Подросток интроверт что делать. Особенности воспитания детей-интровертов

Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

Не секрет, что многие родители вольно или невольно пытаются вылепить из ребенка подобие самих себя. Если вы – общительный человек, любящий застолья, шумные компания и массовые мероприятия, то, конечно, вас будет удивлять и даже огорчать то, что ребенок стремится побольше времени провести наедине с собой. Если малыш любит часами играть в одиночестве, у него мало друзей и он настолько закрыт, что даже с родителями не всегда хочет обсуждать, как прошел его день, возможно, бить тревогу рано. Может, он просто интроверт , требующий особого внимания .

Ваш ребенок – интроверт?

Это нелегко – быть интровертом в мире экстравертов, особенно, если ты – ребенок. И еще сложнее, если ни один взрослый в жизни ребенка не распознал этого. Так происходит не только, когда родители являются экстравертами, но и когда родители - интроверты , которые не поняли своей интровертной природы. Многие ошибочно понимают то, что в действительности значит быть интровертом. Это не значит, быть застенчивым, социально тревожным или социально отсталым, или антиобщественным, хотя какие-то из этих характеристик могут возникнуть, если на интровертов давить, и он вынужден вести себя как экстраверт.

Все очень просто: интроверсия является объяснением того, где человек черпает свою энергию – от одиночества или от компании других людей. Те, кто перезаряжает свои батареи через одиночество – интроверты. Те, кому для подзарядки необходимы люди – экстраверты. Эти различия жестко заложены в нас и влияют на все: на то, как работают наши воспоминания; на то, как мы обрабатываем информацию; на то, на чем мы концентрируем внимание, на то, как мы общаемся; на то, как мы используем наше тело. Интроверты , по словам Карла Юнга, заинтересованные во «внутренней жизни ума». Юнг (интроверт ) верил, что мы рождаемся с конкретными преимуществами, которые, по большей части, не меняются с возрастом.

Опыты показывают, что интроверты составляют лишь 20-30% населения, так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что их неправильно понимают. Еще труднее родителям, так как дети не могут сказать, что они – интроверты, они лишь верят, что мама и папа поймут их. Не удивительно, что много вундеркиндов – тоже интроверты. Чтобы быть одержимым чем-то, надо иметь сильную, устойчивую и глубокую заинтересованность, а это часто – черта интровертов.


Признаки того, что ваш ребенок – интроверт:

Он очень, очень хорошо развлекает себя на протяжении длительного времени.
Кажется истощенным после празднований или общественных мероприятий. Требует отдыха.
Он имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве.
Вы должны вытягивать из него информацию о том, как прошел день, или хорошо он провел время с друзьями.
У него очень высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются.
Ваш ребенок очень индивидуален.
Он не любит принимать участие в групповых обсуждениях или если его вызывают для ответа.

Ненавидит ошибаться в общественных местах.
Любит свою собственную компанию.
Не понимает необходимости вести светскую беседу.
Быстро устает в больших группах или толпах.
Отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.

Обратите внимание: многие интроверты могут на самом деле достаточно хорошо чувствовать себя в больших компаниях или справляться с общением. Интроверсия является спектром в диапазоне от тех, кто отдал явное предпочтение одиночеству, к тем, кому нужно уединение только для подзарядки, прежде чем рискнуть еще раз ринуться в толпу. Признаки интроверсии могут появиться в самом начале жизни, часто в первый год. Младенцы-интроверты могут не захотеть пойти на чужие руки, их нервирует чрезмерное внимание в магазине или в парке, они суетятся, когда их личное пространство нарушается.

У родителей детей-интровертов существует три важные задачи:

1) Они должны понять и принять потребность детей в одиночестве,
2) Они должны помочь ребенку понять свои потребности,
3) Они должны выступать в качестве адвоката для своего ребенка в отношениях с другими взрослыми или в других ситуациях, пока ребенок не развил навыки, чтобы делать это самостоятельно.

