Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в Зарубежной Азии? Масштабы и темпы урбанизации.

В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей.

В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. - уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.

Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался настоящий «городской взрыв». Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 1960-е гг. во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10-15, а то и 20-25 % в год! В 1970-1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5-7 %, что означало удвоение его через 10-15 лет. Да и в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 % и только в 1990-х гг. стали снижаться. В результате в Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22 %, в 1980 г. - 29, в 1990 г. - 32, а в 2000 г. - 36 % и в 2005 г. - 38 %. Соответственно и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5 % в 1950 г. до 11,2 % в 2005 г.

Как и во всем развивающемся мире, «городской взрыв» в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.

Но особенно наглядно эту отличительную черту африканского «городского взрыва» можно продемонстрировать на примере роста числа городов-миллионеров. Первым таким городом еще в конце 1920-х гг. стал Каир. В 1950 г. городов-миллионеров было только два, но уже в 1980 г. стало 8, в 1990 г. - 27, а численность жителей в них возросла соответственно с 3,5 млн до 16 и 60 млн человек. По данным ООН, в конце 1990-х гг. в Африке насчитывались уже 33 агломерации с населением более 1 млн человек, которые концентрировали 1 / 3 всего городского населения, а в 2001 г. агломераций-миллионеров стало уже 40. Две из этих агломераций (Лагос и Каир) с населением более 10 млн человек уже вошли в категорию сверхгородов. В 14 агломерациях численность жителей находилась в пределах от 2 млн до 5 млн человек, в остальных - от 1 млн до 2 млн человек (рис. 2). Однако в последующее пятилетие некоторые столицы, например, Монровия, Фритаун, выбыли из числа городов-миллионеров. Это объясняется нестабильной политической обстановкой и военными действиями в Либерии и Сьерра-Леоне.

Рассматривая процесс «городского взрыва» в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связано промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные явления. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширъ (а не вглубъ, как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация, свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 1970- 1990-х гг. городское население Африки возрастало в среднем на 4,7 % в год, в то время как их ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7 %. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких, как безработица, жилищный кризис, преступность и т. п. Положение только усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Понт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.

Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго - 67, в Анголе - 61, в Чаде - 55, в Буркина-Фасо - 52, еще в нескольких странах - от 40 до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) - 80 %, в Судане (Хартум) - 75, в Анголе (Луанда) - 70, в Тунисе (Тунис) - 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) - 60 %.

Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.

В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире - 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX-XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.

Рис. 2.

В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых - Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них - даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР - остаются еще очень ощутимыми.

В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной - 22, в Центральной - 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10), Уганда (13), Буркина-Фасо (18), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода - Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км 2) занимает одно из первых мест в мире. Ю. Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на «туземную», «деловую» и «европейскую» части.

Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход «городского взрыва» в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении - до 44 %. Подсчитано, что если в 2000-2015 гг. темпы роста городского населения будут в среднем держаться на уровне 3,5 % в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50 %, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17 %. По всей видимости, в 2015 г. число африканских агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, но численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 млн и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 млн до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54 %. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70 %, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47 %. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.

В разделе на вопрос для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации? заданный автором Голосовать лучший ответ это Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).
По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название “городской взрыв“. Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.
Темпы урбанизации непосредственно связаны с ее уровнем. В развитых странах уровень урбанизации высок, доля городского населения во многих странах достигает 80% и более, поэтому дальнейший рост доли городского населения практически невозможен.
Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Ответ от Вровень [гуру]
в данный момент да, ну и азиатские тоже. Африка - конечно более яркий пример


Ответ от Восходитель... [гуру]
Среди всех стран Африки самые высокие темпы урбанизации (6,3 процента в год, что в три раза выше среднемирового показателя) зарегистрированы в Малави.
Городские земли: Африка
В то время как большая часть (62,1 процента) населения Африки все еще относится к сельскому, темпы урбанизации, составляющие около 4 процентов в год, – самые высокие в мире, они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (United Nations Population Division 2001). По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5 процента в год, а это означает, что за период с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17 процентов (United Nations Population Division 2001).
Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54 процента; затем идут Западная Африка (40 процентов) , Южная Африка (39 процентов) , Центральная Африка (36 процентов) и острова западной части Индийского океана (32 процента). Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23 процента населения проживают в городах (United Nations Population Division 2001).

