Почему люди оказывают благотворительную деятельность. Благотворительность - это модно

Благотворительность или милостыня. Сам Господь очень подробно говорил о том, как надо творить милостыню, какими принципами руководствоваться и как при этом соблюдать свое сердце. Поэтому что-то придумывать от себя не стоит. Все уже сказано.

«Всякое деяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак 1:17).

Итак: добрые дела – это одно из главных дел в жизни христианина.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

И еще: «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас…» (Мф. 6:1).

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» (Мф. 6:3).

Это те основные принципы, которыми должен руководствоваться христианин, желающий делать добрые дела и при этом получить награду не от людей, а от Бога, а еще лучше желающий делать добрые дела не ради награды, а ради любви к Богу.

С этим все понятно, скажут некоторые. Кто-то скажет, что вот я так и поступаю, и вот Господь знает мои дела, все они перед ним, а не перед людьми. И это будет правильно.

Теперь о фондах, благотворительных фондах. Какое они имеют отношение ко всем этим библейским принципам. Многие сейчас говорят, что зачем все эти фонды, не нужны они, все это коммерция и нажива. Лучше оказывать адресную помощь самим из рук в руки. Как показывает опыт, это говорят люди либо не желающие делать добрые дела и таким хитрым образом себя оправдывающие, либо не понимающие самого принципа работы фондов, непонимающие их необходимости.

Я в этой статье ни в коем образе не хочу умалить значение личной адресной помощи, я лишь хочу объяснить значимость работы благотворительного фонда. Я хочу, чтобы люди понимали пользу и той и другой формы благотворительности. И конечно, чтобы не судили о том, что не знают и в чем мало разбираются.

Сразу оговорюсь, что мы как фонд «трубим» о своих делах, но не для того, чтобы иметь похвалы от людей, а потому что творим милостыню чужими руками, следовательно, обязаны отчитываться перед жертвователями.

Две лепты или с миру по нитке

Да оказывать адресную помощь или, как говорят, помощь из рук в руки – это та же милостыня и благое дело, о котором говорит Господь. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, чтобы оказывать адресную помощь, нужно обладать значительными средствами, чтобы эта помощь была действительно помощью. Например, вы можете принести бедной семье пакет продуктов или даже купить необходимую одежду, но можете ли вы сделать ремонт в их квартире или даже приобрести им жилье, купить им машину или бытовую технику или оплатить дорогостоящее лечение? Скорее всего, рядовой человек это сделать будет не в состоянии.

Поэтому здесь на помощь может прийти такая благотворительная структура как фонд, в который как раз и стекаются средства от самых разных людей. Принцип работы любого фонда – с миру по нитке, голому рубашка.

А теперь вернемся к Евангелию. Когда Христос наблюдал, как люди кладут пожертвования в сокровищницу, вспомним, что он сказал о двух лептах бедной вдовы. К нам в фонд очень часто приходят как раз те самые лепты, духовный смысл которых Господь особо подчеркнул. Очень часто нам переводят пятьдесят или сто рублей бабушки-пенсионерки с просьбой помочь той или иной семье.

Такие лепты всегда трогают до глубины души. И если пятьдесят или сто рублей конкретной семье погоды не сделают, это и понятно, то для жертвователей таких вот сумм – это огромная духовная польза, а для наших подопечных это как раз и есть с миру по нитке.

Второй момент: фонд является неким гарантом, что помощь действительно придет к нуждающимся людям, а не к мошенникам. Люди, жертвуя свои средства, все же не хотят, чтобы их средствами воспользовались нечистые на руку ловкачи. А таких желающих легкой наживы очень много.

Поможите, сами мы неместные

Да, именно поэтому приходится иметь штат сотрудников и волонтеров, чтобы деньги, которые нам доверили для нуждающихся, не попали к «неместным». Таких сомнительных обращений очень много. Часто звонят откровенные мошенники, рассказывают какую-нибудь длинную плачевную историю: вся семья смертельно больна, дом сгорел, с квартиры погнали. У некоторых обнаруживается такая богатая фантазия, что в пору писать приключенческие детективы.

Обычно такие люди рассчитывают на мимолетную жалость, так называемые «истории, рассчитанные на дурака». Причем жертвами таких ловкачей, как правило, становятся не фонды, а те самые добродушные и доверчивые люди, которые привыкли не доверять фондам, а оказывать помощь всякому просящему.

При самой поверхностной проверке обман быстро вскрывается, а люди внезапно исчезают.

Есть более сложные случаи, когда некоторые ушлые типы прикрываются именами и историями реальных людей. Опять же проверка сразу показывает наличие обмана. То есть собирают на нужды некой многодетной вдовы или болящего батюшки, говорят, что у них есть разные благословения на эту деятельность, обычно очень убедительны и настойчивы. Собирают пожертвования, но на данную семью ничего не приходит или почти ничего. Когда начинаешь проверять их деятельность, ведут себя очень агрессивно, контакты своих «подопечных» давать категорически отказываются под разными предлогами, что не надо беспокоить больного батюшку или убитую горем вдову.

