Полезные ископаемые для детей дошкольного возраста. Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: презентация к НОД "Полезные ископаемые"

Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы.

Цель : формирование правильного представления об окружающем мире, о рациональном использовании природных ресурсов в быту.

Образовательные задачи:

  • расширять знания о полезных ископаемых, классифицировать их по группам: железные руды, строительные материалы, горючие и самоцветы;
  • расширять и активизировать словарный запас детей;
  • знакомить детей со свойствами и качествами соли;
  • упражнять в ориентировке на листе;
  • закреплять умение определять первый звук в слове, записывать соответствующую букву, читать написанное.
Развивающие задачи:
  • развивать интерес и активность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  • активизировать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитательные задачи:
  • воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материалы и оборудование : мультимедийная презентация «Остров Сокровищ», видеофильм «Соль», макет «Добыча полезных ископаемых», бутылка с пиратской картой, письмо, сундук, изображение пальмы, игрушка-попугай, карточки для игры «Полезные ископаемые», тарелочки с солью, стаканчики с водой, лупы, деревянные палочки на каждого ребёнка, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, песок, глина, железная руда, самоцветы), рассматривание иллюстраций и картинок, просмотр видеофильмов, беседы на темы «Для чего нужен газ/уголь/нефть?», «Где что добывают?».

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. Здесь лежит какая-то карта. Посмотрим! (Открывает карту .) Остров Сокровищ! Давайте отправимся на этот остров! Но для этого нужно уметь пользоваться картой, уметь её читать. Посмотрите на карту, давайте определим, где находится какой остров. (На экране геометрические фигуры, дети определяют их расположение. Примеры вопросов: какой остров находится в правом верхнем углу, где находится остров Треугольника? )

Воспитатель : Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляется картинка с изображением корабля в море .)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот уже и остров Сокровищ. Давайте сойдём с корабля на сушу. (Воспитатель выносит макет .)

Воспитатель : Посмотрите, это же остров Полезных ископаемых! А кто знает, что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей .) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве. Полезные ископаемые – это сокровища Земли. Давайте вспомним, какие бывают полезные ископаемые? Отгадайте загадки.

Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для самолёта.
А сама-то я невзрачна,
Тёмною бываю.
Под землёй, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Железная руда .)

И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина .)

Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок .)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел .)

Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть .)

Воспитатель : Вы отгадали загадки о полезных ископаемых, а вот люди, которые их находят, называются геологами. Есть такая профессия – геолог. Мы сейчас с вами станем геологами и расскажем о полезных ископаемых. (Четверо детей рассказывают об ископаемых .)

Воспитатель : А сейчас мы поиграем. Нужно разделить полезные ископаемые на группы. (Дидактическая игра «Полезные ископаемые».)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, попугай принёс нам письмо. Давайте его прочитаем. Но, чтобы его прочитать, нужно определить первый звук с каждой картинки и записать в клеточки соответствующие буквы. (Дети находят письмо, читают его и находят сундук. Воспитатель открывает его .)

Воспитатель : Ребята, что же это в сундуке?

В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль .)

Воспитатель : Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит сокровище Земли. А сейчас я вас приглашаю пройти в нашу выездную лабораторию. Давайте рассмотрим соль поближе. Какого цвета соль? Теперь понюхаем соль, имеет ли она запах? Потрогайте, какая она на ощупь? Попробуем её на вкус, какая она? Давайте определим, тонет она в воде или нет? Давайте помешаем, что произошло? (Дети проводят опыты .)

Воспитатель : Теперь переместимся к экрану. (Видеофильм «Соль». ) В глубокой древности соль была дороже золота, солью расплачивались за товар вместо денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает каменная, поваренная и морская. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из каменной соли и из соляных озёр с помощью специальных комбайнов. Посмотрите, как они работают. А потом соль грузят в вагоны. Морскую соль добывают путём выпаривания из морской воды. Соль, действительно, – сокровище. Она просто необходима для жизни человека, её не только употребляют в пищу, но и лечат различные заболевания.

Воспитатель : Ребята, с каждым годом мы используем всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно экономить. А как? Бережно относиться к воде. Чтобы сэкономить газ, газовые плиты заменяют на электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы отправить потом его на перерабатывающие заводы. Значит, даже мы с вами можем экономить полезные ископаемые.

Воспитатель : Сегодня мы с вами узнали об ещё одном полезном ископаемом – соли. Узнали, как используется соль. А ещё на соли можно рисовать, как на песке. И, заканчивая наше путешествие, я приглашаю вас пройти к столам и попробовать нарисовать картины. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью. Рисуют палочками .)

Ирина Сергеева, воспитатель ГБОУ Школа № 1794 (корп. 2)

Программное содержание:

1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.

2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М.М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.

Предварительная работа:

Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;

Ход занятий:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.

В.: Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.

Д.: Это карта.

В.: А что такое карта? /ответы детей/.

Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т.д./.

Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь», сказал:

Это ты, моя

Русь державная,

Моя Родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По Лицу Земли

В красе царственной

Развернулася!...

Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые - это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.

А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.

А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.

Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).

Жидкие (нефть, минеральная вода).

Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).

Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?

Тогда возьмитесь за руки и в путь!

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.

Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме.

(знакомит детей с красивым, богатым краем)

Хозяйка Медной Горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.

А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.

Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся.

Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.

Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?

Ответы детей:- Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».

Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо, В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т.д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды, а какие из других руд.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.

Х.: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы изготовлены из железа.

Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.

После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы.

Продолжает их знакомить с полезными ископаемыми.

Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.

Х.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.

Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.

Х.: А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.

Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.

Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.