Первая черта – быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах.

В 1900 г. в городах жило около 14% населения мира, в 1905г. – 29%, а в 1990г. – 45%. В среднем городское население ежегодно увеличивается примерно на 50 млн. человек. К 2000г. согласно прогнозам демографов, доля горожан может превысить 50%.

Вторая черта – населения и хозяйства в основном в больших городах. Это объясняется прежде всего характером производства, усложнение его связей с наукой, образованием. Кроме того, большие города обычно полнее удовлетворяют духовные запросы людей, лучше обеспечивают обилие и разнообразие товаров и услуг, доступ к хранилищам информации.

В начале XX века в мире насчитывалось 360 больших городов, в которых проживало лишь 5% всего населения. В конце 80-х г.г. таких городов было уже 2,5 тыс., а доля их в мировом населении превысила 1/3. К началу XXI века число больших городов достигнет 4 тыс.

Среди больших городов принято особо выделить крупнейшие города миллионеры с населением свыше 1 млн. жителей. Исторически первым городом был Рим во времена Юлия Цезаря.

В начале XX века их было всего 10, в начале 80-х г.г. – более 200, а к концу столетия число их, видимо, превысит 400. В России в 1992г. насчитывалось 13 таких городов. Более 30 “супергородов” мира уже имеют свыше 5 млн. жителей каждый.

Третья черта – “распознание“ города расширение их территорий. Для современной урбанизации особенно характерен переход от компактного города к городским агломерациям - территориальным группировкам городских и сельских поселений. Ядрами крупнейших городских агломераций чаще всего становятся столицы, наиболее важные промышленные и портовые центры.

Крупнейшие городские агломерации сложились вокруг Мехико, Токио, Сан-Паулу и Нью-Йорка: в них проживают по 16-20 млн. человек. В России из нескольких десятков крупных агломераций самая большая - Московская с населением 13,5 млн. человек; она включает около 100 городских и несколько тысяч сельских поселений.

Согласно имеющимся прогнозам к концу XX века число крупнейших агломераций значительно возрастет.

Многие из них трансформируются в еще более крупные образования – урбанизационные районы и зоны.

4. Уровни и темпы урбанизации.

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на 3 большие группы. Но основные различия можно наблюдать между более и менее развитыми странами. В начале 90-х г.г. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 72%, а в развивающихся – 33%.

Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня. В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в последнее время растет сравнительно медленно, а число жителей в столицах и других самых крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы. В развивающихся странах, где уровень урбанизации значительно более низкий, она продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование городского взрыва, стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному “выталкиванию” избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, “трущобная урбанизация” приняла очень большие размеры. Вот почему в ряде международных документов говорится о кризисе урбанизации в развивающихся странах. Но она продолжает оставаться в основном стихийной и неупорядоченной.

В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по регулированию процесса урбанизации, управлению им. В этой работе, которая нередко осуществляется методом проб и ошибок, наряду с государственными органами участвуют архитекторы, демографы, географы, экономисты, социологи, представители многих других наук. Современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из которых носят всемирный характер, а некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные из них - продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

Почти все проблемы мирового народонаселения, как никогда прежде, теснейшим образом переплетаются в процессе мировой урбанизации. В наиболее концентрированной форме они проявляются в городах. Там же сконцентрировано – очень часто до крайних пределов - само население и производство. Урбанизация - сложнейший многообразный процесс, затрагивающий все стороны мировой жизни. Поэтому он получил широкое отражение в литературе, прежде всего в экономико - и социально – географической. Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.

Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230.Городской образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более распространяются в сельской местности большинство стран мира. В развивающихся странах урбанизация в основном идет “вширь” в результате массового притока в большие города переселенцев из сельской местности и малых городов. По данным ООН, в 1995 г. доля городского населения в развивающихся странах в целом составила 38% , в том числе в наименее развитых – 22%. Для Африки этот показатель был 34%, для Азии – 35%. А вот в Латинской Америке горожане составляют ныне большинство населения: 74%, в том числе Венесуэле – 93%, в Бразилии, на Кубе, в Пуэрто-Рико, Тринидаде и Тобаго, Мексике, Колумбии и Перу – от 70% до 80% и т.д. Лишь в немногих наименее развитых государствах (Гаити, Сальвадор, Гватемала, Гондурас) и в малых островных странах Карибского бассейна горожан менее половины – от 35% до 47%.

