Почему марина цветаева уехала в эмиграцию. Годы эмиграции Цветаевой М.И

« М. И. Цветаева »

Задание 1

Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

1. По политическим соображениям.

2. В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.

3. По другим причинам.

Задание 2

Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила:

1. Любовь к природе»

2. Приверженность идеалам Белой армии.

3. Любовь к мужу Сергею Эфрону.

Задание 3

Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:

1. Воспевание женской доли и женского счастья.

2. Отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его лиры, поэтическую честность.

3. Стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном.

Задание 4

М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе относит она себя:

1. Поэты с историей, «стрелы», т. е. мысли поэта отражают изменения мира.

2. Поэты без истории, чистые лирики «круга», поэты чувства, погруженные в себя, отстраненные от кипучей жизни и исторических событий.

Задание 5

Марина Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства - всегда одни. У чувств нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испытать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».

М. Цветаева считала себя:

1. «Чистым лириком».

2. «Поэтом времени».

Задание 6

Для М. Цветаевой было характерно:

1. Ощущение единства мыслей и творчества.

2. Отчужденность от реальности и погруженность в себя.

3. Романтическая отвлеченность от реальности.

4. Отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира.

Задание 7

Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:

1. Нет. 2. Да.

Задание 8

В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вызов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:

«По улицам оставленной Москвы

Поеду - я, и побредете вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет, -

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон».

Задание 9

Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

1. В противопоставлении себя - русской всему нерусскому.

2. В противопоставлении себя Советской России.

Задание 10

Инверсия, используемая М. Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Подчеркните пример инверсии:

«Кроваво-серебряный, серебро-

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра -

Брат нежный мой! Сестра моя».

Задание 11

Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:

1. А. А. Блоку.

2. А. А. Ахматовой.

3. А. С. Пушкину.

Задание 12

Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

… - и сердце свое в придачу».

1. А. А. Блоку.

2. А. С. Пушкину.

3. А. А. Ахматовой.

Задание 13

Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенные отрывки:

«Умирая, не скажу: была,

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных».

«Птица-Феникс - я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю - и горю дотла!

И да будет мне ночь - светла!»

1. Тема поэта и поэзии.

2. Тема природы.

3. Интимная лирика,

«Пред домом яблоня в сугробе,

И город в снежной пелене -

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели».

1. Анна Ахматова.

2. Борис Пастернак.

3. Осип Мандельштам.

4. Николай Гумилев.

Ответы к тесту «М.И.Цветаева»

11 класс Тест « С. А. Есенин »

Задание 1

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевым» словом:

1. Символ.

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила.

4. Будущее.

П акмеизм П футуризм П имажинизм и символизм

Задание 2

« Какому литературному течению был близок С. Есенин:

1. Символизму. 2. Акмеизму. 3. Имажинизму. 4. Футуризму.

Задание 3

Наиболее важную роль в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

1. Образ луны и солнца.

2. Пространственный образ земли.

3. Образ движущегося времени.

4. Образ (пути) дороги.

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С. Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

1. Эпитеты.

2. Метафора.

3. Сравнение.

4. Метафористическое сравнение.

Задание 5

Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех».

4. «…В водах лонных звенящая борозда».

5. «…Звонко чахнут тополя».

П олицетворение

П звукопись

П эпитеты

П метафорические сравнения

П метафоры

Задание 6

С. Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза - это:

1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста.

3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7

Поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический, уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них.

11 класс ТЕСТ

«М. И. Цветаева»

Задание 1

Марина Цветаева оказалась в эмиграции:

1. По политическим соображениям.

2. В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.

3. По другим причинам.

Задание 2

Импульсом к созданию сборника «Лебединый стан» послужила:

1. Любовь к природе»

2. Приверженность идеалам Белой армии.

3. Любовь к мужу Сергею Эфрону.

Задание 3

Высшим предназначением поэта Марина Цветаева считала:

1. Воспевание женской доли и женского счастья.

2. Отстаивание высшей правды - права поэта на неподкупность его лиры , поэтическую честность.

3. Стремление поэта быть носителем идей времени, его политическим трибуном.

Задание 4

М. Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» делит всех художников на две категории. К какой группе относит она себя:

1. Поэты с историей, «стрелы», т. е. мысли поэта отражают изменения мира.

2. Поэты без истории, чистые лирики «круга», поэты чувства, погруженные в себя, отстраненные от кипучей жизни и исторических событий.

Задание 5

Марина Цветаева писала: «Чистая лирика живет чувствами. Чувства - всегда одни. У чувств нет развития, нет логики. Они непоследовательны. Они даны нам сразу все чувства, которые когда-либо нам суждено будет испытать: они подобны пламени факела, отродясь втиснуты в нашу грудь».

М. Цветаева считала себя:

1. «Чистым лириком».

2. «Поэтом времени».

Задание 6

Для М. Цветаевой было характерно:

1. Ощущение единства мыслей и творчества.

