Поляки в царской империи. Польский гарнизон в осажденном Кремле

Если можно в трёх словах передать произошедшее 404 года назад, осенью 1612 года (по старому стилю), в Москве, то эти слова будут: «поляки, Кремль, людоедство».
А произошло вот что.

Подошедшее к Москве русское ополчение освободило от польских интервентов практически всю Москву. Поляки и их приспешники укрылись на территории Кремля и Китай-города. Они оказались в блокаде, и очень скоро среди них начался голод. Несмотря на то, что периодически к полякам кто-то пробивался, продовольствия в сколько-нибудь значимом количестве доставлено не было.

Вот тут и началось то, что, по сути, стало означать восстановление и усиление России и начало ослабления и гибели Речи Посполитой. Поляки, Кремль и людоедство.

«Обратимся к очевидцу этих событий, польскому полковнику Будило или как его именовали в России – Будзило. Вот как описывает этот польский шляхтич каннибализм и степень деградации своих соотечественников: «Ни в каких летописях, ни в каких историях нет известий, чтобы кто либо, сидящий в осаде, терпел такой голод, потому что когда настал этот голод и когда не стало трав, корней, мышей, собак, кошек, падали, то осаждённые стали есть пленных, съели умершие тела, вырывая их из земли: пехота сама себя съела и ела других, ловя людей.
Пехотный порутчик Трусковский съел двоих своих сыновей; один гайдук тоже съел своего сына, другой съел свою мать; один товарищ съел своего слугу; словом отец сына, сын отца не щадил; господин не был уверен в слуге, слуга в господине; кто кого мог, кто был здоровее другого, тот того и ел.
Об умершем родственнике или товарище, если кто другой съедал таковаго, судились, как о наследстве и доказывали, что его съесть следовало ближайшему родственнику, а не кому другому. Такое судное дело случилось в взводе Леницкаго, у которого гайдуки съели умершего гайдука их взвода. Родственник покойника – гайдук из другого десятка жаловался на это перед ротмистром и доказывал, что он имел больше прав съесть его, как родственник; а те возражали, что они имели на это ближайшее право, потому что он был с ними в одном ряду, строю и десятке. Ротмистр … не знал какой сделать приговор и опасаясь, как бы недовольная сторона не съела самого судью, бежавшего с судейского места.
Во время этого страшного голода появились разные болезни, и такие страшные случаи смерти, что нельзя было смотреть без плачу и ужасу на умирающего человека … Многие добровольно шли на смерть и сдавались неприятелю: счастье, если кто попадётся доброму врагу, — он сохранял ему жизнь; но больше было таких несчастных, которые попадали на таких мучителей, что прежде нежели сдававшийся спускался со стены, был рассекаем на части».

Лакомой добычей для обезумевших поляков становились … прохожие. Передвигаться по Кремлю и Китай-городу было смертельно опасно.

«Немцы всех кошек и собак поели, мед с зельем и травою ели... Первого октября пехота и немцы стали людей резать и есть. Съели всех пленников в тюрьме. Одного москвича поймали у Никольских ворот, забили и тут же съели... Два пехотинца ворвались в дом князя Ф. Мстиславского и стали искать еду. Князь попробовал их выгнать, но они ударили его по голове кирпичом. Мстиславский пожаловался пану Струсу, командиру гарнизона поляков. Тот приказал казнить виновных. Повешенных тут же сняли с виселицы и, разрезав на куски, съели…».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247

Отказываясь сдаваться, надеясь на помощь польского короля Сигизмунда, поляки запасали… человеческое мясо. Солили его в огромных чанах. Авраамий Палицын пишет , что после вступления в Кремль казаки Трубецкого «обретошя много тщанов и наполов плоти человеческиа солены и под стропами много трупу человеческого».

«Я многих видел таких, — рассказывает участник осады пан Будзило, — которые грызли землю под собой, свои руки, ноги, тело. А хуже всего, что они хотели умереть и не могли. Они камни и кирпичи кусали, прося Господа Бога, чтобы они сделались хлебом, но откусить не могли».
http://www.proza.ru/2015/06/29/1247

Командовавший гарнизоном обезумевших польских людоедов полковник Струсь согласился на переговоры о сдаче только после того, как на него напали его же подчиненные с вполне понятной целью – полакомиться господином полковником. Но переговоры ничего не дали. Тогда русские, просто потеряв терпение, устремились вперед и ворвались в Китай-город. Поляки бежали в Кремль. Вместе с ополченцами Пожарского против поляков сражались и казаки, которые ранее выступали на польской стороне. Именно они и обнаружили страшнее чаны с соленым человеческим мясом. Это зрелище и само по себе не вызывает жалости и милосердия, а казаки к тому же увидели, что поляки съели всех попавших к ним в плен их товарищей. После чего все сдавшиеся поляки в Китай-городе были ими безжалостно уничтожены.

Вскоре в результате переговоров поляки капитулировали. План усадить на русский престол польского королевича был сорван. Россия спасена. Именно это мы и празднуем в День народного единства.

В завершение несколько любопытных фактов:

  • Окончательная сдача поляков, подписание ими капитуляции и сброс польских знамен в кремлевскую грязь состоялись 7 ноября .
  • Вместе с поляками в Кремле сидела и так называемая «семибоярщина» (впустившая поляков в Москву вопреки воли народа).
  • Сидели в Кремле и Романовы. В том числе Ксения Ивановна Романова со своим сыном Михаилом – будущим основателем династии Романовых.
  • Прямо из Кремля семья будущего монарха отправилась в свою вотчину село Домнино под Костромой. Старостой там был… Иван Сусанин, который в скором времени отдаст свою «жизнь за царя», спасая только, что выбранного Михаила Романова от специально посланного отряда польских убийц .
    Но это уже совсем другая история…

Давно, еще в Х веке, Волынь входила в состав Киевской Руси. Позже она после войны отошла Литовскому княжеству, затем Польше, после разделов Речи Посполитой — Российской империи. В 1921 году восточная ее часть отошла Украинской ССР, а западная — Польше. В 1939 году и Западная Волынь тоже была присоединена к Украинской ССР. В годы Великой Отечественной войны она оказалась оккупирована немецкими войсками.

Украинская повстанческая армия, крыло Организации украинских националистов (бандеровского движения), сформировалась в 1942 году. Толчком к этому послужила победа советских войск в Сталинградской битве. Красная Армия постепенно приближалась к рейхкомиссариату «Украина», созданному в 1941 году немецкими оккупантами на территории Украинской ССР. На конференции ОУН было принято решение о вооруженной борьбе.

«Формирование УПА как воинской силы происходило по очень логичной в рамках идеологии ОУН(Б) организационно-политической схеме, — отмечает историк Александр Дюков. --

После решения руководства ОУН(Б) о переходе к партизанской войне произошла мобилизация в повстанческие структуры местной «вспомогательной полиции» на Волыни и в Полесье. В течение февраля-марта 1943 года это дало повстанческим отрядам около пяти тысяч бойцов.

В апреле началась широкая мобилизация боеспособного населения».

В ряды УПА попали не только украинцы. Ее пополнили сбежавшие из немецких лагерей военнопленные, немцы, евреи. К представителям другой национальности, впрочем, украинцы относились весьма настороженно. Организационно УПА состояла из батальонов по 300-500 бойцов, рот по 100-150 бойцов, взводов по 30-40 человек и отделений по 10 человек.

«Уничтожение поляков началось буквально с первых дней существования УПА.

Вероятно, первым заметным актом геноцида было уничтожение 9.02.1943 примерно 100 жителей д. Паросля подразделением Довбешки-Коробки (Перегийняка)... — сообщает Дюков. — Этот отряд после боя в городке Влодимирец зашел под видом советских партизан в деревню Паросля и потребовал от местных поляков помощи. Поев в крестьянских семьях, бойцы отряда собрали поляков в одно место и зарубили топорами 149 человек.

Wikimedia Commons

В период между Первой и Второй мировыми войнами Паросля была небольшой деревней на 26 домов близ города Сарны, сейчас находящегося в Ровненской области Украины. К моменту начала резни поляки составляли на Волыни, по разным данным, около 15-30% населения.

«Назвались советскими партизанами, сказали, что сражаются с немцами, — вспоминает житель Паросли Витольд Колодинский, которому в то время было 12 лет. — Но кто бы им поверил. Сразу стало понятно, что это украинцы».

