План-конспект занятия (1 класс) на тему: Занятие по курсу внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты» Тема: Животные Арктики в опасности. Птицы, яйца, грызуны –

Повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Арктика. Удивительный мир Арктической пустыни"

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» в филиале МБОУ СОШ с Ламское16 февраля 2016 года был проведён Всероссийский урок «Арктика – фасад России» в 5-6 классе учителем географии Паничевой С.А.

Цель урока : повышение осведомленности обучающихся об Арктике – её природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения; привлечения внимания обучающихся к изучению этого региона России, к самостоятельному изучению замечательных страниц истории географического открытия и освоения этого экстремального по природным условиям района Земли, а также вовлечение в занятия физической культурой и спортом.

Ход урока

Расположение Арктического региона.

Арктика – северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля» ), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

В чем особенности климата Арктики.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. – 98 суток; на 80° с. ш. – 127 суток; в районе полюса – полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

По данным исследований температура в Арктике повышается в два раза быстрей, чем в остальном мире.

Это может привести к вымиранию многих видов растительности и животных в регионе.

Исследование Арктики.

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования.. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года .

В сентябре 2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”.

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Групповая работа для географов.

Определить погодные условия, географическое расположение Арктики.

Арктика – это огромное пространство….(Северного Ледовитого) океана, с… (морями) и …(островами). Солнце направляет на это пространство ….(косые) лучи. Оно… (светит), но не …(греет). Зимой в Арктике …(полярная ночь). Темноту освещают: луна, звёзды и… (Северное сияние). Дуют… (ветры), бушует … (пурга). Температура опускается до…(минус шестидесяти) градусов. Летом в Арктике …(полярный день), но…(тепла) тоже нет. Это зависит от географического… (положения) арктической зоны. Температура лишь на…(несколько градусов) выше…(нуля).

Проведена групповая работа для зоологов.

Животных Арктической зоны кормит …(море). Морскими водорослями питаются … (рачки), а ими …(рыбы). Основная пища птиц и животных – это …(рыба). На скалистых берегах собираются…(чайки),…(кайры) и…(гагарки), здесь они выводят… (потомство). Птиц с необычными клювами называют …(тупики). Все звери прекрасные …(пловцы). От холода их защищает …(слой жира ). Это …(моржи) и… (тюлени). На тюленей охотятся …(белые медведи). У них длинная густая шерсть …(белого) цвета и … (широкие) лапы, чтобы удобнее было … (передвигаться по льду и снегу).

Физкультпауза

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою! (машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

Государственный заповедник Остров Врангеля

Государственный природный заповедник Остров Врангеля занимает 2,2 млн.гектаров. (Слайд 3) . Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат, единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие, редкие птицы белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной.В этом заповеднике самые крупные скопления моржей.Еще одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны. А сейчас ученые снова поселили его на острове Врангеля.В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

Овцебык. (Cлайд 5).
На острове Врангеля их более пятисот.


Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

  1. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. (Слайд 8) .

Растительный мир Арктики.

Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты, краткого вегетационного периода. Здесь отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Число видов цветковых, например, сокращается до 50, их здесь вдвое меньше, чем в арктических, и в 4 раза меньше, чем в типичных тундрах. Нет уже не только кустарников, но и кустарничков. В разнотравье евразиатских Полярных пустынь доминируют мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Почти повсеместно, независимо от ландшафта, развиты сходные по составу и структуре сообщества: растительная дернина в узких трещинах между полигонами, рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. (Слайд 10) . Они растут разреженно, покрывая голые грунты менее чем на 20%. В Полярных пустынях очень низка продуктивность растений, замедлены процессы разложения, отсутствует торфонакопление, процесс почвообразования заторможен. Жизнь сосредоточена у поверхности грунта, в узкой пленке до 25 см.

Проведена групповая работа для ботаников .

  • На островах прямо на голых… (камнях) встречаются …(лишайники), они очень …(малы ). Также приспособились к жизни на камнях… (мхи, и… (полярные маки). В толще воды, не покрытой … (льдом), большое количество …(планктонных растений водорослей.

Прошла заочная экскурсия, на которой познакомились с растительным миром. (Слайд 9).

Закрепление урока

Викторина “Знаешь ли ты Арктику”.

1. Как с греческого переводится слово “ Арктика?”

2. Современник мамонта, доживший до наших дней в самых диких местах Северной Америки и Гренландии?

3. Почему северные олени пасутся ближе к морю?

4. Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, зимой живет под снегом

5. Почему места скопления птиц называют “ птичьими базарами?”

6. Почему один из видов тюленей, обитающий в Северном Ледовитом океане, назван “ морским зайцем?”

7. Приведите примеры приспособлений растений к холоду в период роста и развития?

8. Какую отрицательную и положительную роль играет снеговой покров для растений Арктики?

9. Какие последствия губительны для морских птиц при разливах нефти?

10. Какая рыба, вмерзая в лед, долгое время может оставаться живой?

11. Какие две особенности характерны для обитателей северных морей?

12. Почему белые медведи не употребляют в пищу пингвинов?

13. Назовите гигантов, обитающих в северных морях

Работа с кроссвордом. «Растения и животные Арктики».

