Плюсы и минусы эмиграции из России: честная оценка. наклонении, восклицательную интонацию




Донской казак, участник Первой мировой и гражданской войн. После фронта вернулся на Дон, сражался с большевиками вплоть до эвакуации из Крыма. Был четырежды ранен, дослужился до чина подъесаула. Работал лесорубом в Сербии, грузчиком во Франции. Во время Второй мировой войны воевал с немцами в составе 1-го кавалерийского полка Французского Иностранного легиона. Вернувшись в Париж, работал в банке. Создал музей Лейб- гвардии Атаманского полка, «Кружок казаков-литераторов». В течение 11 лет возглавлял парижский «Казачий Союз». Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Николай Николаевич Туроверов 18 марта 1899 г. станица Старочеркасская – 23 сентября 1972 г. Париж


Николай Туроверов ОТПЛЫТИЕ Уходит дымный контур Аю-Дага. Остались позади осенние поля. На юг идёт за пеной корабля Стальных дельфинов резвая ватага. Вчерашних дней кровавая отвага Теперь для нас неповторимый сон. Даль придавил свинцовый небосклон, Всё больше вёрст на циферблате лага. Помню горечь солёного ветра, Перегруженный крён корабля; Полосою синего фетра Исчезала в тумане земля; Но ни криков, ни стонов, ни жалоб, Ни протянутых к берегу рук. - Тишина переполненных палуб Напряглась, как натянутый лук; Напряглась и такою осталась Тетива наших душ навсегда. Чёрной пропастью мне показалась За бортом голубая вода, И, прощаясь с Россией навеки, Я постиг, я запомнил навек Неподвижность толпы на спардеке, Эти слёзы у дрогнувших век. 1928


Николай Туроверов В эту ночь мы ушли от погони, Расседлали своих лошадей; Я лежал на шершавой попоне Среди спящих усталых людей. И запомнил, и помню доныне Наш последний российский ночлег, - Эти звёзды приморской пустыни, Этот синий мерцающий снег. Стерегло нас последнее горе После снежных татарских полей - Ледяное Понтийское море, Ледяная душа кораблей. Всё иссякнет - и нежность, и злоба, Всё забудем, что помнить должны, И останется с нами до гроба Только имя забытой страны. 1937


Николай Туроверов КРЫМ Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня, Я с кормы всё время мимо В своего стрелял коня. А он плыл, изнемогая, За высокою кормой, Всё не веря, всё не зная, Что прощается со мной. Сколько раз одной могилы Ожидали мы в бою. Конь всё плыл, теряя силы, Веря в преданность мою. Мой денщик стрелял не мимо, Покраснела чуть вода... Уходящий берег Крыма Я запомнил навсегда. 1940




Из давным-давно обрусевших немцев, даже скорей голландцев. В 1888 году начала печатать стихи, затем рассказы, романы, пьесы. В 1889 году вышла замуж за Д. Мережковского. Их литературный салон был всегда полон знаменитостями. Вместе с мужем Гиппиус осуждала с ненавистью не только саму Октябрьскую революцию, но и всех, кто ее прямо или косвенно поддерживал. В 1919 году Гиппиус и Мережковский эмигрировали, с ноября 1920-го обосновались в Париже, где попытались создать подобие своего петербургского салона. 8 ноября 1869, г. Белев Тульской губернии 9 сентября 1945, Париж Зинаида Николаевна Гиппиус




Качаются на луне Пальмовые перья. Жить хорошо ли мне, Как живу теперь я? Ниткой золотой светляки Пролетают, мигая. Как чаша, полна тоски Душа - до самого края. Морские дали - поля Бледно-серебряных лилий... Родная моя земля, За что тебя погубили? 1936 Зинаида Гиппиус








Русский поэт и переводчик. Окончил Царскосельскую гимназию; после окончания, в 1913 г., заложив золотую медаль, уехал учиться в Париж, начал писать стихи. После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин. Во время Второй мировой войны служил добровольцем во французской армии, больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 года принимал участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград. По окончании войны начал преподавать в парижском университете. Скоропостижно скончался от разрыва сердца. Николай Авдеевич Оцуп 23 октября, Царское Село – 28 декабря 1958, Париж


Николай Оцуп ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ На снегу у костра за мостом Силуэт часового с ружьем. Как ужасно, что пропуск ночной Я у южного моря забыл... И мелькала волна за волной, И по снегу солдат подходил. Я проснулся от запаха роз Без России... Я проснулся от крика и слез Над волнами чужой и свободной стихии.




Аминадав Пейсахович Шполянский русский поэт- сатирик, мемуарист, адвокат. Дон- Аминадо родился и вырос в Елисаветграде, учился юриспруденции в Одессе и Киеве, по завершении высшего образования поселился в Москве и занялся писательской деятельностью. Будучи солдатом во время Первой мировой войны, Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу «Песни войны» (1914). Он эмигрировал в начале 1920 года через Константинополь в Париж. Дон-Аминадо 7 мая 1888 – 14 ноября 1957