16 вооруженных бойцов УПА привели с собой шестерых пленных власовцев.

«Один спросил у мамы, есть ли топор. Он взял его и пошел в другую комнату, — рассказывает Колодинский. — Остальные стали заводить туда русских по одному. Каждый раз было слышно только глухой звук — и дальше тишина. Я задавался вопросом, что они там делают — рубят пол?

А они рубили их, вот так просто. Тела лежали одно на другом».

Затем бойцы приказали семье Колодинских лечь на пол — якобы, они собирались их связать, чтобы немцы не наказали тех за помощь партизанам. Родители, бабушка и дедушка, брат и две сестры пана Колодинского подчинились приказу. Снова пошел в ход топор. Выжить удалось лишь Витольду и его сестре Лиле, потерявшим сознание от удара в голову — бойцы решили, что те мертвы.

Так началась Волынская резня.

Кульминации события достигли 11 июля 1943 года, когда бойцы УПА напали одновременно более чем на 150 населенных пунктов. Только в одном из костелов были убиты 90 собравшихся на мессу человек.

УПА уничтожала украинцев, пытавшихся помогать полякам. От тех, кто имел смешанную семью, требовала убить родственников-поляков. На территории Волыни один за другим создавались польские базы самообороны, но большинство из них были уничтожены бойцами УПА.

Поляки в ответ нападали на базы УПА. Для пополнения запасов они совершали набеги на украинские деревни. Ослепленные жаждой мести, они нападали не только на врагов, но истребляли и мирное население, включая детей 5-7 лет, жгли деревни. Среди поляков, по разным оценкам, погибло от 50 до 100 тыс. человек. Среди украинцев — несколько тысяч.

Позже, в Галичине, УПА придерживалась иной тактики, предлагая полякам выбор — бегство или смерть.

«Еще раз напоминаю вам: сначала призвать поляков уйти с их земли и лишь потом приступить к ликвидации, а не наоборот»,

— гласили распоряжения командования.

К осени активность УПА постепенно упала. Хотя и в 1945 году было несколько эпизодов массовых убийств, нападения перестали носить систематический характер. С окончанием войны они прекратились.

«Украинские боевики научились технологии массового уничтожения у немцев. Вот почему этнические чистки, осуществленные УПА, оказались столь поразительно эффективными, и почему в 1943 г. волынские поляки оказались почти столь беспомощными, как волынские евреи в 1942 г. — считает американский историк Тимоти Снайдер. — Но почему украинские националисты решили ликвидировать поляков на Украине? В 1942 г. украинские полицаи получили от немцев приказ убивать евреев. От кого партизаны УПА, которые в основном были теми же самыми людьми, получили в 1943 г. приказ убивать поляков?», — задается вопросом он.

Коллектив украинских и польских историков выделяет множество причин, которые привели к конфликту, начиная от крестьянских бунтов и казачьих восстаний ХVI-XVIII веков, при подавлении которых было пролито море крови и которые оставили в сознании будущих поколений взаимные обиды и чувство социальной несправедливости.

Также они отмечают результаты войны 1918-1919 годов, которую Украина проиграла Польше и стала рассматривать ее как преграду на пути к созданию независимой Украины, неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, основанную на национализме национальную политику Речи Посполитой, а в последствии Польши.

Со стороны Украины они отмечают террористическую и саботажную деятельность ОУН на территории Польши в межвоенный период, антипольскую деятельность ОУН во время Второй мировой войны. По мнению историков, сыграло роль в усилении украинско-польского конфликта и влияние обоих режимов, советского и немецкого. Война повлияла на людей деморализующе, подстегнула к отходу от норм социального поведения, что обусловило кровавый и преступный характер конфликта.

«Источники польско-украинского конфликта в годы Второй мировой войны в нашем общем прошлом являются следствием давних обоюдных предубеждений, причиненных обид»,

— считают они.

В июле 2016 года сейм Польши признал 11 июля национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против жителей II Польской Республики в 1943-1945 годах.

Весной 2017 года в польском селе Грушовичи рядом с Перемышлем самовольный памятник УПА. Снос мемориального объекта произвели местные активисты, однако власти дали на это согласие, поскольку памятник был установлен самовольно.

В феврале 2018 года сенат Польши уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинских националистов, отрицание Волынской резни и утверждения о пособничестве поляков нацистам в годы Второй мировой войны.


Карта расположения села Вершина. Территория Шаралдаевской сельской администрации Боханского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа

На вершининском кладбище. Фото Ю. Лыхина, 2005 г.

Жилой дом в Вершине. Фото А. Вишневской, 1997 г.

История Вершины, или как поляки оказались в Сибири

Услышав польское приветствие «Дзень добры», а не «Здравствуйте», задаю себе вопрос, действительно ли я нахожусь в Сибири, в 130 километрах на северо-запад от Иркутска, на российской земле? И до момента моего появления здесь все говорили именно так. Так кто же эти люди?

В 1996 году, когда я первый раз посетила Вершину, приезд сюда не был мною запланирован - организаторы туристического маршрута на Байкал приготовили для нас несколькосюрпризов. Одним из них было посещение какого-то села.

Внешне это село не очень-то отличается от многих тысяч других, разбросанных как по европейской, так и по азиатской части России. Но уже после нескольких минут пребываниясреди жителей Вершины поляк чувствует себя почти как в Польше. Почему? Благодаря этому «дзень добры». Однако знание вершининцами польского языка на этом не заканчивается. Потомки польских экономических эмигрантов первой четверти XX века в большой степени сохранили язык отцов, и, несмотря на многочисленные русицизмы, приветливых хозяев легко можно понять.

Вершина появилась как место поселения польских шахтеров, приехавших сюда в начале XX века по реформе Петра Столыпина из Домбровского угольного бассейна. Царскимвластям необходимо было освоить сибирские земли, и в 1906 году министр внутренних дел П.А. Столыпин начал реформу, по которой крестьяне могли выйти из общины и поселитьсяна новых, слабо заселенных к тому времени территориях, получив при этом в обработку землю. Желающие выехать из западных районов империи (им была обещана помощьгосударства при переселении) поселялись на азиатских территориях. Здесь появлялись специальные склады с сельскохозяйственным оборудованием, пункты для переселенцев,бараки, школы, больницы. Кроме 15 десятин земли (1 десятина равнялась тогда 1,0925 га) переселенцы получали 100 рублей единовременной материальной помощи и скидку нажелезнодорожные билеты.

До 1918 года Польша была разделена на территории влияния, а населенные пункты (Блэндув, Олькуш, Чубровице, Сосновец и Хрущобруд), из которых происходили вершининские поселенцы, лежали в границах Российской империи. Те из жителей Домбровского бассейна, которые были привлечены обещаниями разнообразной помощи со стороны государства и решились стать иммигрантами, несколькими месяцами раньше выслали в Сибирь своих представителей, так называемых ходоков, чтобы они выбрали место для поселения. Территория для поселения была определена еще в 1908 году. Большой интерес шахтеров к переселению объясняется причинами экономического характера. Тяжелая социальная ситуация, когда, например, по данным 1911 года, в течение двух лет заработок снизился на 10 %; болезни, связанные с профессией, а также отсутствие надежд на лучшее будущее - все это подталкивало к переселению. Более зажиточные крестьяне, кроме того, видели в этом возможность быстрейшего обогащения.

Хотя Вершина была одним из многих поселений, появившихся в этих условиях, ее феномен состоит в том, что только здесь поляки, несмотря на значительную интеграцию в советское общество, до сегодняшнего дня сохранили осознание своего происхождения, язык предков (хотя и с добавлением русских слов), а также религиозные отличия. Все это имеет для них большое значение.

Однако, несмотря на обещания правительства, журналы того времени переселенческую акцию оценивали негативно. Это можно проследить в силезской прессе, например в «Kurier Zagłębia Polityczny, Społeczny, Ekonomiczny i Literacki». В 1910 году статьи, говорившие об эмиграции и реэмиграции, появлялись неоднократно, часто на первой полосе, и неотличались оптимизмом. Уезжавшие в Сибирь не чувствовали себя уверенно и безопасно, так как они оставляли прежнюю жизнь, покидали родные места и людей, среди которых выросли. Тот факт, что, несмотря ни на что, они решались на такой трудный переезд, ярко свидетельствует о тяжелой жизни, а также о надеждах, связанные с переселением. У людей, с которыми я разговаривала, очень сильна память о самых первых годах основания села. Воспоминания об этом передаются из поколения в поколение. В большинстве воспоминаний говорится о том, что главной причиной переезда из Силезии были тяжелые условия жизни и труда.

