Пилоткой называют. Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Близятся майские праздники и мы в Этнопарке «Кочевник» готовимся к ним по-особенному. В праздничные дни маленькие посетители парка будут получать в подарок пилотку – головной убор — символ майских торжеств.

А знаете ли вы историю появления этого предмета одежды?

В Русской императорской армиипилотка появилась в 1913 году как элемент форменной одежды в авиационных и воздухоплавательных частях. Первоначально именовалась «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка», «шапка суконная мягкая складная для лётчиков»), была введена как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог носить её с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема (фуражка для этого не подходила). Пилотка носилась офицерами-лётчиками во время полётов и службы на аэродроме. В конце 1915 года пилотка была введена также в военных училищах, иногда встречалась и в пехоте.

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсонизобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Появление сербской «шайкачи» также датируется серединой XVII века – изначально этот национальный головной убор надевали солдаты речных флотилий на реке Дунай. Если взглянуть на шайкачу сверху – она напомнит перевёрнутую днищем вверх лодку, этот головной убор стал основным в сербской армии в период Первой Мировой войны. Сегодня шайкача является элементом формы офицера сербской армии, а также элементом национального костюма.

Свой прообраз солдатской пилотки был и в России, в качестве официального головного убора сокольих обществ начала ХХ века использовалась чешская сокольичья шапочка. Она совсем уж отдалённо напоминает знакомую нам советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения этого головного убора был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы — были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы — в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации, причём зачастую на их кокарды представляли собой знаки различия, принятые при царской власти, пилоток с красной звёздой было совсем немного.

В 1923 году советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь воздушных и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием.

