Почему афроамериканцы. Земля вошла в положение

Предки американских негров были вывезены из Африки приблизительно 300 лет назад. На территории Африки создавались фактории дилеров-работорговцев, которые всяческим образом (насилием, спаиванием, обманом) захватывали негров, заковывали их в колодки или цепи. Из США регулярно приходили корабли, на которые негров загоняли в трюмы, задраивали и увозили в рабство.

Кстати, стоимость одного раба в США достигала 2000 долларов, в то время как в Африке он покупался у дилеров за 400 литров рома или 20 долларов. Работорговцы объясняли немалую по тем временам стоимость негров их высокой смертностью по пути из Африки в Америку. В самом деле, по данным исторических источников, из каждых десяти негров берегов США чаще всего достигал только один. Только за 1661-1774 годы из Африки в США было ввезено около миллиона живых рабов, а свыше девяти миллионов погибло по дороге.

Соотношение негров и белых в США

С 1790 года каждые 10 лет в США регулярно проводятся переписи населения. Думаю, что никого не удивит тот факт, что абсолютное количество негров каждый год растёт. Если в 1790 году их было 757 208 человек, то на момент последней переписи 2000 года в США насчитывалось уже 37 104 248 негров.

Однако, если посмотреть на относительные цифры, то тут возникает довольно интересная ситуация. В 1790 году в США было 19,3 % негров и 80,7 % белых, а в 2000 году соотношение негров и белых уже составляло 13 и 82 % соответственно. Странность не замечаете? Относительное количество белых практически не меняется и составляет около 80 % населения, в то время как относительное количество негров за 200 лет уменьшилось почти на треть. Почему? Для ответа на этот вопрос обратимся к генетике…

Миграция генов

В США потомство от смешанных браков между белыми и неграми относится к негритянскому населению. Частота аллеля, контролирующего резус-фактор у белого населения США, составляет 0,028. В негров африканских племен частота этого аллеля равна 0,630. Однако у современного негритянского населения США, чьи предки были вывезены из Африки 300 лет (около 10 поколений) назад, частота этого аллеля составляет уже 0,446. Таким образом, поток генов от белого населения к негритянскому шёл со скоростью 3,6 % за 1 поколение. В результате через 10 поколений доля генов африканских предков составляет сейчас 0,694 общего числа генов современного негритянского населения США. Или, другими словами, около 30 % генов американские негры унаследовали от белого населения.

Если дело и дальше так пойдет, то через 600 лет негры США ничем не будут отличаться от белых. Мало того, чем меньше в негре процент негритянской крови, тем более вероятно кровосмешение между ним и представителем белой расы, поэтому смешение рас может произойти и быстрее. Сравните сами вероятность зачатия ребенка между иссиня-чёрной негритянкой рабыней 18-го века и белым человеком с вероятностью связи между современной американской мулаткой и белым американцем, воспитанным на принципах политкорректности.

Но думаю, что цифрами и статистикой трудно кого-то убедить. Поэтому обратимся к более наглядным фактам, а именно к сравнению внешнего вида населения Либерии и негров США.

Либерия, Либерия свободная страна…

Кстати, а что вы знаете про такую африканскую страну как Либерия? Неужели только то, что показывают по телевизору в новостях? Что там воюют какие-то повстанцы, а население просит США ввести туда свои войска для поддержания мира? А знаете ли вы, почему либерийцы так любят и доверяют США, что просят именно их, а не, к примеру, ООН вмешаться в их внутренние проблемы?

Ну, это довольно длинная история, однако я постараюсь быть краток. Посмотрите на картинку с либерийским флагом. Ничего он вам не напоминает? ;-) А дело было так...

В 1816 группа белых американцев основала в США Американское колонизационное общество, поставившее перед собой цель решить «негритянскую проблему» путем расселения освобожденных черных рабов в Африке. В 1818 два представителя общества были направлены в Африку на поиск места для поселения, и в 1820 году 88 темнокожих колонистов во главе с тремя белыми американцами направились к берегам Сьерра-Леоне. Перед отъездом они подписали документ о том, что управлять будущим поселением будет представитель Американского колонизационного общества. Правда, уже в Африке из-за разгоревшейся эпидемии малярии из этих колонистов умерло 25 человек, включая всех троих белых. Из оставшихся в живых 63 негров часть остались в Сьерра-Леоне (столица которой, в память об этом, называется Фритаун, то есть “город свободы), а часть основали собственное поселение.

В 1824 вся территория этого поселения была названа Либерией (от англ. liberty – свобода), а его столица - Монровией в честь президента США Джеймса Монро. Около 5 тысяч освобождённых негров из США, узнав о Либерии, отправились жить в эту «страну свободы».

В 1847 была обнародована Декларация независимости и принята конституция. Так возникло первое в Африке независимое государство названное республика Либерия. Государственным языком стал английский, а денежной единицей либерийский доллар. Правда, спустя много лет английский в Либерии превратился в «либерийский английский», а денежной единицей стал доллар США.