Есть третья категория – это люди, действительно нуждающиеся или некогда нуждавшиеся, но увлёкшиеся сбором средств, как неким бизнесом. Такие люди устраивают целые кампании по сбору средств в интернете, просят о массовых срочных перепостах и репостах. Размещают информацию о себе, где только можно на различных сайтах и ресурсах, пишут письма в коммерческие и благотворительные организации. Таких еще сложнее проверить, я имею в виду проверить простому человеку.

Люди доверяют репостам, думая, что информация идет из первых рук, и что пользователь, который размещает у себя на странице в соцсетях информацию и реквизиты, уж точно знает, что у себя размещает. В этом и есть ловушка. То есть кликая на репост, каждый думает, что информация достоверная и была проверена до меня.

Опять же фонду приходится проделывать целую работу, чтобы понять, насколько нуждается данная семья, действительно ли у них случилась беда, и поэтому люди так активно откликаются в сетях, или это просто профессиональные сборщики милостыни.

Бывает так, что для некой семьи действительно объявляется сбор средств, но когда полученная сумма уже набрана, люди не могут остановиться. Некоторые честно пишут, что сумма набрана, больше не присылайте, помогайте другим нуждающимся, а другие продолжают собирать деньги по привычке, по инерции, из страха опять оказаться на грани нищеты или из желания сытой незатруднительной жизни. Я это пишу не для того, чтобы кого-то осудить, а для того, чтобы объяснить чем, собственно, занимаются фонды, какую работу приходится проделывать, чтобы понять степень нужды нуждающихся.

А для этого фонду нужно заниматься и бумажной волокитой, в первую очередь собирать документы, подтверждающие личности тех, кто просит помощь и степень нужды. Кстати, именно на этапе сбора документов многие потенциальные подопечные почему-то пропадают. А далее следует уже личное знакомство, подключаются волонтеры, которые идут посещать семью, знакомиться, посмотреть, что называется, своими глазами на ситуацию в семье. Не буду далее утомлять читателя методиками проверки. Я это написала лишь для того, чтобы люди понимали, что проверка информации – дело отнюдь не простое.

Наши семьи

Напомню, что наш фонд специализируется на помощи вдовам священников и некоторым священническим семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Лично наш фонд работает по принципу неформальной помощи. Мы стараемся узнать максимум информации о той или иной семье. Действительно неформальная помощь подразумевает неформальные отношения с нашими подопечными. Соответственно помощь оказывается и ежемесячная и сугубо целевая.

Что такое целевая? Ну, это, например, когда надо купить машину, потому что в данной ситуации в данной семье машина – не роскошь и даже не средство передвижения, а жизненно необходимая единица. У нас были случаи, когда вдовам мы покупали машины, помогали продать старую машину. Зачастую одинокой многодетной женщине продать машину не под силу, ее могут обмануть, дать цену значительно ниже рыночной.

Я здесь рассуждаю не гипотетически, а на конкретном примере, когда покупалась машина для одной вдовы, одновременно продавалась ее старая машина, оставшаяся от батюшки. Надо было купить хорошую, с оптимальным сочетанием цены и качества, проверить ее на сервисе, купить зимнюю резину, перегнать эту машину в ее город. Эта большая работа была проделана фондом и волонтером, который активно помогал, ездил по объявлениям, смотрел машины…

Семьи действительно становятся нашими . Вот и на примере с машиной можно ведь было просто перевести разницу в деньгах и сказать матушке, что вот продавайте старую и покупайте новую. Но такая работа повторюсь, женщине не под силу.

Или вот еще пример со стройками и строителями. Надо делать ремонт или строиться, и опять же женщине все это делать самой сложно, даже при наличии материальных средств. А работники, видя беспомощное положение своего заказчика, могут воспользоваться этим, назначить цену выше, чем она есть на самом деле. Поэтому приходится проверять, контролировать и опять же это работа фонда.

И хочется сказать о жертвователях. Среди жертвователей не только бабушки пенсионерки, те самые, что приносят библейскую лепту для сирот, но и очень состоятельные люди. Они, имея много попечения и забот, не в силах оказывать кому бы то ни было адресную помощь, не в силах искать на рынке машину или квартиру, они могут обеспечить материальную сторону вопроса, а вся рутина, все проверки, работа с документами достаются работникам фонда. Так было и с покупками квартир для вдов. Когда благодетель давал нужную сумму на покупку квартиры, просил всю остальную работу провести фонду. И мы это делали.