Часть недовольных условиями переселенцев вернулась в Польшу, расставаясь с возможностью, в общем-то, единст-венной, улучшить свою судьбу. Следует принять во внимание, что выдержать тяжелые условия жизни на чужбине и остаться здесь смогли только самые закаленные и самые зажиточные. Раскорчевка таежных земель, конфликты с местным населением и жизнь на первых порах в землянках или шалашах у многих людей отбили желание остаться. Возвратиться на родину тоже было тяжело, так как нужно было самим оплатить переезд и заново начать жизнь. Ведь наверняка те, кто уезжал в Сибирь, думали, что никогда в Силезию не вернутся.

Польские основатели Вершины оказались не в безлюдном крае, а по соседству с бурятами. Кроме антропологических и языковых различий переселенцам бросалась в глаза и разница в религиозных убеждениях. Для европейцев религия бурят казалась экзотикой. Близкое и постоянное присутствие единственных до того времени хозяев территории имелобольшое значение для сохранения национального сознания и своей, в том числе и религиозной, культуры поляков.

В связи с тем что переселенцы были выходцами из разных местностей, до переселения они не составляли организованной группы. Традиций совместного проживания, складывающихся в течение нескольких поколений, здесь не было. Новая общественная жизнь только должна была сформироваться.

С самого начала существования Вершины в процессе формирования и поддержания самосознания переселенцев и их потомков большое значение имели христианское вероисповедание и римско-католические обряды.

Поселенцы должны были где-то жить, но сразу построить дома они не могли в силу разных причин, одной из которых было тяжелое экономическое положение. Поэтому на безопасном расстоянии от реки Ида, вдоль ее правого берега (по другой стороне жили буряты) они выкапывали землянки, выкладывая стены деревом. Для того чтобы получить земли для занятия земледелием, нужно было выкорчевывать деревья в лесу. Появлялись ремесленные мастерские. Память о первых трудных годах живет до сих пор.

Сразу после переселения было принято решение о строительстве школы и костела, которые поставили в 1911–1915 годах. Уроки в трехлетней школе (в том числе и Закон Божий)первоначально проводились на польском языке. Это хорошо помнят только старшие жители Вершины, бывшие в то время учениками. Учителями были сами поселенцы. Затем учебупродолжали в Дундае - населенном пункте, лежащем в трех километрах по направлению к Иркутску. Это свидетельствует о том, что польские переселенцы осознавали и хотелисохранить отличия в своей культуре уже в момент поселения. Ведь наиболее значительными составляющими самоидентификации, принимая во внимание соседство бурят, были язык и религия.

В период Великой Отечест-венной войны в результате внутренних миграций в стране в селе появились представители других национальностей, а вместе с ними пришла другая религия. Я имею в виду русских, украинцев, татар, армян. Но, несмотря на это, жители Вершины польского происхождения сохранили свои религиозные ценности и отличия.

Как я уже упоминала, переселенцы из Домбровского бассейна первоначально не составляли консолидированной группы. Но хотя и приехали они из разных местностей, всех их объединяли общая культура, традиции, происхождение, а также цель и средства ее реализации. Положение эмигрантов и заселение общей территории привели к тому, что изнезнакомых между собой людей сложилась организованная группа. На дальнейшее развитие общности повлияли необходимость постройки домов, организация ремесленных мастерских, строительство школы, костела, а также соседство людей, отличающихся от поселенцев по многим пунктам. Первоначально определенным авторитетом в среде эмигрантов пользовались ходоки. На форму общественной структуры села повлиял и как опыт из истории польских эмигрантских сообществ, так и специфика России и, позднее, Советского Союза.

Так как земли для проживания поляков были выделены на территории бурят, с самого начала эти две различные группы вступили в контакт. Земля для поселенцев была выделена на высоком берегу реки Ида, там, где в нее впадает ручей Яматский. Отсюда первое название поселения - участок Ямат-ский. Но в том же году название заменили на Трубачеевский, что было связано с фамилией представителя бурятского деревенского сообщества Трофима Трубачеева, противившегося появлению здесь эмигрантов. Как уже отмечалось, суровый климат и тяжелые условия первоначального периода обустройства на новом месте вынудили часть приехавших вернуться в Силезию. В их числе были и ходоки, которые, несмотря на отсутствие дотации на обратную дорогу, вернулись назад.

Известно, что национальное, культурное, религиозное или любое другое сознание почти всегда усиливается в результате попыток его ликвидации или унификации с другим, например, с преобладающим на данной территории. Но бывает и так, что оно (сознание) поддается внешнему влиянию.

В Вершине на осознание и выражение «польскости» огромное влияние оказала общественно-политическая ситуация в России, СССР и затем опять в России. На первоначальномэтапе существования польского поселения для выражения польскости не было никаких ограничений. Например, была построена часовня для поляков, школа, в которой учили напольском языке. Ситуация радикально изменилась во времена Советского Союза: было ликвидировано обучение на польском языке, закрыт костел, предпринимались попыткилаицизации (отказ от религии) населения. Однако расцвет преследований пришелся на 1937 год. Тогда работники НКВД вывезли и расстреляли тридцать человек - наиболее уважаемых в селе людей. Эта трагедия сильно повлияла на судьбы оставшихся в живых людей, прежде всего женщин с детьми. Не было никаких восстаний, мятежей, продолжалась обычная трудная жизнь. Но все были запуганы, боялись даже учить своих детей основным молитвам. Принудительная организация колхозов в 30-е годы также явилась одной из причин обнищания и страха жителей села.

Многие годы жители Вершины не имели контактов с Польшей. Сразу после переселения в Сибирь поляки переписывались с оставшимися в Силезии родственниками и знакомыми. Но со временем они умирали, и это усложняло возможности поддержания отношений. В последние годы контакты начали возобновляться. В 1960-х годах село посетила Ханна Кралль, описавшая Вершину в одном из репортажей с востока СССР, приехали туда также репортеры польской кинохроники. Репортажи кинохроники, которые в период социализмапоказывали перед каждым сеансом, прежде всего служили индоктринации (обработка в духе определенной доктрины) общества.

Установление достаточно регулярных отношений жителей Вершины с родиной стало возможно, когда к власти в СССР пришел Михаил Горбачёв. Именно тогда в Вершину началиприезжать польские миссионеры, учителя. Это был конец 80-х - начало 90-х годов XX века.

В этот период село начали посещать польские туристы, как самостоятельно, так и группами. Моя первая встреча с Вершиной состоялась, как уже отмечалось, именно во времятуристической поездки. Туристы расспрашивали жителей об истории села, обычаях. Эти встречи имели и имеют большое значение для сохранения «польскости», помогая жителям села по-новому посмотреть на нее. Достаточно вспомнить, что президент Польши Александр Квасьневский (в декабре 2005 г.заканчивается второй срок его президентства) во время визита в Иркутск, в 1990-х годах, встретился с представителями Вершины. Эта «польскость» в настоящее время уже не ассоциируется с былыми преследованиями. Наоборот, вершининцы понимают, что, представляя отличную от других национальную группу, они вызывают больший интерес к себе.

Специфика политических и общественных отношений в бывшем Советском Союзе обусловила определенную унификацию народов и культур, находящихся на его территории.Несмотря на это, жители Вершины (я имею в виду главным образом ту их часть, предки которых приехали из Польши, а конкретно из Домбровского угольного бассейна), в большинст-ве своем сохранили язык и обычаи отцов. Если с польской речью гость встречается сразу по приезде в село (а иногда и раньше - в автобусе, когда едет кто-нибудь из вершининцев), то проявление обычаев легче всего заметить в обрядах - как религиозных, так и светских, например в праздновании именин (в России отмечают день рождения).

В заключение хочу добавить единственное: хотя мой последний визит состоялся восемь лет назад (летом 1997 г.), я уверена, что гостеприимство и приветливость жителейВершины к гостям со всего света, а особенно к полякам не подвергается эрозии. Нам остается жить надеждой, что молодежь, так же как представители старшего поколения, знает,ценит и культивирует наследство предков.

Перевод Н.А. Бартошевич

ЛИТЕРАТУРА

Bazylow L. Historia Rosji (История России). - Wrocław, 1985.

Bazylow L. Syberia (Сибирь). - Warszawa, 1975.

