Почему генеральная уборка так называется? Убрать или убраться в квартире — как правильно.

23 декабря 1953 года бывший министр внутренних дел СССР Лаврентий Берия (правильнее – Бериа) был расстрелян по приговору Специального судебного присутствия Верховного суда СССР. Вместе с ним в тот же день были казнены ещё шестеро бывших высоких чинов госбезопасности.

Дело Берии до сих пор является одним из самых загадочных эпизодов советской истории.
Сначала – общепринятая версия, наиболее подтверждённая свидетельствами и документами.
Берия воспринял известие о смерти Сталина 5 марта 1953 года с плохо скрытым торжеством. «Хрусталёв, машину!» – якобы крикнул он сразу, выйдя из комнаты только что умершего Сталина. Поехал захватывать власть, пока горячо… Впоследствии он не раз упоминал, что это он «убрал» Сталина, не уточняя – как…
В считанные дни после этого Берия сосредоточил в своих руках реальные полномочия, превышавшие таковые у любого другого члена Президиума ЦК КПСС, созданного вместо Политбюро на октябрьском (1952 г.) пленуме ЦК. Формально Берия был «всего лишь» одним из нескольких первых заместителей Председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел. Однако МВД СССР включило в себя существовавшее прежде отдельно Министерство государственной безопасности и, таким образом, сконцентрировало в себе все силовые структуры, кроме вооружённых сил. Берия в короткий срок назначил преданных ему людей на ключевые посты в органах МВД (почти все они были потом расстреляны одновременно с ним или чуть позже).
Некоторые коллеги Берия по высшему руководству страной стали опасаться, что он займёт место Сталина и перебьёт их всех. Жёсткий и нетерпимый стиль руководства Берия был хорошо известен всем им. Поэтому они решили принять превентивные меры. Ядро заговора составили Председатель Совета Министров СССР Г.М. Маленков и один из секретарей ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. Они действовали втайне от влиятельных В.М. Молотова (опального в последние годы жизни Сталина, но сразу после его смерти назначенного министром иностранных дел СССР), Л.М. Кагановича (члена Президиума ЦК, также успевшего попасть при Сталине в немилость) и Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова. Заговорщики не были уверены в их лояльности. Зато им удалось привлечь на свою сторону министра обороны маршала Н.А. Булганина. Таким образом, одна из силовых структур – армия – была на стороне заговорщиков.

В июне 1953 года заговор созрел, к тому же представился повод. 17 июня в Германской Демократической Республике развернулись массовые забастовки и волнения под лозунгами повышения заработной платы и воссоединения Германии. Волнения были подавлены Советской армией и объявлены «попыткой фашистского мятежа». В советском руководстве встал вопрос, кто выпустил из-под контроля ситуацию в ГДР. Маленков и Хрущёв решили, что это самый подходящий момент для предъявления обвинений Берия.
На заседании Президиума Совета Министров СССР 26 июня Маленков сообщил о попытке Берия совершить государственный переворот. Заявление было неожиданным для многих. Началась словесная перепалка. Неизвестно, чем бы она закончилась, если бы на сцену не выступил первый заместитель министра обороны маршал Г.К. Жуков. Он и ещё несколько генералов, выхватив пистолеты, вошли из соседней комнаты в зал заседаний, и Жуков объявил Берия, что тот арестован. Спустя полгода состоялся суд и был вынесен приговор, с которого мы начали эту статью.