Рефлексия

Достигли ли мы поставленной цели?

Продолжить фразу: сегодня на уроке я узнал…, научился…

Работа вместе с ребятами помогла мне…

Новые знания пригодятся мне…

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Итог урока

И, мысленно, вновь я средь белых сугробов,
Что намело после сильной пурги:
Дети со смехом тонут в снежных заносах;
Прошёл вездеход подняв тучу пыльцы.
Море сияет как белый кристалл.
Ветер, шурша, тащит белые струи.
Наст под ногами словно металл.
День передышки и снова задует.
Чем же мне дорог суровый сей край,
Где все двенадцать месяцев холод?
Здесь, где пурга может дуть целый май,
И в информации чувствуешь голод:
Открытость пространства, открытость людей;
Причастность к истории этого края;
Здесь жизнь проверяет на прочность друзей,
И слёзы глотаем, порой их теряя.
Магия Арктики необъяснима.
Сколько об этом уж сказано слов.
Бледна и скупа, но всё же - красива.
Уехав на юг, к ней тянешься вновь.
Белые крылья совы в белом небе;
Белый медведь на торосистом льду;
Белые щёки немеющей кожи.
Вряд ли я в городе грязном найду.

Цель: Познакомить обучающихся с историей покорения русскими исследователями Арктики, формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Арктика” путем интеграции школьных предметов: английского языка, биологии и географии.

Задачи:

а) образовательная – выявить общие сведения и особенности географического положения Арктики и покорения Северного полюса, закрепить использование определенного артикля “the” с географическими названиями.

б) развивающая – использование английского языка для обобщения знаний в области географии и биологии, развитие ораторских и актёрских способностей учащихся, формирование познавательной активности учащихся, умения участвовать в общении с несколькими собеседниками с целью обмена информацией, публично выступать с подготовленными устными сообщениями по выбранной теме по географии, расширение лингвистического и общего кругозора.

в) воспитательная – формирование коммуникативных умений, интереса к своей стране, способность работать коллективно, повышение мотивации изучения английского языка, создание положительной психологической обстановки на уроке.

  • карта Арктики;
  • карта народов Арктики. Россия;
  • презентация;
  • музыкальный фрагмент.
  • Географическое положение Арктики.
  • Разнообразие живой природы Арктики.
  • Русские исследователи Арктики.
  • Чудеса Арктики.
  • Народы Арктики. Россия.
  • Экологические проблемы и причины их возникновения.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент.
Ведущий 1: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас очередное заседание школьного клуба «Естествознаек». (Стук в дверь.)

2.Появление Доктора Ватсона.
Doctor Watson : Excuse me. Is this a meeting of the School Science Club? My name is Doctor Watson. Can you help me?

Ученик :

Ведущий 1

Doctor Watson: Do you know my friend Sherlock Holmes? He is interested in my method of investigation. We have made a bet that I can find out the reason why he has gone to Russia, the Arctic. He has left England in a balloon. But I need some additional information. Here is a letter from Sherlock Holmes.

3. Доктор Ватсон читает письмо .

Ведущий 2:
На доске :

have made a bet – заключили пари ;
method of investigation –
метод расследования ;

Doctor Watson:

Baker Street, London, UK
December, 22.
My Dear Friend, Dr Watson,



So I enjoy beautiful nature. And I’ve sent you a quiz. I hope you"ll do it.

Ведущий 1: Нам нужно разгадать 2 кроссворда, а выделенные слова помогут подсказать, зачем Шерлок Холмс прилетел в Арктику.

Презентация «Живая Арктика»

  1. Полярная сова, Polar Owl )
  2. Белуха или Белый кит, White / Silver Whale )
  3. Белый медведь, Polar bear )
  4. Морж, Walrus )
  5. Полярный волк, Polar wolf )
  6. Седов Георгий Яковлевич - российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу
  7. Нарвал, Narwahl )
  8. Песец или полярная лиса, Artic fox/Polar fox )
  9. Относится к роду птиц из семейства чистиковых. Она является исконным жителем полярного региона. Вся её деловая активность проходит у кромки дрейфующих льдов. (Кайра, Guilemot )
  10. Тюлень, Seal )
  11. Парнокопытное млекопитающее животное. (Северный олень, Reindeer )
  12. Овцебык, Musk - ox )
  13. - русский арктический исследователь впервые пересек пешком остров Северный и на моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли.
  14. Чудеса Арктики Wonders of the Arctic

Dr. Watson: Thank you. Also he‘s sent a video from the mysterious part of the country and a task for me. Let’s watch the video.

Презентация « Чудеса Арктики » (Wonders of the Arctic)

Ведущий 2: Арктика – самый необычный регион на нашей планете и не удивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало различных чудес.

The Arctic is the most unusual part of the planet and it is called mysterious and enigmatic, because this region is fraught with many different miracles. Here is one of them. (Video)

Ведущий 1: Давайте отгадаем следующие загадки Шерлока Холмса.

