Почему мы скучаем по. Вот что происходит, когда мы думаем, что скучаем по человеку

О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, .

Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.

Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние — скорее исключение...

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» — и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе... о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»...

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, — суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек — такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!

В Священном Писании есть очень глубокое выражение : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2 :11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2 :12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6 :41-42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому — если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе — перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения — нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге — мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой — не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя — это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание — может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь — отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество — от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага — поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь — смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб...

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает . В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3 :16-17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение — это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный , который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12 :48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве — как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение — не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор — всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд — милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека:Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33 :11).

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим — такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, — ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин2 :17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства — но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7 :1-2) эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты — Единый Судия, Ты — Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся! » Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание — особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» — это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3 :18-19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему — и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он — разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке — тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.

Как бороться с осуждением? Во-первых, у Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми... Действительно, как ему, бедному, трудно!»

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

Осуждения избежать можно в любом случае . Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение — это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить — никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха Паисия Святогорца: «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, — как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.

Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент...

Подготовила Валерия Посашко

протоиерей Георгий Бреев

О том, почему так привычно и естественно осуждать, как и зачем с этим бороться, почему Христос никого не судит и как же быть с понятием Страшного суда, рассуждает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы, протоиерей Георгий Бреев.

Если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка осуждать.

Священнослужители, исповедуя людей, очень редко встречают человека, который бы мог сказать: «А я никого не осуждаю». Это приятно услышать, но такое состояние - скорее исключение…

Осуждение есть проявление нашей гордыни, которой мы присваиваем себе возможность судить о другом человеке. Самопревозношение свойственно каждому человеку, оно всем нам глубоко привито. Чувство самодовольства, самоценности всегда нас изнутри греет: «Он такой красивый, хороший, а я еще красивее и лучше!» - и сразу нам тепло на душе. Все приятное, что мы слышим в свой адрес, нас радует, а чуть скажи что-то вопреки нашему мнению о себе… о, брат ты мой! Некоторые даже приходят в ярость от такого: «Что ты мне сказал?!» Ощущение самоценности может быть сильным стимулом для достижения многих высот, это мощный двигатель! Но все-таки, мы знаем, он работает на энергиях плотских, земных. И знаем, что Писание говорит: «Бог гордым противится»…

Чувство самолюбия не преодолеешь, оно очень сильно. И если человек не борется с ним, не отвергает его от себя, то естественным образом у него возникает потребность с высоты своего самомнения судить других: «Я так высок и совершенен, а кругом-то я не вижу совершенства, поэтому имею право рассуждать и навешивать „ярлыки“ на окружающих». И вот уже люди стремятся собраться, поговорить, обсудить, как тот живет, как этот. И сами не замечают, как начинают осуждать, при этом оправдываются: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Но в таком рассуждении всегда присутствует склонность к тому, чтобы обрисовать человека мрачными, темными красками.

Так мы начинаем брать на себя то, что нам не принадлежит, - суд. Причем чаще всего делаем это не открыто. Например, посмотрим на кого-то и думаем про себя: «Ага, этот человек - такого-то сорта, так настроен». Это скользкий путь и ошибочное мнение!

***

В Священном Писании есть очень глубокое выражение : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор 2 :11). И еще: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор 2 :12). Этим Господь сразу определяет глубину, которая свойственна личности. Ты не можешь до конца знать человека! Даже если досконально исследуешь его биографию, все равно в нем остается очень много сокровенного, что только он сам способен пережить и прочувствовать.

Если этой глубины в подходе к человеку нет, тогда все наши суждения довольно поверхностны. Поэтому Господь прямо говорит: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Лк 6 :41–42).

Со стороны мы можем в любом свете представить человека, но подлинно, глубоко знать его дано только ему самому - если он, конечно, сам себя испытует, если хочет познать себя, причем не просто как одного из миллионов, а себя пред лицем Божиим. Потому что, когда мы оцениваем себя иначе - перед лицом других людей или исходя из нашего собственного мнения - нам кажется: да, мы действительно какие-то особенные, достойные, и уж, конечно, не преступники. Как фарисей говорил: «Я не такой, как прочие человецы. Закон Божий выполняю, пощусь, десятину даю». Это естественно «выплескивается» из нас. И свидетельствует о том, что у нас нет глубокого знания о себе.

***

Ведение, знание человека о себе самом и о Боге - мне кажется, и есть источник неосуждения. Оно дается или по благодати, или в результате подвига, внутреннего делания. А осуждение происходит оттого, что мы, с одной стороны, не склонны к глубокому познанию себя, а с другой - не вышли на уровень покаяния.

