Поэзия Пастернака: гид для начинающих. Ранние стихи бориса пастернака

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман "Доктор Живаго". Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении "Февраль" (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник "Начальная пора", поэт выражает свое настроение - грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что "чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), - "На ранних поездах" (Передел- кино, 1941 г.) - поэт снова начинает с описания времени года, погоды: "зима", "январь", "снег", "стужа", "на улице ни зги"...

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт "сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты" узнает "России неповторимые черты". Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством "обожания" и "боготворения" он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: "здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря", - и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России - измученной родины - и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за "взасос" читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Гамлет" (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака "Доктор Живаго". Уже в первых строках писатель строчкой "я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: "неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): "На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", - и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение - "Зимняя ночь", также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: "Мело, мело по всей земле...". Образ метели символичен: метель - революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы ("судьбы скрещенья"). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке - образы, символы. Так, например, свеча - библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. "Озаренный потолок" - небо, Бог. "Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья", "крест", "ангел" - связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.

14. Ранние стихи Бориса Пастернака

Достигал совершенства и потом начинал с нуля

Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве Бориса Леонидовича Пастернака с одним важным уточнением: мы будем говорить о раннем Пастернаке. Я надеюсь, что разговор о позднем Пастернаке, Пастернаке советского периода, мы еще продолжим. Говорить мы будем о стихах с 1912 по 1917 год, ну, может, немножко залезем еще в начало 20-х годов.

И первое, что необходимо сказать, что необходимо знать тому, кто читает Пастернака – что Пастернак обладал совершенно особого рода свойством характера, и это важно и для его творчества, которое заключалось в том, что он во всех областях, в которых он оказывался, а он несколько раз начинал серьезное дело, и потом бросал это дело, и начинал заново, – так вот, везде он достигал некоторого совершенства, везде он достигал некоторого высокого уровня, и дальше потом почти всегда бескомпромиссно отказывался от того, что он уже сделал, и начинал, еще раз повторю, с нуля.

Напомню, что родился Борис Леонидович Пастернак в Москве, в семье очень известного художника Леонида Пастернака, который был, в частности, иллюстратором последнего великого романа Толстого «Воскресение», и его иллюстрации в журнале «Нива» не менее интересно рассматривать, чем читать пассажи Толстого. Мать его была пианисткой. И сразу понятно, что Пастернак уже с детства оказался в артистической среде. В воспоминаниях его возникают фигуры того же Толстого, художника Ге, Серова и других главных людей эпохи. И с самого раннего возраста мальчик понимал, что заниматься он будет искусством.

Не знаю, собирался ли Пастернак быть художником, об этом как раз нам ничего не известно, но если и собирался, то этот путь довольно рано им отвергнут. А вот подобно матери стать исполнителем, стать композитором Пастернак серьезно собирался. Известно, что он брал уроки композиции, сочинял музыку. И в музыке у него был кумир – один из крупнейших, если не крупнейший русский композитор того времени Александр Николаевич Скрябин.

И вот Скрябин (Пастернак сам это описывает в своих воспоминаниях) согласился выслушать музыку молодого человека, благо был знаком с его родителями. Музыка ему понравилось, но он отпустил одно замечание: он заметил, что было правдой, что у Пастернака нет абсолютного слуха, утешив его тем, что вот у Бетховена не было абсолютного слуха и у других композиторов… (Отметим, что у самого Скрябина тоже абсолютного слуха не было.) Но для Пастернака это стало достаточной причиной, чтобы отказаться от того, чтобы стать композитором, чтобы заниматься музыкой.

После этого юноша страстно окунулся в другую стихию: в течение некоторого времени он собирался серьезно заниматься философией. Он учился в Московском университете, слушая курс философии, он уехал в Марбург, маленький немецкий знаменитый университетский город, где учился, например, Ломоносов, чтобы слушать одного из главных философов того времени Когена. И ситуация повторилась снова почти с точностью: Пастернак писал реферат на семинаре Когена, Коген позвал его к себе на домашний чай, что означало по законам Марбурга, что Пастернак принят в число посвященных. В это время у Пастернака была несчастливая влюбленность, все перемешалось, он понял, что философия не может его спасти от этой несчастливой любви, и он решает оставить философию тоже. И где-то с начала 10-х годов, т.е. в 1911-1912 году, он начинает всерьез писать стихи.

При этом, еще раз повторю, мне кажется, это важно, отказываясь от музыки или от философии, он отказывался от них абсолютно бескомпромиссно. Т.е. он не делал попыток ни в 20-е, ни в 30-е, ни в 40-е годы ни написать музыкальное произведение, ни написать философский трактат. Он начинал действительно почти с нуля. Так же будет и с его стихами, между прочим: достигнув успеха, став одним из первых русских поэтов к середине 20-х годов, он, правда, не откажется совсем от своей поэтической манеры, но резко ее поменяет. Он начнет писать совершенно другие стихи.

Мы с вами довольно много говорили о теме пути у разных поэтов. Вот у Пастернака тоже эта тема пути очень важна. И можно эти этапы отметить: стихи 10-х – начала 20-х годов – один этап; и потом начинается новая манера, манера так называемого «простого Пастернака», хотя, конечно, никакой он не простой. И после войны он еще раз отказывается от того, что он сделал, или почти отказывается, потому что он начинает всерьез писать прозу. Он и раньше делал эти попытки, но вот в 1946 году, одном из самых страшных годов для советской или даже вообще для русской истории, Пастернак начинает писать свое главное произведение – роман «Доктор Живаго». Причем начинает его писать именно с таким ощущением: все, что я делал, – это не то. И вот это постоянное перечеркивание себя, перечеркивание того, что ты делал, попытка начать все заново – это отличает поэтическую манеру Пастернака. Это такая непременная, очень важная черта личности самого Пастернака.

Начальная пора

Мы сегодня как раз поговорим о том, что сам Пастернак в подзаголовке к своей книге назвал «начальной порой». Мы поговорим о начальной поре его поэтического творчества, о начале его пути. Тогда Пастернак сблизился с группой молодых поэтов, которые сначала составляли некоторое крыло в таком сообществе «Лирика». Это были поэты Сергей Бобров и Николай Асеев.

А потом, в самом начале 1914 года, в январе, эта группа со скандалом покинула «Лирику» и образовала свое поэтическое сообщество по названию издательства, которое придумал Бобров. Сергей Бобров был самым активным среди этой тройки. Это издательство называлось «Центрифуга», и в историю литературы эта группа тоже вошла как «Центрифуга».

Сегодня для нас довольно удивительно, мы часто забываем, что… Невозможно забыть о том, что Хлебников футурист или Маяковский футурист. Пастернак, конечно, начинал как футурист. Но тем не менее мы часто об этом забываем, и в этом тоже есть некоторый смысл. Мы с вами уже довольно подробно говорили о том, что отличало поэзию футуристов, какие черты были для нее характерны. Вот в случае с Пастернаком многое из этого не работает.

Пастернак не был совершенно склонен к эпатажу и скандалам. Мы с вами говорили о том, что авангард – это обязательно провокация, обязательно скандал. Вот Пастернак не был скандалистом. Он участвовал невольно в каких-то скандалах, которые затевали его энергичные друзья, тот же Бобров, который был прирожденным скандалистом; но участвовал в них с неохотой, вспоминал о них всегда с тоской, с печалью, и более того, один из этих скандалов закончился началом его дружбы с тем человеком, с которым, собственно, скандалила группа. С тем человеком, имя которого не упомянуть невозможно, когда мы говорим о раннем Пастернаке – с Маяковским.

И, пожалуй, вот здесь отчасти ответ на вопрос, а что, собственно, Пастернака в футуризме привлекало. Во многом привлекал как раз Маяковский. Его поэзия, его гигантомания, его бескомпромиссность. Все это мы увидим, разумеется, в другом таком варианте, в другой ипостаси в творчестве самого Пастернака. Но не только Маяковский, потому что начинал-то Пастернак не с Маяковским. К пониманию творчества Маяковского, к близости с Маяковским он пришел. Так что же все-таки?