  1. Северное сияние )
  2. Полюс недоступности )
  3. Полярное сияние )
  4. Полярный день )
  5. Полярная ночь )
    1. Народности Арктики. Dr . Watson продолжает читать письмо Шерлока Холмса:

Dr. Watson : There are a lot of nationalities in the Arctic. What will you say, Dr Watson, if you ask me how I have met these people? It’s elementary, Watson. You know, I like to listen to folk songs and national dancing. And I’d like you to enjoy it too.

Ведущий 1: Назовите народности, проживающие на севере нашей страны. (Якуты, нанайцы, чукчи, нганасаны, долганы, эскимосы, долганы, русские)

Чукотский танец.

Физкультминутка.

Dr. Watson: There is one more quiz here. Choose the geographical names to complete the sentences.

  1. The mountains are … . (the Byrranga Mountains)
  2. In the north Russia is washed by … (the Arctic Ocean)
  3. Russia is rich in … in the Arctic. (oil, natural gas)
  4. The seas are … (the Chukchi Sea, the East Siberian Sea, the Laptev Sea, the Kara Sea, the Barents Sea)
  5. The part or parts of land are … (Franz Josef Land, Severnaya Zemlya, New Siberian Islands, Wrangel Island)

Ведущий 1: В условиях арктического климата все химические реакции проходят замедленно, поэтому даже незначительное загрязнение может стать катастрофой и природа самостоятельно с ней не справится. В первую очередь это касается углеводородов (нефть и природный газ). Любая авария с разливом нефти нанесёт Арктике непоправимый вред.

  1. Заключительный этап урока .

Dr. Watson: Oh, my friends thank you. You helped me to find out the reason why Sherlock Holmes has gone to Russia, the Arctic. He went there because he wanted to know more about this large country, famous researchers Sedov and Rusanov, who were the first men on the North Pole, the beautiful and mysterious Arctic.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Загадочная Арктика»

Цель: Познакомить обучающихся с историей покорения русскими исследователями Арктики, формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Арктика” путем интеграции школьных предметов: английского языка, биологии и географии.

Задачи:

а) образовательная – выявить общие сведения и особенности географического положения Арктики и покорения Северного полюса, закрепить использование определенного артикля “the” с географическими названиями.

б) развивающая – использование английского языка для обобщения знаний в области географии и биологии, развитие ораторских и актёрских способностей учащихся, формирование познавательной активности учащихся, умения участвовать в общении с несколькими собеседниками с целью обмена информацией, публично выступать с подготовленными устными сообщениями по выбранной теме по географии, расширение лингвистического и общего кругозора.

в) воспитательная – формирование коммуникативных умений, интереса к своей стране, способность работать коллективно, повышение мотивации изучения английского языка, создание положительной психологической обстановки на уроке.

Учебно-методическое обеспечение:

  • карта Арктики;
  • карта народов Арктики. Россия;
  • презентация;
  • музыкальный фрагмент.
  • Географическое положение Арктики.
  • Разнообразие живой природы Арктики.
  • Русские исследователи Арктики.
  • Чудеса Арктики.
  • Народы Арктики. Россия.
  • Экологические проблемы и причины их возникновения.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент.
Ведущий 1: Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас очередное заседание школьного клуба «Естествознаек». (Стук в дверь.)

2.Появление Доктора Ватсона.
Doctor Watson: Excuse me. Is this a meeting of the School Science Club? My name is Doctor Watson. Can you help me?

Ученик: Of course, we shall try to help you, Doctor Watson. What has happened?

Ведущий 1 : Как вы поняли, перед нами помощник знаменитого сыщика Шерлока Холмса и ему нужна наша помощь. Он говорит только по-английски. Я думаю, что мы сможем ему помочь.

Doctor Watson: Do you know my friend Sherlock Holmes? He is interested in my method of investigation. We have made a bet that I can find out the reason why he has gone to Russia, the Arctic. He has left England in a balloon. But I need some additional information. Here is a letter from Sherlock Holmes.

Ведущий 2: Now boys and girls, listen to the letter attentively. We can help Dr Watson to find out the reason of visiting the Arctic according to the facts from the letter.
На доске:

have made a bet – заключили пари;
method of investigation – метод расследования;

Doctor Watson:

Baker Street, London, UK
December, 22.
My Dear Friend, Dr Watson,
Of course, I remember, that we have made a bet. It"s time to use your method of investigation.
Now I am in a large country, Russia, in a mysterious place, the Arctic.
The climate of the region is arctic. It is very cold and frosty in winter. But I"m lucky that the weather was fine during last days.
So I enjoy beautiful nature. And I’ve sent you a quiz. I hope you"ll do it.


Ведущий 1: Нам нужно разгадать 2 кроссворда, а выделенные слова помогут подсказать, зачем Шерлок Холмс прилетел в Арктику.

