Почему рассказ называется уроки французского в чем. Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое, какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)

Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.

Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143

Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)

А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику? (она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Откроем стр. 113.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и,в этом вам поможет название предисловия.

И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

Мы справились с задачами урока:

Поговорили о душевном состоянии героя

Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».


Рассказ Распутина «Уроки французского» — это произведение, где автор изобразил небольшой промежуток из жизни деревенского мальчика, который родился в бедной семье, где голод и холод были привычным явлением. Ознакомившись с работой Распутина «Уроки французского» и его , мы видим, что писатель затрагивает проблему сельских жителей, которым приходится адаптироваться к городской жизни, здесь затронута и тяжелая жизнь в послевоенные годы, также автор показал взаимоотношения в коллективе, а еще, и это наверное основная мысль и идея данного произведения, автор показал тонкую грань между такими понятиями, как аморальность и нравственность.

Герои рассказа Распутина «Уроки французского»

Героями рассказа Распутина «Уроки французского» являются учительница французского языка и одиннадцатилетний мальчик. Именно вокруг этих персонажей строится сюжет всего произведения. Автор рассказывает о мальчике, которому пришлось уехать в город, чтобы продолжить свое школьное образование, так как в деревне школа была только до четвертого класса. В связи с этим ребенку пришлось рано покинуть родительское гнездо и самостоятельно выживать.

Конечно, он жил с тетей, но от этого легче не становилось. Тетя со своими детьми объедала парня. Они ели продукты, передаваемые матерью мальчика, которых и так не хватало. Из-за этого ребенок не доедал и чувство голода преследовало его постоянно, поэтому он связывается с компанией мальчиков, которые на деньги играли в игру. Чтобы заработать денег, он решается также с ними играть и начинает выигрывать, становясь лучшим игроком, за что и поплатился в один прекрасный день.

Тут приходит на помощь учительница Лидия Михайловна, которая видела, что ребенок играет из-за своего положения, играет, чтобы выжить. Учительница предлагает школьнику заниматься французским дома. Под видом подтянуть его знания по этому предмету, учительница таким образом решила кормить школьника, но мальчик отказывался от угощений, ведь он был горд. Отказался он и от посылки с макаронами, раскусив замысел учительницы. И тут учительница идет на хитрость. Женщина предлагает ученику играть в игру на деньги. И вот здесь мы видим тонкую грань между нравственным и аморальным. С одной стороны это плохо и ужасно, но с другой стороны мы видим добрый поступок, ведь цель этой игры не обогащение за счет ребенка, а помощь ему, возможность справедливо и честно заработать деньги, на которые бы мальчик купил еду.

Учительница Распутина в произведении «Уроки французского» жертвует своей репутацией и работой, всего лишь решившись на бескорыстную помощь, и в этом кульминация произведения. Потеряла работу, так как за игрой на деньги ее и школьника застал директор. Мог ли он поступит иначе? Нет, ведь он увидел аморальный поступок, не разбираясь в мелочах. Могла ли поступить иначе учительница? Нет, так как ей очень хотелось спасти ребенка от голодной смерти. Причем она не забыла о своем ученике и на своей родине, прислав оттуда ящик с яблоками, которые ребенок видел только на картинках.

Распутин «Уроки французского» краткий анализ

Прочитав работу Распутина «Уроки французского» и делая его анализ, мы понимаем, что здесь ведется речь не столько об школьных уроках по французскому, сколько автор учит нас доброте, чуткости, сопереживанию. Автор показал на примере учительницы из рассказа, каким должен быть на самом деле учитель и это не только человек, который дарит детям знания, но и который воспитывает в нас искренние, благородные чувства и действия.

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? уже в твоих закладках.
> Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?
Дополнительные сочинения по данной теме

    Название рассказа "Уроки французского" как будто бы дает ответ на вопрос - Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так - она научила его состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Герой Распутина, одиннадцатилетний мальчик, учился в райцентре, вдалеке от родного села, от матери. Однажды он получил посылку. В ней были макароны, а под ними - несколько больших кусков сахара и две плитки гематогена. Такую
    В рассказе "Уроки французского" писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика - способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И
    Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. В рассказе
    Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой. Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги.
    Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как "деревенский" писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни. Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе "Уроки французского" Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать
    Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Г. Распутина В рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из Сибири. Случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни. Герой рассказа жил в трудное послевоенное время. Он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. Мама отправила мальчика в райцентр. На новом месте он продолжает старательно учиться. Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому. Однако, когда
    Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у

Воспитание души

Библиотечный урок по рассказу В.Распутина «Уроки французского»

Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение;

Раскрыть духовные ценности. Нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;

Способствовать воспитанию этических норм взаимоотношений учащихся.

Ход урока:

1.Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок «Воспитание души» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского». В качестве эпиграфа предлагаю вам слова Распутина: « Быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой души».

Творчество Валентина Распутина неизменно привлеает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев.

2. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич родился в сибирском поселке Усть-Уда. Детство его частично совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел в 1944 г. Окончив 4 класса, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были 5-й и последующие классы, находилась в районном центре, а это целых 50 километров от родной деревни, не наездишься каждый день, надо было перебираться и привыкать жить без родителей, одному. « Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь»,- писал Валентин Распутин. После окончания в 1959 году историко-филологического факультета Иркутского университета работал 7 лет собственным корреспондентом молодежных газет на стройках Сибири. В 1966 г. Изданы его первые книги очерков и рассказов. С 1970 года выходят одна за другой: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар».

Распутина считают писателем деревенским. Еще в конце 60-х-начале 70-х годов он поддержал других писателей, которые в полный голос говорили о корнях народного бытия, об исчезновении нравственных основ исконной деревенской жизни. В его произведениях слышится ностальгия по ушедшей цивилизации.