Синтез разных искусств

Я думаю, что главными для Пастернака в футуризме были две вещи, которые он выделял; для футуризма это были вещи скорее периферийные, не главные, а вот для Пастернака именно они стали главными. Во-первых, это синтез разных искусств. Немножко мы с вами об этом уже говорили, когда читали и разбирали стихи Маяковского и Хлебникова.

Мы с вами уже сказали, что Пастернак отказался от того, что он делал раньше, но при этом, хотя и музыка, и философия не стали его основным занятием, тем не менее они сыграли большую роль в становлении его поэзии. Его стихи – это стихи и философа, и музыканта. Напомню, что один раздел в его главной книге «Сестра моя – жизнь», вышедшей в 1922 году, называется «Занятия философией». И действительно это философские стихи, только в не очень привычном для нас значении. Это не зарифмованный философский трактат, но действительно Пастернак ставит там главные философские вопросы и отвечает на них, у него действительно есть некоторая философия жизни в этой книге.

То же самое с музыкой: не столько Пастернак упоминает какие-то музыкальные произведения. (Он, конечно, упоминает их, но назовите имя хоть одного поэта, который этого не делает. Понятно, что музыка так или иначе входит в поэтический мир любого поэта, даже того, который не понимает музыки. Скажем, Гумилев, который не любил музыку, тем не менее довольно много упоминает разных имен.) Дело в том, что некоторые произведения Пастернака просто построены как музыкальные произведения. Т.е. родство было более глубоким. Не поверхностное использование мотивов и имен, а структура построения текста.

Скажем, если мы с вами еще будем говорить о романе «Доктор Живаго», я думаю, мы обязательно подробно поговорим о том, что этот текст построен как симфония, причем такого скрябинского типа, где разные линии переплетаются, сходятся в точках, которые иногда называют в музыковедении контрапунктами. Это заметил замечательный филолог Борис Михайлович Гаспаров. Мы еще, может быть, к этому вернемся.

Это первое, что Пастернака сближало с футуристами. Второе – Пастернак, как и футуристы, был очарован звучанием слова. Действительно, в его ранних стихах фонетика, причем фонетика не такого символистского плана – плавная, красивая, а фонетика с перекликанием согласных, с диссонансами и ассонансами, она чрезвычайно важна.

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

И я думаю, мы в этом можем убедиться, коротко разобрав одно из первых стихотворений Бориса Пастернака, стихотворение – визитную карточку Пастернака. Им он открывал все свои если не книги стихов, то сборники, т.е. такие собрания стихотворений за разные годы. Это стихотворение 1912 года.

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

Что перед нами?

Вот давайте попробуем коротко, как мы это делаем, прочитать это стихотворение, попробуем его понять. И сначала, читая первую строфу, попробуем представить себе некую картинку. Что, собственно, перед нами? Мы видим, по-видимому, лист белой бумаги – Пастернак не упоминает этого всего в стихотворении, но мы с легкостью восстанавливаем это, когда начинаем читать этот текст. И на этом листе черными чернилами пишется какой-то текст.

Что рядом со столом? Очень легко понятно: окно. Это вообще один из главных мотивов пастернаковской поэзии: окно, за которым то же самое, что происходит на столе, происходит в природе. Белый зимний снег, который потек весенней чернотой. И, собственно говоря, возникает это важнейшее для Пастернака, для этого стихотворения и вообще для поэтического мира раннего Пастернака сопоставление, уподобление: природа – поэзия. В природе все устроено так же, как устроено в поэзии. И, наоборот, в поэзии все устроено так же, как устроено в природе. Здесь очень зрительно, визуально – вспомним, что футуристов интересовала живопись, Пастернака тоже она интересовала – визуально очень выразительно это сделано. Черные чернила, которые текут по белому листу, и чернь, текущая по белому зимнему снегу.

И очень важно попытаться ответить на вопрос: «Достать чернил и плакать» – почему плакать? Почему достать чернил – понятно: весна, творческая лихорадка, поэт начинает писать стихи. Но почему плакать? В чем причина? Я думаю, что ответ на самом деле простой: ни в чем. Рациональной причины для того, чтобы плакать, нет. Поэта переполняют экстатические чувства, и мы даже не можем понять на самом деле, чувство ли это радости или чувство горя?

Я надеюсь, что все уже вспомнили стихотворение, которое мы разбирали в начале нашего курса. Это стихотворение Иннокентия Анненского «Черная весна», где возникал этот образ, мы тогда упоминали стихотворение Пастернака. Вот там очень все понятно, там если не у поэта, то у читателя на глазах выступают слезы, конечно, отчаяния, слезы горя. Здесь непонятно, что это за слезы. И я думаю, что это совершенно сознательная пастернаковская установка. Важно не горе это или счастье, а важна степень горя или счастья. Обратим внимание, что дальше после слова «плакать» возникает слово «навзрыд»: «Писать о феврале навзрыд».

Я думаю, что слезы еще и потому у него… А слезы – это вообще ключевой образ. В разных его стихотворениях все время этот мотив возникает, от раннего к позднему. Я думаю, здесь еще важно вот что: слезы позволяют мир увидеть с нечеткими границами. Потому что когда мы плачем, когда на глаза наворачиваются слезы, у нас границы между предметами размываются. И это для раннего Пастернака тоже очень важно, потому что у него все во все перетекает. И поэтому когда ему нужно, в нужных сильных местах, у него возникают эти слезы, и все еще больше соединяется, смешивается, начинает течь. И в этом смысле он, конечно, если искать какого-то антипода, то это Пушкин как прозаик. Потому что у Пушкина-прозаика (об этом довольно много писалось) наоборот, очень четкие предметы, очень четкие границы между предметами. Он когда описывает пейзаж, у него всегда луна, сад. И ничто ни с чем не соединяется, все предметы существуют как бы отдельно. Вот у Пастернака они существуют вместе.

Футуристическая звукопись

И дальше эта футуристическая звукопись – то, о чем мы уже говорили. «Грохочущая» – поэтому это слово здесь и возникает; «Грохочущая слякоть» – т.е. опять очень сильные эмоции. И дальше: «Весною черною…» – и поставленное в рифменную позицию слово «горит», которое дополняет собой эту экстатическую и такую яростную, яростными мазками набросанную картину. И дальше, собственно говоря, эта тема продолжается. «Достать пролетку. За шесть гривен, // Чрез благовест, чрез клик колес, // Перенестись туда, где ливень // Еще шумней чернил и слез», – пишет Пастернак.

И обратите сразу внимание, что у Пастернака здесь не дождь, который может быть слабеньким, а может быть не слабеньким, но Пастернак употребляет слово, которое говорит, что опять находится на некотором пределы силы, и оно опять поставлено в конце строки, т.е. в сильную позицию, – это слово «ливень».

Обратим внимание опять на эту футуристическую игру звуками, сгущенность согласных в строке: «Чрез благовест, чрез клик колес» – собственно, имитирующую этот стук колес. Понятно, почему это возникает, конечно. Зима, был снег, и санные полозья беззвучно по нему шли. И вот весна, обнажилась мостовая, слышится этот звук, и у Пастернака эта тема здесь возникает.

Зачем куда-то ехать?

Но, может быть, еще интереснее ответить на два вопроса, которые можно поставить к этой строфе. Во-первых, зачем куда-то ехать? Вроде бы у тебя вдохновение, ты стихи собираешься писать, уже и листок бумаги положил, и чернила – нет, ты вскакиваешь и куда-то несешься. И ответ такой же: низачем, никакой причины нет. Под ливнем промокнешь, вообще заболеешь, но это неважно совершенно. Нужно куда-то двигаться, нужно что-то немедленно делать.

