Подробный план урока по русскому языку. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе

Конспект урока по русскому языку. Составитель: Алексеева Л.В.

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель : учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова .

Задачи :

    Обучающие :

      формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;

      формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;

      способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;

    развивающие :

    развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;

    развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;

    развитие рефлексии и адекватной самооценки;

    воспитательные:

    воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);

    воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям, семье.

Тип урока : открытие нового знания.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно- диалогический.

Оборудование : учебник: Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 3 класс, 1 часть», компьютер., мультимедийный проектор.

Структура урока:

    Организация внимания учащихся. Психологический настрой

    Минутка чистописания.

    Словарная работа.

    Постановка учебной проблемы.

    Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.

    Выход из проблемы путем побуждающего диалога.

    Постановка цели.

    Открытие нового знания. Наблюдение над словами с непроизносимыми согласными в корне слова.

    Поиск решения учебной проблемы.

    Постановка темы урока. Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.

    Физминутка для глаз.

    Подводящая беседа к формулированию правила.

    Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.

    Динамическая физминутка.

    Закрепление изученного.

    Работа с деформированным предложением.

    Устная работа с использованием экранов (средств обратной связи).

    Работа в парах.

    Самостоятельная работа.

    Подведение итогов.

    Выводы и обобщения.

    Самооценка детей.

    Пожелание ребятам Осени.

    Домашнее задание.

Ход урока.

    Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

Я предлагаю вам сегодня провести урок под девизом: Ужас?но интерес?но всё то, что неизвес?но. Ребята, удивило ли вас что-либо в этой надписи?Как вы думаете, зачем я поставила эти знаки?Разделите буквы на две группы

Аои е я вдт л? Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Как бы вы назвали такие согласные? (Неслышимые, незвучные, молчаливые, скрытые…)

Откройте учебники на стр.59 и сравните свои предложения с тем, что предлагают нам авторы учебника.

Так как по научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые)

Тема: Слова с непроизносимыми согласными в корне.

Так чего мы еще не знаем? (Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно)

Сегодня на уроке мы попробуем исследовать эту проблему.

Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Учимся грамотно писать слова)

    Словарная работа.

На карточке закрасьте безударную гласную.

Поднимите карточку. Охарактеризуйте какие звуки обозначает данная буква.

    Минутка чистописания.

На минутке чистописания пропишем строчную с.

Пропишите 3 раза по 7 с.

Сколько букв прописали. Почему? Если к семь прибавить я, что получится? (семья)

Какие орфограммы? Напишите 2 слова на разделительный мягкий знак.

Правило для счастливой семьи

    Актуализация заданий

Подготовительная игра «Исключи лишнее слово»

Прочитайте и исключите из цепочек лишние слова по какому-либо признаку, так, чтобы в них осталось одно слово (причину обоснуйте):

    Липа,ведра, листья, слезинка

    Береза, осина, ракета, пенек

    Рыжик, снежок , Чижик, Бобик

Запишите лишние слова, и записывая к ним проверочные слова.

Пенек – пень; снежок – снег; слезинка - слезы.

Взаимопроверка

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища.

Почему именно эти слова вы выбрали как проверочные? (т.к. безударная гласная стала ударной, и сверьтесь с доской)

Поиск решений.

Так какой у нас возникает вопрос? Узнать, как пишутся эти слова.

Давайте проведем исследование.

1. Солнышко весело улыбнулось нам. (Найти главные члены предложения.)

2. Солнечный лучик проник в комнату. (Определить части речи и подписать их)

3. Из-за тучи выглянуло яркое солнце. (Выписать однокоренные слова (солнечный, солнышко, солн це)).

Прочитайте слова «про себя», вслух.

Что заметили? (это однокоренные слова). Докажите. (Имеют одинаковый корень и смысл). Запишите эти слова в тетрадь в столбик. Выделите корень.

Посчитайте количество букв и звуков

Так нужно ли писать согласную в слове, если ее не слышно? Что мы помним о написании корней? (Корни пишутся одинаково)

Молодцы! Интересные названия придумали.