2. Отчужденность от реальности и погруженность в себя.

3. Романтическая отвлеченность от реальности.

4. Отражение в поэзии мыслей, связанных с движением времени и изменением мира.

Задание 7

Лирический герой М. Цветаевой тождествен личности поэта:

1. Нет. 2. Да.

Задание 8

В своей поэзии М. Цветаева часто бросает вызов миру. Подчеркните строку, доказывающую это утверждение:

«По улицам оставленной Москвы

Поеду - я, и побредете вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет, -

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон».

Задание 9

Трагедия потери Родины порой выливается в эмигрантской поэзии Марины Цветаевой:

1. В противопоставлении себя - русской всему нерусскому.

2. В противопоставлении себя Советской России.

Задание 10

Инверсия, используемая М. Цветаевой в стихотворении «Орфей», усиливает эмоциональный накал стихотворения. Подчеркните пример инверсии:

«Кроваво-серебряный, серебро-

Кровавый след двойной лия,

Вдоль обмирающего Гебра -

Брат нежный мой! Сестра моя».

Задание 11

Кому из поэтов серебряного века посвящает цикл стихотворений М. Цветаева:

1. А. А. Блоку.

2. А. А. Ахматовой.

3. А. С. Пушкину.

Задание 12

Кому из поэтов посвящены эти строки:

«В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий,

И я дарю тебе свой колокольный град,

… - и сердце свое в придачу».

1. А. А. Блоку.

2. А. С. Пушкину.

3. А. А. Ахматовой.

Задание 13

Определите, к какому мотиву творчества можно отнести приведенные отрывки:

«Умирая, не скажу: была,

И не жаль, и не ищу виновных.

Есть на свете поважней дела

Страстных бурь и подвигов любовных».

«Птица-Феникс - я, только в огне пою!

Поддержите высокую жизнь мою!

Высоко горю - и горю дотла!

И да будет мне ночь - светла!»

1. Тема поэта и поэзии.

2. Тема природы.

3. Интимная лирика,

«Пред домом яблоня в сугробе,

И город в снежной пелене -

Твое огромное надгробье,

Как целый год казалось мне.

Лицом повернутая к Богу,

Ты тянешься к нему с земли,

Как в дни, когда тебе итога

Еще на ней не подвели».

1. Анна Ахматова.

2. Борис Пастернак.

3. Осип Мандельштам.

4. Николай Гумилев.

Ответы к тесту «М.И.Цветаева»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

3

2

2

1

4

2

2

1

поел, строка

3

3

1

2

11 класс Тест «С. А. Есенин»

Задание 1

Соотнесите литературное течение начала XX века с «ключевым» словом:

1. Символ.

3. Высшая степень чего-либо, цветущая сила.

4. Будущее.

П акмеизм П футуризм П имажинизм и символизм

Задание 2

« Какому литературному течению был близок С. Есенин:

1. Символизму. 2. Акмеизму. 3. Имажинизму. 4. Футуризму.

Задание 3

Наиболее важную роль в художественном мире С. Есенина составляет система образов. Какой образ для поэта является обобщающим, объединяющим все его восприятие мира:

1. Образ луны и солнца.

2. Пространственный образ земли.

3. Образ движущегося времени.

4. Образ (пути) дороги.

Задание 4

Определите художественные средства выразительности, с помощью которых С. Есенин создает образ природы:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром».

1. Эпитеты.

2. Метафора.

3. Сравнение.

4. Метафористическое сравнение.

Задание 5

Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно

Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех».

4. «...В водах лонных звенящая борозда».

5. «...Звонко чахнут тополя».

П олицетворение

П звукопись

П эпитеты

П метафорические сравнения

П метафоры

Задание 6

С. Есенин использует художественный прием антитезы в своем обращении к теме Родины. Антитеза - это:

1. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

2. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов и т. п., создающее эффект резкого контраста.

3. Прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.

Задание 7

Поэзия С. Есенина имеет не только первый, лексический смысл, но с помощью художественных средств поэт создает и второй, образно-метафорический, и третий, философско-символический , уровень поэтического мира. Можно ли выделить главный из них:

Задание 8

Лирический герой - это:

1. Условный образ в лирических и лироэпических произведениях, чье отношение (лирическую оценку) к изображаемому стремится передать автор.

3. Главный персонаж или главное действующее лицо художественного произведения, вызывающее сочувствие автора (положительный герой).

Задание 9

Лирическое «Я» есенинских стихотворений - это сам поэт:

Задание 10

Какую тему раскрывает С. Есенин с помощью образа собаки, ее щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1. Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

2. Тему Родины.

3. Тему природы.

4. Тему материнства.

Задание 11

Все есенинское творчество представляет собой единое целое - своеобразный лирический роман, главным героем которого является:

1. Сам поэт.

2. Образ поэта.

Задание 12

Определите размер стихосложения приведенного отрывка:

«Нищету твою видеть больно

И березам и тополям».