И вторая вещь, на которую я хотел обратить ваше внимание – вот на этот глагол «достать». На самом деле очень тонко Пастернак здесь работает: он повторяет глагол, который уже был в первой строфе. Стихотворение начиналось: «Февраль. Достать чернил и плакать…» Вторая строфа начинается: «Достать пролетку за шесть гривен…». Зачем, почему?

Ну, во-первых, невозможно не заметить, что опять продолжается сопоставление «поэзия – природа». Достать чернил – достать пролетку. Это, в общем, одно и то же, и это отчасти ответ на вопрос, почему нужно куда-то ехать. Можно стихи писать, а можно куда-то нестись и смотреть на природу и окружающее, и это такие равнозначные, в общем, действия, которые должен произвести лирический герой. И, во-вторых, я хочу обратить ваше внимание на такую некоторую странность, которая дальше в стихотворении будет только развиваться.

Все действие стихотворения приурочено к февралю. Хорошо, мы понимаем, что февраль тогда и февраль сейчас – немножко разное время года, потому что тогда был так называемый старый стиль, календарь отставал, т.е. февраль – наш март. Но как в марте может идти ливень – в общем, не очень понятно. А дальше появятся грачи, которые прилетают уж точно никак не в феврале. Дальше появятся лужи и проталины… Т.е. такая некоторая странность: Пастернак начинает с февраля, а дальше что происходит?

А дальше он описывает, как кажется, весну в ее развитии. И поэтому, мне кажется, мы можем предположить, что эти вот «достать» и «достать» работают вот на что: возникает некая альтернатива. Что делать – достать чернил, плакать, писать? Ой, нет – достать пролетку, ехать и смотреть природу. И дальше Пастернак что делает: он мысленно не только проезжает по этим зимне-весенним полям, он мысленно уже путешествует вперед, в конец весны. Мы увидим, что нам это еще пригодится. Обратим внимание и на слово «благовест». Тоже для нашего анализа мы его еще используем, немножко позже.

Живописный подтекст

Дальше: «Где, как обугленные груши, // С деревьев тысячи грачей // Сорвутся в лужи и обрушат // Сухую грусть на дно очей». Здесь опять я хочу обратить ваше внимание, что продолжается эта тема экстатичности. Собственно говоря, поэтому, вероятно, грачи и выбраны: огромное количество грачей, которые взлетают вверх… Почему у Пастернака «сорвутся в лужи»?

Потому что в отражении они летят вниз и они намокают в этом отражении, как груши в компоте, возможно, сухофрукты, потому что дальше будет «сухая грусть на дно очей». И они отражаются, с одной стороны, в лужах, с другой стороны, они отражаются в глазах самого поэта: «сухая грусть на дно очей», вот отсюда это все возникает.

И я думаю, что здесь важно упомянуть ключевой живописный подтекст всего этого стихотворения. Я думаю, вы уже догадались, что это за подтекст. Конечно, когда мы вспоминаем картину и произносим слово «грачи», то мы вспоминаем великую картину замечательного, одного из лучших русских художников Саврасова «Грачи прилетели». И сейчас нам нужно про нее вспомнить не только потому что там грачи, не только потому что там лужи, но еще и потому, что там на переднем плане – церковь. И, собственно говоря, как кажется, это объясняет отчасти и слово «благовест», которое у нас встречается во второй строфе. Этот крик грачей перекликается с церковным колокольным звоном. Возможно, речь идет о Пасхе. А раз Пастернак путешествует вперед, то это может быть и апрель, и май – как мы знаем, Пасха может выпасть на разные дни.

А дальше идет последняя строфа, которая загадочно начинается. «Под ней проталины чернеют, // И ветер криками изрыт, // И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд». К последним строчкам мы еще обратимся. Пока же нужно разобраться – это часто бывает с Пастернаком нужно сделать, потому что его стихи часто только кажутся загадочными, нужно просто разобраться с ними. С синтаксисом их нужно разобраться.

Вот здесь тоже: «Под ней проталины чернеют…» Под чем – под ней? Ну, если исходить из обычной логики, то получается, что под сухой грустью, которая ложится на дно очей. Или под стаей грачей. Это не очень понятно. Я думаю, что ответ довольно простой на самом деле, и чтобы его дать, нужно просто заглянуть в раннюю редакцию стихотворения.

Это вообще бывает полезно иногда – почитать разные варианты стихотворений. Пастернак, мы уже об этом говорили, все время совершенствовал, все время отказывался от себя раннего. И вот тот текст, который мы сейчас читали, – это поздняя редакция стихотворения, переделанная в поздние годы. А что было в ранней? В ранней было так: «Крики весны водой чернеют, // И город криками изрыт». Т.е. под ней – это, по-видимому, под черной весной, которую воплощают собой стаи грачей, а под ней – т.е. в лужах проталины чернеют. Собственно, лужи и представляют собой эти проталины. И это нас возвращает еще раз к тому наблюдению, которое мы уже сделали: по-видимому, он облетает как бы круг, возвращается в город – «и город криками изрыт», и оказывается, что он еще не начинал писать свой текст, он стоит перед столом, и сейчас он будет описывать, собственно говоря, это мысленное путешествие. Опять мы имеем дело – помните, мы с этим словом уже встречались – с автометаописанием, т.е. когда поэт описывает то, что, собственно, он делает сейчас, в настоящий момент.

Ключ ко всему стихотворению

И ключом ко всему стихотворению оказываются вот эти финальные строки. Собственно, здесь Пастернак вполне себе как философ работает – некоторый ряд наблюдений, ряд некоторых импрессионистических набросков, и дальше вывод. А вывод такой: «…И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд». Т.е. Пастернак нам на самом деле объясняет здесь самое главное и в этом стихотворении, и, может быть, вообще в своей ранней поэзии.

Что происходит в этом стихотворении? В этом стихотворении поэзия уподобляется природе. И здесь он объясняет, почему, что в поэзии похоже на природу, что сближает поэзию и природу. А что сближает? Спонтанность, случайность, хаотичность, если хотите, всего, что происходит. Мы с вами привыкли к тому, что слово «хаос» чаще всего бывает словом отрицательно окрашенным и чаще всего хаосу противопоставлен порядок как нечто прекрасное. У раннего Пастернака наоборот. В его стихотворениях, в его ранней поэзии все стремится подражать природе. Природа – это главное мерило всего в его ранней поэзии, все стремится подражать природе, а природа прекрасна тем, что все в ней происходит совершенно случайно, совершенно хаотично.

При этом обратим все-таки внимание на слово «вернее». «Чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд». Почему? Здесь, мне кажется, можно все-таки немножко увидеть такую стушеванную чуть-чуть, но все-таки религиозность этого стихотворения. Недаром все-таки благовест в нем упоминался, и церковь саврасовская тоже где-то здесь маячит. Потому что на самом-то деле в природе все происходит случайно, конечно, но при этом случайно для нас, для людей, которые не знают, почему происходит то или другое, а Создатель, Творец – он-то знает, зачем все происходит.

Это могло бы показаться натяжкой абсолютной, но я хочу вам напомнить стихи позднего Пастернака. Одно из самых его известных поздних стихотворений – это стихотворение «Гамлет», в котором есть такие строчки: «Но продуман распорядок действий // И неотвратим конец пути…», ну и дальше. Напомню, что все это помещено в религиозный контекст, евангельский: «Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси», – пишет Пастернак. И дальше он умоляет Бога: «Но сейчас идет иная драма, // И на этот раз меня уволь». И вот дальше идут эти строчки. Т.е. этот за этим хаосом, прекрасным природным хаосом, на самом деле скрывается порядок.

И здесь Пастернак неожиданно – я надеюсь, что, может быть, кто-то из тех, кто слушал предыдущие лекции, об этом уже вспомнил, – здесь Пастернак неожиданно сближается с поэтом, которого он тогда еще не читал, не знал, и этот поэт его не знал и не читал, а именно с акмеистом Мандельштамом. Помните, мы с вами немножко об этом говорили, как у него хаотическая природа оказывается на самом деле прекрасно организованной.