Противники Берия оправдывали себя тем, что тот готовился установить террористическую диктатуру. Однако факты свидетельствуют, что при его аресте и осуждении были нарушены все советские нормы закона. Он был лишён свободы без прокурорского ордера. Обвинительное заключение по его делу наполнено такими же абсурдными обвинениями, какие прежде вешались на «врагов народа». Кроме конкретных репрессий против членов партии в 30-40-е годы, Берия обвинялся… в измене Родине путём работы на разведку Великобритании, попыток заключить сепаратный мир с Гитлером в 1941 году, уничтожить советский строй и реставрировать капитализм.
Показательно, что в Специальном судебном присутствии под председательством маршала И.С. Конева, вынесшем смертный приговор Берия и его подручным, не было ни одного юриста. Все протоколы допросов Берия сохранились лишь в копиях. Некоторые утверждают, что Берия был убит арестовавшими его заговорщиками ещё в день ареста или вскоре после него, а суд над ним производился уже заочно. Судебный процесс, учитывая формулировки обвинения, был таким же фарсом, какой устраивали при Сталине над «агентами империалистических разведок». Некоторые видят в этом справедливое возмездие: организатор массовых репрессий сам попал в переплёт созданной им системы.

Однако были ли Берия организатором репрессий? Как известно, после его назначения в ноябре 1938 года наркомом внутренних дел СССР, количество приговорённых к высшей мере наказания сразу снизилось с сотен тысяч до единиц тысяч в год. Более 200 тысяч ранее осуждённых и арестованных вышли на свободу и были реабилитированы. С 1945 по 1953 год Берия не занимал министерского поста, будучи куратором проекта по созданию советской атомной бомбы. Сразу после своего назначения министром в 1953 году он прекратил дела, сфабрикованные в последний год жизни Сталина («дело врачей», «мингрельское дело»), освободил и реабилитировал арестованных по ним лиц. Берия первым ввёл в обиход выражение «культ личности», настоял на прекращении упоминания Сталина в прессе по каждому поводу и без повода, а также повсеместного вывешивания портретов советских вождей. Эти две традиции, однако, сразу же возобновились после его ареста. Есть свидетельства, что во время волнений в ГДР Берия лично отдал приказ стрелять поверх голов демонстрантов. Если бы не этот приказ, то жертв среди населения было бы намного больше.
Поскольку Берия был «убран» типично сталинскими методами, то возникает вопрос: не убрали ли его бывшие сталинские соратники именно за слишком резкий разрыв со сталинскими традициями? И не скрывается ли за обвинением Берия в намерении «уничтожить рабоче-крестьянское государство и реставрировать власть буржуазии» его реальное стремление либерализовать советский государственный строй – раньше, чем это попытался сделать (причём со всякими оговорками) Хрущёв? В этом деле немало тёмных страниц, а многие тайны, видимо, навсегда унесены в могилу участниками тех событий.

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Оба варианта можно употреблять, ни один не является ошибочным. Однако многие думают, что вариант убраться — серьёзная ошибка.

Разберемся, откуда такие подозрения. Существует большое заблуждение о -ся — единице, которую для простоты в традициях школьного преподавания или по незнанию называют возвратной частицей. На самом деле это вовсе не частица, а суффикс (точнее, постфикс — суффикс, стоящий уже после окончания). Всё же частица — самостоятельное слово, а -ся — только его значимая часть.

Происходит -ся от древнерусской энклитики сѧ. Энклитика — это безударное слово, стоящее после опорного и примыкающее к этому слову. Когда-то в древнерусском языке -ся действительно существовало в качестве отдельного служебного слова, частицы. Н.М. Шанский , российский лингвист-русист в своей книге «Лингвистические детективы» приводит пример из «Слова Даниила Заточника» (XII в.): Очима бо плачют со мною, а сердцемъ опосле смеют ми ся («Глазами плачут со мной, а сердцем после смеются надо мной»). Здесь мы видим, что частица ся употребляется отдельно, но обратите внимание, что форма смеют ми ся невозможна в современном русском языке — слово смеют без ся вообще не существует.

Итак, язык развивался, и единица ся слилась с предшествующим глаголом, превратившись в суффиксальную морфему: сначала стала примыкающим безударным словом — энклитикой, а потом просто вошла в состав слова, какой мы и видим ее сегодня.

