Поэт корнилов биография. Под елью изнурённой и громоздкой

«Я буду жить до старости, до славы»
Борис Корнилов

Поэтическое предсказание сбылось лишь отчасти, Корнилов узнал славу, но погиб очень рано, его расстреляли в 1938 году, когда ему было всего 30 лет.

1928-30 годы — время недолгого и несчастливого брака Ольгы Берггольц с Б. Корниловым.

Ольга в свои 13-14 лет была верующей, ходящей в церковь девочкой, и через три года, в 17 лет, она уже знакомится с Корниловым. У неё начинался роман с замечательным человеком Геннадием Гором, но Гор был, по всей видимости, не так смел, как этот провинциальный замечательный мальчик, который там покорил всех и собой, и своими стихами — Борис Корнилов.

Брак Ольги Берггольц с Корниловым был ошибкой, но она быстро оказывается в литературном истеблишменте. Там же уже мелькают имена тогдашних и будущих литературных функционеров. Уже после Корнилова она была замужем за Николаем Молчановым, у неё развивается роман со страшным человеком, партийно-литературным генералом Леопольдом Авербахом.

Может быть, всё то, что потом дальше в её личной жизни происходило, в каком-то смысле было последствием и этого брака. Корнилов, мне кажется, с меньшими потерями вышел из этого личного испытания, и его следующий брак с Людмилой Григорьевной Бернштейн, он был для него очень, если так можно сказать, благополучным. Безусловно, она была увлечена.

Когда Людмила Бронштейн вышла замуж за Корнилова, ей было чуть больше 16 лет, и они вращались, если можно так сказать, в ленинградской литературной и культурной элите. Это был 33-й или 34-й год, когда он приезжал в Ленинград из ссылки. У Людмилы Бронштейн и Б. Корнилова родилась дочь Ирина Борисовна Басова (фамилия отчима). Людмила заболела туберкулезом во время блокады и умерла в Крыму в 60-м году.

Ни Людмила Бронштейн, ни Таисия Михайловна Корнилова — мать Бориса, до 1956 года не знали, что Б. Корнилов убит, они думали, что, может быть, он жив.

Стихотворение Корнилова из книги 1966 года в Большой серии «Библиотеки поэта»:

У моей, у милой, у прелестной
на меня управа найдена.
Красотой душевной и телесной
издавна прославилась она.

Говорит, ругается: — Ты шалый,
я с тобою попаду в беду,
если будешь водку пить — пожалуй,
не прощу, пожалуй, и уйду.

Навсегда тебя я позабуду…
Я встаю. В глазах моих темно…
— Я не буду водку пить, не буду,
перейду на красное вино.

Борис Корнилов — замечательный лирический русский поэт, его литературный язык несравним ни с каким другим, он очень самобытен.

От Бориса Корнилова после его смерти осталась всего лишь песня из кинофильма «Встречный», естественно, потерявшая имя автора стихов. Но музыку написал сам Шостакович, и она постоянно звучала на концертах и по радио — даже в сталинское время.

ПЕСНЯ О ВСТРЕЧНОМ

Нас утро встречает прохладой,

Нас ветром встречает река.

Кудрявая, что ж ты не рада

Весёлому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!

В цехах звеня,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И радость поёт, не скончая,

И песня навстречу идёт,

И люди смеются, встречая,

И встречное солнце встаёт —

Горячее и бравое,

Бодрит меня.

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

Бригада нас встретит работой,

И ты улыбнёшься друзьям,

С которыми труд, и забота,

И встречный, и жизнь — пополам.

За Нарвскою заставою,

В громах, в огнях,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И с ней до победного края

Ты, молодость наша, пройдёшь,

Покуда не выйдет вторая

Навстречу тебе молодёжь.

И в жизнь вбежит оравою,

Отцов сменя.

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

И радость никак не запрятать,

Когда барабанщики бьют:

За нами идут октябрята,

Картавые песни поют.

Отважные, картавые,

Идут, звеня.

Страна встаёт со славою

На встречу дня!

Такою прекрасною речью

О правде своей заяви.

Мы жизни выходим навстречу,

Навстречу труду и любви!

Любить грешно ль, кудрявая,

Когда, звеня,

Страна встаёт со славою

На встречу дня.

(1932)

После Сталина Борис Корнилов был, как и миллионы других, посмертно реабилитирован, начали выходить его сборники, отдельные стихи помещались в хрестоматии. Самым хрестоматийным было стихотворение «Качка на Каспийском море» с замечательной строчкой «Мы любили девчонок подлых». Вот уже по этой строчке можно было понять, что Корнилов в какой-нибудь комсомольский канон не укладывается, что у него нужно и можно искать чего-то поострее.

Да взять ту же песню о встречном. Пелась-то она пелась, но в сокращенном варианте, не было вот этой строфы с соответствующим припевом:

И радость никак не запрятать,
Когда барабанщики бьют.
За нами идут октябрята
Картавые песни поют.

Отважные, картавые
Идут, звеня.
Страна встает со славою
Навстречу дня.

Вот это слово «картавые», как слово «подлые» в «Качке», сразу же удостоверяет поэта. Поэта можно увидеть по одной строчке — и по одному даже слову. А у Корнилова не только таких слов и строчек много, но и целых стихотворений. Первым делом ищите: есть ли у поэта звук. А у Корнилова он был:

Я от Волги своё до Волхова
По булыжникам, на боку
Под налётами ветра колкого
Сердце волоком волоку.

Он поэт очень не простой, хотя в обличье молодого в двадцатых-тридцатых годах скорее всего ожидался именно какой-нибудь комсомольский энтузиазм. Но тут лучше вспомнить Есенина, который задрав штаны бежал за комсомолом. Борис Корнилов был не столько комсомольцем, сколько попутчиком. Просто жить выпало в это время, а молодому прежде всего хочется жить, и при любом режиме. Это не идеология, а физиология, если угодно.

Но ведь и «физиология» у Корнилова далеко не радостная. С самого начала у него звучат ноты, которые иначе как трагедийными не назовешь. И Есенин, влияние которого очень чувствуется у начинающего Корнилова, не элегический, а скорее хулиганский, отпетый. Корнилов видит себя шпаной, лихим парнем, погубителем несчетных девок. И девки у него в основном подлые.

Молодой, голубоглазой
И рука белым-бела
Ты же всё-таки заразой,
Нехорошая, была.

И образ жизни у него такой был, с пьянством и скандалами, и стихи такие. Его в 1936 году исключили из Союза писателей — надо полагать не только за пьянство.

