По мере накопления информации о каких-то объектах или явлениях формируются знания о них. Научная картина мира

14 мая 2018 года в г. Сочи на Х Международном форуме «Атомэкспо-2018» АО «ОТЭК» - дивизион госкорпорации «Росатом» и отраслевой интегратор направления «Умный город» - заключил с Газпромбанком, Сбербанком и Совкомбанком соглашения о стратегическом долгосрочном партнерстве в сфере инвестиционной деятельности по созданию, реконструкции, а также повышению эффективности управления объектами ЖКХ в городах присутствия госкорпорации «Росатом», совместной реализации инвестиционных проектов, включая концессионные проекты в области ЖКХ, в рамках развития направления «Умный город».

Алексей Калачев , эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»:

Атомная отрасль по определению находится на острие научно-технического прогресса, здесь как нигде высока концентрация научных кадров и высокообразованных специалистов. Благодаря этой особенности Росатому удается сохранять высокий уровень компетенций и развивать их в ногу со временем.
Сама специфика атомной энергетики, требующая дистанционного мониторинга объектов и управления процессами, предполагает наличие современных цифровых технологий. Компании, входящие в Росатом, активно сотрудничают с лидерами отрасли цифровых технологий, как зарубежными, такими как GE или ENGIE, или отечественными, вроде корпорации «Галактика», с которыми подписаны соответствующие соглашения. В состав атомной госкорпорации входит АО «ОТЭК», являющееся интегратором новых технологий в энергетике.

Неудивительно, что Росатом оказался в числе первых, подключившихся к программе цифровизации экономики. В октябре 2017 года Росатом вошел в состав Национального консорциума развития и внедрения цифровых технологий в сфере городского управления. Одна из ключевых задач консорциума - создание и реализация Концепции «Умные города России», включающей «пилотные» проекты по внедрению беспилотного транспорта, повышению прозрачности и эффективности ЖКХ, созданию в городах благоприятных условий для развития высокотехнологичных компаний и проектов и другие инициативы.

Росатом взялся развивать концепцию «Умный город» в городах своего присутствия, используя явное преимущество - наличие в городах его присутствия квалифицированных и продвинутых специалистов. Проект «Умный город» направлен на модернизацию инфраструктуры жизнеобеспечения городов - тепло-, электро-, водоснабжения на базе современных инженерных и цифровых решений. В ходе реализации проекта в городе планируется внедрить системы мониторинга дорожной ситуации и экологической обстановки, мониторинга объектов ЖКХ и обработки заявок жителей, системы моделирования строительных объектов и управления жизненным циклом строительства общегородских объектов. При этом предполагается, что в основу решений «Умного города» войдут существующие и перспективные технологии предприятий атомной отрасли.

Учитывая наличие компетенций, Росатому, похоже, удалось и привлечь инвестиции для реализации программы: интегратор направления «Умный город» АО «ОТЭК» заключил с Газпромбанком, Сбербанком и Совкомбанком соглашения о стратегическом долгосрочном партнерстве в сфере инвестиционной деятельности по созданию, реконструкции, а также повышению эффективности управления объектами ЖКХ в городах присутствия ГК «Росатом», совместной реализации инвестиционных проектов, включая концессионные проекты в области ЖКХ.

По мере накопления опыта реализации цифровых решений в ходе выполнения программы «Умный город» его можно будет тиражировать в других городах, в сфере присутствия других отраслей и, может быть, даже масштабировать в пределы целых регионов и страны в целом.

По мере накопления знаний Человек старался построить картину мира, позволявшую уверенно объяснять происходящие в нём процессы. Естественно, картина мира соответствует уровню развития науки. Можно выделить несколько крупных этапов в развитии науки и построении картины мира.

1. Доантичная картина мира – отражает представления древнего Человека (4–5 тыс. до н.э.) и составлена в основном по представлениям древних египтян и вавилонян.

Основные положения : мир состоит из людей, животных, рыб, птиц, насекомых, а также небесных тел и богов, причём многие боги управляют небесными телами, стихиями и пр., а некоторые предстают перед Человеком в образе небесных тел; т. е. всё сущее в природе – живое, большинство явлений связано с богами, духами и прочими неподвластными человеку силами.

Накопление знаний носило практический характер (навигация, счёт и пр.). Доантичная картина мира сегодня выглядит весьма наивной и примитивной.

2. Античная картина мира – построена на основе работ Аристотеля и Птолемея.