Наше заблуждение о слове убраться имеет такие корни: частица ся возникла как краткая форма возвратного местоимения себя . Это уже после она стала частицей и энклитикой. Несмотря на то, что сегодня, в современном языке, она как суффикс несет массу значений — значение взаимности (они целуются), страдательности (дом строится), интенсивности действия (стучатся) и т. д. — носители языка воспринимают ее исключительно со значением направленности на себя . Умыться — умыть себя, расчесаться — расчесать себя . Поэтому возникает такой сбой: убраться — это что, убрать себя? Нет, так не пойдет.

На самом же деле в этом примере мы видим только косвенно-возвратное значение, то есть действие совершается объектом в пользу себя , в своих интересах . Поэтому перед нами просто еще одно значение постфикса ся .

Единственное замечание, которое касается нормативности убраться , касается его стилистической окраски. Оно квалифицируется как разговорное, поэтому в официально-деловом стиле его не используют, заменяя на убрать в квартире . Именно эту форму сегодня считают строгой нормой. Во всех прочих случаях убраться допустимо.

Правильно: убрать в квартире ; убраться — разговорное, и тоже правильно.

Женская магия начинается с уборки. Если мужчина может сидеть, медитировать и развиваться, то женщине без гармонизации, без настройки её жилого пространства сделать это очень сложно. Если женщина живёт и медитирует в бардаке, то она идёт по мужскому пути развития. Мир её подвинет так, что ей всё равно придётся что-то делать с её жилым пространством.

Сегодня мы поговорим о системе КонМари- системе, котоую разработала японка Мари Кондо. В мире есть 2 глобальных системы расхламления это: Флайледи и КонМари.

Начнём с системы Флайледи. Я с ней познакомилась, когда столкнулась с проблемой — не хватает времени на уборку, не могу убрать так, чтобы порядок сохранялся. Его хватает максимум на два дня, особенно если есть маленькие дети.

Система Флайледи построена на том, что мы убираем каждый день. Например, пришли на кухню, 10 минут помыли плиту, на следующий день 10 минут помыли холодильник, стиральную машину и т.д. Это привело к тому, что я стала вечно убираться, так как это занимало по 30 минут, и так каждый день. Я только и делала, что убиралась, так как бардак образуется быстрее, чем я успевала хотя бы одно помещение убрать.

Следующим этапом стала система КонМари, разработанная японкой Мари Кондо. Система гениальная. Я ощутила это на себе. По этой системе женщина сознательно работает с пространством, а потом пространство начинает двигать её в том направлении, в которое хозяйка сама задала.
Суть системы- открытие, сделанное Мари Кондо. То, что она транслирует: каждая женщина должна оставить в своём пространстве только те вещи, которые приносят ей радость. То, что не приносит радость — от этого надо избавляться, каким бы хорошим или красивым оно не было. Если нет внутреннего отклика, нет ощущения довольства — это нужно из своего пространства удалять.

Система основана на том, что мы разбираем все вещи на категории. Начинаем с личных вещей (они тоже делятся на подкатегории), например: нижняя одежда (бельё), одежда, которую мы носим выше пояса, верхняя одежда, чулочно-носочные изделия — это одна категория. Следующие категории: книги, документы, “мелочёвка”.

Мари Кондо “мелочёвку” выделяет в отдельную категорию — категорию комоно. Именно с этой категорией, как показала практика сложнее всего разбираться. Уже год на нашем проекте Васту Про существуют курсы по магической уборке, и нам пришлось категорию комоно вынести в отдельный курс, чтобы мы смогли её разобрать и добиться результатов. Каких результатов мы можем добиться? Где тот индикатор, который позволяет определить, что мы сделали магическую уборку и завершили её.
Мари Кондо называет это точкой щелчка.