Показатели высокого уровня урбанизации формально характерны для сравнительно немногих, наиболее развитых стран Азии и Африки. Однако фактически и эти, и некоторые другие страны Азии имеют различные черты давней, даже древней урбанизации (Китай, Индия, страны Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.). Высокая доля горожан, кроме, стран городов (Сингапур, Сянган, Аомынь), у близких к ним по характеру расселения некоторых арабских государств, особенно нефтедобывающих: Кувейта (97%), Катара (91%), ОАЭ (84%), Иордании (72%). Очень большая доля горожан характерна так же для наиболее развитых государств на крайнем западе Азии: Израиля (91%), Ливана (87%), Турции (69%).

В индустриально развитых странах урбанизация “вширь” давно исчерпала себя. В XXI веке большинство их вступают практически сплошь урбанизированными. В Европе горожане составляют в среднем 74% населения, в том числе в Западной – 81%, в отдельных странах – еще более: в Бельгии – 97%, Нидерландах и Великобритании – 90%, в ФРГ – 87%, хотя кое – где заметно меньше: в Австрии, например – 56%, в Швейцарии – 61%. Высока урбанизированность в Северной Европе: в среднем, а также в Дании и Норвегии – 73%. Заметно меньше она в Южной и Восточной Европе, но, конечно, при других показателях урбанизации, выше, чем в развивающихся странах. В США и Канаде доля городского населения достигает 80%.

Доля экономически развитых стран ныне характерна урбанизация “вглубь”: интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломираций и мегополисов. Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни. Городское население промышленно развитых стран сейчас практически не растет.


В последнее время в печати появились новые сведения о прогнозах численности населения Африки на 2050 г. По сравнению с предыдущими они отражают повышательную тенденцию и исходят из того, что в середине XXI в. население континента достигнет почти 2 млрд человек (21 % населения Земли). При этом в таких странах, как Того, Сенегал, Уганда, Мали, Сомали, за первую половину XXI в. население должно увеличиться в 3,5–4 раза, а в ДР Конго, Анголе, Бенине, Камеруне, Либерии, Эритрее, Мавритании, Сьерра-Леоне, Мадагаскаре – в 3 раза. Соответственно к 2050 г. население Нигерии предположительно достигнет 258 млн человек, ДР Конго – 177, Эфиопии – 170, Уганды – 127, Египта – 126 млн человек. От 50 до 100 млн жителей будут иметь Судан, Нигер, Кения и Танзания.

2. Уровень и темпы урбанизации Африки

В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей.

В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. – уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.

Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался настоящий «городской взрыв». Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 1960-е гг. во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10–15, а то и 20–25 % в год! В 1970–1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5–7 %, что означало удвоение его через 10–15 лет. Да и в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 % и только в 1990-х гг. стали снижаться. В результате в Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22 %, в 1980 г. – 29, в 1990 г. – 32, а в 2000 г. – 36 % и в 2005 г. – 38 %. Соответственно и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5 % в 1950 г. до 11,2 % в 2005 г.

Как и во всем развивающемся мире, «городской взрыв» в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.

Но особенно наглядно эту отличительную черту африканского «городского взрыва» можно продемонстрировать на примере роста числа городов-миллионеров. Первым таким городом еще в конце 1920-х гг. стал Каир. В 1950 г. городов-миллионеров было только два, но уже в 1980 г. стало 8, в 1990 г. – 27, а численность жителей в них возросла соответственно с 3,5 млн до 16 и 60 млн человек. По данным ООН, в конце 1990-х гг. в Африке насчитывались уже 33 агломерации с населением более 1 млн человек, которые концентрировали 1 / 3 всего городского населения, а в 2001 г. агломераций-миллионеров стало уже 40. Две из этих агломераций (Лагос и Каир) с населением более 10 млн человек уже вошли в категорию сверхгородов. В 14 агломерациях численность жителей находилась в пределах от 2 млн до 5 млн человек, в остальных – от 1 млн до 2 млн человек (рис. 2). Однако в последующее пятилетие некоторые столицы, например, Монровия, Фритаун, выбыли из числа городов-миллионеров. Это объясняется нестабильной политической обстановкой и военными действиями в Либерии и Сьерра-Леоне.