Заглядывать в себя - это начало процесса духовного. Совесть подает человеку знание о самом себе, и видя себя, он иногда даже доходит до ненависти: «Ненавижу себя такого! Не люблю себя такого!» Да, ты подошел к познанию себя, оно горькое, но это познание - может быть, самое важное, самое существенное в жизни. Потому что здесь - отправная точка покаяния, возможность для перерождения своего ума, качественного изменения отношения к себе и всему миру, а прежде всего, к своему Творцу и Создателю.

Почему сказано, что об одном кающемся грешнике на небесах бóльшая радость, чем о ста праведниках, не имеющих нужды в покаянии? Потому что трудно, но необходимо прийти к этому пониманию: «Оказывается, я по своему естеству ничем не отличаюсь от других, мое естество - от ветхого Адама, я такой же по природе, как и мой брат».

Но мы не хотим себя познавать, исследовать себя испытующим оком, потому что это потребует следующего шага - поиска ответа на вопрос: «А отчего это так во мне?» Плотское противится духовному, это закон внутренней брани. Поэтому люди избирают более естественный и простой, казалось бы, путь - смотреть по сторонам, судить о других, а не о себе. Они не осознают, что это наносит им большой ущерб…

***

Прозревая, человек начинает понимать, что Бог-то никого не осуждает . В Евангелии от Иоанна об этом прямо говорится: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин 3 :16–17). С Мессией связано представление, что Он будет облечен царской властью и придет рассудить народы, как имеющий суд подлинно Божественный. Но тут вдруг оказывается, что Бог пришел не судить нас, а спасти! Тайна эта действительно поражает, она для нас удивительна! А если Бог нас не судит, то кто может судить?

Поэтому осуждение - это ошибочная установка нашего сознания, ошибочное представление, будто мы имеем власть. А если Сам Бог отказывается от этой власти? В Писании сказано, что Отец отдал суд Сыну, а Сын говорит: «Я не пришел вас судить».

Но в то же время Господь не скрывает, что будет Суд праведный , который, как Лермонтов писал, «не доступен звону злата». Бог явит себя, и в этом явлении все творение увидит себя таким, какое оно есть. Сейчас Господь Себя скрывает из-за наших немощей, несовершенства нашего, а когда придет полное откровение Божие, тогда нечего будет скрывать. Книги совести развернутся, все тайное откроется, и человек за каждое свое слово даст ответ. И то Господь говорит:Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день (Ин 12 :48). Он показывает, что наше представление о суде как о некоем чрезвычайном, сверхличностном, авторитетном разбирательстве - как в наших земных судах, когда собирается целая коллегия судей, рассматривает по делу огромнейшие тома и выносит решение - не вполне верно. Бог не выносит решения. Он дает свободу, всегда дает возможность человеку исправиться: отступи от нездоровых норм, которые ни тебе, ни людям не приносят радости. Таким образом, человек до конца волен выбирать.

Говорят, тяжело попасть под суд человеческий, потому что люди в своих суждениях могут быть очень жестоки, принципиально жестоки: вынесли тебе приговор - всё, и попробуй измени себя в глазах общественности! Но Божий суд - милосерд, потому что Господь хочет оправдать человека: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез33 :11).

***

Грань между осуждением личности и осуждением поступка нам трудно не перейти! А ведь сказано: личность человека не суди, не суди его как образ и подобие Божие. Дух Святой не приемлет, когда мы присваиваем себе власть давать резкую оценку другому. Да, пусть его дурной, безобразный поступок достоин осуждения, но самого человека как личность ты не суди! Он может завтра исправиться, пойти путем покаяния, стать другим - такая возможность до последнего издыхания у человека не отнимается. Мы не знаем до конца ни Промысла Божьего о нем, ни того, как он дорог для Бога, - ведь Христос же за всех Свою кровь пролил, всех искупил и не осудил никого. Поэтому судить сами мы просто не имеем права!

Да, Христос разогнал бичом торговцев у храма, но это не осуждение, а волевое действие, направленное против беззакония. Сказано в Писании: Ревность по доме Твоем снедает меня (Ин 2 :17). Подобные примеры и в нашей жизни встречаются. Когда мы видим, что чьи-то действия выходят из духовно-нравственных рамок, что кто-то много зла сообщает людям, то, конечно, можно реагировать, призвать к порядку, одернуть человека: «Что вы делаете? Опомнитесь! Посмотрите, что это само по себе значит».

Но такова наша искаженная грехом природа, что негативные эмоции сразу просятся наружу в любой ситуации, без всякого повода: только посмотрел на человека, а уже его измеряешь, оцениваешь его внешние достоинства - но надо себя останавливать. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом сýдите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7 :1–2) - эти слова Господни в любое время, на всяком месте должны быть нам напоминанием. Здесь нужна очень большая трезвенность. И принципиальность: «Нет, Господи, Ты - Единый Судия, Ты - Единый Человеколюбец, никому Ты не хочешь погибели и не произнес даже над самыми страшными грешниками слов осуждения. Даже распинаемый, Ты молился: „Отче, прости им, не ведают, что творят“».