«Сложа весла»

И для того, чтобы закрепить наше понимание, чтобы увидеть, как все Пастернак сопоставляет с природой, мы сейчас прочтем одно стихотворение из главной его ранней книги «Сестра моя – жизнь», которое он написал в 1917 году и которое называется «Сложа весла».

Лодка колотится в сонной груди, Ивы нависли, целуют в ключицы, В локти, в уключины – о погоди, Это ведь может со всяким случиться!

Этим ведь в песне тешатся все, Это ведь значит пепел сиреневый, Роскошь крошеной ромашки в росе, Губы и губы на звезды выменивать.

Это ведь значит обнять небосвод, Руки сплести вкруг Геракла громадного, Это ведь значит века напролет Ночи на щелканье славок проматывать.

Попробуем представить картинку

Давайте опять попробуем представить картинку, которая возникает в первой строфе. Это немножко сложнее сделать, что в стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать…», но все-таки можно. Подсказывает нам заглавие «Сложа весла». Что в первой строфе мы видим?

Мы видим лодку. «Лодка колотится в сонной груди». Мы видим лодку, которая то ли находится близ причала, привязана к берегу, и это колотье лодки, вибрирование лодки лирическому герою, который, возможно, в этой лодке находится, а возможно, смотрит на нее, напоминает стук его сердца. Дальше мы видим деревья, ивы, которые склонились над этой лодкой. Что значит «…целуют в ключицы, // В локти, в уключины…» – это понятно, они касаются ключиц – это место возле шеи, – дальше локтей, а дальше они касаются уключин лодки.

И дальше неожиданное: «…о погоди, // Это ведь может со всяким случиться!» Здесь на самом деле совершенно определенно мы сказать не можем, что происходит. Возможно, это ожидающий кого-то поэт – может быть, девушка должна прийти и они должны отправиться на лодочную прогулку – прислушивается к своему сердцу и обращается сам к себе, к своему сердцу: «О погоди, не стучи так сильно». Возможно, впрочем, что речь идет о другом. Возможно, девушка уже пришла и речь идет просто о любовном объятии. Они находятся в лодке, ивы скрывают их от нескромных глаз, весла сложены, руки освобождены, они обнимаются. И он обращается не к сердцу, а к этой девушке: «…о погоди, // Это ведь может со всяким случиться». «Это» – любовное объятие. Сказать совершенно определенно мы этого не можем, но можем вспомнить народную песню, потому что следующая строка будет – «Этим ведь в песне тешатся все».

Мы можем сказать, что это за песня. Это песня «Мы на лодочке катались, // Не гребли, а целовались». Собственно говоря, главные мотивы этой песни возникают в этом стихотворении – и лодочка, и объятия, и они не гребут, действительно, весла сложены. И мы можем ответить на вопрос, чем «этим», что «это» может со всяким случиться. Кажется очевидным – это любовь. Это любовь, ей в песне тешатся все.

Дальше: «Это ведь значит пепел сиреневый…» Что за пепел сиреневый? Здесь опять такая множественность пастернаковская. Это может быть рассвет или закат сиреневого цвета. Это может быть просто сирень, похожая на пепел. Возможно – но здесь мы вступаем в область уж совсем таких загадок – возможно, ожидающий герой курит, пепел сиреневый падает с его сигареты или папиросы.

Опять футуристическое

А дальше опять футуристическое: «Роскошь крошеной ромашки в росе…» Послушайте, да, как раз это крошение ромашки опять происходит не только на уровне описания, но и на уровне фонетическом, на уровне звуковом. Ну, почему ромашка появляется, тоже понятно: ромашка, на которой гадают, «любит – не любит». Конечно, это такая ромашка из этой игры. И дальше идет: «…Губы и губы на звезды выменивать». Происходит очень важная для нас вещь.

Происходит то, с чем мы встречались уже в стихотворении Маяковского: помните, когда мы с вами читали стихотворение «А вы могли бы?», там в финале стихотворения нужно было сыграть на флейте водосточных труб, т.е. поэт, лирический герой, становился гигантом, и это же он предлагал своим читателям или слушателям. Здесь происходит на самом деле сходная вещь: вот они были в этой лодочке, или он сидел у этой лодочки, и они были прикрыты, замаскированы этими ветвями ив, которые целуют «в ключицы, // В локти, в уключины»…

Здесь, конечно, замечательный пастернаковский прием – любовь и природа опять уподобляются друг другу, и поэтому вот они целуются, и ивы тоже целуются. Причем живое и неживое смешивается, соединяется за счет фонетического сближения: ключицы – это мои или ее, а уключины – у лодки. Но все вместе – уключины, люди, лодка – все это объединяется, все это вихрится в этом пастернаковском объятии, хаотическом таком. Но самое главное, что они были маленькими, они были спрятаны от нескромных глаз.

Что происходит в финале этой строфы? Они начинают расти. «Роскошь крошеной ромашки в росе, // Губы и губы на звезды выменивать». Это не просто, конечно, звезды, которые смотрят на это свидание. Это такие маяковские на самом деле звезды. И вообще этот образ похож, правда, на Маяковского? Губы, губы, звезды… И вот они вырастают до звезд, эти целующиеся люди, и дальше эта гиперболичность, характерная для Маяковского (а Пастернак многим ему обязан), и работает. «Это ведь значит обнять небосвод…» – посмотрите, как любовь и природа опять меняются местами, переплетаются. Они обнимают друг друга, и одновременно они обнимают небосвод. «Руки сплести вкруг Геракла громадного». Опять здесь и фонетика такая футуристическая – «Геракла громадного», грохотание. Здесь, возможно, в подтексте знаменитый миф о Геракле, который небо как раз немножко держал, помните, когда его обманули? Но самое главное, почему Геракл возникает – это опять вот эта гигантомания.

Философская концовка

И финал стихотворения опять, как всегда у Пастернака, почти так философски просчитан, целая концепция за этим возникает. «Это ведь значит века напролет // Ночи на щелканье славок проматывать». Ну, понятно, что славки – это птички.

А вот я хочу обратить ваше внимание на то, как у Пастернака соединяются пространство и время. Вот когда до гигантских размеров в пространстве выросли фигуры влюбленных, то и время растянулось тоже. «Века напролет», т.е. до нас сидели, обнимались и целовались тысячи и тысячи, миллионы людей на рассвете. Это происходило в течение целых веков. И здесь тоже замечательное это пастернаковское слово «проматывать», потому что оно взять из низкого словаря. Вообще для Пастернака это характерно.

Помните, у Ломоносова была такая теория о трех штилях, что нужно о разных вещах говорить разным языком. Высокий штиль – для высокого, низкий штиль – для низкого, а вот такой нейтральный стиль – о бытовых вещах. У Пастернака в стихотворении все смешалось. У него, с одной стороны, есть «проматывать», «тешиться», «выменивать», т.е. у него есть слова низкого стиля.

С другой стороны, у него возникает и высокий стиль за счет античности – Геракл возникает. Ну и понятно, что нейтральный стиль тоже есть. И все это тоже уравнено. Почему? Потому что любовь, природа, поэзия, мы, лодка, рассвет, заказ, ромашки – все это в едином потоке, в едином вихре перемешивается, и возникает прекрасная оптимистическая картина, изображение прекрасного хаоса любви, которая для Пастернака является ключевой. Напомню, что его книга называется «Сестра моя – жизнь». Сама жизнь становится его сестрой в своей прекрасности, в своей хаотичности.