Поэтому фонд и наши подопечные – это почти как одна семья. Мы поздравляем друг друга с праздниками, радуемся радостям, а главное – у нас есть общая молитвенная поддержка. Если что-то у кого-то случается, сразу делаем рассылку по матушкам с просьбой молиться. Ну и конечно, матушки молятся о наших благодетелях, на которых держится работа фонда. А общая молитва – это самое главное.

Вещи: или вы же фонд, вы должны

Хочется сказать и о вещах. Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что люди зачастую придают огромное значение сбору разных вещей. Некоторым кажется, что это чуть ли не самое великое дело в благотворительности. То есть кто-то хочет расхламиться, а заодно и думать, что сотворил милостыню, облагодетельствовал бедного человека своими старыми тряпками. Почему я так об этом грубо пишу? Скажу сразу, что я не против благотворительности старыми вещами, если вопрос касается исключительно бомжей. Да, для бомжа, скажем, старое, но теплое и добротное пальто жизненно необходимо, и ему неважно, что оно двадцатилетней давности, потерто на спине и давно вышло из моды.

Но наш фонд не занимается бомжами и соответственно не занимается ношеной одеждой, потому что у нас матушки и их дети, а не бродяги.

Однако очень часто звонят и говорят примерно следующее: я собрала вещи, жалко выкинуть, я хочу передать их в ваш фонд. Мы говорим, что не занимается б/у вещами – обижаются: как же, вы же фонд, вы должны.

Мы объясняем, что вещи можно отнести на помойку или на вокзал, тем, кто их у вас с удовольствием возьмет. Опять обижаются: но я не хочу бомжам, я хочу матушкам пожертвовать, и начинается перечисление кримпленовых пиджаков, сапожек «прощай молодость», ночных сорочек и комбинаций и прочего… Когда объясняешь еще раз, что место таким вещам на помойке, опять обижаются и со словами «вы же фонд» бросают трубку.

Не понимаю, почему если мы фонд, то мы должны. Нет, мы сами решаем, как и с кем работать по каким принципам и какую стратегию выбрать.

Есть специальные организации, которые занимаются сбором и сортировкой таких вещей, конечно, это тоже благотворительность и это хорошо. И это кому-то необходимо, особенно сбор и обмен детскими вещами, но для этого нужно специальное помещение, специальный персонал. Наш фонд этим точно не будет заниматься.

Если мы и занимаемся вещами, то только рассылкой новых. У нас есть благотворители, которые жертвовали нам много качественных и современных вещей, в которое не стыдно одеть ребенка. Ведь и новые вещи бывают разные.

Радость

Делать доброе дело – всегда огромная радость, даже если ты просто посредник. Я всегда говорю нашим сотрудникам, что наш фонд работает и будет стараться работать по евангельскому принципу: мы – рабы, ничего не стоящие, – делаем то, что нужно делать.

Да это нужно делать. И делать, помня эти евангельские слова, чтобы не думать о себе много, не думать, что мы делаем что-то великое или исключительное. Мы делаем то, что необходимо делать.

Очень радостно видеть наших матушек, когда получается сообща решить ту или иную проблему, получается помочь. Главное – неформально помочь, каждый случай – он как свой собственный, мы его переживаем, мы им живем. Делаешь и получаешь в награду радость, от того, что другим становится хорошо или чуть-чуть лучше.

История благотворительности в России началась ещё в царские времена, вернее тогда она достигла своего апогея, рассвета человеколюбия! Развитием благотворительной деятельности занимались на самом высоком уровне, создавались специальные ведомства.

Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся: детей и подростков, взрослых трудоспособных, взрослых нетрудоспособных и инвалидов, больных и престарелых. То есть, практически все слои населения!

Имена известных благотворителей навсегда остались в истории российского госсударства, построенные ими школы, больницы, созданные фонды существуют и служат на благо нуждающихся и по сей день.

История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков.

Екатериной II в 1764-м был открыт воспитательный дом в Москве для детей-сирот, где они впитывали лучшие идеи Просвещения. Кстати, помимо выделенных Екатериной 100 000 рублей, имперетрица велела перечислять дому средства, полученные от налога на ввозимые в страну игральные карты!

Супруга Павла I Мария Федоровна ведала уже всеми воспитательными домами России, а после смерти пяти столичным школам императрица оставила более четырёх миллионов рублей. Во многом благодаря ей в России появилось первое училище для глухонемых.

Период с 1860 по 1914 годы был наиболее насыщен в плане благотворительной деятельности, жертвованием начали заниматься не только царские особы, но и купечество, так как для них это было фактически единственной возможностью заниматься легальной общественной деятельностью. Число благотворительных обществ в этот период увеличилось фактически в сто раз.

После Октябрьской революции резко изменились социальные условия в стране, что привело к катастрофическому спаду благотворительной деятельности. Единственный фонд, мало-мальски занимавшийся этой проблемой, был Детский фонд имени Ленина.

