Пилоток начинается с того что. Советская пилотка как символ прошлого, и связь с нашими предками

Alexis : меня удивляет, что практически вс информация в интернете и выудить её можно максимум за час, если попутно пить кофе. Что я и проделал. А остальным, что, западло? Или интереса нет?

пилотки :

Пилотка пошла от берета, который, как уверяют, был изобретён ещё кельтами. По крайней мере, берет в средневековье был очень популярен и имел разные размеры, форму и раскраску. Значительно позднее на макушке стал пришиваться помпон. Считается, что его ввели в обиход моряки, поскольку помещения на тогдашних кораблях были с низкими потолками и чтобы не набивать шишки, моряки пришивали к беретам помпоны – шарики, набиты волосом, паклей, тряпками – кто чего доставал.

Пилотка (forage cap) (фуражная шапочка) – ведёт начало от небольшой шапки типа берета, который надевали английские кавалеристы в начале восемнадцатого века, когда занимались кормёжкой и чисткой лошадей. Шапка была очень удобной и постепенно стала использоваться во всей армии как вспомогательный элемент военной формы. Во время американской гражданской войны применялось специальное кепи, которое путают с пилоткой. В русский язык вошли слова «фураж» (корм), «фуражир», «фуражка», «кепи» и «кепка»

Впервые официально берет стал элементом военной формы в 1811 году в британской армии как заменитель громоздких головных уборов, которые было трудно использовать в стеснённых обстоятельствах. Однако известно, что неофициально берет использовался уже в 1768 году. Он был вязаный или перешивался из выслужившей свой срок формы, имел всегда круглую форму. Чаще всего она была синего цвета, так как синяя краска тогда была самым дешёвым красителем. Когда шапка стала использоваться как официальный элемент военной формы, были стандартизированы цвет, форма и размер. Головной убор получил в армии название «килмарнокская шапка без полей» (Kilmarnock Bonnet) по имени начавшей выпускать его в 1830 году мануфактуры. Носили боннет с одним опущенным, а другим поднятым боковыми краями, либо ровно.

Килмарнокский боннет был заменён в Шотландии беретом гленгэрри (гленгарри) в 1848, представлявшим собой тот же боннет, но с поднятыми и сплюснутыми обоими боковыми краями. Изобрел его полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри чтобы как-то выделить свой полк. В остальной армии Англии продолжали носить обычные береты. Когда появились воздушные силы, пилоты вынуждены были менять при полётах боннеты на шлемы. Береты складывал поплам, а затем отгибали края, превращая их в узкую полосу, которую удобно засунуть под погон, за пояс или в карман. Помпон убрали, чтобы не мешал. Разворачивать берет ленились и так и напяливали его в сложенном виде. Это и были первые пилотки. Называли их "fore-and-after" (можно перевести как «двуносые»). Вскоре их стали использовать все, кто служил в воздушных силах. Береты с помпонами стали парадной формой, сложенные пополам береты без помпона распространились во всей английской армии. Тогда их стали шить специально, превратив в настоящие пилотки. В Первую мировую войну пилотки, как удобная форма одежды, распространились в армиях всего мира. Про русский путь уже сказано. Сегодня пилотка используется как элемент форменной одежды в самых разных сферах.

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Александр Ситников

— ПИЛОТКА: Введена приказом Наркома Обороны СССР №176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка для командного состава изготовляется из шерстяной ткани, однородной с френчем (гимнастеркой). Цвет пилотки: для командного состава воздушных сил - синий, для командного состава авто-бронетанковых войск - стальной, для всех остальных - хаки.

Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди пилотка имеет звезду из сукна (являющейся «подкладкой» металлической звезде красного цвета), а по верху бортиков и швам колпака - канты. Цвет звезды и кантов - по роду войск. У артиллеристов суконная звезда чёрная, канты красные. У пехотинцев и суконная звезда и канты малиновые.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР №005 от 1 февраля 1941 года. - «Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941 г. и полностью закончить к концу 1942 г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.»

Пилотка для рядового и младшего командного состава также введена приказом №176 от 3 декабря 1935 года. Пилотка состоит из колпака и двух бортиков. Колпак делается на хлопчатобумажной подкладке, а бортики из двух слоев основной ткани. Спереди крепится красноармейский значок - красная пятиконечная звезда при повседневной форме одежды и с февраля 1941 г. звёздочка защитного зелёного цвета.