Рассматривая процесс «городского взрыва» в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связано промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные явления. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширъ (а не вглубъ, как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация, свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 1970– 1990-х гг. городское население Африки возрастало в среднем на 4,7 % в год, в то время как их ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7 %. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких, как безработица, жилищный кризис, преступность и т. п. Положение только усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Понт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.

Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго – 67, в Анголе – 61, в Чаде – 55, в Буркина-Фасо – 52, еще в нескольких странах – от 40 до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) – 80 %, в Судане (Хартум) – 75, в Анголе (Луанда) – 70, в Тунисе (Тунис) – 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) – 60 %.

Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.

В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире – 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX–XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.

Рис. 2. Агломерации-миллионеры в Африке, стр. 305.

В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых – Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них – даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР – остаются еще очень ощутимыми.

В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной – 22, в Центральной – 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10), Уганда (13), Буркина-Фасо (18), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода – Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км 2) занимает одно из первых мест в мире. Ю. Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на «туземную», «деловую» и «европейскую» части.

Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход «городского взрыва» в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении – до 44 %. Подсчитано, что если в 2000–2015 гг. темпы роста городского населения будут в среднем держаться на уровне 3,5 % в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50 %, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17 %. По всей видимости, в 2015 г. число африканских агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, но численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 млн и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 млн до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54 %. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70 %, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47 %. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.

Заключение

В заключении хотелось бы сделать следующие выводы:

Доля населения стран Африки имеет тенденцию к неуклонному увеличению;

В отличие от смертности, в Африке в отношении рождаемости продолжается традиционное демографическое поведение, ориентированное на сохранение ее показателей на высоком и даже очень высоком уровне;

Среди Африки есть десятки очень небольших по численности населения, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения;

В большинстве стран Тропической Африки смертность в последние годы растет из-за продолжающейся эпидемии СПИДа.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что своего пика относительные темпы роста численности населения Земли достигли в 60-е гг. прошлого века; а с конца 80-х гг. началось снижение и абсолютных темпов роста численности населения мира. В настоящее время темпы роста населения снижаются практически во всех странах мира; и можно говорить, что мы живем в эпоху окончания демографического взрыва. Вместе с тем, угроза достижения уровнями относительного перенаселения катастрофических значений до сих пор сохраняется применительно к отдельным странам, где скорость демографического роста остаётся до сих пор исключительно высокой, а замедляется она недостаточными темпами (прежде всего речь идёт о странах Тропической Африки, таких как Нигер, ДРК, Ангола и т. д.).

Список использованной литературы

1. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1–2. – М.: Сов. энцикл., 1986–1987.

2. Брук С. И. Население мира. Этнодемографиче-ский справочник. – М.: Наука, 1986.

3. Валентей Д. И., Кваша А. Я. Основы демографии. – М.: Мысль, 1989.

4. Джитревский Ю. Д.Африка. Очерки экономической географии. – М.: Мысль, 1975.

5. Ионцев В. А. Международные миграции населения. – М.: Диалог: МГУ, 1999.

6. Копылов В. А. География населения: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1998.

7. Лаппо Г. М. География городов: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1997.

8. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. I: Общая характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006.

9. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. II: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2006.

10. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебное пособие для вузов. – М.: Межд. отношения, 1999.

11. Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

12. Расы, народы, нации и народности: Энциклопедический справочник «Весь мирз. – Минск; М.: Харвест: АСТ, 2002.

13. Симагин Ю. А. Территориальная организация населения. Учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К". 2005.

14. Современная демография/Под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. – М.: МГУ, 1995.

15. Страны Африки. Политико-экономический справочник. – М.: Политиздат, 1988.

В то время как большая часть (62,1 процента) населения Африки все еще относится к сельскому, темпы урбанизации, составляющие около 4 процентов в год, – самые высокие в мире, они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (United Nations Population Division 2001). По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5 процента в год, а это означает, что за период с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17 процентов (United Nations Population Division 2001).

Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54 процента; затем идут Западная Африка (40 процентов), Южная Африка (39 процентов), Центральная Африка (36 процентов) и острова западной части Индийского океана (32 процента). Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23 процента населения проживают в городах (United Nations Population Division 2001). Среди всех стран Африки самые высокие темпы урбанизации (6,3 процента в год, что в три раза выше среднемирового показателя) зарегистрированы в Малави.