Дело в том, что придя к социализму, государство приняло на себя все обязательства по решению проблем общества, что исключало возможность создания общественных благотворительных фондов. В то время, как в странах с рыночной экономикой социальные проблемы успешно решались самим обществом, в России собирались членские взносы на нужды партии, которые большей частью шли на вооружение, особенно в годы Великой Отечественной войны.

Только в годы перестройки снова появилась возможность создавать благотворительные фонды и общества, правда тогда многим было не до этого. К тому же, имидж благотворительности попортили всевозможные мошенники.

В современной России создан Союз Благотворительных Организаций, который объединяет более более трёх тысяч российских фондов, и около сотни иностранных организаций, работающих в России.

Кстати, если в 2000 году количество пожертвований от частных лиц было совсем небольшим, и основная часть взносов шла от организаций, то к 2006 количество частных жертвователей существенно выросло, что свидетельствует о возросшей социальной активности населения.

Я к чему это всё написал-то… Не важно сколько за эту жизнь ты заработал денег, в каком университеле обучался, какую должность получил и какое положение занимал в социальной иерархии , после твоей смерти об этом никто даже не вспомнит! Но если при жизни ты помогал тем, кто в этом нуждался, то этот аргумент всегда заткнёт недоброжелателей и завистников , которые будут не прочь тебя оклеветать.

Способность сострадать и помогать всегда высоко ценилась людьми, и я уверен, в будущих поколениях ценность этих поистине челевечестих качеств будет только возрастать. С момента публикации этой заметки, и в конце каждого месяца я буду переводить 5 % своего заработка в благотворительный фонд AdVITA . Конечно, это капля в море, но ведь если бы каждая капля так думала, никакого моря бы не было, верно?

Иллюстрация: Рита Черепанова

По статистике в новогодние праздники детдомовцы посещают около 17 елок и получают до 25 подарков. К моменту выпуска из детдома они не умеют зарабатывать, а умеют только просить.

Татьяна Задирако, исполнительный директор БФ «Дорога вместе» : «Подарки развращают, делают из выпускника еще большего эгоиста. Уровень маргинализации выпускников детдомов больше, чем выпускников обычных школ. Человек не понимает, что должен сам нести ответственность за свою жизнь. Лучше прийти в детдом и покрасить с ребенком забор, или порисовать вместе с ним, или научить танцевать - в общем, показать, как устроен мир».

2. Не делать репосты непроверенной информации

Часто вы распространяете устаревшую информацию или помогаете мошенникам, которые специально публикуют фишинговые записи: умирающий ребенок настоящий, а реквизиты счета нет. Лучше подпишитесь на паблики благотворительных фондов - тогда от вашей активности будет польза.

Татьяна Задирако: «Вы же не покупаете машину просто потому, что дядя на улице сказал, что она хорошая, а делаете исследование, спрашиваете друзей, слушаете экспертов. То же самое с благотворительностью: нужно смотреть документы, проверять счета и помогать только тем, кто не вызывает сомнение. Нужно включать мозг. Мозг, а не сердце».

3. Не переводить деньги на личные счета незнакомцев


Иллюстрация: Рита Черепанова

Во-первых, мошенники подменяют реквизиты, во-вторых, сборы в соцсетях часто проводятся без медицинской экспертизы: деньги могут собираться на лечение, которое не даст результата. Кроме того, собрав на лечение сотни тысяч, человек оказывается перед соблазном потратить их не по назначению. Известны случаи , когда деньги, собранные на лечение ребенка, тратили на корову или новые окна.

Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» :
«Откликаясь на частный сбор, вы можете дать денег на лечение, которое не показано, или неоправданно дорого стоит. Если с деньгами, которые вы отдали, поступят неправильно, разбираться придется непосредственно вам: нет закона, по которому в таких случаях следует публиковать отчетность. Такие сборы, с моей точки зрения, могут проводиться среди близких друзей».

4. Не подавать милостыню всем, кто ее просит

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Благотворительность. Нужно ли заниматься благотворительностью?

Стремление помочь нуждающимся, внести часть средств на оплату операции или лекарств для больных, продуктов и одежды для нуждающихся – порыв очень благородный.

9 причин заниматься благотворительностью

Перечисляя какую-то сумму в благотворительный фонд, ты сможешь дать выход накопившимся чувствам любви и сострадания. Это – естественно, и это может принести удовлетворения и даже удовольствие.
Добрые дела всегда возвращаются к тем, кто их делает. Поэтому, попав в трудную жизненную ситуацию, ты сможешь рассчитывать на помощь.

Оказывая помощь людям, ты, возможно, заглаживаешь какой-то неблаговидный поступок, совершенный в прошлом. Это дает возможность успокоить свою совесть.

Публичные личности часто зарабатывают себе позитивный имидж, занимаясь благотворительностью.