Проверим наше предположение с научным текстом в учебнике. (Чтение формулировки правила в учебнике) Верно ли было наше предположение?

Работа в парах.

Выпишите только те слова, в которых есть непроизносимый согласный. Укажите количество букв и звуков.

Трубка, стена, вестник,

косточка, лесник, сердце,

здравствуй, зарядка, земля,

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Оцените своих товарищей.

Достань рукой

Звездное небо

Прелестный цветок

Горная местность известный писатель

Коллективная проверка написанного.

Групповая работа

Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение

ДЕВИЗ: Вместе мыслить интересней!

Мы сотрудничаем вместе!

Позади веселое лето. Прошла золотая осень. Стоят дождливые дни. Подул порывистый ветер. Послышалось, что кто-то зовет.

ненастные

яростный

радостное

Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы. Они принесли самые долгожданные морозы.

здравствуй

вестники

V. Домашнее задание

По выбору с.118 упр.233; с.122.упр 243

Спасибо за совместный труд.

Мои пожелания:

Будьте как, солнце красивыми!
Будьте ПРЕЛЕСТНЫМИ, милыми!
Между собою ЧЕСТНЫМИ!
Будьте всегда СЧАСТЛИВЫМИ!

Мы многое узнали! Давайте теперь вспомним девиз нашего урока. Теперь вы самостоятельно сможете вставить вместо вопросительных знаков пропущенные буквы. «Ужасно интересно, все то, что неизвестно!»

Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога.
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д.
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год . Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану :
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока (5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока . Но карточки , которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы .
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.

Русский язык

Тема: Три склонения имён существительных.

Цель урока: а) Дать понятие о трёх типах склонения имён

Существительных в единственном числе.

Б) Познакомить с распознаванием типа склонения

по окончанию и по роду.

В) Обогащать словарный запас учащихся.

Г) Научить работать в группе.

Д) воспитание чувства дружбы и доброты.

Ход урока.

1 . Организационный момент.

У. -Здравствуйте, ребята.

Д. Долгожданный был звонок-

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

У. Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть!

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут вам сделать новые открытия. Желаю вам успеха.

2. Повторение изученного.

У.Сегодня наша задача найти новые знания об имени существительном. Но сначала давайте повторим то, что мы знаем об имени существительном.

Что такое имена существительные, и на какие вопросы они отвечают? (ответы учащихся)

Какие бывают имена существительные ? (существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные)

Как изменяются имена существительные? (по родам, по числам, по падежам)

У. Теперь посмотрите на доску и читайте.

(На доске написаны словосочетания)

Ехали (по) ш.с.е

Ели з.фир

Купил п.льто

Вышел (из) м.тро

Идти (на) т.ран

Цвели (на) г.зоне

У.Что написано на доске?

Д. На доске написаны словосочетания.

У. Прочитайте их хором. Запоминайте словосочетания. Через несколько минут я закрою существительные, а вы, ориентируясь на первое слово, напишите словосочетания полностью.(дети пишут на черновиках и проверяют друг друга, потом по одному выходят и пишут на доске словосочетания, проверяют орфограммы, объясняют правописания слов с предлогом и указывают падежи существительных)

У. На какие две группы можно разделить эти словосочетания по составу?

Д. Словосочетания купил пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного, а остальные состоят из глагола и существительного с предлогом.

У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания в зависимости от рода существительных.

Д . Ехали по шоссе, купил пальто, вышел из метро – существительные среднего рода, а в остальных словосочетаниях мужского рода.

У. Ещё на какие две группы можно разделить эти словосочетания?

Д. Шоссе, пальто, метро – несклоняемые, а зефир, таран, газон – склоняемые существительные.

У. А что такое склонение?

Д. Изменение имён существительных по падежам – называется склонением.

У. Просклоняйте слово зефир.(один ученик работает на доске, потом работа проверяется)

Минутка чистописания

У. На минутке чистописания мы будем писать три буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже.

Д. Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, которая стоит в вин.падеже.

У. Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которая стоит в дат. падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Это буква о . Она находится в несклоняемом существительном шоссе , которая стоит в дат. падеже.

У. Третья буква в несклоняемом существительном, которая стоит в род. падеже , означает парный глухой твёрдый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?

Д. Это буква т . Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твёрдый согласный звук [ т ].

У. Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.

Д . аот оат аот оат аот… … … (на доске)

Я тетрадочку открою

И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

Словарно-орфографическая работа

У. Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Для этого соедините первые слоги существительных мужского рода, которые находятся в предложном падеже, в винительном падеже без предлога, в винительном падеже с предлогом. Какое это слово?

Из каких слов вы его составили?

Д. Это слово газета. Мы его составили из слов на га зоне, зе фир, на та ран.

У. На доске написано определение понятия газета. Давайте, прочтём его хором.

Газета- это периодическое издание в виде больших листов, которое выходит несколько раз в неделю и отражает события в нашей стране и за рубежом.

У. Какие слова вы не понимаете? (объяснение непонятных слов на татарском языке)

У. Слово газета – пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение « мелкая монета». Первая газета появилась в 1563 году в итальянском городе Венеции. Тогда газеты были рукописные, продавались только для прочтения. За чтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу.

Найдите слово газета в орфографическом словаре. Напишите его в тетради, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную а .

У. Охарактеризуйте слово газета как часть речи.

Д. Слово газета- имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, в единственном числе.

У. Это существительное склоняемое или несклоняемое?

Д. Газета- склоняемое существительное.

У. Можете ли вы определить, какого именно склонения данное слово?

Д. Нет, не можем, потому что мы не знаем, какого склонения бывают существительные.

У. Вы догадались, какая будет тема сегодняшнего урока?

Д. Сегодня на уроке мы должны узнать, какого склонения бывают имена существительные и как определить склонение существительных.

Изучение нового материала

У. Напишем словарный диктант. (Один ученик у доски)

1.Это культурное учреждение, там берут книги. (Библиотека)

2. Там растут культурные растения. (Поле)

3. Человек, который учит детей. (Учитель)

4. Дуб- это … (Дерево)

5. Планета, на которой мы живём. (Земля)

6. Отец моего папы. (Дедушка)

7. Природная зона, на которой растут тюльпаны. (Степь)

8. Брат моего отца. (Дядя)

9. Любимая овощ зайца. (Морковь)

10. Там растёт много деревьев. (Лес) (Проверка)

У. Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, -я

Д. Библиотек а , земл я .

У. пишет на доске:

Сущ. ж.р.

библиотека,

земля

У. Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, -я.

Д. Дедушк а , дяд я .

У. пишет на доске:

Сущ. ж.р. Сущ. м.р.

библиотека дедушка

земля дядя

У. Назовите существительные мужского рода с нулевым окончанием.

Д. Лес, учитель.

У. пишет на доске:

Сущ. ж.р. Сущ. м.р . Сущ. м. р.

библиотека дедушка лес

земля дядя учитель

У. Назовите существительные среднего рода и выделите в них окончания.

Д. Поле, дерево.

У. пишет на доске:

Сущ. ж. р. Сущ. м.р. Сущ. м. р . Сущ. с. р .

библиотека дедушка лес поле

земля дядя учитель дерево

У. Определите род и выделите окончания у оставшихся имён существительных.

Д. Существительные морковь, степь женского рода с мягким знаком на конце.

(У. пишет на доске)

У. По каким признакам мы группировали существительные?

Д. Мы группировали существительные по роду и окончанию .

У. С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2, и 3- го склонения.

(Учитель завершает запись)

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение

Сущ. ж.р. Сущ. м.р. Сущ. м. р. Сущ. с. р. Сущ. ж. р.

библиотека дедушка лес поле морковь

земля дядя учитель дерево степь

У. Существительные какого рода и с какими окончаниями относятся к 1- му склонению?

Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.

У. Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

Д. К 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончаниями среднего рода с окончаниями - о,- е.

У. Какие существительные относятся ко 3- му склонению?

Д. . К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

У. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

Д. Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание . По роду и окончанию определить склонение.

У. Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного, надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать его род, выделить окончание.

По роду и окончанию определить склонение.

У. Обобщите наши рассуждения по плану:

Что такое склонение?

Какие существительные относятся к 1- му склонению?

Какие существительные относятся ко 2- му склонению?

Какие существительные относятся к 3- му склонению?

Как определить склонение существительного?

У. Устали? Давайте отдохнём. Я буду называть существительные, а вы, определив их род сделаете физические упражнения по рисунку .(карандаш, город, сорока, тетрадь, яблоко, дверь, платок, деревня, мясо, Коля, папа, одеяло) (м.р. -наклон вперёд, ж.р.-приседание, с.р.- наклон назад)

Закрепление

У. Теперь, давайте потренируемся. К каждой паре даю слова, ваша задача определить их склонение. (Работа в парах,взаимопроверка)

У. Открываем учебники. (стр.76-77)Выполняем упражнение 166-ое письменно.(взаимопроверка)

Молодцы, ребята, я вами очень довольна.

На доске написано стихотворение, Прочитайте его.

Ёж.к кругл.. и к.люч..

Всех к.лол (на) всякий случай,

Думал: «Буду об.жать,

Будут бол.ше уважать.»

Если ты к.люч, как ёж,

То друзей (с) трудом найдёшь.

У. -Вставьте пропущенные орфограммы и докажите, почему так пишутся эти слова?

О ком это стихотворение? О чём он думал? Вы согласны с ним? Хотели бы вы, чтобы у вас был такой «колючий» друг?

Какой должен быть настоящий друг? (ответы детей)

У. Дружбой своих одноклассников особенно нужно дорожить и жить под девизом: «Один за всех и все за одного.

Люди о дружбе придумали очень много песен, поговорок и пословиц. Давайте вспомним пословицы о дружбе .(дети говорят пословицы и поют один куплет песни «Если с другом вышел в путь»)

Итог урока

У. Ребята, вам понравился урок?

Что нового узнали на уроке?

Что такое склонение?

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

Как определить склонение существительных?

Д/з: выучить правило на стр.76, написать мини -сочинение о своём друге.


Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс

Цели:

    закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных

    в корне слова;

    развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;

    воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

    карточки со словами;

    компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

    конверты с яблочками;

    индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?(Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова) .
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова .)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
( Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)

6. Минутка чистописания.

– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

– Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

МБОУ «Алабердинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

План-конспект урока

по русскому языку

Тема урока: «Творительный падеж имён существительных»

Класс 4

Учитель Сулейманова З.Г.

Урок проведен-2.12.13.

Тема урока : «Творительный падеж имён существительных»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель:

Познакомить с особенностями творительного падежа, его значением, предлогами.

Вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.

Учить правильно употреблять имена существительные в творительном падеже.

Научить детей самостоятельно мыслить, обобщать; развивать логическое мышление.

Повторение и закрепление полученных знаний, орфограмм.

Задачи:

-образовательные : на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас; актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного.

- развивающие : развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;

- воспитательные : воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду , расширение кругозора учащихся.

Методы и приёмы : диалогические, исследовательские, алгоритмические, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».

Ход урока:

1.Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (объединяемся в группы для работы на уроке)

Вводно – мотивационный этап

Давайте улыбнёмся друг другу. Поприветствуем своего соседа по лицу, по плечу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Проверьте готовность. Ручка, книжка и тетрадка Всё у вас лежит в порядке.

. (Проверка готовности класса к уроку, записать число, классная работа)

2. Актуализация знаний. Модель ФРЕЙЕР .

Задание1.

- Сейчас мы должны вспомнить все о существительном. Участник№1 берет листы А4, раздает своим соседям. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, вопросы, примеры и противоположные примеры. Для этого сначала сгибаем лист попалам, затем опять сгибаем попалам, находим закрытый угол и сгибаем треугольник. Открываем листочки, по линиям сгиба проводим отрезки. Дается время- 3 минуты.