Честно говоря, с первого раза у меня не получилось довести квартиру до точки щелчка, когда понимаешь, что ты оставляешь те вещи, которые приносят радость, и которыми ты реально пользуешься. У меня с первого раза получилось освободить до точки щелчка только две полочки, на которых стояли сувениры: детские поделки. фотографии, камни, привезенные со всех концов света.Кстати, дети у меня — две дочки с разницей в 10 лет. И вот первая ходила в садик и школу — притаскивала поделки, и вторая ходила в садик и тоже приносила поделки домой. И всё это накапливалось, покрывалось пылью. Представьте себе, как это — вытирать пыль, когда стоит куча поделочек, вазочек, камней, что-то плетёное из бисера, что-то сделанное из глины, из ракушек. Вся эта аморфная масса, которая не вызывала позитива, и на которую даже смотреть было неприятно. При одной мысли о том, что нужно вытирать пыль, у меня портилось настроение. Кажется, что будет жалко это выкидывать.На самом деле, когда мы начинаем слушать наше тело (а у Мари Кондо это основная идея), что наше тело, наши ощущения — они нам не соврут, мы их всегда услышим. Главное: расслабиться и почувствовать: нравится нам вещь, отзывается она нам или она нам не нужна, не отзывается какой бы модной или красивой она не была.

Когда я перебрала эти две полки, у меня осталась, в лучшем случае, седьмая часть от того, что было: фотография одна, несколько поделок детей, вазочка небольшая и пару поделочек из бисера. Всё оставшееся было расставлено по всем законам композиции. И произошла удивительная вещь: мне стало очень приятно смотреть на эти две полки. Я каждый раз, когда заходила в комнату (как раз эти полки бросались в глаза) они наполняли энергией. ты смотришь и тебе приятно, смотришь и чувствуешь радость. Вот до такого состояния Мари Кондо предлагает разобрать всю нашу квартиру.

Почему уборка?

Уборка помогает мне работать с моими чувствами

Луиз Рафкин, Other People"s Dirty

Я знаю, что едва ли на свете сыщется много людей, которым нравится заниматься уборкой. Большинство из нас готовы пойти на все, лишь бы избежать этого. Единственный случай, когда я не избегаю уборки, - когда пытаюсь избежать чего-то другого, например, не хочу писать о ней. Обычно уборка становится более привлекательным занятием, если служит оправданием для того, чтобы отложить какое-то другое дело. Студенты, многие писатели и художники почти не следят за порядком в доме, пока не наступает время садиться за работу. Тогда у них внезапно возникает неотложная необходимость помыть полы, убрать в буфете и почистить пылесосом потолок. Интересно, что стоит им завершить уборку, как голова становится ясной и чистой, и они готовы взяться за перо или кисть. Так происходит потому, что, очищая пространство, где протекает наша жизнь, мы разбираем завалы в сознании и готовим душу к тому, чтобы она выразила нечто неповторимое и уникальное. Возможно, музы любят чистоту?

Когда я училась в театральной студии, я зарабатывала на жизнь, убирая в домах, а не работая официанткой, как многие другие. Мне это нравилось, потому что, занимаясь физическим трудом, я имела возможность репетировать или сочинять в одиночестве. Не нужно было носить форменную одежду, перечислять по памяти фирменные блюда или быть любезной. Нужно было просто прийти и работать. А когда работал пылесос, я могла петь так громко, как мне хотелось.

Убирать меня научила первая женщина, которая наняла меня. Должно быть, она увидела мое лицо, когда я ходила по комнатам, пораженная объемом предстоящей работы, но, давая мне инструкции, она не знала, что учит меня видеть всю схему работы. Она просто рассказала, как приступить к уборке ее невероятно запущенного дома. Я внимательно выслушала ее указания, своего рода путеводитель для пилигрима со шваброй и веником.

Многие из ее советов оказались универсальными: в первую очередь кухня, затем пыль в комнатах общего пользования, ванная на первом этаже, коридоры, начиная от входной двери через общие части дома и до личных комнат. Потом чистка пылесосом, ванная на втором этаже, детская спальня и другие комнаты, насколько позволяет время.

Одна моя знакомая, тоже когда-то убиравшая в домах, внезапно очень оживилась, когда я рассказала ей о своей работе. Она шокировала меня, сказав:

Убирать в домах - это словно заниматься сексом, ты не находишь?

Простите?

Люди любят, чтобы уборка проводилась так, как они считают нужным. И у каждого на сей счет свои идеи.