Дон- Аминадо Уездная сирень Как рассказать минувшую весну, Забытую, далекую, иную, Твое лицо, прильнувшее к окну, И жизнь свою, и молодость былую? Была весна, которой не вернуть... Коричневые, голые деревья. И полых вод особенная муть, И радость птиц, меняющих кочевья. Апрельский холод. Серость. Облака. И ком земли, из-под копыт летящий. И этот темный глаз коренника, Испуганный, и влажный, и косящий. О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз. Запахло мятой, копотью и дымом. Тем запахом, волнующим до слез, Единственным, родным, неповторимым, Той свежестью набухшего зерна И пыльною, уездною сиренью, Которой пахнет русская весна, Приученная к позднему цветенью


Дон- Аминадо ГОРОДА И ГОДЫ Старый Лондон пахнет ромом, Жестью, дымом и туманом. Но и этот запах может Стать единственно желанным. А Севилья пахнет кожей, Кипарисом и вербеной, И прекрасной чайной розой, Несравнимой, несравненной. Вечных запахов Парижа Только два. Они всё те же: Запах жареных каштанов И фиалок запах свежий. Есть чем вспомнить в поздний вечер, Когда мало жить осталось, То, чем в жизни этой бренной Сердце жадно надышалось!.. Но один есть в мире запах И одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега. Лишь его не может вспомнить Сердце, помнящее много. И уже толпятся тени У последнего порога. 1927


Дон- Аминадо Бабье лето Нет даже слова такого В толстых чужих словарях. Август. Ущерб. Увяданье. Милый, единственный прах. Русское лето в России. Запахи пыльной травы. Небо какой-то старинной, Темной, густой синевы. Утро. Пастушья жалейка. Поздний и горький волчец. Эх, если б узкоколейка Шла из Парижа в Елец


В 17-летнем возрасте начинает писать стихи, в 1887 дебют в печати. Бунину трижды присуждалась Пушкинская премия. В 1909 г.он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук. Летом 1918 г. Бунин перебирается в Одессу, а в феврале 1920 г. покидает Россию. Эмигрирует во Францию. В 1933 году получил Нобелевскую премию по литературе. Много и плодотворно занимался литературной деятельностью, став одной из главных фигур Русского Зарубежья. Умер во сне, по словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л.Н.Толстого «Воскресенье». Иван Алексеевич Бунин 10 октября 1870 г., Воронеж – 8 ноября 1953 г., Париж


Иван Бунин У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо, Как бьётся сердце, горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой!




Родился в Петербурге в семье военного. Настоящее имя Игорь Васильевич Лотарев. Первые публикации появились в 1904 г. В течение гг. Северянин выступал со многими вечерами в Москве и Петербурге, встречая огромную популярность у публики был вынужден эмигрировать в Эстонию. Умер в оккупированном немцами Таллине. Игорь Северянин 4 мая 1887 г., Санкт-Петербург – 20 декабря 1941 г., Таллин


Игорь Северянин Классические розы В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слёзы... Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране... Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут - уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 1925


Игорь Северянин Только ты, крестьянская, рабочая, Человечекровная, одна лишь, Родина, иная, чем все прочие, И тебя войною не развалишь. Потому что ты жива не случаем, А идеей, крепкой и великой, Твоему я кланяюсь могучему, Солнечно сияющему лику. 13 сентября 1940




Игорь Северянин И будет вскоре… И будет вскоре весенний день, И мы поедем домой, в Россию... Ты шляпу шёлковую надень: Ты в ней особенно красива... И будет праздник... большой, большой, Каких и не было, пожалуй, С тех пор, как создан весь шар земной, Такой смешной и обветшалый... И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..» Тебя со смехом ущипну я И зарыдаю, молясь весне И землю русскую целуя! 1925


Игорь Северянин Москва вчера не понимала, Но завтра, верь, поймёт Москва: Родиться Русским – слишком мало, Чтоб русские иметь права... И, вспомнив душу предков, встанет, От слова к делу перейдя, И гнев в народных душах грянет, Как гром живящего дождя. И сломит гнёт, как гнёт ломала Уже не раз повстанцев рать... Родиться Русским – слишком мало: Им надо быть, им надо стать! 1925


Игорь Северянин Много видел я стран и не хуже её – Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?.. С нею - сердце моё, И она для меня несравнима! Осуждая войну, осуждая погром, Над народностью каждой насилье, Я Россию люблю - свой родительский дом – Даже с грязью со всею и пылью... Мне немыслима мысль, что над мертвою - тьма... Верю, верю в её воскресенье Всею силой души, всем воскрыльем ума, Всем огнём своего вдохновенья! Знайте, верьте: он близок, наш праздничный день, И не так он уже за горами – Огласится простор нам родных деревень Православными колоколами! И раскается тёмный, но вещий народ В прегрешеньях своих перед Богом. Остановится прежде, чем в церковь войдёт, Нерешительно перед порогом... И, в восторге метнув в воздух луч, как копьё Золотое, слова всеблагие Скажет солнце с небес: «В воскресенье своё Всех виновных прощает Россия!» 1925 Игорь Северянин Колыбель новой культуры Вот подождите – Россия воспрянет, Снова воспрянет и на ноги встанет. Впредь её Запад уже не обманет Цивилизацией дутой своей... Встанет Россия, да, встанет Россия, Очи раскроет свои голубые, Речи начнёт говорить огневые, - Мир преклонится тогда перед ней! Встанет Россия – все споры рассудит... Встанет Россия – народности сгрудит... И уж Запада больше не будет Брать от негодной культуры росток. А вдохновенно и религиозно, Пламенно веря и мысля серьёзно, В недрах своих непреложностью грозной Станет выращивать новый цветок... Время настанет – Россия воспрянет, Правда воспрянет, неправда отстанет, Мир ей восторженно славу возгрянет, - Родина Солнца – Восток!