Но не буду дальше рассказывать историю Либерии, хотя она и полна очень интересных фактов и курьёзных событий. В частности, нечего не скажу про самый большой в мире торговый флот, который курсирует под либерийскими флагами. Про то, как правительство Либерии, тайно торгуя алмазами из Сьерра-Леоне, чуть не разрушило весь мировой рынок алмазов. Про то, как американская компания “Firestone” купила несколько сот гектаров территории Либерии, где вплоть до второй мировой войны (а возможно и до сих пор) на плантациях трудились рабы, добывающие каучук для автомобильных шин, производимых “Firestone”. Про то, как Украина продавала оружие Либерии, и что из этого вышло. Возможно, я расскажу все эти истории как-нибудь в другой раз, а пока продолжу рассказ о неграх.

Давайте посмотрим на фотографии негров Либерии, в частности на фотографии потомков бывших американских рабов, и сравним их с фотографиями негров, живущих в США (наведите на фото мышку, чтобы увидеть подписи):

В Америке негров не любят. Белое население уверено, что чёрные ленивы, тупы и способны лишь самоорганизовываться в банды, чтобы убивать друг друга и случайных прохожих, которые забрели к ним в район.

Ну, так думают белые. Чёрные же считают иначе. Они говорят, что сотни лет рабства отбили им всё желание делать карьеру, работать, люди в чёрных районах вынуждены из поколения в поколение жить на пособие. Но даже на него, негры умудряются быть частью общества потребления и выполнять свой гражданский долг — покупать, покупать и покупать товары с услугами. В этом они видят свой гражданский долг.

Перспектив у рождённого в чёрном гетто нет никаких. Получить знания, которые позволят поступить в колледж, в их школах невозможно в принципе. Купить пистолет и наркотики — это пожалуйста. Знания — нет. Без образования и знаний в Америке особо не заселфмейдишься. Кем возьмут необразованного чёрного парня работать? Подметать полы по ночам в офисе? Грузчиком в супермаркет? Разносчиком пиццы? Ну, может и возьмут, но не более.

Зарплата неквалифицированного работника немногим больше пособия. Несмотря на плохие отметки в школе, чёрные это понимают. Элементарная арифметика, чего уж. И конечно, им лучше ничего не делать, чем вкалывать, но иметь столько же.

Несмотря на процветающую в США демократию, это вам не Норвегия. Социальных денег, которые платят неграм, мало на что хватает. Чёрные парни выходят на пятачок, чтобы там, в компании таких же ребят, придумать, как срубить бабла на покушать. Они тоже хотят жить красиво. Общество потребления диктует свои законы. И они берутся за оружие, перепродают наркотики, совершают преступления.

Полиция должна бороться с преступностью. Белый страж порядка видит бегущего с ножом негра. Его необходимо задержать, отнять оружие, посадить.

Полицейских тоже достало за копейки рисковать своей жизнью. Их достало начальство, их достали чёрные парни, которых белые считают животными. От загнанного в угол негра с оружием можно ждать любой реакции. В том числе, что он может достать пистолет и начать стрелять в окруживших его полицейских.

Чёрному парню из Балтимора сломали позвоночник, он умер. Как до того застрелили чёрного парня из Фергюсона. Как это происходит чуть ли не ежемесячно на протяжении последних двухсот лет в США.

Были ли убитые преступниками? Безусловно. Имели ли право белые убивать их? Конечно же, нет. Но у каждого — своя правда. У чёрных — своя, у белых — другая.

Население Балтимора мирно протестовало несколько дней. Официально — против полицейского произвола, на самом деле — против системы, в которой нет места чёрным. Ни одно СМИ Америки не обращало на протесты в Балтиморе внимания. Людей, желающих изменить правила игры в американском обществе, заметили лишь, когда они стали крушить магазины. И реакция последовала неадекватная.

В городе — танки. Национальная гвардия стреляет в мирное население. Губернатор штата орёт о соблюдении законности и наведения в Балтиморе порядка. Власти США не желают видеть системной проблемы, им выгоднее представить происходящее, как разгул преступности.

Наличие системной проблемы — всегда революция. Нет, это не разборки полицейских с преступниками, это — революционная ситуация, которую власти США не хотят ни признавать, ни решать. И потому она неразрешима и будет повторяться регулярно то тут, то там.

Чем отличается киевский майдан от беспорядков в Балтиморе? По сути — ничем. И там, и тут погромы и мародёрство. И там, и тут — революционная ситуация. Но наша оппозиция, подпевая близоруким властям США, активно педалирует тему быдло-разборок. Причём быдлом наши либерасты называют лишь чёрных. Что это, если не расизм?

Впрочем, удивляться тут нечему. Наша либеральная тусовка сама исповедует социальный расизм. Считая 85% населения быдлом, они мечтают захватить власть, загнав народ в гетто. Такая американская модель общественного устройства является их мечтой.