— ФУРАЖКА: Введена приказом Наркома Обороны №176 от 3 декабря 1935 года. Фуражка изготовляется из сукна или камвольных тканей, однородных с материалом френча. Подкладка фуражки - сатиновая. Подтулейник - из дермантина. Перед фуражки прямой, слегка выпуклый, с жесткой стойкой, внутрь вставляется металлический каркас. Высота околыша фуражки 4,3-4,5 см. Высота тульи 4,8-5,0 см. Козырек фуражки фибровый, черный, лакированный, удлиненной формы. Над козырьком, к желтым форменным латунным пуговицам, пристегнут черного цвета подбородный ремешок. По краю донышка и верху околыша фуражки имеют кант. Цвет канта, околыша и донышка - по роду войск (у артиллеристов околыш чёрный, кант красный; у пехотинцев и околыш и кант малиновый). Звезда на повседневной фуражке красного цвета.

Полевая фуражка была введена в феврале 1941 года согласно приказу об отмене цветных элементов формы на военное время. Была полностью изготовлена из ткани защитного цвета и имела звезду также защитного цвета.

№1 -Лейтенант-артиллерист в полевой пилотке; №2 -Ефрейтор в офицерской пилотке с цветными кантами; №3 -Офицерская и солдатская пилотка; №4 -Рядовой артиллерист ИПТА в полевой фуражке; №5 -Лейтенант-артиллерист в повседневной фуражке и с повседневными погонами; №6 -Повседневная и полевая офицерская фуражка.

— ЗИМНЯЯ ШАПКА-УШАНКА: Была введена приказом Наркома Обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года. Шапка-ушанка состоит из окола, колпака, козырька и назатыльника с наушниками, завязывающимися на тесьму. Шапка-ушанка для высшего, старшего и среднего командного состава изготавливается из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для военнослужащих срочной службы из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета. Высшему, старшему и среднему командному составу разрешается шить шапки за свой счет из натурального барашка или серого каракуля.

До февраля 1941 года использовались только красные звёзды, после февраля 1941 года были введены звёзды защитного зелёного цвета для полевой формы одежды.

— ЗИМНЯЯ ШАПКА-ФИНКА: На снабжении РККА с 1931 г. по 1940 г. Плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею. Материалы изготовления - сукно, ватин, бязь, мех стриженной цигейской овчины.

Кубанка изготавливается из черной мерлушки высотой 10-11 см. Верх кубанки для терских казачьих частей - светло-синего цвета, для кубанских - красного. По верху донышка кубанки крестообразно нашивается в два ряда: для рядового состава - черный сутаж, для командного и начальствующего состава - золотой сутаж или золотой галун шириной 4 мм. Спереди крепится металлическая звездочка установленного образца.

Отменена приказом Наркома Обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года - «Переход на новые виды обмундирования начать с 1 октября 1941 г. и полностью закончить к концу 1942 г. Выдачу вновь вводимых на снабжение предметов обмундирования производить по истечении сроков носки предметов старой формы.»

— ПОДШЛЕМНИК ШЕРСТЯНОЙ ТРИКОТАЖНЫЙ: Подшлемник зимний шерстяной для РККА. В соответствии с ТУ цвет - «серый меланж», вязанный из скрученных черных и белых нитей. В реальности могли быть разных цветов.

№1 -Иллюстрация шапки-финки; №2 -Иллюстрация кубанки; №3 -Иллюстрация трикотажного подшлемника.

— КАСКА / ШЛЕМ: СШ-40 (стальной шлем образца 1940 г.) изготавливался из стали толщиной 1,9 мм. Подшлемник из дерматиновых подушек с ватной набивкой при необходимости снимался, и каска надевалась на ушанку. В каске образца 1940 года Красная Армия провоевала всю войну. Каски окрашивались в стандартный защитный цвет 4БО без нанесения каких-либо дополнительных обозначений и знаков различия. В очень редких случаях на лобовую части каски наносили трафаретную красную звезду. Зимой каски красились белой краской или составами на основе извести или мела (). Пример СШ-40 с крайне редкой винтовой камуфляжной окраской на зиму под Ленинградом- .