>>Поэты русского зарубежья о Родине. И.Оцуп. Мне трудно без России... (Отрывок). 3. Гиппиус. Знайте! Так и есть. Дон Аминадо. Бабье лето. И. Бунин. «У птицы есть гнездо..»

«Мне трудно без России...»

Поэты русского зарубежья о Родине

Когда после Октябрьской революции перестала существовать единая Россия, образовалось две России - советская и эмигрантская... В истории было немало случаев, когда страны, в силу тех или иных установлений, разделялись - Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, Северный и Южный Вьетнам. Но люди тем не менее продолжали жить на своей исконной земле, и рано или поздно части разделенной страны воссоединялись, и время сравнительно быстро излечивало исторические и культурные рубцы. С Россией было иначе. Территория оставалась неделимой, зато ее вынужденно покинула значительная часть самых образованных , просвещенных, культурных людей.

У русских писателей-эмигрантов было ясное понимание: без внутренних связей с русской культурой быстро наступит духовная смерть и полное растворение в чужой национальной среде.

Культура оказывалась той соломинкой, взявшись за которую можно было попытаться спасти и ее, и себя.

Именно поэтому особое значение приобретают в эмиграции не только художественная литература, но и воспоминания, мемуары, рассказы и статьи об обычаях, обрядах, быте и вообще о прошлой жизни в России... Автобиографические сочинения пишут в эмиграции все или почти все, кто способен держать перо.
В. Коровин

Николай Оцуп

Мне трудно без России...

Отрывок

Земля, и человек, и та или другая Страна,
особенно для сердца дорогая,
Чей радует обычай и язык.
Чье имя связывать ты с жребием привык,

Тебе назначенным. Великая утрата -
Остаться без нее... А может быть, тогда-то
Такую (и такое) потеряв,
Но ей чужим или врагом но став, -
Тогда-то, может быть, и чувствуешь впервые
Всю жизни глубину... Мне трудно без России...

Зинаида Гиппиус

Знайте!

Она не погибнет,- знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколыхнутся, верьте!
Поля ее золотые.

И мы не погибнем,- верьте!
Но что нам наше спасенье?
Россия спасется,- знайте!
И близко ее воскресенье.

Так и есть

Если гаснет свет я ничего не вижут
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.

Дон Аминадо

Бабье лето

Нет даже слова такого
В толстые чужих словарях,
Август. Ущерб. Увяданье.
Милый, единственный прах.

Русское лето в России,
Запахи пыльной травы.
Небо какой-то старинной,
Темной, густой синевы.

Утро. Пастушья жилейка.
Поздний и горький волчец.
Эх, если б узколейка
Шла из Парижа в Елец.

* * *
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому.
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко.
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом
С своей уж ветхого котомкой!

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какое настроение, какая музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне? О чем говорят поэты- эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От нее даже дыму
Не уйти в облака.
И. Анненский. «Снег»

Но один есть в мире запах,
И одна есть и мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега...
Дон Аминадо. «Города и годы»

3. Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения о Родине.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский , с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «...Да обуза тяжка... / От нее даже дыму не уйти в облака», а с другой - любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег - / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег...» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов? Как вы понимаете строки Д. Мережковского?

Не надо звуков: тише, тише,
У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

7. В чем пафос стихотворении З.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ПОЭТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ О РОДИНЕ. «СВЕТИШЬ МНЕ, РОССИЯ, ТОЛЬКО ТЫ» (К. Бальмонт) (урок-концерт)

Цели урока: познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую; работать над выразительным чтением стихов.

Оформление класса: выставка портретов поэтов и писателей-эмигрантов, книжная выставка, картины с изображением Парижа, на журнальном столике – лампа с зеленым абажуром.

Ход урока

Звучит романс в исполнении А. Малинина «Сент-Женевьев-де-Буа».

Выходят два ученика-ведущих, держа в руках свечи.

1-й ведущий . Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и г ражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Г. Иванов, И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева...

«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», – констатировала в 1920 г. одна из газет.

И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

И. Северянин

2-й ведущий . В Париже и Берлине, Риме и Нью-Йорке, Шанхае и Харбине – везде русская эмиграция отчаянно боролась за право иметь собственный голос. Все в ней, что было отмечено блеском таланта и подлинной духовностью, сохранило себя – в том числе как неотъемлемая часть русской общенациональной культуры. В европейских столицах были организованы русские литературные центры, издательства, стали выходить многочисленные газеты и журналы.

Центром русской эмиграции после октября 1917 г. стал Париж. Журнал «Современные записки» (Париж, 1920–1940 гг.) состоит из 70 (!) томов. Именно в нем печатались лучшие произведения русской эмигрантской литературы.

Несмотря на то что русские поэты и писатели жили далеко от России, они не теряли связи с родной землей, их мысли и души были вместе с родиной.

(Звучит песня «Елисейские поля» в исполнении Джо Дассена.)

Чтец . Дома до звезд, а небо ниже.

Земля в чаду ему близка.

В большом и радостном Париже

Все та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,

Последний луч зари погас.

Везде, везде все пары, пары

Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове!