1. Дактиль.

2. Анапест.

3. Амфибрахий.

Ответы к тесту «С.Есенин» 11 класс


1

2

3

4

5

1 - символизм

3

4

4

1 - олицетворение

2 - имажинизм

3- акмеизм

4- футуризм


2 - метафоры

3- метафористические сравнения

4- эпитеты

5- звукопись


6

7

8

9

10

11

12

2

2

1

1

1

1

2

^ ТЕСТ9 М. Е. Салтыков-Щедрин

Задание 1

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Задание 2

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

Гротеск

Задание 3

Сатира - это:

1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.

Задание 4

Гипербола - это:

1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Задание 5

Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1. «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2.«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... , жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян , и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! - Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего - сам умер...»

П. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

П. «Дикий помещик»

П. «Премудрый пескарь»

Задание 6

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1. «... на воеводстве». П орел

2. «... - меценат». П медведь

3. «... - идеалист». П заяц

4. «... - челобитчик». П карась

5. «Самоотверженный...». П ворон

Задание 7

Эзопов язык - это:

1. Художественное преувеличение.

2. Иносказание.

3. Художественное сравнение.

Задание 8

В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1. Гротескный бездушный автоматизм.

2. Неограниченная деспотия.

3. Карательная неуклонность.

4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.

5. Жестокая бюрократическая въедливость.

6. Идолопоклонническая одержимость.

П Грустилов П Двоекуров П Фердыщенко П Брудастый П Угрюм-Бурчеев

П Бородавкин

Задание 9

О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного...»

1. Угрюм-Бурчеев.

2. Грустилов.

3. Фердыщенко.

4. Брудастый.

Задание 10

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

1. Бородавкин. 2. Грустилов. 3. Угрюм-Бурчеев.

4. Брудастый.

Задание 11

М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

1. В психологическом изображении личности крестьянина.

2. В изображении массовых сцен.

3. В изображении сцен народных «бунтов».

Задание 12

Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлевы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Задание 13

Значение творчества писателя выражается в (исключите лишнее):

1. Срывании всех и всяческих масок.

2. Показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861 года.

3. Отображении эволюции русского либерализма.

4. Обнажении государственного деспотизма.

5. Использовании гротескной фантастичности изображаемого.

Задание 14

Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

10 класс Ответы к тесту «М.Е.Салтыков-Щедрин»

^ 10 класс И. А. Гончаров «Обломов»

Вариант 1

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы , руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ; 3) быль;

2) повесть; 4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

4) играет роль вставного эпизода.

АЗ Главной темой данного фрагмента является:

1) описание дома, где жил главный герой;

2) красота Гороховой улицы;

4) внешность Обломова.

А4 Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова?

1) простота; 3) мягкость;

2) строгость; 4) злость.

А5 С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что душа Обломова ярко и открыто светилась во всех его движениях?

2) показать невысокие умственные способности героя;

4) описать бездумное отношение героя к жизни.

В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («ни положительно бледный», «безразличный», «маленьких пухлых», «слишком изнеженным»).

В2 Назовите , строящееся на описании его внешности (со слов: «Это был человек...»).

В3 Из абзаца, начинающегося со слов: «Это был…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что отражалось в лице Ильи Ильича Обломова.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Движения его...», найдите слова, которые объясняют особенность состояния Ильи Ильича Обломова.

С1. Как характер, образ жизни Обломова отразились на внешности героя?

10 класс И.А.Гончаров «Обломов»

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски; прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя , опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

^

1) рассказ; 3) быль;

2) повесть; 4) роман.

1) входит в состав экспозиции;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

^

1) портрет Обломова;

2) описание халата Обломова;

3) городская суета;

4) красота природы.

А4. Что определяет поведение главного героя в данном
фрагменте?

1) желание бросить вызов обществу;

2) стремление выделиться на фоне толпы;

3) лежание на диване;

4) забота об имении.

^ А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание халата Обломова?

1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2) показать через предмет образ жизни, особенности поведения героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) объяснить исключительность характера героя.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на одушевлении и очеловечивании явлений природы («он... гибок; ...покоряется самомалейшему движению тела»).

^ В2. Назовите средство создания образа героя , строящееся на описании предмета (со слов: «Как шел...»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Халат имел...», выпишите сравнение, с помощью которого характеризуется халат.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Лежанье у Ильи Ильича...», найдите словосочетание, которое объясняет, чем было лежанье для Ильи Ильича Обломова.

10 класс

Ответы к зачету № 2 «Творчество И.А.Гончарова»

1-вариант

А1. - 4 В1. –Эпитет

А2. – 1 В2. - Портрет

А3. – 4 В3. – … с отсутствием всякой определенной идеи, всякой

А4. – 3 сосредоточенности.