Презентация «Живая Арктика»

(Слова отгадывают на русском и на английском языках)

  1. Это большая птица, зона обитания которой распространяется на полярную тундру Евразии и Северной Америки, а также острова Северного Ледовитого океана (Полярная сова, Polar Owl )
  2. Является одним из наименьших по размеру представителей китовых (Белуха или Белый кит, White / Silver Whale )
  3. Ареал обитания грозного хищника ограничен зоной Арктики. (Белый медведь, Polar bear )
  4. Уникальное животное Арктики. Ареал обитания животного обширен и охватывает практически большую часть прибрежных вод Северного Ледовитого океана (Морж, Walrus )
  5. Хозяин заснеженных равнин, белоснежный страж заполярья, грациозный и красивый (Полярный волк, Polar wolf )
  6. Седов Георгий Яковлевич - российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу
  7. Является наиболее примечательным среди китообразных. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу или бивню, который торчит прямо изо рта и достигает в длину 3 метра. Бивень этот состоит из костной ткани, но наравне с твёрдостью чрезвычайно гибок. (Нарвал, Narwahl )
  8. Является хищником. Ареал его обитания очень обширен. Длина его тела колеблется в пределах от 50 до 75 см. Пушистый хвост составляет в длину 25-30 см. (Песец или полярная лиса, Artic fox/Polar fox )
  9. Относится к роду птиц из семейства чистиковых. Она является исконным жителем полярного региона. Вся её деловая активность проходит у кромки дрейфующих льдов. (Кайра, Guilemot )
  10. Обитает в восточной и западной частях Северного Ледовитого океана. (Тюлень, Seal )
  11. Парнокопытное млекопитающее животное. (Северный олень, Reindeer )
  12. Единственный современный представитель рода Ovibos из семейства полорогих (Овцебык, Musk-ox )
  13. Русанов Владимир Александрович - русский арктический исследователь впервые пересек пешком остров Северный и на моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли.
  1. Чудеса Арктики Wonders of the Arctic

Dr. Watson: Thank you. Also he‘s sent a video from the mysterious part of the country and a task for me. Let’s watch the video.

Презентация «Чудеса Арктики» (Wonders of the Arctic)

Ведущий 2: Арктика – самый необычный регион на нашей планете и не удивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало различных чудес.

The Arctic is the most unusual part of the planet and it is called mysterious and enigmatic, because this region is fraught with many different miracles. Here is one of them. (Video)

Ведущий 1: Давайте отгадаем следующие загадки Шерлока Холмса.

  1. Настоящее чудо Арктики, которое может продолжаться несколько суток, расцвечивая небо в различные переливающиеся тона. (Северное сияние )
  2. Это место ледяного массива, максимально удаленное от всех берегов Северного Ледовитого океана и расположенное на наибольшем расстоянии от любой суши. Он находится примерно в 600 км от Северного географического полюса. Из-за удаленности этой точки от удобных транспортных путей считается трудно достигаемым. (Полюс недоступности )
  3. Одно из самых ярких и удивительных явлений природы, возникающее на небе в виде арок, дуг, колышущихся занавесов различных цветов, может продолжаться от часа до нескольких суток. Это люминесцентное свечение происходит от столкновения летящих от Солнца заряженных частиц с молекулами и атомами газов в самой разряженной части воздушной оболочки Земли. (Полярное сияние)
  4. Период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше одних суток, Солнце может не опускаться за горизонт на протяжении многих дней, а описывать круг вдоль линии горизонта. Он длится от весеннего до осеннего равноденствия – от 64 до 186 дней. (Полярный день )
  5. Устанавливается в Арктике в зимний период, когда Солнце не появляется из-за горизонта более одних суток. На северном полюсе она длится от осеннего до весеннего равноденствия - 176 суток. (Полярная ночь )
  1. Народности Арктики. Dr. Watson продолжает читать письмо Шерлока Холмса:

Dr. Watson : There are a lot of nationalities in the Arctic. What will you say, Dr Watson, if you ask me how I have met these people? It’s elementary, Watson. You know, I like to listen to folk songs and national dancing. And I’d like you to enjoy it too.

Ведущий 1: Назовите народности, проживающие на севере нашей страны. (Якуты, нанайцы, чукчи, нганасаны, долганы, эскимосы, долганы, русские)

Карта народностей Арктики. Россия

Чукотский танец.

Физкультминутка.

  1. На доске карточки с названиями гор, морей, океанов, полезных ископаемых.

Dr. Watson: There is one more quiz here. Choose the geographical names to complete the sentences.

  1. The mountains are … . (the Byrranga Mountains)
  2. In the north Russia is washed by … (the Arctic Ocean)
  3. Russia is rich in … in the Arctic. (oil, natural gas)
  4. The seas are … (the Chukchi Sea, the East Siberian Sea, the Laptev Sea, the Kara Sea, the Barents Sea)
  5. The part or parts of land are … (Franz Josef Land, Severnaya Zemlya, New Siberian Islands, Wrangel Island)
  1. Экологические проблемы и причины их возникновения.

Dr. Watson: (продолжает читать письмо) The Arctic haze is smog which covers the region. The main reason of air pollution is burning coal and oil and also industrial melting metal.

Ведущий 1: В условиях арктического климата все химические реакции проходят замедленно, поэтому даже незначительное загрязнение может стать катастрофой и природа самостоятельно с ней не справится. В первую очередь это касается углеводородов (нефть и природный газ). Любая авария с разливом нефти нанесёт Арктике непоправимый вред.

Презентация «Экологическое состояние Арктики»

  1. Заключительный этап урока.