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,

Дороже сердцу прежний бред!

Иду домой, там грусть фиалок

И чей-то ласковый привет.

..............................................

В большом и радостном Париже

И боль, как прежде, глубока.

М. Цветаева

(Звучит музыка Г. Свиридова как иллюстрация к пушкинской «Метели».)

1-й ведущий .

Скользит слеза из-под усталых век,

Звенят монеты на церковном блюде...

О чем бы ни молился человек,

Он непременно молится о чуде:

Чтоб дважды два вдруг оказалось пять,

И розами вдруг расцвела солома,

И чтоб к себе домой прийти опять,

Хотя и нет и ни себя, ни дома.

И. Одоевцева

Стихи эти принадлежат Ирине Одоевцевой, поэту и автору бесценных книг «На берегах Невы» и «На берегах Сены». Она, живой свидетель этой эпохи, возвратила нам русскую литературную Атлантиду. Под ее талантливым пером ожило неповторимое время, заговорили и задвигались живые атланты – русские поэты и писатели. В рассеянии эмигрантского изгнания, в разделении с Родиной голос ее прозвучал как весть о неизбежном грядущем единении.

Чтец . Знайте!

Она не погибнет, – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Она всколыхнется, – верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, – верьте!

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется, – знайте!

И близко ее воскресенье.

Учитель .

– Каким пафосом проникнуто это стихотворение? Какую роль играют в его выражении синтаксические конструкции, используемые автором?

– А каким предстает образ лирической героини в стихотворении З. Гиппиус «Так и есть»? Какую роль в раскрытии этого образа играет финальная строка: «Если кончена моя Россия – я умираю»?

2-й ведущий . Одно из замечательных явлений довоенной эмиграции – заседания кружка «Зеленая лампа». Инициаторами их являлись Мережковские: Зинаида Гиппиус и Дмитрий Сергеевич Мережковский.

(Звучит песня в исполнении Э. Пиаф.)

2-й ведущий (на фоне музыки) . С ноября 1920 г. они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге, стали проводить свои «воскресенья» – на 11-бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе». Название напоминало о тайном кружке Всеволжского, в нем участвовал и Пушкин. Задача организаторов – спасти если не весь мир, по крайней мере Россию и ее филиал – эмиграцию не только от «обывательщины», но и от гордыни и самоуничижения, от отчаяния и потери веры в будущее.

«Заседания "Зеленой лампы" становились с каждой неделей все более интересными и многолюдными, – вспоминает Ирина Одоевцева. – "Зеленая лампа" заставила многих слушателей серьезнее и лучше понять происходящее и – что не менее важно – самих себя... Кто только не посещал «воскресений»! Всех не перечтешь!»

1-й ведущий . Завсегдатаем заседаний был Георгий Адамович, захаживал К. Бальмонт, перед отъездом в Россию пришла попрощаться М. Цветаева. Любила посещать «воскресенья» Мережковских и Надежда Александровна Тэффи.

«Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь. Мы сидим за длинным чайным столом на 11-бис Колонель Боннэ. Настроение у всех кислое. Мережковский вяло и бесцветно обсуждает последнее заседание «Зеленой лампы», не взлетая, как обычно, в надзвездные края, не ныряя в метафизические бездны.

Звонок. И нежданно-негаданно появляется Тэффи. Нарядная, веселая, полная бьющей через край жизнерадостности. С ее появлением все сразу меняется. Все ожили, «будто в них пустили магнетический заряд».

2-й ведущий . «Тэффи, что так редко встречается среди юмористов, была и в жизни полна юмора и веселья. Казалось, она в событиях, даже самых трагических, как и в людях, даже самых мрачных, видела, прежде всего, их комическую сторону, скрытую от других.

– Дать человеку возможность посмеяться, – объясняла она, – не менее важно, чем подать нищему милостыню. Или кусок хлеба. Посмеешься – и голод не так мучает. Кто спит – тот обедает, а по-моему, – кто смеется, тот наедается досыта. Или почти досыта».

1-й ведущий . «А в лице – двойственность древнегреческой маски. Тэффи признавалась как-то, что каждый ее смешной рассказ, в сущности, маленькая трагедия, юмористически перевернутая. «Слезы – жемчуг моей души», – это слова Надежды Александровны. Просто у нее было удивительное свойство, которое редко кому дается. «Надо жить играя, – говорила она. – Игра скрашивает любые невзгоды». Испытывая тяжелые материальные трудности, тоску по родине, она всегда старалась сохранять бодрость и веселье, лишь изредка позволяя себе падать духом».

(Из воспоминаний И. Одоевцевой.)

(Тихо звучит вальс Г. Свиридова.)

2-й ведущий . «Весной вернусь на родину, – мечтала надежда Александровна. – Чудесное слово – весна! Чудесное слово – родина! Весна – воскрешение жизни...»

1-й ведущий . Она не вернулась. Как и многие...

2-й ведущий . Как и Константин Дмитриевич Бальмонт, признававшийся: «Ни дня, когда бы я не тосковал по России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться...»

Чтец . Отъединен пространствами чужими

Ото всего, что дорого мечте,

Я провожу все дни, как в сером дыме,

Один. Один. В бессчастье. На черте.