Интересно, однако, как всё это выразилось в стихах. У Корнилова, кроме Есенина, был ещё один учитель — Багрицкий, тоже ведь не коммунист, а скорее анархист. У них есть общая тема, у Корнилова оформившаяся в ладах Багрицкого: природа, лес, дикие лесные звери, и человек в этом лесу — охотник, человек с ружьём. Известно, что Багрицкий подарил Корнилову ружьё. И это не единственное у Корнилова от него наследство. Большая поэма Корнилова «Триполье» вдохновлена «Думой про Опанаса», но разработана много богаче, заставляя вспомнить уже об «Улялаевщине» Сельвинского.

Вот инспирация Багрицкого — из стихотворения «Начало зимы»:

Довольно. Гремучие сосны летят,
Метель нависает, как пена,
Сохатые ходят, рогами стучат,
в тяжёлом снегу по колено.

Опять по курятникам лазит хорёк,
Копытом забита дорога,
Седые зайчихи идут поперёк
Восточного, дальнего лога.

Оббитой рябины последняя гроздь,
Последние звери — широкая кость,
высоких рогов золотые концы,
декабрьских метелей заносы,
шальные щеглы, голубые синцы,
девчонок отжатые косы…

Тут ещё одного одессита, кроме Багрицкого, вспомнить можно — Бабеля, такие его слова: «Мы смотрели на жизнь, как на майский луг, по которому ходят женщины и кони». Но у Корнилова отнюдь не весело на этом лугу, да и не луга у него чаще всего, а лес и болото.

Деревья, кустарника пропасть,
Болотная прорва, овраг…
Ты чувствуешь — горе и робость
Тебя окружают — и мрак.

Ходов не давая пронырам
У самой качаясь луны,
Сосновые лапы над миром,
Как сабли, занесены.

Рыдают мохнатые совы,
А сосны поют о другом —
Бок о бок стучат, как засовы,
Тебя запирая кругом.

Тебе, проходимец, судьбою
Дорогой — болота одни;
Теперь над тобой, под тобою
Гадюки, гнильё, западни.

Потом, на глазах вырастая,
Лобастая волчья башка,
Лохматая, целая стая
Охотится исподтишка

… … …

Ни выхода нет, ни просвета,
И только в шерсти и зубах
Погибель тяжёлая эта
Идёт на тебя на дыбах.

Деревья клубятся клубами —
Ни сна, ни пути, ни красы,
И ты на зверьё над зубами
свои поднимаешь усы.

… … …

И грудь перехвачена жаждой,
И гнилостный ветер везде,
И старые сосны — над каждой
По страшной пылает звезде.

Как и все в тридцатые уже годы, Корнилов думает и пишет о войне. Но ведь какая у него война? Никакого Ворошилова и красных знамён. Стихотворения, так и названное — «Война», — картина убиения и гибели:

Жена моя! Встань, подойди, посмотри,
Мне душно, мне сыро и плохо.
Две кости и череп, и черви внутри,
Под шишками чертополоха.

И птиц надо мною повисла толпа,
Гремя составными крылами.
И тело моё, кровожадна, слепа,
Трёхпалыми топчет ногами.

Убийства с безумьем кромешного смесь,
Ужасную бестолочь боя
И тяжкую злобу, которая здесь
Летит, задыхаясь и воя.

И кровь на линючие травы лия
Свою золотую, густую.
Жена моя! Песня плохая моя,
Последняя, я протестую!

И ещё одно стихотворение того же плана — «Вошь», поразительное по тяжёлой экспрессивности. И это не только Владимира Нарбута напоминает, любившего такую негативную фламандщину, а даже Бодлера, знаменитую «Падаль».

Так и сяк, в обоем разе
Всё равно одно и то ж —
Это враг ползёт из грязи,
пуля, бомба или вошь.

Вот лежит он, смерти вторя,
Сокращая жизни срок,
этот серый, полный горя,
Полный гноя пузырек.

И летит, как дьявол грозный,
В кругосветный перегон
Мелом меченный, тифозный,
Фиолетовый вагон.

Звезды острые, как бритвы,
Небом ходят при луне.
Всё в порядке. Вошь и битвы —
Мы, товарищ, на войне.

Картины войны — это из будущего. Настоящей трагедией в настоящем времени была коллективизация. Человек крестьянских корней, Корнилов не мог на неё не откликнуться. Вот эти стихи и были причиной, по которой к нему приклеили ярлык кулацкого поэта. Конечно, никакого воспевания кулачества у Корнилова нет, но стихи его на колхозную тему — «Семейный совет», «Сыновья своего отца», «Убийца» — очень нестандартны, в них противостояние двух стихий, дикая борьба не на жизнь, а на смерть, опять же биология, а не идеология. Шкловский написал о капитане из «Броненосца Потемкина»: он хорош, как пушка. Таковы же кулаки Корнилова. Они не сдаются, а стреляют, так при этом говоря:

Чтобы видел поганый ворог,
Что копейка моя дорога,
Чтобы мозга протухший творог
Вылезал из башки врага.

А в «Убийце» крестьянин режет скот, не желая отдавать его в колхоз. Концовка:

Я скажу ему, этой жиле:
Ты чужого убил коня,
Ты амбары спалил чужие, —
Только он не поймет меня.

А в стихотворении «Одиночество» сочувственно дан последний единоличник.

Уже наделённый такими клеймами, Корнилов пытался найти другие темы и ноты, воспеть простую радость бытия — комсомольского ли, просто молодёжного. И это тоже получалось, потому что талант не изменял:

Пойте песню. Она простая.
Пойте хором и под гитару.
Пусть идёт она, вырастая,
К стадиону, к реке, к загару.

Пусть поёт её, проплывая
Мимо берега, мимо парка,
Вся скользящая, вся живая,
Вся оранжевая байдарка.

Но время менялось совсем к худшему. Вот Корнилов пишет «Ленинградские строфы» — и девчонка уже не подлая, а хорошая, сознательная комсомолка, впервые голосующая на выборах в Ленсовет. Но последнее стихотворение этого цикла — убийство Кирова.

Он был тогдашним Евтушенко, молодым Евтушенко. И как же повезло тому, что он родился на четверть века позже Корнилова.

Как передать этот страх, вот это стеснение всех жизненных сил души, в котором люди пребывали в этом государстве в течение стольких лет?