***

Я помню, была у меня такая прихожанка, из простонародья, которая говорила: «Батюшка, а Бог всех помилует, всех простит, я верю, что все спасутся! » Она по доброте своего сердца никого не хотела судить и верила, что у всех людей есть что-то доброе, чему можно поучиться. Такой настрой достигается трезвением ума, когда душа напитана истинными примерами, Евангелием. Да и у всякого, кто каждый день молится, читает Писание - особое мироощущение, особое настроение! Ощутившие благодать чувствуют любовь Божию ко всем, поэтому не хотят принимать каких-то злобных выпадов или язвительных чувств в отношении других.

У нас, христиан, в этом отношении есть жесткий пример людей высокой духовности. Они всех любили, жалели, никого не осуждали, и даже наоборот: чем человек немощней, чем больше у него видимых недостатков, тем больше внимания и любви святые проявляли к таким людям; очень ценили их, потому что видели, что истина до них дойдет, ведь они самой своей тяжелой жизнью подготовлены к этому. А гордость, напротив, всегда найдет страшные суждения, которые готовы обезличить любого человека.

«Все плохие и все плохо!» - это дух гордыни, демонский дух, это сужение нашего сердца. Оно приводит в действие такую механику, от которой люди сами же и страдают. Всякое осуждение есть внедрение в себя какой-то тьмы. В Евангелии Иоанна Богослова есть такие слова: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин 3 :18–19). Осуждая, человек нарушает духовный закон жизни в Боге и тут же получает извещение, что он тяжко согрешил. Сколько раз такое бывало: кто-то молился, просил у Бога милости, прощения, и Господь давал ему - и человек шел со службы обновленным! А вот встретился ему кто-то на пути из храма, и пошло осуждение: а ты такой-сякой, а он - разэдакий. Все. Он потерял все, что только что приобрел! И многие святые отцы говорят: только косо посмотрел на кого-то, принял дурной помысл о человеке - тут же благодать оставляет тебя. Она не терпит осуждения, которое совершенно противоположно духу евангельскому.

***

Как бороться с осуждением? Во-первых, у есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление! Я не хочу этого».

Во-вторых: когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому: а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И - почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!

В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда поставь себя в его положение, на его место, а этого человека - на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье - сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»

Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?

***

Осуждения избежать можно в любом случае . Потому что человек устроен так, что он всегда может защитить личность другого, не ставить на него клеймо, а сразу идти путем рассуждения: «Я знаю, какой он прекрасный, сколько у него трудностей было, и он все вынес».

Осуждение - это сердце, неправильно настроенное. Вот я встречаю человека, и вместо радости у меня мысли: «Ага, опять он с папироской идет» или «Опять он навеселе, такой-сякой». Здесь нет добрых мотиваций, которые должны быть. На пути стоит соблазн осудить - никуда не денешься! Но прежде чем выльется поток осуждающих мыслей, я должен сначала поставить себя на место и дать место рассудительности.

Мне нравится высказывание современного греческого подвижника, монаха : «Современный человек должен быть „фабрикой добрых мыслей“». Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших. Внутренняя наработка таких добрых помышлений, приятия любого человека, в любом его качестве, как бы он ни выглядел и себя ни вел, - как защитная среда, она не даст принять сердцем злую, разрушающую область человека. А ведь ты своего ближнего разрушаешь в душе, когда даешь ему нехорошую характеристику.

Сам по себе человек - прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется - как во всех наших сказках всегда бывает - в последний момент…

Грустить по кому-либо всегда тяжело. Уехал ли близкий человек на короткий промежуток времени, порвал с вами отношения, умер или просто переехал в другой город, возникающая при этом боль и тоска вполне нормальны. Чтобы перестать скучать по человеку, необходимо изучить стратегии преодоления возникших перед вами трудностей. С их помощью вы сможете продолжить двигаться вперед, обретете покой, смиритесь и осознаете, что, даже утратив человека, можно продолжать помнить о нем.

Шаги

Действия при краткосрочной разлуке

    Ведите счет дням. Вычеркивайте в календаре прошедшие дни и каждый раз поздравляйте себя с очередным прожитым днем. Всегда концентрируйтесь исключительно на текущем дне. Отсутствие рядом любимого человека несколько изменит ход вашей жизни. Когда вы вынуждены управляться со всеми делами в одиночку, очень важно концентрироваться на том, чтобы успешно преодолевать каждый новый день!

    Сконцентрируйтесь на других взаимоотношениях. Время – очень ценный товар. Теперь у вас достаточно времени уделить внимание остальным близким людям, которые для вас также важны, но с которыми вы не так часто качественно проводите время, как вам бы того хотелось. Например, вы можете проводить больше времени с партнером, супругом, друзьями и живущими отдельно от вас родственниками.