На начальном этапе войны также довольно массово использовались предыдущие модели - СШ-36 и СШ-39 . Но уже к концу 1941 г. их практически полностью вытеснила СШ-40 и старые модели стальных шлемов(касок) стали встречаться крайне редко. На лобовой части этих касок рисовались по трафарету контуры красной звезды. В феврале 1941 года эти звёзды надлежало закрасить в связи с отменой цветных элементов на форме в военное время.

№1 -Рядовой артиллерист в шапке-ушанке; №2 -Санинструктор кавалерии в кубанке. Июнь 1942 г.; №3 -Иллюстрация советских касок и зимних шапок; №4 -Советский снайпер в СШ-36. Август 1941 г.; №5 -Солдат в каске СШ-39; №6 -Мл. лейтенант-артиллерист в СШ-40.

Головные уборы генералов Красной Армии 1940-1945 гг.

— ФУРАЖКА: Генералам РККА было положено два типа фуражек: повседневная и полевая.

Повседневная фуражка введена приказом Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года. Фуражка цвета хаки из материалов, однородных с кителем. Высота тульи 5 см. Козырек фибровый черный, лакированный. Над козырьком к золоченым пуговицам пристегивается плетеный золоченый шнур из филиграна. По краю донышка и верху околыша фуражки - канты. Цвет околыша и кантов - по роду войск. Посередине околыша, над шнуром эмалевая звезда с серпом и молотом на двух золоченых ободках. Серп и молот, края звезды и два ободка - золоченые. На фуражке генералов авиации спереди посередине околыша и тульи вышитые позолоченные эмблемы: верхняя - на расстоянии 5 мм от канта донышка, а нижняя - на расстоянии 8 - 10 мм от нижнего края околыша.

Полевая фуражка ни в приказе Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года (о введении формы обмундирования для генералов), ни в приказе Наркома обороны СССР № 005 от 1 февраля 1941 года (где отменялись цветные элементы формы на военное время) никак не значится, но именно в 1941 появились генеральские фуражки целиком цвета хаки.

— ПАПАХА: Введена приказом Наркома обороны СССР № 212 от 13 июля 1940 года. Папаха изготавливается из натурального серого барашка. Состоит из мехового окола, суконного цветного колпака, и стеганной на вате тульи с шелковой подкладкой. Цвет колпака соответствует цвету лампасов. Сверху колпака крестообразно нашивается золотистый узкий галун. В центре окола крепится кокарда.

— ШАПКА-УШАНКА: Введена приказом Наркома обороны СССР № 187 от 5 июля 1940 года. Шапка-ушанка состоит из окола, колпака, козырька и назатыльника с наушниками, завязывающимися на тесьму. Шапка-ушанка для высшего, старшего и среднего командного состава изготавливается из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для военнослужащих срочной службы из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета. Высшему, старшему и среднему командному составу разрешается шить шапки за свой счет из натурального барашка или серого каракуля.

№1 -Высший командный состав 13-й гв. СД у входа в блиндаж (слева направо): командир дивизии генерал-майор А.И. Родимцев, начальник штаба подполковник Т.В. Вельский, полковой комиссар Л.К. Щур. 1943 г. Сталинград; №2 -Руководитель тыла Брянского фронта генерал-лейтенант Николай Александрович Антипенко с делегатами из Монголии. 1942 г.; №3 -Генерал-лейтенант В.Д. Соколовский в повседневной фуражке; №4 -Иллюстрация; №5 №6 -Генерал-лейтенант П.А. Белов. 1942 г.; №7 -Генерал Лизюков в полевой фуражке (в центре с звездой ГСС); №8 -Иллюстрация.

Литература / документы:

  • Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии (артикул, состав, цвет, применение). ()
  • Правила ношения формы одежды личным составом красной армии от 15 января 1943 г.
  • Типовой перечень вещевого имущества младшего начальствующего и рядового состава РККА для лета и зимы на мирное и военное время. Введён приказом НКО СССР №005 от 1 февраля 1941 г. ()

код статьи — 72569

К юбилею Победы сегодня везде раздают и продают пилотки. В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет

Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета.

В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?

В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии.

Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка

Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон.

После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии - бустина, в Польше - фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну

16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой - имперский орел.

Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел - розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы.

После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.

Александр Ситников

В Великой Отечественной войне пилотки были и на советских солдатах, и на солдатах вермахта, но в отличие от немецкого образца, наша к Победе осталась в своем неизменном виде.