Dr. Watson: Oh, my friends thank you. You helped me to find out the reason why Sherlock Holmes has gone to Russia, the Arctic. He went there because he wanted to know more about this large country, famous researchers Sedov and Rusanov, who were the first men on the North Pole, the beautiful and mysterious Arctic.


Сценарий внеклассного мероприятия

Тема: «В Арктику!»

Вид: игра.

Класс: 6-7

Цели мероприятия:

Развитие познавательного интереса к Арктике, истории её освоения, людям-исследователям этого региона;

- развитие умения делать выводы, умозаключения на основе различных источников и знаний в разных отраслях науки;
- развитие логического мышления, творческих способностей учащихся, умения работать в группе.

Организация игры:

В игре участвуют четыре команды, которые заранее получили несколько заданий. Командам предлагается выбрать капитана, название команды и девиз. Ответы оценивает жюри.

Оргмомент. Объявление целей и задач игры. Представление жюри.

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну множества ещё не решённых загадок, мужественных людей и несметных природных богатств. Мы отправляемся в Арктику.

Чтец . Льдинки ль парусами? Паруса ли льдинками?

Только разбегаются по воде морщинки.

Уплывают льдинки, словно вовсе не было.

Вновь вода, как зеркало, а над нею - небо.

В небе - тучки птицами, море не качает.

Льдинками-сестрицами Арктика встречает.

Чтец - Эй, ррребята пррришшшлые! Жжги, ссеки, метелиццца!

И откуууда выышшли выыы! Бууудем сссилой мерррятьссся!

- Будем силой меряться! Не боимся холода!

С Бела-моря вышли мы. Из Архангел-города!

Ведущий Издревле земля эта, суровая и прекрасная, привлекала к себе людей. Она манила своей холодной красотой, возможностью проверить себя, свой характер. Но не все возвращались назад… Многие географические объекты Арктики носят имена исследователей, немало среди них и русских… И, пожалуй, все, кто решился её изучать, уже достойны восхищения.

Сейчас вы представите свои команды, носящие имена великих людей- Георгия Седова, Ивана Папанина, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Отто Шмидта.

(В качестве домашнего задания было предложено подготовить визитку, рассказав о человеке, чьё имя носит команда)

Ведущий. По всему побережью Северного Ледовитого океана, на ближайших островах, а также на дрейфующих льдах разбросаны научно-наблюдательные пункты- полярные станции. Там живут и работают люди, ведущие научные наблюдения. Сегодня мы попытаемся побывать там, чтоб познакомиться с великой загадкой Земли- Арктикой.

Чтец Стон ледников, рождающий в ночи

Безжизненные айсберги-громады.

И ветер канонадою звучит,

Швыряя в темень снежные заряды.

Железный скрежет ледяных полей,

Да вздыблено застывшие торосы...

Кресты из мачт погибших кораблей

Здесь капитанам ставили матросы.

Они стоят средь мглы и мерзлоты

Наедине навечно с океаном

Как памятники русским Магелланам,

Дошедшим до бессмертной широты.

Станция «Историческая»

«Историческая ошибка » (нужно найти ошибки в указанных фактах из истории освоения и исследования Арктики)

1. С 19 в. русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю (нет, с 12 века)

2. По инициативе Петра Первого была снаряжена в Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. (Нет, М. В. Ломоносова)

3. В 1878-1879 гг, впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. Норденшельду (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из Тихого океана в Атлантический (Нет, из Атлантического океана в Тихий.)

4. В 1941 г. в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова русский военный лётчик И. И. Нагурский совершил первые полёты над Арктикой. (нет, 1914)

5. Г. Седов в августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Мурманска к земле Франца-Иосифа, но был затерт льдами у о. Панкратова. (Нет, из Архангельска)

6. Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты в Австралию через полюс летом 1937 г. (Нет, в Америку)

7. И.Д. Папанин руководил первой дрейфующей станцией «Северный полюс-1», она представляла собой группу из двадцати пяти человек. (Нет, четырех человек)

8. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта на ледоколе «Россия» (Нет, на ледоколе «Сибиряков».)

9. Советская атомная лодка в1962 г. в район Северного полюса прошла среди огромных льдов. (Нет, подо льдом)

10. В1977 г. берегов Новой Земли достиг советский ледокол - атомоход «Арктика». (нет, Северного полюса)

Чтец Дизеля то взрёвывают, то гремят там-тамами,

Струи газа ввёртывая в небеса фонтанами.

Напирая носом и тесня бортами,

Меряется судно силою со льдами.

Под кормою льдины бьются в пене белой.

Ледяную стену судно одолело!

Вот такую летнюю, грозную и яркую

В первый раз на свете я увидел Арктику.

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Географическая»

« Географический диктант»

На листочках выдаётся текст, в который нужно вставить пропущенные слова.

Арктика(от греческого αρκτικός —________) - северная полярная область Земли, включающая _________океан и его моpя: Гpенландское, _________, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и _____________океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, _________ Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и____________.

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает _________и около 15 миллионов кв.км —_________. Территория Арктики занимает примерно _________часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, ___________ и Тюменской областей, _________ края, республики _________, Магаданской области) и ___________(территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений _________(Аляска), ______(Гренландия) и ____________ _(Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, _________, Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути.