К. Бальмонт

1-й ведущий . Еще до всех драматических событий в жизни России Бальмонт относился к Франции с любовью, но только в годы эмиграции почувствовал, что эта теплая и гостеприимная страна все же не мать, а мачеха. Нерусское слово «ностальгия» стало таким типично русским понятием!

2-й ведущий . Стихотворения Бальмонта 20-х гг. открывают новые грани его дарования. Певец Солнца, он впервые предстает здесь как певец трагический. Его лирический герой не может смириться с судьбой изгнанника.

Чтец. От тебя труднейшую обиду

Принял я, родимая страна,

И о том пропел я панихиду,

Чем всегда в душе была весна.

Слава жизни. Есть порывы злого.

Долгие страницы слепоты.

Но нельзя отречься от родного.

Светишь мне, Россия, только ты.

К. Бальмонт

1-й ведущий . Ирина Одоевцева, познакомившись с К. Бальмонтом на одном из «воскресений» Мережковских, была поражена тем, что поэт, когда-то собиравший на своих вечерах многочисленных поклонников, сейчас готов всю ночь читать стихи даже одному зрителю с благодарностью за то, что его слушают...

Умер он в декабре 1942 г. всеми забытый. На похоронах его ни поэтов, ни поклонников не было.

(Звучит романс в исполнении А. Вертинского «В степи молдаванской».)

2-й ведущий . Некоторые из эмигрантов вернулись на родину. Среди них – Марина Цветаева.

«В России все теперь чужое. И враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая. Все же я довольна, что покидаю Париж. Я его изжила. Его больше не существует для меня. Сколько горя, сколько обид я в нем пережила! Нигде я не была так несчастна. А теперь я еду в Москву. Сыну там будет лучше. Но мне!.. Выперла меня эмиграция», – признавалась она Ирине Одоевцевой.

1-й ведущий . «М. Цветаева – наш общий грех, наша общая вина. Мы перед ней все в неоплатном долгу. Мы не сумели ее оценить, не полюбили ее, так нуждающуюся в любви, как в воздухе, не удержали от гибельного возвращения в Россию», – с болью писала И. Одоевцева.

(Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Монолог» в исполнении А. Пугачевой.)

2-й ведущий .

К вам всем (что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!)

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви...

С просьбой о любви ко всем, о ком она пишет, обращается и Ирина Одоевцева.

«Все они нуждаются в любви не только потому, что «горек хлеб и круты ступени земли чужой», но и потому, что еще более, чем хлеба, им не хватало любви читателя, и они задыхались в вольном воздухе чужих стран.

Полюбите их, воскресите их в своей памяти и в сердцах».

1-й ведущий . ХХ век безжалостно разрушил, разорвал многие взаимосвязи, исказил саму культурную память человеческую. Первая эмиграция сохранила в себе Россию, ту, какой она была до 1917 года. Лучшие произведения писателей русского зарубежья входят в Золотой фонд России. Мы часто говорим, что русские эмигранты страдали в разлуке с Родиной, что им недоставало ее. Но сегодня мы остро сознаем, что и Родине недоставало их. Сегодняшняя Россия поняла, наконец, что и они ее дети.

(Звучит песня в исполнении Вероники Долиной «Не пускайте поэта в Париж».)

– В чем, по мнению Н. Оцупа (стихотворение «Мне трудно без России»), заключена глубина жизни и когда человек способен почувствовать ее особенно остро?

– Описание какого времени легло в основу стихотворения Дона Аминадо «Бабье лето»? В каких словах раскрывается суть этого явления? Чтобы создать «эффект присутствия», придать картине большую жизненность, какие органы чувств затрагивает поэт?

– Какой прием использован И. Буниным в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»?

– Поразмышлять над прочитанным (учебник).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Поэты Русского Зарубежья об

оставленной Родине.


Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти.

Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения. Русские писатели-эмигранты ясно понимали: в чуждой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и Гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России. Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную.


В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели:

И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, К. Бальмонт,

И. Одоевцева, И. Северянин, А. Куприн, М. Цветаева...

« Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России » ,

констатировала в 1920 г. одна из газет.

И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

И. Северянин


Один из представителей русского зарубежья - Николай Оцуп -

Вставка рисунка

русский поэт и переводчик, известен

также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции

23 октября 1894 , Царское Село - 28 декабря 1958 , Париж


Родился в семье Авдея Марковича Оцупа и Елизаветы Семеновны (Рахили Соломоновны) Зандлер. Окончил Царскосельскую Николаевскую гимназию ; после окончания, в 1913 г., заложив золотую медаль, уехал учиться в Париж . Там начинает писать стихи. По возвращении на родину был зачислен на историко-филологический факультет Императорского Петроградского университета , одновременно проходя воинскую службу в запасном полку.

После Октябрьской революции был приглашен Горьким в издательство «Всемирная литература» в качестве поэта-переводчика, где познакомился с Николаем Гумилевым и Александром Блоком.

1921 году вышел первый сборник стихотворений Оцупа, «Град» .


После расстрела Гумилёва принял решение покинуть Россию и осенью 1922 года выехал в Берлин .

Вскоре перебрался в Париж, где выпустил второй стихотворный сборник «В дыму» (1926), послуживший вступлением к следующему произведению Оцупа, поэме «Встреча» (1928).

