Петр Аксенов: «Многие секреты ювелирного искусства в России утеряны. Петр Аксенов: «Отчизны голос — голос лучшей музы

Петр Аксенов родился в 1976 году в Москве в семье фотографа-диссидента Ю. Аксенова и художника-иконописца Л. Шеховцовой. Получив серьезное культурное воспитание в семье, в 1993 году становится студентом Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года.
С детства Петру было привито духовное воспитание. Вместе с матерью он ходил на службы в церковь, становясь участником Божественного таинства. Помимо общеобразовательной школы он обучался живописи и посещал музыкальную школу по классу фортепьяно. После получения среднего образования поступил в 1993 в Московское государственное академическое художественнок училище памяти 1905 года, где в течении трех лет осваивал профессию художника-декоратора.
К тому времени в душе двадцатилетнего Петра назрел конфликт: ему захотелось сделать нечто «вопреки», им овладевает желание стать журналистом. При поступлении в цитадель науки МГУ на журфак Петр потерпел фиаско, после чего в 1996 году Петр делает выбор в пользу фундаментального богословского образования и поступает в Свято-Тихоновский богословский институт на пастырско-богословский факультет. 2002 год защищает диплом на тему «Статус мирян на примере католической церковной организации Opus Dei» в Иоанно-Богословском институте.
По окончании института, Петр, всегда хорошо чувствовавший эстетику театра и кино, отлично знавший историю костюма, начинает работать для «глянца первого эшелона». Также становится организатором многочисленных светских мероприятий, работает для российских дизайнеров моды. В 2003 году Петр разрабатывает концепцию арт-кафе «Галерея» совместно с А.Новиковым, организует в его рамках арт-проекты.
В октябре прошлого года Петр дебютировал в роли дизайнера ювелирных украшений. Художник вдохновлялся русской культурой - роскошным убранством царских покоев, росписями Грановитой палаты и богатством окладов икон.


Особая уникальность Петра состоит в его умении использовать окружающую среду как материал для собственного творчества. Затрагивая даже такую сложную тему, как война ему удается достойно заявить о своей позиции, не оскорбляя и не провоцируя чувства других. Размышлять о человеческих слабостях будь то «фетиш» красивых вещей или культ идеального тела, он продолжает, как и прежде, руководствуясь главным правилом, озвученным в свое время иеромонахом Амвросием Оптинским: «….Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение».



_______________________________________________________________________

26 августа 2017, 13:50

Человек-самовар в шапке Мономаха, закусывающий после охоты ледяной штоф водки расстегаем с перепелками и молочным поросенком. Таким, если судить, как у нас принято - по одежке, представляет себя ювелир и батюшка всея Руси, а по совместительству - главный друг светских дам Петр Аксенов.

Однако, достоверно известно только то, что он создает украшения и обнимается для фото с каждой женщиной, муж которой готов его поддержать не словом, но делом. Начинал - как и многие другие "боги" нашего местечкового Олимпа - творя о себе легенды. В частности, о так называемом "богословском", затем художественном образовании. Подтверждений полученного образования найти не удалось, как нет подтверждений и старательно имитируемому благосостоянию вкупе с дворянской родословной.

Стиль Петра - это купеческий православный шик прямиком из города, например, Гусь-Хрустальный (да, да, не всем же славянофилам быть из Усть-Каменогорска) на стыке веков. Каких именно веков, предпочитаю не уточнять, ибо стиль универсальный: византийская роскошь помноженная на барокко, рококо и ренессанс вместе взятые.

В благородном происхождении Петра, сами видите, сомневаться не приходится. Иногда, правда, он забывается, какой именно дворянин был его далеким предком по материнской линии, а потому выглядит как потомок Султана Сулеймана от 128 жены из Херсона. Это может диссонировать с кадилом, которое подошло бы как аксессуар для многих православных образов Петра. На заметку светским модницам: одно из двух - либо кадило, либо чалма, иначе образ "перегружен".

В суждениях своих Петр строг и даже категоричен. Характерный прищур в адрес тех нерадивых православных, кто проигнорировал Петровский пост, известен многим из издания, которое "партер".