Она была права. Одна женщина, дети которой выросли и уехали, хотела, чтобы все углы в доме были вычищены зубной щеткой. Другая, в доме которой все еще жили дети-подростки, была счастлива, когда я убрала пылесосом кошачью шерсть с дивана, собрала грязную посуду с пола и аккуратно сложила журналы на кофейный столик. Мой третий клиент, отец-одиночка, хотел, чтобы на кухне столы были пусты и сверкали чистотой, плита была отдраена до блеска и все пахло лизолом. Он стремился к полной стерильности.

Я стала задавать себе вопрос: а что, если предпочтения каждого человека, связанные с уборкой, каким-то образом отражают его внутреннюю жизнь и говорят о том, как его потребности удовлетворялись в детстве? Сегодня я уверена, что так оно и есть. Я думаю, уборка служит своего рода указателем того, как мы сейчас удовлетворяем или не удовлетворяем свои потребности. Я покажу вам, насколько каждая комната соответствует определенной области человеческого тела, ума или условий жизни. И вы узнаете, что забота об этих комнатах - это еще один способ заботы о вашей душе. Так я буду называть эту направляющую энергию, находящуюся в центре вашего существа.

В последующих главах мы исследуем каждую из комнат и узнаем, что они могут рассказать о разных частях нашего существа. Итак:

Кухня символизирует питание, это современный очаг, вокруг которого собирается семья. Кухня с помощью пищи, дружбы или родственных отношений питает нас физически, психически и эмоционально. Стерильная кухня может указывать на сердце, отчаянно нуждающееся в заботе.

В ванной, которая часто соединяет в себе комнату для омовений и туалет, мы проводим современные ритуалы очищения и подготовки к той или иной значимой для нас деятельности. В древние времена комнаты с таким предназначением находились в храме, в них молящиеся готовились к обряду священного благословения. Сегодня в состоянии ванной отражается, как люди, живущие в этом доме, относятся к способностям своего тела удалять отработанные вещества и очищаться. А ваша ванная - это священное или нечистое место?

Спальня - это обновление. Сон обновляет тело и ум. Чтение в постели обновляет человека через одиночество. Секс обновляет отношения и жизненную силу.

Гостиная, общая комната или зал - как бы вы ее ни называли, поддерживает связь с культурой, в которой вы живете. Но она также позволяет вам достичь единения с душой. Такие комнаты могут отличаться убранством и функциями, могут быть формальными или неформальными, но они всегда показывают, как мы относимся к обществу и к самим себе. Они могут казаться залами для приемов высокопоставленных лиц или же местом у костра, возле которого произносятся священные истины. Ваше отношение к этой комнате отражает ваш взгляд на свою принадлежность к тому или иному слою общества, открытость и отношения с другими людьми, а также на то, видите ли вы других людей дружелюбными, влиятельными - или не склонными к общению с вами.

Детская развивается по мере того, как ваши дети растут и постепенно становятся ее безраздельными владельцами, пока - как это ни парадоксально - не отказываются от нее. Вначале детская отражает взгляд родителей на свою роль наставников и учителей своего ребенка. Но даже после того, как эта комната становится местом самовыражения живущих в ней детей, она продолжает отражать уровень уверенности родителей в своем праве решать спорные вопросы относительно творчества, зависимости и свободы своих детей. Насколько ответственными за душу своего ребенка вы себя считаете? Насколько вы надеетесь контролировать душу вашего ребенка и ребенка в вашей душе?

Так почему же уборка? Четыре слова: «Руби дрова, носи воду». Эта дзэнская аксиома подразумевает, что путь к внутреннему покою лежит через повседневную работу. Она предполагает, что, медитируя на сути работы, ученик сможет достичь духовного просветления, или по крайней мере освобождения от мучительных волнений человеческого ума. Я обнаружила, что то же самое происходит во время уборки. Но эта необычайная истина вызывает сопротивление.