- Кто готов, покажите это.(Закончить работу фейерверком.)Проверку начинаем с участника№2, стол №1

- Сейчас вы вспомнили определение, вопросы имени существительного. Применим это на практике. Работаете с партнером по лицу.

Модель КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. (Обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга)

Задание2 . Игра «Четвёртое лишнее». Назовите 4-е лишнее слово (слова - на листочках). Затем поменяйтесь с партнерами листочками. Объясните, почему оно лишнее? Дается время- 1 минута.

    Зима, холодный, небо, снежинка.

    Мальчик, играют, дом, улица.

    Я, кормушка, птица, холод.

    Ветер, снег, земля, белым.

    Праздник, весело,танец, игра.

Составьте предложения из данных слов. Дается дополнительное время.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание .

Отгадайте загадки:

1) В немецком языке их 4, в английском языке 2, а в русском и на татарском яз.-6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

Падежи.

Назовите, какие?(ответы учащихся)

2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже(им.п.)

3) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа(винит. п.)

3 .Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок)

А что мы делаем с этими предметами?

Шьем, вяжем, вышиваем, режим, клеем и т.д.

Значит, что мы делаем?

Мастерим, творим.

А на уроках рисования что делаем?

Тоже творим.

Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный).Слайд№1

Как вы думаете,о каком падеже на уроке будем говорить?(о творительном падеже) .

4.Изучение новой темы.

Слайд№2 «Тема урока»

Творительный падеж от слова творю. Самым своеобразным значением творительного падежа в русской грамматике -это: значение орудия, которым что-нибудь делают.

Но кроме этого смысла творительный падеж выражает много разных других значений.(время, место) Слайд№3 «Творительный падеж»

Задание3

Работа по учебнику. Открываем 57 страницу учебника.Упр.92

Физкультминутка. Модель МИКС –ПЭА-ШЭА. Смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают вопрос, используя КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (опроси-опроси-обменяйся карточками)

- Какие существительные относятся к 1склонению?-(отвечает тот, у кого день рожд. ближе)

- Какие существительные относятся к 2склонению?-(тот,у кого рост выше)

- Какие существительные относятся к 3склонению?-(тот, у кого волосы светлее)

На какие вопросы отвечает Р.п.?-(тот, у кого размер обуви меньше)

На какие вопросы отвечает В.п.?-(тот, у кого глаза темнее)

Задание4.

За окном зима. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. Слайд№4

Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.

Проверяем -Слайд№5 Зима укрыла землю белым пушистым ковром.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Каким членом предложения является слово стоящее в Т.п.? (второстепенным)

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении с предлогом или без предлога?

Выделите орфограммы (Зима, ковром –безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание - жи, - ши).

Как проверить безударную гласную в корне слова?(Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

Задание5 .Слайд№ 6. Найдите в предложении существительное в Т.п.

Тепло хлебам под пушистым снегом.

Как употребляется существительное в Т.п.в данном предложении? (с предлогом)

Какой вывод можем сделать о существительном в Т.п.? (употребляется с предлогом и без предлога, является в предложении второстепенным членом) Слайд№7

Задание5. Слайд№8-Составьте предложения и запишите.(или устно)

Задание6 Слайд№9

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .(Подумай-запиши-обсуди в команде)

5.Закрепление.

На какие вопросы отвечает творительный падеж им. сущ.? (кем? чем?), с какими предлогами он употребляется? (над, перед, за, под, с, между).

Какие окончания имеют существительные 1склонения в творительном падеже?

2скл., 3скл.?

Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенным). Слайд№10

6. Рефлексия

Тебе понравился урок?

Что нового узнал?

Модель КОНЭРС (углы)

Каждый из вас должен выбрать 1из 2 ответов на вопрос

Как ты думаешь, что тебе больше помогло сегодня на уроке?

Дружба (взаимопомощь) ?

Знание? Идите к вашим углам и обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол?

Садитесь на свои места, я раздаю вам билетики на выход. Перед вами лежат смайлики, они разного настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению от урока и приклейте под вашим ответом.

Вы все молодцы! Спасибо за урок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!