В 1930 году основал журнал « Числа », посвященный вопросам литературы, искусства и философии и послуживший стартовой площадкой для множества молодых представителей русской эмигрантской литературы. В 1939 году вышел единственный роман Оцупа, «Беатриче в аду» - о любви богемного художника к начинающей актрисе.


Во время Второй мировой войны служил добровольцем во французской армии, арестован в Италии и больше полутора лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей (второй стал успешным) и с 1943 года принимал активное участие в итальянском Сопротивлении, за что был удостоен военных наград.

По окончании войны начал преподавать в парижской Эколь Нормаль , где в 1951 им была защищена докторская диссертация, посвященная Гумилёву.


Скоропостижно скончался от разрыва сердца, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .

Посмертно издан двухтомник стихотворений Оцупа «Жизнь и смерть» (1961, Париж), два сборника его исторических и публицистических работ.

В России наиболее полное издание вышло в 1993.

Его стихи ведут от описания к размышлению. В них русская литература всегда становится предметом размышлений или объектом для сравнения.


«Мне трудно без России…»

О чем говорит поэт?

Что чувствует?

Что для него Россия?


Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1945)

Вставка рисунка

поэтесса и писательница ,

драматург и литературный критик


Родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область ) в обрусевшей немецкой дворянской семье.

Семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам

с гувернантками.

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет


В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью отправилась на дачу в Боржом. Здесь она познакомилась с Д. С. Мережковским , который вскоре становится её мужем.

События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус.

В феврале 1906 года Мережковские покинули Россию и направились в Париж, где в добровольном «изгнании» провели более двух лет.

В Париже поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья-писатели. В эти парижские годы супруги много работали: Мережковский - над исторической прозой, Гиппиус - над публицистическими статьями и стихами.


В 1908 году супруги вернулись в Россию.

Начало Первой мировой войны произвело на Мережковских тяжёлое впечатление; они резко выступили против участия в ней России.

Мережковские приветствовали Февральскую революцию 1917 года , полагая, что она покончит с войной.

Однако вскоре их настроение переменилось

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла»

В 1920 году Гиппиус с мужем поселилась в Париже . Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчуждённость от родины.


Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась в Париже 9 сентября 1945 года.

Зинаида Гиппиус была похоронена под одним надгробием с Мережковским на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .


«Знайте!»

Во что верила Гиппиус?

Обратите внимание на глаголы в повелительном

наклонении, восклицательную интонацию.

Выражают уверенность, утверждение невозможности

жизни без Родины.


«Так и есть».

Основная мысль –

« Если кончена моя Россия –

я умираю » .


Дон-Аминадо настоящее имя Аминад Петрович Шполянский; имя при рождении Аминодав Пейсахович Шполянский (1888-1957)


Дон-Аминадо родился и вырос в Елисаветграде ( Херсонская губерния ), учился юриспруденции в Одессе (юридический факультет Новороссийского университета ) и Киеве , по завершении высшего образования ( 1910 ) поселился в Москве и занялся адвокатской и писательской деятельностью (постоянно сотрудничал в газете «Раннее утро» и журнале « Сатирикон » ).

Будучи солдатом во время Первой мировой войны (в 1915 г. ранен и вернулся в Москву), Дон-Аминадо опубликовал свою первую книгу патриотико-лирических стихотворений «Песни войны»

Встретил февральскую революцию 1917 года пьесой в стихах «Весна Семнадцатого года», однако не принял октябрьский переворот большевиков . В 1918 году были закрыты все газеты, где он публиковался, после чего он уехал в Киев , сотрудничая там с газетами.


В январе 1920 года эмигрировал в Париж , где регулярно вплоть до 1940-х гг. печатал фельетоны в газете, сотрудничал также с другими эмигрантскими изданиями: детским журналом

Дона-Аминадо читали много и с увлечением, он стал известен и французским читателям.


«Бабье лето»

Стихотворение проникнуто ностальгией, чужому

противопоставлено свое. Образ Родины удваивается

Русское лето в России. Поэт описывает воспоминания,

мелочи: запахи пыльной травы, поздний и горький волчец.

С помощью запахов, звуков вызываются зрительные образы, и мы можем представить образ родины. Последняя строка несбыточное сокровенное желание

( « Эх, если б узкоколейка шла из Парижа в Елец » ).



Стихотворение «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Какие чувства выражены в стихотворении? Как они показаны?

Ностальгические чувства, смешанные с чувством протеста против несправедливости, неестественности изгнания. У каждого живого существа свой дом. Поэт строками «У птицы есть гнездо….» не противопоставляет бездомность человека, а констатирует факт. Тем сильнее чувство горечи, досады, гнева. Повторение этих строк, но в зеркальном построении указывает на неотступность мыслей о несправедливости изгнания. Ритм стихотворения передает тревожный стук сердца

Открытый урок по литературе в 8 классе.

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КРУПИНИНА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА.

Тема. Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Цель урока: познакомить учащихся с русскими поэтами XX века и их произведениями.

Задачи:

Учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное.

Работать над выразительным чтением.

Развивать мышление, устную связную речь, память.

Воспитывать любовь к Родине и родной земле.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация.

Материальное обеспечение: репродукции картин русских художников, учебники, музыкальный файл, портреты русских художников эмигрантов, книжная выставка, картины с изображением Парижа, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Орг. момент.

У: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рада Вас приветствовать в гостях на заседании «Зеленой лампы».

II . Психологический настрой.