Почему мы не учим такому правилу: «Вытирай столы, скобли полы»? Вероятно, потому, что такую работу традиционно выполняла прислуга, за нее никто не благодарит, и она считается не «мужским делом». Для уборки не нужно специальной тренировки, в ней нет места приключениям, она не производит тепла и не утоляет жажду. Вытирание и скобление не являются творчеством, они являются удалением. По сравнению с ними рубить дрова - это романтическое, даже чарующее занятие, а носить воду - это благородное и альтруистичное дело.

Похоже, что уборка даже не заслуживает уважения. Когда речь заходит об уборке, во всей красе проявляются предрассудки, связанные с женской дискриминацией и властью мужчин. Уборкой занимаются матери после того, как съеден обед, - пока они не могут переложить ее на детей. Уборкой занимаются горничные и наемные работницы, в то время как их наниматели заняты более важными делами, зарабатывая деньги или обучаясь. Уборка - это «женская работа», которая ничего не производит и лишь удаляет остатки творческой деятельности. Кому хочется заниматься таким делом?

Я хочу. Ведь уборка подобна исцелению. И если она традиционно считается женской работой, то в нас, женщинах, есть нечто особенное. Уборка создает пустое пространство, где может произойти что-то новое - жизнь, она создает свободное место для свежего взгляда на мир. Во время уборки создается нейтральная почва. Более того, это священная работа, создающая святое пространство с его чистотой и целостностью.

Квартира может многое рассказать о характере, увлечениях и успехах своих хозяев. Возвращаясь домой, мы отдыхаем от шума и забот, черпаем силы для работы и творчества, общаемся с родными и близкими. Для правильного энергетического баланса, специалисты по Фэн-шую рекомендуют заботиться о поддержании чистоты и порядка, выбрасывать ненужные вещи и не хранить поломанные предметы. Если уборка квартир пугает вас еще со школьной скамьи, то обратитесь в соответствующие компании, где предлагают услугу уборка квартир спб , сотрудники, которой с радостью помогут вам в нелегкой борьбе за чистоту.

Зачем убирать:

Многие занятые люди, особенно молодые, искренне не понимают, почему так важно следить за порядком в доме. Вот несколько основных причин для того, что бы мотивировать их побороть свою лень и провести генеральную уборку

Гигиена. Грязь - это лучший друг микроорганизмов и бактерий, которые способны не только обезобразить наши вещи, но и вызвать различные заболевания. Мы тщательно моем руки, принимаем душ и чистим зубы, а вот вычистить плиту или раковину от остатков пищи часто забываем. Ни кто не хочет заболеть, вдыхая пыль или шерсть домашних любимцев, поэтому так важно постоянно следить за чистотой.

Фен Шуй. Каждая деталь в квартире имеет свою функцию. Например, окно – символ нашей открытости к новой информации. Грязные окна затрудняют наше общение с окружающими, поэтому мытье окон так важно для того чтобы адекватно оценивать внешний мир. Пол олицетворяет наши отношения с противоположным полом. Уберите мусор, крошки, следы грязной обуви и возможно ваша жизнь станет более ясной и понятной. Даже те, кто скептически относится к данным советам согласны с тем, что в чистом помещении легче сосредоточиться и выспаться.

Статус. Вы можете не переживать по поводу микробов и не доверять восточным мудрецам, но в жизни каждого человека наступает момент, когда вы приглашаете гостя от мнения, которого зависит очень многое в вашей жизни. Ожидая босса, коллегу, инвестора, красивую девушку или свекровь, все мы понимаем, что предстоит генеральная уборка квартир. Она может занять целый день, ведь качественное отмыть кафель, чистка ковров и мебели - задача достаточно сложная и трудоемка. Поэтому оптимальное решение - довериться профессионалам. Опыт работы сотрудников нашей компании, а также использование современных материалов и оборудования, гарантируют быстро и качественно навести порядок и отмыть все окона. Кроме того, стоимость наших услуг приятно удивит всех, кто стремится к порядку и ясности в квартире, отношениях и жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!