Политика самодержавия Александра III. Проект принудительной продажи наследуемых квартир – эксперты выступают против

К 1880 г. в 29 губерниях великороссийских и 3 малороссийских, на которые распространялись указанные Местные положения о поземельном устройстве бывших помещичьих крестьян, переведено было на выкуп уже более 85% крестьян, но остальные 15% оставались еще во временнообязанном положении и платили своим помещикам оброк. Согласно Положениям 19 февраля 1861 г., по истечении 20 лет, т. е. с февраля 1881 г., предстояла переоброчка, т. е. изменение размеров платимого крестьянами оброка. Но в условиях революционной ситуации на рубеже 70-80-х годов XIX в. правительство пошло на некоторые уступки крестьянам: приняло решение перевести всех временнообязанных крестьян на обязательный выкуп (при этом были задействованы те условия выкупа, которые применялись при проведении выкупа по одностороннему требованию помещика согласно закону, а именно: правительство выплачивало помещикам только 4/5 выкупной суммы, которую взыскивало затем в течение 49 последующих лет с крестьян; другой уступкой явилось сложение накопившихся по выкупным платежам 20 млн руб. недоимок и понижение размеров самих выкупных платежей (см. следующий документ). Положение 28 декабря 1881 г. воспроизводится по тексту: Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3. Т. I. № 577.


В бозе почивший родитель наш император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам, имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность, с содействием или без содействия правительства . К этой конечной цели клонились как Положения 19 февраля 1861 года, так и изданные впоследствии, в развитие оных, узаконения . В силу их по наибольшей части помещичьих имений крестьяне перешли уже в разряд крестьян-собственников, и временнообязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дальнейшее оставление сих последних в обязательных отношениях к помещикам, препятствуя прочному устройству как крестьянской, так и помещичьей поземельной собственности, было бы сопряжено с важными неудобствами, в сознании коих дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временнообязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.

Во внимании к сему еще по указаниям любезнейшего родителя нашего были составлены соображения о прекращении обязательных отношений между бывшими помещичьими крестьянами и помещиками, с возможным соблюдением выгод той и другой стороны. Соображения сии удостоились в общем их виде высочайшего одобрения в бозе почившего государя в феврале сего года. Засим подробные по настоящему предмету предположения были по повелению нашему рассмотрены сначала в Главном комитете об устройстве сельского состояния, а потом в Государственном совете.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии наших верноподданных всякого звания и состояния и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:

1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 года.

2. Меру сию привести з исполнение на основании утвержденного нами сего числа и прилагаемого при сем Положения,

3. До перевода временнообязанных крестьян на выкуп, согласно издаваемому Положению, крестьяне сии должны состоять к помещикам а тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях.

Правительствующий Совет не оставит учинить к исполнению сего надлежащее распоряжение.

Без содействия правительства заключались такие выкупные сделки по добровольному соглашению между крестьянами и помещиками, когда выкупную сумму крестьяне платили всю непосредственно своему помещику. Но на практике почти все выкупные сделки, как по одностороннему требованию помещика, так и по указам об обязательном выкупе, и даже при добровольных сделках, проводились с содействием правительства, т. е. казна выплачивала помещикам всю установленную законом выкупную сумму, которую затем взыскивала с крестьян.

...изданные впоследствии, в развитии оных, узаконения . - Речь идет об указах: 27 июня 1862 г. (разрешающем переиод на выкуп крестьян, состоявших на барщине), 1 марта, 26 июня, 30 июля и 2 ноября 1863 г. о переводе на обязательный выкуп крестьян Литвы, западных белорусских губерний и Правобережной Украины.

Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 459 - 460.

28 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временно обязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временно обязанном положении 15% бывших

помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (на чал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остро ту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Пет ром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов на 1/3 и кос венных налогов в два раза.

В конце 80-х - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его издания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов происходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников - опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наделов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не мог ли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рубл.

В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение о найме на сельские работы". Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. "Самовольного" переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. И всё же, вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.