Основные положения : материальный мир геоцентричен (его центр совпадает с центром Земли) и разделён на две сферы. Видимое (небесные тела) находится в ближней сфере, невидимое (боги, духи и т. д.) – в дальней сфере. Мир ближней сферы построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нём непрерывно происходят необратимые изменения, четыре основные противоположности (сухость – влажность, тепло – холод) в сочетаниях дают начало четырём основным элементам мира – земля (холод, сухость), вода (холод, влажность), воздух (тепло, влажность), огонь (тепло, сухость). Все движения поделены на круговые (наиболее совершенные), естественные (происходящие в силу свойств тяжести и лёгкости) и насильственные. Движения небесных тел – равномерные, круговые. Явления природы не поддаются математическому описанию, т.к. тела и процессы – реальные (не абстрактные). Аристотель полагал, что математический анализ не пригоден для естествознания, т.к. математическую точность можно требовать не во всех случаях, а лишь для абстрактных (нематериальных) предметов.

Античная картина мира носит скорее философский, нежели естественнонаучный характер.

3. Механическая картина мира – создана на основе механики Ньютона.

Основные положения : в абсолютной пустоте находится материальный мир, составленный из абсолютно твёрдых, неделимых, весомых, непроницаемых, подвижных частиц (атомов), отличающихся между собой только количеством (массой); их внутренняя сущность не имеет значения; всё разнообразие мира – результат различных сочетаний частиц и их движений. Картина основана на всеобщей применимости законов Ньютона – им подчиняются движения небесных тел, мельчайших пылинок и даже частиц воздуха.

При всей полноте механическая картина также оказалось несостоятельной – электрическое поле не подчиняется законам Ньютона. Максвелл открыл новые фундаментальные законы – законы поведения электромагнитного поля. Попытки свести электромагнитные явления к механическим процессам в особой среде – эфире – оказались безрезультатными. Это привело к пониманию необходимости углубления знаний о природе и пересмотре представлений о картине мира.

4. Электромагнитная картина мира – основана на электродинамике Максвелла.

Основные положения : все частицы – «сгустки» электромагнитного поля, все события в природе (от притяжения атомов до излучения небесных тел) управляются законами электромагнитного взаимодействия, законы движения частиц и тел можно вывести из электромагнитной теории.

Наибольший вес электромагнитная картина мира обрела после создания специальной теории относительности (фундаментальное значение конечности скорости ЭМВ в вакууме, новые представления о пространстве и времени, релятивистские уравнения движения для больших скоростей). Однако свести все процессы в природе (и в частности всемирное тяготение) к электромагнитной теории не удалось. Кроме того, были открыты электрически нейтральные частицы и новый тип взаимодействия – ядерное. Всё это показало ограниченность электромагнитной картины мира.

5. Современная картина мира – строится исходя из знаний о единстве материи.

Основные положения : при всем разнообразии форм материальный мир единообразен по сути; атомы одного и того же химического элемента одинаковы во всей Вселенной; из атомов состоят как живые, так и неживые образования, все атомы имеют одинаковую структуру и состоят из трёх видов частиц (электроны, протоны, нейтроны), взаимодействие ядер и электронов осуществляется электромагнитным полем, взаимодействие нуклонов между собой – ядерным полем. Все элементарные частицы (сегодня их известно около 400) способны превращаться друг в друга (т. е. их природа едина ). Все они состоят из кварков шести видов (кварки считают действительно элементарными), принципы квантовой теории (сложилась в 70-е годы ХХ в.) позволяют описывать движения, взаимодействия и превращения всех известных частиц (что подтверждает их единую природу), имеется всего 4 типа взаимодействий (гравитационные, электромагнитные, ядерные и слабые), проявления которых встречаются везде (от превращения элементарных частиц и процессов в живой клетке до космических макропроцессов).

Открытие квантовых свойств частиц привело к потере абсолютного смысла разделения материи на прерывное вещество и непрерывное поле. Сегодня учёные полагают, что всякому полю соответствуют свои кванты (электромагнитному – фотоны, ядерному – p-мезоны и т.д.). Современную картину мира часто называют квантовой, так как на её формирование огромное влияние оказали: квантовая гипотеза Планка, модель атома водорода Бора, принцип корпускулярно-волнового дуализма Луи де Бройля (1892–1987, Франция), уравнения Эрвина Шредингера (1887–1961, Австрия). Завершил построение квантовой теории принцип Вольфганга Паули (1900–1958, Швейцария), запрещающий нахождение двух электронов одного атома в одинаковом состоянии и позволяющий объяснить периодическую систему элементов.

Таким образом, сегодня мы понимаем мир как единую материю, имеющую бесконечное множество форм и проявлений, непрерывную, обладающую свойством дуализма.