Текст для проверки

Арктика(от греческого αρκτικός — северный ) - северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево , Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка .

Площадь Арктики около 25 миллионов кв.км, из которых около 10 миллионов занимает суша и около 15 миллионов кв.км — водная поверхность . Территория Арктики занимает примерно шестую часть Земли.

Сушу Арктики составляют части территории России (северные районы Мурманской, Архангельской и Тюменской областей, Красноярского края, республики Якутия , Магаданской области) и Канады (территория Юкон, северо-западные территории, Квебек, Ньюфаундленд), а также владений США (Аляска), Дании (Гренландия) и Норвегии (Шпицберген).

В арктической зоне построены большие современные города: Салехард, Мурманск , Норильск, крупные промышленные предприятия, через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути

Чтец Все года и века и эпохи подряд

Все стремится к теплу от морозов и вьюг.

Почему ж эти птицы на север летят,

Если птицам положено только на юг.

Слава им не нужна и величие,

Вот под крыльями кончится лед-

И найдут они счастье птичее,

Как награду за дерзкий полет.

(В. Высоцкий «Белое безмолвие»)

Станция «Биологическая»

Ведущий . Растительный и животный мир Арктики уникален. Некоторые встречаются только здесь. Многие занесены в Красную книгу. К сожалению, люди зачастую уничтожали или разрушали хрупкую экосистему. Для охраны природы в Арктике создаются заповедники и национальные парки.. Вам нужно назвать животных и растения, которые вы увидите на слайдах.

(Животные: белый медведь, полярный волк, ласка, песец, белая сова, овцебык, северный олень и др.)

(Растения: щучка арктическая, лютик, камнеломка снежная, полярный мак, полярная ива, ягель и др.)

Чтец Льдины молодые и разводья строчками,

Плечики прикрыли снежными платочками

Льдины любопытные. До чего ж их много!

Окружили судно, заступив дорогу.

Льдины любопытные! Льдины грани острые!

Отодвиньте спины вы, пропустите к острову!

(Виктор Батура "Первая встреча с Арктикой")

Станция «Полезная»

Конкурс капитанов

(капитаны по очереди называют то, чем богата Арктика, что привлекает в ней человека)

Примеры ответов: запасы нефти и газа, добыча промысловых рыб, туризм, климатическая исследования, международный авиационный маршрут, испытательные полигоны, военные базы различных государств, пресная вода в виде льда, нетронутая природа и т.д.)

Ведущий Люди должны прежде всего помнить о бережном отношении и уважении к уникальному району, называемому Арктика, даже с некоторыми чертами преклонения. На нас лежит ответственность за то, чтобы присутствие человека в этих местах было для ранимой природы минимальным, экологически грамотным. Часто даже по незнанию человек может причинить вред дикой природе. Нужно запомнить одну простую истину — человек в Арктике только гость, желанный и, возможно, иногда даже нужный. Но хозяевами этих удивительных мест всегда были, есть и остаются животные и растения. Давайте составим свод правил, как нужно вести себя в Арктике.

Обсуждение

Чтец Полной грудью вдохну воздух снежных равнин,

и полярная ночь околдует меня,

отпущу на собачьей упряжке ремни,

и помчат мои лайки резвее коня.

А со мной рядом опытный мчится каюр,

на такой же упряжке весёлых собак,

меха волчьего шубы пошиты из шкур,

не замёрзнем, играя с морозом ва-банк.

Остановимся, чуя вблизи полынью,

освещаемы низко плывущей луной.

(Здесь морозен январь и морозен июнь,

и упряжки стоят рядом с осью земной.)

Под полозьями - снега алмазная пыль,

что со звёздами Севера в близком родстве.

В небе сполохи бледно-лиловых чернил -

озорного сиянья полярного свет…

Станция «Литературная»

Команды представляют домашнее задание - презентацию - иллюстрацию стихотворения или песни об Арктике.

(например, Т.Ефимова «Белая Арктика», М. Бирюкова «Арктическая крачка», З. Авдотьена «Арктика», В. Высоцкий «Белое безмолвие», В. Батура «Первая встреча с Арктикой и др.)

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники рассказывают о двух книгах - Вен. Каверина «Два капитана» и В.А. Обручева «Земля Санникова». Если позволяет время, можно показать отрывки из фильмов, снятых по этим книгам.

Ведущий. Наш Архангельск недаром называют «морскими воротами» в Арктику. Это первый арктический порт нашей страны, откуда отправлялись все известные российские полярные экспедиции. Наш порт используется для завоза грузов в Арктику, в САФУ и в Арктическом морском институте имени капитана Воронина идёт подготовка специалистов для работы в условиях Арктики, реализуются крупные образовательные проекты. Арктику нужно осваивать из Архангельска. И мы с вами тоже сделали свой первый шаг.

Задачи:

  1. сформировать первоначальные представления об особенностях природы Арктики, ее животном мире, приспособленности животных к обитанию в условиях Арктики;
  2. закрепить умение пользоваться знаками больше, меньше и равно;
  3. повторить звуковой анализ слов;
  4. продолжить развитие логическое мышление и речи.