А5. – 3 В4. –Апатия или дремота

2 – вариант

А1. - 4 В1. – Олицетворение

А2. – 1 В2. – Художественная деталь

А3. – 2 В3. – Как послушный раб

А4. – 3 В4. – Нормальным состоянием.

10 класс «Творчество А.Н.Островского»

1. Вспомните название первой пьесы писателя.

2. Как называлась последняя пьеса А.Н. Островского?

3. С какой пьесой связан дебют Островского-драматурга на театральной сцене?

4. В каких журналах сотрудничал Островский?

5. Какие прозаические произведения написал Островский?

6. Какую пьесу-сказку Островский создал под впечатлением природы в имении Щелыково Костромской губернии, куда драматург приезжал работать в летние месяцы?

7. Кто из композиторов написал оперу на сюжет этой пьесы-сказки?

8. За что Островского современники прозвали «Колумбом Замоскворечья»?

9. Какие три названия имеет комедия Островского?

10. За что Островского вынудили уйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадежности и отдали под негласный надзор полиции?

Знаете ли вы героев драмы «Гроза»

1. Мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей.

2. Утверждал, что есть люди с песьими головами, что «огненного змия стали запрягать... для ради скорости».

3. При упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался.

4. Поет песню о том, как жена мужу взмолилась, чтобы не губил он ее до вечера, а дал уснуть малым детушкам.

5. Утверждал, что Литва на нас с неба упала.

6. Имел образование, так как учился в коммерческой академии, но беспрекословно подчинялся самодуру.

7. Обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю».

8. Довела сына до абсолютного безволия, дочь - до бегства из дома, невестку - до самоубийства.

9. Говорил, что он вот возьмет, да и пропьет свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится.

10. Сожалела о том, что не птица она, а «так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?

Кто из героев «Грозы» так сказал

1. «Вот, братец ты мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».

2. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги , сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

3. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

4. «Чего смеетесь! Не радуйтесь! Все в огне будете гореть неугасимом, все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон красота-то куда ведет».

5. «Много у меня в год-то народу перебывает; вы-то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке, а у меня из этого тысячи составляются».

6. «А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то за наши грехи все короче и

короче делается».

7. «А по-моему: желай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

8. «Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку...».

9. «Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он мне слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

10. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. ...Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять. Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то и хорошо, что не увижу ничего».

Кто о ком сказал в драме «Гроза»

1. «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив».

2. «Уж такого-то ругателя, как Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет».

3. «Пронзительный мужик».

4. «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»

5. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

6. «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; сте¬ны-то даже противны».

7. «Да, как же, связанный! Он как выйдет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

8. «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»

9. «Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

10. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому , точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Ответы

к зачету № 2. «Творчество А.Н.Островского»

^ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО

1. «Картина семейного счастья».

2. «Не от мира сего».

3. «Не в свои сани не садись».

4. «Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки»

5. «Записки замоскворецкого жителя», «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один шаг».

6. Пьесу «Снегурочка».

7. Римский-Корсаков.

8. Островский жил в купеческом районе старой Москвы, Замоскворечье, его жители впервые в русской литературе стали героями пьес, за это открытие писатель и был прозван «Колумбом Замоскворечья».

9. Сцены «Несостоятельный должник» представляли собой отрывок из комедии «Банкрот», которую затем Островский назвал пословицей «Свои люди - сочтемся».

10. За его первую комедию «Банкрот».

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ГЕРОЕВ ДРАМЫ «ГРОЗА» Кто из них.

1. Механик-самоучка Кулигин.

2. Странница Феклуша.

3. Купец Дикой.

4. Конторщик Дикого Кудряш.

5. Один из гуляющих.

6. Борис, племянник Дикого.

7. Купец Дикой.

8. Купчиха Кабанова (Кабаниха).

9. Тихон Кабанов.

Катерина Кабанова, жена Тихона.

^ КТО ИЗ ГЕРОЕВ «ГРОЗЫ» ТАК СКАЗАЛ

1. Кулигин, часовщик-самоучка.

3. Тихон Кабанов.

4. Старая сумасшедшая барыня.

5. Купец Дикой.

6. Странница Феклуша.

7. Варвара Кабанова.

8. Борис Григорьевич Дикой.

9. Конторщик Дикого Кудряш.

10. Купчиха Кабанова.

^ КТО О КОМ СКАЗАЛ В ДРАМЕ «ГРОЗА»

1. Борис о Кулигине.

2. Шапкин о Диком.

3. Кудряш о Диком.

4. Борис о Диком.

5. Кулигин о Кабанихе.

6. Катерина о свекрови.

7. Варвара о Тихоне.

8. Борис о самодурах-купцах.

9. Кудряш о Тихоне и его матери.

10. Варвара о Катерине после возращения Тихона.

^ 9 КЛАСС ТЕСТ 1

Теория литературы

Задание 1

По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII-XIX веков:

1. Неудовлетворенность настоящим, гражданско-патриотическая патетика, проповедование идей независимости и свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к безумному расточительству дворянства, изображение борьбы «двух миров».

2. Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества, в основу положен принцип «подражание природе», конфликт между чувством и долгом.

3. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, «религия сердца», искания идеального образа «жизни вне цивилизаций» (Руссо). Стремление к естественности в поведении человека, таинственному и ужасному, идеализация средневековья.

4. Стремление к правдивому изображению действительности в присущих ей противоречиях, в ее повседневности, к уяснению ее закономерностей. Идеи общественного прогресса, равенства, труда на благо общества, преодоление невежества с помощью разума.

5. Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой. Вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в «мир небесных идеалов» (В.Г.Белинский).


  • классицизм

  • романтизм

  • просветительский реализм

  • сентиментализм

  • критический реализм
Задание 2

К какому идейно-эстетическому направлению в литературе XVIII-XIX веков принадлежат произведения русских писателей:

1. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.

2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

3. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

4. «Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова.

5. «Недоросль» Д. И. Фонвизина.


  • классицизм

  • сентиментализм

  • просветительский реализм

  • критический реализм

  • романтизм

Задание 3

В 1801 году либерально настроенные сентименталисты объединились в литературное общество. Назовите его:

1. «Зеленая лампа».

2. «Арзамас».

3. «Вольное общество любителей словесности , наук и художеств».

4. «Бродячая собака».

Задание 4

Критическую статью «Герой нашего времени. Соч. М.Ю.Лермонтова» написал:

1. В.Г.Белинский.

2. А.И.Герцен.

3. Н.А.Добролюбов.

4. Н.Г.Чернышевский.

Задание 5

Издателем и редактором какого периодического издания был А.С.Пушкин:

1. «Северная пчела» (1825-1864).

2. «Библиотека для чтения» (1834-1865).

3. «Северный архив» (1822).

4. «Современник» (1836-1866).

5. «Московский телеграф» (1825-1834).

Задание 6

Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающего кого-либо или какое-либо торжественное событие:

1. Баллада.

Задание 7

Назовите лиро-эпический жанр стихотворного повествования с развернутым сюжетом и ярко выраженной оценкой того, о чем повествуется:

1. Баллада.

3. Былина.

4. Эпопея.

Задание 8

Эпиграф - это:

1. Относительно короткий текст, помещаемый перед произведением или его частью и призванный кратко выразить идейный смысл следующего за ним текста.

2. Относительно самостоятельная часть литературного произведения, одна из единиц художественного чтения текста.

3. Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования с целью сообщения дополнительных сведений.

Ответы к тесту № 1

«Теория литературы»

9 класс Зачет № 2

«Творчество А. С. Пушкина»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А5; В1 - В4; С1.

«Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!»

^ А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ; 3) быль;

2) повесть; 4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) играет роль лирического отступления;

2) открывает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

^ АЗ. Главной темой данного фрагмента является:

1) портрет дяди Онегина;

2) мысли Онегина;

4) воспитание Онегина.

^ А4. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?

1) скука; 3) любовь;

2) злость: 4} забота,

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?

1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2) показать внутренний мир героя, его образ мышления;

3) охарактеризовать отношение Онегина к дяде;

4) показать жадность Онегина.

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»),

Ответ; _________________________________

^ В2. Назовите средство создания образа героя , строящееся на описании его мыслей.

Ответ: ________________________________

ВЗ. В строке: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог...» использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении, Назовите этот синтаксический прием.

Ответ: ____________________________________

^ В4. Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном

дяде.

Ответ: ___________________________________

С1. Почему роман А. С. Пушкина начинается с описания мыслей Онегина? Свою мысль поясните.

Ответ: _________________________________

^ 9 класс

Ответы к зачету № 2

Покидая Россию после революции, Марина Цветаева надеялась на лучшее будущее, но оно обернулось полунищенским существованием и скитаниями из одного европейского государства в другое. Возвращение на родину в 1939 году также не принесло ни поэтессе, ни членам ее семьи ничего хорошего..

Как уже упоминалось, в конце 1920-х - начале 1930-х годов Сергей Эфрон увлекся идеями евразийства и всё чаще думал о возвращении на родину. Считая своим долгом искупить вину перед Россией, в 1930-е годы он стал одним из активистов «Союза возвращения на родину» в Париже. Сергей Яковлевич сотрудничал с советскими спецслужбами, а с 1931 года начал работать в Иностранном отделе ОГПУ. Эфрон выполнял обязанности групповода и наводчика-вербовщика. По сохранившимся сведениям, лично им были завербованы двадцать четыре парижских эмигранта. Некоторым из них он помог переправиться в Испанию, чтобы принять участие в Гражданской войне. Согласно одной из версий, в сентябре 1937 года Эфрон оказался причастен к смерти советского разведчика Игнатия Рейсса (Порейского), отказавшегося вернуться в СССР. В то же время в столице Франции все были потрясены исчезновением генерала Е.К. Миллера, который был заместителем генерала А. П. Кутепова и председателем Русского Общевойскового Союза. В похищении обвиняли чекистов. Сергея Эфрона вызвали в полицию; после первых допросов он уехал в Гавр, а оттуда на пароходе отправился в Ленинград. В Советском Союзе поначалу всё было спокойно: Эфрону предоставили в подмосковном Болшеве государственную дачу НКВД, куда позже к нему приехала вся семья.