Ольга Берггольц сама невольно сделала так, чтобы Корнилова признали контрреволюционером, чтобы у него создалась такая репутация — добивалась, чтобы его исключили из пролетарской писательской ассоциации. Конечно, это до большого террора было, но всё равно…

Началось-то всё с чего? Корнилов завёл дружбу с москвичами, с Васильевым и со Смеляковым. Васильев тогда был очень яркая фигура, харизматичная. Кроме того, он имел неосторожность оказаться в нелюбимцах у Алексея Максимовича Горького. Он что-то не так сказал и Горький тогда (это 34-й год) обрушился на Васильева и на Смелякова за их богемный образ жизни. Причём слова там были самые чудовищные: «От хулиганства до фашизма расстояние — короче воробьиного носа». Для Смелякова это кончается первым арестом, для Васильева это кончается расстрелом. Эту замечательную фразу в 1936 году подхватили уже на фоне троцкистско-зиновьевского заговора, на фоне раскручивания маховика Большого террора, на фоне подготовки к юбилею Пушкина… И вот Ольга работает в газете «Литературный Ленинград», которая уже давно подтравливает Корнилова за эту его богемную жизнь, она знает об этих публикациях и, видимо, кое-какие редакционные статьи, если не пишет (может, и пишет), то редактирует. Но самое страшное — это её запись в дневнике 1936 года. Про Корнилова, её первого мужчину, она сама пишет, про Корнилова, отца её дочери, которая только что, в 1936 году умерла от болезни сердца. И она записывает: «Борька арестован. Арестован за жизнь. Не жалко».

Она с медицинской скрупулезностью фиксировала все свои состояния, все свои перепады, все свои увлечения. Дневники её иногда выставляют в совершенно чудовищном, с точки зрения современного нормального человека, свете. Она эти дневники могла уничтожить много раз, а она их хранила дома. Удивительно, но после 1939 года НКВД ей их возвратило. Она их могла уничтожить, а она этого не сделала ни в 40-е, ни в 50-е, ни в 60-е годы. То есть она нам сохранила историю болезни советского человека. Она сохранила историю того, как система прессовала человека, что она с ним сделала, как человек перерождался или не перерождался. В этом смысле это, может быть, гораздо значимее того, что она сделала в блокаду для города. И когда эти дневники целиком будут опубликованы, это будет действительно фантастическая история.

У неё есть в 1942 году запись: «Воюю за то, чтобы стереть с лица земли эту мерзейшую сволочь, чтобы стереть с лица земли их антинародный, переродившийся институт». И она пишет: «Тюрьма (которую она прошла в 39-м) — исток победы над фашизмом». Понимаете, человек знак равенства ставит между тюрьмой, между режимом, между НКВД и фашизмом. То же самое было у Заболоцкого в его «Истории моего заключения». Его пытали, над ним издевались, его мучили, он с каким-то партийцем в камере говорит, и они приходят к выводу, что им обоим показалось одно и то же — что власть в стране давно принадлежит фашистам.

В марте 1937 года НКВД в Ленинграде завело следственное дело на Бориса Корнилова. Его обвиняли в том, что он «занимается активной контрреволюционной деятельностью, является автором контрреволюционных произведений и распространяет их, ведет антисоветскую агитацию». 20 февраля 1938 года поэт был расстрелян. По заданию органов экспертизу стихотворений Корнилова проводил литературовед Николай Лесючевский. Ровесник Корнилова, Лесючевский пережил его ровно на 40 лет и сделал завидную карьеру: был главным редактором издательства журнала «Звезда», главным редактором издательства «Советский писатель», членом правления Союза писателей СССР. Вот фрагмент из его экспертизы, сохранившейся в следственном деле Корнилова:

«Ознакомившись с данными мне для анализа стихами Б. Корнилова, могу сказать о них следующее. В этих стихах много враждебных нам, издевательских над советской жизнью, клеветнических и т.п. мотивов. Политический смысл их Корнилов обычно не выражает в прямой, ясной форме. Он стремится затушевать эти мотивы, протащить их под маской "чисто лирического" стихотворения, под маской воспевания природы и т.д. Несмотря на это, враждебные контрреволюционные мотивы в целом ряде случаев звучат совершенно ясно и недвусмысленно. Прежде всего здесь следует назвать стихотворение "Ёлка". В нем Корнилов, верный своему методу двурушнической маскировки в поэзии, дает якобы описание природы, леса. Но маска здесь настолько прозрачна, что даже неопытному, невооруженному глазу становится полностью ясна откровенная контрреволюционность стихотворения. Написанное с большим чувством, с большим темпераментом, оно является тем более враждебным, тем более активно направленным на организацию контрреволюционных сил.

Корнилов цинично пишет о советской жизни (якобы о мире природы):

Я в мире тёмном и пустом…
Здесь всё рассудку незнакомо…
здесь ни завета,
Ни закона
Ни заповеди,
Ни души.

Насколько мне известно, "Ёлка" написана в начале 1935 г., вскоре после злодейского убийства С. М. Кирова. В это время шла энергичная работа по очистке Ленинграда от враждебных элементов. И "Ёлка" берёт их под защиту. Корнилов со всей силой чувства скорбит о "гонимых", протестует против борьбы советской власти с контрреволюционными силами. Он пишет, якобы, обращаясь к молодой ёлке:

Ну, живи,
Расти, не думая ночами
О гибели
И о любви.
Что где-то смерть,
Кого-то гонят,
Что слёзы льются в тишине
И кто-то на воде не тонет
И не сгорает на огне.

А я пророс огнём и злобой,
Посыпан пеплом и золой,
Широколобый;
Низколобый,
Набитый песней и хулой.

Концовка стихотворения не менее показательна:

И в землю втоптана подошвой,
Как ёлка, молодость моя.

мрачно заключает Корнилов.

Стихотворение "Вокзал", стоящее у Корнилова рядом с "Ёлкой", перекликается с нею. Маскировка здесь более тонкая, более искусная. Корнилов старательно придаёт стихотворению неопределённость, расплывчатость. Но политический смысл стихотворения всё же улавливается вполне. Автор говорит о тягостном расставании на вокзале, об отъезде близких друзей своих. Вся чувственная настроенность стихотворения такова, что становится ясно ощутимой насильственность отъезда, разлуки:

И тогда —
Протягивая руку,
Думая о бедном, о своём,
Полюбил я навсегда разлуку,
Без которой мы не проживём.

Будем помнить грохот на вокзале,
Беспокойный, тягостный вокзал,
Что сказали, что не досказали,
Потому, что поезд побежал.
Все уедем в пропасть голубую.