Материалы:

глобус, физическая карта России, макет Арктики, емкость с водой, кусочки льда, аудиозапись шума вьюги, картинки животных, листы для индивидуальной работы, презентация «Арктика» , ноутбук.

Ход занятия:

Воспитатель расставляет емкости с водой, льдом, дети подходят к рабочему столу и спрашивают: «Зачем лед?» , «Что сегодня будем делать?» .

Воспитатель: «Хотите узнать, чем мы будем заниматься, подходите поближе, опустите в воду лед. Что происходит со льдом? Попробуйте «утопить» лед».

Воспитатель: «Почему лед не тонет? Где в природе можно увидеть плавающий лед?» .

Дети выдвигают гипотезы и отвечают на заданные вопросы.

Воспитатель: «Дети, а вы можете показать на карте место, где много льда, который плавает?» .

Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает.

Прослушивание аудиозаписи шума метели. Воспитатель: «Что вам напоминают эти звуки?» .

Дети говорят о ветре, метели и вьюге.

Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые снежинки нам принесла метель. Но одна снежинка здесь лишняя. Какая, почему?» .

Рис. 1. Снежинки

Ребята сравнивают снежинки, считают их лопасти и находят лишнюю.

Воспитатель: «А когда бывают метели у нас?» . Дети отвечают, что зимой или указывают один из зимних месяцем.

Рассказ воспитателя: на земле есть такие холодные места, где метели, даже снежные ураганы, бывают очень часто. Это Арктика. Когда в нашей местности становится холодно и ветрено, говорят «пришли арктические ветра и холода» .

Воспитатель: «Кто из вас может показать на карте Арктику? Что вы знаете об Арктике?» . Дети вспоминают предыдущее занятие, рассказывают про Арктику и дополняют друг друга

Воспитатель: «Да, это огромное пространство, покрытое снегом и льдом. Состоит из двух частей: суши-тундры и океана. Холодная погода сохраняется до 9-10 месяцев в году, дуют ветра, снегопады, метели. Лето очень прохладное, температура выше на 10 градусов. Это холоднее, чем сейчас у нас в группе. Хотя летом прохладно, успевают вызревать различные ягоды. Какие ягоды можно собирать в тундре? А каких животных можно встретить? Интересно, почему они все белого цвета?» .

Ответы детей: в тундре растет клюква, морошка, брусника; животным тундры относится северный олень, белый медведь, песец. Животные белые, чтобы не выделяться на снегу».

Воспитатель: «Почему в Арктике лед не тает, а на наших реках и озерах тает?» (Холодно, большая площадь льда) .

Опыт «Лед на солнце и в холодильнике» .

Воспитатель: «Мы с вами рассматриваем карту, каким цветом обозначена вода на карте? Обратите внимание, как много воды нас окружает. Вы можете показать Северный Ледовитый океан?» .

Дети отвечают, что вода на карте обозначена синим/голубым цветом. Воды очень много, а СЛО – это водная часть Арктики.

Воспитатель: «Ваши предположения – почему Ледовитый?» . При помощи воспитателя дети находят объяснение этому слову.

Индивидуальная работа:

Воспитатель: «У вас на столах лежат листы. Кто нарисован? Сосчитайте, запишите в квадратиках ответ, поставьте знаки больше, меньше или равно.

Рис. 2. Пример индивидуальных заданий

Работа детей.

Воспитатель: «А вы были на базаре?» .

(Объяснить, если не знают значения слова) .

Воспитатель: «На берегах океана тоже есть базары. Они очень шумные, на них ничего купить нельзя. Что это за базары? Прослушивание записи шума птичьего базара.

Птиц очень много, они кричат, передвигаются, дерутся. Создается впечатление, что они торгуются на базаре.

Показ картинок птиц (с использованием ноутбука) : полярная сова, альбатрос, гагара, кайра, птичий базар.

Где, по-вашему, птицы строят гнезда и высиживают птенцов?

Несмотря на то, что Северный океан холодный, покрыт льдом, в нем обитает много разных животных: от мелких рачков до огромных китов.

Вот такие бывают киты, а вот такие рачки. С помощью чего их можно рассмотреть?».

Дети рассматривают рачков-дафний через лупу.

Воспитатель: «Какие части тела вы увидели?» . («Усики, конечности, внутренности» , – отвечают дети.)

Воспитатель: «Живет в Северном Ледовитом океане очень интересная рыбка-далия. Когда очень холодно, она вмерзает в лед, а когда становится теплее, оттаивает лед, рыбка снова оживает, плавает в воде.

Рыбаки вылавливают сельдь, сайку, лосось. Рыбой питаются животные, которые там живут. Может быть, вы знаете, какие животные живут в Ледовитом океане? Это белые медведи, моржи, тюлени.

Моржи рождаются на льдинах, часто спят в воде, высунув нос через дырку во льду. С помощью микрофонов, опущенных в воду, ученые выяснили, что моржи поют под водой.

Медвежата рождаются в самый разгар зимы, размером с кошку.

Что помогает животным выживать в таких непростых условиях?»

На столах лежат мешочки. Прочитайте слова и объедините их в пары с помощью волшебных ниточек (волк - лес, собака – дом, медведь - льдина, март-вода) .