Сам Петр образ жизни ведет культурный и богобоязненный, в порочащих его связях с женщинами замечен, не был. По собственному утверждению, высказанному в интервью Эху Москвы в феврале 2010 года Петр "постом старается не драться". А это уже, знаете ли, не мало.

Некоторую тень на безупречный образ московского дэнди отбрасывают слухи о том, как он просил взаймы у Оксаны Лаврентьевой и не только небольшую сумму этих проклятых денег - а куда без них - на лечение отца, после того как годами ранее на это самое лечение ему уже выделяли лепту другие обеспеченные товарки. У нас ведь как? Не каждый следует Евангелию. "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне". Знает, и левая рука, и правая нога, и даже от Ксении Собчак сокрыть не удалось.

А вот фото из прошлого, когда Петр еще не успел превратиться в главного ценителя славных российских дворянских традиций.

Чтобы завершить свой пост на оптимистической ноте, хотела бы сообщить уездным графиням, купчихам и княжнам с приданым или достойным жалованием, любящим культуру и изобразительное искусство, что Петр все еще не встретил суженую, но кольцо уже наготове.

Продолжение следует. Следующий модник в сандалиях с носками уже ждет своего часа.

Все фотографии найдены и одолжены на просторах интернета.

Родился в селе Павловское, Лебединского района, Липецкой области.
Окончил Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт, по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Академик Российской экологической академии, почетный профессор Московского юридического института МВД РФ, действительный член Российской Академии естественных наук, доктор экономических наук.
Женат, имеет двоих детей, 4-х внуков.
Этапы трудовой деятельности
Трудовую деятельность начал каменщиком Треста Мосстрой-16.
Занимал различные руководящие посты в строительной сфере. С должности управляющий Ремстройтрестом перешел на работу в местные органы власти.
1991-1993 годы - первый заместитель префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы;
1993-2000 годы - префект Юго-Западного административного округа г. Москвы, член Правительства Москвы;
2000-2002 годы - префект Южного административного округа г. Москвы, член Правительства Москвы;
2002-2007 годы - первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы;
2007-2008 годы - первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики и реконструкции города Москвы;
2008-2011 годы - первый заместитель руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы;
С апреля 2011 года - первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы.
Награды и почетные звания
Орден «Знак Почета» (за строительство Олимпийских объектов)
Орден Почета
Орден Дружбы народов
Медаль «300 лет Российскому Флоту»
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «В память 1000-летия Казани»
Медаль «За отличие в ликвидации последствий ЧС»
Почетная грамота Правительства Российской Федерации
Почетная грамота Правительства Москвы
Благодарность Президента Российской Федерации
Почетное звание «Заслуженный строитель Российской Федерации»
Нагрудный знак «За отличие в службе II степени
Нагрудный знак «Почетный строитель Москвы»
Нагрудный знак Губернатора Московской области «За полезное»
Полный кавалер ордена Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского.
Организует выполнение Адресной инвестиционной программы города Москвы, в части проектирования, строительства и отвечает за ввод в эксплуатацию в установленные сроки объектов:
- Государственной программы «Развитие транспортной системы»:
подпрограммы «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть»
(включая объекты железнодорожной инфраструктуры);
- Государственной программы «Градостроительная политика»:
подпрограммы «Комплексное обустройство исторического центра,
реконструкция, реновация и реорганизация городских территорий, комплексная городская застройка на периферии города», в части объектов «ММДЦ Сити», (далее - закрепленные объекты).

Как закалялась сталь

Я долго искал себя: был стилистом, фотографом, окончил теологический факультет, увлекся декорированием ресторанов, затем искусством. Но быстро понял, что даже хороший художник часто вынужден идти на компромиссы, чтобы продаваться, а это не моя история. При этом я мужчина и мне всегда нравилось зарабатывать. В моем роду есть и дворяне, однако во мне преобладает купеческая сила, жажда независимости. Меня всегда интересовала мода, но в индустрию не тянуло: жесткий график, следование тенденциям - слишком много ограничений. Сколько себя помню, я всегда коллекционировал ювелирные украшения: покупал перстни на блошиных рынках, камни на развалах в Индии, камеи в дорогих венецианских магазинах, броши и булавки в антикварных лавках на Сент-Оноре в Париже. В 2011 году я снимал фотопроект «Русские сказки» для собственной выставки. Нашел в Большом театре костюмы, ткани, декорации, получил разрешение работать в московском доме Юсуповых с изразцовыми печами, но нигде не мог достать драгоценностей в русском стиле. Тогда я набросал эскизы, по ним выполнили несколько изделий, и получилась первая фольклорная коллекция. Так я стал посвящать все свое время бренду Axenoff Jewellery.