Очень двусмысленны следующие строки о том, что потомки скажут, что поэт любил девушку, "как реку весеннюю", а эта река —

Унесёт она и укачает
И у ней ни ярости, ни зла,
А впадая в океан, не чает,
Что меня с собою унесла!

Когда вы уезжали
Я подумал,
Только не сказал —
О реке подумал,
О вокзале,
О земле — похожей на вокзал.

Повторяю, это стихотворение воспринимается особенно ясно, будучи поставлено рядом с "Ёлкой". А в рукописи Корнилова, подготовленной как книга, между "Ёлкой" и "Вокзалом" стоит только одно и тоже политически вредное стихотворение "Зимой". Смысл этого стихотворения в клеветническом противопоставлении "боевой страды" периода гражданской войны и нынешней жизни. Последняя обрисована мрачными красками. Мир встаёт убогий, безрадостный и кроваво-жестокий. <…> Не случайно, видимо, эти три стихотворения поставлены Корниловым рядом. Они усиливают друг друга, они делают особенно ощутимым вывод, который сам собой выступает между строчек: нельзя мириться с такой мрачной жизнью, с таким режимом, нужны перемены.

Этот контрреволюционный призыв является квинтэссенцией приведённых стихотворений. Он не выражен чётко, словами. Но он выражен достаточно ясно всей идейной направленностью стихотворений и их чувственным, эмоциональным языком.

Вот почему по крайней мере двусмысленно звучат имеющиеся в одном из стихотворений строки —

Мы переделаем её,
Красавицу планету. <…>

Чтобы закончить, хочу остановиться ещё на двух стихотворениях Корнилова.

Одно из них называется "Поросята и октябрята" и представлено в двух вариантах. Внешне оно представляется шутейным стихотворением. Но на самом деле оно полно издевательства над октябрятами, над возможностью их общественно полезных поступков. Автору как бы всё равно, что октябрята, что поросята. Октябрята так и говорят (встретив грязных поросят и решив их выкупать):

Будет им у нас не плохо,
В нашей радостной семье.
Мы… Да здравствует эпоха!
Получайте по свинье.

Октябрята вымыли поросят, но те снова ринулись в грязь и октябрята, ловя их, сами очутились в грязи.

В лужу первую упали,
Копошатся, голосят
И грязнее сразу стали
Самых грязных поросят.

И теперь при солнце звонком
В мире сосен и травы
Октябрёнок над свиненком,
А свинья над октябрёнком,
Все смеются друг над другом
И по своему правы.

Так кончается это издевательское, под маской невинной шутки, стихотворение.

Второе стихотворение, о котором я хотел упомянуть отдельно, это — "Последний день Кирова". Это стихотворение, посвящённое, якобы, памяти С.М. Кирова опошляет эту исключительно высокую тему. По адресу С.М. Кирова говорится много хвалебных и даже как будто восторженных слов, но эти слова пусты, холодны и пошлы. Разве передают великое горе народное и гнев народа такие слова:

Секретарь, секретарь,
Незабвенный и милый!
Я не знаю, куда мне
Тоску положить…

Пустые, холодные, лицемерные слова.

А вот образ С.М. Кирова в начале стихотворения. Киров идет по Троицкому мосту. Корнилов рисует его так:

Он мурлычет:
— Иду я,
Полегоньку иду…

Что это, как не издевательство над образом Сергея Мироновича?»

После того, как Ольга отсидела сама, в 1939 году она вышла, она была умная девушка, талантливая, и она первое, что пишет в 1939 году, это стихи, посвящённые Борису Корнилову:

И плакать с тобой мы будем,
Мы знаем, мы знаем, о чём…

Родился 16 июля (29 н.с.) в селе Покровском Нижегородской губернии в семье сельского учителя. Детские и юношеские годы прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семенов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьезно.


Став одним из первых в Семенове пионеров, затем пионерским и комсомольским активистом, Корнилов начинает писать статьи в стенгазеты, сотрудничать с местным молодежным театром "Синяя блуза". Скоро его стихи были напечатаны в нижегородской газете. Это решает его судьбу: летом 1925 Корнилов обращается в райком комсомола с просьбой "об откомандировании его в институт журналистики или в какую-нибудь литературную школу". В конце 1925 уезжает в Ленинград.

В группе В.Саянова, который работает с пролетарской и студенческой молодежью, "провинциальные стихи" Корнилова вызывают восхищение. Начинается его стремительное восхождение к литературному Олимпу. Молодежные издания охотно публикуют его стихи. Через год его называют самым талантливым поэтом литгруппы "Смена". В.Саянов собственноручно редактирует первый сборник стихов Корнилова - "Молодость". Но сам поэт своей "первой книгой" назовет сборник стихов 1931. В том же году выходит второй сборник "Все мои приятели". Становится профессиональным поэтом: участвует в писательских бригадах (Азербайджан, 1932), литературных совещаниях (в Москве, Минске).

В 1932 он решается написать о ликвидации кулачества, и его немедленно обвиняют в "яростной кулацкой пропаганде". Появление поэмы "Триполье" (1933), посвященной памяти комсомольцев, убитых в кулацком восстании, спасает его.

Успех "Песни о встречном" (1932), самого популярного произведения Корнилова, окрыляет его, и он начинает писать массовые песни - "Песню революционных казаков", "Октябрьскую", "Интернациональную", песню физкультурников, песню комсомольцев-краснофлотцев.

В августе 1934 на съезде писателей автора "Триполья" объявляют надеждой советской лирики. В течение следующего года его стихи появляются в "Известиях" почти каждую неделю: он писал много и легко. В 1935 пишет поэму "Моя Африка", заслужившую высокую оценку Ромена Роллана. Однако произведения, появившиеся позже ("Последний день Кирова", "Начало земли", "Самсон"), говорили о кризисе. Он старался поспеть за временем, но не поспевал ни в поэзии, ни в жизни (пьянство и дебоши сделались его проклятьем). В 1936 его исключили из Союза писателей.

После убийства Кирова в Ленинграде шла энергичная работа по чистке от "враждебных" элементов. В 1937 он был арестован. Погиб 21 ноября 1938. Посмертно реабилитирован.