Поэтому сегодня они ржут в своих Твиттерах над убийствами чернокожего населения Балтимора, как пару месяцев назад глумились над людьми из Фергюсона. Расизм, в том числе социальный, им близок. Именно поэтому Ахеджакова просит прощения у фашистов-бандеровцев, у негров — нет.

За кого вы в этом чёрно-белом противостоянии в США?

Кандидат в президенты США Дональд Трамп в одном из своих очередных выступлений коснулся темы социального положения афроамериканского населения. Так, он подчеркнул, что афроамериканцы живут в нищете, а школы, в которых обучают афроамериканских детей, «никуда не годятся». Хиллари Клинтон в случае своей победы на президентских выборах скорее обеспечит рабочими местами беженцев из стран Ближнего Востока, чем афроамериканцев, которые «стали беженцами в собственной стране».

Конечно, слова Дональда Трампа - это всего лишь слова. В попытке обрести поддержку афроамериканских избирателей, Трамп будет и далее обещать им улучшить жизнь в случае победы на выборах. Но, что касается социального положения афроамериканского населения, то здесь в истинности слов мистера Трампа сомневаться не приходится. Афроамериканцы действительно являются социально ущемленной группой американского населения - и это при том, что они не иммигранты, не переселенцы и не беженцы.

Несмотря на то, что в Соединенных Штатах всячески декларируется равенство белого и чернокожего населения, социально-экономическое положение афроамериканцев от этого практически не изменяется. Более того, меры по «ликвидации дискриминации» носят практически исключительно информационно-пропагандистский характер. К примеру, употребление слова «негр» в США стало трактоваться практически как преступление, как дискриминация чернокожих, но в то же время миллионы афроамериканцев проживают в тотальной бедности и для того, чтобы вытащить их из этого состояния американскими властями не предпринимается никаких шагов. Можно снять тысячи фильмов с положительным чернокожим героем, ввести в школьные программы специальные курсы толерантности, даже сделать чернокожего президентом страны - но в отсутствие реальных мер по ликвидации безработицы, повышению уровня образования, увеличению заработных плат все эти пропагандистские шаги оборачиваются лишь пустым сотрясанием воздуха. Между чернокожим президентом Бараком Обамой и миллионными массами социально-депривированного населения американских городов нет никакой взаимосвязи. Некоторые эксперты говорят о современной американской политике в отношении негритянского населения как о «позитивной дискриминации». Теперь о дискриминации негров в США предпочитают не говорить, игнорируя сам факт глубочайших социальных и экономических проблем, которые связаны с положением афроамериканского населения страны.

Одно из важнейших проявлений подлинного социального положения афроамериканцев в США - экономическое неравенство. До сих пор афроамериканцы в среднем куда беднее, чем представители других этнических и расовых групп американского населения. Это обусловлено консервацией бедности в афроамериканских общинах. Бедность передается по наследству, бедность затягивает, становится важнейшим препятствием социальной мобильности. Многие афроамериканцы добились в США успеха - они присутствуют в политике, в бизнесе, в спорте, в культуре. Но большинство афроамериканцев страны все равно остаются намного беднее, чем белые. Причем бедность афроамериканского населения растет, а не уменьшается. Этому способствует и специфика развития американской экономики. По мере снижения потребностей рынка в неквалифицированной рабочей силе все больше афроамериканцев, не имеющих нормального образования, остаются в разряде вечных безработных. Если в 2000 г. медианный доход афроамериканского домохозяйства составлял 64% от дохода домохозяйства белых американцев, то спустя одиннадцать лет, в 2011 году, он составлял уже 58% от медианного дохода белого домохозяйства. То есть, доход афроамериканского населения в среднем сократился на 6%. За четыре года, с 2005 по 2009 гг., увеличился и разрыв в финансовом благосостоянии афроамериканцев и белых. Если в 2005 г. афроамериканцы имели в одиннадцать раз меньшие активы, чем белые, то в 2009 г. - уже в двадцать раз меньшие активы.

Тотальная бедность вынуждает многих афроамериканцев зависеть от социальной помощи со стороны государства и благотворительных организаций. В то же время, стоит развеять иллюзии некоторых россиян, считающих, что размеры социальной помощи в США очень значительны, а большинство афроамериканцев живут именно «на пособия». Это не более, чем домыслы. В конечном итоге, выгодные как раз американскому руководству, поскольку вся полнота ответственности за социальное и экономическое положение чернокожего населения в этом случае перекладывается с государства на самих афроамериканцев - мол, государство делает все, что может, платит пособия, а чернокожие сами ленятся и не хотят работать. На самом деле, в США получает безвозмездную социальную помощь примерно 14 миллионов человек. Из них 65% составляют дети и подростки. То есть две трети социальной помощи приходится на помощь детям из малообеспеченных семей. Собственно говоря, а на что еще могут жить дети, как не на пособия, если их родители или отсутствуют, или не в состоянии заработать? Большую часть из оставшихся 35% получателей социальной помощи составляют женщины. Причем это далеко не только афроамериканки, но и белые. Белых даже больше - 38% против 37% афроамериканцев. Оставшиеся получатели социальной помощи - представители других расовых и этнических групп, включая латиноамериканцев, азиатов, индейцев.