Петр и его команда

Многие секреты ювелирного искусства утеряны. С мастерами тоже непросто: они пьют, их надо строить, договариваться - иногда на коленях, иногда с хлыстом, коробочку конфет везти из Парижа, - ко всем нужен подход. Собственного производства у меня не было, я заказывал предметы частным специалистам, но это невыгодно, и я не мог вникнуть в процесс. Тогда я нашел артель в Костроме, прошел производственный курс, научился выполнять простые вещи на станках. Кострома - вотчина русского ювелирного искусства, там до сих пор живут потомственные мастера, чьи предки четыреста лет назад делали драгоценности для Кремля. Модель я изготавливаю в Москве, анализирую заказы и отправляю в Кострому на коммерческое производство. Недавно меня заинтересовала техника эмали, и я решил выпустить линию недорогих украшений совместно с заводом «Ростовская финифть» - будем возрождать фабричное дело.

Ядра - чистый изумруд

Я долго мучился с закупкой камней: ходил по выставкам в Москве, искал поставщиков, но рынок очень маленький. В Нью-Йорке, куда с конца XIX века свозят сырье со всего мира, найти хорошую жемчужину любого цвета и размера за сорок долларов элементарно, у нас она стоит сорок тысяч рублей, и надо еще постараться ее найти. Мне нравятся поделочные камни, которые добываются на территории России, например - малахит. Но русские говорят: «Из малахита колонны в Эрмитаже!» - думают, что его так и добывают колоннами, а я им предлагаю крошечные сережки. Мало кто представляет, насколько сложна работа с этим минералом: мастера, как мозаику, подгоняют кусочки камня по поверхности. Сейчас нестабильный период, мы планируем сосредоточиться на совсем бюджетной линейке и золоте-бриллиантах, потому что люди, у которых есть деньги, так и будут их вкладывать в вечные ценности.


Когда б вы знали, из какого сора

Редко бывает, что ты выспался, сходил в тренажерный зал, позавтракал геркулесом на воде - и тут пришло вдохновение. Накрывает в самый неподходящий момент. Меня может зацепить архитектурный элемент на площади Сан-Марко, грифон на калитке дома в Греции, обои в Павловском дворце, золотой венок логотипа кондитерской Laduree. Я покупаю каталоги антикварной ювелирки - современная меня категорически не интересует, изучаю архивы Cartier и дома Фаберже, книги по орнаменту, русским промыслам, византийским драгоценностям, костюмам, античности. У меня столько идей, что я не понимаю, как их воплотить до конца жизни. Берешь сказки Пушкина, а там и «Руслан и Людмила», и «Шамаханская царица» - миллион референсов, от русской до восточной темы, которые можно интерпретировать. Западный покупатель обожает все имперское. Актуально развиваться и на Восток - к началу октября готовлю тематическую коллекцию. Я не делаю конкретных исторических реплик, мои изделия довольно эклектичны, но всегда с узнаваемым почерком. Иногда я позволяю себе провокацию, например - серьги с двуглавым орлом, которые стали настоящим коммерческим хитом.

