона принята за единицу измерения массы элементарных частиц; исходя из этого, масса протона равняется 1836 электронным массам. Все химические элементы в отношении меры также строго определены. Достаточно ядро того или иного химического элемента увеличить или уменьшить на один протон, как произойдет переход в другой химический элемент.

Но в реальной действительности имеется множество и таких явлений, у которых мера не строго определена и объект в этом случае может иметь различные размеры. Но даже и в этом случае имеются свои пределы. Например, феодализм не может существовать при машинной индустрии, а классический капитализм не сможет сохранить свое господство в век полной автоматизации производства.

Итак, независимое от того, строго ли определена количественная сторона объектов или имеет более широкий диапазон, и в том и в другом случае количество в объектах соответствует своему качеству, а это значит, что объект имеет свою меру: единство количественной й качественной определенности, их соответствие друг другу.

В сущности, если бы не существовало меры, то не существовало бы качественного и количественного различия между объектами, следовательно, не было бы и самих объектов.

Взаимосвязь качества и количества проявляется не только в сохранении меры, но и в нарушении ее. Если бы во взаимодействии количества и качества не происходило постоянного изменения количественных и качественных показателей в сторону их увеличения или уменьшения, то мера объектов сохранялась бы, а следовательно, объекты всегда были бы неизменными. Но в реальной действительности такого не бывает. В реальной действительности взаимосвязанно происходят два противоположных процесса: становление меры и нарушение ее, процесс созидания и процесс разрушения. Без этого нет движения и развития.

В законе перехода количественных изменений в качественные как раз и выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности (количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи), а также два противоположных процесса - становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон, по существу, выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные?

Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела».

Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта - это и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, это значит увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). Но это количественное изменение (нагревание) до определенного момента не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния превращается в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, и называется скачком.

Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные, именно в нём и заключается суть данного закона.

Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, - писал Энгельс, - всегда остается скачком, решающим поворотом».

В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается этот процесс перехода. По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые - в химических реакциях, медленные - в макро- и мегасистемах. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на Земле, занявшее миллионы лет, конечно же, было скачком от одного качественного состояния к другому. Но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что в природе незаметны скачки лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне и мгновенно взрываться, распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению или уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений.

Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Ж. Б. Робине (1735 - 1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья».

Вторую точку зрения выразил французский зоолог Ж. Кювье (1769 - 1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26.

Ж.Б. Робине и Ж. Кювье, как очевидно, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством - это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений» или «закон перехода количества в качество и обратно». Такое название закона сформулировано Энгельсом в работе «Диалектика природы».

Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития.

Конечно, и эволюционная, и революционная форма, в частности общественного развития, обусловлены объективно. Революция - не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. Трудно в историческом плане революцию оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, к социальным потрясениям, к гибели людей. Однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так во всяком случае было.

Но сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!