Большое внимание Распутин в своих произведениях уделяет теме детства. В повестях и рассказах дети существуют в контексте взрослой жизни. Отношение к ним взрослых является мерилом человечности или доказательством жестокого равнодушия. Писатель говорит о внезапном вторжении трагических событий в мир детства, о катастрофическом переживании неблагополучия в жизни близких, о преданном доверии. Он погружает своих героев в эмоциональное состояние, вызванное неожиданным открытием своего одиночества.

Книги, считает писатель, учат не жизни, а чувствам. Его юные герои чувством постигают мир, и важно, чтобы они нашли себя в меняющемся мире, не отчаиваясь, не потеряв веру, надежду и любовь.

Распутин верит и надеется на возрождение человеческой души, падшей, запутавшейся в противоречиях, идущей по неверной дороге. На это указывают открытые финалы его произведений.

Писатель убеждает всех писателей « быть вместе и понимать друг друга в своей службе единому Богу – нравственному и возвышенному воспитанию человеческой душ

3. Вопросы для обсуждения:

. Почему мама отправила его учиться в район?

(Он не мог в деревне получить достойное образование, а мальчик способный, «в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».)

. Какие чувства испытывал главный герой, оказавшись вдали от дома?

(Чувство одиночества, тоски по дому. По деревне, обиды, злости: продукты, которые мама привозила, странным образом исчезали, и мальчик голодал. « Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».)

Почему главный герой отказался возвращаться в деревню, когда мама позвала его с собой, ведь ему было плохо одному?

(Во-первых, главный герой хотел учиться, тем более, что он был успешным в учебе – по всем предметам, кроме французского, у него были пятерки, а во-вторых, он был первым, кого отправляли из деревни в район учиться, это было ответственно, в него верили, и он не мог подвести.)

. С чего началась драка? Как в ней были распределены силы?

(Главный герой играл лучше остальных ребят, в результате выигрывал больше денег. Старшие мальчики Вадик и Птаха не могли с этим смириться. Они чувствовали, что сила на их стороне, затеяли драку.)

. Какой урок получил главный герой, играя в «чику»?

(«Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».)

. Какие чувства испытывал главный герой во время драки и после него?

(Чувство досады и обиды: « Обида перехлестнула во мне страх, ничего на свете я больше не боялся. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово… Не было в этот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня».)

. Почему же он после пережитых чувств опять пришел играть?

(«Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я. Но больше всего подгонял голод».)

. Зачем учительница французского пригласила мальчика домой заниматься?

(Она видела, что он способный, но ему очень одиноко, ему приходится голодать и играть в «чику» на деньги, чтобы купить молоко(он болен малокровием). Она решила выручить его. После занятий Лидия Михайловна пригласила ученика вместе с ней отужинать, но он отказался.)

Учительница отправила на школу своему ученику посылку с продуктами, зачем? Почему мальчик не взял посылку, хотя был голоден, и как он догадался, что посылка не от мамы?

(Лидия Михайловна понимала, что по-другому она не сможет его поддержать – он не возьмет. «Я знаю, ты голодаешь. А я живу одна, денег у меня много… Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни?.. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя» ,- сетовала Лидия Михайловна. Кроме нее, мальчику некому было помочь. В посылке были макароны, сахар и гематоген – эти продукты в деревне не продавались, поэтому герой сразу понял, что отправляла посылку не мама. Главный герой не взял посылку, потому что считал это унизительным.)

Играть на деньги– некрасиво и неправильно. Но почему учительница приглашает сыграть в «пристенок» своего ученика? Что ею руководило?

(Возможно, она хотела ему доказать, что жалость не унижает человека, она пытается проявить участие в судьбе этого мальчика, уделить ему внимание; во время игры она мошенничала, чтобы мальчик мог выиграть деньги и купить себе продукты, он не взял бы деньги просто так, а игра эта позволяла это сделать.)

. Почему рассказ так называется – «Уроки французского»?

(Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована.)

4.Заключение

Марк Твен сказал: « Быть добрым – благородно, но учить добру других – еще более благородно».

Так и книги Валентина Распутина учат простым и важным ценностям!

Как вы объясняете название рассказа?

Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного ге­роя к себе домой на дополнительные заня­тия французским языком, много разгова­ривала и пыталась угостить ужином. Уро­ки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только по­могли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически ав­тор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманнос­ти, цель которых - как-то помочь мальчи­ку, отогреть его душевно.

Кратко расскажите о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.

В рассказе описываются автобиогра­фические события 1948 года.

Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолже­ния учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему про­дуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голод­ные дети.

Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предва­рительные сведения о жизни и учебе под­ростка составляют экспозицию рассказа.

Мальчик любил игры, которые разви­вали ловкость, точные движения. В рай­центре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших под­ростков, в совершенстве овладевает их иг­рой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководи­тель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то по­мочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для до­полнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт. Дополнительные уроки не только по­могают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно зани­маться, почитать дальние тексты в учеб­нике, заглянуть в словарик.

Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые не­возможно купить в деревне, Лидия Ми­хайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, ко­торая при всей ее «непедагогичности» ста­новится орудием доброты. Мальчик чест­но выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от мало­кровия молоко. Игра также сближает под­ростка и его учительницу.

Эпизоды игры - кульминационные мо­менты рассказа. Развязка наступает нео­жиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андре­евич, педагог и школьный администра­тор, пораженный шумом в квартире Ли­дии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, - задыхаясь, произнес он. - Это преступление. Растление. Сов­ращение. И еще, еще… Я двадцать лет ра­ботаю в школе, видывал всякое, но та­кое… - И воздел руки над головой». Ли­дия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее ни­когда не видел.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!