На улице весна! С теплым, добрым, радостным солнцем.- Давайте, чтобы на протяжении сегодняшнего урока у нас было такое же солнечное и доброе настроение.

III . Беседа.

У: - Ребята, в этом году мы отмечали 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Мы много читали произведений на эту тему, знакомились с авторами. Тема Великой Отечественной войны вам знакома.

IV . Проверка домашнего задания.

Тест по материалу прошлого урока (5минут) интегрированный.

V . Сообщение темы и цели урока.

У: - Ребята, тесты беру на проверку, оценки поставлю всем.

Тема Великой Отечественной войны неразрывно связана с нашей Родиной. Ведь столько было потерь за ее освобождение.

У: - Скажите, что такое Родина?

Как вы понимаете значение этого слова?

Что для вас обозначает это слово «Родина»?

Д: - Это страна, наша деревня.

У: - Да, Родина может быть большой и малой.

Работа со словарем С.Н.Ожегова.

У: - Давайте посмотрим по словарю значение этого слова.

Составитель толкового словаря С.Н.Ожегов определил это значение так: Родина – отечество, родная сторона, место рождения, происхождение чего-нибудь, кого-нибудь.

Учитель раздает определение на листах, а дети записывают его в тетрадь.

VI . Слово учителя.

У нашей родины – России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к ее судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжелых испытаний. Тема родины была актуальна всегда, она остается актуальной и на сегодняшнее время, когда каждому человеку необходимо не только определить свое место в жизни, но и осознать свою значимость для этой страны, в которой он живет.

Учитель читает эпиграф урока.

«Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и всегда будьте ее верными сынами и дочерьми»

(Надпись на одной из неизвестных могил Сен - Женевьев – де - Буа.)

У: - О России говорили многие, политические деятели, выражали свои чувства по – разному художники, писатели и поэты.

А как называются люди, которые пишут стихи? (Поэты).

Сегодня мы с вами будем говорить о поэтах xx века. Поэтах русского зарубежья, т. е теми поэтами, которые уехали за рубеж.

Ребята записывают число и тему урока в тетради.

У: - На партах у вас план сегодняшнего урока, обратите на него внимание.

Целью урока будит знакомство с русскими поэтами XX века уезжавшими за рубеж, а также будем работать над выразительным чтением и учиться анализировать стихотворения.

Слово учителя.

У : - Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт, и т.д.

Многие были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войны, это был период творческого подъема. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти.

Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.

Русские писатели – эмигранты ясно понимали: в чужой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.

«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», - констатирована в 1920 году одна из газет».

«И вот мы остались без Родины,

И вид наш и жалок, и пуст.

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст».

(И.Северянин)

Учитель раздает проблемный вопрос урока на листочках.

У:- Ребята, сейчас я задам вам вопрос, а вы подумайте в течение урока, а в конце на него дайте ответ.

Проблемный вопрос.

(Насколько значимо для нас с вами наследие русского зарубежья?

Какой урок дает нам история на примере трагических судеб русских эмигрантов?)

Работа по учебнику.

У: - Открыли учебники на стр. 221. Вам нужно было подготовить дома сообщения об авторе русского зарубежья на выбор.

Портрет поэта вывешивается на доске.

Ученик рассказывает краткую биографию

Иннокентия Анненского.

Краткая биография Иннокентия Анненского

Анненский Иннокентий Фёдорович, (1855-1909), русский поэт, переводчик, драматург, критик, педагог.

Родился в Омске в семье крупного чиновника. По матери приходился дальним родственником Пушкину. Когда ему исполнилось четыре года, семья перебралась в Томск, а через год – в Петербург, где отец получил должность чиновника по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. Но в 1874 его разбил паралич, и материальное положение семьи стало очень тяжёлым.

Окончив гимназию в 1872, Анненский лишь в 1875 поступил в университет. Окончил историко- филологический факультет Петербургского университета в 1879.

В это время он женился на Надежде Валентиновне Хмара-Барщевской, вдове с двумя сыновьями-подростками, которая была старше его на 23 года. Через год у них родился сын Валентин, будущий поэт, писавший под псевдонимом «В. Кривич».

После окончания университета началась многолетняя педагогическая деятельность Анненского: он преподавал греческий и латинский языки в гимназии, был директором Николаевской мужской гимназии в Царском Селе, читал лекции по истории древнегреческой литературы на Высших женских курсах в Петербурге.

Одновременно с преподавательской работой перевёл и опубликовал трагедии Еврипида. Издавал статьи о русской литературе, писал стихи и поэтические трагедии.

Лирика его, носившая символический характер, отличалась глубокой искренностью и в дальнейшем оказала сильное влияние на творчество поэтов-акмеистов, которые
объявили Анненского своим духовным учителем.

У: - Ребята, вы узнали что-нибудь новое для себя из биографии писателя?

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться на несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение « Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И не каждый дождется пробуждения.

А теперь давайте прослушаем аудиозапись стихотворения

Иннокентия Анненского «Снег».

Подумайте, о чем это стихотворение?

Беседа.

У: - Итак, о чем же это стихотворение?

Д: - О зиме.

Почему он не может полюбить зиму? Смотрите внимательно в текст.

« Полюбил бы я зиму, да обуза тяжка».

Поэт сравнивает зиму со своей жизнью, тяжкой, что зима тоже такая же тяжелая, что от нее даже дыму не уйти в облака. Здесь автор использует метафору.