4.3 Введение института земских начальников

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Временнообязанные крестьяне, категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861, но не переведённых на выкуп (см. Выкупная операция ). Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй В. к. несли феодальные повинности (оброк или барщину). Помещик являлся «попечителем» сельского общества В. к., получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации. К 19 февраля 1870 перешли на выкуп 66,59% В. к. К 1 января 1881 из 10 169 725 ревизских душ бывших помещичьих крестьян насчитывалось 1 552 403 (15,3%) В. к. Наибольшее число В. к. находилось в Ставропольской (68,4%), Астраханской (64,4%) и Курской (48,7%) губерниях; наименьшее - в Оренбургской (1%), Харьковской (2,3%), Херсонской (5,2%) губерниях. 28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов В. к. с 1 января 1883.

Лит.: Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Временные работники
Временные работники, по советскому трудовому праву рабочие и служащие, принимаемые на работу либо на определённый (в пределах 2 мес), либо на неопределённый (но не свыше 2 мес) срок. В. ...

Временный комитет Государственной думы 1917
Временный комитет Государственной думы 1917, сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 в России Советом старейшин...

Временный Народный комитет Северной Кореи
Временный Народный комитет Северной Кореи, центральный орган народной власти в Северной Корее, созданный в Пхеньяне в феврале 1946 на совещании представителей провинциальных, уездных и г...

05.04.2016

Новая законодательная инициатива стала предметом широкого обсуждения в СМИ – появился законопроект, который усложнит процедуру наследования. Предлагается принудительно выставлять на торги квартиры, доставшиеся гражданам в наследство долями.

Сейчас, получая долю в наследстве, россияне могут распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению: можно проживать в наследуемой квартире, можно продать или подарить ее другим собственникам или третьим лицам. Безусловно, не всегда удается решить вопрос с наследством миром, иногда из-за пресловутых «кусочков» квартиры развязываются целые семейные войны. Случалось, что доля в квартире становилась инструментом давления на родственников, отношения с которыми дали трещину — один из наследников передавал свою долю мошенникам, которые затем пытались завладеть всей квартирой. Это часто называют «квартирным рейдерством». По задумке авторов нового законопроекта, квартира или дом, которые наследуют двое или более лиц, должны будут обязательно продаваться, а вырученные деньги делиться между наследниками.

Таким способом авторы законопроекта хотят защитить соотечественников от мошенничества. Вот как комментирует задумку сам автор — депутат Андрей Свинцов: «Когда идет наследование, всегда присутствует нотариус. Нотариус дает всем наследникам право в течение 3 месяцев найти покупателя на эту квартиру. Если в течение 3 месяцев (это уже наше предложение) такой покупатель не находится, то данную квартиру выставляют на публичные площадки. Если же все члены семьи согласны, то этот 3-месячный срок может быть продлен до 6 месяцев».

Корреспонденты радиостанции «Вести ФМ» разбирались в тонкостях законодательной инициативы. Прокомментировать идею депутатов попросили члена Правления Федеральной нотариальной палаты Александру Игнатенко. Александра Владимировна отметила, что спорные вопросы, касающиеся наследства, можно решить в суде. А нотариусы, которым авторы законопроекта хотят предоставить право выставлять наследуемые квартиры на торги, не видят необходимости вносить изменения в Гражданский кодекс: «Когда наследники наследуют в долевую собственность какое-либо имущество, очень часто они добросовестно пользуются ею совместно. Определяют порядок пользования. Если они не достигают соглашения, тогда раздел имущества происходит по решению суда. Одно дело, когда наследники имеют возможность договориться самостоятельно и добровольно, а здесь будет принудительное изъятие наследственного имущества. На мой взгляд, это не соответствует ни духу закона, ни духу Конституции», — сказала Александра Игнатенко.