Помогая людям, мы сохраняем человечность, не даем сердцу очерстветь, стряхиваем с себя груз цинизма, который неизбежно появляется с годами.

Людям свойственно быть благодарными за оказанную помощь. Пусть они никогда не узнают вашего имени – их добрые мысли, положительная энергетика, направленная в ваш адрес, сделают свое дело.

Регулярное жертвование, ставшее привычным и обязательным, дисциплинирует и развивает силу воли.
Благие дела повышают собственную самооценку. Когда тебя одолеет апатия и все начнет валиться из рук, - просто вспомни, сколько ты помогла незнакомым людям, поделившись с ними своими деньгами, вещами, продуктами или временем.

Благотворительность – отличный способ поддержать единство всех живых существ, обитающих на Земле. Помнишь – «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?

Говоря о благотворительности, хочется процитировать словами доктора В. В. Синельникова:
«Слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ означает буквально творить благо. То есть сделать кого-то счастливее и радостнее в жизни. Другими словами, благотворительность – это бескорыстная деятельность для блага окружающих. В чём может выражаться эта деятельность? Что мы можем дать безвозмездно людям, что принесёт им счастье? И чем можем пожертвовать?

Начнём с того, что благотворительная деятельность возможна только в том случае, если человек принимает людей и этот мир. Принимает без претензий и обид. Он верит в справедливость происходящего в этом мире с ним самим и с другими людьми. Бескорыстная деятельность возможна только в том случае, если человек верит в счастье. Он осознаёт себя частью этого мира, частью целого. Делая благо для части – делаешь благо для целого, то есть для Бога. А счастье – это и есть ощущение себя частью целого.

И надо отметить, что этот первый шаг – самый сложный. Очень трудно любить этот мир безусловной любовью, верить в его справедливость, брать на себя ответственность за свои мысли и поступки. Но начинать нужно. И я подскажу вам, как сделать этот шаг без особых усилий с вашей стороны. В принципе, мы все делаем это каждый день. Просто мы не вкладываем силу в наши действия. А действие это называется – пожелание ЗДРАВИЯ. Необходимо, всего-навсего, правильно здороваться с людьми, вкладывая особый смысл и образ в своё приветствие. Оказывается, наши предки заложили первый этап благотворительности в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

«Здравствуйте» – это пожелание здравия, а здоровье, как мы уже знаем, означает гармония с самим собой и с окружающим миром, а гармония – это счастье. Именно с таким смыслом и чувством и нужно здороваться с людьми. Хорошо, если вы при этом ещё и будете совершать поклон, отдавая дань уважения этому человеку, как частичке Бога на Земле.

Второй шаг - не менее важный, чем первый. Называется он БЛАГОДАРНОСТЬ. И в этом волшебном слове заложен смысл благотворительности – дарить благо. Поистине русский язык – магический язык.

Желательно, чтобы человек всегда пребывал в благодарственном умонастроении. Это очень важно. Нужно быть благодарным за всё, что даёт нам Жизнь. Нужно быть благодарным всем: Богу, родителям и детям, Природе, людям. Причём, чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки. Благодарить нужно одинаково и тех и других, причём вторых даже больше, чем первых, так как они дают нам возможность духовно прогрессировать.
Следующий этап называется РАДОСТЬ. Испытывать радость – значит дарить Свет окружающему миру. Ра-дасть.

Помните – мы дети Солнца, мы – светящиеся существа. Дарить Свет – это наша суть.
Теперь разберём, что такое ЖЕРТВА. Жертва – это добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-нибудь или чего-нибудь.

Что можно жертвовать?

Жертвовать можно:

1) продукты и готовую пищу;

2) вещи, в том числе и одежду;

3) кров, ночлег;

4) деньги;

5) знания;

6) свои чувства через дар искусства: пение, музыка, картины, книги, танец и др.;

7) жертвовать свою жизненную энергию и время через свой труд (учить, лечить, строить, готовить пищу и т.д.); жертвовать своё тело (ткани и органы), свою жизнь. Например, воин жертвует своей жизнью ради свободы своего народа. Спасатель также жертвует своей жизнью ради спасения человека.

Оказывается, не каждое пожертвование может принести счастье другому человеку, а значит, и тому, кто жертвует. Например, если вы дадите пьянице деньги, которые он потратит на выпивку – это будет пожертвование, но не будет являться благотворительностью. Мало того, такая деятельность может даже привести к потере Силы Благочестия и к деградации того, кто жертвовал. Именно поэтому очень важно знать, как правильно осуществлять пожертвования.

Веды говорят, что существует несколько видов пожертвований:

1) пожертвование в благости (то есть благотворительность);

2) пожертвование в страсти;

3) пожертвование в невежестве.

Чем они отличаются друг от друга?