Emigracja z ziem polskich w czasach nowożytnych i najnowszych, XVIII–XX w. (Эмиграция из польских земель в новое и новейшее время, XVIII–XX вв.). - Warszawa, 1984.

Emigracje zarobkowe na tle wschodnioeuropejskich i polskich struktur społeczno-ekonomicznych (Экономическая эмиграция на фоне восточноевропейских и польских общественно-экономических структур). - Toruń, 1974.

Encyklopedia Powszechna (Всеобщая Энциклопедия). - Warszawa, 1973. - T. I; 1974. - T. II; 1976. - T. III, IV.

Figura L. Wieś Wierszyna. Z problematyki kulturowej polskich mieszkańców Syberii (Деревня Вершина. Из культурной проблематики польских жителей Сибири): Praca magisterskaprzygotowana pod kierunkiem prof. dr hab. J. Bachórza. - Uniwersytet Gdański, 1995.

Tożsamość narodowościowa w diasporze. Wieś Wierszyna w Obwodzie Irkutckim w Rosji (Национальное самосознание в диаспоре. Деревня Вершина в Иркутской области в России) // Etnos przebudzony. Seria: Studia Ethnologica. - Warszawa, 2004. - S. 83–111.

Wiśniewska A. Proces kształtowania się i rozwoju tożsamości etnicznej mieszkańców Wierszyny (Syberia środkowa) (Процесс формирования и развития этнического самосознания жителей Вершины /Средняя Сибирь/) // Etnografia Polska. - Т. XLIV, nr. 1–2. - S. 99–114.

Zarobki górników w Zagłębiu Dąbrowskiem (Заработки шахтеров в Домбровском бассейне) // Kurier Zagłębia Polityczny, Społeczny, Ekonomiczny i Literacki. - 30. 05. 1911 (nr. 146).

ANNOTATION

Agata Vishnevska. The history of Vershina, or How the Poles were found in the Siberia.

The article of Polish explorer is devoted to the history of the Siberian village Vershina founded by the migrated Poles at the beginning of XX century. The author considers how the countrymen of Vershina reserved their language, polish culture and national self-consciousness.

Агата Вишневская,
историк,
г. Варшава, Польша

Журнал "Тальцы" №4 (27), 2005 год

Благодаря постоянной территориальной экспансии, начавшейся еще в XV веке, в состав России вошли земли, заселенные сотнями народов. Однако только со времен Петра I Россия стала прирастать Европой. Под властью Петербурга оказались бывшие шведские крепости, балтийские торговые города, кафедры крупнейших епископств, а под конец XVIII века расширение стало вестись за счет крупнейшего геополитического соперника России предшествовавших двухсот лет - Речи Посполитой. К 1795 году эта экспансия завершилась окончательным разделом Польши между Веной, Берлином и Петербургом и ликвидацией независимого польского государства. «Лента.ру» отвечает на 14-й «спорный вопрос» русской истории: «Характер национальной политики самодержавия и ее оценка», - взяв в качестве примера Польшу и поговорив с польским историком Миколаем Геткой-Кенигом, аспирантом исторического факультета Варшавского университета, преподавателем Открытого университета и членом научного общества Collegium Invisibile.

По мнению Гетки-Кенига, утрату независимости Речи Посполитой предопределила недальновидная политика ряда польских магнатов, стремившихся вмешивать восточного соседа в свою политическую борьбу. В дальнейшем, считает историк, у польских элит был шанс сохранять видимость политической и административной самостоятельности - благодаря Конституции Царства Польского, дарованной Александром I. Однако шанс был упущен после восстания 1830 года, поднятого романтически настроенной молодежью. На насильственную русификацию поляки ответили эмиграцией, культивированием родного языка в кругу семьи и новыми восстаниями. В итоге в польском обществе сложился однозначно отрицательный образ Российской империи, который сохраняется до сих пор.

«Лента.ру»: Значительные территории, населенные поляками, вошли в состав Российской империи после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. Однако Россия оказывала значительное влияние на внутреннюю политику польско-литовского государства и раньше. Когда Речь Посполитая реально начинает утрачивать государственность?

: Российское государство начинает оказывать фундаментальное влияние на Речь Посполитую с начала XVIII века, точнее, с начала Северной войны - в ходе нее Петр I использовал политическое замешательство на территории Речи Посполитой.

Надо понимать, что собой тогда представляла Речь Посполитая. Польское государство того времени мы называем шляхетской республикой. Важную роль в управлении государством играло дворянство - шляхта, которой руководили могущественные магнаты. Например, семьи Потоцких и Чарторыйских. Они, в свою очередь, для укрепления позиций в Польше часто искали опору в петербургском дворе.

На политическую ситуацию в целом и на короля Речи Посполитой в частности влияли как шляхта, так и страны-протекторы. Россия была не единственным покровителем группировок польской шляхты. Этим занималась Австрия, а чуть позже - Пруссия.

В результате шляхетские группировки, искавшие поддержки при других дворах, оказывались их заложниками. Например, последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский, ставленник Екатерины II, получил трон благодаря военной интервенции России - в 1764 году выборный сейм, под наблюдением русского посла Кейзерлинга и под дулами русских войск, единогласно провозгласил его королем Речи Посполитой. Шляхтичи, приехавшие на сейм, не имели другого выбора. Влияние русской императрицы Екатерины Великой на Августа объясняется их эмоциональной и романтичной связью. Эта связь и помощь, оказанная ему Петербургом при восхождении на престол, предполагали, что он будет соблюдать некоторую верность России. Однако на самом деле серьезного влияния на политику Августа это не имело. На протяжении всего своего правления - вплоть до полного упадка Речи Посполитой - он старался избавиться от протектората России. Екатерина со своей стороны пыталась сопротивляться этому. Кончилось это тем, чем кончилось, - разделами Польши и полной утратой ею государственности.

Насколько Екатерина II была заинтересована в разделах Польши? Известно, что именно она рисовала карты разделов.

При первом разделе Польши в 1772 году России отошли самые периферийные земли (районы Витебска, Полоцка, Мстиславля, Двинской земли, Ливонии). После польско-российской войны в 1792-м произошел второй раздел Польши - его причиной стала Майская конституция Речи Посполитой, воспринятая Екатериной как шаг в сторону независимости Польши от России. Императрица явно была противницей подобных идей Станислава Августа и польских элит. Речь Посполитая проиграла войну, и России отошли все белорусские земли до Динабурга, Пинска, Збруча, восточная часть Полесья, украинские области Подолья и Волыни.

Последний раздел Речи Посполитой произошел в 1795 году. Восстание Костюшко, направленное против разделов страны между Пруссией, Австрией и Россией, стало поводом для того, чтобы эти страны полностью ликвидировали польско-литовское государство. Россия получила земли к востоку от Буга до Немирова-Гродно. В результате четвертая часть всех земель Речи Посполитой отошла России. Остальное получили Пруссия и Австрия.

Расскажите об условиях, на которых польские земли вошли в состав Российской империи. Получили ли поляки какие-то гарантии своей автономии?

В результате трех разделов Польши Россия получила территорию, которую мы называем семью Восточными губерниями. Сегодня это территория Белоруссии, Украины и Литвы. Шляхта, проживавшая на этих территориях, идентифицировала себя как поляков - она говорила по-польски и жила по польским традициям. На этой территории почти не было крупных городов, городской буржуазии, но сельское население было достаточно значительным по численности.

В то время сельские жители с трудом могли идентифицировать свою национальность, население было смешанным, поэтому, говоря о поляках на этой территории, я буду говорить в первую очередь о шляхте. В этих губерниях проживали богатейшие польские магнаты, которые стали подданными Российской империи.

Сразу же после разделов Польши Петербург провозгласил себя сторонником мирной политики в новых губерниях и попытался наладить отношения с польской элитой. Известно, что на этих землях польская шляхта продолжала сосредоточивать в своих руках значительную власть, хоть она больше и не была на передовых позициях. В целом система управления изменилась. Появилось административное деление на губернии, управлять которыми приехали русские губернаторы. Но власть старалась заинтересовать шляхту в государственной или военной службе императору. Сделать это было довольно сложно, поскольку культ службы императору, как и табель о рангах, для польской элиты были в новинку. Важно отметить, что империя пыталась именно мотивировать польских дворян идти на государеву службу, а не заставляла делать это. Власть не видела в репрессиях смысла. Такова была политика и Павла I, и его сына Александра I.