В поздние годы это переменилось. Мы уже с вами читали кусочек из стихотворения «Гамлет», где было слово «распорядок», мы еще, может быть, будем читать позднее стихотворение «Золотая осень», где тоже идет речь о природе и где возникают такие строки: «Словно выставки картин, залы, залы, залы, залы…» Т.е. природа уподоблялась залам, где все организовано и где дальше в финальной строке будет так: «…где сокровищ каталог // Перелистывает стужа». Т.е. на смену прекрасному хаосу, прекрасной неорганизованности мира в поздних стихах придет организованность. На смену хаотическому движению придет застывание – «…сокровищ каталог // Перелистывает стужа». Это будет и наступление зимы, и медленное наступление смерти. А вот почему это произошло, мы с вами еще обязательно поговорим, когда дойдем до позднего Пастернака.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого представлена в этой статье, входит в число тех немногих мастеров слова, удостоенных одной из самых желанных наград - Нобелевской премии.

Биография поэта

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать - пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов.

Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей - младший сын и две дочери.

Детские годы

Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Учился Борис Пастернак (биография поэта содержит этот факт) отлично. Он окончил пятую московскую гимназию, в которой двумя классами ниже обучался Владимир Маяковский. Одновременно он учился на композиторском факультете Московской консерватории. Гимназию он окончил блестяще - с золотой медалью и высшими баллами по всем предметам.

Трудный выбор

Пастернак Борис Леонидович, биография которого впоследствии будет пополняться еще не одним фактом тяжелого выбора, после окончания учебы был вынужден принять первое, очень мучительное для него решение - оставить карьеру композитора. Он сам в своей биографии позже объяснил, что поступил так, поскольку не обладал абсолютным слухом. В характере будущего поэта уже тогда были заложены целеустремленность и огромная работоспособность. Если он начинал что-то, то доводил до полного совершенства. Поэтому, очень любя музыку, но понимая, что не сможет добиться в этой профессии необходимого для себя совершенства, Пастернак, по его словам, «вырвал» ее из себя.

В 1908-м он поступает в Московский университет, сначала на юридический факультет, но через год меняет решение и переводится на философское отделение. Как всегда, Пастернак блестяще учится и в 1912 году продолжает обучение в университете города Маргбурга. Ему прочили хорошую карьеру философа в Германии, но он внезапно решает посвятить себя не философии, а поэзии.

Начало творческого пути

Пробовать себя в поэзии он начал поздно, примерно в 1910 году. Стихотворения Бориса Пастернака того периода, по воспоминаниям коллеги поэта по совместной работе в поэтических кружках, совершенно детские по форме, пытались вместить в себя огромное содержание.

Посещение с семьей Венеции в 1912 году и отказ любимой девушки оказывают на Бориса сильное впечатление. Это находит выражение в его первых стихах того периода.

По возвращении в Москву он начинает участвовать в литературных кружках «Мусагет» и «Лирика», выступая со своими стихами. В эти годы его привлекают такие течения в поэзии, как футуризм и символизм, но позднее он предпочитает не входить ни в одно литературное объединение, а быть независимым.

1913-1914 годы были для Пастернака богатыми на события в творческой жизни. Сначала были опубликованы несколько его стихотворений, а в 1914 году выходит первый сборник «Близнец в тучах». Но все это он считает пока только пробой пера, так как недоволен качеством своих произведений. В этом же году состоялось его знакомство с Владимиром Маяковским. Пастернак как поэт подпадает под его влияние.

Рождение поэта

Процесс творчества - вещь совершенно необъяснимая. Кто-то творит легко, словно забавляясь, другой тщательно оттачивает каждую фразу, добиваясь совершенства. К последним принадлежал и Борис Пастернак. Поэзия для него - это не только великий дар, но и тяжелая работа. Поэтому только вышедший в 1922 году сборник «Сестра моя - жизнь» он считает началом своей литературной деятельности. Стихотворения Бориса Пастернака, вошедшие в него, были написаны еще летом 1917 года.

Плодотворные 1920-е годы

Начало 1920-х годов было отмечено несколькими важными событиями. В 1921 году родители поэта эмигрируют в Германию, а в 1922 Борис Пастернак, биография которого содержит много интересных фактов, женится на Евгении Владимировне Лурье. Через год у них рождается сын Женя.

Творчество Бориса Пастернака в эти годы плодотворно - в 1923 году появляется сборник «Темы и вариации» и две знаменитые поэмы - «Лейтенант Шмидт» и «Девятьсот пятый год». Они стали литературным событием тех лет и получили высокую оценку Максима Горького.

Начало 1930-х годов - время признания Пастернака властью. Его произведения переиздаются ежегодно, сам поэт в 1934 году выступает с речью на первом съезде Союза писателей. Его фактически называют лучшим поэтом страны. Но власть не забывает того, что поэт имел смелость заступиться за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, защищал Мандельштама и Гумилева. Такого она не прощает никому. Не избежал этой участи и Борис Пастернак. Краткая биография поэта говорит о том, что к 1936-му году его фактически устраняют из официальной литературной жизни страны, обвиняя в неправильном мировоззрении и отстраненности от жизни.

Переводы Пастернака

Так получилось, что Пастернак как переводчик известен ничуть не меньше, чем как поэт. Его называют одним из лучших мастеров поэтического перевода. Кто, как не он, прекрасный поэт, смог бы лучше других прочувствовать произведение другого творца?

Из-за негативного отношения властей в конце 1930-х годов поэт остается без заработка. Его произведения уже не переиздаются, денег катастрофически не хватает, и Пастернак обращается к переводам. В отношении их у поэта была своя концепция. Он считал, что перевод - такое же самостоятельное что и оригинал. И здесь к работе он подходил со всей своей дотошностью, желанием сделать все идеально.

Борис Леонидович Пастернак, стихи и переводы которого вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы, начал заниматься переводами еще в 1918 году. Тогда он занимался в основном творчеством немецких поэтов. Основная его работа началась в 1936 году. Он уезжает на дачу в Переделкино и упорно трудится над переводами Шекспира, Гете, Байрона, Рильке, Китса, Варлена. Сейчас его труд ценится на равных с оригиналами произведений.

Для Пастернака переводы - это не только возможность прокормить семью, но и своеобразный способ реализовать себя как поэта в условиях травли и отказа печатать его произведения. Борису Пастернаку мы обязаны великолепными переводами Шекспира, которые уже давно считаются классическими.

Военные и послевоенные годы

Травма, полученная писателем в детстве, не позволяла ему мобилизоваться на фронт в годы Отечественной войны. Но и оставаться в стороне он тоже не мог. Закончив военные курсы, он отправляется на фронт корреспондентом. По возвращении домой, в Переделкино, он создает цикл патриотических стихотворений.

Годы после войны - время напряженного труда. Пастернак много переводит, поскольку это остается его единственным заработком. Стихов в послевоенные годы он пишет мало - все его время занимают переводы и работа над новым романом.

На эти годы приходится и еще одна титаническая работа поэта - перевод «Фауста» Гете.

«Доктор Живаго» - вершина творения и любимое произведение поэта

Эта книга была самым важным и любимым произведением поэта. Целых десять лет шел к ней Борис Пастернак. «Доктор Живаго» - во многом автобиографичный роман.

Начало работы - 1945 год. В это время прототипом главного женского образа романа была жена писателя Зинаида Нейгауз. После появления в жизни Пастернака которая стала его новой музой, работа над рукописью пошла быстрее.

Этот роман - главное и любимое детище поэта, создавался долго - 10 лет. Это фактически автобиография самого писателя, правдивый рассказ о событиях в стране, начиная с начала века и заканчивая страшной войной. За эту честность «Доктор Живаго» и был категорически отвергнут властью, а Борис Пастернак, биография которого хранит события этого тяжелого периода, был подвергнут настоящей травле.

Сложно представить, как тяжело было выносить всеобщее порицание, особенно со стороны коллег.

В Советском Союзе в издании книги было отказано из-за неоднозначного взгляда писателя на Октябрьскую революцию. Роман оценили только за границей. Его удалось издать в Италии. В 1957 году «Доктор Живаго» Пастернака увидел свет и мгновенно стал сенсацией. Это произведение на Западе получило самые восторженные отзывы.