Корнилов Борис Петрович (16.VII.1907, г. Семенов, ныне Горьковская область, – 20.II.1938, место смерти не установлено) - русский советский поэт.
До 15 лет жил в д. Дьяково. В 1922 году семья Корниловых переехала в г. Семенов. Здесь он окончил среднюю школу.
В конце 1925 года уехал в Ленинград, где вступил в литературную группу «Смена», которой руководил В. Саянов. Первое стихотворение напечатано в 1925 году (газета «Молодая рать», Нижний Новгород). В начале 30-х годов написал ряд поэм, из которых широкую популярность приобрела поэма «Триполье». На стихи Корнилова написаны песни, среди них - песня Д. Шостаковича для кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает рохладой...»). С середины 30-х годов стал сотрудничать в газете «Известия». В 1936-1937 годах написал цикл стихотворений, посвященных Пушкину.

В 1926 году Корнилов - вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены», - поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Борис и Ольга вступили в брак, который оказался недолговечным - они прожили вместе два года, их дочь Ира умерла в 1936 году. Корнилов не задержался и на искусствоведческих курсах.

«Перечитываю сейчас стихи Бориса Корнилова, - сколько в них силы и таланта! Он был моим первым мужчиной, моим мужем и отцом моего первого ребёнка, Ирки. Завтра ровно пять лет со дня её смерти. Борис в концлагере, а может быть, погиб».
- Из дневниковой записи Ольги Берггольц от 13 марта 1941 года

В 1928 году у него вышла первая книга стихов «Молодость». Затем в 1933 году появились сборники «Книга стихов» и «Стихи и поэмы».
В 1930-х годах у Корнилова вышли поэмы «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). Писал также песни («Песня о встречном», «Комсомольская-краснофлотская» и др.), стихотворные агитки («Вошь»), стихи для детей («Как от мёда у медведя зубы начали болеть»).

В 1932 году поэт написал о ликвидации кулачества, и его обвинили в «яростной кулацкой пропаганде». Частично реабилитировала его в глазах советских идеологов поэма «Триполье», посвящённая памяти комсомольцев, убитых во время кулацкого восстания.
1, как автор и распространитель “вредных” произведений, арестован в Ленинграде по обвинению в активной контрреволюционной деятельности. Все. Книги не печатаются, вышедшие ранее изымаются из библиотек. И даже песня к кинофильму “Встречный” 1932 года, положенная на музыку Дмитрием Шостаковичем и ставшая своеобразной песенной эмблемой эпохи, исполняется без упоминания автора слов: «Слова народные» .
20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде.
Посмертно реабилитирован 5 января 1957 года «за отсутствием состава преступления».

* * *
В предисловии к первому посмертному однотомнику Ольга Берггольц вынуждена была написать так: “Если б не бессмысленная гибель, настигшая Бориса Корнилова в то время, когда он начал по-настоящему набирать высоту, - вероятно, он стал бы очень крупным поэтом”. Впрочем, дата смерти - 1938, да еще с намеком на сложные обстоятельства гибели поэта - говорила сама за себя.
Стоит ли удивляться, что первой откликнулась на воскрешение Бориса Корнилова сама Ольга Берггольц? Пусть брак их был очень недолог, пусть музы оказались несозвучны. Но их совместное прошлое оставило неизгладимый след в душе и творчестве каждого из них, и после разлуки они посвящали друг другу доверительные строки. “Ольга - ольха” эхом звучало в его стихах. С “первым и пропащим” беседовала в своих стихах и Ольга, обещая в 1939-м:
Не стану прощенья просить я,
ни клятвы -
напрасной - не стану давать.
Но если - я верю - вернешься обратно,
но если сумеешь узнать -
давай о взаимных обидах забудем,
побродим, как раньше, вдвоем -
и плакать, и плакать, и плакать мы будем,
мы знаем с тобою - о чем.

Ольга Федоровна сохранила все книги Корнилова, с помощью друзей собрала все, что было напечатано о нем в газетах и журналах. Это она возбудила дело о реабилитации Корнилова, расценивая это как свой долг перед ним, - “как поэт перед большим поэтом, и во имя той светлой и горькой первой любви, и первого материнства, которое связано с ним”.

* * *

по ночам проклинаю себя.
Я такой же - с надежной ухваткой,
с мутным глазом и с песней большой,
с вашим говором, с вашей повадкой,
с вашей тягостною душой.
….
Я - последний из вашего рода -
по ночам проклинаю себя.
Я себя разрываю на части
за родство вековое с тобой.
---------------

Библиография:
Молодость: Стихи. Л., 1928;
Первая книга: Стихотворения 1927-1931 годов. М.-Л., 1931;
Все мои приятели: Стихотворения 1930-1931 годов. М.-Л., 1931;
Триполье: Поэма. Л., 1933;
Книга стихов. М.-Л., 1933; Стихи и поэмы. Л., 1933;
Как от меда у медведя зубы начали болеть. М.-Л., 1935 и др. изд.;
Моя Африка: Поэма. М.-Л., 1935;
Стихи и поэмы. М.-Л., 1935;
Новое. М.-Л., 1935; Стихотворения и поэмы. Л., 1957 и 1960;
Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1966;
Избранная лирика. М., 1966 и 1968;
Избранное. Горький, 1966 и др. изд.; Стихотворения. М., 1967;
Продолжение жизни: Стихотворения; Поэмы. М., 1972;
Страна встает со славою: Стихотворения. М., 1976;
Избранное. Л., 1978; Избранная лирика. Л., 1978.

Литература:
Пурикова Г. Борис Корнилов: Критико-биографический очерк. Л., 1963;
Заманский Л. Борис Корнилов. М., 1975;
Поздняев К. Продолжение жизни: Книга о Б. Корнилове. М., 1978.


75 ЛЕТ НАЗАД, 20 ОКТЯБРЯ 1938 ГОДА, БЫЛ РАССТРЕЛЯН ПОЭТ БОРИС КОРНИЛОВ. ДО НАС ДОШЛО ЕГО ПРЕДСМЕРТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. ВПЕРВЫЕ МЫ МОЖЕМ ПРИОТКРЫТЬ ТАЙНУ: ЧТО ИСПЫТЫВАЛ И О ЧЁМ ДУМАЛ ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ПЕРЕД СВОЕЙ КОНЧИНОЙ?

ГОВОРЯТ: «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ!» Эта броская фраза в наше неуёмное время давно стала афоризмом. Да, действительно, рукописи не горят, если их надёжно спрятать в укромное место: пусть полежат до поры до времени. До своего звёздного часа.

Но как быть, если в тесной тюремной камере томится большой поэт в ожидании казни? И ни клочка бумаги, ни огрызка карандаша. А стихи сами так и лезут в голову, слагаясь в строки. О какой тут рукописи может идти речь?