Экономическое неравенство афроамериканцев усугубляется социальным неравенством. В свое время известный французский социолог Пьер Бурдье писал о трех видах капитала - экономическом, социальном и культурном. Социальный и культурный капиталы не менее важны, поскольку именно обладание ими позволяет семьям обеспечивать образование и карьеру своим детям. У афроамериканского населения США, за редкими исключениями, социальный и культурный капиталы минимальны. В наши дни свыше 70% афроамериканских детей рождаются вне официального брака. Понятно, что большинство из них затем воспитывается в неполных семьях, где единственный кормилец - мать. Для сравнения - только 25% белых детей рождается вне официального брака. Естественно, что уже одно это обстоятельство оказывает огромное влияние на социальное положение афроамериканского населения, определяя будущее большинства детей внизу социальной иерархии американского общества.

Социальное неравенство афроамериканцев и белых является закономерным следствием дискриминационной политики, осуществлявшейся в первой половине ХХ века. Ведь отмена сегрегации в США произошла только в 1960-е годы, и то благодаря активному общественному движению с одной стороны, и сложной международной ситуации с другой стороны. В стране, которая сегодня пытается выдавать себя за оплот мировой демократии, еще несколько десятилетий назад существовало официально подтвержденное неравенство прав представителей различных рас. До сих пор белые и черные американцы считают себя представителями разных социальных групп. У афроамериканцев - собственная идентичность, которая в некоторых аспектах не только не пересекается с идентичностью общеамериканской, но и противоречит ей. Чего стоит, к примеру, массовое распространение среди чернокожих американцев ислама. В какой-то степени принятие ислама рассматривалось многими афроамериканцами как способ подчеркнуть свою «инаковость», принадлежность не к миру европейской культуры, ассоциировавшейся с христианством, а к афро-арабскому миру. Однако, большинство афроамериканцев все же исповедует христианство, правда многие из них принадлежат к сугубо афроамериканским церковным общинам, которые также практически не пересекаются с миром «белых».

Для афроамериканской культуры характерно подчеркивание отличий афроамериканцев от белых. В определенной степени мы имеем дело с «расизмом наоборот». Идеологи афроамериканских общественно-политических движений еще в первой половине - середине ХХ в. пытались разработать собственные концепции, объяснявшие отличия черных от белых и даже некоторое превосходство черных над белыми. Африканцам предписывалась большая чувственность, интуитивность, в отличие от представителей европеоидной расы. В период деколонизации Африканского континента идеи «африканской исключительности» были подняты на щит многими политиками, пришедшими к власти в африканских странах. Эти идеи, в частности, предполагают и критическое отношение к достижениям европейской цивилизации, которая рассматривается как менее гуманная, чем цивилизации Африканского континента. Конечно, обитатели афроамериканских «гетто» в Соединенных Штатах не задумываются о столь высоких материях, но линию отличия от белых они проводят достаточно четко. К примеру, в среде афроамериканских подростков не пользуется популярностью образ школьного отличника, парня или девушки, корпящего над учебниками и связывающего свою дальнейшую деятельность с умственным трудом.

У афроамериканских подростков большей популярностью пользуется другая модель достижения успеха в жизни, связанная в лучшем случае со спортивной или музыкальной карьерой, а в худшем - просто с криминалом. Многие афроамериканские дети, даже способные от рождения, намеренно не проявляют прилежания в учебе, чтобы не выделяться из общей афроамериканской среды и не вступать в конфликт с другими чернокожими. Об этом, в частности, писал Джордж Акерлоф в работе «Экономика идентичности». Но если белого Акерлофа еще можно было упрекнуть в тенденциозности, то как быть с выводами другого исследователя - нигерийского социолога Джона Огбу, перебравшегося в США и устроившегося преподавать в университет Беркли в Калифорнии? Огбу даже ввел термин - «синдром плохого прилежания», которым он характеризует отношение афроамериканских детей к учебе. Причем не стремятся учиться даже дети из статусных и богатых афроамериканских семей, посещающие престижные школы, в которых учатся представители самых разных расовых и этнических групп. Свою роль в закреплении такого отношения к учебе сыграла и «позитивная дискриминация» - такие дети рассчитывают поступить в колледжи и вузы по льготам, существующим для афроамериканцев, не прилагая особых усилий. Получается, что если так рассуждают дети афроамериканской интеллигенции, то что говорить о детях трущоб?