1958 год - дата удивительная. Присуждение Нобелевской премии - это для поэта и величайшая радость от высокого признания его таланта мировым сообществом, и настоящее горе из-за возобновившейся с новой силой травли. Его предлагали в наказание выслать из страны, на что поэт отвечал, что мыслить себя без Родины он не может. Всю горечь того периода Пастернак емко и жестко описал в стихотворении «Нобелевская премия», написанном в 1959 году. От награды ему пришлось отказаться, а за этот стих, опубликованный за границей, он чуть не был обвинен по статье «измена Родине». Спасло то, что публикация произошла без согласия Пастернака.

Борис Пастернак - короткие стихи поэта

Если говорить о раннем творчестве поэта, в нем сильно чувствуется влияние символизма. Очень сложные рифмы, непонятные образы и сравнения характерны для этого периода. Резко меняется стиль Пастернака в военные годы. Стихи словно приобретают легкость и простоту прочтения. Они легко и быстро запоминаются, и их приятно просто читать подряд. Особенно это касается коротких стихотворений поэта, таких, как «Хмель», «Ветер», «Март», «Гамлет». Гений Пастернака заключается в том, что даже в самых маленьких его стихах заключен огромный философский смысл.

Борис Пастернак. Анализ стихотворения «Июль»

Стихотворение относится к позднему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1956 году, когда Пастернак отдыхал летом на даче в Переделкино. Если в ранние годы он писал элегантные стихи, то позднее в них появляется социальная направленность и любимая тема поэта - понимание неразрывности мира природы и человека.

«Июль» - яркий пример пейзажной лирики. Название произведения и его тема полностью совпадают. Какую главную идею хотел донести до читателя Борис Пастернак? Июль - один из самых красивых летних месяцев, вызывающих искреннее восхищение автора. И его легкость, свежесть и очарование он хочет описать.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть создает атмосферу загадочности - кто тот гость, проникший в дом? Домовой, привидение, призрак, который вбегает, резвится и крадется?

Во второй части секрет таинственного гостя раскрыт - это озорник-июль, месяц середины лета. Поэт очеловечивает июль, используя для этого олицетворения: домовой, нечесаный растрепа, жилец приезжий.

Особенностью стихотворения является использование автором ярких зрительных образов: июль «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка».

Личная жизнь поэта

Борис Пастернак, биография которого не может быть полной без рассказа о его семье, был женат дважды. Как живущая эмоциями, он был увлекающимся человеком. Не настолько, чтобы опускаться до банальных измен, но и остаться верным одной любимой женщине он не смог.

Первой женой поэта стала очаровательная Евгения Лурье, молодая художница. Они познакомились в 1921 году, и эту встречу поэт считал для себя символической. В это время Пастернак закончил работу над повестью «Детство Люверс», героиню которой звали Евгения, и словно увидел в девушке ее образ.

Евгения стала настоящей музей поэта. Утонченная, нежная, деликатная и одновременно целеустремленная и самостоятельная, она вызывала у него необыкновенный душевный подъем. В первые годы брака Борис Пастернак был, наверное, впервые счастлив. Сначала сильная влюбленность сглаживала все трудности, но постепенно тяжелая жизнь нищих 20-х годов стала все сильнее вмешиваться в семейное счастье. Евгения не была идеальной женой, она тоже хотела реализовать себя как художник, и многие семейные заботы Пастернаку пришлось взять на себя.

В 1926 году между ним и Мариной Цветаевой начинается долгая переписка, которая буквально сводит с ума ревнивую жену поэта. Она не выдерживает и уезжает к родителям Пастернака в Германию. В конце концов она решает отказаться от желания реализовать себя как художник и посвящает свою жизнь заботам о муже. Но поэт к этому времени уже знакомится со своей второй будущей женой - Зинаидой Нейгауз. Ему уже сорок, ей - 32 года, она замужем и растит двоих мальчиков.

Нейгауз оказывается полной противоположностью Евгении Лурье. Она полностью посвятила себя семье, была очень хозяйственной. В ней не было той утонченности, что была присуща первой жене поэта. Но Пастернак с первого взгляда влюбился в эту женщину. То, что она замужем и имеет детей, его не останавливало. Теперь свою жизнь он видел только с ней.

В 1932 году он развелся с Евгенией и женился на Зинаиде. Расставшись с первой женой, он все годы, до своей смерти, помогал ей и сыну и поддерживал отношения.

Со второй женой Пастернак был тоже счастлив. Заботливая, хозяйственная, она старалась обеспечить ему комфорт и покой и тоже была для поэта музой. Во втором браке родился сын Леонид.

Семейное счастье продлилось, как и в первом браке, чуть больше 10 лет. Пастернак все чаще стал задерживаться на даче в Переделкино и все больше отдалялся от жены. Однажды в редакции журнала «Новый мир» он встретил работавшую там редактором Ольгу Ивинскую. Она стала последней музой поэта.

Несколько раз они пытались расстаться, поскольку оставлять жену Пастернак не хотел, она много значила для него, и поэт не мог себе позволить так жестоко поступить с ней.

В 1949 году Ивинскую арестовали и отправили в лагеря на 5 лет за связь с Борисом Пастернаком. И он все эти годы опекал ее пожилую мать и детей, обеспечивая деньгами. Даром это тяжелое время не прошло - в 1952 году поэт попадает в больницу с инфарктом.

После возвращения Ольга стала неофициальным секретарем Пастернака - она ведет все его дела, общается от его имени с редакциями, занимается перепечаткой его произведений. До конца жизни поэта они уже не расставались.

Последние годы

Нет сомнения, что именно развернувшаяся вокруг поэта травля сильно подкосила его здоровье. Перенесенный в 1952 году инфаркт тоже дал о себе знать.

Весной, в начале апреля 1960 года, Пастернак слег от тяжелой болезни. Никто не предполагал, что у него рак, который уже пустил метастазы в желудок. В начале мая поэт понимает, что болезнь смертельна, и он не поправится. 30 мая Борис Пастернак умирает. Все это время у его постели была его жена Зинаида, которая переживет мужа на 6 лет и скончается от той же болезни. Поэт и вся его семья похоронены на кладбище в Переделкино.

Творчество замечательного русского поэта, писателя и переводчика Бориса Пастернака навсегда вошло в мировую литературу. Его особенность как поэта - живописный выразительный стиль и удивительная образность стихов.

Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов.

Атмосфера родительского дома определила глубокую укоренённость творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

Накануне поэзии

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьёз готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провёл один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

«Мы с жизнью на один покрой» (Раннее творчество)

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого , А. А. Блока , Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского , участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчётливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где всё настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение ).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвящённой лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил всё, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает своё глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни её участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

Поэт и эпоха. 1920-50-е гг.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского , Н. А. Заболоцкого , Н. С. Тихонова , А. А. Тарковского и К. М. Симонова .

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстаёт как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком неправедности социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака «женская доля» (в традициях Н. А. Некрасова , Ф. М. Достоевского и гражданской лирики второй половины 19 в.).

В повести «Охранная грамота» (1930), своеобразном итоговом творческом отчёте за два десятилетия, Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского . Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е. В. Пастернак) и сближению с З. Н. Нейгауз (в первом браке - жена Г. Г. Нейгауза) посвящена новая книга лирики - «Второе рождение» (1932). Её выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в общественно-литературной жизни, продолжавшегося до начала 1937 года. Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей (1934), в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы всё нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гёте и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр.

В 1940-41 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи, которые вместе с циклом «Стихи о войне» составили книгу «На ранних поездах» (1943). Стихи этого периода, свидетельствующие о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов, отмечены стремлением к преодолению сложности языка, свойственной его ранней поэзии.