Перед своим расстрелом поэт Борис Корнилов испытал самое настоящее творческое вдохновение. У него не было возможности записать свои стихи на бумагу. Последнее стихотворение - крик души, завещание-исповедь нам, потомкам, - он надиктовал своему сокамернику и попросил его запомнить. ЧУДОМ они дошли до нас. Охранники, отпуская зэка на свободу и обыскав его, ничего не нашли. Да откуда же им было знать, что эти стихи он хранил в своём сердце? До человеческого сердца добраться, чтобы обыскать его, они уже не могли.

Из досье

БОРИС КОРНИЛОВ родился 29 июля 1907 года. Входил в группу «Смена» под руководством В. М. Саянова, где его признавали одним из самых талантливых молодых поэтов России.

В 1926 году Корнилов - вместе с Ольгой Берггольц, также участницей «Смены», - поступил на Высшие государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Борис и Ольга вступили в брак, прожили вместе два года, их дочь Ира умерла в 1936 году.

Автор нескольких сборников стихов, а также поэм: «Соль» (1931), «Тезисы романа» (1933), «Агент уголовного розыска» (1933), «Начало земли» (1936), «Самсон» (1936), «Триполье» (1933), «Моя Африка» (1935). Писал также песни («Песня о встречном», «Комсомольская-краснофлотская» и др.), стихотворные агитки («Вошь»), стихи для детей («Как от мёда у медведя зубы начали болеть»). Автор стихов к советским фильмам.

В октябре 1936 года исключён из Союза советских писателей. 19 марта 1937 года был арестован.

20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР был приговорён к исключительной мере наказания. Приговор приведён в исполнение в тот же день г. в Ленинграде.

Он родом из сказки

Кто из любителей поэзии не знает имени этого большого, самобытного русского поэта! Многие ставят его в один ряд с Есениным. Поэтическая слава пришла к нему на брегах Невы, хотя сам поэт родом из поволжского города Семёнова, знаменитого на весь мир сказочной хохломской росписью и удивительной русской игрушкой «Матрёшка». А неподалёку от Семёнова стоит небольшое село Владимирское, на берегу озера Светлояр, где, по преданию, стоял град Китеж, что ушёл под бой колоколов на дно озера, чтобы не сдаться врагу - татаро-монгольскому полчищу во главе с Батыем.

Что и говорить, живописный, сказочный край. И неудивительно, что именно здесь посетила муза молодого поэта Бориса Корнилова. Но долго оставаться в родном Семёнове Борис не собирался. Захватив объёмистую тетрадку стихов, он с берегов Волги перекочевал на брега Невы. Мечтал встретиться с любимым поэтом Сергеем Есениным, мечтал показать мастеру свои первые поэтические опыты. Но, к несчастью, опоздал. В день его приезда в Ленинград страна хоронила Есенина, погибшего трагической смертью.

После горестных раздумий Борис Корнилов «бросил якорь» на Неве и обосновался в большом городе. Поначалу он входил в поэтическую группу «сменовцев». Постепенно он набирал силу и вскоре стал одним из ведущих поэтов города на Неве. Его охотно печатали. Один за другим выходили в свет сборники стихов и тут же разбирались нарасхват.

Попал под горячую руку Сталина

На его слова композитор Дмитрий Шостакович написал «Песню о встречном» («Нас утро встречает прохладой»), и её сразу же подхватила вся страна. И в тот момент, когда поэт был в зените славы, он вдруг неожиданно исчез с горизонта. На сборники Бориса Корнилова НКВД накладывает запрет, а сам Борис Корнилов внезапно оказывается за решёткой, как и многие его собратья по перу, с несмываемым, казалось бы, пятном «враг народа». Чем же провинился поэт перед советской властью? Да тем, что его творчество высоко ценил и охотно печатал главный редактор «Известий» Н. И. Бухарин. Более того, Бухарин выступил на Первом съезде писателей СССР, где противопоставил барабанную поэзию Маяковского проникновенному творчеству Бориса Корнилова. Надо было видеть, как оживился Колонный зал, когда громогласно прозвучало одно из лучших стихотворений Бориса Корнилова «Соловьиха» (посвящённое жене Мейерхольда - Зианиде Райх).

А дальше вслед за радостью наступила беда. Вскоре, после написания им по заданию Сталина «Конституции СССР», Бухарин был арестован как «злостный враг народа», как «один из организаторов убийства» С. М. Кирова. После шумного «троцкистско-зиновьевского» процесса бывший сталинский сподвижник, главный редактор правительственной газеты был приговорён к высшей мере наказания. Вскоре расстреляли и Бориса Корнилова.

И, тем не менее, «Нас утро встречает прохладой» по-прежнему звучала и по радио, и в концертных залах. Только теперь автора слов популярной песни не объявляли. Лично мне довелось держать в руках два коллективных песенника, куда входила и «Песня о встречном». В одном песеннике, изданном в 1934 году, был упомянут и автор Б. Корнилов, а в другом, выпущенном в 1937 году, чёрным по белому сообщалось, что музыку к песне на «народные слова» написал Дмитрий Шостакович. Вот такие парадоксы!

Встреча с мамой поэта

Шло время. После хрущёвской «оттепели» великий поэт земли русской был, наконец, посмертно реабилитирован. Сколько было радости, когда вышел после долгого забвения его объёмистый сборник, редактором и составителем которого была Ольга Берггольц! И тут я неожиданно узнаю, что мама моего горячо любимого поэта жива и по-прежнему проживает в городе Семёнове на Волге. Выплыли из памяти трогающие сердце стихи:
Усталость тихая, вечерняя Зовёт из гула голосов В Нижегородскую губернию И в синь семёновских лесов.

И так меня потянуло на Волгу, что я не стал долго раздумывать. Отправился в гости без приглашения, даже адреса не зная. Но спросил у первого встречного, и тот, не задумываясь, сказал:

Улица Учительская, 14. Вот здесь, направо за углом.

Не передать словами, какое волнение охватило меня, когда я переступил порог старого деревянного дома. Было это в 1967 году. Навстречу мне вышла пожилая седовласая женщина небольшого роста. Шла медленно, опираясь на толстую деревянную палку. На вид ей можно было дать все девяносто.

Пожалуйста, извините меня за нежданный приход. Я очень люблю стихи вашего сына. Не удержался. Приехал к вам издалека, прямо из Ленинграда.