Мнение представителей нотариального сообщества разделяет и зампред думского комитета по жилищной политике Александр Сидякин, который сомневается, что предложенный депутатом Свинцовым законопроект получит поддержку парламента: «Эта инициатива противоречит нашему пониманию гражданского права. Я не считаю возможным такую норму. Если это не микродоля, то обязательная продажа противоречит Конституции. Надо тогда менять Конституцию. По наследству человек получает собственность. Он вправе ею самостоятельно распоряжаться. И даже если такая норма будет принята, я не думаю, что Конституционный суд признает ее соответствующей Конституции».

Главное в решении любой проблемы — своевременное принятие мер. Законодатель уже сделал недавно серьезный шаг в борьбе против «квартирного рейдерства», поручив нотариату участвовать в обеспечении законности и прозрачности сделок, в ходе совершения которых чаще всего происходят правонарушения.

29 декабря 2015 года был подписан Федеральный закон № 391-ФЗ, в соответствии с которым с 2016 года обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу. Также нотариальному удостоверению подлежат сделки по продаже земельной доли и недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам или гражданам, признанным ограниченно дееспособными, а также сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки.

Это большой шаг к цивилизованному решению проблем долевой собственности.

Теперь, удостоверяя сделку по отчуждению доли в квартире, нотариус проверит, было ли предложено остальным сособственникам воспользоваться правом преимущественного выкупа по цене, не превышающей фигурирующую в удостоверяемой сделке. Тем самым ликвидируется механизм продажи доли по заниженной цене, чем и пользовались квартирные рейдеры. Конечно же, этот закон не убирает все лазейки, которыми могут воспользоваться мошенники, но он открывает дорогу дальнейшему регулированию этих непростых отношений, не нарушая при этом конституционных прав собственника.

краткое содержание других презентаций

«Внутренняя политика Александра 3» - Цензурная контрреформа. Земские начальники. В 1887 г. был значительно увеличен имущественный ценз для присяжных. М.Н. Катков. Контроль над волостным судом. Министерство Н.П. Игнатьева. В.П. Мещерский. Александр III. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Отставка Н.П. Игнатьева. Сословный состав земских собраний. Игнатьев предложил созвать Земский собор. Министерство Д.А. Толстого.

«Контрреформы Александра 3» - Александр правил вместо умершего брата. Насильственная русификация. Деятельность Александра III называют контрреформами. Какой характер носила политика. Начало. Задачи. Внутренняя политика Александра III. Национальная и религиозная политика. Портрет. Отставки. Новые назначения. Судебная контрреформа (1887-1894гг). Замена крестьянской администрации дворянской. Земская контрреформа. Воспитатели. Судебная реформа.

«Контрреформы Александра III» - Меры по снижению крестьянского малоземелья. Задача – слежка за противниками власти. С. Ю. Витте министр финансов в 1892 – 1903 гг. Запрет расплачиваться с рабочими товарами через фабричные лавки. Экономическая политика. Ограничение размера штрафов. Ограничивалось число заседаний городской думы. Примечание. Основные идеи царствования. Гонения на представителей некоторых религий. 1882 г. – учреждение Крестьянского банка.

«Экономическое развитие при Александре 3» - Финансовая реформа. Характеристика экономической политики. Сельское хозяйство. Основные направления экономической политики. Развитие сельского хозяйства. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге. Характеристика. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. Транссибирская железнодорожная магистраль. Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Н.А.Вышнеградский.

«Александр III и его внутренняя политика» - Александр III 1881-1894. Закон о земских участковых начальниках. Совещание государственных чиновников. О каких событиях рассказывается. Воспитатели. Контрреформа. Новые назначения. Внутренняя политика. Временные правила о печати. М.Т.Лорис-Меликов. Социальное происхождение народников. Александр III. Крестьянский банк. Портрет. Правление Александра III. Правила по отношению к евреям. Циркуляр о кухаркиных детях.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Смена правительства. Внутренняя политика Александра III. Временные правила о печати. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Идеология. События. Персоналии. Политика в области образования. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов. Выход крестьян из общины. Документ.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!