Главная книга

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвящённого «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укоренённости человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчёркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключён из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Всё это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Эпистолярное наследие

В наследии Пастернака особое место занимают письма. В течение сорока лет продолжалась интеллектуально насыщенная переписка с двоюродной сестрой - О. М. Фрейденберг; переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряжённый эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чём Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Пастернак в русской культуре

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда. Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всём мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 века

В 1990 в подмосковном посёлке Переделкино, в помещении бывшей дачи Пастернака был открыт музей поэта.

К. М. Поливанов

Пастернак Борис Леонидович (годы жизни - 1890-1960) - поэт, переводчик, прозаик. Он родился в Москве 10 февраля 1890 года. Расскажем о том, какой жизненный путь прошел Борис Пастернак, какое творческое наследие он оставил своим потомкам.

Родители Бориса Пастернака

Все начиналось с музыки и живописи. Розалия Исидоровна, мать будущего поэта, была отличной пианисткой, училась у А. Рубинштейна. Отец его, Пастернак Леонид Осипович, - знаменитый художник, который иллюстрировал произведения Л. Толстого и тесно дружил с ним. Можно найти что-то общее между творчеством этого художника и такого великого поэта, как Борис Пастернак. Фото будущего обладателя Нобелевской премии представлено ниже.

Отец его, Леонид Пастернак, будучи художником, мастерски запечатлевал мгновение - рисунки его как будто останавливали время. Он рисовал везде: дома, в гостях, на концертах, на улице. До необычайности живы его знаменитые портреты. Борис Леонидович, его старший сын, делал, в сущности, то же самое в своей поэзии: создавал цепочку метафор, тем самым как будто обозревая явление во всем его многообразии, останавливая его. Однако и от матери передалось многое: полная ее самоотдача, а также способность жить одним искусством.

Увлечение музыкой и философией

Жизнь Бориса Пастернака с детских лет проходила в атмосфере творчества. В семье его часто проводились домашние концерты, в которых принимал участие сам Александр Скрябин, которого обожал Борис. Мальчику все пророчили, что он станет музыкантом. Еще во время обучения в гимназии Борис прошел шестилетний курс консерватории, композиторского факультета. Однако в 1908 году он решил оставить музыку и увлекся философией. Борис не мог продолжать обучение, зная, что у него нет абсолютного слуха.

Обучение в Московском университете и в Марбурге, первая любовь

И он решил поступить в Московский университет, на философское отделение. На скопленные его матерью деньги весной 1912 года Борис поехал продолжать обучение в Марбург, немецкий город, который был в то время центром философской мысли. Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев Марбурга, предложил ему остаться в Германии для того, чтобы получить докторскую степень. Очень удачно начала складываться у Пастернака карьера философа. Однако и ей не суждено было осуществиться. В это время Борис впервые в своей жизни серьезно влюбляется - в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, которая заехала в Марбург вместе с сестрой для того, чтобы навестить Пастернака. И поэзия завладевает всем его существом.

Первые стихи Пастернака

Стихи приходили к нему и раньше, однако лишь сейчас их стихия нахлынула так неодолимо и мощно, что было невозможно противостоять ей. В автобиографической повести под названием "Охранная грамота", вышедшей в 1930 году, поэт позже попытался обосновать сделанный им выбор, а заодно и определить сквозь призму философии стихию, овладевшую им. Искусство, по его мнению, это особое состояние, когда действительность предстает в новой категории, когда мы перестаем ее узнавать. Все названо на свете, кроме этого состояния. Ново лишь оно.

Пастернак по возвращении в Москву входит в литературные круги. Несколько стихотворений, впоследствии им не переиздававшихся, были впервые напечатаны в альманахе "Лирика". Вместе с Сергеем Бобровым и Николаем Асеевым поэт организовывает группу "умеренных" футуристов, названную "Центрифугой".

Первая книга стихов

Первая книга его стихов появляется в 1914 году, это "Близнец в тучах". По словам автора, название было "притязательно до глупости" и выбрано из подражания различным космологическим мудреностям, которые были характерны для заглавий книг и издательств символистов. Многие произведения, вошедшие в этот сборник, а также в следующий (появившийся в 1917 году "Поверх барьеров") поэт впоследствии существенно переработал, а остальные не переиздавал никогда. Этот сборник особого внимания критиков не привлек. Только Валерий Брюсов отозвался о нем положительно.

Знакомство с Маяковским

Тогда же, в 1914 году, произошло его знакомство с Владимиром Маяковским. Этому поэту суждено было сыграть большую роль в творчестве и судьбе раннего Пастернака. Общность влияний и время - то, что определило взаимоотношения Пастернака и Маяковского. Именно схожесть пристрастий и вкусов, перерастающая в зависимость, подтолкнула Бориса к поиску своего взгляда на мир, своей интонации. Марина Цветаева так определила разницу поэтик этих двух авторов: если Владимир Маяковский - "я во всем", то Пастернак - "все во мне".

Начало Первой мировой войны, эмиграция родителей

В 1914 году началась Первая мировая война. Бориса Леонидовича в армию не взяли из-за полученной в детстве травмы ноги. Борис Пастернак был вынужден устроиться на уральский военный завод конторщиком, что описал впоследствии в романе "Доктор Живаго". Он работал некоторое время также в библиотеке Наркома просвещения. Его родители вместе с дочерьми в 1921 году эмигрировали в Германию, а затем, когда Гитлер пришел к власти, перебрались в Англию. Борис и Александр, брат поэта, остались в Москве.

Третий сборник, который принес Пастернаку известность

В третьей по счету опубликованной книге, вышедшей в 1922 году ("Сестра моя - жизнь") было обретено "лица необщее выраженье". Не случайно, что именно с нее Пастернак Борис Леонидович вел отсчет всему своему творчеству. Она включила в себя циклы и стихи 1917 года и была поистине революционной, как и год их создания, однако в другом значении этого слова (поэтическом). В стихах новым было все. Например, отношение к природе представало как бы изнутри, от ее собственного лица; отношение к метафоре, которая раздвигает границы предмета иногда до его необъятности. Иное было и отношение поэта к любимой женщине, которая достала "жизнь мою", как с полки, "и пыль обдула". Все явления природы, подобно "запылившейся жизни", наделены не свойственными им чертами в творчестве Пастернака: рассвет, гроза, ветер в его стихах очеловечиваются; рукомойник, зеркало, трюмо оживают - всем миром правит "бог деталей".

Цветаева отмечала, что действие этого поэта на читателей равнозначно действию сна. Мы не понимаем мир сновидения, а просто в него попадаем. Мощный поэтический заряд сообщается в его творчестве любой мелочи, а любой сторонний предмет притягивает к себе внимание.

"Темы и вариации"

Следующая книга Пастернака, опубликованная в 1923 году, - "Темы и вариации" - подхватила эмоциональную струю предыдущего сборника, который стал уникальным в литературе нашей страны лирическим романом. Она не просто подхватила ее, но и преумножила.

Обращение к эпосу

Эпоха, между тем, предъявляла свои жестокие требования к литературе - "маловразумительная", "заумная" лирика поэта была не в чести. Пастернак, стараясь осмыслить ход истории с позиции социалистической революции, обращается в своем творчестве к эпосу. Он создает в 1920 годах поэмы "Высокая болезнь" (годы написания - с 1923 по 1928), "Девятьсот пятый год" (создана в период с 1925 по 1926 гг.), "Лейтенант Шмидт" (1926-27 гг.), а также "Спекторский", роман в стихах (1925-1931). В 1927 году поэт писал, что эпос внушен временем, и он вынужден перейти к эпике от лирического мышления, хотя это для него очень непросто.

Участие в ЛЕФе, революционная тематика произведений

Наряду с Маяковским, Каменским, Асеевым Пастернак в эти годы входил в "Левый фронт искусств" (сокращенно - ЛЕФ), который провозгласил создание принципиально нового искусства, революционного, которое призвано осуществлять "социальный заказ" и должно нести в массы литературу. Отсюда и обращение поэта к теме первой революции в России в поэмах "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", отсюда же появление фигуры современника, "человека без заслуг", обыкновенного жителя, который поневоле стал свидетелем революции, участником истории, которое мы наблюдаем в романе "Спекторский". Однако даже там, где поэт является повествователем, сохраняется свободное дыхание лирика, не стесненное формами.