Фундаментальные законы, открытые в физике, достоверны и объективны (как и явления природы), не нарушаются ни при каких условиях, познание этих законов позволяет Человеку исключить веру в потусторонние силы и сознательно строить свою жизнь и отношения с Природой.

Вместе с тем приходится признать, что многие вопросы (например, какова физическая суть единства мира; почему частицы имеют те или иные значения заряда, массы и пр.) остаются открытыми, многие знания о природе носят исключительно экспериментальный характер. По-видимому, процесс познания бесконечен и одной из задач Человека является его непрерывное осуществление.

Литература

1. Буховцев Б. Б., Климонтович Ю. Л., Мякишев Г. Я. Физика 9, 10, 11. – М.: Просвещение, 1992.

2. Бытько Н. Д. Физика. – М.: Высшая школа, 1967.

3. Волькенштейн В. С. Сборник задач по общему курсу физики. – М.: Наука, 1976.

4. Воронцов – Вельяминов Б.А. Астрономия. – М.: Просвещение, 1971.

5. Гольдфарб Н. И. Сборник вопросов и задач по физике. – М.: Высшая школа, 1995.

6. Гурский И. П. Элементарная физика. – М.: Наука, 1989.

7. Дмитриева В. Ф. Физика. – М.: Высшая школа, 1993.

8. Евграфова Н. Н., Каган В. Л. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1978.

9. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение, 1989.

10. Жданов Л. С., Жданов Г. Л. Физика для средних специальных учебных заведений. – М.: Наука, 1987.

11. Кабардин О. Ф. Физика. – М.: Просвещение, 1991.

12. Кикоин И. К., Кикоин А. К. Физика – 9. – М.: Просвещение, 1990.

13. Кошкин Н. И., Ширкевич М. Г. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 1980.

14. Корж Э. Д., Пеннер Д. И. Программированные задания по физике для 9 класса. – М.: Просвещение, 1983.

15. Кудрявцев П. С. Курс истории физики. – М.: Просвещение, 1982.

16. Элементарный учебник физики / Под ред. Г. С. Ландсберга . – М.: Наука, 1971–1973. – Т. 1–3.

17. Лебедюк В. А., Рябошапка К. П., Шулишова О. И. Справочник по элементарной физике. – Киев: Наукова думка, 1975.

18. Матвеев А. Н. Электричество и магнетизм. – М.: Высшая школа, 1983.

19. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 11. – М.: Просвещение, 2002.

20. Орир Дж. Физика. – М.: Просвещение, 1990. – Т. 1–2.

21. Физика 10 / Под ред. А. А . Пинского . – М.: Просвещение, 1993.

22. Саенко П. Г. Физика 9. – М.: Просвещение, 1992.

23. Тарасов Л. В., Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике. – М.: Высшая школа, 1990.

24. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2004.

25. Чертов А.Г. Физические величины. Справочное пособие. – М.: Аквариум, 1997.

26. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1983. – Т. 1–3.

27. Яворский Б. М., Детлаф А. А. Справочник по физике. – М.: Наука, 1979.

В процессе работы аналитиком мне неоднократно приходилось разбирать причины неудач в проектах. По мере накопления опыта у меня выработалась определенная методика работы с заказчиками, которой хотел бы поделиться.

Думаю, что не мне одному приходилось сталкиваться с расплывчатыми требованиями к продукту, проекту или сервису. Часто заказчик оказывается «очень занятым», «недоступным для детального обсуждения» и т.д. Со временем у меня выработался критерий деления заказчиков на «квалифицированных» и «неквалифицированных», и, благодаря описанной ниже методике, каждый из вас сможет достаточно быстро провести аудит имеющихся задач (как полученных, так и поставленных кому-то)

«Неквалифицированный» в этом контексте не несет негативной окраски. Значение этого термина используется для описания недостаточности опыта для выполнения функции заказчика. Безусловно, исполнители тоже бывают неквалифицированными. Но в этой статье проблема исполнителя рассматриваться не будет.

Ниже будет описан метод, позволяющий заказчику формулировать квалифицированный заказ. Надеюсь, метод позволит уменьшить те ситуации, когда на «демо» выкатывается «совершенно не то что хотелось».

Немного теории

Как, в принципе, устроена кооперация в процессе решения проблем?
  • Есть заказчик, который испытывает затруднения в своей деятельности – не может самостоятельно получить нужный результат.
  • Этот заказчик формулирует проблему и ищет исполнителя, способного решить проблему.
  • Чтобы исполнитель выдал правильный результат, стороны договариваются о критериях приемки результата заказчиком.
  • И заказчик, и исполнитель при этом доложены быть квалифицированным, т.е. первый – способным сформулировать критерии приемки результата, второй - обеспечить результат, соответствующий критериям.
Если хотя бы одно из условий не соблюдается, то проблема не будет решена.