Фильм, фильм, фильм

Работа с художником по костюмам Надеждой Васильевой над фильмом Алексея Учителя «Матильда» оказалась для меня настоящим признанием в профессии. Когда твое творчество может оценить не человек из мира журнальной моды, а специалист с абсолютным вкусом, это автоматически означает переход на новый уровень. Надежда объясняет задачу так: «Кшесинская должна выйти на киносеанс в белом платье, расписанном вручную черными узорами. Она рассталась с Николаем и должна всех поразить своим видом». И я должен предложить что-то такое, что она оценит, например - два ювелирных банта и тиару-ласточку. Я по возможности присутствую на съемках. Недавно снимали сцену, где Матильда идет на балетную репетицию в бриллиантовой короне и сережках - танцевать «Русскую» Чайковского, а Миронов, который играет директора театра, срывает с нее корону и говорит: «Не по чину, не положено!» - потому что балерины репетировали только в бутафорских украшениях. Кшесинская же отличалась тем, что всегда носила подлинные драгоценности. Еще ко мне обратились художники сериала ВВС «Война и мир» с Лили Джеймс в роли Наташи Ростовой. Но с ними было не так захватывающе, ведь они выбирали из имевшихся образцов: «Прекрасно, восхитительно, это для Анны Павловны Шерер, а это для Сони тиара». К декабрьской премьере выйдет одно именная коллекция. По мотивам «Войны и мира» я оформлю для отеля «Астория» новогоднюю елку - с пушками, барабанами, ружьями, которые разбавлю хрустальными люстрами и лошадками. К весне закончу коллекцию «Букет императрицы» - великие княгини, цветы, будуары, а в апреле открою выставку в петербургском Юсуповском дворце, в личных апартаментах Ирины Юсуповой.

Служенье муз не терпит суеты

У меня есть четкое понимание, как продвигать свою марку. Я готов корректно дарить наши украшения, работать с блогерами - для охвата это работает. Но мне важнее, что Axenoff Jewellery носят балерины Большого и Мариинского театров, Диана Вишнева, Лиза Боярская, Ольга Томпсон, Хибла Герзмава, Марина Линчук, Табита Симмонс, Наталья Водянова. Валентина Матвиенко не снимает нашу брошь с самоваром. С развитием бизнеса я реже принимаю частных клиентов, это чересчур энергозатратно: они с тобой отдыхают, а ты-то на работе. Я понимаю, что во многом обязан успехом своим качествам пиарщика, но мне важнее пойти в Новодевичий монастырь и придумать что-то новое, чем отправиться на тусовку.

Родился 25 августа 1946 г. в селе Павловское Лебединского района Липецкой области. Отец - Аксенов Николай Кузьмич. Мать - Аксенова (Дорошина) Александра Антоновна. Супруга - Аксенова София Ярославовна. Сын - Аксенов Владислав Петрович . Дочь - Аксенова Елена Петровна .

Род Аксеновых традиционно отличался мастеровыми, крепкими людьми, где главным культом был культ семьи. Отец был механизатором широкого профиля, мастером на все руки. Мать работала в колхозе, но главным ее занятием были дети.

С детских лет у Петра Аксенова было два увлечения: химия и книги.

После окончания школы он выбрал Ленинградский химико-технологический институт, но не прошел по конкурсу и, вернувшись домой, сдал документы в техникум г.Лебедянь. В те годы отец, участник войны, пехотинец, награжденный несколькими боевыми орденами и медалями, нередко и весьма тяжело болел. Стоял вопрос об операции, семья остро нуждалась в деньгах. Пришлось выбирать профессию, которая могла бы помочь семье материально. Такую профессию подсказал старший брат - каменщик. Так, в 1965 году Петр оказывается в Москве, где начинает свою трудовую деятельность в строительном управлении?76 треста "Мосстрой".

В 1965 г. его призывают в армию. Служба проходила на Западной Украине в ракетных войсках. В 1968 г. после увольнения в запас Петр Аксенов женится и приходит на работу в Ремстройтрест Советского района г.Москвы, в котором ему суждено было проработать без малого 18 лет. Без отрыва от работы он заканчивает вечерний строительный техникум, затем Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (1977 г.) по специальности "Промышленное и гражданское строительство". В течение 11 лет он работает по графику: весь день на стройке, вечером - учеба.

Пройдя должности паркетчика, мастера, инженера, в 1973 г. П.Аксенов назначается главным инженером треста. В это время в Москве идет бурное строительство блочных домов, один за другим вводятся целые микрорайоны, но при этом значительно запаздывает социальная сфера, достраивать и вводить в эксплуатацию которую в Советском районе г.Москвы приходится тресту П.Н.Аксенова . Детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы и масса других объектов, построены в Ленино-Дачном, Орехово-Борисово, Коньково, Чертаново, Бирюлево.