    Шлите посылки. Готовьте и высылайте посылки уехавшему человеку. Каждая сделанная покупка для этого человека даст вам возможность подумать о нем, сделать что-то для него, а затем с любовью отправить почтой. Если уехал супруг и у вас с ним есть дети, выделите на неделе один свободный вечер, чтобы совместно с детьми нарисовать рисунки и сделать поделки, которые можно будет включить в посылку для вашей второй половины.

    Займите время выполнением мелких дел. Хлопоты по дому – это здоровый способ отвлечься, который также помогает улучшить состояние окружающей вас обстановки. Сконцентрируйтесь на выполнении тех дел, которые заставят время пролететь быстро. Некоторые дни могут оказаться для вас труднее других, но у вас всегда найдется то, чем заняться дома.

    • Например, на каникулах в отсутствие соседа по комнате можно облагородить ваше жилое пространство. Сделайте что-нибудь такое, что вернувшемуся человеку будет очень приятно увидеть. Даже простая уборка и систематизация вещей принесет свои плоды. Вы займете себя делом, которое окажет положительный эффект на состояние помещения.
    • Заведите комнатные цветы, чтобы наполнить жилое помещение жизненной энергией.
    • Вымойте окна. Никому не нравится смотреть на вид из окна через грязное стекло. В чистом окне вид покажется заметно лучшим.
    • Покрасьте поржавевшую ограду.
    • Смажьте скрипящие двери, почините текущие краны или отдайте в ремонт сломанные вещи.
    • Позаботьтесь о внешнем виде фасада вашего дома. Если вдоль дорожки к дому посадить цветы или поставить на крыльцо красивое растение в горшке, ваше настроение заметно улучшится.
  1. Приступите к выполнению какого-нибудь долгосрочного проекта. Всегда есть такие дела, которые требуют много времени и усилий на их выполнение. Если у вас достаточно времени, подумайте об инициации такого проекта, которым вы будете заниматься вплоть до самого возвращения близкого человека. Так вы будете оба предвкушать увидеть итоговые результаты вашей работы, и вам придется постоянно стремиться выполнить свое обещание.

    • Если жену послали в длительную командировку, скажите ей, что планируете построить на заднем дворе деревянную беседку.
    • Если у вас есть дети, начните выполнять с ними такой проект, который поможет вам всем вместе пережить период отсутствия близкого человека.
    • Положите начало плодовому саду, который вы всегда хотели завести.
    • Начните копить средства на благое дело или на важное приобретение для супруги. Отчеты о совершенном прогрессе помогут ей понять, что вы по ней скучаете, любите ее и очень ждете дома.
  2. Продумайте способы общения в разлуке. Общайтесь через Skype, электронную почту, письма или открытки. Эти средства общения предпочтительней остальных, так как человек всегда остается в ожидании очередного контакта. Когда вы пишите письмо любимому человеку, то ощущаете себя к нему ближе, а получение ответа дарит вам чувство восхищения. Распределенные во времени положительные эмоции помогают легче перенести разлуку.

    Не ленитесь и поддерживайте активность. Не бродите бесцельно по дому и не валяйтесь в постели. Проводите больше времени на улице, с друзьями. Старайтесь следовать комфортно загруженному графику, в том числе тратить время на что-нибудь захватывающее, чтобы с нетерпением смотреть в будущее.

    Сконцентрируйтесь на позитиве. Разрыв отношений может заставить вас вспоминать о них все плохое. Постарайтесь наоборот выявить в прошлых взаимоотношениях положительные аспекты и понять, чему они вас научили, чтобы использовать полученные уроки в будущем. Умейте ценить приобретенный опыт.

Преодоление факта смерти любимого человека

    Позвольте себе погоревать. Если вы столкнулись со смертью любимого человека, то вам необходимо некоторое время погоревать, чтобы смириться с данным фактом. Вы не сможете прекратить скучать по человеку, если не дадите себе время успокоиться, высвободить эмоции и погоревать об утрате.

    Цените память о человеке. Именно так вы здоровым образом начнете двигаться дальше по жизни, сохранив память о человеке и продолжив его наследие. Разговаривайте об усопшем с друзьями и членами семьи, старайтесь следовать традициям, которым следовал этот человек, будь то волонтерская деятельность, чтение книг вашим детям, либо прослушивание любимой музыки того человека.

    • Если те занятия, которые любил умерший человек, усиливают вашу печаль и тоску, внесите изменения в привычную рутину. Однако, как только вы будете готовы спокойно продолжить свой путь по жизни, вернитесь к тем вещам, которые нравились усопшему возлюбленному. Так вы сможете освежить в памяти хорошие воспоминания о человеке и не начать слишком сильно по нему скучать.
    • Помните, что вы не пытаетесь забыть человека и больше никогда о нем не думать. Вы учитесь помнить о человеке в положительном ключе, контролировать испытываемые чувства и ставить все по своим местам.
  1. Разговаривайте с другими людьми, которые также скучают по этому человеку. Неправильно больше совсем не упоминать о человеке и избавляться совершенно ото всего, что о нем напоминает. Однако, эти меры можно ввести временно, если вам очень больно. С течением времени вы сможете спокойнее говорить об усопшем. Иногда облегчить грусть и ускорить заживление душевных ран можно воспоминаниями смешных фраз и поступков умершего человека.