Интроверты много рассуждают и рефлексируют, подзаряжают свои батарейки одиночеством и покоем. Если они не получают достаточной дозы зарядки, их поведение, производительность и внутреннее состояние будут страдать. У них не будет необходимой энергии, чтобы постигать новое, принимать риски, исследовать, развиваться и процветать. Вдобавок ко времени, интровертам необходимо физическое пространство, какое-то место, где они могут спрятаться и где никто их не прервет, не будет предъявлять требования к ним, пока они перезаряжаются. Это может быть своя комната, а если это невозможно – уединенные области в совместном комнате, особый уютный уголок в доме, где-то, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Иногда интровертным детям так необходимо иметь свое пространство, а взрослые так мало помогают в этом, что они могут в итоге начать физически защищать это пространство, пинать и бить других детей. Несведущим взрослым может показаться, что драка ни о чем, но на самом деле вопрос собственного пространства - это суть конфликта. Важно помнить, что это очень реальные эмоциональные потребности. Если они не довольны – ребенок теряет способность эффективно развиться. Но можете не сомневаться – у интровертов много плюсов! Они самостоятельные, рефлексивные, глубоко интеллектуальные, тихо добиваются успеха, и прекрасно общаются с людьми один на один. Из интровертов получаются отличные художники, ученые, психологи, консультанты, поэты, писатели, архитекторы, математики, историки, инженеры, программисты, преподаватели и дизайнеры.

Некоторые советы, как помочь ребенку-интроверту:

* Дайте ему достаточно времени быть наедине с собой.
* Уважайте его желание молчать.
* Убедитесь, что у него есть личное место, куда он может спрятаться при необходимости.
* Научите его братьев и сестер и других родственников понимать и уважать его потребность в одиночестве.
* Дайте ему время, он должен привыкнуть к новым людям и ситуациям.
* Защитите его от мира, который он может не принимать, цените его интровертные черты, и помогите ему увидеть их как силу.

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комнатаидеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»

Так уж сложилось: когда нам говорят, что тот или иной человек интроверт, мы непременно представляем нелюдимого и совершенно неразговорчивого тихоню.


Такими качествами очень часто наделяют мультипликационных персонажей, противопоставляя их другим героям, чья неуемная энергия вовлекает всех в самые разнообразные ситуации.

Такими антонимичными парами, к примеру, являются бесконечно печальный ослик Иа и неунывающий Винни Пух, хозяйственный домовитый Медведь и беспечная неугомонная Маша, неумолкающий ни на минуту осёл и совершенно неприветливый Шрек.


На самом деле перечисленные особенности характера напрямую не связаны с интроверсией или экстраверсией, эти термины лишь объясняют, откуда человек получает энергию для подзарядки .


И интроверты, и экстраверты могут абсолютно свободно и с удовольствием общаться с другими людьми. Разница лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с радостью принимается за более спокойные, требующие уединения занятия, в отличие от экстраверта, для которого именно общение и является источником энергии, без которого его батарейки быстро сядут.


Если ваш ребенок немного поиграв и пообщавшись с гостями, стремится уединиться в своей комнате или поскорее выставить гостей за дверь, а после дня в школе возвращается домой выжатым лимоном, – не злитесь и не волнуйтесь о том, что у него что-то случилось – просто вашему ребенку для отдыха необходимы тишина и покой.



От большого количества происходящих вокруг него событий его энергия иссякла и ему нужно ее восполнить. А лучшим средством подзарядки для него является перерыв, во время которого он может побыть наедине с собой и заняться любимым делом. Таким может быть, например, рисование, конструирование или чтение книги.


Очень важно это понимать и давать ребёнку возможность побыть в покое. Через какое-то время вы увидите, что он вновь готов к новым свершениям.


Современный мир – мир конкуренции, и он требует от людей определенных качеств: уверенности в себе, настойчивости, движения вперед (те, кто стоят в сторонке, увы, так и останутся на обочине). Многие родители переживают, что их тихое и скромное чадо из-за особенностей своего характера не сможет преуспеть в шумном мире экстравертов, и начинают пытаться их «расшевелить», подталкивая вперед: «Давай делай», «Давай иди – сейчас все пропустишь», лишая их возможности подзарядиться.


А теперь задайте себе вопрос: поможет ли вам скорость добраться до нужного места на автомобиле, у которого полностью сел аккумулятор? Так же и здесь: заставляя ребенка отчаянно двигаться вперед, не давая ему возможности подзарядиться, вы не достигнете желаемого результата .


Что же делать? Как тогда помочь ребёнку достичь успехов?