Ну что ты, сынок! - приветливым материнским голосом сказала Таисия Михайловна. - Ты пришёл как нельзя вовремя. На днях Бореньке исполнилось бы 60 лет. А я только что из леса. Собрала корзину подосиновиков. Вот мы и отпразднуем на пару его день.

Так началось у меня доброе знакомство, переросшее в дружбу с матерью большого поэта. Чуть ли не каждое лето приезжал я к ней в гости. Я узнал от мамы, что отец Бориса Корнилова тоже погиб: «Раз сын “враг народа”, стало быть, и отец!» А он бывший директор школы, любимец ребят. Таисия Михайловна вынуждена была уйти из школы, где она долгие годы учительствовала.

Но при Хрущеве ситуация изменилась. На моих глазах состоялось открытие памятника Борису Корнилову, открылся и музей поэта. Местная школа, где мне приходилось выступать неоднократно со стихами, посвящёнными и самому Борису Корнилову, и его замечательной маме, носила имя поэта-земляка.

Таинственный пришелец


А незадолго до своей кончины мать поэта открыла доверительно мне небольшую тайну. Где-то в конце тридцатых годов поздно вечером в дверях раздался стук. Услышав стук в дверь, она решила, что теперь пришли и за ней.

Кто там? - стараясь скрыть волнение, спросила она.

Вы, Таисия Михайловна? - раздался в ответ сиповатый голос. - Не бойтесь, я от вашего сына. Меня только что освободили - а что будет с Борей, сказать, по правде, не могу. Но он просил меня передать вам одну вещь.

Таисия Михайловна мгновенно сняла засов.

Перед нею стоял бородатый мужчина в старом замызганном ватнике. И без вещей.

Не удивляйтесь, - сказал он. - То, что Боря просил меня передать вам, у меня в голове. Носить с собою опасно. Это стихи. Я зазубрил наизусть, чтоб продиктовать вам. Спрячьте и никому не показывайте до лучших времён. Борис уверен, что они всё-таки наступят.

И мать поэта записала карандашом стихи, которые через своего поверенного прислал из мест столь отдалённых сын. Незнакомец дождаться утра категорически отказался. Он так же внезапно исчез, как и появился. А стихи остались. До сих пор удивляюсь, как доверила их мне Таисия Михайловна.

На всякий случай я показал предсмертные стихи Бориса Корнилова его бывшей жене Ольге Берггольц. Со слезами на глазах она прочла текст, а когда пришла в себя, заявила твёрдо: «Нет никаких сомнений, что стихотворение перед смертью написал Борис. Узнаю его почерк. Так мог написать только он».

Ольга Фёдоровна много ходила по инстанциям, добиваясь реабилитации своего бывшего мужа. И своё обширное предисловие к его первому посмертному сборнику назвала «Продолжение жизни». Уверен, что такое название дано было не случайно. К этому времени к власти пришёл Брежнев, и на всякое упоминание о кровавых сталинских репрессиях наложен был запрет.

Но для чего держать их в голове? Пусть их прочтёт и нынешнее поколение. И пусть эти неизвестные прежде строки постоянно будут входить в последующие сборники поэта. Пусть люди знают, какие тяжёлые времена нам пришлось пережить.

Валерий ШУМИЛИН

О судьбоносном творчестве поэта Бориса Корнилова мы ещё поговорим в одном из последующих номеров «Вечного Зова».

Продолжение жизни
(Публикуется впервые!)

Я однажды, ребята, замер. Не от страха, поверьте. Нет. Затолкнули в одну из камер, Пошутили: - Мечтай, поэт! В день допрошен и в ночь допрошен. На висках леденеет пот. Я не помню, где мною брошен Легкомысленный анекдот. Он звереет, прыщавый парень. Должен я отвечать ему, Почему печатал Бухарин «Соловьиху» мою, почему? Я ответил гадюке тихо: - Что с тобою мне толковать? Никогда по тебе «Соловьиха» Не намерена тосковать. Как прибился я к вам, чекистам? Что позоришь бумаги лист? Ох, как веет душком нечистым От тебя, гражданин чекист! Я плюю на твои наветы, На помойную яму лжи. Есть поэты, будут поэты, Ты, паскуда, живи, дрожи! Чуешь разницу между нами? И бессмертное слово-медь Над полями, над теремами Будет песней моей греметь. Кровь от пули последней, брызни На поляну, берёзу, мхи… Вот моё продолженье жизни - Сочинённые мной стихи. Борис КОРНИЛОВ, 1938 г.

Борис Корнилов - гениальный русский поэт пал жертвой доноса

Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»

Строчки М. Ю. Лермонтова (Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой), вынесенные в заголовок, посвящены Пушкину. Но их можно отнести и к судьбе поэта другого поколения – Бориса Корнилова. Его, как и Пушкина, оклеветали, написав донос, а потом и убили. Участи поэтов незавидны, а в России тем более. В 2007 году в славном городке Семенове состоялись воистину всенародные торжества в честь столетнего юбилея Бориса Корнилова, поэта, расстрелянного в «есенинском» тридцатилетнем возрасте. Однако у настоящей поэзии нет годин, прекрасные стихи и песни, появившись однажды на свет, обречены на вечность. Действительно, разве не придают нам бодрости мотивы знаменитой песни «О встречном» на музыку Шостаковича: «Нас утро встречает прохладой»?

  • Гимн ООН

    Этот гимн «трудовой радости» является гимном ООН!

    Конечно, такое случилось благодаря, в первую очередь, музыке Шостаковича, но гимн принят и исполняется с текстом Бориса Корнилова.

    Дочь Корнилова, приехав из Парижа после долгой разлуки с Россией на родину отца, была просто счастлива. Ирина Борисовна рассказывает:

    — Когда я родилась, папа уже был расстрелян. И мама, выйдя вторично замуж, дала мне отчество отчима – Яковлевна. Так я стала Ириной Яковлевной Басовой.

    Вы всё поэтов убиваете, чтобы цитировать потом

    Об отце, как о враге народа, говорить было запрещено даже в семье. Ведь он был обвинен в покушении на самого Сталина! Дело, разумеется, инспирировали, отца расстреляли вместе с его закадычным другом, замечательным поэтом Павлом Васильевым, которому не было и тридцати.

    Свидетельство

    «Я буду жить до старости, до славы» – строка из стихотворения Бориса Корнилова сбылось лишь отчасти. Поэт узнал славу, но погиб очень рано

    Третьего из их компании – Ярослава Смелякова отправили на рудники на десять лет.