Еще раньше, в марте 1937 года, уехала в СССР дочь Ариадна. В столице она устроилась на работу в журнал «Revue de Moscou». Дети Цветаевой постепенно заняли политическую позицию отца. Марина же долго сопротивлялась: «Той России нету...» - говорила она. Однако со временем непреклонность Цветаевой угасла - печатали на Западе ее мало, жить становилось всё сложнее. Эмигрантская среда будто отторгала поэтессу. «Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Обо всем случившемся с Эфроном писали в газетах, что не могло не отразиться на и без того плачевном положении поэтессы. В конце концов оставаться во Франции стало абсолютно бессмысленно: Цветаеву не печатали, эмигрантское общество отвернулось от ее семьи.И Марина Ивановна приняла решение вместе с сыном Георгием вернуться на родину. 12 июня 1939 года, оставив друзьям большую часть своего архива, поэтесса покинула Париж. Позже в письме Берии Цветаева напишет: «...Причиной моего возвращения на родину было желание дать моему сыну родину и будущность. И желание: работать дома. И полное одиночество в эмиграции, с которой, в последние годы, меня больше ничего не связывало».На вокзале их встретили Ариадна и Елизавета Яковлевна Эфрон. Тут же Цветаеву ждала новость, которую от нее раньше скрывали, - сестра Ася арестована и находится в ссылке.Дача, на которой жили Эфроны, до этого принадлежала репрессированному партийному деятелю М. П. Томскому. По соседству с ними, во второй половине дома, проживала семья Клепиных, позже также подвергшаяся арестам.

С точки зрения ГПУ, «дело Рейсса» закончилось неудачно, и все его участники понимали, что рано или поздно им придется за это заплатить. Сергей Яковлевич пребывал в подавленном состоянии; к тому же он был серьезно болен.Год спустя Марина Цветаева сделала запись в дневнике о том времени, когда они только вернулись в Москву: «...18-го июня приезд в Россию, 19-го в Болшево. На дачу, свидание с больным Сережей. Неуют. За керосином. Сережа покупает яблоки. Постепенное щем-ление сердца. Мытарства по телефону. Энигматическая Аля, ее накладное веселье. Живу без бумаг, никому не показываясь. Кошки. Мой любимый неласковый подросток - кот. (Всё это -для моей памяти, и больше ничьей: Мур, если и прочтет, не узнает. Да и не прочтет, ибо бежит такого.) Торты, ананасы, от этого - не легче. Прогулки с Милей. Мое одиночество. Посудная вода и слезы. Обертон - унтертон всего - жуть. Обещают перегородку -дни идут. Мурику школу - дни идут. И отвычный деревянный пейзаж, отсутствие камня: устоя. Болезнь Сережи. Страх его сердечного страха. Обрывки его жизни без меня, - не успеваю слушать: полны руки дела, слушаю на пружине. Погреб: 100 раз в день. Когда - писать?..».

Совместная жизнь воссоединившейся семьи длилась недолго: 27 августа 1939 года арестовали Ариадну, а 10 октября - Сергея Яковлевича. Эфрон был осужден Военной коллегией Верховного Суда СССР б августа 1941 года и приговорен к высшей мере наказания. Его расстреляли 16 октября того же года. В 1955 году Сергей Яковлевича реабилитировали посмертно за отсутствием состава преступления. Ариадна восемь лет провела в исправительно-трудовых лагерях.

Музыка

Статистика

Цветаева. Факты из биографии

«Цветаева повесилась из-за предложения НКВД стучать»

Советский разведчик Кирилл Хенкин в своих мемуарах пишет о причинах самоубийства поэтессы Марины Цветаевой. Сначала ей отказали в помощи вельможные советские писатели Асеев и Фадеев. Но окончательно усугубило ситуацию предложение сотрудника НКВД в Елабуге «помогать органам».

Кирилл Хенкин в раннем детстве, в 1919 году, был увезён родителями из России во Францию. В Париже он подружился с мужем поэтессы Марины Цветаевой, сотрудником НКВД Сергеем Эфроном. Последний направил его в 1937 году воевать в революционную Испанию, где Хенкин стал сотрудником ИНО НКВД. В начале 1941 года он возвращается в СССР, где зачисляется в отряд диверсантов НКВД. Его лучшими друзьями становятся знаменитые советские разведчики Вилли Фишер и Рудольф Абель. После войны — сотрудник Иновещания Московского радио. В середине 1960-х близко сходится с академиком Сахаровым и становится фактически его агентом по связям с зарубежной общественностью. В 1973 году Хенкин эмигрирует на Запад. Он пишет, что в 1970-е КГБ открыл еврейскую эмиграцию с одной целью — насытить Запад своими агентами взамен ушедшей в 1960-е «старой школы», завербованной НКВД в 1920-30-е. Хенкин умер в Мнюнхене в 2008 году в возрасте 92 лет.