Если мы жертвуем то, что приводит к деградации сознания человека, то это будет пожертвование в невежестве.
Например, мэр города устраивает «благотворительную» акцию: в честь Дня Победы выдать каждому ветерану по бутылке водки и по упаковке сосисок. Это, несомненно, будет пожертвование в невежестве, так как и водка, и мясные продукты приводят к разрушению разума. В данном случае глава города не ведает, что творит. Но ответит он за это по полной программе.

Пожертвование в невежестве всегда приводит к деградации обоих: и того, кому жертвуешь, и того, кто жертвует.
Если мы жертвуем с мыслями о получении какой-то выгоды (не обязательно материальной, это может быть и желание славы, мысль «какой я хороший»), то это тоже не будет являться благотворительностью. Это будет пожертвование в страсти, так как в таком случае мы не действуем бескорыстно.

Пожертвование в благости или благотворительность – это всегда бескорыстная деятельность. Идея благотворительности одна – дать благо людям. И при этом не думать о плодах. А это ох как не просто. Бескорыстие не завладевает сразу всем нашим существом. Обязательно появляется желание хотя бы себя похвалить, а особенно, чтобы это сделали другие. Поэтому для занятия благотворительностью уже необходимо какое-то количество личной силы. А приобрести эту силу поможет безупречная жизнь, жизнь по Прави, воздержание от соблазнов.

Благотворительность - это высший уровень сознания.

Теперь важно понять, что можно жертвовать, как, кому и где.

Я уже писал ранее о том, что в зависимости от нашего мировоззрения и миропонимания на нас в этом мире неизбежно действуют три основные силы: добродетели (или благости), страсти и невежества. Поэтому мы должны осознавать, что в этом мире одни люди добродетельны, другие живут в страсти, а третьи – в невежестве. В соответствии с этим и наши действия в отношении каждого человека должны быть разными.

Человеку, который находится в невежестве, нежелательно жертвовать деньги, так как они могут быть использованы во вред. Лучше дать то, что он может тут же съесть или выпить, например, хлеб, яблоко, молоко. При необходимости можно дать и одежду, предоставить ночлег, оказать помощь в трудную минуту.

Человеку, который живёт в страсти, также нежелательно жертвовать деньги, так как он сильно к ним привязан, и они дадут ему только лишнее напряжение. Страстному человеку помимо еды, одежды и крова, лучше давать знания, мудрый совет.

Человеку добродетельному, праведному, святому можно жертвовать всё, даже свою собственную жизнь.

Благотворительность совершается в нужное время, в нужном месте, и нужным людям.

Нежелательно давать деньги в таких местах, как рынки и вокзалы, улицы и метрополитен, транспорт. Хотя мы знаем, что именно эти места особенно любят нищие, так как там большое скопление людей. Но мы должны быть внимательны к себе и людям и не идти на поводу у чувства жалости.

Деньги можно давать около храма и в святых местах. Даже если их получит далеко не благостный человек, это всё равно будет благоприятно для него и для вас, так как у нищего будет укрепляться вера в Бога.
Ещё одно важное правило. Совершать пожертвование нужно с уважением к тому человеку, которому жертвуешь. Необходимо поблагодарить его и сделать поклон. Если вы пожертвуете достойному человеку без должного внимания и уважения, то можете даже пострадать за это.

Так много условий, - скажите вы. - Может быть проще не жертвовать совсем?
Нельзя, дорогие мои. Отказ от пожертвования приводит к чёрствости сердца, остановке в духовном развитии и, в конце концов, к деградации.

По большому счёту, мы не можем не жертвовать. Мы все делаем это каждый день. Только делаем без должных знаний, а потому нередко страдаем за это, не осознавая откуда приходит это страдание.
Если просят, нужно давать всегда, но не всегда то, что просят. Раз человек подошёл к вам, значит вы ему действительно что-то должны, но вопрос что? Вселенная, Бог обращаются к нам через этого человека. Мы что-то задолжали этому миру. Через людей мы освобождаемся от жадности.

Научитесь давать, дарить. Чтобы избежать потерь в жизни, есть один проверенный способ. Нужно научиться вовремя отдавать в окружающий мир. И не обязательно деньги. Это может быть физическая помощь и моральная поддержка. Можно делиться знаниями и позитивным опытом. Это может быть просто радость или любовь, тепло своей души. Найдите нуждающегося человека в этом мире и начинайте помогать ему совершенно бескорыстно.

Если тебя просят о помощи - это значит, что ты способен помочь этому человеку. Где-то внутри тебя есть решение. Мало того, помогая этому человеку в его беде, ты получаешь своеобразную прививку. Ведь каждый человек - это проекция тебя самого в этом мире. Помогая кому-то решить его проблемы, вы получаете определенное знание и опыт, а значит, избежите такой же проблемы в своей жизни. Помогая достойному человеку в его благостных делах, - получаешь благ гораздо больше.