    • Нежные воспоминания о человеке способны помочь вам смириться с тем, что он умер. Несмотря на то, что человека нельзя вернуть к жизни, обсуждение воспоминаний будет способствовать процессу излечения душевной раны.
  2. Помните о том, что ваши отношения не прекратились, а изменили свою форму. Взаимоотношения включают в себя две составляющие: физическую и эмоциональную. Несмотря на то, что физическая составляющая взаимоотношений оборвалась, эмоциональная составляющая продолжает существовать. Вы никогда не сможете совсем прекратить вспоминать умершего человека.

    • Конечно же, вы не предаете человека, пытаясь не скучать по нему. Если он вас любил, ту будет рад видеть, что вы пытаетесь продолжить жить дальше.
    • Невозможно совсем не скучать по человеку, особенно в дни годовщин, праздников и прочих важных событий, которые вы провели вместе. Вместо того чтобы пытаться игнорировать чувство утраты, скажите себе или остальным: “Сегодня я скучаю по ____. Ему бы понравилось присутствовать на нашем мероприятии. Давайте помянем ____. Мы его любим”. Этим вы подтвердите влияние умершего человека на текущие события и воздадите ему дань памяти, что будет содействовать дальнейшему излечению боли утраты.
    • Вполне нормально периодически начинать скучать, но также нормально желать наслаждаться настоящей жизнью, а не зацикливаться на прошлом.
  3. Проводите больше времени с друзьями и семьей. Друзья и родственники будут готовы оказать вам поддержку и помочь взбодриться в трудные времена. Они тоже могут испытывать горе, поэтому вам можно опереться друг на друга и начать больше времени проводить вместе, чтобы занять свободные часы и почувствовать любовь и заботу. В этот период вам просто необходимо ощущать любовь и привязанность, поэтому времяпрепровождение в компании близких вам людей будет способствовать облегчению грусти по усопшему.

    • Тем не менее, новые друзья и остальные родственники никогда не заменят в вашей душе место умершего человека.
    • Если вы заметите, что кто-то из друзей или родственников оправляется от горя быстрее вас, не расстраивайтесь. Каждый выходит из горя по своему собственному графику. А вы не можете точно знать, как себя на самом деле чувствует другой человек.
  4. Подумайте об обращении к психотерапевту. Если вам необходима сторонняя помощь в преодолении горя, обратитесь к психотерапевту. Если вы не уверены в том, что терапия вам подходит, для начала попробуйте, а уж потом примите окончательное решение. Обсуждение вашей ситуации с обученным профессионалом позволит вам взглянуть на нее иначе. Найдите в себе смелость обратиться за помощью, чтобы пережить вызовы судьбы.

    • Гордитесь тем, что вы осмелились обратиться за помощью, которая будет полезна для вашего состояния. Вам не следует стыдиться и считать себя слабым человеком из-за того, что вы прибегли к терапии.
  5. Записывайте свои мысли в дневник. Вместо того чтобы в течение дня пытаться взвесить в уме все возникающие у вас чувства, попробуйте излить их на страницы дневника. Ведите дневник каждое утро или каждый вечер, чтобы начать лучше отдавать себе отчет о своем состоянии и снять лишний стресс. Также можно заносить мысли в дневник по мере их возникновения. Подберите тот вариант, который вам больше подходит.

    Найдите себе успокаивающее занятие. При потере близкого человека порой люди настолько зацикливаются на утрате и личности самого умершего, что совершенно забывают о себе. Чтобы начать меньше скучать по человеку, вы должны ежедневно выполнять те действия, которые будут помогать вам чувствовать себя лучше. То есть вы должны спать не менее 7-8 часов ночью, питаться три раза в день, даже если вам не хочется есть, и ежедневно уделять не менее 30 минут физической нагрузке.

  • Займитесь спортом, например, начните бегать или играть в баскетбол.
  • Попробуйте взять себе новое хобби: фотографию, рисование или кулинарию.
  • Запишитесь на интересные занятия, например, на семинары по писательскому мастерству или правильному подбору сочетаний разных сортов вина с пищей.
  • Заново откройте любовь к литературе. Прочтите все то, что вам хотелось, но не довелось прочесть раньше.
  • Найдите новые подходящие вам виды физической нагрузки. Езда на велосипеде, пешие походы и йога заполнят ваше время и подарят прекрасное самочувствие.
  • Откройте сердце для других людей. Сделайте над собой усилие, чтобы стать дружелюбнее к другим людям. Предлагайте новым знакомым встретиться вновь. В первое время, возможно, вы будете стесняться, но постепенно вы станете узнавать других все лучше и лучше. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и открыты к тем людям, которые встречаются на вашем пути.