Можно ли сказать, что польская элита симпатизировала какой-то стране, которая участвовала в разделах Польши?

До разделов Польши магнаты постоянно искали опору в петербургском дворе, чтобы укрепить свои позиции в Польше. Именно поэтому магнатам в польской историографии приписывается, скорее, негативная роль. Считается, что именно они довели Речь Посполитую до упадка. Богатейшие семьи не до конца понимали, что такие отношения с соседней империей закончатся разделом их страны.

В традициях Речи Посполитой, которые сохранялись шляхтой, монархическая власть не имела реальной силы. Фактически страной управляли магнаты и шляхта, их власть была идеальна с точки зрения традиций. И, конечно, они желали слабого монарха и искали в Екатерине II союзницу, которая защитила бы этот их интерес. Они наивно полагали, что Екатерина поможет ослабить монархическую власть Станислава Августа без каких-либо последствий. Они не ожидали, что в 1792 году российское войско войдет на территорию Польши, чтобы остаться навсегда. Екатерина же использовала ситуацию, чтобы завладеть территорией. В итоге Екатерина расширила свои владения не только за счет восточных польских земель, но и за счет магнатов и шляхты.

Как польские элиты относились к другим участникам «союза черных орлов» (все три страны, принявшие участие в разделах Польши, имели черных орлов в своих гербах - прим. «Ленты.ру» )? Отличались ли условия присоединения польских земель к Австрии и Пруссии от российских?

В России для польской шляхты ситуация была наиболее благоприятной. Но шляхте удавалось сохранять влияние не только на территориях, присоединенных к России, но и в прусской и австрийской частях бывшей Речи Посполитой. Однако на этих территориях невозможно было представить поляка в качестве вице-губернатора, а вот в присоединенных к России землях это происходило. Пруссия и Австрия пытались жестоко подчинить себе местные элиты, проводя политику централизации. Для поляков высокая централизация и постоянный контроль из столицы были шокирующими - к такому способу управления государством они не привыкли.

Как формировалось и развивалось движение за восстановление независимости Польши? Какие существовали планы воссоединения разделенных земель?

После разделов Речи Посполитой в бывшем польском государстве не было единой политической силы, способной возглавить освободительное движение и вернуть утраченную независимость. Варшавское герцогство, которое основал Наполеон в 1807 году на польских территориях, отошедших во время второго и третьего разделов к Пруссии и Австрии, было первым политическим образованием, имевшим характер польского национального государства. Польская элита надеялась, что герцогство разрастется до былых размеров Речи Посполитой.

Отношения между Францией и Россией тогда были очень сложными, и все понимали, что обе державы еще проявят свои амбиции. До начала войны 1812 года польская элита надеялась на присоединение к герцогству земель, отошедших к России во время разделов Польши.

В итоге вышло по-другому - Франция эту войну проиграла, а значительная территория Варшавского герцогства, то есть бывшие прусские и австрийские земли, в том числе и Варшава, были присоединены к России. После того как Россия получила часть Польши, занятую до этого Наполеоном, было непонятно, что предпримет Александр - восстановит независимое польское государство или сделает эти земли частью своей империи. С независимостью были связаны определенные надежды населения, но в Петербурге выбрали второй вариант. После провозглашения Александром I автономного Царства Польского в составе России польские элиты не проявили желания начать войну с Россией за независимость. Напротив, союз с Россией удачно комбинировал территорию Варшавского герцогства с территориями семи Восточных губерний, присоединенных к российскому государству ранее.

Александром в Польшу были отправлены люди, надолго определившие политику в отношении польских территорий - россиянин Николай Новосильцев, в будущем граф и соратник императора, бывший министр иностранных дел империи поляк Адам Чарторыйский, которые вместе занимались построением польской администрации и позже остались в Польше проводить политику Александра. Российская дипломатия, которую в 1804-1806 годах возглавлял Адам Ежи Чарторыйский, во время войны с Наполеоном работала над проектом захвата прусских территорий и воссоздания польского государства. Однако этот проект не был реализован, да Александр вряд ли вообще имел такое намерение. Когда замысел Чарторыйского стал известен, его влияние при дворе заметно ослабло.

С 1815 года начинается история Царства Польского. В составе Российской империи польские земли получили собственную конституцию, выборный сейм, право иметь собственную армию…

Царство Польское появилось после Венского конгресса 1815 года, и до польского восстания 1830-1831 годов его территория считалась отдельным государством, находившимся в личной унии с Россией. То есть речь шла о политическом объединении двух государств под руководством одного монарха. Министр иностранных дел России представлял совместные интересы Польши и России, но Царство Польское имело свою администрацию, войско, систему налогообложения, финансов и судов. Поэтому мы можем говорить о жизни двух отдельных независимых государств. Поляки сами осуществляли государственное управление, а министры были подчинены единому монарху, сперва Александру I, после его смерти - его брату Николаю I. Императора в царстве представлял его наместник. Несмотря на единовластие монарха, он не влиял на польские институты. Подкрепить эту идею может тот факт, что официальным языком внешних сношений Царства Польского был французский. Все официальные государственные документы исполнялись на польском и французском. В конституции царства было написано, что ее землями могут управлять только поляки.

В качестве контраргумента часто вспоминают, что управление польским войском осуществлял младший брат Александра I - Константин, который в 1826 году стал наместником императора в Польше. Будучи членом царской семьи, второй раз он женился на польке Жанетте Грудзинской - таким образом он подкреплял свою польскую идентичность. Поэтому можно говорить о том, что сам дух конституции не был так уж сильно нарушен. Неоднозначным было назначение царским «комиссаром» в Польше Николая Новосильцева, который на протяжении двух лет управлял Варшавским герцогством после его оккупации в 1813 году. Так что откровенно непольское происхождение некоторых царских ставленников беспокоило общество.

Какими были мотивы Александра I, давшего Царству Польскому конституцию?

Не совсем понятно, какой замысел преследовал Александр I. Известно, что царь был человеком, который хотел нравиться и пользоваться одобрением окружающих. Он желал выглядеть либералом, которого будут хвалить в европейских столицах за открытые и свободные взгляды. Может быть, он хотел предстать милосердным царем, который не казнит своих врагов, ведь те, кто руководил Варшавским герцогством, придерживались антироссийских взглядов и воевали с Россией на стороне Наполеона. Все ожидали, что Александр начнет мстить своим врагам. Он же, напротив, как-то ответил на желание народа независимости - все-таки Варшавское герцогство было некоей пародией на государство.

Этот поступок также может объясняться увлечением Александра либеральными идеями. Возможно, он трактовал Царство Польское как своеобразный эксперимент, ему хотелось посмотреть, каково это - быть конституционным правителем. Известно, что он давал поручение Новосильцеву разработать проект Конституции Российской империи. Из этого ничего не вышло, но такие планы были. Он был заинтригован идеалом конституционализма.

Как осуществлялась интеграция поляков в русское общество?

Неправильно говорить о массовом отъезде польских шляхтичей в Петербург ради построения карьеры, но такая тенденция была. Александр старался привлечь украинскую, белорусскую, литовскую, польскую элиты к государственной службе. В имперском сенате заседали поляки. Для примера можно вспомнить того же Адама Ежи Чарторыйского.

Поляки в Петербурге занимались не только политикой и государственной службой. Начало XIX века было временем, когда польская культура в России достигла своего расцвета. Польские художники, такие как Александр Орловский и Юзеф Олешкевич, начали конкурировать с русскими и получать заказы при дворе. Достаточно вспомнить о литературном труде Адама Мицкевича и его связях с Пушкиным. Активную деятельность вели не только представители культуры, но и торговое сословие.

Москва также притягивала поляков, но Петербург по-прежнему оставался более привлекательным для тех, кто был амбициознее. На другие территории России поляки самостоятельно выезжали редко - многие польские семьи пустили корни в Сибири, только когда их туда выслали. Однако до 1830-х годов власти не были заинтересованы в переселении поляков. Многие богатые семьи, проживавшие на территории присоединенных земель, посылали своих детей в Варшаву, столицу Царства Польского, чтобы те могли осесть на своей родине.

Как жили поляки, оказавшиеся в России за пределами Царства Польского?

Конечно, поляки встречались с негативной реакцией при дворе и на государственной службе, но, скорее, это было связано с некоторыми распространенными стереотипами. Например, польский шляхтич считался не знакомым с централизованным управлением государством. Соответственно, считалось, что в силу национальности он не мог верно служить престолу и династии.