Кирилл Хенкин написал книгу «Охотник вверх ногами» (в России вышла в 1991 году), в которой в основном рассказывается о советских разведчиках на Западе (в частности, о миссии его друга Вилли Фишера в США). Хенкин также упоминает в книге версию причины самоубийства Марины Цветаевой, с семьё которой он был хорошо знаком ещё по Франции.

«В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.

Повесилась… Дочь её, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и тюрьмам. Муж, Сергей Яковлевич Эфрон, направивший когда-то мою судьбу по извилистому руслу, которое привело меня в ученики к Вилли Фишеру, был уже расстрелян.

(Кирилл Хенкин — крайний справа, в тёмных очках. Начало 1970-х)

О жизни Цветаевой пишет Ивинская, многолетняя подруга Бориса Пастернака: «Ужасающий, пожирающий все время и силы быт, постоянная болезненность и неустроенность мужа. Причём, отношения её с эмиграцией все ухудшались».

Верно. Ухудшались. Многолетнее сотрудничество Сергея Яковлевича сГПУ мало для кого было тайной. Знала ли Марина? Совсем не знать не могла, но как-то себе это объясняла, чтобы не тревожить совесть и не нарушать ростановское видение себя и мужа: бескорыстие, рыцарство, чувство чести.

Все в ней замечали «…неумение и нежелание бороться за свое благополучие». Скажу даже, что бытовым неустройством Марина Ивановна упивалась. Неуют и грязь в доме всегда были ошеломляющие. При таком неистовом равнодушии к низменным житейским благам особенную ценность приобретают блага моральные, душевный комфорт. Чувство правоты и красота позы.

…Наша последняя встреча. Москва. Начало июня 1941 года, канун войны. Где-то около Чистых прудов. Не повернуться в странной треугольной комнатёнке — окна без занавесок, слепящий солнечный свет, страшный цветаевский беспорядок. Самого разговора не помню. Но хорошо помню его тональность. Непонятные мне взрывы раздражения у сына Мура. Не только на мать, но и на уже исчезнувшего, расстрелянного (хотя этого еще не знали) отца, на арестованную Алю. Невысказанный упрёк. Я тогда решил: злоба на тех, кто привёз его в эту проклятую страну. Так оно, вообще говоря, и было. Но было и другое.

Я лучше понял настроение Мура, подружившись несколько лет спустя с одним его сверстником и соседом Эфронов по даче в Болшево. Там, после бегства из Франции, поселили рядом две русские эмигрантские семьи, участвовавшие в убийстве Игнация Порецкого (Рейса; партийная кличка — Людвиг).

— Удивительно, — сказал мне мой друг, — что их всех не пересажали раньше. Они только и делали, что с утра до ночи грызлись между собой.

Мур не мог простить, что ради этой грязной возни погубили его жизнь. Хотя шпионаж был, возможно, следствием, вторичным явлением. Средством вернуть Марину в Россию.

В книге «В плену времени» Ивинская пишет о встрече в 1935 году в Париже двух великих русских поэтов. «Семья её (Цветаевой), — пишет Ивинская, — была тогда на перепутье — ехать на родину — не ехать? Вот как отозвался на это сам Пастернак: «Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счёт не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать».

«А ведь Пастернак, — добавляет Ивинская, — в обстановке массовых репрессий, последовавших за убийством Кирова, мот бы посоветовать Марине что-то более ясное и определённое».

Представим себе, однако, на мгновение, что Пастернак говорит Марине правду о том, что происходит в России, о миллионах репрессированных, об удушающей атмосфере, о невозможности для неё печататься. Представим себе! И Париж гудит: «Пастернак отсоветовал Цветаевой ехать в Россию!» По возвращении у Пастернака могли быть неприятности. А героем Пастернак никогда не был.

Не ради Сергея Яковлевича, человека по-своему талантливого, но оставшегося до конца дней лишь «мужем Марины Цветаевой», возвращалась семья в Москву. Возвращалась ради встречи Марины Ивановны с русским читателем. Этой встречи семья добивалась любой ценой. Цена оказалась высокой. Сначала, шпионя, вербуя, убивая, платил Сергей. И наконец доплатил головой. Шестнадцатью годами лагерей и ссылок заплатила дочь Ариадна. Жизнью заплатили Марина и Мур.