    • Начинайте общение с нескольких простейших вопросов. Расскажите о себе что-нибудь смешное или поделитесь забавными наблюдениями. Если вы чуть-чуть постараетесь, то у вас станет больше друзей, и вы будете меньше скучать по уехавшему человеку.
    • Тем не менее, вы никогда не сможете заменить кем-либо того, кто уехал. Он был и будет для вас важным человеком. Просто постарайтесь сконцентрироваться на знакомствах с новыми интересными людьми, чтобы сделать свою жизнь более динамичной.
    • Дайте другим людям шанс. С людьми, к которым вы раньше относились скептически, у вас может быть больше общего, чем вы думаете. Если вы проведете с ними некоторое время, то можете обнаружить, что вам нравится их общество.
    • Смех – лучшее лекарство. Несмотря на то, что после утраты горевать вполне нормально, вы не должны падать духом, для чего будет неплохо подыскать себе хорошую компанию.
    • Попробуйте немного повеселиться, чтобы отвлечься.
    • Не бойтесь плакать. В плаче нет ничего плохого, он даже полезен, так как позволяет выйти накопленным эмоциям.
    • Разглядывайте фотографии и письма или записки, которые вам прислал близкий человек. Однако, установите себе для данного действия временной лимит, чтобы не зацикливаться на мыслях об этом человеке.
    • Не думайте о былых ссорах и плохих временах. Оставайтесь на позитиве.
    • Если вам требуется перестать думать о ком-то, скажите себе: “Стоп. Я больше не собираюсь думать о нем сейчас. У меня столько дел, поэтому мне лучше подумать о них”. Постарайтесь отвлечь мысли от этого человека.
    • Вспоминайте забавные моменты, которые вам пришлось пережить вместе, и надейтесь пережить нечто подобное снова.
    • Прошлое нельзя вернуть, поэтому сконцентрируйтесь на том, чтобы обеспечить себе красочное полноценное будущее.

    Предупреждения

    • Длительное пребывание в горе может привести к различным физическим и психологическим проблемам. Научитесь преодолевать горе, используя информацию по данной теме, полученную из доверенных источников. Не отказывайте себе в необходимости погоревать об утраченных отношениях, но умейте оставить боль утраты в прошлом.
    Сколько раз мы говорили своим любимым, друзьям и близким эту, казалось бы, безобидную и трогательную фразу. Полагая, что она говорит о нашей любви и будет приятна тому, кому адресована. Некоторые влюбленные, еще не расставшись, твердят друг другу: «Я уже скучаю по тебе». Им представляется, что это проявление любви. На самом деле, эта безобидная фраза свидетельствует не о любви, а об эмоциональной зависимости. И если она повторяется слишком часто и становится навязчивой идеей, то это сигнал. Нужно срочно что-то делать!

    Давайте попробуем перевести эту фразу на язык логики. Когда вы говорите «Я скучаю!», то расписываетесь в собственном бессилии себя чем-то занять. Вы будто привязываете своего близкого к собственной персоне прочными канатами . И он невольно напрягается, теперь ему нужно что-то с этим делать, чтобы развеять вашу скуку. То есть вы эмоционально цепляете его, привязываете к себе. А проще говоря, манипулируете им. Что делает он? Иногда летит к вам на крыльях любви и приносит большой букет утешений и сюрпризов. Но порой, особенно, когда у него нет времени, денег или желания, отгораживается от вас, не желая брать на себя такую ответственность: разгонять вашу скуку. Его бы самого кто утешил, поддержал и вывел из состояния печали.

    В принципе, нет ничего плохого, если мы иногда говорим друг другу «Я скучаю по тебе!» Это нормально, естественно и закономерно. Только если не приобретает гипертрофированных форм.


    Что такое эмоциональная зависимость?


    Вот как пишет об этом психологический словарь:

    Эмоциональная зависимость – это потеря личной автономии (либо чувства личной автономии) по эмоциональным причинам. При этом субъект этой зависимости,

    во-первых, испытывает страдания в силу либо недоступности объекта своего чувства, либо невозможности изменить его поведение, либо наличия неадекватной власти объекта над ним;
    во-вторых, ощущает невозможность освобождения от зависимости;
    в-третьих, оказывается под хроническим отрицательным влиянием связывающего его чувства на свой жизненный путь, общее самочувствие, принятие решений и поведение

    Действительно, когда мы вступаем в близкие отношения с кем-то, то невольно попадаем в эмоциональную зависимость. У него плохое настроение – и у вас оно портится, он волнуется – и вы почему-то начинаете испытывать волнение. И так до бесконечности, словно сообщающиеся сосуды. Многие считают, что это закономерно и нормально, ведь близкие люди – это сообщающиеся сосуды, которые взаимно влияют друг на друга, поддерживая друг друга в состоянии равновесия.