Х.: Ребята, а вы знаете что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды, один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может кто то из вас знает этот хоровод?

Все: Милый мой, хоровод /2 раза/

Стой, не расходись /2 раза/

Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/

Хоровод водила, венок обронила.

Все: Родный батюшка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Родна матушка идет /2 раза/

Венок не несет /2 раза/

Добрый молодец идет /2 раза/

Он несет венок.

Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.

Х.: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П.Бажов.

А кто ни будь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.

Чаепитие.

Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину.

Х.: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.

А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.

Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу,

Подходят к карте.

В.: Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.

По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте: уголь, железная руда, гранит, мрамор.

В.: Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.

Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД .

Тема : " Знакомство с полезными ископаемыми "

Цель : Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью) .Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства : тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

на столе в тарелочках разложены : уголь, песок, глина, мел, соль

Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые .

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения) . Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Глина, песок, известняк

Другие служат топливом. Какие?

Торф, каменный уголь, газ, нефть.

Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине - самых распространенных природных ископаемых , которые образуются под воздействием разрушения гор.

Давайте сравним песок и глину :

Дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы :

Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы : песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты : положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

Какой он?

Он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

Основное свойство угля - горючий (показ воспитателя - как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

Уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества .

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел : рисуют, бросают воду, ломают)

- Дети делают выводы : он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы - можно рисовать.

-Затем рассмотрим соль : для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

- Соль : белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей :

1. Какие полезные ископаемых вы знаете ?

2. Для чего нужны полезные ископаемые ?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема " Зимний пейзаж"(мелом на черном листе бумаги)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с метро» Конспект НОД в подготовительной группе " Знакомство с Метро ". Цель: Познакомить детей с историей возникновения Метро Програмное содержание.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство с Олимпийскими играми» КОНСПЕКТ НОД (открытое занятие). Образовательная область: «ПОЗНАНИЕ», Формирование целостной картины мира с элементами физкультуры Тема.

Конспект ООД «Знакомство со свиньёй» Занятие № 9 «Знакомство со свиньёй» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей со свиньёй; - закрепить понятие.

Конспект занятия «Знакомство с числом 6» Тема: «Знакомство с числом 6» Образ. цель: 1) Познакомить с цифрой 6. 2) Учить считать в пределах шести. 3) Упражнять в порядковом счёте.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с полезными ископаемыми «В поисках природных сокровищ» Тема: «В поисках природных сокровищ». Цель: Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности.

Конспект занятия «Знакомство с электричеством» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с электричеством. Познакомить детей с историей электрической лампы и ее устройством.

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли


Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете


Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла


Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола


Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.

6.Железные руды — металлическое сердце Земли



Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.


В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз – один из самых твердых материалов


Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина – ценнейший драгоценный металл


Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия


Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Программное содержание:

  • Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (камни — листовид, змеевик, кварц, каменный уголь, песок, глина).
  • Показать их применение в жизни человека.
  • Познакомить со свойствами песка и глины, сравнить их.
  • Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Ход занятия:

Беседа о полезных ископаемых.

В.: Дети, а что такое интересное, вы принесли на занятие? Расскажите нам, что вы принесли, где вы их нашли, что в них интересного и как их можно использовать. Вы сегодня у нас настоящие геологи. Это люди, которые находят полезные ископаемые. Которые залегают глубоко под землёй. А без них людям жилось бы трудно.

— Наша страна Россия богата. У нас есть нефть, золото, уголь, гранит и т.д. Посмотрите на карту, какую страну я сейчас показываю? На карте есть разные значки, они обозначают полезные ископаемые (рассматриваем). Некоторые полезные ископаемые это камни. Вот об одном из них я расскажу сказку (Сказка о каменном угле). Почему уголь называют главным камнем? — Ещё есть камни строительные для сооружения зданий, дорог. У нас в Катайске добывают щебень. Поделочные камни — для скульптур и отделки помещений. Драгоценные — для украшений. Я хочу вам показать несколько уральских самоцветов.

Рассмотрение листовида, змеевика, кварца.

В.: Обращаю внимание, что камни разного цвета, твёрдые, тяжёлые. Как вы думайте, что можно сделать из таких красивых камней? Вот такие красивые сувениры привезены из Кунгурских пещер, а этот из Ильменского заповедника. Из мрамора – письменный набор (рассматриваем другие сувениры и ювелирные изделия). А сейчас я хочу загадать вам загадку:

Из меня куличок печь удобно,
Только есть его нельзя.
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадались, что я? (песок)

— Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей у песчинок (не одинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска, встречаются прозрачные и непрозрачные) Песок какой? (сыпучий) Песчинки не скреплены между собой, рассыпаются. Поэтому песок быстро высыхает от солнца и ветра.

Сравнение песка и глины.

— Я сейчас всех вас превращаю в песчинки. Ветер подул, и они рассыпались в разные стороны.

— А это что, как вы думайте? Это глина. Рассмотрите, какая она. Она состоит из мелких частичек, которые слепились между собой.

— А сейчас вы превратитесь в мелкие частички глины. Они прижались к друг к другу, крепко держатся за руки, их не разорвать.

— В одном стакане у меня песок, в другом глина. Сейчас я налью в них воду. В каком стакане вода быстрее просочится до дна? Давайте проверим (песчинки расположены отдельно, а у глины частички склеились и не пропускают воду). Как вы думайте, что можно сделать из глины?

Рассмотрение выставки.

В.: Но все эти предметы очень хрупкие. Поэтому обращаться с ними надо осторожно.

Итог занятие.

В.: Дети, что вы запомнили с занятия? Что вам понравилось? Какие полезные ископаемые вы запомнили? Как их используют в промышленности?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!