Воспитатель: «Почему вы так составили пары?» . Дети говорят, что нашли для каждого животного свой дом, а в марте появляется вместо льда вода.

Воспитатель: «В слове собака сосчитайте количество слогов, покажите соответствующую цифру. С помощью фишек разберите слово. Сколько гласных, согласных, звуков?» .

В конце занятия, воспитатель подводит итоги, спрашивая детей: «Что мы узнали об Арктике? Что еще вас интересует?» и дает домашнее задание, узнать, где живут пингвины.

КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 4»

Конспект открытого занятия

кружка «Кроссвордия»

«Арктика -

удивительный

край»

Составила и провела:

воспитатель 9 класса

Паращук Н. А.


Красноярск – 2016 г.

Игра-соревнование «Арктика – удивительный край»

Ход занятия

1. Организационный момент. «Разгадай тему урока».

Участвуют 2 команды: «Белый медведь» и «Полярная сова».

Айсберг – крупная глыба льда над водой

Река – водный поток, питающийся дождевыми, снеговыми, ледниковыми и подземными водами

Кустарник – многолетнее невысокое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола.

Тайга – хвойный лес

Иней – тонкий слой ледяных кристаллов на земле, траве

Красная книга – списки с описанием животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения

Атмосфера – газообразная оболочка Земли

Получилось слово А Р К Т И К А

В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

2. Общая характеристика. Презентация.

Территория Северного Ледовитого океана с побережьем называется Арктикой.

Название произошло от древнегреческого слова «ἄ ρκτος», означающее «медведь», «медведица». Такое название регион получил из-за находящегося над ним созвездия Большой Медведицы.

Регион Арктика располагается за Северным полярным кругом, включает в себя Северный Ледовитый океан, Гренландию, несколько островов, а также северные оконечности Европы, России (Сибири), Аляски и Канады.

Общая площадь Арктики – 14 500 000 кв. км.

Процент площади Арктики от общей площади суши Земли составляет 6%.

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина льда достигает 3 - 4 м.

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держатся почти весь год.

Зимой здесь долгая полярная ночь. Солнце совсем не показывается – темнота.

Ночь не мешает людям трудиться, а детям ходить в школу.

В Арктике возникает удивительной красоты полярное сияние.

Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло.

Температура лишь на несколько градусов выше 0.

Растительность очень скудная: преимущественно лишайники, мхи. Встречаются и цветы: полярный мак, камнеломка, пушица, ромашка, и даже деревья: карликовые ива и береза. Но они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров.

Животный мир Арктики очень богат. Хозяин Арктики – белый медведь. Также встречается: морж, тюлень, овцебык, северный олень, белый песец, заяц-беляк, лемминг.

Животные морских глубин: касатка, белуха, гренландский кит, нарвал, кит-горбач, полярная акула.

Птицы северных широт: полярная сова, северная гагара, кайра, сизая чайка, белые гуси, арктические крачки, дикие утки.

Рыбы северных морей: камбала, морской окунь, сайка, пикша, треска, сиг, ряпушка, корюшка, хариус, нельма.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». Со 2 по 13 августа 2016 г. состоится IX российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» на ледоколе «50 лет Победы».

К участию в экспедиции приглашаются учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

    иметь опыт туристских походов 1 категории сложности;

    принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;

    ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В рамках IX российской молодёжной экспедиции «На лыжах – к Северному полюсу!» во всех школах страны проводится Всероссийский урок «Арктика – фасад России». Наше занятие называется «Арктика – удивительный край!».

3. Конкурс № 1 «Разминка».

Правда ли, что белые медведи – самые большие медведи в мире, они в два раза выше человека? (Да)

Верно ли, что детеныша кита называют китайчонком? (Нет)

Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называются лайками? (Нет)

Верно ли, что огромные бивни моржа – это его зубы, с помощью которых он выбирается на лед, защищается от врага? (Да)

Верно ли, что над водой видна ровно половина айсберга? (Нет)

Верно ли, что тюлени и моржи неуклюжи на суше, зато легки и проворны в воде? (Да)

Верно ли, что ледник – это человек, который сильно замерз? (Нет)

Верно ли, что с помощью меховых подушечек на лапках песцы спасаются от холода и не проваливаются в рыхлый снег? (Да)

Верно ли, что белые медведи не умеют плавать? (Нет)

Верно ли, что рог у нарвала торчит прямо изо рта, имеет длину 3 м, весит 10 кг? (Да)

4. Конкурс № 2 «Буквы разбежались»

(собрать слово – повесить картинку на доску)

МЕДВЕДЬ КОТИК ВОЛК

КИТ ОВЦЕБЫК ОЛЕНЬ

ГАГАРА ПЕСЕЦ ТЮЛЕНЬ

МОРЖ СОВА ГУСИ

5. Конкурс № 3 «Чего не хватает?» (наклейки на картинки животных)

6. Конкурс № 4 «Видеозагадки».

7. Конкурс № 5 «Пазлы» (разрезные картинки животных Арктики)

8. Конкурс № 6 Кроссворд «Животный мир Арктики».




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!