В начале был берет


Историки моды утверждают, что пилотка произошла из берета, который придумали кельты. Что касается самого берета, то никто не знает, как и когда эта мешковатая шапочка завоевала популярность. Между тем, многие идеи для пилотки, например кант и помпон, были позаимствованы именно из берета. В частности, шарики, набитые паклей, пришивали к берету не ради щегольства, а для того, чтобы не биться головой в низких каютах кораблей. Но, как выяснилось, от этого головной убор только выиграл. А для того, чтобы береты не улетали в ветреную погоду, моряки стягивали их кантом. Впрочем, они все равно сползали наверх и обретали форму перевернутой лодки, зато смотрелись красивее.

Гленгэрри или шайкачи?


В 1811 году в частях британской армии параллельно с громоздкими киверами для повседневной службы носили береты. А в 1830 году солдаты её величества стали надевать килмарнокские боннеты (шапочки) без полей, получившие название по имени мануфактуры, которая их производила. В 1848 году шотландский полковник Александр Макдонелл из Гленгэрри заменил боннет шотландским беретом балморала, сложенным пополам. Сделал он это для того, чтобы выделить свой полк на фоне британской армии. Головной убор впоследствии получил название «гленгэрри», и по факту он стал прообразом традиционной пилотки, которую мы привыкли видеть в наши дни. В середине XiX века появились сообщения о сербской шапочке «шайкаче», которая также считают прообразом пилотки. Сначала её шили для моряков Дунайской речной флотилии, а затем и для офицеров. Впрочем, своему появлению пилотка обязана не гленгэрри или шайкачи.

Лень матушка


Согласно «Положению об одежде должностных лиц», опубликованном в 1900 году Британским Военным Министерством, боннеты и гленгэрри стали официальными головными уборами английских военнослужащих. Носили их и летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании. Однако для личной безопасности во время полетов их обязывали одевать шлемы. Именно поэтому перед тем, как сесть в самолет авиаторы складывали боннеты, отгибая поля так, чтобы превратить шапочку в узкую полоску. Затем засовывали её под погон. После полета пилоты ленились разглаживать боннеты и носили их в виде «fore-and-after», то есть двуносыми. Именно так появилась пилотка. В разных странах она имеет свои названия и особенности. В Америке это - кепка Гаррисона, в Италии – бустина, в Польше – фуражирка.

Полётка

В царской России такие головные уборы сначала назвали «полётками», которые достаточно быстро трансформировались в «пилотки». Первое время же это слово было сленгом, так как в уставе говорилось о «шапке суконной мягкой складной для лётчиков». Кстати, этот головной убор был введен в 1913 году по представлению председателя Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества С.А. Ульянина.

Пилотка, как показала практика, оказалась настолько практичной, что вслед за летчиками её стали носить военнослужащие других родов царских войск. Первыми, кто из советских сухопутных войск ввел пилотку в состав обмундирования, были курсанты военных курсов РККА. Приказ об этом был подписан 16 января 1919 года. Кстати, этому новшеству многие военноначальники Красной Армии противились, считая пилотку царским пережитком.

Фашистская пилотка тоже проиграла войну


16 марта 1935 года был создан вермахт, в котором пилотка стала главным полевым головным убором. Её шили так, чтобы передняя часть боковин была выше задней, фигурно вырезая уголки на отворотах. Для этого применяли ткани цвета фельдграу. Впереди вышивалась трехцветная кокарда, над которой – имперский орел. Для офицеров обводы донца и отвороты имели окантовку из алюминиевого жгутика. Танковые генералы тоже носили этот головной убор с той разницей, что пилотка была черной, а кант и орел – розовый. По многочисленным свидетельствам, немецким солдатам нравился этот убор. Однако война вносила свои суровые коррективы. После Сталинграда фашистская пилотка потеряла былой лоск. Орла и кокарду соединили в одно целое, чтобы упростить технологию шитья. Вскоре исчезла окантовка и шелковая подкладка, да качество сукна резко упало. Упростилась также форма отворотов. В 1944 году пилотку шили уже из самой дешевой ткани цвета хаки, постепенно вытесняя её более простым полевым кепи. Фашистская пилотка, точно так, как и вермахт, тоже проиграла войну.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!