Применяем теорию на практике

Как правило, эта модель работает, и не вызывает затруднений, на бытовом уровне (починить текущий кран или заменить масло в двигателе), а также в тех специальностях, где производится реальный продукт или услуга (результат работы инженера или аналитика).

Представим кейс – один разработчик делает базу данных и ему нужен frontend для визуализации. Сам он делать не умеет и ищет исполнителя (сервис) который решит его проблему. При постановке задачи для сервиса заказчик (держатель базы) описывает проблему (он не может визуализировать информацию, хранящуюся в БД), публикует интерфейс, и определяет критерии приемки (функциональные, стоимостные, технологические).

Если в заказе отсутствует хотя бы один из этих трех пунктов, то можно предполагать, что заказчик сам до конца не понимает, что хочет получить от исполнителя. Такой заказ- неквалифицированный, и исполнителю за такую задачу браться не следует, т.к. велик риск «не угадать».

Аналогичный подход действует и у аналитиков. Аналитик, выступая сервисом, встречается с заказчиком, идентифицирует проблему, получает интерфейс, к которому должно «прицепиться» проектируемое решение и фиксирует критерии приемки. Если заказчик говорит «вы же умные придумайте что-нибудь», аналитик как правило, считает, что за такую задачу лучше не браться, т.к. заказчик «неквалифицированный» и будут проблемы при приемке-сдаче результатов.

Применяем теорию на практике -2

Разработчики и аналитики давно научились фиксировать требования к заказам, используя ТЗ, спецификации… но если мы переходим на уровень менеджмента, то обнаруживаем что все меняется. Вчерашний инженер, четко формулировавший заказ другому инженеру, при переходе в категорию менеджеров начинает формулировать задачи очень расплывчато.

Примеры неквалифицированных заказов сто стороны менеджеров мне приходится встречать почти каждый день. Вот типичные образцы:

  • «У нас есть проблема с количеством багов в релизе. Надо тестировать тщательнее и прорабатывать все возможные варианты работы пользователя».
  • «Для повышения прозрачности процессов мы будем использовать KPI. Руководителю каждой группы необходимо написать приложения, по каким показателям оценивать результаты работы из группы»
  • «Для того чтобы выбрать, какой из двух конкурирующих продуктов развивать дальше, надо назначить продукт-оунера, который проанализирует рынок и напишет предложения на основании которых можно будет сделать выбор»
Знакомо?

Как думаешь, читатель, насколько успешным будет выполнение каждой из перечисленных задач? Когда я работал аналитиком, мне никогда не удавалось выполнить такие поручения ни с первого ни со второго раза.

Со временем я сам дорос до руководителя, и на собственной практике неоднократно убедился, что правильная, квалифицированная формулировка заказа (или задания) многократно повышает вероятность решения проблемы в первой итерации.

Как нам получить квалифицированного заказчика-менеджера? Что он должен научиться делать и какой методике следовать, чтобы получать именно то что он хочет? По аналогии с методом инженеров, менеджер при формулировке заказа, менеджер должен определиться по трем пунктам:

  1. Формулировка проблемы. Определяем суть затруднения и описываем его в 1-2 предложениях (для начала).
  2. Критерии приемки. Каждый критерий представляет собой ответ на вопрос: «Как мы поймем, что решили эту проблему? Что должно появиться (или исчезнуть в результате решения проблемы?» Ответы на этот вопрос даст и заказчику, и исполнителю четкое представление как на финише будет оцениваться результат. Формулировки этих ответов позволяют так же определить MVP решения, если мы расставим приоритеты для полученного списка.
  3. По аналогии с интерфейсами, которые обсуждают инженеры, следует определить зависимые области. Все области, которые взаимосвязаны с решением проблемы, должны быть проинформированы об изменениях, и, возможно сами претерпеть изменения.
Если хотя бы на один вопрос нет четкого ответа, то заказ исполнителю будет неквалифицированным, и браться за него не стоит.

Возьмем для примера один из вышеприведенных кейсов и начнем его разбирать по предлагаемой схеме. Вот типичная проблема менеджера: В компании существует две конкурирующие разработки; надо принять решение – какую из них выбрать?

Неквалифицированный заказчик - менеджер:

Для выбора конкурирующих разработок приглашает product owner и ставит ему задачу «разработать продуктовую стратегию и предоставить информацию для выбора продукта». И срок дает – первый замер – через месяц.