День, когда Пастернак ничего не нашёл сказать Марине «ясного и определённого», предопределил все остальное. Правда, ещё был момент в начале войны: Марина почему-то решила, что Пастернак пустит её пожить к себе на дачу в Переделкино, даст ей там передохнуть от бездомности и нищеты. Но Борису Леонидовичу это было почему-то не с руки. И Марина Ивановна уехала с сыном в эвакуацию в Елабугу. На гибель.

О конце Марины Цветаевой говорят глухо. В воскресенье 31 августа, спустя десять дней после приезда её из Москвы, хозяйка дома, Анастасия Ивановна Бредельщикова, нашла Марину Ивановну Цветаеву висящей на толстом гвозде в сенях с левой стороны входа. Она так и не сняла перед смертью фартука с большим карманом, в котором хлопотала по хозяйству в это утро, отправляя Мура на расчистку площадки под аэродром.

После смерти Марины Цветаевой оставались привезённые ею из Москвы продукты и 400 рублей. Хозяйка дома говорила: «Могла бы ещё продержаться… Успела бы, когда всё съели». Могла, конечно. Сколько людей в России выдержали, потому что ждали пайку или банного дня.

(А.Крученых (сидит слева), Георгий Эфрон (Мур), Марина Цветаева (слева), Л.Либединская Кусково, лето 1941 года)

Узнав, что перед самоубийством Марина Цветаева ездила в Чистополь к поэту Асееву и писателю Фадееву, Пастернак позже ворчал: «Почему они ей не дали денег? Ведь я бы им потом вернул».

Но я еще тогда узнал, что не за деньгами ездила Марина Ивановна в Чистополь, а за сочувствием и помощью. Историю эту я слышал от Маклярского (также сотрудника ИНО НКВД и друга Хенкина — БТ). Мне её глухо подтвердила через несколько лет Аля. Но быстро перестала об этом говорить.

Сразу по приезде Марины Ивановны в Елабугу, вызвал её к себе местный уполномоченный НКВД и предложил «помогать». Провинциальный чекист рассудил, вероятно, так: женщина приехала из Парижа — значит в Елабуге ей плохо. Раз плохо, к ней будут льнуть недовольные. Начнутся разговоры, которые позволят всегда «выявить врагов», то есть состряпать дело. А может быть, пришло в Елабугу «дело» семьи Эфрон с указанием на увязанность её с «органами».

Рассказывая мне об этом, Миша Маклярский честил хама чекиста из Елабуги, не сумевшего деликатно подойти, изящно завербовать, и следил зорко за моей реакцией.

Ей предложили доносительство.

(В дневнике Мура написано, что 20 августа Цветаева была в Елабужском горсовете - искала работу. Ей предложили место переводчицы с немецкого в НКВД)

Она ждала, что Асеев и Фадеев вместе с ней возмутятся, оградят от гнусных предложений. Это от чего же оградить? Чем возмущаться? Осень 1941! Сталин правит страной! Да сотрудничество с органами, если хотите знать, величайшая честь! Вам, гражданочка, если уж на то пошло, выразили доверие!

И потому, боясь за себя, боясь, что, сославшись на них, Марина их погубит, Асеев с Фадеевым сказали самое невинное, что могли в таких обстоятельствах сказать люди их положения. А именно: что каждый сам должен решать — сотрудничать ему или не сотрудничать с «органами», что это дело совести и гражданской сознательности, дело политической зрелости и патриотизма. Совет не лучше и не хуже того, что дал ей когда-то Пастернак. Борис Леонидович, вероятно, вообще сделал бы вид, что не понял, о чём она говорит, пролепетал бы что-нибудь невнятное. Как в знаменитом телефонном разговоре со Сталиным о Мандельштаме.

«Ах, почему они ей не дали денег?» В самом деле — почему? В Елабугу Марина вернулась оцепеневшая от отчаяния. Не знаю, что сказал ей тогда сын Мур.

(Знала ли Марина, что когда друзья Сергея Эфрона убивали Игнация Порецкого, то по чистой случайности не отравили цианистым калием его жену и маленького ребёнка? Не была ли она все эти годы с палачами?)

Тяжко было жить, а стало совсем невмоготу. И вместо встречи с русским читателем — единственный выход: гвоздь в сенях и обрывок веревки. Письмо её прощальное изъято властями бесследно.

Ещё в Блоге Толкователя о советских довоенных писателях:

Советский писатель-фантаст Александр Беляев после Гражданской войны всю оставшуюся жизнь вынужден был скрывать своё эсерское прошлое и службу у белых (защитой ему послужил мнимый паралич). Неудивительно, что неизвестен ранний цикл фантастики Беляева. Одна из его первых антиутопий была написана в 1915 году.

В 1934 году партия создала Союз советских писателей. В обмен на правильную позицию писателям было гарантировано прекрасное по тем временам содержание - пособия, квартиры, отдых в санаториях, одежда. Сотни графоманов стремились попасть в ССП, пробивая себе дорогу доносами и истериками. Три примечательных дела в этом ряду - «писателей» Простого, Блюм и Хенкиной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!