Польша вместе с конституцией получила множество привилегий, которые в России того времени считались весьма прогрессивными. Как их оценивает польская историография?

В польской историографии этот момент не был оценен однозначно. С одной стороны, некоторые современники ожидали дальнейшего развития польского конституционализма в сторону либерализации. Ведь в политической жизни страны участвовала уже не только шляхта, но и третье сословие, хотя при Речи Посполитой участие в выборах в сейм было разрешено только дворянству. Правительству Царства Польского удалось также значительно улучшить ситуацию в сельском хозяйстве и промышленности. Для польских производителей открылись российские рынки. Двадцатые годы XIX века можно назвать золотыми годами польской промышленности.

Другие историки, отмечая либеральность конституции, не оставляют незамеченной тенденцию к усилению центральной власти. В двадцатых годах XIX века на территории Царства Польского появилась широкая сеть тайной полиции, начала работать цензура, были инициированы репрессии в отношении политической оппозиции царю. Но во многом это было решением польских властей; нельзя сказать, что подобные меры предпринимались исключительно Санкт-Петербургом.

Либеральное отношение русских властей к Польше постепенно начало меняться. Можно ли говорить, что ограничение конституции сопровождалось репрессиями?

Еще в 1815 году было понятно, что дарение конституции полякам Александром I было определенным «актом ласки». Александр был абсолютным монархом, помазанником божьим. Он считал, что оправдываться за свою политику должен только перед богом, а не перед подданными. Возможно, царь ждал от поляков особого отношения - за свой либерализм.

К тому же первый наместник императора генерал Иосиф Зайончек и его окружение придерживались достаточно деспотичных взглядов. Кроме того, смена либеральных настроений императора была связана с общеевропейским контекстом: в начале 1820-х по всей Европе прокатилась волна антимонархических революций. Европа после Венского конгресса пережила немало потрясений. Пример Наполеона как символа Французской революции ломал «старые режимы» во многих странах. Власти опасались, что подобные настроения могут привести к хаосу. Правительство, чувствуя свою неуверенность, стало намного строже относиться к оппозиции. В 1820-м вспыхнуло восстание Семеновского полка против военного начальника графа Алексея Аракчеева. Все эти события сделали из Александра правителя, по стилю похожего на его отца и бабку.

В 1818 году император, открывая польский сейм, говорит, что удовлетворен его работой. Но уже через два года он выражает свое недовольство и критикует деятельность польских управленцев. Этот сейм отклоняет закон об упразднении гласности судопроизводства. Александр не любил критику, и это решение ему не понравилось. В ответ, вопреки конституции, он созвал третий сейм только в 1825 году, а не в 1822 году, как было положено.

Критической точкой можно считать 1825 год, несмотря на то что созыв сейма за несколько месяцев до смерти императора прошел без происшествий. Никто не осмелился критиковать власть, и это вполне отвечало ожиданиям Петербурга. Однако деятельность тайных антирусских обществ в Польше и Литве начинает набирать обороты, и Александр решается на смену польских министров. На высокие должности он отбирает людей моложе себя, которые были больше верны методам абсолютной монархии - в отличие от старой элиты, помнившей времена Речи Посполитой. Тогда же польское войско возглавляет его деспотичный брат Константин. Неизвестно, почему Александр послал его в Варшаву - чтобы усилить контроль над Царством Польским или чтобы избавить себя от общества брата, отношения с которым у царя были натянутые.

Как польское общество восприняло восстание декабря 1825 года?

Материалы по теме

Если говорить о восстании декабристов, то в Царстве Польском общество больше всего интересовал ход следствия над поляками, которые оказались в числе заговорщиков. В основном это были участники Патриотического общества - тайной организации офицеров, большинство из которых происходили из украинской и литовской шляхты. В работе следствия по делам польских участников декабристских обществ участвовала и присланная из России делегация. Позже состоялся судебный процесс перед польским сенатом. В Польше мало кто верил в то, что подсудимые действительно входили в число заговорщиков-декабристов, так что сенат признал их невиновными. Сегодня благодаря раскрытию архивов стало известно, что они действительно присутствовали в списках.

Для поляков важнее был факт смерти Александра I - и потенциальное восхождение на трон его нелюбимого брата Константина. Новости до Царства Польского доходили с опозданием, это создавало неспокойную атмосферу. Когда выяснилось, что на престол все же взойдет Николай, это не успокоило общественность. Нового императора почти никто не знал даже в политической верхушке Царства Польского, не говоря уже о более широких кругах.

Как позже воспринималась фигура Николая I?

Процесс над декабристами сильно повлиял на отношение общественности к Николаю. Важно, что на скамье подсудимых оказались польские аристократы и люди из высшего общества. Чтобы поднять свой авторитет на польских землях, Николаю было необходимо короноваться на престол в Варшаве. Николай не проявлял к этому большого желания, ведь короноваться можно только один раз - на российский трон, остальные привилегии из этого вытекают автоматически. Но речь шла о международных отношениях, и негативное отношение поляков ему было не на руку, к тому же позиции Николая на международной арене не были сильными. В 1829 году царь все-таки приехал в Царство Польское и официально взошел на польский престол. Николай имел полный пропагандистский успех. Поляки получили возможность познакомиться со своим королем, который приехал с женой Александрой и сыном Александром. Образ счастливой королевской семьи, ходившей по улицам Варшавы, разговаривавшей с жителями, смягчил сердца поляков.

Николай начал свертывание конституционного правления в Польше не сразу. С чем это связано?

Николай I никогда не отличался либерализмом. Вероятно, с самого начала своего правления он считал польскую конституцию плохой идеей. Понятно было, что он желал видеть Царство Польское в качестве части России. К тому же управлять одним государством намного легче, чем двумя. Возможно, он ничего не предпринимал в первые пять лет своего царствования, поскольку не хотел сильно менять политическую систему, созданную братом. Конституция Польши была вопросом международных отношений, а противоречить общеевропейским либеральным настроениям Николай не желал. Но как только поляки захотели большего и начали критиковать власть, император изменил свое мнение. Некоторые высокопоставленные поляки пытались убедить Николая, что ситуация в Польше не удовлетворяет население и они хотели бы ее изменить без революционных сдвигов. Император этому не поверил и воспринял восстание 1830 года как неподчинение своей воле, так что речи о сохранении независимости Царства Польского быть не могло.

Верно ли, что именно наделение польских земель в составе Российской империи относительной автономией предопределило в итоге восстание 1830 года?

Да, можно сказать, что конституционная система сама спровоцировала поляков на восстание. Для Николая было очевидным, что восстание оказалось возможным из-за излишней свободы, которой пользовалось польское общество, и ответом на это должна стать жесткая политика по удушению радикальных настроений. Николай понимал, что автономия дразнит поляков, а от полной зависимости сложно перейти к независимости.

Следует прояснить настроения восставших, чтобы до конца понимать, что именно произошло. Восстание 1830 года возглавил офицер Петр Высоцкий. Его соратниками была группа молодых офицеров и студентов, воспитанных в традициях романтичного радикализма и далеких от польских политических элит. Устройство Царства Польского для них было невозможным компромиссом. В сложившихся условиях будущие восставшие не имели шансов на большой карьерный успех. Для офицеров и студентов бунт был способом изменить мир, в котором они жили. Речь шла о смене не только власти, но и в целом системы, парадигмы, в которой существовала молодежь. Россия для них выглядела государством деспотичным - соответственно, личная уния с такой державой негативно влияла на политическое устройство Царства Польского, считали они.

Бунт также спровоцировали ходившие по Варшаве слухи о том, что польское войско будет выслано из страны для помощи в подавлении революций за рубежом, чем активно занималась российская дипломатия. К тому же общий радикальный настрой в Европе подстрекал молодых людей к бунту.

Точкой невозврата для восставших стало убийство ими нескольких польских генералов. Залечь на дно мирно уже было невозможно. Адам Ежи Чарторыйский пытался уладить ситуацию и представить Николаю восстание как акт временного недовольства - поляки якобы верны царю, но хотят перемен. Но Николай не пошел на уступки. В бунте он увидел повод для усиления власти. Маленькая группа восставших наткнулась на нетерпимость царя к любой критике. Началась война.

Какую роль в восстании сыграли тайные патриотические общества в Польше?