Главное, что вам нужно знать – это то, что если для всех детей родители имеют важное значение, то для ребёнка-интроверта это утверждение верно вдвойне.

Вашему интроверту нужны именно вы.

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С ИНТРОВЕРТОМ



Настало время углубиться в биологию. Но вдаваться в нудные термины мы не будем, поскольку вам нужно уяснить одно: отличия интровертов и экстравертов обусловлены особенностями работы их нервной системы.


Их мозг использует разные отделы нервной системы, давая интроверту сигнал «отдыхай и переваривай» , а экстраверту – «действуй или замри» .


Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве. Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, будь то школа, общение со сверстниками или даже привыкание к новому расписанию, – истощает его.

Считайте, что вам повезло, если ваш ребёнок готов рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или на следующий день. Ведь некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели.


Если вы действительно хотите помочь ребёнку на его пути к получению знаний, обратите внимание на следующие вещи: когда он испытывает прилив энергии, а когда у него наступает спад и какой предмет дается ему труднее всего, а какой – легче? Не устанавливайте слишком жестких временных рамок, не торопите ребенка – он от этого будет только теряться.


Будьте готовы к тому, что ваш ребёнок:

  • может попросить вас посидеть с ним, пока он делает уроки;
  • захочет сначала перекусить и побыть в одиночестве;
  • лучше справится с заданием, если будет время от времени прерываться;
  • захочет сначала отдохнуть

Ребенку следует делать уроки в спокойной обстановке, где его ничто не отвлекает, а все необходимые материалы под рукой. Также ребенок должен иметь возможность в любой момент перекусить. Если ребенок не хочет делать уроки, спросите, что случилось и чем вы можете ему помочь.

Задавайте наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку глубже разобраться в теме, но не делайте всю работу за него.

Помогите ребенку составлять позитивные внутренние монологи: «Я могу это сделать» , «Я справлюсь с этим шаг за шагом» , «Сегодня я знаю больше, чем вчера» .

КАК БЫТЬ УЧИТЕЛЮ?

Очень важно поговорить с преподавателем об интроверсии вашего ребенка. 
Это поможет педагогам правильно истолковывать его поведение.

Кроме того, преподаватель сможет быстрее помочь ему наладить взаимодействие с остальными детьми.


Преподавателям, в свою очередь, не нужно ошибочно полагать, что дети-интроверты редко высказываются на занятии, потому что им неинтересно или они не знают материал. Бросая все силы на борьбу с шумными и неугомонными экстравертами, ни в коем случае не забывайте про тихих и незаметных интровертов, ведь они в это время на самом деле весьма внимательны и сосредоточены, просто предпочитают больше слушать и наблюдать, а не активно участвовать.


Обязательно хвалите ребенка, когда он проявляет даже небольшую активность – это приободряет его и придает ему сил и уверенность в себе. Настоящим успехом будет, если вы сможете создать такую атмосферу в коллективе, при которой каждого участника группы вы будете поддерживать все вместе.


Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя услышанным.


Также учителю важно помнить: интроверты любят глубоко исследовать любой предмет и делают это очень добросовестно. Они очень усидчивы и выполняют львиную долю всей работы в группе. На таких детей всегда можно положиться и они могут стать для вас отличными помощниками при выполнении любого задания.

ЧУТКОСТЬ, ЛЮБОВЬ И ВЕРА В РЕБЕНКА

Для того чтобы ребёнок-интроверт по-настоящему расцвел, необходима постоянная взаимодополняющая друг друга работа как преподавателя, так и родителя.

Не забывайте о том, какими выдающимися личностями стали представители мира интровертов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие талантливые люди.

Верьте в вашего ребёнка, будьте с ним рядом и всегда помните: каждый человек уникален. Нет чистых интровертов и экстравертов, есть ваш ребенок, который растет, меняется, воспринимает и отдает. Слушайте, смотрите и будьте чуткими к своим близким.


Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

2. Интроверт умеет «нюхать розы»

Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

3. Дети-интроверты любят учиться

У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

4. Интроверты способны нестандартно мыслить

Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

5. Интроверты – творческие личности

Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

7. Интроверты – прирожденные собеседники

Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

8. Интровертам не скучно наедине с собой

Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

9. Интроверты отличаются скромностью

Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

11. Интроверты умеют дружить

Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!