В 1978 г. П.Н.Аксенов назначается управляющим ремстройтрестом. В 1986 году проводится ротация кадров и ему предлагают пост заместителя председателя исполкома Советского райсовета.

В сентябре 1990 г. на заседании районного Совета народных депутатов происходят выборы председателя. П.Н.Аксенов выставляет свою кандидатуру. Он один из 16-ти претендентов на эту должность, но один из немногих, у кого есть и производственный опыт и навык управления районом. В первом туре голосования ему не хватило 5-6 голосов, чтобы победить своих соперников. Однако во втором туре он с большим отрывом побеждает и занимает пост Председателя исполкома Советского райсовета.

В период коренной перестройки структуры управления городом в 1991 г. он уже занимает должность заместителя префекта Юго-Западного административного округа г.Москвы, а в октябре 1993 г. его назначают префектом ЮЗАО, членом Правительства г.Москвы.

В миллионном округе надо было решить не только вопросы обеспечения его жизнедеятельности, но и дать новый импульс, адекватный усилиям, которые предпринимает для реконструкции города Ю.М.Лужков. В первую очередь, обеспечить ввод первоклассного жилья в районе Северное Бутово. Здесь практически впервые обеспечивается комплексная застройка всех элементов, которые должны быть в современном городе, чтобы труд, быт, отдых жителей могли быть полноценными. Сегодня Северное Бутово - один из лучших районов Москвы, где для жителей есть все: отличные современные школы, детские сады, поликлиники, широкая сеть бытовых предприятий, размещенных в первых этажах жилых зданий.

ЮЗАО часто называют легкими Москвы: одну треть его площади занимают леса (Битцевский, Тропаревский и другие парки). Однако в 1994 г. в процессе экологического обследования округа были получены неожиданные результаты: жители округа имеют серьезные проблемы с заболеванием бронхо-легочного профиля. В связи с этим была поставлена и решена задача строительства 12 современных оздоровительных центров, где применяются самые новейшие методы профилактики данных заболеваний у детей: горный воздух, ингаляции, фито-коктейли и т.д. Работу этих центров на 70% финансирует префектура, а 30% - вносится всеми управами районов. В 1999 г. вводится в строй уникальный бронхо-легочный санаторий, оснащенный современным медицинским оборудованием, который будет способствовать коренному улучшению здоровья не только жителей округа, но и всех москвичей.

П.Н.Аксенов явился одним из инициаторов реконструкции устаревшего 5-ти этажного жилого фонда, так называемых "хрущевок". Ему пришлось отстаивать эту идею, разрабатывать сложный механизм сноса старых зданий и построить на их месте новое, престижное жилье, причем сделать это за счет внебюджетных источников.

Выход из кризисной ситуации, которая сложилась на промышленных предприятиях округа, его префект совместно с руководителями ряда предприятий находят в создании финансово-промышленного конгломерата и территориально-промышленной зоны с особым статусом, в рамках которой разработан целый ряд уникальных и перспективных проектов. Их цель - обеспечить внедрение самых прогрессивных технологий, оздоровить экономику и финансы предприятий, создать для отечественных и западных инвесторов соответствующие условия.

Сегодня Юго-Западный округ столицы стал экспериментальной площадкой внедрения современнейших технологий управления жилищно-коммунальным хозяйством, развития здравоохранения, образования, местных средств массовой информации.

П.Н.Аксенов - кандидат экономических наук, почетный профессор Московского юридического института МВД РФ. Награжден орденами "Знак Почета" (1980 г.), "Дружбы Народов" (1993 г.), медалью "В память 850-летия Москвы" (1997 г.). За заслуги в области строительства и многолетний добросовестный труд ему присвоены звания "Заслуженный строитель РФ" (1996 г.) и "Почетный строитель Москвы" (1998 г.).

Любимое занятие П.Н.Аксенова - работа. В свободное время он любит посещать театр и концертные залы, слушать классическую музыку, читать историческую литературу. Предпочитает отечественные фильмы, в основу которых положены реальные жизненные ситуации.

Любимые виды спорта - легкая атлетика, лыжи, самбо.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!