Экономическое и социальное неравенство сочетаются с социальной депривацией афроамериканского населения страны. Как известно, в процентном соотношении наиболее высока доля негритянского населения в южных штатах, когда-то бывших цитаделями плантационного рабовладения. До сих пор очень многочисленно афроамериканское население в таких штатах как Южная Каролина, Миссисипи, Луизиана, которые считаются наиболее «черными» штатами США. Но внушительное количество афроамериканцев проживает и в крупных городах страны, прежде всего в Нью-Йорке. В местах компактного проживания афроамериканцев социологи отмечают намного худший уровень жизни, чем в районах проживания белых американцев. «Негритянские кварталы» по сути, являются социальными гетто, в которых процветают тотальная бедность, вызванная безработицей, уличная преступность, наркомания и наркоторговля, алкоголизм, проституция.

В свое время американское правительство попыталось решить проблемы трущоб, в которых проживали афроамериканцы, и приступило к строительству новых жилых массивов. Однако, многоэтажные районы, населенные афроамериканцами, превратились в еще более худшие гетто, чем старые трущобы. Социолог Садхир Венкатеш отмечает, что планы по повышению уровня жизни афроамериканского населения фактически провалились. В жилых массивах, где проживают афроамериканцы, главными проблемами стали: перенаселенность квартир, плохая и выходящая из строя инфраструктура коммунального хозяйства, массовая бедность на грани нищеты. Разумеется, в новых районах также отмечается высокий уровень преступности и наркомании.

Социальное неравенство афроамериканского населения наглядно проявляется и в сфере здравоохранения. Поскольку большинство афроамериканцев принадлежат к низшим социальным слоям, у них просто нет денег для заботы о своем здоровье. Плюс к тому образ жизни, который ведут афроамериканцы, отнюдь не способствует улучшению медицинских показателей. Средняя продолжительность жизни афроамериканских мужчин и женщин ниже на 5-7 лет, чем средняя продолжительность жизни белых американцев. Среди афроамериканцев гораздо больше распространены такие болезни как диабет и гипертония. Свыше 30% афроамериканских мужчин и свыше 41% женщин страдают от ожирения, что свидетельствует о низкокачественном и неправильном питании. Что касается уровня распространения СПИДа среди афроамериканского населения, то он приближается к уровню африканских стран. Афроамериканцы составляют 48% больных СПИДом, при том, что в общей структуре населения США доля афроамериканцев составляет 12,6%. Стоит ли говорить о том, что качественные медицинские услуги для подавляющего большинства афроамериканцев просто недоступны ввиду их высокой стоимости, да и не выработана в афроамериканских гетто культура заботы о своем здоровье. Несмотря на то, что в афроамериканских семьях достаточно высокий уровень рождаемости, кризис семейных ценностей в «черной» Америке проявляется гораздо более явно. Огромное количество детей, как мы уже отметили выше, рождается вне брака, фактически типичная афроамериканская семья это мать и дети или бабушка, мать и дети.

Периодически в США вспыхивают настоящие восстания афроамериканцев, поводом к которым, как правило, служит жестокость, проявленная полицейскими. Как правило, государство решает вопросы подавления таких выступлений жестко и оперативно, не гнушаясь применять военную силу, включая и ввод танков на улицы бунтующих городов. При этом, разумеется, про псевдодемократическую демагогию, применяющуюся в отношении других стран, американские власти в таких ситуациях забывают напрочь. Однако, силовое подавление протестных выступлений не означает, что проблему социального и экономического неравенства афроамериканцев можно решить таким путем. Наоборот, положение афроамериканского населения имеет очевидную тенденцию к постепенному ухудшению, что будет особенно заметно спустя годы, учитывая более высокий уровень рождаемости.

Все обо всем. Том 3 Ликум Аркадий

Когда в Америке появился первый негр?

Вы, наверное, уже слышали, как говорят, что единственные настоящие американцы - это индейцы. Все остальные имеют предков, которые появились здесь из других стран. Негры тоже появились здесь из других стран. Но большинство людей и не подозревают, что первые негры в Америке появились в качестве первопроходцев! Они появлялись с испанцами, французами и португальцами, которые приходили сюда в качестве путешественников или исследователей. Были негры вместе с Бальбоа, когда он открыл Тихий Океан, и с Кортесом, когда он завоевывал Мексику. Негры путешествовали вместе с испанцами, французами и португальцами вглубь Северной Америки, доходили до Нью-Мексико, Аризоны и долины Миссисипи. Именно негры положили начало выращиванию пшеницы в Новом Свете.

Конечно, впоследствии негры попадали в Новый Свет уже в другом качестве - в качестве рабов. В 1619 году в Джеймстаун в Вирджинии одно голландское судно привезло 20 негров, которых капитан продал, чтобы уплатить за необходимуюему провизию. В то время в Америку приезжало много белых, чтобы работать там в качестве рабов «по контракту».