Есть золотое правило благотворительности:
Человек, который занимается благотворительной деятельностью, получает столько благ, сколько благочестия есть в том человеке, которому он сделал пожертвование или на сколько благочестивой деятельностью он занимается.
Например, если вы пожертвовали святому человеку, то получите благ во столько раз больше, во сколько раз его святость больше вашей.

Или, если вы жертвуете деньги на строительство какого-то заведения, создание какой-то организации, то получите благ столько, сколько благ получат люди от этого заведения или организации.

Важно также знать ещё одно правило:
Человек, занимающийся благотворительностью, не всегда получает то же самое, что он жертвует, но всегда получает то, что ему нужно на данный момент.

Например, вы бескорыстно пожертвовали деньги на какое-то дело. В ответ Вселенная может подарить вам здоровье, возможность духовного развития, благополучные отношения, большее счастье в семье, встречу с нужным человеком, настоящего друга и т.д. Деньги вы тоже можете получить, но только в том случае, если они вам действительно нужны. Давая благо другим, вы получаете то, что вам нужно по судьбе. Главное – не ждать отдачи, не думать о плодах, иначе это перестанет быть благотворительностью и превратится в пожертвование в страсти. А оно кроме напряжения от ожидания и разочарования ничего не принесёт.

Благотворительность увеличивает Силу Благочестия и даёт человеку возможность изменить свою судьбу».

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

А ведь еще лет пять назад картина в обществе была совсем иной. «Отдать свою рубашку(пусть не последнюю, зато брендовую) на аукцион в пользу бедных? Пусть сами зарабатывают!», «Ухаживать за стариками бесплатно? Да пусть внуки беспокоятся!», «Искать по лесам да болотам чужого пропавшего ребенка? Для этого есть спасатели». Разумеется, добрые и отзывчивые люди находились всегда, только не всегда они были, что называется, в тренде.

Я говорю о России — на Западе общественные движения, некоммерческие организации и прочие клубы защитников исчезающих черепов функционируют давно и успешно. У нас же, по словам социолога и психолога Анетты Орловой, долго культивировался эгоизм — мы привыкли, что все должно быть направлено на получение личной выгоды. «Наши дедушки и бабушки так устали от чрезмерного коллективизма, что родители встречали эпоху индивидуализма с восторгом, а нас самих постарались воспитать в лучших традициях общества потребления, — говорит эксперт. — И так продолжалось последние 25 лет».

С конца 1980-х любое проявление неравнодушия казалось диким, а каждый филантроп виделся сумасшедшим. «Помогает убогим, значит, бандит, грехи замаливает. А если не бандит, то вражеский агент или религиозный фанатик, и неизвестно, кто из них опаснее», — рассуждал народ.

В конце 90-х я училась в старших классах и жила рядом с Байкалом. Как-то наша семья приютила на неделю милую женщину из Финляндии, путешествующую с рюкзаком по России. У Хейлли хорошо зарабатывал муж, а она в свободное от странствий время работала волонтером. Надо было видеть недоумение моих соседей, когда на вопрос: «Кто ты по профессии?» — она гордо отвечала: «Я социальный работник. Добровольно помогаю старикам нашей деревушки: покупаю в магазине продукты, убираюсь в их домах, мою, стираю». — «Без денег?!» — поражались сибиряки(которые всегда были высокого мнения о своей широкой душе). И выносили приговор: «Сектантка!» Мило, не правда ли? При том, что-то же самое десятилетие было ознаменовано массовым воцерковлением населения.

Мы ждем перемен

Впрочем, к счастью, все меняется. «Люди устали от цинизма и агрессивного реализма и вновь стали тяготеть к духовным ценностям, — объясняет Анетта Орлова. — Таким образом еще недавно утопичное понятие „бескорыстие“ становится символом новой эпохи». И то, чем недавно занимались единицы(о них Cosmo писал как о необыкновенных людях), сейчас становится модным. Это веяние можно уловить, взглянув на френд-ленту в «Фейсбуке». И «Одноклассники» пестрят объявлениями о сборе средств пострадавшим при пожаре, приглашениями на благотворительные ярмарки или на митинг против бурения шельфа в Арктике — вот уж показатель массовости явления!

Мне нравится

Каковы причины этой моды? Анетта Орлова уверена: «Молодое поколение первым почувствовало угрозу одиночества, и его ответом стала бурная общественная деятельность».

Среди других поводов возросшей активности не на последнем месте и развитие IT-технологий, в том числе Интернета. Взять те же соцсети. Разве с их появлением творить добро не стало проще? Моя приятельница Лариса создала сообщество по сбору денег на лечение однокурсницы, которой требовалась срочная операция в израильской клинике. За короткий срок удалось собрать с миру по нитке — более миллиона рублей и отправить Нику к заграничным докторам. А все благодаря возможности оперативно распространить информацию! Лариса регулярно вывешивает отчеты о состоянии больной и о расходах. Недавно я получила от нее приглашение на концерт, выручка от которого пойдет на реабилитацию девушки. Кнопки« Мне нравится», «Поделюсь с друзьями» видны каждому. И шансы, что Ника сможет, как и прежде, полноценно жить, растут с каждым новым« лайком».