Он понимает, что снежное убранство- это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно было бы скрыть полностью все то, чего не хочется видеть.

Работа по картине .

У: - Посмотрите, как художник Зяблов изобразил репродукцию «Снег» на стихотворение Анненского.

Точно ли передал художник чувства и мысли поэта?

Каким образом он их выразил?

У: - Обратите внимание, какие эпитеты использует Анненский?

Какую роль они играют в стихотворении?

Мир кажется ему убогим и непривлекательным.

Найдите это в тексте.

« Резанность линий», « нищенский след» « ослабелый сиреневый снег» - все это вызывает противоречивость чувств. В то же время он признается, что зима это любимое время года.

У: - Найдите, пожалуйста, в тексте момент, когда он трепетно относится к этому времени года?

(Когда мягкий и уже тающий снег «ложится усталый на скользящий обрыв»)

(Анненский говорит про « непорочные сны», наполненные мечтами и надеждами).

VII . Выразительное чтение стихотворения «Снег».

Ребята, не забывайте за проблемный вопрос.

У:- В Париже и Берлине, Риме, Нью-Йорке – везде русская эмиграция боролась за собственный голос. В Европейских столицах были организованы русские лит. центры, издательства. Центром далеко от России, они не теряли связи с родной землей. Их мысли и души были вместе с родиной.

Звучит отрывок песни Э. Пиаф «Париж».

У:- Ребята, закройте глазки, отдохнем и перенесемся в ту эпоху, представим Париж.

В это время учитель продолжает пояснять, перенося детей в то место и плавно переходим к другому автору и стихотворению.

У: - С ноября 1920 года они обосновались в Париже и, как когда-то в Петербурге стали проводить свои «воскресенья» на 11 – бис Колонель Боннэ. В этом доме и возникла мысль о «Зеленой лампе».

Париж. Предрождественское воскресенье. Дождь. Мы сидим за длинным чайным столом на 11 – бис Колонель Боннэ. Мережковский вяло обсуждает заседание «Зеленой лампы».

У: - Кто такой Мережковский?

Портрет поэта вывешивается на доске. Следующий ученик делает свое сообщение.

Ученик рассказывает краткую биографию Мережковского.

У: - Что нового вы для себя узнали?

Что хотели бы узнать?

Слово учителя.

В один из приездов на дачу Дмитрий Мережковский весной 1896 года написал стихотворение «Родное». В это время он уже был известным поэтом. Мережковский очень глубоко переживал смерть своей матери. На даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло ее рук. Поэтому он часто гуляет и отмечает «Родимые, печальные места!»

Слушание аудиозаписи стихотворения в исполнении Покровской «Родное».

У:- Подумайте, что же хотел сказать Мережковский на ваш взгляд.

(Слушание муз. композиции Покровской «Родное».)

Его успокаивает «протяжный гл однообразны сосен».

Найдите эпитеты. Песни, какие?

А май какой?

Бледный.

У:- О чем это может нам сказать?

«В полях затишье полное тоски»- говорит он.

С чем Мережковский сравнивает майский дождь?

Д:- С бесконечными слезами.

У:- Однако, он признается, что в родном доме боль притупляется – смотрите последний куплет.

Он постепенно начинает смиряться с мыслью, что самые близкие люди рано или поздно ходят. Но остаются воспоминания, которые являются бесценными и могут причинить как боль, так и радость.

У: - Что нужно знать самым первым, чтоб проанализировать стихотворение?

Чтобы сделать анализ стихотворения необходимо знать его историю создания.

У:- Не забывайте о вопросе!

- Физическая минутка.

- Выразительное чтение стихотворение «Родное».

У:- Давайте послушаем биографию Н.Заболоцкого.

Третий ученик рассказывает сообщение о Н Заболоцком.

Прослушайте его стихотворение и приготовьтесь к выразительному чтению, подумав над вопросом №1 стр.224.

У: - Обратите внимание на презентацию как четко художник понимает чувства автора.

VIII - Выразительное чтение стихотворения.

    Игра.

Собери стихотворение (ребята делятся на пары и собирают стихотворение кто быстрее).

VIIII . Беседа по проблемному вопросу.

У: - Итак, кто из прочитает мне проблемный вопрос нашего урока?

Кто даст на него ответ?

Мы пришли к выводу, что наследие русского зарубежья важно для нравственного развития, любви к Родине, и познания ее во всем ее величии.

И несмотря на то, что поэты находились зарубежом их неоставляли чувства любви к Родине. Частица Родины в душе помогала им выжить.

У: - Что бы вы еще хотели узнать?

У: - Давайте проведем рефлексию. Она у вас на партах в виде теста.

X . Рефлексия.

1. На уроке я работал/ла -

2. Своей работой на уроке я -

3. Урок для меня показался -

4. За урок я -

5. Мое настроение -

6. Материал рока мне был -

7. За урок я оцениваю себя на -

XI Домашнее задание.

Домашнее задание даю интегрировано.

    Стихотворение наизусть на выбор. Для всех.

    Анализ стихотворения на выбор. Кто сможет.

План анализа стихотворения лежит на парте у каждого.

Мы еще продолжим разговор о поэтах русского зарубежья на следующем уроке. А сейчас спасибо за урок. Занятие окончено.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!