Разрыв с ЛЕФом

Пастернаку, который привык руководствоваться в своем творчестве правотой чувств, роль "своевременного" и "современного" поэта удается с трудом. В 1927 году он уходит из ЛЕФа. Общество "неоправданных притязаний" и людей, имеющих "фиктивные репутации", претит ему, а ведь в окружении Маяковского подобных деятелей было более чем достаточно. Пастернака, кроме того, все меньше устраивает провозглашаемая ими установка, что искусство должно быть "на злобу дня".

"Второе рождение" поэзии Пастернака

Его поэзия в начале 1930 годов переживает "второе рождение". В 1932 году вышел сборник с таким названием. Вновь Пастернак воспевает земные простые вещи: наводящую грусть "огромность квартиры", "зимний день" в "проеме незадернутых гардин", "вседневное наше бессмертье". Следует отметить, что язык поэта становится несколько иным: синтаксис упрощается, кристаллизуется мысль, находя поддержку в емких и простых формулах, которые совпадают, как правило, с границами стихотворной строки. Поэт Борис Пастернак в это время коренным образом пересматривает свое раннее творчество, которое он считает теперь "страшной мешаниной" из "неоперившегося просвещенства" и "отжившей метафизики".

"Черты естественности" настолько очевидны во "Втором рождении", что становятся синонимом выводящей автора за рамки всех правил и установлений абсолютной самостоятельности. А в 1930 годы правила игры были таковы, что стало невозможным нормально работать и находиться при этом в стороне от развернувшейся "великой стройки". В эти годы Пастернака практически не печатают.

Переводческая деятельность

В 1936 году он поселился в Переделкино, на даче, и для того, чтобы прокормить семью, начал заниматься переводами. Переводил Борис Пастернак произведения следующие: "Фауст" Гете, трагедии Шекспира, "Марию Стюарт" Шиллера, грузинских поэтов, стихи Верлена, Рильке, Китса, Байрона... Все эти работы сегодня входят в литературу наравне с собственным творчеством Бориса Леонидовича.

Дальнейшее творчество Пастернака

Помимо переводов, в военные годы он создает цикл под названием "Стихи о войне", который был включен в опубликованную в 1943 году книгу "На ранних поездах". После войны Пастернак публикует еще 2 книги своих стихов в 1945 году: "Земной простор" и "Избранные стихи и поэмы".

Поэт в 1930-1940 годы постоянно думает о настоящей большой прозе. Еще в конце 1910-х Пастернак начал писать роман, оставшийся незавершенным и ставший повестью "Детство Люверс", в которой описывается история взросления девочки. Критики высоко оценили это произведение. Михаил Кузмин, поэт, поставил эту повесть даже выше, чем поэзию Пастернака, а Марина Цветаева ее назвала "гениальной".

Роман "Доктор Живаго"

В муках, с 1945 по 1955 гг., создавал свой известный роман Борис Пастернак ("Доктор Живаго"). Это произведение во многом автобиографично. В нем рассказывается о судьбе русской интеллигенции в непростой для нашей страны период первой половины 20 века, в особенности во время Гражданской войны. Все события очень правдиво описал Борис Пастернак. Доктор Живаго, главный персонаж, - это лирический герой его поэзии. Он врач, однако после смерти Юрия остается книжка стихов, которая составила заключительную часть произведения. Вместе с поздними стихотворениями, представленными в цикле "Когда разгуляется" (годы создания - с 1956 по 1959), стихи Живаго - это венец всего творчества Бориса Пастернака. Прозрачен и прост их слог, который нисколько от этого не беднее, чем в написанных более сложным языком ранних книгах. Поэт всю свою жизнь стремился к чеканной ясности, реализованной им в последние годы. Теми же поисками, что и автор, озабочен и Юрий Живаго, его герой.

В 1956 году Борис Пастернак, биография которого нас интересует, передал этот роман нескольким журналам, а также в Гослитиздат. "Доктор Живаго" в этом же году оказался на западе и вышел спустя год на итальянском. А еще через год он появился в Голландии, уже на русском языке. Атмосфера на родине поэта вокруг него накалялась. В 1957 году, 20 августа, он писал Д. Поликарпову, партийному идеологу того времени, что если правду, которую он знает, необходимо искупить страданием, то он готов принять любое.

Присуждение Нобелевской премии, начавшаяся травля

Борис Пастернак в 1958 году был удостоен Нобелевской премии, и с этого момента на него началась настоящая травля на государственном уровне. Было объявлено, что присуждение награды за "злобное", "художественно убогое" произведение, пронизанное ненавистью к социализму, является враждебным политическим актом, который направлен против СССР.

27 октября 1958 года в Союзе писателей рассмотрели "дело Пастернака". К сожалению, стенограммы заседания не сохранились. А 31 октября состоялось еще одно собрание - ММССП. На нем было принято решение обратиться к советскому правительству и попросить лишить советского гражданства автора "Доктора Живаго", выслать его из страны, что, к счастью, не было осуществлено по отношению к такому великому человеку, как Борис Пастернак. Биография его последних лет, тем не менее, отмечена неприятием со стороны власти и общественности. Очень непросто все это переживал великий поэт и писатель, одно время он даже находился на грани самоубийства.

Смерть Пастернака

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, а это означало не что иное, как его общественную и литературную смерть. Поэт был вынужден под давлением общества отказаться от почетной награды. "Доктор Живаго" в России был издан только в 1988 году, то есть спустя практически 30 лет после смерти его создателя, которая произошла в Переделкине 30 мая 1960 года. Могила Бориса Пастернака находится на Переделкинском кладбище. Борис Леонидович, поставив точку в своем романе, подвел итог и всей своей жизни. Ему пришлось пострадать за правду, как и многим другим писателям и поэтам.

Личная жизнь Пастернака

Многих интересует вопрос: "Кем была любовница Бориса Пастернака?". Личная жизнь знаменитостей порой вызывает непонятное любопытство. Семья, дети Бориса Пастернака - все это очень интересно многим читателям. В случае с Борисом Леонидовичем это любопытство оправдано - ведь события его личной жизни отразились в его творчестве. В романе "Доктор Живаго", например, главный герой мечется между двумя семьями, не может вычеркнуть из своей жизни ни ту, ни другую женщину. Это произведение во многом автобиографично. Прочитав его, вы лучше поймете внутренний мир этого великого поэта и писателя.

В 1921 году, как мы уже упоминали, семья Бориса Леонидовича покинула Россию. Поэт активно переписывается со своими родными, а также с другими эмигрантами из России, среди которых - Марина Цветаева.

Борис Леонидович в 1922 году женится на Евгении Лурье, художнице, с которой в период с 1922 по 1923 год гостит в Германии у родителей. А в 1923 году, 23 сентября, появляется на свет его сын Евгений (он умер в 2012 году).

В 1932 году, разорвав первый брак, Борис Леонидович женится на Нейгауз Зинаиде Николаевне (в 1931 году с ней, а также с ее сыном, он ездил в Грузию). У них в 1938 году рождается сын Леонид (годы жизни - с 1938 по 1976). В 1966 году Зинаида умерла от рака. Пастернак в 1946 году познакомился со своей "музой" Ольгой Ивинской (годы жизни - 1912-1995) - женщиной, которой были посвящены многие его стихи.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого была рассмотрена нами, - уникальное явление. Нет нужды превращать его в пример для подражания, в эталон: он неповторим. Сегодня настало время для углубленного изучения прекрасной поэзии и прозы, которые оставил нам Борис Пастернак. Цитаты из его произведений сегодня можно слышать все чаще, а творчество его наконец-то начали изучать в школе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!