    Но, согласитесь, мы ведь не можем вечно находиться рядом с близким человеком и быть в одинаковом душевном расположении. Иногда нас посещает усталость, раздражение, пресыщение отношениями и другие, на первый взгляд, негативные проявления нашего характера или психики. Но при тесной эмоциональной связи все наши тут же отражаются на том, кто находится рядом, если он эмоционально от нас зависит. Это на самом деле огромная ответственность, которая многих людей не на шутку напрягает. Ведь если без тебя скучают, то находясь рядом, ты должен в лепешку разбиться, но развеселить, повысить жизненный тонус, поддерживать интерес, быть веселым, изобретательным, эмпатичным и т.д. С ума можно сойти сколько «должен»! А не лучше ли от этого избавиться и отправиться в свободное плавание без всех этих «должен». Так разрываются даже самые прочные эмоциональные связи. А виновато это пресловутое «Я скучаю!»

    Представьте себе, девушку, которая жить не может без любимого, без конца донимает его своим эмоциональным присутствием, требует внимания, поддержки, эмоциональной зарядки и т.п. И вдруг она оказывается отвергнута им. Мало ли что. Может, ему надоело быть для нее грелкой, жилеткой и веселящим клоуном. Может он просто захотел пожить своей собственной, оторванной от ее капризов и нытья, нежностей и соплей, контроля и руководства жизнью. И вот она осталась наедине со своей скукой.

    «Я скучаю!» – орет она ему в эсэмэсках и по скайпу. «Я скучаю!» – вопит в инстаграм и на фейсбуке.

    Тому, к кому эта фраза обращена, не позавидуешь. Но гораздо большее беспокойство вызывает тот, кто орет, то есть попадает в эмоциональную зависимость от другого человека. Избавиться от нее довольно трудно, так как она лежит глубоко в подсознании человека и чаще всего связана с детством, в котором были нарушены эмоциональные связи ребенка с родителями и близкими людьми.

    Эмоциональная зависимость может возникать не только между возлюбленными, но и между родителями и детьми, между друзьями, родственниками, иногда соседями и даже между продавцом и покупателем в супермаркете. И происходит это потому, что на каком-то определенном этапе и в определенных обстоятельствах человек, с которым мы контактируем, восполняет для нас некий актуальный эмоциональные недостаток. Например, вам всегда не хватало ласковых слов в свой адрес от мамы, папы, брата, друга. И вот в вашей жизни появляется человек, который щедро рассыпается в комплиментах и ласковых прозвищах. Он без конца признается вам в любви и удовлетворяет вашу жажду услышать в свой адрес ласковые хвалебные слова. И все, вы уже на крючке. Вы готовы сделать все, чтобы он всегда был рядом с вами и всегда говорил вам эти сладкие, не всегда искренние слова. Иногда вы, конечно, сомневаетесь в их правдивости. Но разрушать свою иллюзию не хотите. Вам приятно. Вы рады обманываться, ведь «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».

    Но такие отношения рано или поздно обречены на умирание, потому что они основаны не на реальности, а на вашей зависимости от положительной эмоции, вызванной словами этого человека. Он в какой-то степени манипулирует вами. Сознательно или неосознанно. Да вами и не составляет труда манипулировать, ведь вы, сами того не зная, попадаете в разряд виктимных личностей (людей, склонных быть жертвами), которые страдают без допинга внимания и любви.

    Когда возникают отношения эмоциональной зависимости

    Как правило, мы попадаем в эмоциональную зависимость от других людей в тяжелые периоды нашей жизни. Когда нам крайне необходим кто-то, кто вернул бы нас в нормальное жизненное русло, утешил, помог. Это происходит:

    в переломные моменты жизни (потеря семьи, работы, смерть близкого, разрыв отношений и т.п.);
    во время перехода на новый этап жизни (окончание института, переезд, новая робота, замужество, смена пола и т.п.);
    в период перегрузок (сдача квартального отчета, проекта, экзаменов, дедлайн, праздники, аврал в той или иной сфере жизни);
    когда мы болеем ;
    когда мы находимся далеко от дома , от привычной жизни (в отпуске, в , в тюрьме, на конференции).

    Становясь эмоционально уязвимыми, мы ищем отдушину. Эта защитная функция нашей психики может сыграть с нами злую шутку, если в этот период у нас завяжутся тесные близкие связи с тем, кто может использовать нашу уязвимость в своих целях. И для самого себя мы должны уяснить, что очень часто наша пылкая любовь, разгоревшаяся на курорте, всего лишь потребность нашей психики чувствовать безопасность в незнакомой обстановке. Как только мы возвращаемся к привычному ритму жизни, она блекнет и постепенно сходит на нет. Если конечно была простым способом компенсации беспокойства, а не любовью всей вашей жизни.