Как правило через месяц самое лучшее что можно увидеть – это несколько слайдов в PP с общими фразами. Обычно это «не то что хотелось». И дальше запускается цикл перебора вариантов в поисках решения для несформулированного заказа. Исполнитель загружен и претензий к качеству работы нет. Но и удовлетворения от результата нет тоже. Постепенно идея вырождается в бесконечные обсуждения.

Как действует квалифицированный заказчик?

Менеджер выдает заказ по «инженерному» формату.

Формулировка проблемы: не можем принять решение, какой продукт развивать (или может быть – оба?)

Критерии приемки: как мы поймем, что решили проблему? Что должно появиться для принятия решения? (в качестве примера):

  • Появится оценка степени готовности к промышленной эксплуатации (высокий приоритет);
  • Решение должно соответствовать существенным функциональным требованиям заказчиков;
  • Перспективность и современность стека используемых технологий. И т.д. Такой список может быть длинным, но, чем точнее мы сформулируем критерии, тем проще будет принято решение; самое важное что решение будет обоснованным.
Формулируем зависимые задачи, которые изменятся вследствие принятого решения
  • Продуктовая концепция: как она изменится?
  • Экономическая модель: как повлияет решение на модель монетизации?
  • Производственная составляющая: как изменится стек технологий после принятия решения?
  • Обеспеченность кадрами – сможем ли развивать продукт при текущей квалификации персонала?

Итог

Менеджер, являясь квалифицированным заказчиком, формулирует заказ (задачу) исполнителю следующим образом:
  1. Определяет проблему (формулирует задачу, решение которой пока не известно)
  2. Определяет критерии приемки результатов (описывает условия, при которых проблема является решенной)
  3. Определяет зависимые задачи, которые исполнитель должен учитывать при решении проблемы.
Если эта тема окажется интересной, следующая статья будет посвящена «неквалифицированному» исполнителю.

Размножение и накопление информации

Данные становятся информацией, если при их использовании применять определенные правила (соглашения) относительно их интерпретации.

Понятие о данных и базах данных

В теоретической и практической информатике, помимо информации, широко испольТ зуются данны е. Их можно определить как невостребованную или необработанную информацию, представленную в той или иной форме, например в виде множества чисел, слов или документов.

Попробуем разобраться в отличиях данных от информации на простом примере. Например, следующий массив просто чисел представляет данные:

123456 654321 112233 445566 это данные

Эти числа могут быть номерами телефонов, кодами замков или кодами программ, табельными номерами работников предприятий и так далее. Но если оговорить, что это не просто цифры, а номера телефонов конкретных людей, то приведенные ниже данные становятся важной информацией:

Телефон: 123456 654321 112233 445566 это уже

Фамилия: Иванов Петров Сидоров Козлов информация

Данные могут храниться в базах данных - специальных устройствах для хранения информации на том или ином материальном носителе .

Базами данн ых часто называют и документы, которые готовятся специальными программами, например системой управления базами данных Microsoft Access. Это одна из программ пакета для офисной работы - Microsoft Office. Она обеспечивает быстрый поиск и обработку данных.

Другим важным свойством информации является возможность ее размножения и накопления.

Книгоиздание - один из самых известных примеров реализации этих возможностей. С появлением книг и печатного станка (его изобрел Иоганн Гутенберг еще в середине XV века) человек приобрел возможность тиражирования информации и ее накопления.

В наши дни широкое распространение получили светокопировальные устройства , позволяющие в секунды получить копию листа с текстом и рисунками.

Грампластинки, аудио- и видеокассеты, оптические компакт-диски CD и, наконец, новейшие диски DVD +Flash - все это также относится к средствам накопления и размножения информации.

В то же время надо учитывать, что информация постепенно теряется. Это связано как с прямой ее потерей, так и старением информации. В ходе старения информация теряет свою актуальность, а нередко просто забывается и теряется. Последнее особенно относится к информации, представленной в аналоговой форме. Цифровая информация может копироваться без потерь, но в особых обстоятельствах (например, стихийные бедствия) и она может теряться.

Знания - это закономерности, принципы и связи, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в своей предметной области.



Издавна знания передавались от человека к человеку, от мастера к ученикам, от профессора к студентам. Нередко эта цепочка прерывалась стихийными событиями, войнами и просто смертью учителя. Знания при этом терялись.

Новые информационные технологии позволяют накапливать знания в огромных размерах, надежно их хранить и предоставлять любому желающему их получить . Более того, появилась возможность обучения людей и получения ими знаний на расстоянии - дистанционное образование .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!