Технический прогресс облегчает дело. Увидел в Интернете призыв о помощи и, не вставая со стула, перевел деньги через Web Money. Не надо искать по округе Сбербанк, а потом томиться в очереди. Хочешь регулярно отчислять процент с зарплаты на счет благотворительного фонда — пожалуйста! Настрой опцию в своем банке, и энная сумма будет автоматически переводиться куда надо. Таким образом и я, и все мои коллеги ежемесячно поддерживаем воспитанников детских домов. И это легко — два клика мышкой! Кроме того, как и во многих крупных компаниях, в нашем издательстве есть отдел благотворительности. От него на наши мейлы периодически приходит рассылка, из которой мы узнаем о новых акциях. О том, например, что во вторник можно принести ненужную уже одежду — подъедет грузовик и отвезет ее нуждающимся. Или в среду планируется сдача крови для переливания. Важно донести информацию об акциях до широкого круга, и с этим в наш век технологий проблем нет.

Помогите кто чем может

Конечно, уровень вовлеченности у всех разный. Одни покупают картошку фри не потому, что ее хотят, а потому что доход от нее пойдет на счет детского интерната. А кто-то в этом интернате проводит каждые выходные, моет горшки и меняет белье детям с ограниченными возможностями. Да, эти два примера неравнозначны, но это все равно вклад в общее дело, а он нужен любой.

Начинать можно и с малого. Если каждый внесет свою посильную лепту, уже будет толк. Пример с Крымском доказал это. Катастрофа в Краснодарском крае прошлым летом всколыхнула всех, Рунет гудел, все только и говорили что о сборе вещей, лекарств и денег пострадавшим. И, к счастью, не только говорили, но и помогали.

Сильва, выпускница МГУ, как раз из тех, кто на своих плечах носил мешки с гуманитарной помощью в Крымске. Она была в числе первых, кто откликнулся на призыв Натальи Водяновой. «Ребята в нашем палаточном лагере были молодые, лет под 30. И все горели желанием помогать, — вспоминает она. — Позже в СМИ говорилось, что среди волонтеров были сплошь бездельники, которые поехали туда тусоваться. Но я не видела никого, кто бы наслаждался, загорая под южным солнышком. Возможно, потому что я попала в „первую волну“ добровольцев, которые искренне хотели принести пользу, а не пропиариться за счет чужой беды. Пробыла я там всего 3 дня, а казалось, целый год — каждая минута проходила не впустую. Хоть и было тяжело психологически — месяц после поездки приходила в себя, но о том, что поехала туда, не жалею ничуть. Именно там я поняла, как важна инициатива, ведь если каждый посвятит хотя бы 3 дня своей жизни добрым поступкам, это будет уже ощутимо, а за ним ведь подтянутся и другие».

Доска почета

Кто же эти люди, которые сворачивают горы? Как считает наш эксперт, в основном это представители молодого поколения, свободные от предрассудков по поводу того, что альтруизм — пережиток советского строя. Они образованы, успешны, легки на подъем. «И эти люди формируют новую ценностную культуру нашей страны, жить в которой будет теплее и безопаснее».

Ирина Гайовишина уже 3 года ухаживает за бездомными животными в приюте« Эко». Она убеждена, что отдавать себя другим, будь то люди или животные, может позволить себе только тот, кто состоялся материально и духовно, вышел за рамки постоянной заботы о собственном благополучии. «Это не привилегия богачей, не знающих, чем себя занять. Это люди, которые, имея достойную работу, разнообразные хобби, любимую семью, готовы пожертвовать частью своего досуга, чтобы мир стал лучше», — считает Ира.

По ее наблюдениям, года 3 назад помощниками в их приюте были преимущественно женщины старше 40 лет, но в последний год картина изменилась. Появилось много тех, кому от 18 до 30 лет. И большинство из них — энергичные, позитивные девушки(как раз аудитория Cosmo!).

Вместо послесловия

Мы изменились, и изменился мир. Пусть не кардинально — нищета, войны, жестокость и мусор под окнами не исчезли. Но мы боремся.(Хотя бы собираем подписи о переносе свалки.) И больше всего мне хочется, чтобы в нас не пропал задор. Чтобы энергия была направлена в нужное русло, движения не стали политизированы и бюрократизированы. Ведь, как сказала одна из героинь этой статьи, так важно сознавать, что ты живешь среди людей, а не волков. Что случись с тобой беда, тебе тоже помогут, как помогаешь ты.

ТЕКСТ: Ольга Жилина



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!