    Чаще всего в ловушки эмоциональной зависимости попадают люди:

    несамостоятельные , ждущие и требующие контроля и руководства;
    проблемные личности с кучей долгов, нерешенных вопросов, затянувшихся конфликтов;
    люди, занимающие социально зависимое положение ребенка, ученика, студента, подчиненного.

    От кого они могут попасть в зависимость?

    От начальника, деспотичного члена семьи, непорядочного любовника;
    от консультанта, продавца, распространителя, гуру, сектанта, проповедника;
    от учителя, родителя, мужа, более .


    Как избегать эмоциональных ловушек?

    Первое средство заключается в осознании того, что вы попали в эмоциональную зависимость. Как только вы дадите себе в этом отчет, вы поймете, что глупо названивать каждый пять минут своему любимому, чтобы сообщить ему, как вы скучаете. Возможно, вам трудно будет этого не делать, и вы будете испытывать бешеное беспокойство, почему он не звонит, почему не пишет, неужели забыл о вас. Но это пройдет.

    Чтобы не скучать, займите себя под завязку, чтобы вам даже думать о предмете своей эмоциональной зависимости было некогда. Лучше, чтобы это было всепоглощающее и интересное занятие. Даже хорошая книга или новый фильм могут вас спасти от тоски по тому, о ком вы так скучаете.

    Станьте более самостоятельным человеком. Минимизируйте зависимости разного рода. Если трудно пока избавиться от материальной зависимости, будьте человеком самостоятельного мышления. Не теряйте своего мнения, имейте собственные потребности, желания. Развивайтесь как личность. Учитесь брать ответственность за свои поступки на себя.

    Станьте эмпатичной личностью для окружающих, а не только для того, от кого зависите. Эмпатия – осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека. Эмпат – человек, способный к сопереживанию. Перенаправив себя с себя на других, вы почувствуете облегчение. Пусть лучше другие зависят от вас, чем вы от них. Хотя, нет, дайте им свободу и дайте свободу себе – это самый верный способ избегать стойких эмоциональных зависимостей.

    Почему люди скучают?

    То есть скучают по кому-нибудь? Например, когда мы привыкаем к чему-то, отсутствие этого предмета, а иногда и запаха выбивает нас из колеи, отвлекает, заставляет волноваться. Если полотенце висело на каком-нибудь определенном месте, то, помыв руки, мы тянем их к этому самому месту. Называется это условный рефлекс. То есть мы ощущаем некий дискомфорт, когда рядом с нами нет привычных для нас предметов. Возможно, мы скучаем по человеку также как по необходимому нам сию минуту предмету?

    Достаточно эгоистичное предположение, но оно имеет место быть. Я думаю люди, прожившие вместе 15-20 лет и решившие разводиться, первое время будут испытывать скуку, тоску по человеку, прожившему с ними долгий отрезок жизни, по его пусть даже дурным привычкам. Такова наша природа и мы даже порой скучаем поплохому…

    Так все-таки люди скучают по привычке или по любви? По любви – безусловно, но вот по привычке? Мне кажется, что когда мы любим, то привыкаем к человеку, его присутствию, его заботе о нас. Значит, его отсутствие вызывает скуку, тоску? Часто на первых порах влюбленности говорят: «Как я скучала по тебе!» Но это не есть настоящая скука – это только желание видеть любимого человека. А вот скука через несколько лет? Возможно ли это? Если это любовь, то да!

    Но люди не могут друг без друга, даже если еще не признавались друг другу в подобных излияниях. Возможно, это желание поговорить, ощутить рядом с собой человека близкого по своим убеждениям, понимающего тебя… Потому что только желания интимного свойства не есть скука – это просто желание! Значит наша тоска только духовного свойства?

    Значит ли это, что мы тоскуем только по тому, кого любим? Нет. Тоскуют и скучают и без этого. Может быть, мы скучаем, потому что нам самим скучно жить? А этот человек заставляет нас не думать о тоске? Тогда это чисто эгоистическое чувство – мы скучаем, потому что нам скучно и кроме этого человека ничто нас не может вывести из этого состояния.

    Для меня скучать – значит хотеть видеть этого человека, ощущать его рядом с собой, говорить с ним, просто находиться рядом. Возможно это эгоизм – я не буду скучать, если он рядом. Но только так мне бывает комфортно. Только так я чувствую, что люблю. Только так счастлива. И пусть это эгоистично, но так мне нравится.

    Поэтому скука – это невозможность существовать без кого-то. А проистекает она от любви или от привычки – дело случая. Возможно, это все-таки наш рефлекс и он будет существовать всегда. Главное, чтобы человек, по которому мы скучаем, приходил, когда нам это необходимо!

    ©Ariadna



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!