    Мама обо всем этом мне рассказала уже после смерти Сталина, когда мне исполнилось 18 лет. И я сразу отправилась в Семенов, чтобы познакомиться с бабушкой, Таисией Михайловной.

    Автор гимна Ленинграду

    Борис Корнилов родился в учительской семье и был очень начитан. Стихи начал сочинять рано, а в 18 лет решил поехать в Ленинград, где в ту пору находился его кумир Сергей . Хотел ему показать свои стихи.

    Свидетельство

    1928-30 годы - время недолгого и несчастливого брака Бориса Корнилова с Ольгой Берггольц. Этот брак был ошибкой, но о Берггольц быстро оказалась в литературном истеблишменте

    Но познакомиться им не было суждено – в декабре 1925 года великого песнопевца Руси не стало. Корнилов остался в Ленинграде, учился и сочинял замечательные стихи. В Нижний Новгород и Семенов наведывался регулярно. Вдали от них — тосковал и само выпевалось:

    «Прохлада тихая, вечерняя

    в нижегородскую губернию

    и синь семеновских лесов…»

    А о стольном граде Поволжья Корнилов написал такие интересные стихи, что лучше их пока в литературе не появилось:

    «В Нижнем Новгороде с откоса

    чайки падают на пески.

    Все девчонки гуляют без спроса

    И совсем пропадают с тоски».


    Однако первая любовь сразила наповал Бориса Петровича в Ленинграде – он встретил там Ольгу Берггольц. Оба были блестящей парой: красивые, талантливые, горячие. Но семейного счастья не получилось: двум медведям тесно в одной берлоге.

    Вторая жена была тихой и неприметной, но, может быть, это и было залогом уюта, надежного домашнего тыла, в котором так нуждался беспокойный поэт, чья жизнь проходила в постоянных творческих командировках.

    Свидетельство

    Ни вторая жена Корнилова, ни мать Бориса, до 1956 года не знали, что Б. Корнилов убит, они думали, что, может быть, он жив

    В начале 30-х годов Корнилов становится известным на всю страну – с его песни «О встречном» начинается каждое утро молодого советского государства.

    Между прочим, тогда официальным гимном СССР был «Интернационал», но Сергей Киров личным распоряжением «назначил» песню «О встречном» гимном Ленинграда – Шостакович тогда тоже проживал на берегах Невы.


    Композитор высказался о своем соавторе с откровенной определенностью: «Борис Корнилов — великий поэт современности». Столь лестная оценка из уст талантливейшего музыканта после гибели Есенина и Маяковского была высшей похвалой для нашего земляка. Но… над ним уже нависал дамоклов меч 37-го года.

    Донос добропорядочного гражданина

    За что же репрессировали Бориса Петровича? Рассказывает семеновский краевед Карп Ефимов:

    — Корнилова реабилитировали при Хрущеве, но только в горбачевскую перестройку я получил допуск к секретным архивам КГБ. И то благодаря знакомству с генералом, у которого была дача на Керженце. А генерал был одним из советников Горбачева по безопасности. Гнусные доносы на поэта от знакомых ему людей погубили Корнилова.

    Свидетельство

    После смерти Сталина Корнилов был посмертно реабилитирован, начали выходить его сборники, отдельные стихи помещались в хрестоматии

    Разумеется, ни в какой подготовке покушения на вождя всех времен и народов он не был замешан. Но яркий молодой поэт был на виду, откровенен и резок в суждениях. Многое из того, что творилось в стране, было ему не по душе, хотя он и воспевал трудовой энтузиазм населения, ратовал за индустриализацию СССР. Но … жалел рушащийся уклад деревни, ее многострадальных жителей.


    Кстати, дружил с Мандельштамом, который написал страшные строки о Сталине, как о тиране с грязными пальцами и его «тонкошеих вождях». Тут любое лыко шло в строку, приговор поэту вынесли единодушно на закрытом совещании и в тот же день расстреляли. А потом и гражданская казнь – запрет на публикацию стихотворений почти на тридцать лет.

    Свидетельство

    Песни на стихи Корнилова исполнялись и печатались и после его гибели с примечанием «слова народные», например, финальная песня кинофильма «Встречный» (композитор Дмитрий Шостакович)

    Возвращению в жизнь стихотворений поэта способствовала его первая жена Ольга Берггольц. Первый раз, приехав в Семенов, встретившись с Таисией Михайловной, матерью поэта, она прилюдно опустилась перед ней на колени и зарыдала!


    Они быстро подружились. А вот со второй супругой Бориса такого душевного общения не получилось. Зато бабушка обрела замечательную внучку.

    Дочь врага народа

    Рассказывает Ирина Борисовна, похожая на отца широкими скулами и цепкими глазами:

    — Я по паспорту до сих пор – Яковлевна, но всюду себя называю Борисовной, потому что чувствую с отцом кровное родство. Я очень любила бабушку и часто навещала ее, подолгу гостила в семеновских лесах. В 1979 году Таисии Михайловны не стало, а через год моя семейная жизнь сложилась так, что мы уехали за границу. Как я тосковала в Париже без своей малой родины, все пыталась увидеть за Сеной «синь семеновских лесов». И сегодня просто счастлива, что меня здесь всюду узнают, считают своей.


    Кстати, Таисия Михайловна Корнилова прожила 96 лет, ее годы как бы продлились за счет такой короткой жизни сына. Приехавшие на корниловские праздники писатели (из Москвы, Петербурга, ) возложили венки на могилу матери прекрасного русского поэта. Рядом находящиеся холмики родственников семьи Корнилова свидетельствовали датами на крестах о том, что это был крепкий жилистый род долгожителей.

    Свидетельство

    20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания

    Можно только гадать, как долго мог бы здравствовать и петь славный отпрыск Корниловых, ведь, глядя на его дочь, все в Семенове поражались – Ирина Борисовна на пороге своего 70-летия выглядела не просто бодрой и стремительной на ногу, на ее лице не было морщин, и смотрелась она лет на двадцать моложе!


    Все стремились сфотографироваться с удивительной женщиной, в жилах которой бурлила поэтическая кровь: столько замечательных стихов она помнила наизусть, читала не только строки своего отца, но и стихи его друзей, того же Мандельштама.

    И слава Богу, что теперь за стихи не убивают, жаль только, что их в людях убивает суетная жизнь. А ведь поэзия – не просто выплеск сильных чувств, это еще и спрессованное в строфы свидетельство о времени. Без Бориса Корнилова во всех противоречиях эпохи 30-х годов разобраться трудно.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!