В Африке не просто увеличивается численность городского населения, но растут как сами города, так и их количество. В настоящее время на континенте насчитывается 43 города с населением свыше 1 млн. жителей, причем ожидается, что к 2015 году их может стать почти 70 (United Nations Population Division 2001).

Высокие темпы урбанизации в Африке – это результат миграции сельского населения в города, прироста населения и (в отдельных случаях) военных конфликтов. Люди покидают сельскую местность изза снижения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста безработицы, отсутствия доступа к основным фондам материальной и социальной инфраструктуры. Однако надежда на более высокий доход и уровень жизни в городах осуществляется редко, поэтому и там возрастает количество бедного населения. В г. Морони (Коморские острова) 40 процентов населения живут в бедности (RFIC 1997), а в ЮАР на приусадебных участках примерно 45 процентов городских домов жители выращивают сельскохозяйственные культуры или держат домашний скот, чтобы обеспечить себя продуктами питания (UNDP 1996). Природные катастрофы и военные конфликты также стали причиной того, что многие люди стали покидать сельские районы и искать убежища в городских центрах. В Мозамбике из-за гражданской войны 80-х годов 4,5 млн. сельских жителей переселились в города (Chenje 2000), а третье по величине поселение в Сьерра-Леоне – лагерь перемещенных лиц (UNCHS 2001b).

Программы развития городов
  • С 1985 года в Гане более широко, чем где бы то ни было в Африке, осуществлялся целый ряд проектов городского развития. В результате к 2000 году уличшилось обслуживание примерно полумиллиона жителей пяти крупных городов (United Nations Population Division 2001).
  • В 1998 году по инициативе негосударственных и общественных организаций с целью создания условий для профилактики преступлений началась реализация программы “Дарэс-Салам – безопасный город”. В рамках этой программы создаются рабочие места, организуются общественные группы охраны порядка, проводится анализ статистики преступлений. Затем подобные программы стали осуществляться в Абиджане, Антананариву, Дакаре, Дурбане, Йоханнесбурге и Яунде (UNCHS 2001b).
  • В 1997 году в ЮАР было построено более 200 дешевых домов, оснащенных экологически приемлемым оборудованием, в том числе двойными смывными туалетами и солнечными батареями, чтобы снизить потребности в электроэнергии, необходимой для отопления и приготовления пищи. Эти дома были построены для спортсменов, принимавших участие во Всеафриканских Играх, а позднее переданы жителям Александрии, одного из худших трущобных районов Йоханнесбурга (Lyeratt 1999).

По причине замедленного экономического роста во многих африканских странах, отсутствия должных стратегий развития и увеличения количества небольших жилых домов и земельных участков развивающаяся инфраструктура не в состоянии удовлетворить бурно возрастающие потребности городского населения в жилье и обслуживании. В результате во многих африканских городах появляется все больше перенаселенных неофициальных районов, или “бидонвиллей”, построенных неизвестно из чего и плохо обеспеченных такими элементами инфраструктуры, как дороги, уличное освещение, водопровод, канализация и удаление бытовых отходов. Нередко такие жилые районы возникают в неподходящих для застройки местах – на крутых склонах, в оврагах и на затопляемых поймах. Неадекватная архитектура домов и слабая планировка этих поселений способствуют снижению безопасности и росту преступности в африканских городах (Shaw and Louw 1998).

Правительства и местные власти пытались решить проблему нехватки жилья и обслуживания путем увеличения объемов строительства. Например, в ЮАР за последние шесть лет введено в строй свыше 1 млн. дешевых жилых домов (DoH South Africa 2000). Однако отсутствие знаний о ресурсосберегающих технологиях в строительстве привело к тому, что в результате образовались громадные количества строительного мусора, который почти нигде не перерабатывается для вторичного использования (Macozoma 2000). Кроме того, новые жилые массивы чаще возникают на свободных местах по периферии городов, чем на слабо используемых землях в пределах городской черты, тем самым заставляя расширять сеть коммуникаций, а не использовать более интенсивно уже существующую инфраструктуру. Сейчас внимание стали уделять комплексному планированию развития, и в некоторых странах разрабатываются стратегии жилищного строительства, отвечающие требованиям экологически безопасных условий проживания.

К основным экологическим проблемам, существующим в африканских городах, можно отнести организацию вывоза бытовых отходов, водоснабжение и канализацию, а также загрязнение воздуха в городах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!