Имелось в виду, что они продают свой труд на какое-то время. Но когда перестали поступать белые из Европы, тогда начали ввозить негров. Это началось в 1688 году, и к 1715 году здесь было уже больше 58 тысяч черных рабов. В 1775 году это количество возросло до 500 тысяч. В 1807 году по просьбе президента Томаса Джефферсона Конгресс проголосовал за то, чтобы рабов больше не ввозили в страну. Но все же работорговля продолжалась, несмотря на закон. К 1860 году, перед гражданской войной, в Соединенных Штатах насчитывалось примерно 4 400 000 негров.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Где и когда появился первый палеонтологический музей? Первый палеонтологический музей был учрежден в Риме по повелению императора Августа (63 до нашей эры – 14 нашей эры), который был не чужд увлечения древностями. Для музея в Вечном городе построили специальное здание, в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда появился первый пенсионный фонд? В 27 году до нашей эры римский император Август повелел вычитать определенную сумму из ежемесячного жалованья солдат. В конце военной карьеры отставник получал либо накопившуюся сумму в серебре, либо соответствующий по цене участок

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Когда появился первый университет? В Средние века университетом называлось любое сообщество или группа, организованные для защиты общих интересов. Поэтому первые образовательные университеты были всего лишь сообществами преподавателей и студентов, созданными для их

Из книги Все обо всем. Том 4 автора Ликум Аркадий

Когда появился балет? Что такое балет? Это вид театрального представления, который соединяет в себе несколько вещей: танцы, декорации и музыку. Некоторые балеты имеют сюжет, другие просто отражают идею или настроение. Когда вы смотрите балет, вы видите, как человеческое

Из книги Все обо всем. Том 5 автора Ликум Аркадий

Когда в Северной Америке появились лошади? На самом деле вопрос должен стоять так: когда лошади вернулись в Северную Америку? Потому что лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад. В ходе длинной истории лошади со своей северо-американской родины

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Когда появился балет? Что такое балет? Это вид театрального представления, который соединяет в себе танцы и музыку. Некоторые балеты имеют сюжет, другие просто отражают идею или настроение. Когда вы смотрите балет, вы видите, как человеческое тело принимает самые

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Когда появился первый журнал в России? Первым развлекательным журналом принято считать «Библиотеку для чтения», ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге с 1834 по 1865 год. Инициатором издания стал известный книготорговец А. Смирдин. В 1833 году он пригласил публициста и

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Когда появился первый полонез? Трудно найти человека, который не знал бы такое замечательное музыкальное произведение, как «Полонез» Огинского, который также известен под названием«Прощание с Родиной». Прекрасная, грустная мелодия проникает в душу и легко запоминается.

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Где появился первый театр? Первый театр появился в Древней Греции. Это было довольно большое сооружение под открытым небом, где зрительские места располагались полукругом над сценой.В те времена в театре ставили пьесы только двух жанров – трагедии и комедии, которые

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Когда и где появился первый человек? В различных местах Земли ученые находили и находят кости древних людей. Широко известны раскопки в долине около селения Неандер (Германия). Позже останки человеческих существ, напоминающие те, что ранее были найдены в Неандере,

Из книги автора

Когда в Америке появился первый негр? Вы, наверное, уже слышали, как говорят, что единственные настоящие американцы – это индейцы. Все остальные имеют предков, которые появились здесь из других стран. Негры тоже появились здесь из других стран. Но большинство людей и не

Из книги автора

Когда появился наперсток? История человечества – это история открытий, изобретений, находок. Все, что окружает нас, чем мы постоянно пользуемся, когда-то кем-то открыто, найдено, построено, сделано впервые. Имена подавляющего большинства таких изобретателей канули в Лету.

Из книги автора

Как появился первый револьвер? В течение долгого времени оружейники разных стран пытались создать многозарядное ручное оружие. Они придумали множество образцов, но самым удачным из них был револьвер, изобретенный американским конструктором С. Кольтом.Изобретатель

Из книги автора

Когда появился первый дамский орден? При Петре I было учреждено несколько орденов, но один из них стал первой женской наградой в Российской империи. Он получил название ордена святой великомученицы Екатерины, хотя первоначально назывался орденом Освобождения.Первой

Из книги автора

Когда появился первый «толстый» журнал в России? Первым развлекательным журналом принято считать «Библиотеку для чтения», ежемесячный журнал, издававшийся в Петербурге с 1834 по 1865 год. Инициатором издания стал известный книготорговец А. Смирдин.В 1833 году он пригласил


Белые жители Америки переселяются в резервации


Предаваясь утреннему кофе и размышлениям о несовершенстве бытия, я пролистывал свежий номер журнала «Time». И наткнулся на занимательную статью афроамериканского писателя Рича БЕНДЖАМИНА, который по итогам двухлетнего расследования написал книгу «В поисках Белой Утопии: невероятное путешествие в самое сердце белой Америки». В ней этот самый Бенджамин поведал просто необычайную вещь. Оказывается, в США все больше обеспеченных белых людей уходят из больших городов и основывают чисто белые поселения - анклавы. Это не единичные примеры, а почти что массовое явление. На вопрос писателя, ну зачем вы все это делаете, ему мягко, но доходчиво ответили: - Мы не расисты. Мы не считаем себя лучше вас, мы просто хотим быть отдельно от вас.
- Жуть просто! - удивляется чернокожий Бенджамин. Короче, небывалое творится на земле обетованной, американской...