III. Особенности ношения отдельных предметов военной формы одежды 15. Шапки-ушанки меховые военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета при парадной и повседневной формах одежды и защитного цвета - при полевой. Ношение шапок-ушанок меховых с опущенными наушниками разрешается при температуре воздуха -10 °C и ниже, а с наушниками, завязанными сзади, - при обслуживании вооружения и военной техники, на хозяйственных работах и в других случаях по решению командиров воинских частей. При поднятых наушниках концы тесьмы завязывают и заправляют под наушники, при опущенных наушниках - завязывают под подбородком. 16. Фуражки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета и плетеным шнуром (лакированным ремешком). У офицеров фуражки шерстяные с плетеным шнуром, у остальных военнослужащих - с лакированным ремешком. Высшие офицеры носят фуражку шерстяную с шитьем золотистого цвета на тулье. Фуражки полевые камуфлированной расцветки все военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета - при повседневной форме одежды, защитного цвета - при полевой форме одежды. 17. Пилотки шерстяные военнослужащие носят с кокардой золотистого цвета. 18. Шапки-ушанки меховые и фуражки шерстяные носят прямо, без наклона. Пилотки надевают с небольшим наклоном в правую сторону. При этом козырек фуражки шерстяной должен находиться на уровне бровей, а нижний край шапки-ушанки меховой и пилотки - на расстоянии 20 - 40 мм над бровями. Снятый головной убор в строю и при выполнении строевых приемов держится так, как указано в Строевом уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Вне строя - в левой свободно опущенной руке: шапка-ушанка, фуражка шерстяная и пилотка должны быть обращены кокардой вперед; нижний край шапки-ушанки и фуражки шерстяной должен быть обращен к ноге военнослужащего, а нижний край пилотки - вниз. При головных уборах военнослужащие носят 2 иголки с нитками белого и черного цветов, которые должны находиться: в шапках-ушанках меховых - под козырьком; в фуражках и пилотках шерстяных - под налобником; в фуражках полевых - на отделочной ленте под левым наушником. 19. Воротники меховые носятся только с пальто шерстяным. У высших офицеров - из чистопородного натурального каракуля, у других офицеров - из овчины меховой облагороженной. 20. Верхние изделия носят застегнутыми на все пуговицы или кнопки (текстильные застежки), а плащи и куртки демисезонные, кроме того, - с застегнутым на пряжку поясом. 21. Куртки шерстяные военнослужащие носят застегнутыми на молнию до уровня кокетки. Разрешается ношение куртки шерстяной, застегнутой до верха в ненастную погоду. Плащ-накидку и куртку зимнюю полевую носят с капюшоном или без него. Расстояние от пола до низа предметов: пальто шерстяных и плащей демисезонных (кроме военнослужащих женского пола) - 380 - 400 мм; пальто шерстяных и плащей демисезонных для военнослужащих женского пола - 380 - 420 мм; юбок - 400 - 440 мм. 22. Рубашки (блузки) с длинными рукавами разрешается носить: с галстуком, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней (в служебных помещениях - при летней и зимней) парадной и повседневной вне строя формах одежды; с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) в служебных помещениях (кроме старшин, сержантов, солдат). Рубашки (блузки) с короткими рукавами разрешается носить с расстегнутой верхней пуговицей, без галстука, без кителя шерстяного (жакета шерстяного, куртки шерстяной) при летней повседневной форме одежды, а также с галстуком - по решению командиров воинских частей. 23. Галстуки прикрепляют к рубашке закрепкой установленного образца золотистого цвета между третьей и четвертой пуговицами сверху. Галстуки-банты носят с заколкой установленного образца золотистого цвета. Заколка размещается по центру основных деталей галстука-банта. 24. Брюки шерстяные у офицеров и прапорщиков - с кантами василькового цвета в боковых швах, у высших офицеров - с кантами и лампасами василькового цвета. 25. Костюмы зимние полевые камуфлированной расцветки носят с кашне иссиня-черного цвета или без него. Разрешается ношение курток зимних полевых камуфлированной расцветки с расстегнутой верхней пуговицей, без утеплителя, при ненастной погоде - с капюшоном, поднятым воротником, а офицерам и прапорщикам, кроме того, без ремня поясного вне строя. Брюки зимние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается ношение брюк поверх обуви по решению командиров воинских частей. 26. Куртки летние полевые камуфлированной расцветки носят поверх брюк с застегнутой или расстегнутой верхней пуговицей (с бортами в виде лацканов), с подшитым подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1 - 2 мм над воротником. Офицерам и прапорщикам разрешается ношение куртки летней полевой камуфлированной расцветки без подворотничка. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение в жаркую погоду курток полевых камуфлированной расцветки без майки (футболки) и с рукавами, закатанными до нижнего края нарукавных карманов. Брюки летние полевые камуфлированной расцветки носят заправленными в ботинки с высокими берцами или в сапоги. Разрешается по решению командиров воинских частей ношение брюк поверх обуви. 27. Кашне носят аккуратно заправленным так, чтобы верхний край кашне равномерно выступал над воротником на 10 - 20 мм. 28. Перчатки носят при зимней форме одежды. В других случаях ношение перчаток необязательно. 29. Вместо носков черного цвета военнослужащим женского пола разрешается ношение чулок (колготок) бежевого, серого или черного цветов. Носить носки выцветшие, неустановленного цвета и образца не разрешается. 30. Плащ-накидки камуфлированной расцветки, плащ-палатки защитного цвета военнослужащие носят в ненастную погоду поверх одежды. Разрешается ношение плащ-накидки в сумке для ношения плащ-накидки, а плащ-палатки в скатке - на рюкзаке вещевом. 31. Ремни поясные черного цвета носят: поверх пальто шерстяных, кителей шерстяных, жакетов шерстяных, курток полевых камуфлированной расцветки; под куртками шерстяными, рубашками - с кобурой для пистолета. Ремни поясные должны располагаться: на пальто шерстяных (кроме военнослужащих женского пола) - между первым и вторым снизу рядами пуговиц, а сзади - закладываться за хлястик; на пальто военнослужащих женского пола - над второй снизу пуговицей, а сзади - закрывать пояс пальто; на кителях шерстяных - закрывать вторую снизу пуговицу; на жакетах шерстяных, куртках полевых камуфлированной расцветки - на уровне талии. На ремне поясном, на правом бедре, носят кобуру для пистолета. 32. При полевой форме одежды военнослужащие носят снаряжение (ремень поясной) или разгрузочный (транспортный) жилет и (или) бронежилет с элементами экипировки, определяемыми командирами воинских частей: флягой в чехле (слева сзади), сумкой для гранат (слева спереди), малой лопатой в чехле (справа сзади), сумкой для магазинов (справа спереди); при необходимости прикрепляют сложенную в скатку плащ-палатку наспинным ремнем снаряжения, пропустив концы ремня в петли плащ-палатки; чехол с защитными чулками и перчатками пристегивают к поясному ремню справа сзади (за чехлом с лопатой). Складывание плащ-палатки производят в следующем порядке: складывают плащ-палатку вчетверо (перегибая вдоль и поперек) лицевой стороной наружу так, чтобы петли, пришитые на нижнем ее углу, были с внешней стороны полотна; сложенное полотно перегибают дважды и затем скатывают так, чтобы петли были с внешней стороны скатки. В том случае, когда плащ-палатка не используется, она укладывается в рюкзак вещевой. В рюкзак вещевой укладывают: плащ-палатку, запасные портянки (носки), котелок с уложенными в него кружкой и ложкой, боевой рацион продовольствия (или сухой паек), шлем стальной в чехле маскирующем (в тех случаях, когда он не используется), туалетные принадлежности, полотенце и предметы хозяйственного обихода - в карманы рюкзака вещевого. В необходимых случаях к днищу или к клапану рюкзака вещевого крепятся спальный мешок и коврик термоизоляционный. Защитные плащ, чулки и перчатки помещать в рюкзак вещевой запрещается. 33. Сумки полевые носят на ремне (слева сзади), надеваемом на правое плечо поверх предметов повседневной или полевой формы одежды. 34. Предметы военной формы одежды военнослужащие обязаны носить установленных образцов, исправными, чистыми и отутюженными. Брюки шерстяные должны иметь продольные заглаженные складки (на передних и задних половинах брюк). На других предметах складки не заглаживаются. Обувь должна быть в исправном состоянии и вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы. Ношение обуви с поврежденным верхом, изношенными подошвой и каблуками, сапог с опущенными или завернутыми голенищами запрещается. Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?

пилотки :

Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»

Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.

Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.

Пилотка (от слова пилот) - головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды (в частности, ВС СССР), различной униформы (к примеру, головной убор пионеров и стюардесс) или изыском модельеров женской моды.

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XIX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военачальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!