Существовали тайные общества, которые не стремились к бунтам и революциям, а просто оказывали влияние на культурную жизнь общества. Те же, кто был недоволен положением дел в Польше, желали революции. Бунт 1830 года начал офицер Высоцкий, который был членом Патриотического общества и руководителем военного радикально-демократического крыла польского освободительного движения.

Каковы были настоящие мотивы восставших, сейчас сказать сложно. Многие из участников бунта, позже жившие в эмиграции, говорили, что конечной целью восстания было убийство царя. Однако возможно, что подобную радикальность они приписали себе значительно позже. Агрессивно были настроены восставшие и в отношении брата царя - польского военачальника Константина.

Каковы результаты восстания 1830 года?

Его результат - ликвидация конституционализма. В первую очередь были ликвидированы сейм и польское войско. Начались конфискации имущества у семей, причастных к формированию временного правительства. Многие польские политические деятели эмигрировали в Европу, радикально настроенных царь отправлял в Сибирь.

В 1832-м появился Органический статут - документ, который прописывал автономные права Царства Польского. Их осталось мало. После восстания на картах Европы Царство Польское больше не выделяли отдельным цветом, оно становилось частью России. С 1840-х на территорию Польши распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

Наместником Польши уже не мог быть поляк, как это было до восстания, им стал фельдмаршал Иван Паскевич. Управлять Польшей начали русские. С этого момента можно говорить о русификации Польши, которая ставила целью повышение эффективности управления польскими землями.

Насколько сильно изменилась жизнь в Царстве Польском после замены конституции Органическим статутом?

Органический статут не имел практического применения и постоянно нарушался. Это никого не смущало. Паскевич и Николай I правили исходя из собственных прихотей. До восстания 1830-го политика царя была очень деликатной, пик же политического радикализма Петербурга наступил после восстания 1863 года, когда в Польше началась постоянная партизанская война.

Как функционировало освободительное движение после смерти Николая I?

После смерти Николая I в 1855 году Варшаву наполнили протестные настроения, недовольство властью, в том числе новым наместником князем Михаилом Горчаковым, который сменил правившего 25 лет Польшей Паскевича. Александр II сразу же проявил себя либералом и заменил Горчакова своим младшим братом Константином. Однако либеральный курс правительства еще больше убедил радикальных поляков в том, что только через давление на Петербург они смогут добиться новых уступок, и на Константина было совершено покушение.

Что спровоцировало волнения 1861 года, которые два года спустя в конечном итоге привели к новому восстанию?

Парадоксально, но одной из причин беспорядков 1861 года был проигрыш России в Крымской войне и восхождение на трон молодого царя Александра II. Это было время значительного ослабления позиций России на международной арене. Организаторы восстания надеялись на слабость Александра II и на помощь Наполеона III, который в то время вел войну с Австрией, поддерживая итальянское освободительное движение. Но французский император имел другие планы.

Александр II, желая поднять свой авторитет в Царстве Польском, начал реформировать земли, возвращать ссыльных из Сибири. Все изменилось, когда в 1863 году был объявлен рекрутский набор 12 тысяч молодых поляков - их подозревали в близости к национально-освободительному и реформаторскому движению и хотели таким образом изолировать от набиравших силу радикалов. Это решение оказалось фатальным и привело к бунту. Начались первые нападения на русские гарнизоны, стали появляться партизанские отряды. В результате польское ополчение, совершенно не обученное военному делу профессионально, сражалось с русской армией в течение двух лет.

В какой степени два последовательных восстания спровоцировали политику русификации Польши и какими мерами проводилась русификация?

Русификацию можно считать ответом на восстания. Александр II повел себя точно так же, как его отец после восстания 1831-го. Он предпочел усилить свою власть. Он начал процесс признания русского языка государственным на территории Польши. С конца 1860-х годов все государственные документы исполнялись на русском. Поляков выручало только долгое знакомство с этим языком. До восстания 1831 года русского в Польше никто не знал, потому что такой необходимости не было. С российской верхушкой поляки говорили по-французски.

При Александре II русский язык стал государственным, на нем преподавали в школах и университетах, магазины и театры тоже стали русскими. На Польшу было распространено действие российского Уголовного уложения. Были упразднены польские органы самоуправления - Государственный и Административный совет, правительственные комиссии и Исполнительный комитет. Был ликвидирован институт наместничества, а вся полнота власти была передана генерал-губернатору Варшавы.

Последним наместником Царства Польского (до 1874 года) стал генерал Федор Берг, участвовавший в подавлении восстания 1863 года. В Петербурге решили, что после смерти генерала его сменщик получит звание генерал-губернатора. Историческое административное деление на воеводства было заменено делением на губернии, польские земли в их совокупности стали называть Привисленскими губерниями или Привисленским краем, что унижало национальную самоидентификацию поляков.

Насколько русификация повлияла на повседневную жизнь поляков?

Конечно, русификацию не воспринимали с большим энтузиазмом. Попытка превратить поляков в русских только навредила образу России. Политика русификации не прекращалась вплоть до 1915 года, когда Польша перестала быть частью России. Но в Польше продолжалась культурная жизнь: были доступны театр, искусство, газеты и литература на польском языке. Многие русские деятели культуры симпатизировали полякам. Например, директор Варшавских театров, герой обороны Севастополя Сергей Муханов, который ставил польские спектакли. В то время многое зависело от личных отношений.

В 1875 году президентом, то есть городским головой Варшавы, был назначен Сократ Старынкевич, которого мы до сих пор вспоминаем добрым словом. Свою популярность он получил за открытость взглядов и идеи модернизации города. Именно он осуществил работы по строительству канализации в городе, которой в то время не было ни в Москве, ни в Петербурге. Свои указы он публиковал на польском. Языком он не владел, но по его просьбе указы специально переводили. По отношению к полякам остро негативно была настроена только русская военная элита. Но я бы не стал говорить о значительных репрессиях в отношении польского населения.

Многие поляки дружили с русскими, но на межнациональные браки смотрели негативно. Вопрос о том, к какой национальности будут принадлежать дети от таких браков, оставался открытым. К тому же поляки стремились сохранить свою национальную идентичность. Я бы отметил, что негативное отношение в основном проявлялось к навязанному из Петербурга административному аппарату, а не к русским как таковым.

Насколько сильной была борьба с русификацией? Перерастала ли она в борьбу за независимость Царства Польского?

После восстания никому не приходило в голову вести партизанскую войну. Тайные общества перестали существовать. Польский язык и традиции культивировалась в кругу семьи. Больше проблем властям доставляли социалистические организации, созданные в том же ключе, что и «Народная воля» в России. Но дело в том, что подобные организации не стремились к построению независимого польского государства. Их желанием было установление интернациональной власти пролетариата. Борьбы с организациями, планировавшими новые восстания, не было, поскольку в этом не было нужды.

После падения власти России над Польшей многие поляки пытались мстить. Это отражалось в уничтожении памятников культуры, оставленных русскими на польских землях, но не более.

В какой степени события XIX века повлияли на отношение сегодняшних поляков к России? Вспоминают ли об этом до сих пор или на первый план вышли события XX века?

Отношения Польши и России в XX веке были не менее сложными, чем в XIX веке. Сегодня на эти отношения больше смотрят через призму XX века, который воспринимается негативно. Если говорить о XIX веке, то можно назвать восприятие поляками этого периода слишком однозначным. Многие, например, не видят положительных моментов для Польши в деятельности Александра I. Но надо сказать, что на формирование негативного отношения к этому историческому периоду повлияли образы, созданные польской литературой. Например, Адам Мицкевич нарисовал образ императора Николая I, который не совсем соответствовал действительности. Часто в его произведениях Николай выступает поляконенавистником, что не было столь откровенно выражено. Я же считаю, что отношения русских и поляков в то время не были однозначно негативными.

Одним из самых убежденных и последовательных противников России на мировой арене уже более четверти столетия является Польша. Свою историческую неприязнь поляки, как правило, мотивируют тремя факторами: присоединением к СССР Западной Украины и Белоруссии в 1939 году, содействием Москвы в создании Польской Народной Республики после завершения Второй мировой войны и «аннексией» Россией Польши по результатам, как любят говорить варшавские историки, «Четырех разделов Речи Посполитой». В связи с тем, что на днях исполнилось 202 года с момента «присоединения Польши к Российской империи на вечные времена», у нас как раз есть повод обсудить третий фактор подробнее…

Для начала — немного предыстории. Следует отметить, что отношения Руси с Польшей безоблачными не были никогда. Еще в далеком Х веке, когда русичи сделали выбор в пользу духовной общности с Византией и политической независимости, поляки избрали для себя подчинение папскому престолу. С этого момента, несмотря на кровное родство, в ценностном, культурном и политическом плане два славянских народа оказались по разные стороны баррикад, и поляки приняли деятельное участие в реализации европейской концепции «Натиска на Восток».