Ну и что это такое? Конец американской мечте, знаменитому плавильному котлу всех наций и рас? Конец миру, дружбе, жвачке в Америке? Да, конечно. Плавильного котла давно уже нет! Во всех крупных городах США есть специальные районы, где живет исключительно чернокожее население. Со своими представлениями о морали, со своими черными полицейскими, ресторанами, кинотеатрами, где крутят специальное афроамериканское кино. В последнее время это считается нормой.
Афроамериканцы составляют 12,4 процента граждан США, 14,8 процента - латиноамериканцы. По данным организации «Census Bureau», к 2042 году цветные граждане составят большинство жителей Америки. Это только легально живущие в Штатах. Реально же цветных уже больше белых.
И вот, если белые американцы захотели жить обособленно, тут же запаниковал господин Бенджамин.

Тупые

Американцы строят заградительную стену на границе с Мексикой высотой, вдумайтесь, восемь метров! Рехнуться можно. И все равно количество нелегалов не уменьшается. Прут и прут... Целые города уже говорят только на родном испанском. Английский учить не хотят ни в какую. Но это ерунда, главное, что большинство категорически не желает интегрироваться в американскую культуру. И они несут в Америку все самое поганое, что у них есть. Наркотики, преступность, безграмотность...
Я совсем не антиамериканист. Но мне обидно, что в стране моих любимых Марка Твена , Джека Лондона , Стейнбека и Хемингуэя , согласно опросу 2004 года, только половина американцев прочла хотя бы одну книгу. Неграмотность в США достигла 20 процентов и продолжает расти. 30 процентов американцев считают, что население США составляет от одного до двух миллиардов человек. Журнал «National Geographic» выявил, что более чем три четверти опрошенных не смогли найти на карте Японию. 20 процентов американцев верят, что Солнце вращается вокруг Земли. 17 процентов опрошенных справедливо считают, что Земля вращается вокруг Солнца, однако убеждены, что полный оборот нашей планеты вокруг Солнца совершается за сутки, а не за год. Каждый пятый взрослый житель США не может назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый путает Тихий и Атлантический океаны.
При чем здесь чернокожее и латиноамериканское население Америки? Да при том! Потому что это в основном про них! Если так пойдет и дальше, а пойдет обязательно, то от США в истории останется один рэп с баскетболом. Плюс, конечно, огород, разбитый первой леди на лужайке Белого дома.

Ленивые

Вот как-то откопал статистику по пособиям для чернокожих семей Чикаго. Пособие по бедности, не по безработице, - $658 - 822 в месяц. Фудстемпы, талоны на еду, - $140 - 288. Доплаты матери-одиночке - $145 - 265. Доплата за ребенка до 18 лет - $670 - 980. Фудстемпы на ребенка - $220 - 295. Пособие для оплаты коммунальных услуг - 96 - 100 процентов. Медицинская страховка «MedicAid» - 85 - 100 процентов.
Среднестатистическая семейка - мать-одиночка с тремя детьми. Даже если считать по минимуму, то в месяц она без учета талонов на еду получает $2813. Круто, да?! Но это все при условии, что она - рожденная в США негритянка. У американцев другого цвета кожи расценки на порядок ниже. Я, конечно, отчасти понимаю правительство. Лучше пусть негры не работают и в баскетбол играют, иначе, доверь им важное дело, такого натворят - мама не горюй. Но афроамериканцы и не рвутся работать.

Похотливые

По докладу министерства юстиции США, за прошлый год в стране зарегистрировано более 37 тысяч доказанных в суде случаев, когда белая женщина оказывалась жертвой сексуального насилия со стороны черного мужчины. За тот же период было менее 10 тысяч таких фактов, связанных с белыми мужчинами и чернокожими дамами.
Вычитал забавный казус о том, как несколько лет назад общественность США озаботилась случаем принуждения сержантом к сожительству женщины-новобранки. Феминистские организации принялись собирать сведения об аналогичных случаях. Надыбали довольно много, готовились вынести на какие-то слушания и уже предвкушали громкую победу над «сексизмом» в общенациональном масштабе. Но тут выяснилось, что все принуждаемые к сожительству женщины были белыми, а сержанты - неграми. Ну а поскольку хоть женщина и выше мужчины, но негр «главнее» женщины и расизм страшней сексизма, то пришлось быстренько заткнуться.