Они дважды совершали масштабные акты агрессии еще против Древнерусского государства под предлогом участия в междоусобных войнах, и даже умудрились в 1018 году, взяв Киев, попытаться полностью подчинить себе Русь, но были изгнаны. Начиная же с XIV века, Польша на пару с Литвой занялась активным захватом земель юго-запада Руси, которые по праву принадлежали династии Рюриковичей. В результате ползучей экспансии в XVI веке под властью Речи Посполитой оказалась большая часть территории современных Белоруссии и Украины, а также часть западных регионов современной России. В захваченных землях поляки устанавливали режим, по форме напоминающий апартеид ХХ века, только гораздо более жесткий. Православное восточнославянское население было фактически абсолютно бесправно.

В 1610 году поляки оказались на пике могущества — их войска заняли Москву. Год спустя они учинили в столице России страшную резню, в результате которой погибли около 7 тысяч москвичей. Однако в 1612 году народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило столицу от интервентов, после чего удача на 300 лет от поляков отвернулась. В середине XVII века по итогам восстания Богдана Хмельницкого и русско-польской войны, Москве отошли Левобережье Днепра и Киев.

Несмотря на то, что у русских царей были все права на добрую половину земель Речи Посполитой, более ста лет Москва, а затем — Санкт-Петербург, вели себя весьма сдержанно, искусственно поддерживая целостность польско-литовского государства и оказывая всю возможную помощь его властям. И лишь когда Пруссия в 1772 году заявила о своих территориальных претензиях к Речи Посполитой, Россия с формального согласия польского сейма присоединила часть территории Руси в районе Витебска и Полоцка. Однако в 1791—1792 году в Польше подняли голову радикальные силы, жестко настроенные против православных и лютеран. Россия в ответ ввела в Варшаву свои войска.

В 1793 году состоялся так называемые «Второй раздел Польши», по результатам которого России была возвращена часть территории Белоруссии и Правобережье Днепра. Поляки остались недовольны утратой земель, которые они считали своими колониями. В 1794 году началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко . Восставшие жестоко расправились с русским гарнизоном Варшавы и двинулись на восток, на территорию современной Белоруссии, однако были на голову разбиты войсками под руководством гениального Александра Суворова . После того, как варшавский магистрат вынес Суворову ключи от города, российские военачальник отпустил по домам тысячи пленных ополченцев и офицеров и объявил амнистию. По итогам восстания Костюшко, Россия забрала себе оставшиеся не польские земли Речи Посполитой — Западную Белоруссию и Волынь. Ни на какие коренные польские земли Санкт-Петербург даже не претендовал.

Однако в конце XVIII — начале XIX века польские националисты стали активными союзниками Наполеона. В 1813 году российские войска в погоне за Бонапартом заняли образованное французами марионеточное Княжество Варшавское. В ходе Венского конгресса Австрия и Пруссия согласились на передачу большей части «Княжества» под контроль Российской империи. Однако никакой «аннексии» не произошло. И вот почему.

3 мая 1815 года было образовано Царство Польское, которое с Россией связывала лишь «личная уния». Польша стала отдельным от России государством во главе с Александром I. Заработала формула «две страны — один император». Либеральный Александр даровал своим новым польским подданным столько прав и свобод, сколько было мало у кого в мире.

Поляки получили собственные Конституцию, правительство (госсовет), парламент (сейм), армию, независимую денежную систему и паспорта. Законы Царства Польского гарантировали свободу католического вероисповедания, использование польского языка и возможность участия в выборах. В российско-польских отношениях ради удобства Варшавы использовался не русский, а французский язык. Отдельно было оговорено то, что руководящие должности в Царстве Польском могут занимать именно этнические поляки. Исключение могло быть сделано только для представителей императорской фамилии (так, в 1826 году наместником в Польше стал брат Александра Константин , женатый на польке).

По приказу Александра I в Польше отстраивались разрушенные в ходе войны города, создавались промышленные предприятия, осушались болота, строились дороги. Был учрежден Польский банк и основан Варшавский университет. За десять лет население «несчастной» Польши увеличилось в два (!) раза.

Однако дарованные Александром свободы дали эффект, обратный ожидаемому. Представители польской шляхты восприняли это все, как слабость, и подняли в 1830—1831 году восстание с целью смещения царя с престола, захвата территории Украины, Белоруссии и Литвы и восстановления Польши в границах Речи Посполитой. Восставшие собрали весьма многочисленную армию (более 80 тысяч человек), арестовали (а затем — убили) представителей местной администрации и членов их семей. Но с мая по сентябрь 1831 года российские войска нанесли повстанцам несколько серьезных поражений и, в конце концов, обратили их в бегство. Осенью бунт был подавлен.

По итогам восстания император Николай I ликвидировал в Польше сейм и госсовет, ввел губернскую систему управления и закрыл Варшавский университет. В официальном делопроизводстве при Николае на территории Царства Польского стал использоваться русский язык (наряду с французским). На смену метрической пришла российская имперская система мер, а рубль заменил польский злотый. Вся полнота законодательной власти перешла к императору. Однако экономическое развитие Польши при Николае I получило новый импульс. Император ликвидировал таможенную границу Польши с Россией, а с учетом того, сколько уже было сделано для развития польской промышленности, местные предприниматели получили просто безграничные возможности.

Пришедший на смену Николаю Александр II резко изменил политический курс императорской фамилии по отношению к Польше. Он радикально расширил автономию Царства Польского, восстановил государственный совет, создал органы местного самоуправления, основал ряд польских национальных высших учебных заведений. В 1861 году в Польше, как и в России, было ликвидировано крепостное право, причем польские крестьяне, в отличие от русских, оказались неплохо обеспечены землей за государственный счет.

И снова, по доброй традиции, польские элиты приняли либеральные реформы за проявление слабости. В 1863 году в Польше началось новое масштабное восстание. Нужно отдать должное польским крестьянам — под впечатлением от получения личной свободы и земель, они бунт шляхты поддерживать не стали. Повстанцы за это развернули против крестьян кровавый террор, те в свою очередь местами сами начали борьбу против своих бывших господ на стороне российской армии. В 1864 году восстание было подавлено.

Нужно сказать, что российские власти после восстания в очередной раз повели себя весьма гуманно. Большую часть участников бунта отпустили на все четыре стороны, наказана была только одна шестая часть повстанцев. Из 77 тысяч установленных бунтовщиков, несмотря на все их зверства, казнили 128 человек, отправили на каторгу — 800. 12500 — выслали из Польши в отдаленные районы Российской империи.

На некоторое время в Царстве Польском была ограничена свобода собраний, за использование польского языка в общественных местах полагался штраф. Кроме того, под запретом оказалась польская «латиница». Именно после этих событий польские националисты сделали ставку на выдумывание «украинского языка» и «украинской нации» с целью ослабления России. После того, как страсти вокруг бунта стихли, российские императоры вплоть до Революции 1917 года права поляков понемногу расширяли.

В целом же, преференции, которые получала Польша от российских царей, дали потрясающие результаты. Если в 1818 году население Царства Польского составляло всего 2,6 миллиона человек, то в 1900 — уже 10 миллионов! Уровень налогообложения в Польше в начале ХХ века был примерно на 20% ниже, чем в России. На каждый рубль уплаченных налогов Польша получала 1,14 рубля государственных дотаций (в европейской части России дотации были в 2 раза ниже). На образование в Царстве Польском выделалось в 5−6 раз больше, чем в Центральной России. Когда в среднем по империи уровень грамотности составлял 19%, в Царстве Польском он достиг уже 35… Хотя в Польше жило всего 8% царских подданных, там выпускалось примерно 25% промышленной продукции империи.

Ради создания «тепличных условий» полякам, недополучали средства исконно российские территории. Благодаря десятилетиям щедрых русских инвестиций Польша смогла состояться в ХХ веке, как достаточно успешное независимое государство. То, как она «отблагодарила» своих благодетелей в 1919—1920, а потом — в 1938 году — это уже немного другая история…



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!