Наглые

Почему меня тревожит вся эта американская бодяга? Фиг его знает, просто думаю. Я ведь и в Париже видел то же самое. Шел как-то вечером в лирическом настроении и свернул не туда. Глядь, а там ни одного белого лица в темноте не светится, только белки глаз, прямо скажем, неодобрительно сверкают и все ближе и ближе. Ну я и дунул... Кстати, про Францию очень неплохо написала светская обозревательница «Известий» Божена Рынска . Цитирую отрывочек дословно, с сохранением авторских литературных изгибов:
«Буйабес ели в ресторане «Мирамар» в старом порту. Обратно попали в чудовищный поезд. В вагоне второго класса, куда из принципа уселась мама, не работал кондюк. Весь поезд задыхался, окна были наглухо заварены. Как в бане - не фигурально, а буквально. Настоящая газовая камера. В итоге перетащила маму в первый класс. Там тоже был ад адский. Кондюк, конечно, работал. Но в наш вагон залезли омерзительные арабские гопники. Гопники ходили голыми по пояс. Гопники курили. Гопники врубали музон и садились своими жопами на ручки кресел людей, которые специально потратились на первый класс, чтобы такого рода шваль там не тусовалась. Отвратные, мерзотные урки.
Было их четверо. Нас в вагоне - минимум сорок человек. Все потратили деньги на первый класс. Никто, кроме нас, не попытался хоть что-то предпринять. В СССР такое хулиганье выводили бы всем автобусом. Здоровые мужики вроде ехали, и никто по репе не надавал.
Озверев от распоясавшегося быдла, я пошла искать хоть кого-нибудь из SNCF. Во всем поезде не оказалось ни одного человека. К машинисту не пройти. Мать, говорю, ты же у нас кунфуист. Ты сможешь хотя бы одного уе...ать?
- Ну, в принципе если клиент будет стоять спокойно и не дергаться, то врезать я ему смогу.
За полчаса от дома мать не выдержала, сжала кулаки и чуть не ринулась в бой. Мы орали на французов, что это их страна, и что надо защитить себя от жителей бывших колоний, и что они сами заслужили Клиши, потому что посадили себе на шею скотов.
Голые арабы, увидев кулаки, присмирели. Такое ощущение, что они нарочно испытывали терпение. В морду, типа, просили. Проходя мимо матушкиного кресла, сказали «сори». Перед тем как покинуть поезд, объявили вагону, что они выходят и представление закончено».

Нам это надо?

Только не надо обвинять меня в негро-арабо-латино-всех других наций фобии! Я вырос в советской школе, где культивировался интернационализм. И фанател от советского фильма «Цирк», где знаменитый артист Володин качает на руках негритенка и поет песенку: «Спят медве-ди и слоны, дяди спят и тети...» Да, да!
Просто я, глядя на Америку, думаю о судьбе России! Я не против таджиков, узбеков, китайцев, киргизов... Но в Москву раньше приезжал великий Муслим Магомаев , режиссер «Неуловимых мстителей» Эдмонд Кеосаян , да много прекрасных, умных людей и сейчас приезжают. Музыканты, врачи, писатели, кто же против них! Но вместе с ними еще тонны непонятно кого! И даже они, поодиночке, приятные ребята, но когда их много - это просто отдельная жизнь, поверьте, чуждая нам.
Понимаю, что на их родине нет работы, и в отличие от Горбачева , развалившего великую страну, их можно понять. Но не надо навязывать мне их привычки из пустыни Каракумы! Почему не установить визовый режим, почему не укрепить границу? Раньше же держали границу даже без американских стенок восьмиметровых, а с бобиком на поводке и ничего, справлялись.
Вот прочитал я беседу с начальником следственного управления СКП по Московской области Андреем Марковым . Говорит, что за прошедший год преступность среди мигрантов выросла почти на 40 процентов. И еще он говорит, что не знает, как попадают в нашу страну незарегистрированные иностранцы, они словно растворяются после пересечения границы.
Никуда они не растворяются. Живут... И вот цифры: иностранными гражданами на территории Московской области в I полугодии 2009 года совершено 6392 преступления. Если сравнивать с данными аналогичного периода прошлого года, произошел рост на 39,6 процента. В Москве от трети до половины преступлений на их же совести.
Зачем жителям кишлаков или китайского захолустья Москва? Если хотят работать, пожалуйста. Строго по визам и строго по тем специальностям, которые нужны стране. И платят налоги, а то, по самым скромным подсчетам, около $15 миллиардов бесконтрольно уплывают в бывшие братские республики.
К чему я об американцах так подробно рассказывал? Да не хочется сбегать из родных мест в пампасы! Это журналист-писатель Рич Бенджамин назвал белые анклавы утопиями - типа, сказки белого человека. Не хочу таких сказок! И чтоб они становились былью, не хочу! А все идет к этому.
И как итог пример Косово перед глазами. Сначала албанцы потихонечку влезали, потом неимоверно начали демографически произрастать, потом их стало большинство, а потом бац, и колыбель сербской цивилизации - уже совсем и не Сербия, а другое государство. Так и с США произойдет, а может, и с нами тоже.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!